суббота, 3 ноября 2012 г.

Армянское Рыцарство в IV-VI веках

               


В нашем сознании при словах "рыцарь", "рыцарское поведение", "рыцарская честь" встает образ западноевропейского воина. Между тем "сегодня уже существует возможность рассматривать рыцарство не как феномен, характерный только для европейского региона, а как одно из социальных следствий мирового процесса развития феодального строя"(1). Эту мысль прекрасно иллюстрирует высказывание академика Иосифа Абгаровича Орбели: "Рыцарь, рыцарство, рыцарская доблесть, рыцарская верность - конечно, это все понятия, прочно связавшиеся с представлением о феодальных кругах определенных стран Западной Европы.
Но что же делать, если доблесть украшала не только европейцев, но и сынов Востока, - если верность почиталась лучшим украшением витязя не только в Европе, но и на Востоке, - если рыцарство со всеми его романтически-прекрасными сторонами и со всей его тяжелой, теневой изнанкой сложилось в среде некоторых народов Востока задолго до того, как это назрело в Европе, - если рыцарей, в обычном понимании этого слова, Восток знал и в своей рыцарской поэзии воспевал задолго до того, как звучали песни менестрелей и трубадуров?"(2).
В Армении феодальные отношения складываются к IV в., тогда же выделяется несколько категорий знати: царский дом; непосредственные вассалы царя, крупные аристократы - нахарары; мелкая военно-служилая знать - азаты(3), останики и т.д.

В рассматриваемый период в Армении правила династия Аршакидов (армянская форма Аршакуни). Предки Аршакидов владели небольшим Парфянским царством, основанным около 250 г. до н.э. Аршаком I. Один из преемников Аршака, Митридат I (170-139 гг. до н.э.), завоевывает Иран, где его потомки правили до 226 г. н.э. В 1 в. н.э. на престоле Армении утверждается младшая ветвь этой династии, царствовавшая до 428 г. Впоследствии потомки Аршакидов упоминаются на службе в Иране - Атрормизд / Адур-Ормизд Аршакан (V в.) и Византии - Артабан, Иоанн, Вахан, Григорий, Аршак (V в.), Мануэл, Валентин (VI в.) и т.д. Аршакидское происхождение приписывали себе императоры так называемой Македонской династии (867-1056 гг.)(4), некоторые византийские аристократические роды(5). Перечисление подобных фактов можно продолжить. Однако собственно в Армении потомки Аршакидов не играли серьезной роли уже в VII-VIII вв.
Следующую ступень сословной лестницы занимали наиболее влиятельные феодалы - нахарары.
Первоначально (в древнеармянском переводе Библии) термин "нахарар" имел только значение "правитель", "областеначальник"; параллельно с развитием феодализма в Армении он приобретает значение "феодал", "князь". Титул теряет реальное значение и постепенно перестает употребляться к XI в. Одновременно представители нахарарских родов пользовались титулами "ишхан" и "тер". "Ишхан" - "владетель", "господин", "повелитель", "князь". Термин "ишхан" вообще обозначал, главным образом, лиц, обладавших политической властью, управляющих феодальным княжеством, областью, страной. Отсюда "ишханутюн" - "княжество", "ишханац ишхан" - "князь князей" и т.п. В период позднего средневековья титул "ишхан" в Восточной Армении вытесняется титулом "мелик" (от араб. "малик" - царь). "Тер" - буквально "владыка", "господин", "глава рода", "глава страны". Термин восходит к родовому периоду истории Армении. Также приставка "тер" использовалась духовными лицами в смысле "отец", "владыка", "батюшка". Например, тер-Симон, тер-Григор и т.д. Так произошли современные армянские фамилии Тер-Петросян, Тер-Мкртчян, Тер-Саакян.
Остан (вотчина) нахарара представляла собой фактически автономное владение, во главе которого находился родовладыка (танутер, нахапет, азгапет). В его руках была сосредоточена верховная судебная и административная власть в нахарарстве. Титул танутера передавался по прямой мужской линии в порядке первородства. Представители младших ветвей рода - сепухи служили своим азгапетам и не участвовали в наследовании земель.


Своеобразными инсигниями власти нахарара являлись патив, гах и бардз. Патив (буквально - почет, честь) - головная повязка, которую имели право носить нахарары. Гах (буквально - престол, трон) - место нахарара при царском дворе во время торжественных собраний; бардз (подушка) - сиденье за царским столом(6) В условиях местничества гах определял положение феодала на иерархической лестнице. Последовательность гахов фиксировалась в специальной грамоте - "Гахнамене", официальном списке нахарарских родов "по старшинству". Имена наиболее крупных нахараров занимали верхние строки списка, менее знатные семьи записывались в конце грамоты(7).
Всего существовало около восьмидесяти нахарарских домов(8). Особенным могуществом обладали "старшие по гаху" роды, главы которых носили титул бдэшха. Бдэшхи - это правители пограничных владений, обладавших большей самостоятельностью и выставлявших наиболее крупные военные отряды.
За всю историю Армении с этим титулом упоминается не более десяти фамилий. Можно назвать бдэшхов Алдзника, Гугарка, Ангела (ветвь Багратуни), Кордука, Ноширакана и т.д.
Каждый нахарар нес при дворе какую-либо службу (гордзакалутюн). При Аршакидах эти должности и связанные с ними титулы, как правило, становятся наследственными в той или иной фамилии. Важнейшие должности занимали наиболее влиятельные роды. Например, должность спарапета - верховного военачальника армянских войск - наследственно занимали Мамиконяны. Малхазами - царскими телохранителями - были члены рода Хорхоруни, "потомки Хора Хайказяна, мужи отборные и храбрые, копейщики и меченосцы..."(9) Гнуни были царскими виночерпиями, Хавнуни - сокольничими и ловцами соколов. И так далее, вплоть до должности рода Дзюнакан ("дзюн" - арм. "снег"), "сторожей летних резиденций и поставщиков снега" (видимо, льда для хранения продуктов)(10).
Подробнее следует остановиться на должности рода Багратуни, поскольку в некоторых современных работах допускаются неточности при описании этого вопроса. Глава рода Багратуни носил два титула - аспет итагадир. Тагадир (арм. "таг" - корона) - буквально венцевозлагатель; во 

