пятница, 21 сентября 2012 г.

                Монастырский комплекс Татев


Монастырский комплекс "Татев" (Tatev Monastery) - находится в Южной Армении, недалеко от города Гориса, в 280 км от Еревана. Рядом расположено одноименное село Татев.
Монастырь Татев. Армения

Путь к монастырю лежит через каньон, спуск и подъем по которому очень утомительны. Туристы, приезжающие сюда на автобусах, предпочитают добираться до монастыря по канатной дороге, перекинутой через ущелье. 
Монастырь Татев. Армения

Говорят, что путешествие по ней оставляет неизгладимое впечатление. Кстати, на верхней станции есть уютный ресторанчик - можно вкусно и относительно недорого поесть.
Монастырь Татев. Армения

Если же ехать на машине или путешествовать пешком, по дороге также открываются потрясающие виды.
Монастырь Татев. Армения

На юго-западе от ущелья возвышается гора Арамазд (языческий бог армян), а на дне его волны реки Воротан (Громовая) сформировали природный мост. Местные жители прозвали его «Чертовым» (или «Дьявольским») мостом. За ним начинается серпантинная дорога к самому монастырю.
Монастырь Татев. Армения

Комплекс Татев был основан на месте языческого святилища и получил свое название в честь Св. Евстафия (Евстатиос-Статевос-Татев), христианского проповедника, мученически погибшего в этих краях за новую веру. А еще «татев» в переводе со староармянского означает «дай крылья» или «лети».
Монастырь Татев. Армения

Монастырь и правда буквально парит над ущельем. 
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Долгие годы здесь действовал университет - крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. На трех отделениях обучали музыке, живописи и литературе - преподавали не только философию и логику, но и грамматику, риторику, математику и естествознание. 
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Главное архитектурное сооружение комплекса - Церковь Св. Петра и Павла (Сурб Погос и Петрос) было построено в 895-906 гг. Несмотря на то, что внешний облик храма строг и лаконичен, внутреннее убранство составляли прекрасные фрески, ныне практически утраченные.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

На оконных барельефах можно увидеть человеческое лицо, к которому обращены головы змей с высунутым жалом. Змеи у армян издревле считались покровителями жилищ.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

К южной стороне главного собора примыкает церковь Св. Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич), построенная в 848 году, а замыкает ансамбль надвратная церковь Св. Богородицы (Сурб Аствацацин), возведенная в XI веке. 
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Вокруг этих сооружений, охватывая их кольцом, были расположены покои настоятеля, трапезная с кухней и кладовыми, жилые и служебные помещения.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

На противоположной стороне обрыва также сохранилась беседка. К ее куполу был привязан колокол, в который звонил наблюдающий при виде вражеских войск, его звон слышали в монастыре.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Кроме храмов с уникальной архитектурой, Татевский монастырь славится качающейся колонной "Гавазан" (посох), которая была возведена в 906 г. Это восьмигранное, высотой около 9 метров сооружение венчает капитель с крестом.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Достаточно прикоснуться к обелиску, и он легко наклоняется в сторону, но затем снова самостоятельно занимает вертикальное положение. Колебания маятника предупреждали население монастыря о землетрясениях.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Кстати, землетрясение, разрушившее монастырь в 1931 году, не смогло повредить качающуюся колонну, и она стоит до сих пор, колокольню же восстановить так и не удалось.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Реставрационные работы продолжаются и в настоящее время, поэтому монастырь не действует. Тем не менее, туристов пропускают без ограничений.
Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Монастырь Татев. Армения

Армянские Традиции, cвязанные с  рождением ребенка. В Рисунках Альберта Габриеляна





Прикрепленное изображение: post-33-0-95374700-1331046637.jpg

Армяне в мире - Одно из главных в семейных традиционных обрядах армян это обычаи и церемонии, связанные с родами, рождением ребенка и после рождения ребенка (карасунк).
В армянских семьях уделяли большое внимание способностям молодой пары к воспроизводству. К сожалению, в старые времен очень часто у женщин рождались мертвые дети, или же умирали в первые годы жизни. Именно из-за этого стали появляться магические и терапевтические процедуры, которые со временем стали традициями. Несколько из них я изобразил в этой работе.
Работа выполнена в виде гранатового дерева (кенац цар), корнями которого являются мужчина и женщина, в руках у них семечко. Плоды граната это традиции, а заканчивается дерево геммой, что означает, что вся жизнь ребенка еще впереди.
В первом гранате изображен момент, когда беременная женщина прыгает через беременное животное. Ими могли быть любые домашние животные: кошка, собака, корова, овца и т.п. Считалось, что в этом случае болезнь, которая называлась тхпотутюн (венерические заболевания) переносятся животному, и ребенок родится здоровым. Болезнь была названа по имени монстра Тхпи. В средневековых рукописях Тхпи изображался в виде Минотавра изображен слева от граната.
Над гранатом изображен змей, во рту которого находится лягушка. Это еще один из способов лечения больной.
Изо рта змеи брали лягушку и делали из нее талисман, который носила больная женщина. Армяне считали, что болезнь на беременную могли наслать злые женщины, которые с помощью тхпаулунка (синие камни, которые падают во время града) насылали порчу.

