вторник, 19 июня 2012 г.

Кредо Мамиконянов-Таронаканов


“Храбро умрем за нашу страну и нашу нацию,
и пусть глаза наши не увидят наши
святыни попранными и оскверненными”
УХТ Мамиконянов (Гевонд, “История”, гл.34)



“Встретившись с полчищами Бела, старайтесь подобраться к месту, где будет находиться Бел в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в рабство к Белу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчище, добьемся победы”.

Эти дошедшие до нас слова Айка Наапета из речи, произнесенной перед воинами в 2492 году до Рождества Христова, исполнены глубокого смысла являются концентрированным выражением ментальности, характера, нравственного облика армянина, нашей исторически сложившейся психологии. А само описание сражения – древнейший письменный памятник истории мирового военного искусства, заимствованный из труда древнеассирийского историка, хранившегося в библиотеке Ниневии и завещанного потомкам отцом армянской истории Мовсесом Хоренаци.

Для всестороннего анализа потребовались бы сотни страниц, поэтому ограничимся лишь следующими замечаниями.

1. История нашего народа начинается с восстания патриарха Айка против идолопоклонничества: т.е. свидетельством возникновения армянского народа является духовная борьба за свободу и сохранение своего национального вероучения. Спустя 2943 года после великого подвига Айка Наапета борьбу продолжила Армянская Церковь под предводительством Св. Вардана Мамиконяна при Аварайре.

2. Наш праотец почти за две с половиной тысячи лет до рождения Христа не только сорвал маску с провозгласившего себя богом тирана, но и на глазах его подданных уничтожил “возомнившую себя богом статую из мяса” (Себеос, История). Разоблачения подобного масштаба история цивилизации не знала, и оно уникально на все времена.

Мовсес Хоренаци, Вардан Аревелци, Микаел Чамч­ян, Гугас Инчичян, архиепископ Магакиа Орманян, Гевонд Алишан и многие как армянские, так и иноземные старые и новые историки, опираясь на Биб­лию и древнейшие источники, фиксируют и утверж­­дают тот факт, что Бог создал человечество в Ар­ме­­нии, что после всеобщего потока первую мо­лельню, посвященную истинному Богу, праро­ди­тель Ной воздвиг на склоне горы Арарат. И в дальнейшем по­томки Ноя – армяне своей сутью, верой и родным язы­ком оставались продолжателями той истинной веры, которая начиналась от Адама. Однако вместе с возд­вижением Вавилонской башни и возникно­вением языков стало распространяться идолоно­клонст­во и многобожие, и наш праотец Айк Наапет, отказавшись участвовать в этом, покинул Вавилон, вернулся на родину, как настоящий монотеист, убил возомнившего себя богом тирана, навязываю­щего армянам многобожие.

Это означает, что армяне изначально были не только монотеистами, но и зачинателями духовной борьбы цивилизации против идолопоклонства и многобожия, что стало одновременно и первой в истории человечества борьбой за свободу совести.

3. Дошедшие до нас повествования о патриархе Айке свидетельствуют также, что армянин своей кровью, темпераментом, делом, мышлением и сущностью был единобожцем, почитал единого Бога еще задолго до 2492 г. до Рождества Христова.

Следовательно, тот факт, что в 301 г. сотни тысяч армян были крещены св. Григором и что именно армяне первыми всей нацией и государством приняли христианскую веру, не случаен, поскольку для армян ­ “христианство было не одеждой, а цветом тела” (Св. Вардан): “армяне и христианство слились в единую сущность …Их судьба тождественна” (Гарегин Нжде). И наконец со времен праотца Айка Наапета вероисповедание и национальная идеология армян едины, тождественны и неотделимы друг от друга. Следовательно, армяне в 301г. отказались не от язычества, а восстановили свое единобожие.

