НЕОТЛОЖНОЕ ДЕЛО
свойств, которые отличают человеческие существа от жи-
вотных. В отличие от крыс или, скажем, овец, коров или
фазанов, мы имеем возможность учиться на опыте наших
предшественников.
Увы, мы привыкли извлекать этот опыт лишь из того,
что считается "надежным историческим свидетельством".
Не говорит ли это о нашей извращенности, дезориентации
или просто глупости? Не является ли признаком нашего
невежества или высокомерия то, что мы проводим резкую
границу между "историей" и "предысторией" где-то около
5 тысяч лет тому назад на шкале времени и считаем свиде-
тельства "истории" - надежными доказательствами, а "пре-
дыстории" - примитивными иллюзиями?
На нынешнем этапе исследования у меня возникает ин-
стинктивное ощущение того, что мы ставим себя в опасное
положение, не прислушиваясь к давно уже звучащим голо-
сам наших предков, которые доходят до нас в виде мифов.
Это ощущение носит скорее интуитивный, чем рациональ-
ный характер, но, как мне кажется, резон в нем есть. Мои
исследования преисполнили меня уважения к логическому
мышлению, научному уровню, психологической проница-
тельности и обширным космографическим познаниям древ-
них гениев, которые сочинили эти мифы и которые, как я
теперь полностью убежден, вышли из той же забытой ци-
вилизации, что произвела на свет картографов, строителей
пирамид, мореходов, астрономов и "измерителей Земли", по
чьим следам мы с вами прошли по континентам и океанам.
Поскольку я научился уважать этих давно забытых и с
трудом различимых сквозь туман времени Ньютонов, Шек-
спиров и Эйнштейнов последнего ледникового периода, счи-
таю, что было бы глупо игнорировать то, что они пытались
нам сказать. А сказать они пытались следующее: что перио-
дическое почти полное уничтожение человечества является
неотъемлемой частью жизни на нашей планете, что такое
случалось уже много раз и наверняка Повторится.
Чем, по сути дела, является удивительная календарная
система майя, если не средством передать именно эту ин-
формацию? Чем, если не штормовым предупреждением, яв-
ляются предания о четырех предыдущих "Солнцах" (или
иногда трех предыдущих "Мирах"), которые передавались в
обеих Америках с незапамятных времен? Как еще можно
объяснить, что в великих мифах о прецессии говорится не
. только о предыдущих катаклизмах, но и о тех, что грядут?
К тому же там, по существу, открытым текстом через мета-
фору "космической мельницы" земные катастрофы связы-
ваются с "беспорядком на небесах". И, наконец, какая ост-
рая необходимость побуждала строителей пирамид возво-
дить с таким тщанием могучие и таинственные сооружения
на плато Гизы?
Да, конечно, они тем самым сообщают: "Мы были
здесь".
И, конечно, они нашли остроумный способ сообщить,
когда именно были.
В этом я нисколько не сомневаюсь.
И, конечно, очень впечатляет то, какой объем работ
был проделан, чтобы >д оказать серьезность и высокий науч-
ный уровень их цивилизации. И, пожалуй, еще больше впе-
чатляет ощущение срочности, жизненной важности, кото-
рым наполнены все их работы и свершения.
Дальше я снова попробую опираться на интуицию, а не
на доказательства.
Я подозреваю, что в основе всей этой деятельности ле-
жит стремление передать в будущее предупреждение, каса-
ющееся глобального катаклизма, может быть, даже повто-
рения того катаклизма, что расправился с человечеством в
конце последнего ледникового периода, когда "увидел Ной,
что Земля покачнулась и близко ее разрушение, и вскричал
скорбным голосом: "Скажите мне, что делается с землей,
чтоона так страдает и сотрясается..." Эти слова взяты изБиблии (Книги Еноха) евреев, но аналогичные страдания и
потрясения предсказывают все "предания Центральной Аме-
рики, которые говорят о конце света в нынешнюю эпоху -
эпоху, как помнит читатель, когда "по словам старейших
произойдет движение Земли, от которого все мы погиб-
нем".
