Поскольку древние армянские монеты например, Тиграна Великого и других правителей всегда показывают монарха в профиль, то нет возможности указать на истинную форму царской короны. Какая она: цилиндрическая, как классическая европейская средневековая корона или как треугольная призма с широким дном и узкой вершиной.
К счастью, есть другие способы, с помощью которых мы можем исследовать эту проблему. Чтобы дать наиболее вероятный ответ на это вопрос, я собираюсь рассмотреть два отдельных случая с аргументами, поддерживающими оба варианта по отдельности, и попрошу вас изучить оба случая и решить, какой из них, по вашему мнению, скорее всего правильный.
Скажу сразу и честно, что моя личная позиция предвзята, так как я склоняюсь к форме призмы. Доказать эту версию сложно потому, что по иронии судьбы литературные источники чаще всего не поддерживает версию цилиндрической формы.
Однако, большинство реконструктивных работ современных художников также указывают на цилиндрическую форму короны. Давайте рассмотрим варианты формы армянской царской короны.
Вариант 1: форма треугольной призмы
Для нам нужно понять, что классическую европейскую цилиндрическую корону, с которой мы знакомы сегодня, было не принято носить в древнем мире. В классической древности царская семья носила много типов головных уборов — символов власти. Это мог быть: лавровый венок, венчик или лента, которую называли диадемой.
Предвестником короны была диадема в форме бабочки, которую носили армянские и персидские цари, была принята Константином I , которую и носили все последующие правители поздней Римской империи .
В древние времена у некоторых царских головных уборов были солнечные лучи, исходящие от головы, но это было не практично. «Лучистую корону», носили римские императоры, как часть культа Непобедимого Солнца (Sol Invictus prior) вплоть до перехода Римской империи в христианство.
Антиох I Тевос царь Коммгагене изображен на монетах, в точно такой же армянской короне, с гербом Арташесидов, изображающим его армянскую линию, которую также носил Тигран Великий царь Армении (см. рисунок, для сравнения ниже).
Для большего сравнения читайте также: Армянское царство Коммагене
Антиох оставил многочисленные памятники с армянскими коронами на голове, в том числе (крупные) статуи самого себя в храме гробницы Немрут . И здесь это становится интересным, потому что форма короны Антиоха , очевидно, имеет треугольную форму (см. Изображения колоссальной головы статуи на горе Немрут).
Обратите внимание, что на этих статуях, в отличие от чеканки на монетах Антиоха, есть ушные чехлы (earflaps), поднятые и закрепленные на лбном месте его диадемы. Мы видим, что Тиару носит так же Артавазд II царь Армении (сын Тиграна Великого) на его монетах.
В случае, если вышеупомянутые изображения не достаточны, рассмотрим анимацию главы статуи Антиоха I Тевоса царя Коммагене .
В то же самое время на горе Немрут Антиох также оставил несколько очень важных барельефов, изображающих рукопожатие с различными богами.
Несмотря на то, что эти резные фигуры представляют собой профиль,
В то же время в погребальном помещении археологи обнаружили меньшую статую Антиоха I. Как и у других статуй, мы видим, что корона имеет треугольную форму призмы.
Статуи Антиоха I Тевоса царя Коммгагене служат нашим основным свидетельством треугольной формы древней армянской тиары. Другие подсказки, однако, исходят от различных артефактов, обнаруженных в Армении и других регионах, представляющих Армению.
Статуэтка мальчика в «восточном» платье
Музей искусств Метрополитен обладает очень интересным артефактом, изображающим мальчика в «восточном» платье. Термин — восток, обозначает греко-римский мир. Скорее всего статуэтка мальчика представляет армянского принца.
Мальчик носит описанную выше армянскую тиару, или что-то похожее на армянскую тиару. Музей Метрополитен идентифицирует эту статую с другой подобной статуей близнецом, которая либо представляет две армянские статуэтки из Малой Армении , либо статуэтку Александра Гелиоса , сына Марка Антония и Клеопатры VII , как принца Армении после завоевания Марком Антонием Армении в 34 году до нашей эры (читайте здесь официальное описание статуэтки).
Ниже представлена — еще одна статуя того же периода с тем же платьем и армянской тиарой. Здесь мы также видим, что форма тиары является треугольной призмой. (Небольшая заметка, значение этой статуи оценивается примерно в $ 1.500.000)
Армянская статуя
Тем не менее, все больше случайных получаются в границах современной Республики Армения . См. Ниже статую, вероятно, армянской династии Арташесидов раскопанной в Шираке. Размер статуи увеличен за счет фона местности указывающей на место где она была найдена.