4. 4500 лет назад Айк Наапет заложил основы армянской национальной идеологии. После принятия нацией и государством христианства нашей национальной идеологией стало созданное Григором Просветителем Армянское христианство – Армяноисповедание (Айадаванутюн), которое в последующие века дополнили, развили его последователи Св. Нерсес, Св. Саак, Св. Месроп Св. Григор Нарекаци, Св. Нерсес Шнорали, Св. Ован Воротнеци, Св. Григор и Мовсес Татеваци и другие выдающиеся представители армянской науки, истории, литературы и искусства. Наши святые отцы и переводчики “золотого века” в единстве с Мамиконянами, Вардананцами, Гевондянцами, Атомянцами и другими выдающимися деятелями обработали, упорядочили, развили систему самозащиты армянского христианства, которую в 8-м веке Мушег Мамиконян и его сподвижники, обобщив, назвали “Ухт Мамиконянов”.

Через 1500 лет после «золотого века» преданную забвению армянскую идеологию самозащиты возродил и придал ей целостный вид Гарегин Нжде. Считая «Ухт Мамиконянов» «вечным оружием рода», в 1919-1921 гг. в Зангезуре назвал его «Ухт Давид­бека», в 1934г. в США – «Цегакрон Ухт», а в 1936-1937 гг. в Болгарии – «Таронаканутюн».

Имея в 20 странах более 2500 последователей, Гарегин Нжде и его ближайшие друзья, доктор философии Айк Асатрян, Нерсес Аствацатурян и другие планировали в 1939 г. созвать всеармянский учредительный съезд единомышленников, но помешала Вторая мировая война.

Сами Гарегин Нжде и Айк Асатрян, так изложили сущность “Ухта Мамиконянов”.

“На нашей планете самый священный обет всегда давался во имя Бога и Родины. Deo et Patria. Таким был и обет Мамиконянов”.

“Освятив и увековечив “Ухт Мамиконянов”, церковь дала нашему народу самое разящее и победоносное оружие самозащиты – “осознанную смерть”.

Айренатирутюн (владение Родиной) – вот религия нашего обновления, осуществление которого может запоздать настолько, насколько запоздает обновление нашего народа.

Не время ли, что­бы каждый армянин стал последователем “Ухта Мамиконянов”?

Гарегин Нжде



«Есть один предводитель и это – «Ухт Мамиконянов».

Есть одно счастье и это решимость погибнуть за нацию и родину».

Айк Асатрян



КРЕДО

(Основы армянской национальной идеологии – айадаванутюн)

Данное кредо, составленное мною в 1989-2007 гг. и основанное на замыслах наших идейных вождей, можно считать концентрированным выражением армянской национальной идеологии. Оно определяет наши национальные принципы, границы нашей исторической родины и высшую цель армянского народа – (по выражению Г.Нжде Айренатирутюн (владение Родиной – отчизновладение).

1. Армяне – постоянно и неизменно обновляющаяся историческая общность индивидуумов, имеющих самобытный национальный характер, отличающихся от представителей других наций психологическими чертами и темпераментом, мыслящих и говорящих по-армянски, преклоняющихся перед святостью семьи, от рождения инстинктивно вобравших в себя добро, прогресс и новаторство, с антропологической точки зрения относящихся к арменоидному типу и населяющих Армянское нагорье со времен Айка Наапета, потомка первочеловека Адама и патриарха Ноя, сына Торгома, внука Апета.

Армянами являются также все те представители армянской нации – айказуны, которые отдалились от национального языка, принципов вероисповедания, культуры, от своей родины, но не отрицают свое армянское происхождение и свою причастность к армянской цивилизации, считают Армению родиной своих предков, армянский – родным языком, армяноисповедание (айадаванутюн) – национальной религией и возможным при благоприятных условиях объединение армян на исторической родине в естественной для них биологической и физиологической среде.

2. Армянский народ – это объединенная единосущная и неделимая совокупность прошедших, настоящего и будущих поколений.