Читатель, возможно, не забыл даты конца света, пред-
сказываемой календарем древних майя:
"Этот день - 4 Ахау 3 Панкина [что соот-
ветствует 23 декабря 2012 года], и он прой-
дёт под знаком бога Солнца, девятого влады-
ки Ночи. Луне будет восемь дней, и она будет
третья из шести... "
Согласно прогнозам майя, мы живем на Земле после-
дние дни.
Но и по христианским прогнозам нам тоже немного
осталось. Согласно Библейскому обществу Пенсильвании,
находящемуся под эгидой "Сторожевой Башни": "Этот мир,
вне сомнения, погибнет так же, как и тот, что предшество-
вал Потопу... Многое было предсказано, что должно было
случиться в последнее время, и все это исполнялось. Это
означает, что конец света близок..."
Подобным же образом христианский ясновидец Эдгар
Кейс предсказывал в 1934 году, что около 2000 года "про-
изойдет движение полюсов. В Арктике и Антарктике про-
изойдут смещения, результатом которых будут вулканичес-
кие извержения в тропическом поясе... Верхняя часть Ев-
ропы изменится в мгновение ока. Земля треснет в западной
части Америки. Больше половины Японии погрузится в
море".
Любопытно, что эпоха, близкая к 2000 году, которая
фигурирует в этих христианских пророчествах, совпадает
также с Последним Временем (или наивысшей точкой) боль-
шого цикла подъема у звезд Пояса Ориона, так же как
эпоха XI тысячелетия до н.э. совпадала с Первым Временем
(наинизшей точкой) этого цикла.
И еще любопытно, что, как мы видели в главе 28:
"...парад планет, который, как ожидается,
может иметь серьезные гравитационные по-
следствия, произойдет 5 мая 2000 г., когда
Нептун, Уран, Меркурий и Марс выстроятся
в одну линию с Землей, находящейся по дру-
гую сторону от Солнца, устроив что-то вро-
де космического перетягивания каната... "
Сможет ли неясное влияние гравитации в сочетании с
прецессионным покачиванием нашей планеты, эффектами
от ее собственного вращения и быстро нарастающей массой
антарктической ледовой-шапки быть достаточным, чтобы
вызвать полномасштабное перемещение земной коры?
Об этом мы можем никогда не узнать - если только
это не произойдет. Я, кстати, думаю, что египетский лето-
писец Манефон был очень точен в своем описании грубых
и смертоносных космических сил, работающих во Вселен-
ной:
"Подобно тому, как железо склонно притя-
гиваться к магниту ч следовать за ним, но
иногда отворачивается и отталкивается в
противоположную сторону, так и благопри-
ятное, хорошее и рациональное движение мира
в одни моменты притягивает, умиротворяет
и успокаивает эту грубую силу; вслед за этим
последняя сила может воспрянуть, пересилить
первую и сделать ее беспомощной... "
Короче говоря, я подозреваю, что сквозь все матафоры
и аллегории древние пытались найти способы сообщить нам,
причем точно, когда и почему молоток глобального разру-
шения собирается ударить вновь. И соответственно, мне
кажется, что после 12500 лет качания маятника с нашей
стороны было бы проявлением мудрости уделить больше
внимания изучению сигналов и посланий, адресованных нам
из темного и пугающего периода потери памяти, который
наш вид называет предысторией.
Было бы крайне желательным ускорение исследований
на плато Гизы, причем не только египтологами, готовыми
противостоять всему, что угрожает их научному "статус-
кво", но и комплексными экспедициями, включающими
представителей новейших направлений науки, которые могли
бы принять вызов, брошенный самыми загадочными и не-
доступными объектами. Так, например, весьма многообе-
щающим представляется применение методики датировки с
использованием хлора-Зб, для того чтобы точно определить
возраст пирамид и Сфинкса ". При большом желании мож-
но было бы найти способ проникнуть за дверь, обнаружен-
ную в Великой пирамиде в 60 метрах от начала южной
шахты камеры царицы. В то же время следует предпринять
серьезные попытки исследовать содержимое большой пря-
моугольной и, по-видимому, искусственного происхожде-
ния полости в скальном грунте глубоко под лапами Сфин-
кса, которая была обнаружена сейсморазведкой в 1993 году.