Прикрепленное изображение: post-33-0-73136300-1331046791.jpg

В каждом селе была женщина, которая обладала мастерством принятия родов. Звалась она татмер. Считалось, что татмер делают роды легкими. Во втором гранате татмер изображена в тот момент, когда она посыпает ребенка солью, тем самым защищая ребенка от вирусов. Все женщины, которые принимали участие в приеме родов, снимали с себя все золотые украшения и пояса и мыли руки с солью после окончания родов.
Рядом изображены 3 ангела. Считалось, если женщина в среду, пятницу или в воскресение не займется супружескими обязанностями, то ангелы женского пола Чорекмут и Урбатмут, а также ангел мужского пола Киракмут помогут беременной во время родов. Англы Чорекмут и Урбамут примут роды, а Киракмут будет стоять у порога и не пускать в дом злых духов.

Прикрепленное изображение: post-33-0-14801900-1331046730.jpg

На третий день после родов татмер приходила в дом искупать малыша, до крещения это ее обязательства. Эта традиция изображена в третьем гранате. После купания татмер отдавала младенца отцу, поздравляя его: «Ар тхаит ачкт луйс лини». А отец дарил татмер деньги (ачкалусенки пох).
Если рождался сын, то советовали 7 раз считать бревна в доме, чтобы родилось еще 7 сыновей. Над гранатом изображены бревна, а слева – телега. Как только начинались роды, то члены семьи разбирали телегу. Считалось, что это облегчит роды. Справа изображены яйца, которые разбивали, чтобы облегчить роды.

Прикрепленное изображение: post-33-0-98356500-1331046932.jpg
Прикрепленное изображение: post-33-0-83839200-1331046868.jpg

В четвертом гранате изображен обряд крещения ребенка. Крещение происходило в восьмой день по рождению ребенка. Крестили в церкви или дома у очага. Дома крестили в основном больных детей, которые находились при смерти, поскольку некрещеных не разрешалось хоронить на общем кладбище со всеми.
Когда везли ребенка на крещение, то по дороге раздавали хлеб нищим, чтобы жизнь ребенка была счастливой. Главные участвующие лица крещения – священник, крестный (кавор) и татмер. В большниствах районах Армении матери ребенка не разрешалось участвовать в церемонии.
Крестили ребенка в купели, находящейся в левой части церкви. Совершая таинство, священник мажет миро рот, нос, глаза, уши, пупок, ноги и руки младенца. Во время обряда священник трижды окунал ребенка в воду, затем передавал кавору, а тот – татмер. Татмер одевала ребенка и передавала его кавору, а кавор за это давал ей деньги.
В левой части изображен чеснок. Он находился у молодой матери под подушкой. Когда везли ребенка крестить, этот чеснок мать бросала за ними со словами: «Возьми тяжесть, дай легкость»
В пятом гранате изображен момент, когда, возвращаясь домой из церкви, крестный с ребенком подходил к матери ребенка, а та становилась на колени, целовала ноги крестного и брала ребенка на руки, а священник в это время читал молитву. После этого в течение 40 дней (карасунк) матери и ребенку не разрешалось ходить в церковь.

Прикрепленное изображение: post-33-0-46285700-1331047055.jpg
Прикрепленное изображение: post-33-0-49243100-1331047002.jpg

В шестом гранате изображен момент, когда спустя 40 дней мать с ребенком идут в церковь. Перед храмом она совершает 40 поклонов на коленях, после этого может зайти в церковь.
Слева изображен деревянный таз (ташт) и ключи. Когда встречались две матери, которые находились в карасунке (это считалось плохой приметой и могло повредить ребенку), то брали ключи из соседних домов, бросали эти ключи в таз с водой и купали в нем ребенка.

Прикрепленное изображение: post-33-0-85655200-1331047115.jpg

В седьмом гранате изображен тот момент, когда уже мать возвращается из церкви. Ее вместе с ребенком купали, сорок раз поливая водой Карасункатасом (так называлась чаша, которой поливали их). После этого они выходили из карасунка.
Вверху изображена детская кроватка, в которой находится кошка. До карасунка ребенок спал с родителями, а после его перекладывали в детскую кроватку. Но перед этим клали туда кошку, чтобы она отогнала злых духов.
Справа изображены золотые изделия круглой формы. После карасунка мать ребенка всегда носила украшения круглой формы (кольца, ожерелья, браслеты), которые изготовляли в воскресение перед пасхой. Они назывались чарчаранц кираки, считалось, что они оберегают ребенка и мать.

В последнем гранате изображен обряд Атамхатика. Он совершался, когда у ребенка появлялся первый зуб. На голову ребенка высыпали изюм, смешанный с пшеницей, которую называли атамхатик или акнасорик (изображение справа от граната). Атамхатик раздавали соседям и родственникам, а они взамен давали фрукты и сладости. Тем самым они хотели, чтобы у ребенка зубы росли красивыми и ровными. Во время обряда гадали на будущую профессию ребенка, расставляя перед ним предметы, принадлежащие различным профессиям. Считалось, что к какому предмету подползал ребенок, тем он и будет по профессии.

Альберт Габриелян 

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...