3. Родина армян – Mец Айк (Большая Армения) с ее 15 краями, Барцр Айк (Высокая Армения) , Цопк, Ахдзник, Туруберан, Мокг, Корчайк, Парскаайк, Васпуракан, Сюник, Арцах, Пайтакаран, Утик, Айрарат, Гугарк, Тайк, а также Покр Айк (Малая Армения), Армянское Междуречье с центром Мцбин и Киликийская Армения в границах 1198-1219 гг.

4. Родной язык армян – диалекты и наречия, национальный язык – основа языков грабар и западноармянский и восточноармянский варианты современного армянского языка, которые вместе с грабаром для всех армян являются равносильными литературными языками.

5. Национальной религией армян, которая была и остается национальной идеологией, является восходящее к патриарху Ною вероучение Армянской Апостольской Святой Церкви – айадаванутюн , основанной Св. Григором Просветителем.

Историко-психологической основой айадаванутюн – армяноисповедания является великий подвиг Айка Наапета, благодаря чему армянский народ 4500 лет назад положил начало духовной борьбе человечества против идолопоклонничества. Т. е. армяне с самого начала были не только моноитеистами, но и зачинателями борьбы цивилизации против идолопоклонничества и многобожия, что в то же время явилось и первой в истории человечества борьбой за свободу совести. Тот факт, что в 301 г. сотни тысяч армян были одновременно крещены Св. Григором и армяне всей нацией и государством первыми приняли христианскую веру – не случаен, поскольку для армян ­ “христианство было не одеждой, а цветом тела”. И неоспоримой особенностью армянского народа является тождество ее идеологии и вероисповедания.

Следовательно в 301 г. армяне отказались не от язычества, а восстановили свое истинное вероисповедание, строителем и хранителем которого является Армянская Апостольская Святая Церковь. Армянская Церковь – концентрированное выражение самобытной армянской цивилизации, тысячелетиями борющейся за существование на перекрестке западной и восточной цивилизаций. Армянская Церковь – основа духовного единства всего армянского народа, духовная родина армянской нации, она вместе с армянской государственностью должна составить единое, неделимое це­лое, как дух и тело.

В армянской национальной идеологии, в учении Армянской Апостольской Святой Церкви слиты воедино история армянского народа, его язык и об­раз мышления, мировоззрение и характер, обряды и предания, нравственные, правовые, философские и эстетические восприятия, фольклор и песни, литература, искусство и культура, его исторически сложившаяся психология. Ее разработали и кристаллизовали наши национальные святы­е, видные деятели армянской культуры, науки, искусства и литературы, наши выдающиеся представители государственной, политической, юридической и военной мысли, начиная с Айка Наапета до Св. Саака и Св. Месропа, а также мыслители армянского “золотого” и “серебряного” веков и кончая великими деятелями новых времен.

6. Армяноисповедание включает в себя систему самообороны Ухт Мамиконянов, основанную Айком Наапетом, затем в эпоху армянс­кого золотого века развитую и упорядоченную святыми переводчиками, Св. Варданом и Мамиконянами, в первой половине XX века дополненную и восстановленную Гарегином Нжде. Благодаря усилиям его и его единомышленников система приобрела целостность и была названа так­же и Таронаканутюн.

7. Высшей целью армянского народа является Айренатирутюн (отчизновладение), процветание на исторической родине в собственном справедливом государстве с одинаковыми для всех законами, обеспечивающими свободу всех граждан от политической, нравственной и экономической эксплуатации, в среде собственной национальной идеологии и культуры.

8. Путь достижения общенациональных целей армянского народа – это принятое Армянской Святой Церковью наставление Св. Августина. “В важных вопросах – единство, в спорных – свобода, любовь во всем”.

9. Молитва Мамиконянов-Таронаканов:

Господи, спаси армянскую нацию и собери нас на нашей

Родине, сделай нас достойными права стать хозяевами наших

храмов, гробниц наших святых и могил предков.



(перевела А.Агаронян)

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...