время коронации царя венец на его голову должен был возлагать танутер Багратуни. Впервые титул "тагадир" встречается в арамейской надписи царя Арташеса I (189-160 гг. до н.э.)(11) Сложнее определить реальное значение и происхождение должности аспета. В науке высказывались различные гипотезы. По мнению С. Петросяна, посвятившего этому вопросу специальное исследование(12), первоначальное значение данного титула - окраиноначальник, наместник. Автор предлагает вариант этимологии термина: аспет - сжатая форма древнего (незасвидетельствованного) "арспет": арспет ("аре" - "сторона", "край" + "пет" - "глава", "хозяин", "начальник"). Титул имеет индоевропейское происхождение. Уже в период последних Аршакидов аспет -это почетный титул Багратуни, без четко очерченных функций.
В летописи Мовсеса Хоренаци приводится интересный эпизод, касающийся вопроса об этом титуле. Смбат Багратуни во время боя захватывает в плен предателя Меружана Арцруни. "Ему (Смбату - А. Р.) приходит в голову, что, возможно, Нерсес Великий (католикос Армении - А. Р.) освободил бы Мехружана, потому он не ведет его в лагерь, а тут же на месте находит все необходимое для уничтожения нечестивца: каких-то людей в палатке, разведших костер, и железный вертел для поджаривания мяса. Нагрев вертел, он сворачивает его в двойной обруч наподобие венца и, раскалив добела, говорит: "Венчаю тебя, Мехружан, ибо ты домогался армянской короны; я же, как аспет, обязан наложить на тебя венец, согласно обычаю и праву моих отцов". И налагает его, все еще в раскаленном, как огонь, виде, на голову Мехружана. Так околел этот злодей. После этого страна, покорившись власти Папа (царь Армении - А.Р.), успокоилась"(13). В ряде источников Багратуни упоминаются как род Аспетов, Аспетуни, Аспетиан(14).

Генеалогия нахарарских родов все еще недостаточно изучена(15). Многие нахарарские дома связывали свое происхождение с легендарной династией Хайказянов. Согласно армянской летописной традиции, hАйк, потомок Йафета сына Ноя, вместе со своим родом вернулся на родину, в Армению. Размножившись, его потомки заселяют страну. От имени hАйка происходит самоназвание армян - hай, название Армении - hАйастан. Мовсес Хоренаци, посвятивший вопросу 
происхождения нахарарских родов значительную часть первой и второй книг своей истории, потомками hАйка называет около тридцати династий. Фамилии, не "доказавшие" своего происхождения из "коренного рода", приписывали себе знатных иностранных предков.
Подобно легендарным "выездам" предков русских дворян, большинство легенд о знатном иудейском, персидском, аланском или ассирийском происхождении нахарарских домов опровергается данными первоисточников. Так, предков Багратуни и Арцруни можно указать еще в эпоху урартов(17), фамилия Аматуни имеет индоевропейские корни и т.д.
Говорить о потомках нахарарских родов среди современного дворянства сложно. Можно, однако, указать Багратионов, потомков Багратуни. К Мамиконянам восходит родословная князей Тумановых, дворян Ениколоповых и некоторых других семей. Меликские дома Арцах-Карабаха-Хасан-Джалаляны, Ме-лик-Бегларяны и другие являются потомками Хаченских князей "из рода Сисака, потомка Хайка".
Большим влиянием в раннесредневековой Армении пользовались также представители некоторых ненахарарских родов. Речь идет о так называемых "священнических" семьях, потомках Св. Григора Просветителя, епископа Альбиана и других.
Одной из важнейших функций нахараров являлось несение военной службы. В Аршакидской Армении основу армии составляла тяжеловооруженная конница, комплектовавшаяся из азатов (азатагунд) - мелкой военно-служилой знати. Каждый нахарарский дом содержал отряд азатов, численность которого зависела от могущества княжества и оговаривалась в "Зоранамаке". "Зоранамак" (букв. Воинская грамота) -документ, во многом сходный с упоминавшимся выше "Гахнамаком" Разница заключалась в том, что в "Зоранамаке" все роды подразделяются на четыре группы (Восточные, Западные, Северные и Южные) и напротив каждой фамилии указано число воинов, которое она обязана содержать и выставлять в случае войны. (Русский перевод "Зоранамака" был опубликован Николаем Адонцем(18).)
За свою службу азаты получали жалованье (рочик, тошак) и земельные наделы. Кроме нахарарских отрядов, существовали полки, набираемые из азатов, земли которых входили в царский домен, - остаников. Объединенным армянским войском по традиции командовали наследственные спарапеты из рода Мамиконян.
Вооружение азатов состояло из тяжелого доспеха, закрывавшего тело всадника; конического шлема, часто с украшениями; копья, меча, иногда секиры либо булавы; лука со стрелами. Зачастую доспехи имели и лошади. Различалось несколько видов мечей: сусер - длинный тяжелый меч, крепящийся на специальной портупее; тур - короткий, крепился на бедре в ножнах. Кроме этого, выделяли боевые и богато украшенные "дворцовые" мечи. Последними, по-видимому, в боях не пользовались. Важной частью экипировки воина являлся кинжал (нран), который закреплялся на бедре специальным образом(19). Однако основным видом оружия армянского всадника являлось копье. Для Иранского мира, с которым была очень тесно связана средневековая Армения, характерно такое отношение к этому виду оружия, при котором оно становится особенным символом социального ранга и достоинства(20).
Не касаясь специально вопроса развития военного дела в феодальной Армении, укажем, что армянские полководцы использовали в боях различные тактические приемы. Практиковались внезапные атаки, ложные отступления, марш-броски, использовались укрепленные лагеря (лакиш) и осадные орудия, существовали специальные разведывательные отряды, сложные системы оповещения и т.п.
В качестве примера приведем описание Аварайрской битвы, произошедшей 26 мая 451 г., составленное очевидцем событий историком Егише. Это сражение явилось кульминацией антииранского восстания 450-451 гг., вызванного требованием персидских властей отречься от христианства. После Аварайра и в условиях начавшейся партизанской войны персидский шахиншах Йездигерд II (438-457 гг.) вынужден был пойти на уступки и более не посягал на христианство в Армении(21).