Рингстоун
Хотя это имеет меньшее значение как доказательство треугольной призматической формы армянской тиары, я все еще думаю, что это показывает довольно хороший профиль тиары в форме треугольной призмы.
Я думаю, что если тиара была бы цилиндрической, она была бы изображена по-другому. Мы можем четко видеть форму головного убора, идущего от широкой к узкой в верхней части, и мы не видим лучей короны с противоположной стороны.
Изображение на римской монете
Есть римская монета, которая показывает коронацию армянского короля Арташеса , где армянская тиара показана с фронта вместо обычного бокового вида, что свидетельствует о том, что армянская корона имеет форму треугольника, а не цилиндра. См. Ниже монета под названием на оборотной стороне: Artaxias — Germanicus , показывая, что Germanicus помещает тиару в голову Арташеса.
Настоящее имя Арташеса было Зено. Он был сыном понтийского царя Поломона, который стал царем Армении и в честь него был назван город Арташат . Это событие было зафиксировано римским историком и сенатором Тацитом в его работах: «Работы Тацита». Он описывает коронацию Арташеса следующим образом:
Все эти действия были известны Германику; но его более непосредственная забота заключалась в том, чтобы посетить Армению, непостоянную и беспокойную нацию с самого начала, от одаренного народа, а также от ситуации в их стране, которая граничит с большой границей с нашими провинциями и растягивается оттуда до Мидии, заключена между двумя великими империями и часто расходится с ними; с римлянами через антипатию и ненавистными парфянами, которые завидуют и конкурируют с ними.В это время, и после ухода Одаренных, у них не было Царя; но симпатия народа склонялась к Зено, сыну Полемона, царю Понта, потому что у него была привязанность, с самого раннего детства, к нравам и обычаям армян, охота, пиршество и другие обычаи, практикуемые и известные среди варваров, он одинаково популярен и среди дворян и среди простых людей.Поэтому, на его голову, в городеАрташате , с одобрением дворян, в великом собрании,Германик положил царственнуюДиадему ; и армяне, отдавая дань уважения своему царю, приветствовали его, Арташес имя, которое от имени своего города они ему дали.
Также обратите внимание на то, как Тацит перечисляет практику «охоты» и «пиршества» как популярных культурных традиций армян.
Чтобы подтвердить, что это не какой-то дефект в монете, см. Ниже другую монету Germanicus, коронующего Арташеса той же треугольной тиарой.
Другие римские монеты также, похоже, изображают треугольную корону на армянском королевском дворе. Когда римский император Траян завоевал Армению, Месопотамию и Парфию, он отметил это на своих монетах с фигурой Армении, лежащей у его ног. Образ Армении носит треугольную форму тиары (см. Изображения ниже).
Итак, вопрос закрыт! Правильно? Ну не совсем! Еще не соглашайтесь со мной, прочитайте следующий вариант.
Вариант 2: форма «Цилиндр»
Теперь, когда был рассмотрен первый вариант, давайте рассмотрим некоторые доказательства, которые мы имеем для короны в форме цилиндра. Мы собираемся начать рассматривать этот вариант с некоторых ссылок на экспертов.
Экспертное заключение
Кажется, что подавляющее большинство экспертов — это ученые или художники, которые описывают и изображают эту корону как классическую европейскую, с цилиндрической формой.
Например, это анатомия армянской тиары, описанная искусствоведом Айком Тер-Гевондяном в журнале, опубликованном в 80-х годах. Мы можем ясно видеть, что даже верхний вид показывает круговую форму.
Другие реконструкции и иллюстрации из различных источников также показывают аналогичную цилиндрическую форму тиары (см. Изображения ниже).
Династия Арташесидов и особенно Тигран Великий стали популярным продолжением в армянских книгах, произведениях искусства и вообще в армянской культуре. Если мы посмотрим на иллюстрации в художественные работы, статуи и т. д., мы почти всегда видим Тиграна в цилиндрической короне. См. Некоторые примеры ниже.
Есть даже изображения Тиграна на памятных монетах, медалях, наградах и т. д. Подавляющее большинство этих изображений снова показывают цилиндрическую корону (см. Ниже).
