понедельник, 18 сентября 2017 г.

Легенды, загадки и тайны в армянском ковроделии

Английский король Генрих VIII — известный коллекционер не только жен, но и восточных ковров — ради пополнения своих коллекций не погнушался казнить лорд-канцлера кардинала Уолси.
Однако после смерти августейшего владельца все его 800 ковров — и среди них немало армянских — сгнили на сырых камнях королевского Hampton Court.
К счастью, ковры, до которых не дотянулась рука монарха, избежали подобной участи, и сегодня мы можем видеть их не только на полотнах знаменитых художников средневековой Европы, но и воочию.
В узлы армянского ковра вплетены легенды, загадки, тайны — по этим коврам прошла история человечества. Приглядитесь — не след ли это роскошного тела Клеопатры, за одну ночь обладания которым мужчины расплачивались жизнью?
В пурпурный ковер страстная египетская царица приказала завернуть себя и доставить на остров Фарос — к императору Рима Юлию Цезарю. Достойная упаковка для царского дара!По многочисленным свидетельствам хронистов, «армянские красные» ковры шли нарасхват в торговых рядах Каира.
А «малиновые ковры» из египетского города Асьюта высоко ценились всего лишь за то, что очень напоминали армянские. Даже из персидских ковров хорошими считались только те, что «не уступали армянским». Но и тут «лучшими из хороших» признавались изделия, вытканные в иранской провинции Исфаган.
Их создавали мастера-армяне, переселенные шахом Аббасом из Джуги в Иран. Исфаганские ковры «особенно напоминали роскошные армянские».На одном из алых длинноворсых ковров смерть настигла великого полководца Александра Македонского.
Иного покрытия полов в помпезных покоях Вавилонского дворца и быть не могло, ведь горг (коренное название армянских ковров) пользовался спросом по всей Ойкумене, даже в арабском мире. Он господствовал во дворцах Омейядов, служил неповторимым украшением стен «замков пустынь».
Лишь старшей жене халифа Гаруна аль Рашида — правителя Абассидского халифата и героя «Тысячи и одной ночи» — позволялось восседать на армянском ковре. Остальным же женам гарема приходилось довольствоваться «армянскими подушками».В 921 году послы багдадского халифа прибыли в Волжскую Булгарию.
Знатный вельможа, второе лицо в посольстве Ибн-Фадлан был потрясен: огромный шатер хана, легко вмещавший тысячу воинов, полностью был покрыт армянскими коврами.
Роскошный ковер купил за четыре миллиона сестерциев император Нерон. Облаченный в пурпурную тогу, в лавровом венке и с золотой лютней в руках метался он по неслыханно дорогому ковру, созерцая бушующую огненную стихию, пожирающую Рим.
Только царская нога имела право ступать по коврам работы армянских мастеров Персии, украшавшим дворец лидийского царя Креза, того самого, от которого пошла поговорка «богат как Крез», и исполинский храм фригийской богини Кибелы в его столице Сарды.
Преподнесенный в дар армянский горг считался выражением глубочайшей почтительности. Это хорошо было известно и правителю империи Газневидов султану Махмуду Газневи, подарившему его кашгарскому хану Кадиру, и визирю Абу Фазн Сури Мараги, отправившему горг своему господину — газневийскому султану Масуди.
А верный вассал халифа аль-Муктадира эмир Абу Сан выплатил ему дань «семью армянскими коврами, один из которых был длиною в шестьдесят локтей и имел такую же ширину» (более 1000 кв. метров).
Великим терпением должен был обладать мастер, потративший 10 лет на создание этого чуда.Армянские ковры — не только собранье легенд и многочисленных исторических свидетельств, но и переплетение — вплоть до путаницы — терминов и названий.
Ковры, созданные в Армении, а также сотканные руками армянских мастеров в иных пределах, назывались «персидскими», «турецкими», «сельджукскими», «польскими» — по названию страны-экспортера, происхождению предыдущего владельца или заказчика. Но дальновидные армянские ковроделы использовали множество уловок, чтобы донести до потомков истинную «родословную» своих творений.
Это — вязь армянских букв на «сельджукских» коврах, хранящихся в Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее турецкого и исламского искусства (Стамбул), Национальном музее (Стокгольм), Музее Мевляна (Конья, Турция), орлы на коврах с «птичьим орнаментом», которых востоковед академик Иосиф Орбели назвал «говорящими гербами» армянской средневековой геральдики.
Вплетали в узор и вишапа (дракон) — то доброго, то злого персонажа армянского фольклора. И, конечно, крест, ведь, согласитесь, — для мусульманского народного творчества это полный нонсенс!Бесспорно одно — старинные армянские ковры не имели мировых аналогов — «мало подобных ковров в иных странах», считали арабские географы и путешественники аль-Истахри, ибн-Хаукала, аль-Мукаддаси.