"А отважный Варда(22) выступил вперед, расспрашивал своих вельмож, и в согласии с общим мнением так назначил военачальников:
Первый полк отдал под власть князя Арцруни и в соратники ему [определил] великого князя Мокского. А все прочее нахарарство [назначил] хамхарзами(23) [этих] обоих и множество войска расположил на крыльях, с одной и с другой стороны.
И второй полк он вверил Хорэну Хохоруни и в соратники ему [дал] Ынцайина и Нерсеха Каджберуни.
И третий полк вверил Татупу Ванандаци и соратником его повелел быть Тачату Гнтуни, и многих из храбрых мужей [поставил] по крыльям, с той и с другой стороны.
На себя он взял полк четвертый и в соратники себе [взял] храброго Аршавира и родного брата своего Хамазаспяна.
Располагал и устраивал он фронт, обращая его на все стороны поля, в точности против полка Ариев(24), на берегу реки Тимут(25).
И когда они таким образом приготовились, обе стороны распалились и, полные решимости и великой ярости, со звериной силой бросились одна на другую, и шум криков обеих сторон создавал гром, какой [рождается] между столкнувшимися тучами, а звучание голосов потрясло утесы гор. От множества шлемов и от одетых в сверкающие доспехи исходили как бы солнечные блики, также и от великого блеска мечей и от бряцания множества копий загорались, [падая] с небес, как бы огромные вспышки пламени. Кто в силах описать великое смятение от страшных звуков, когда сшибка щитоносцев и завывание лучных тетив оглушали всех вокруг!
Там можно было видеть и великое смятение и отчаяние от неизбывного замешательства обеих сторон, когда в стремительных атаках [противники] набрасывались друг на друга. Ибо трезвые ошалевали, а робкие приходили в отчаяние, храбрецы упражнялись в доблести, герои испускали клич. И когда все множество сражающихся сгрудилось вместе, они стиснули реку, и полк Персидский, испугавшись бурного течения реки, стал топтаться на месте, а полк Армянский, подоспев, перешел [реку] и, вздыбив коней, атаковал их с великой силой. От ужасного столкновения их между собою множество раненых с обеих сторон повалилось на землю, трепеща в агонии.
При этом великом смятении храбрый Вардан взглянул наверх и увидел отборных храбрых витязей Персидского войска, как они потеснили левое крыло Армянского полка. С великой мощью бросился он туда и, прорвав правое крыло Персидского полка, ударил на зверей и, окружив кольцом, избивал их тут же на месте. И вызвал такое замешательство, что полк Матеан(26), будучи прорван, лишился своего крепчайшего построения и воины даже обращались в поспешное бегство.
А затем поднял бдительный взгляд Мушкан Нисалавурт(27) и увидел, что некоторые из Армянского полка отделились и отстали в ущельях гор. И тогда, подняв громкий клич, он подбодрил находившееся вокруг войско Ариев, которое, закрепившись, стало перед полком Вардана. Тут-то обе стороны признались в своем поражении: вследствие громадного нагромождения трупов они казались бесформенными грудами камней.
Когда Мушкан Нисалавурт увидел это, он стал поджидать зверей Арташира, который восседал на [одном из] них в высокой башенке, как в укрепленном городе, и громким звуком закрученных труб торопил свои полки и окружил его (Мушкана Нисалавурта) передовыми отрядами.
А доблестный Вардан со своими храбрыми соратниками немалое побоище произвел там, в том месте, где и сам он удостоился принять священное мученичество.
Ратное дело затянулось, день кончался и близился к вечеру; многих тяжелораненых постигла смерть, особенно вследствие нагромождения трупов, тесным-тесно наваленных, как срубленные в лесу деревья.
Там можно было видеть преломление копий и сокрушение луков. Вследствие этого не могли уверенно опознавать святые тела покойных, и великое было смятение и паника [среди] поверженных с обеих сторон. И те, кто выжил, смятенные рассеялись по горной равнине [между] неприступными ущельями: и когда встречались между собою, они вновь разили друг друга. И до самого захода солнца непрерывно продолжалось это горькое дело.