И последнее (не по значению). Думаю, что наши уси-
лия также вознаградились бы, если бы вдалеке от Гизы мы
предприняли бы подледное исследование поверхности Ан-
тарктиды, поскольку в высшей степени вероятно, что именно
этот континент скрывает от нас наиболее полное собрание
останков пропавшей цивилизации. Если бы мы смогли ус-
тановить, что погубило эту цивилизацию, нам было бы лег-
че планировать меры по нашему собственному спасению от
подобного бедствия.
Выступая с последними предложениями, я, разумеется,
прекрасно знаю, что найдется много таких, которые отне-
сутся к ним с насмешками и будут говорить с позиций
униформизма, что "от начала творения все остается так же".
Но я знаю, что эти "ругатели последних дней" по той или
иной причине остаются глухими к голосу наших забытых
предков. Как мы уже слышали, этот голос пытается сооб-
щить нам о скрытой злой силе, которая неоднократно обру-
шивалась на человечество, причем всегда нападала внезап-
но, без предупреждения и жалости, как вор в ночи, и неиз-
бежно придет снова, заставив нас - если мы не подгото-
вимся как следует - оказаться в положении детей-сирот,
которые ничего не ведают о своем наследстве.
ПОХОД В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Резервация индейцев хопи, май 1994 пзда. На плоско-
горьях Аризоны уже много дней подряд дул неприкаянный
ветер. Пока мы ехали по равнине к деревушке Шунгопови,
я перебирал в уме все, что видел и делал-в течение после-
дних пяти лет: мои путешествия, исследования, неудачные
попытки и тупики, с которыми я встречался, счастливые
озарения, моменты, когда все "сходилось", и моменты, ког-
да, казалось, все рассыпается.
Я проделал долгий путь, чтобы попасть сюда, гораздо
более долгий, чем те 500 километров, которые мы преодо-
лели, взбираясь в эти суровые пустоши из столицы штата,
Финикса. Я прекрасно понимал это и не надеялся, что смо-
гу вернуться отсюда сильно просвещенным.
Тем не менее я предпринял это путешествие, потому
что люди верят, что среди хопи живо еще искусство (на-
ука?) прорицания. Хопи, относящиеся к группе пуэбло, яв-
ляются дальними родственниками мексиканских ацтеков;
их число в результате истощения и нищеты сократилось до
10 тысяч. Подобно древним майя, чьи потомки по всему
Юкатану убеждены, что конец света ожидается в 2000 году
"ипико" (и еще немного), хопи верят, что мы вступаем в
последние дни, а над нами навис геологический дамоклов
меч. Как мы видели в главе 24, согласно их мифам:
"Первый мир был уничтожен в наказание за
проступки людей всепожирающим огнем, ко-
торый шел и сверху, и снизу. Второй мир кон-
чился тем, что земной шар свернулся с оси и
все покрылось льдом. Третий мир кончился все-
ленским потопом. Нынешний мир - четвер-
тый по счету. Судьба его зависит от того,
будут ли его обладатели вести себя в соот-
ветствии с планами Создателя... "
Я приехал в Аризону, чтобы узнать мнение хопи, ведем
ли мы себя в соответствии с планами Создателя...
КОНЕЦ СВЕТА
Неприкаянный ветер, дующий на плоскогорье, раска-
чивал жилой прицеп-трейлер, в котором мы все сидели.
Санта была со мной повсюду, разделяя опасности и при-
ключения, падения и взлеты. Напротив нас сидел наш друг
Эд Понист, фельдшер-хирург из Лэнсинга, штат Мичиган.