В самой Армении ковры сначала предназначались лишь для бытовых целей. Их вешали на стены, ими устилали полы, покрывали тахты, кровати и сиденья, сундуки… В храмах ковры служили завесой для ризниц и алтарей.
В жилищах ими завешивали дверные проемы и использовали как перегородки для того, чтобы отделить «комнату» повзрослевшим детям и молодоженам.Чего только не делали из ковровых тканей — попоны для коней, хурджины (перекидная сума из двух частей), ахаманы (мешочки для соли), мафраши (чехлы для хранения постельных принадлежностей).Постепенно ковры стали драгоценным украшением серых стен царских дворцов и феодальных замков.
Это были и не ковры уже, а картины. На внушительном полотне ранних «вишапогоргов» (dragon carpet) запечатлены все образы сказочного мира — и сам вишап, и птица-феникс, и вплетенные в розетки ковра изображения как мифических, так и реальных животных — верблюдов, львов, ланей, коней…
Где только не был венецианский путешественник XIII века Марко Поло, но и он утверждал, что именно «армяне выделывают самые тонкие и красивые на свете ковры».Однако еще за два столетия до «пиара» великого венецианца, в начале XI века, позволение на торговлю армянскими коврами выдавалось только на высочайшем государственном уровне.
Бойкая торговля шла на площади перед церковью св. Доната в бельгийском городе Брюгге и перед собором св. Марка в Венеции. Ковры, привезенные в Венецию купцами из далекой армянской Киликии, вывешивались на продажу и в самом порту.
Представители торговой армянской компании Исфагана доставляли ковры в заснеженную Москву, в страну тюльпанов и дамб Голландию, в самый древний город Франции Марсель и в столицу балов-маскарадов Венецию.Поставщиком ковров на средневековый европейский рынок была Малая Азия.
Но из всех народов, ее населяющих, только армяне имели давно устоявшиеся обычаи ковроткачества. Лишь армянский горг выделялся оригинальностью орнамента и конкретной «сюжетной» основой. Не удивительно, что он пользовался прекрасной репутацией на мировом рынке.
Особая привилегия была у армянских негоциантов в Польше. По указу короля Стефана Батория (24 мая 1585г.) «безраздельное право на выделку и торговлю коврами в Речи Посполитой» сроком на двадцать лет предоставлялось выходцу из Кафы (Феодосии) армянину Мураду Якубовичу.
Весной 1601 года польский король Сигизмунд III Ваза (Васа) повелевает армянскому торговцу Сеферу Мурадовичу поставить для его дворца ковры из Ирана. Армянские ковроделы при дворе шаха Аббаса I учли вкусы польской аристократии. Они гениально совместили стиль барокко с восточной колористикой.
Так родились знаменитые на весь мир златотканые «Полонезы»…Прекрасные ковры ткали и в Австрии. Альпийский пейзаж пришелся по душе выходцам из Ани — многолюдной столицы средневековой Армении, города «тысячи и одной церкви». Испания, а затем и Франция приютили армян-ковроделов.
Крупнейший арменист Ачарян не исключает, что именно армянскому слову «каперт» (ворсовый ковер), кстати, встречающемуся в переведенной в V веке Библии, и обязаны слова, обозначающие «ковер» в ряде европейских языков (carpet — англ., carpette — фр., krpeta — серб.)
Средневековая Европа не испытывала недостатка в коврах не только благодаря армянским негоциантам, обладающим монопольным правом торговли коврами на международном рынке, но и… крестовым походам.
Рыцари-крестоносцы, возвращаясь с Востока, привозили ковры, незаменимые в плохо отапливаемых средневековых замках: теплые шерстяные ковры спасали от холода. Модное убранство средневекового интерьера — армянские ковры — яркий цветовой акцент безликого «евроремонта», запечатлели на своих полотнах многие выдающиеся художники.
Знаменитые живописцы средневековой Европы — итальянцы ДжоттоМантеньиПинтуриккио, Беллини, Якопо БоссаноКараваджо, фламандцы Рубенс и ван Дейк, голландцы РембрандВермеерТерборхЯн ван Эйк и Мемлинг, а также ХоггардДелакруа и многие другие — увековечили в своих произведениях бесценные армянские ковры.
Горг, капрпет, хали
Ганс Гольбейн Младший. «Портрет купца Георга Гизе», 1532 г. Музей Staatliche, Берлин
По мнению арабского географа IX века Абу-Авна — слово «хали», означающее «ковер» в армянском, арабском и турецком языках, происходит от названия города Карин (Западная Армения, ныне Эрзрум), который в арабской интерпретации звучит как Каликала — «город ковров».
Кстати, в средневековой армянской поэзии употребляется еще один синоним слова «ковер» — «базмакан» от «базмел» — возлежать, восседать.
Шерсть из Армении: «гехм» — руно, «аср» — белая чесаная овечья, «асрапайл» — та же, но дополнительно выдержанная в молочной сыворотке для придания блеска,
«асракерп» — пенообразная, «гзац» — взбитая, «казн» — светящаяся, «чур» — тонкий ворс шерсти ангорской овцы, «дфтык» — мягкий козий волос высоко ценилась на международном рынке. Арабский географ ХШ века Ас-Саалиби отводит ей второе место после египетской (персидская — на почетном третьем).
Эрна Ревазова