И так как пора была весенняя, обильными потоками крови были залиты цветущие поля. И если кто рассматривал нагромождения трупов павших, сердце разрывалось и внутренности переворачивались при стонах раненых и воплях изувеченных, [при виде того, как] извиваясь, ползали и двигались раненые, [при виде] бегства слабодушных, притаивания отчаявшихся, обморока немужественных мужей, [при] воплях гиен, плаче близких друзей, стенаниях родных: "Увы!" и "Горе!" Ибо не было стороны, которая победила, и стороны, которая понесла поражение, доблестные выступили против доблестных, а потерпели поражение обе стороны.
Вот имена тех доблестных витязей, которые смертью пали там на месте:
Из рода Мамиконяиов храбрый Вардан со ста тридцатью тремя мужами;
Из рода Хорхоруни доблестный Хорэн с девятнадцатью мужами;
Из рода Палуни храбрый Артак с пятьюдесятью семью мужами;
Из рода Гнтуни изумительный Тачат с девятнадцатью мужами;
Из рода Димаксян мудрый Хмайеак с двадцатью двумя мужами;
Из рода Гнуни юный Вахан с тремя мужами;
Из рода Ыцайин праведный Арсэн с семью мужами;
Из рода Сруандзта стремительный Гарегин с двумя братьями и восемнадцатью мужами.
Эти двести восемьдесят семь витязей с девятью великими нахарарами там же на месте скончались. И из царского дома и дома Арцруни и из каждого нахарарского дома, кроме этих двухсот восьмидесяти семи, [пали] еще семьсот сорок мужей, и в тот день в этом великом сражении каждый вписал свое имя в книгу жизни. А всех вместе будет тысяча тридцать шесть(28).
А на стороне отступников и язычников пало в тот день три тысячи пятьсот сорок четыре мужа"(29).
С развитием феодализма доступ в сословие азатов для лиц, не обладающих соответствующим происхождением, становился практически закрыт. Это привело к тому, что в их среде вырабатываются присущие им кастовая психология и символика. Формируются неписаные правила поведения азата - воина, аристократа, христианина. Богатейший материал по нахарарской культуре дошел до нас благодаря трудам современных армянских авторов Агафангела, Корюна, Фавстоса Бюзанда, Мовсеса Хоренаци, Егише, Лазаря Парпеци(30).
Какими же свойствами должен был обладать армянский азат-рыцарь?
Важнейшим качеством феодала почиталась верность сюзерену, долгу, слову, религии. "Я буду жить и умру для тебя, как мои предки для твоих предков, как мой отец для твоего отца Аршака. Я так же (умру) для тебя, только ты не слушай людей злословящих", - обращается к царю Папу подозреваемый в измене спарапет Мушег Мамиконян(31).
Спарапет Васак Мамиконян, находясь с посольством в Персии и услышав, как один из персидских вельмож (ахорапет) оскорбил армянского царя Аршака, "страшно рассердился и рассвирепел, он обнажил меч, висевший у него на боку, и ударил им и отсек голову главному конюшему персидского царя тут же на месте, в конюшне, ибо не мог он снести оскорбление, нанесенное его царю; он считал во много раз лучше принять смерть, чем слышать какое-либо оскорбление и бесчестие, нанесенное его государю. Находясь в персидской стране, на чужой земле, в кругу чужеземцев, он сумел внезапно, без всякого страха, сделать такую вещь. А персидский царь, услышав об этом, оказал полководцу Васаку великую милость, удивляясь его храбрости и великому бесстрашию. Много наград и почестей воздал он ему, хваля его храбрость и его любовь к своему государю"(32).
 Так же поступил и Гнел Андзеваци. Увидев, как римляне во время пира убили царя Папа, он с мечом в руках нападает на легионеров и погибает(33).
Однако, если царь поступал несправедливо по отношению к нахарарскому роду, это могло, как в случае с Манвелом Мамиконяном, привести к настоящей феодальной войне. Поскольку этот отрывок летописи представляет интерес для рассматриваемой темы, приведем его полностью и прокомментируем.
Царь Вараздат Аршакуни казнит спарапета Мушега Мамиконяна, а родовую должность наследственного военачальника армянских войск передает своему воспитателю Бату из рода Сахаруни. В это время из персидского плена возвращаются братья Манвел и Коме Мамиконяны. Являясь старшим в роде, Манвел получает титул танутера (родовладыки) и "захватывает власть спарапета". Затем Манвел пишет послание к царю Вараздату: "Мы всем родом с древних времен верою служили вам, Аршакуни, жизнью жертвовали нашей для вас, жили и умирали для вас; все наши предки первыми умирали в войнах ради вас;... И вот, вместо того, чтобы вознаградить нас за наши заслуги, вы, Аршакуни, перебили тех, кто не погиб от врагов и остался жив. Вот храбрый муж, мой брат Мушег, который с детства посвятил жизнь свою вам, перебил ваших врагов, а других прогнал, которого враги не смогли убить, ты его схватил и задушил, когда он сидел за столом. Но ты и не Аршакуни, а родился от блуда, потому и не узнал радетелей за Аршакуни.
 А царь Вараздат послал посланца с ответом и сказал: "Если я не Аршакуни, то как возложил на себя венец моих предков Аршакуни и овладел страной моих предшественников, и отомстил за дядю своего Папа брату твоему злодею Мушегу?
После того, как много раз посланцы успели поехать и приехать и с каждым разом оскорбительнее становились речи, которыми они обменивались, тогда они (Вараздат и Манвел) назначили время для взаимной встречи в бою. В назначенный час они сошлись и вступили в бой друг с другом...