За несколько лет до этого Эд работал некоторое время в
резервации, и нам удалось попасть сюда благодаря его свя-
зям. Справа от меня сидел Пол Сифки, девяностолетний
хопи, старейшина клана Паук и главный сказитель своего
народа. Радом с ним сидела его внучка Мелза Сифки, кра-
сивая женщина средних лет, которая вызвалась быть пере-
водчиком.
"Я слышал, - сказал я, - что хопи верят в
приближение конца Света. Это правда ?"
Пол Сифки - маленький высохший человек с кожей
орехового цвета, одетый в джинсы и батистовую рубашку.
За время беседы он ни разу не взглянул на меня, но зато
упорно глядел вперед, как-будто искал знакомое лицо в
далекой толпе.
Мелза перевела ему мой вопрос и через минуту переда-
ла ответ деда: "Он спрашивает, почему вы хотите узнать?"
Я объяснил, что на то есть много причин, и самая важ-
ная из них - ощущение срочности. "Мои исследования
убедили меня, что когда-то давным-давно на свете была
развитая цивилизация, которую уничтожил ужасный ка-
таклизм. Я боюсь, что с нашей цивилизацией может про-
изойти то же самое..."
Последовал длительный обмен фразами на языке хопи,
а за ним - перевод: "Он говорит, что, когда он был ребен-
ком, в начале 1900-х, была звезда, которая взорвалась -
звезда, которая долго была на небе... И он пошел к своему
деду и попросил объяснить смысл этого знамения. Дед от-
ветил: "То же будет и с нашим миром, его поглотит пламя...
Если люди не изменят свой образ жизни, то дух, который
заботится о мире, так огорчится, что накажет мир огнем, и
наступит его конец - как у той звезды". Именно так ска-
зал ему дед - что Земля взорвется, совсем как та звезда..."
"То-есть, похоже, миру суждено погибнуть в огне... Счи-
тает ли он, смотревший на мир в течение девяноста после-
дних лет, что поведение человечества, улучшилось или ухуд-
шилось?"
"Он говорит, оно не улучшилось. Мы стали хуже".
"То есть, по его мнению, конец приближается?"
"Он говорит, что признаки этого уже заметны... Он
говорит, что сегодня нет ничего, кроме дующего ветра, а
все, что мы делаем - это целимся друг в друга нашим
оружием. Это показывает, как далеко мы зашли и что мы
чувствуем по отношению друг к другу. Нет больше ценнос-
тей - совсем нет - и люди живут, как хотят, без морали и
без закона. Это - признаки того, что время пришло..."
Мелза прервала перевод и добавила от себя: "Этот ужас-
ный ветер. Он совсем все высушил. Он не приносит влаги.
По нашему мнению, такой климат - последствие того, как
мы живем. Не только мы, но и ваш народ тоже".
Я заметил, что глаза у нее наполнились слезами. ""У
меня есть кукурузное поле, - продолжала она, - оно со-
вершенно высохло. Я смотрю в небо и молюсь о дожде, но
дождя все нет, и даже. нет облаков... Когда все так обстоит,
мы даже не знаем, кто мы такие".
Наступило долгое молчание. Спускался вечер. Силь-
ный ветер без перерыва дул на равнине, раскачивая трей-
лер.
Я тихо сказал: "Спросите, пожалуйста, у деда, можно
ли что-нибудь сделать для хопи и остального человечества?"
"Единственное, что он знает, - ответила Мелза, выслу-
шав его ответ, - пока хопи не расстанутся со своими обы-
чаями, они смогут помогать себе и всем остальным. Они
должны сохранить то, во что они верили в прошлом. Они
должны сохранить память своего народа. Это - самое важ-
ное... Но -мой дед хочет сказать вам также, чтобы вы как
следует поняли, что эта Земля дело рук разумного существа,
духа, духа-созидателя, который создал все таким, какое оно
есть. Дед говорит, что ничего здесь нет случайного, что
ничего не случается просто так, ни хорошего, ни плохого, и
что есть причина, по которой все случается..."