Что такое город Тушпа (Ван)?


Армения, запечатленная на одной из древнейших надписей в мире.


Чудеса на «крыше Армении»: загадка горы Арагац


Какие тайны хранит Армянское нагорье?

Недавние находки, сделанные армянскими археологами, могут привести к тому, что, возможно, в самом ближайшем будущем историю Древнего Мира придется полностью переписывать.
Отметим, что Армения при исследовании древних цивилизаций часто оставалась в стороне и была как бы «не задействована» в основных событиях общеисторического оборота. Почти всегда интерес исследователей ограничивался территорией Древнего Египта и Месопотамии. Конечно, полностью исключить Армению в вопросе становления древних цивилизаций было нельзя. Для этого ученые располагали достаточным количеством доказательств. Однако, так или иначе, Армения выбывала из списка лидеров. Однако, последние данные армянских археологов полностью меняют ситуацию.
Так, в 1975 году на южных склонах армянской горы Арагац были найдены древние некрополи. Данная находка тут же привлекла внимание многих археологов. Стало понятно, откуда появилось название этой местности – Навер. В большинстве древне европейских языков «неф» или «нав» переводится как корабль или могила. Оно имело и сакральный смысл – души мертвых корабли уносили в загробный мир. Исследователей ошеломило обилие неизвестных фактов, которые явили миру целый ряд таких «кораблей».
Курганы датируются 3 000 – 2 000 лет до нашей эры. Это подтвердили и радиоуглеродные анализы артефактов, которые были проведены в лабораториях США и Германии. Удивительно, но эти данные подтверждают письменные источники историков Древней Армении. Так, например, «История» Мовсеса Хоренаци, в которой сказано, что сын прародителя армянского народа Айка, обосновался со своим родом на южных склонах Арагаца. По летоисчислению Гевонда Алишана, армянского историка, это был 2492 год до нашей эры.
В Неркин Навере были захоронения высокопоставленных персон, а в Верин Навере – крестьян. В Нижних могилах археологи раскопали 8 княжеских курганов, а в Верхних могилах было обнаружено 70 курганов простонародья. Собранный во время раскопок материал позволяет с уверенностью сказать о том, что Армения – это прародина индоевропейской цивилизации. Обнаруженные захоронения являются самыми древними в мире, где зафиксированы сведения арийского мышления и арийского уклада. Здесь исследователи обнаружили свидетельства производства, которое было уникальным для того времени. Все эти удивительные находки выводят на совершенно новую ступень трактовку развития цивилизаций.
На месте захоронений исследователи нашли огромное количество костей почитаемых животных, оружия, золотых украшений, прекрасно орнаментированные красно- и чернолощеные кувшины. Все эти находки можно считать «классическим» набором, который был свойственен погребениям того времени. Однако это место захоронения выделяется среди подобных благодаря сенсационных находкам. Они дают довольно четкое представление о значении и роли древнеармянской цивилизации.
Эти захоронения по всем параметрам соответствуют арийским представлениям. Погребение носило очень сложный характер. В этом ритуале наблюдаются все типы арийских погребений – кремирование высокопоставленных персон, обгладывание трупов приближенных царя специально обученными собаками и простые захоронения крестьян. Женщин хоронили на левом боку, а мужчин на правом. В каждом же царском захоронении обнаруживались кости 2-х жертвенных коней.