Царь Вараздат и спарапет Манвел с копьями в руках выступали друг против друга соперниками. Когда царь Вараздат при выступлении поднял глаза, посмотрел на спарапета Манвела и увидел величину его роста, красоту его фигуры, крепкое его сложение, его железные крепко скованные неуязвимые доспехи, с ног до головы,сильного коня и несокрушимые конские доспехи, то в мыслях он сравнивал его с высокой неприступной горой. Но, видя смерть перед глазами, он напал, ибо другой надежды на спасение не имел. Но так как царь Вараздат был молод и не очень сведущ в бою, то, увидев его (Манвела) в таком виде, подумал, что копье не может пробить броню его (доспехов), поэтому он что было силы в руке ударил копьем в рот полководцу Манвелу, а Манвел схватил за древко копье; оторвав от него острие, он выдернул через щеку и выбил себе много зубов, самое же копье он вырвал из рук царя.
И царь Вараздат обратился в бегство перед полководцем Манвелом, а Манвел, настигнув его, держа в руке острие, древком копья бил по черепу царя Вараздата и так гнал его четыре аспареза(35). Сейчас же наехали сыновья Манвела Хамаяк и Арташес, с копьями в руках, с намерением убить царя. Манвел же закричал вслед своим сыновьям: "Ой, не будьте цареубийцами!" Они, услышав голос своего отца, сейчас же поспешно отъехали от царя. В этот день царский отряд потерпел поражение от отряда Манвела"(36). Примечательно, что Манвел не убивает Вараздата, так же поступает Мушег Мамиконян, победивший в бою, но сохранивший жизнь Урнайру, царю Агванка. В ответ на упреки царя Папа Мушег отвечает: "Я перебил всех своих товарищей, а те, кто носит венец, не мои товарищи, а твои. Поди, как я убил своих товарищей, так и ты убей своих, а я на царя, на человека, носящего венец, не поднимал, не поднимаю и не подниму руки"(37).
Если учесть, что оборона страны являлась основной функцией азатов, то становится понятно, почему такие качества, как мужество, храбрость, умение владеть оружием, почитались среди нахараров. Большое значение придавалось дисциплине. Юного Артавазда, сына Ваче Мамиконяна, вопреки запрету военачальника участвовавшего в бою, от смертной казни спасло лишь проявленное им необычайное мужество и умение(38).
На поле боя нахарары даже в отношении своих врагов должны были соблюдать определенный этикет и демонстрировать примеры благородного поведения. Упомянутый выше Урнайр, царь Агванка, пишет письма с благодарностью Мушегу Мамиконяну и предупреждает его об опасности(39). Этот же армянский полководец во время одного из своих набегов на Атрпатакан (Атропатену) захватывает в плен гарем царя Персии, "...но оскорблять жен персидского царя 
Шапуха полководец армянский Мушег никому не позволил, а приказал приготовить для них паланкины и всех их отпустил на свободу к их мужу... Персидский царь удивился добродетели, храбрости и благородству Мушега, не нанесшего ему никакого оскорбления в отношении жен. В те времена у Мушега был белый конь... И на одной чаше он (царь Шапух - А.Р.) велел нарисовать изображение Мушега верхом на белом коне, и во время веселья эту чашу ставил перед собою и постоянно повторял одно и то же: "Волоконный пусть пьет вино"(40). Множество примеров благородно-рыцарского отношения к противнику можно встретить на страницах народного армянского эпоса "Давид Сасунский"(41).
В нахарарской среде примером пережитков древних родоплеменных традиций может служить система взаимоотношений между членами рода (туна). Родичи были обязаны защищать и поддерживать друг друга. Возвращаясь из персидского плена. Коме Мамиконян нес своего раненого брата Манвела на плечах46. Радуясь победе над Мехружаном Арцруни, Мамиконяны сожалеют о его смерти: "Все же и он был нам братом"(47) (матерью Мехружана была дочь Артавазда Мамиконяна) и т.п. Самым страшным преступлением в глазах армянских хронистов являлось убийство родственника. Все несчастья царя Аршака являются карой за казнь племянника Гнела Аршакуни. Существовал обычай кровной мести;
Шавасп Арцруни убивает Хайра Мардлета, из-за козней которого род Арцруни подвергся опале и истреблению(48); Самвел Мамиконян, убивший принявших маздеизм отца и мать, не вернулся в Армению, опасаясь мести со стороны братьев матери из рода Арцруни(49); наконец, одной из основных причин описанной выше войны между Мамиконянами и царем Вараздатом являлась месть за казнь спарапета Мушега. Вражда между нахарарскими родами могла длиться столетиями (традиционная борьба Багратуни и Мамиконянов), а в случае с Манавазянами и Ордуни даже привела к гибели обеих семей(50).
Помимо умения воевать, азат должен был соблюдать особый этикет при дворе, во время пиров, на охоте, во время различных игр и увеселений(51).
Чтобы закончить наш неполный морально-этический портрет армянского нахарара, приведем слова знаменитого полководца Манвела Мамиконяна своему сыну: "Он призвал своего сына Арташира, передал ему свою власть танутера и свою должность полководца-спарапета.
Приказал ему быть послушным и покорным царю Аршаку, быть верным, стараться и работать, воевать за армянскую страну. С радостью прими смерть за страну, подобно твоим храбрым предкам. Ибо, - сказал он, - это справедливое и угодное Богу дело, и если так будете поступать, Бог не оставит Вас. На земле оставьте семя храброго, а справедливость свою посвятите небу. Не бойтесь вовсе смерти, а уповайте на того, кто создал все и утвердил. Держитесь вдали от коварства, порока и зла, и чистым сердцем и верностью служите Господу Богу. Смело умирайте за благочестивую страну, ибо это и есть смерть за Бога, за его церкви и за верующих, за прирожденных государей этой страны - за Аршакуни"(52).
Завершая наш очерк, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что он ни в коем случае не претендует на исчерпывающий охват материала по теме, целый ряд важных вопросов недостаточно освещен. К данной статье скорее следует относиться как к некоторому опыту либо базе для дальнейших более глубоких и профессиональных исследований.

