среда, 11 июля 2012 г.


"Митани (Хурри-Митани). Древнее армянское государство"

 




В 15-14 вв. до н. э. вожди (цари) и знать хурритских племён митани, живущих на юге Армянского нагорья, между озером Ван и горами Загроса, смогли сплотить и объединить вокруг себя множество хурритских племён, мелкие и средние государственные образования и создать государство Митани (Митанни, Миттани, Хурри-Митани). Митани стало первым мощным армянским государством на территории Армянского нагорья.
Воюя с сильнейшими государствами Древнего мира - Египтом, Хеттским царством, цари Митани в ходе упорной борьбы достигли успеха, создав крупнейшую державу, чьи границы простирались от восточного побережья Средиземного моря и Киликии до Ашшура, Ниневии, Аррапхи (совр. Керкук), Загроса, а на юго-востоке до Кавказского предгорья.
В Передней Азии сильное Митанийское царство занимало центральное место. Оно контролировало торговые пути, которые связывали районы Восточно-средиземноморского побережья с Месопотамией, Загросом и Понтом. Под влиянием Митани находилась территория, охватывающая устья рек Тигр и Евфрат, а также цветущие города на севере Сирии, населенные в основном хурритами.
В 19-20 вв. археологические раскопки, произведенные в Передней Азии и Армянском нагорье свидетельствовали о том, что еще в 8-4 тысячелетиях до н.э. на этих территориях возникли высокоразвитые культуры, известные как культура долины Конии, неолитская, халаф-хассунская (позже самаррская), шенгавитская или куро-аракская культура.
Северная Месопотамия, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории - родина этих культур. А у истоков создания культур стоят коренные жители Армянского нагорья - хурриты (hay-armenians).
Государства и государственные образования, созданные коренными жителями Армянского нагорья, hay-арменами, имеют давнишнюю историю. На протяжении тысячелетий племена и народы, оказавшиеся по соседству, давали разные наименования нашему народу и стране. Так например, шумеры места обитания хурритов, южные районы Армянского нагорья и Северную Месопотамию называли Субир, аккадцы - Субару, Субари, Субарту (Шубарту).
Египтяне хурритов называли h'rw (хару, хуру). Они использовали также наименования Нахрина, Нахарина, Нахарини, Maittaniu, Mittani. Аккадоязычные (вавилонские, ассирийские) письменные источники использовали наименования - Hanigalbat, Haligalbat, Hanagalbat, а хетты - Hurri (Hurla). Хурритские цари себя называли hurri, а страну - Mitanni.
Группу знаков древнейших клинописей, hu-ur одни исследователи (Г.Винклер, Э.Мейер, Э.Ваиднер, Форер, Вайсбах) читали как har, другие (Б.Грозный, А.Унгна) - как hur. При чтении, как har, исследователи связывали с арийским наименованием, а хурритский язык считали древним арийским языком. Позже, в обнаруженном в хеттской столице Хаттусы тексте, hurlili (на хеттском языке hurla - хурриты) было прочтено как hurri: тем самым harri, как вариант, отпал. Отпала и версия о том, что хурриты есть арийцы. В научном мире как наименование был принят вариант hurri.
Во второй половине 20-го века появились новые мнения о прародине арийских племён. Была выдвинута точка зрения, согласно которой прародиной арийских племён, предков индоевропейцев, является Армянское нагорье и прилегающие к нему территории. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок (раннее земледелие, гончарное ремесло, металлообработка, культ солнечного божества и его символов - креста, свастики, культ лошади, льва, орла), лингвистические исследования (в армянском языке присутствуют все звуки, свойственные языкам индоевропейской языковой семьи) и т.д. В вышеупомянутых наименованияхhurri (h-ur-ri) и harri (h-ar-ri), как оказалось, частички ar(ur) могли быть заменены на ir и er. Следовательно, и hurri, и harri своими корнями ur и ar связываются с именами бога Ар(Ара), и Армянским нагорьем(Армани, Аратта, Арарат, Армения, Аракс, Арагац..., Урарту, Урме, Урмия...).
С древнейших времён hay-armenians занимались земледелием, скотоводством, гончарным ремеслом и обработкой металлов, т.е. всем тем, что составляло основу ранней человеческой цивилизации.
В северной Месопотамии и Армянском нагорье, а также на прилегающих к ним территориях были основаны многочисленные поселения, деревни и города. Среди них митаннийская столица Вашшукани, Иерусалим, Ашшур, Ниневия, Вавилон, Алалах (совр. Атчана), Аррапха (совр. Кернук), разбогатевшие благодаря ремёслам и торговле.
Богатство и достаток привлекали внимание племён, живущих рядом с hay-armenians. С 3-2 тысячелетия до н.э. (возможно ещё раньше) начались опустошительные походы семитских племён (аккадцев, вавилонян, ассирийцев), хеттов и египетских фараонов на северную Месопотамию, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории. В начале 2-го тысячелетия до н.э. усилились захватнические настроения соседствующих с хурритами хеттов и египтян. Чтобы противостоять двум опасным соседям, хурритам необходимо было объединиться и создать сильное государство, что и осуществили успешно хурритские (армянские) цари.