Но самой поразительной находкой являются железные удила. Данные химического анализа показали, что они своим составом идентичны с известными на данный момент самыми древними металлическими изделиями из Аладжа-Уюка и Дорака. Фактически это является третьей подобной находкой в мире, датируемой 23 веком до нашей эры. Здесь также была найдена необычная статуя, уникальная и поразительная, единственная в своем роде. По мнению археологов, это одна из самых древних надгробных статуй дохристианского периода. Это ценнейший экспонат, подобных которому еще не встречалось во всем мире.
Еще в одном кургане был обнаружен черный кувшин, по бокам которого нарисовано 6 пар колес колесниц, у которых было 4 спицы. Это свойственно лишь самым древним колесам колесниц. Другой поразительной находкой является краснолощеный кувшин, на котором изображен табун одомашненных породистых лошадей. Об этом свидетельствуют их заплетенные хвосты и стриженные гривы. Данное обстоятельно является весомым аргументом в пользу того, что помимо всего прочего Армения является родиной коневодства.
Данную картину дополняют бусы из цветного стекла, изящные золотые украшения. Есть также изделия, сделанные из кварца. Это поразительно, так как кварц плавится лишь при температуре примерно 1700 градусов по Цельсию. Подобное качество стекла не было известно в Древнем Востоке в 3-ем тысячелетии до нашей эры. Стеклянные бусы также были найдены в городе Шенгавит, которые были древнее предыдущих еще на 1000 лет. Множество фактов указывают на то, что Армения в этот период была интегрирована в торговые международные связи.
Одной же из последних находок является необычный медальон, на поверхности которого вырезано изображение языческого бога. Несмотря на свою древность, медальон отлично сохранился. Это единственный такой медальон, который был обнаружен на всей территории Закавказского региона. Это обстоятельство существенно поднимает ценность данной находки.
Еще одной находкой, занимающей особое место по своей значимости, является рапира. Это первое по всем параметрам профессиональное военное оружие, которое датируется 23 веком до нашей эры. Как показал спектральный анализ, рапира была сделана из оловянистой бронзы. После проведения изотопного анализа выяснилось, что медная руда имела армянское происхождение. Все эти находки пересекаются с находками, обнаруженными в древнем городе Шенгавит, в котором также наблюдается бурное развитие технологий и ремесел.
Археолог и профессор университета в Пенсильвании Мишель Ротман, участвующий в раскопках в Шенгавите, заявил, что все эти данные позволяют предположить, что примерно в 3 тысячелетии до нашей эры культура древней Армении стала распространяться по всему миру. По словам Ротмана, Армения является отсутствующим фрагментом в общей мозаике построения древних цивилизаций. Навер и Шенгавит дополняют недостающие «элементы», с которыми ученые сталкивались при изучении древнейшей культуры Междуречья.
Слова ученого перекликаются с древне месопотамскими источниками, в которых говорится, что в Междуречье из Армении распространялись знания из таких отраслей, как – садоводство, строительство, возделывание хлеба, металлургия, виноделие и многое другое.
На территории Армении на данный момент продолжают работать археологи и ученые со всего мира. Материалы археологических раскопок благодаря их исследованиям постоянно обновляются. Обнаруженные свидетельства – это бесценный материал, который позволяет заполнить пробелы, как в истории Армении, так и в истории всего мира.