Автор: Рафаэл АБРАМЯН






http://www.hayadat.ru/



пятница, 2 ноября 2012 г.

СЫН БОЖИЙ ХРИСТОС

                          





РИМ ПЕРСИЯ АРМЕНИЯ

                              





Roman Emperor Marcus Aurelius in the year 180 AD. Gaius Julius Sohaemus, also known as Sohaemus of Armenia and Sohaemo (Greek: Γάϊος Ἰούλιος Σόαιμος, Sohaemus is Arabic for little dagger, flourished 2nd century) was an Emesene Aristocrat from Syria who served as a Roman Client King of Armenia.
Sohaemus was a prominent person in the Roman Empire in the 2nd century from the Syrian Roman Client Emesene Dynasty. He was an aristocrat of Assyrian, Greek, Armenian, Medes and possibly of Berber, Roman ancestry. The novelist of the 2nd century, his contemporary Iamblichus claims Sohaemus has his fellow-countryman. Iamblichus calls Sohaemus as an Arsacid and Achaemenid, in his lineage and was a descendant of the Median Princess Iotapa, who was once betrothed to the Ptolemaic Prince Alexander Helios. Little is known on Sohaemus' family and early life prior to becoming King of Armenia. Before becoming King, Sohaemus had been a Roman Senator and served as a Consul in Rome at an unknown date.
In the year 144, Sohaemus succeeded Aurelius Pacorus as King of Armenia. The circumstances leading to his appointment to the Armenian throne is unknown. Sohaemus was a contemporary to the rule of the Roman Emperors: Antoninus Pius, Marcus Aurelius, Lucius Verus and Commodus of the Nerva--Antonine dynasty. In the first reign, he ruled from the years from 144 until 161. Not much is known of about his first reign. The novelist Iamblichus living in Armenia at the time of his rule describes his reign as 'in succession to his ancestors'. This statement can also refer to his former ancestor Sohaemus of Emesa who lived in the 1st century.
In 161 Vologases IV of Parthia, son of the legitimate King Mithridates IV of Parthia, dispatched his troops to seize Armenia and eradicated the Roman legions stationed in the country under the legatus Gaius Severianus. Encouraged by the Spahbod Osroes, Parthian troops marched further West into Roman Syria. After Armenia was seized by the Parthians, Sohaemus became a former ruling monarch living in political exile, possibly living in Rome. Sohaemus was well known in Rome and there were rumors in some quarters that he was not the right man in the right place.
On Roman terms, Parthia had made peace with Rome, Sohaemus was installed as King of Armenia by Lucius Verus in either 163 or 164. The ceremony for Sohaemus in becoming Armenian King for the second time,
may have took place in Antioch or Ephesus. In 164, Latin coinage were struck in Armenia with the inscription L. Verus. Aug. Armeniacus and on the reverse Rex Armen(ii)s datus. The time of his second reign is unknown. Sohaemus reigned from 163 perhaps up to 186. Sometime during his reign, Sohaemus was expelled by elements favorable to Parthia. Sohaemus was expelled because a man called Tiridates stirred up trouble in Armenia who had murdered the King of the Osroenes and had thrust his sword in the face of Publius Martius Verus, the Roman Governor of Cappadocia when he rebuked for it. Tiridates only punishment for his crimes was to be exiled to Roman Britain, by Marcus Aurelius.
As a result of Sohaemus' second expulsion from Armenia; Roman forces went to war with Parthian soldiers. Parthia retook most of their lost territory in 166, as Sohaemus from his expulsion retreated to Syria. After Marcus Aurelius, Lucius Verus and the Parthian rulers intervened in the conflict, the son of Vologases I of Armenia, Vologases II assumed the Armenian throne in 186.
It has been suggested that the Garni Temple in Armenia, may have been the tomb probably belonging to Sohaemus, based on the construction date as the temple was probably built in 175. Sohaemus is played by Omar Sharif in the 1964 film The Fall of the Roman Empire.

Киликийское Царство

                        









1. История

Возникло в начале XI века в результате массового бегства армян с территории Армении, вызванного нашествием сельджуков, а также захватом Византией Васпуракана, Ани и Карса и переселением армян в западные области империи.. В 1080 приближённый и родственник анийского царя Рубен I, основатель династии Рубенидов, провозгласил горную («Суровую») Киликию независимым княжеством, которое со временем расширилось и стало царством. Христианское государство, возникшее среди мусульманских соседей, просуществовало три века, которые оказались очень бурными. Рубенидам приходилось вести борьбу также и с теми армянскими феодалами, которые задолго до этого обосновались в Киликии в качестве служилых людей Византийской империи. Эти вассалы византийских императоров назначались в качестве начальников пограничных отрядов, укреплений и городов и получали от императоров земли и крепости за службу. Поэтому они вели тайную и открытую борьбу против Рубенидов за власть и только спустя целое столетие были вынуждены подчиниться Левону II.

Во второй половине XII в. армянское княжество Рубенидов усилилось настолько, что другие армянские княжества вынуждены были подчиниться ему. Таким образом, в Киликии постепенно складывалась армянская раннефеодальная монархия и иерархическая феодальная система, возглавляемая Рубенидами. Создав сильную, хорошо снаряженную регулярную армию, насчитывавшую 30 000 воинов, Рубениды укрепляли границы страны от иноземных завоевателей, а внутри страны вели борьбу против центробежных феодальных сил.

В 1097 г. Константин I (1095—1100 гг.) в союзе с крестоносцами изгнал сельджуков из равнинной Киликии. За помощь, которую он оказал крестоносцам в их продвижении к Антиохии, он получил рыцарское звание и титул маркиза. Торос I (1100—1123 гг.) в союзе с христианскими правителями Сирии успешно воевал с Византией и турками-сельджуками, отстояв независимость своего государства.


Наибольшего расцвета царство достигло при Левоне II. Проваленный Третий крестовый поход и некоторые другие события сделали Киликию единственной значимой присутствующей на Ближнем Востоке христианской страной. Такие мировые силы как Византия, Священная Римская империя, папство и даже Аббасидский халиф соперничали за влияние над Киликией. Каждый стремился стать первым, кто признает принца Киликии Левона II из династии Хетумидов законным королём. В результате, 6 января 1198 года в городе Тарс он был коронован и провозглашён царём и Германской и Византийской империями. На коронации Левона II присутствовали представители и христианских и нескольких мусульманских стран, таким образом подчеркнув значительное положение, которые приобрела Киликия. Армянское правительство бывало в частом контакте с крестоносцами и определённо оказывало содействие и в других крестовых походах.

Хетум I (1226—1270 гг.) заключил союз с монголами, которые до принятия ислама обеспечивали защиту королевства от египетских мамлюков. С 1266 г. Киликийское армянское царство вело почти беспрерывные войны с Египтом. После смерти Левона V (1342 г.) царём был коронован Иоанн Лузинианский, взошедший на престол под именем Константина IV; однако он и его потомки восстановили против себя армянских подданных, пытаясь насадить католичество и раздавая лучшие посты латинянам. Внутренние конфликты привели к тому, что в 1375 в борьбе с египетскими мамлюками Киликийское царство пало.