Теперь, когда мы ясно знаем, что в популярной культуре Тигранеа II почти всегда изображен в цилиндрической короне, давайте посмотрим на некоторые свидетельства из более далекого прошлого.
Древние статуи
Возможно, самым убедительным доказательством для «цилиндрической» формы короны является набор древних статуй, найденных в нескольких местах в Армении. Эти статуи, похоже, изображают дворян.
У некоторых статуй есть что-то на голове, которое близко напоминает корону. Форма также четко цилиндрическая. См. Изображения ниже. (ПРИМЕЧАНИЕ. Датирование этих статуй противоречиво, см. Раздел «Заключительные замечания» для объяснения).
Некоторые монеты указывают на кривизну
Форма первого и последнего из лучей на монетах Тиграна указывают на кривизну. На большинстве его монет мы видим, что первый и последний лучи на короне изогнуты в виде полумесяца, что указывает на то, что они свернуты в кривую. Это может быть признаком цилиндрической короны.
Некоторые монеты также, кажется, показывают лучи на задней стороне тиары, которые предполагают цилиндрическую форму.
Изображения на римских монетах
Некоторые римские монеты также изображают цилиндрическую форму. Есть ли у подножия монета вид спереди армянской тиары? Обратите внимание на две полосы сбоку.
И, наконец, если мы вернемся к последнему аргументу из варианта 1, мы можем оспорить его аргументом для варианта 2. В последнем аргументе для варианта 1 мы утверждали, что римская монета показала, что Арташеса коронуют с передней стороны, показывая треугольную тиару. Но в другой монете из того же источника мы видим, что на голову Арташеса возложена цилиндрическая корона (см. Примеры ниже).
Чтобы добавить к этому, реконструкция в книге о древних монетах также, похоже, показывает цилиндрическую корону с лицевой стороны (см. Изображение ниже).
Заключительные замечания
В заключение я хочу сказать, что лично считаю, что большинство «доказательств» для цилиндрической формы довольно слабы. Я уже упоминал, что мое личное мнение состоит в том, что форма древней армянской тиары была треугольной призмой, но я все еще не уверен на 100%.
Я говорю об этом, потому что самые убедительные древние источники показывают треугольную тиару на царях династии Арташесидов. Наиболее неотразимым из которых является статуя Антиоха I Тевоса Царя Коммгагене, который явно имел связь с армянской королевской родословной. Свидетельства для цилиндрической формы довольно скудны и слабы.
Прежде всего тот факт, что эксперты и художники изображают цилиндрическую форму, вовсе не является доказательством точности. Это их (художественное) мнение без значительной исторической основы, если оно вообще есть.
Все другие доказательства, в том числе изображения на монете, которые, по-видимому, указывают на какую-то форму изгибающей тиары, также очень слабы (монета Антиоха также показывает тот же стиль искусства, в то время как его статуи ясно показывают треугольную тиару).
Единственным историческим «доказательством» для аргумента цилиндрической формы, по-видимому, является серия статуй голов, вырезанных из туфа, найденных по всей Армении. Но проблема с этими головами заключается в том, что они не показывают полной армянской тиары и не кажутся современниками династии Арташесидов.
Хотя ранее они были датированы 1-м. до н.э., с тех пор Армянский исторический музей (после обширных исследований) изменил датировку до IX-VIII века до нашей эры. Это будет предшествовать династии Арташесидов, что исключает возможность того, что они изображают тиару Арташесидов.
Кроме того, боковой вид этих статуй быстро показывает, что лучи не проходят полностью вокруг головы (см. Рисунок ниже), и, таким образом, он, похоже, не поддерживает идею полной короны, больше похож на некий головной убор с тремя лучами спереди. То, что это точно представляет, остается загадкой.
Кроме того, такие статуи встречаются со множеством различных типов головных уборов, в том числе треугольными один раз (см. Рисунок ниже). Это, скорее всего, какие-то изображения древних армянских дворян.
Таким образом, мы видим много разных типов головных уборов. Трудно сказать, для чего они от погоды или нет, и как они относятся к короне Арташесидов, о которой мы здесь говорим.
Но, очевидно, кто-то ошибается. Либо я ошибаюсь в вышеупомянутом анализе, и предположение о треугольной форме короны, или эксперты / художники / историки давно не обращают внимания на эту проблему.
И если это треугольная призма, как я, кажется, думаю, то не пора ли начать делать более точные реконструкции в искусстве, книгах, эмблемах, на официальных медалях и т. Д.? …?