воскресенье, 17 сентября 2017 г.

«АРМЕНИЯ ЛЕГЕНДА БЫТИЯ»



"В те времена, когда римляне ещё привыкали командовать миром, культурный опыт Армении был много Страна сказочных сокровищ, перекрёсток торговых путей востока и запада от Эллады до Индии, волны завоевателей катились по этой земле – ассирийцы и римляне, персы и монголы. Таинственное и могущественное государство Урарту (Арарат) было в силе соперничать с властителями Вавилона, но угасло под ударами скифов и мидян уже к началу VI века до нашей эры. То есть к тому времени, когда в древние Афины ещё не успели представить Европе законодателей моды на демократию – Перикла и Фемистокла, даже не запылали персидским огнём. Культурная наследница загадочной державы, тёплая и дружелюбная соседка наша Армения пожаловала в гости на Красную площадь, расположившись на выставочных площадях Исторического музея с коллекцией из 160 самых ценных реликвий своей пёстрой и драматической истории. Основательными и дальновидными строителями были ещё зодчие Урарту, недаром же сразу две крепости на близких к столице холмах сохранились и до наших дней. В отличие от хижины Ромула и Рэма на Палатинском холме и фантасмагорий сочинителей арийской генеалогии некоторых высокомерных племён.
С 301 года христианство стало государственной религией Армении, а Армения – оплотом христианской веры. Поэтому её памятники, несмотря на нашествия шаха Аббаса и прочих «умельцев» всё сносить на своём пути, напомнят нам и утонувшую на метры ниже уровня современной улицы Ermu в Афинах византийскую церковь XI века, и исчезнувшие волшебные чертоги когда-то цветущего Ближнего Востока. Краткость – сестра таланта, поэтому мотив выставки «Армения. Легенда бытия» - обложки и заголовки тем, которые уже сам зритель разовьёт в своём познавательном поиске. Горные перевалы и покой озера Ван, на восточном берегу которого в древнейшие времена была построена Тушпа, столица деспотии Урарту, волшебные цветы и отчаянная гонка охотников сверкнут тусклым серебром на кубках, произведениях декоративно-прикладного искусства непревзойдённого для своей эпохи качества. В те времена, когда римляне ещё привыкали командовать миром, культурный опыт Армении был многогранен и богат. Всадники и боевые колесницы на ювелирных изделиях и предметах быта станут иллюстрацией к тому, чем и как воевали во времена легендарной царицы Зенобии, что к 272 году нашей эры осмелилась бросить вызов императору Диоклетиану. След эллинского влияния – мраморная статуя Афродиты I века до нашей эры. А несомненной доминантой выставки, уверены организаторы, станет «крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца – бесценная святыня христианской церкви». На Красной площади среди сокровищ Армении мы сегодня сориентируемся с помощью нашей гостьи - куратора выставки, ведущего научного сотрудника отдела истории России до XVIII века Государственного Исторического музея, кандидата исторических наук Людмилы Савченковой. гранен и богат..."
http://www.radiorus.ru/brand/episode/...

УРАРТУ -ЭТО ДРЕВНЯЯ АРМЕНИЯ


Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...