Киликийский город Айас назывался «Золотой Порт многих кораблей». Тут велась торговля с такими странами как Испания, Италия, Франция, Англия, Генуя, Венеция, Пиза, Флоренция, Персия, Индия, Китай, Аравия.

Горная Киликия была захвачена Османской империей в XIV веке, но равнинной Киликии удавалось отстоять свою самостоятельность вплоть до 1515.
2. Культура

При раскопках в Херсонесе, Приазовье, Сахновке, Киеве, Прикамье были найдены серебряные и бронзовые изделия Армении и Киликии (конец XII—XIII вв.). Их появление было обусловлено расцветом черноморской торговли в начале XIII века и интенсивным развитием городов Армении, связанных с Трапезунтом. Активное участие в торговле принимали армяне, колонии которых появились в Крыму, Киеве, Волжской Булгарии. О тесных контактах переселенцев со своей родиной говорят находки тканей, аналогичных анийским, в погребениях на территории колонии. Тем же путем на Приполярный Урал попала армянская сабля с именем мастера Хачатура. Богатое армянское купечество Киликии сносилось с коренной Арменией и арабскими странами, Западной Европой и Причерноморьем (комплекс киликийских вещей из Бердянска) . Однако в Киликийской Армении в отличие от других армянских государств Произведения серебряников от XII века не уцелели, тк в середине XIII в. всю старую серебряную утварь переплавили в слитки для монетного чекана.Оклады Евангелий из монастырских мастерских Ромкла относятся только к середине XIII в. Того же времени ковшик и кувшин из Бердянска, эти находки интересны потому, что от киликийской металлопластики XIII— XIV вв. в основном дошли предметы литургического обихода: оклады книг и складни-реликварии в форме триптиха.Для чеканки Киликийской Армении было характерно использование армянских надписей, мотива многолопастной арки с килевидным завершением и точечного фона орнамента.

Особую известность имела так называемая Киликийская школа миниатюры. Один из выходцев этой школы Торос Рослин приобрел мировую известность и даже учил русских художников расписывать церкви.
3. Союз с государствами Крестоносцев

Рубениды постоянно поддерживали связи с европейскими династиями через посредство тех восточноевропейских государств, которые возникли как следствие завоеваний крестоносцев. Еще в 1100 г. Арда, внучка Рубена I, была выдана замуж за брата Готфрида Бульонского,—Бодуэна, графа Эдесского; Лев I женился на сестре Бодуэна Бургского; Рубен III—на Изабелле, дочери Гонфруа.

Следуя той же системе, Лев II породнился с несколькими владетельными домами: он выдал своих племянниц (дочерей Рубена III), первую, Алису—за Раймунда, графа Трипольского, правителя Антиохии, вторую, Филиппу,—за Феодора Ласкариса, императора Никейского, третью (имя ее неизвестно)—за Андрея, сына венгерского короля Андрея II; а сам женился первым браком—на Изабелле, принцессе из дома Бембов, и вторым,—на Сибилле, дочери короля Кипрского, из дома Лузиньянов. Эти брачные связи ввели Льва II в круг европейских государей, заставили, правда, вмешиваться в мелкие распри родственников, но сделали имя властителя Киликии хорошо известным на Западе.

Ташир-Дзорагетское царство Ташир-Дзорагетское царство

  



Ташир-Дзорагетское царство включало восточные области провинции Гугарк а также гавар Тавуш и часть Варажнуника. С конца IX века указанные области находились в составе Багратидской Армении (Анийского царства) и управлялись наместниками из рода Гнтуни. Вскоре власть была передана представителям из рода армянских Багратидов. Основателем Ташир-Дзорагетского царства становится сын Ашота III Милостивого князь Гурген, или, как его ещё звали, Кюрике, правивший в 978—989 гг. Для защиты страны от нападений Тифлисского и Гянджинского эмиратов последний был признан вассальным царём Ташир-Дзорагета и стал основателем новой ветви армянских Багратидов — династии Кюрикянов (Кюрикидов). Багратиды Ани сохраняли права азгапета — старшего члена династии. Изначально центром царства являлось крепость Самшвилде, а с 1065 года — крепость Лори (основан царём Ташир-Дзорагета Давидом I Безземельным). В X—XI веках были построены также крепости Каян, Махканаберд, Гаг и т. д., которые охраняли также важные торговые пути. Наибольшего расцвета достигло при Дивиде I Безземельном (ок. 996—1048 гг.), который расширил владения царства за счёт Тифлисского и Гянджинского эмиратов. Через некоторое время, Давид I попробовал добиться независимости от Анийских Багратидов, но восстание было жестоко подавлено царём Гагиком I Багратун. При Гургене II (ок. 1048—1089 гг.) столицей царства становится город-крепость Лори. В середине XI века после сельджукских завоеваний Алп-Арслана Ташир-Дзорагет и Сюник остаются единственными областями Армении, не подвергшимися завоеванию. В 1118 году земли Ташир-Дзорагетского царства были присоединены к Грузии (после чего грузинский царь носил также титул царя армян) и переданы под управление амирспасалару (главнокомандующему военными силами Грузии). В 1185 году эти же земли перешли к армянскому княжескому роду Закарянов, после чего Кюрикяны, укрепившись в крепостях Мацнаберд и Тавуш, сохранили царский титул до начала XIII века.
2. Культура

Крупнейшими духовными центрами Ташир-Дзорагетского царства были монастыри Ахпат и Санаин. На территории царства находилась купольная базилика VI века Одзун.

Санаин, 957—966 гг.

Ахпат, 976—991 гг.
3. Правители
Гурген — 978—989 гг.
Давид I Безземельный — 996 (980[12]) —1048 гг.
Кюрике I — 1048—1089 гг.
Абас и Давид (совместно) — около 1090—1145 гг.