До объединения хурритских племён и образования государства Митани, хеттские тексты неоднократно свидетельствовали о военном союзе царей хурритских воинов. Во время борьбы против хеттов, митанийскому царю (имя неизвестно) удалось возглавить уже объединившихся царей хурритских воинов. Вскоре за военным союзом племён, объединенных во время внешней угрозы, последовало их экономическое и политическое объединение. Согласно письменным источникам, первым царём Митани был Шуттарна I(конец 16 века до н.э.), сын Кирты. Во времена его последователей Параттарны (начало 15 века до н.э.) иСаусадаттары (середина 15 века до н.э.) государство Митани достигло своего расцвета. При Саусадаттаре Митани стало одним из сильнейших государств Передней Азии. Усиление Митани происходило при сложнейших внешнеполитических условиях. Продолжались грабительские походы египетских фараонов на Сирию и Палестину. Тутмос I (вторая половина 16 века до н.э.), Тутмос III (вторая половина 15 века до н.э.), Аменхотеп II (конец 15 века до н.э.) и Тутмос IV, совершая частые набеги на Сирию и Палестину, доходили до берегов Евфрата. Повторые походы свидетельствовали о том, что хурриты оказывали достойное сопротивление египтянам, что, в свою очередь, привело к заключению соглашения между противниками. Согласно договору, скреплённому при Тутмосе IV, Каркемыш, Алепп и Алалах оставались под властью Митани, а южные части Палестины и Сирии отходили к Египту. Союз Египта и Митани скрепляется династическими браками. Принцессы Митани - Гилу Хепа (дочь Шуттарны II), Таду Хепа (она же Нефертити, дочь Тушратты), Тиа (дочь вельможи Нихрины - Наирии) после замужества становятся известными царицами при египетском дворе. Заключив с Египтом мирный договор, митанийское царство получило возможность спокойно развиваясь ещё больше укреплять свою мощь. С создавшимся положением не могло смириться Хеттское царство, которое имело свои претензии на расширение границ царства вплоть до берегов Средиземного моря и Сирии. Однако, столкнувшись с военной мощью хурритов, всё попытки хеттов окончились неудачей.
В 1645 г. до н.э. на хеттский престол взошёл Супилулиума I (1345-1322 гг. до н.э.), искушенный дипломат и дальновидный политик. Происшедшие при нём события оказались судьбоносными для Митани.
После царя Шуттарны II в Митани началась борьба за престол между его сыном Арташумаром и братомАртадамом. Вскоре Арташумара был убит придворным Утхием. Однако, сторонникам Арташумары удалось посадить на трон его младшего брата Тушраму. Дворцовые заговоры и интриги продолжали ослаблять государство. В конце концов, Митани распалось на две части - Хурри (бассейн реки Арацани) и Митани(бассейн реки Тигр, Агзник, Цопк).
Распад Митани - результат победы внутренних и внешних вражеских сил. Немаловажную роль при этом сыграл хеттский царь Супилулиума I.
Дальнейшие попытки хурритов возродить былую мощь государства не имели успеха. Усиливающиеся (и семитизирующиеся) Ассирия и Вавилон, в свою очередь, постоянными набегами ослабляя государство Митани, расширяли за его счёт свои границы. Против Митани объединились Вавилон, Хеттское царство, Ассирия и другие мелкие царства. Потерпев поражение в неравной борьбе, Митани оказалось поделенным на две части между ними. Однако ассирийские цари Салманасар I (1274-1245 гг. до н.э.), Тукульти-Нинурта I, Тиглат-Паласар I (1115-1077 гг. до н.э.) и другие, в своих многочисленных актах свидетельствовали о том, что хурриты часто восставали, из-за чего возникала необходимость снова и снова подавлять эти восстания.
В середине 13-го века до н.э. закончилась история древнейшего на Армянском нагорье армянского государства Митани (Хурри-Митани).
Начавшийся с начала 3-го тысячелетия до н.э. поток семитских племён на заселённую хурритами северную Месопотамию, южную Месопотамию, южные районы Армянского нагорья, районы Восточно-средиземноморского побережья - Палестину, Сирию, Иорданию, Финикию (Ливан) и другие территории, особенно усиливается после падения государства Митани. Начинается противостояние между семитизируемой Месопотамией и Армянским нагорьем (армяно-арийской территорией).
Отголосками этого противостояния являются народные предания о "Айке и Бэле", "Ара Прекрасном и Шамирам", "О царе Араме", дошедшие до нас благодаря "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци.
Упадок Митани означал конец истории государства, но не народа. На севере Армянского нагорья продолжало существовать государство Айаса(Hayasa), на юге - Алзи (Агзник). Зарождались новые государственные объединения: Шуприа (Арме-Шуприа, Сасун), Исува (Цопк), Бабхи (горные районы Армянского Тавра) и другие.
После падения Митани с исторической арены исчезает также Хеттское царство (начало 12 века до н.э.) и Египет (конец первого тысячелетия). Если эти государства исчезли, оставив только название и культуру, то Митани получило новое продолжение в лице сформированного в 9-ом веке до н.э. нового армянского государства Арарат-Урарту.


Анжела Терян
"Митани (Хурри-Митани). Древнее армянское государство."
Ереван,2006



Cсылка оригинала: http://kamavor.livejournal.com/99975.html

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...