Армянский Карфаген Армянский Карфаген

                   




Поселение на территории древнего Арташата существовало еще во времена Урарту.
В период 225—190 гг до н. э. Армения была завоевана Персидской империей]. Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир, Аршамашат, Аркатиакерт (Арсамосата), Камах,Ервандашат, Ервандакерт.
В 189 году до н. э. была провозглашена независимость Великой Армении от Селевкидов, первым её царём стал Арташес I, основавший династиюАрташесидов (хотя сам считал себя продолжителем Ервандидов).
Царь Арташес основал на Араратской долине город, назвав его своим именем. Название Арташат объясняют как «радость Арташеса». Дата основания античного Арташата (эллины называли его Артакситом) указывается разная — от 190 до 170 до н. э. Согласно основной версии, это — 176 год до н. э. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). После поражения Тиграна II в битве с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном, а его основателем считали Ганнибала.
Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) — на перекрёстке торговых путей] на холмах гавара (уезда) Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом. Арташат находился у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс в районе устья рекиМецамор (позже Мецамор поменял своё русло, его устье сдвинулось на северо-запад от Арташата). Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап.
Плутарх писал
Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса Армянского (Арташэс первый), которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении.
Военная, экономическая и политическая история города Арташат
Военная, экономическая и политическая история города Арташат
Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет. Сразу после постройки он обрел огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе, Великого Шёлкового Пути). В результате этого армянские купцы стали импортировать изКитая: шёлк-сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шёлковые ткани, а экспортировать медь, свинец, шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Междуречья.
По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата, прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм — формирование населения новооснованного города путем передачи ему части населения старых городов, обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев — как при Арташесе I, так и, особенно, при ТигранеII .В первой половине II века до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса — Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Ноширакане, Зарехаван в Багреванде, Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиокерт.[12]
Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке II—I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у нее «семьдесят долин», уведя в качестве заложника царевича Армении (будущего Тиграна II).
Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенёс столицу. Арташат остался на севере, новая столица, —Антиохия — находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в таком месте, чтобы она находилась в одной из областей Армении и одновременно могла служить центром державы. В 77 году до н. э. на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Алдзник был основан город Тигранакерт.



вторник, 23 октября 2012 г.

Самым первым и изначальным богом считался змей, символ царского достоинства







Но почему почиталась змея?

Этому должна была быть какая-то причина.
Реальные свойства змей не могли дать оснований для почитания этих существ.
Изображения змей в памятниках европейского неолита:
1,2- Триполье-Кукутень;
3- Чехословакия;
4- Югославия.

Суждения о ‘тотемном предке‘ не могут быть приняты всерьез.
Причина заключается в том, что змей считался воплощением божества, причем божества значительного.
Друиды почитали змей и называли себя ‘змеями‘.
В Индии есть храмы змей, в честь змей совершаются жертвоприношения.
В древнегреческих мифах змей Тифон, с которым боролся Зевс, считался божеством; его атрибут в виде яйцевидного камня хранился в Дельфийском храме.
Но у египтян Тифон представлялся не змеем, а ослом (животным бога преисподней).
В египетской мифологии змеи являются обожествленные существа.

В мифологии разных народов демиург, творец мира представлялся змеем.
В китайской мифологии самым первым, изначальным богом считался змей.
Поскольку монархи имели обыкновение обожествлять свою персону, змея была символом царского достоинства в Древнем Египте, в Индии, у инков.
У древних евреев-язычников было божество по имени Гад, а у древних сирийцев Сасю — домашний дух, который дарует благополучие (покровитель дома в образе змея).
В Ханаане бог преисподней Ваал именовался также Ваал-Гад.
В славянских языках гадъ — ‘пресмыкающееся’.
Поскольку это пресмыкающееся считалось вещим, от его названия произошли русские словагад ‘предсказатель‘ и гадать ‘ворожить‘.
Может быть, сюда же относится имя греческого бога преисподней Найез.

Почитание змей существовало во всем мире.
Изображения змей в эпохи бронзы и железа:
1- кобанская культура;
2- Грузия, эпоха бронзы;
3-5- Древняя Греция.

Оно должно было возникнуть в весьма древние времена истории человечества, судя по тому, что распространилось в разных частях света и обнаруживается у столь различных, территориально и хронологически отдаленных друг от друга народов, как современные американские индейцы и древние египтяне. современные жители Прибалтики.

Ученые, до сих пор придерживающиеся эволюционистских взглядов 19 века и считающие, что существует единая схема общественного развития, которую будто бы проходят все народы, видят в любом явлении культуры прошлого проявление некой стадии; соответственным образом глобальное почитание змеи отражало стадию в первобытном мышлении.
Но в таком случае остается необъясненным, почему на определенной стадии эволюции культуры должно возникнуть почитание змей и остается необъясненной вообще причина почитания змей.
И в самом деле, зачем объяснять, коль скоро существует догма.

Многие этнографы, археологи, историки религии стоят на позициях рационально-прагматического объяснения так называемых ‘народных’ поверий и обрядов.
Но как с этих позиций объяснить почитание змей?
Ведь они играли крайне незначительную роль в жизни и быте людей.
Между тем искусство палеолита свидетельствует о том, что уже тогда образ змеи имел сакральное значение.

А искусство неолита и энеолита в Европе и Азии (вплоть до Индии) буквально пронизано образом змеи.



Знак змеи на постройках:
1- распространенный декоративный прием в зодчестве;
2- Месопотамия, 4-3 тыс. до х. э.;
3- Болгария, неолит;
4- доколумбова Америка;
5- фрагмент святилища.

Почитание змей племенами раннее земледельческих культур не могло быть обусловлено земледельческим хозяйством, особенностями быта или какими-либо иными объективными факторами; следует полагать, что оно было унаследовано от палеолита с некоторыми другими религиозно-мировоззренческими концепциями.
В последующие эпохи бронзы и железа змея почиталась уже в силу традиции.
Почитание змей сохранилось до наших времен в Индии, Румынии, Греции, Литве.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...