ВОЗЛЕ МЕЛЮЩИХ ЖЕРНОВОВ
Когда человеческие существа с разных концов света и
представители разных культур сильно и непреодолимо ощу-
щают приближение катаклизма, мы вправе игнорировать
это. И когда голоса наших далеких предков доходят до нас
посредством мифов и храмовой архитектуры и рассказыва-
ют о физической гибели великой цивилизации в далекой
древности (а также о том, что наша собственная цивилиза-
ция в опасности), мы <праве, если пожелаем, заткнуть уши...
То же самое было, как гласит Библия, в мире перед
Потопом: "Ибо, как во дни перед Потопом, ели, пили, же-
нились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в
ковчег, и не думали, пока не пришел Потоп и не истребил
всех".
Таким же образом предрекали, что следующая глобаль-
ная катастрофа падет на нас внезапно, "о том же дне и часе
никто не знает... как молния исходит от востока и видна
бывает даже до запада... Солнце померкнет, и Луна не даст
света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поко-
леблются... Тогда из двух мужчин на поле один берется,
один оставляется; из двух женщин, мелющих жерновами,
одна берется, одна оставляется..."
Что случилось раньше, может случиться снова. Что было
сделано однажды, может быть сделано опять.
И, возможно, действительно, нет ничего нового под
Солнцем...
КОММЕНТАРИИ
Глав* 1
1. Этот период длился приблизительно с 13000 по 4000
год до н.э. согласно, например, данным д-ра Джека Хыо из
Иллинойского университета; с его мнением согласны экс-
перты из Института Карнеги, Вашингтон, округ Колумбия;
Джон Дж. Вейпхаупт из Университета Колорадо, специа-
лист в области сейсмологии, гравитации и планетарной гео-
логии также поддерживает точку зрения об относительно
позднем периоде, когда, по крайней мере, на части террито-
рии Антарктики отсутствовали льды. Вместе с рядом другдо
геологов он называет более узкие временные границы - от
7000 до 4000 года до н.э.
2. Историки не признают существования "цивилиза-
ций" как таковых до 4000 года до н.э.
Глава 2
3. Эти карты были составлены в ходе Международного
географического года 1958 бригадами картографов из раз-
ных стран.
Глава 4
4. Первым правильно идентифицировал паука из Наска
как Ricinulei профессор Джеральд С. Хоукинс.
5. Луис де Монсон был коррехидором (судьей) в Рука-
нас-и-Сорас, вблизи Наска, в 1586 году.
Глава 5
6. Такова точка зрения Фернандо Монтесиноса, выра-
женная в его Memoriales Antiguas Historiales del Pern (XVIII
столетие).
Глава 7
7. Другой ученый, Мария Шультен де Д'Эбнет, также
занималась математическими методами (в противовес исто-
рическим методам, которые весьма умозрительны). Она ста-
вила своей задачей заново определить древнюю координа-
ционную сетку, которой пользовались, чтобы найти поло-
жение Мачу-Пикчу по отношению к ключевым точкам. Она
решила эту задачу, установив существование центральной
оси 45 °. В процессе этого она наткнулась на кое-что еще:
дополнительные углы между центральной осью и находя-
щимися вне ее точками показали, что наклонение Земли во
времена составления сетки было близко к 24 °. Это означа-
ет, что сетка формировалась за 5125 лет до выполненных
ею в 1953 году измерений, то есть в 3172 году до н.э.
Глава 8
8. "Исследование топографии Анд и фауны озера Ти-
тикака вместе с химическим анализом этого озера, а также
других, расположенных на этом же плато, показало, что
плато некогда находилось на уровне моря, на 3750 метров
ниже, чем теперь... а его озера были первоначальной частью
морского залива... В какой-то момент все Альтиплано вме-
сте со своими озерами поднялось со дна океана..."
9. Сообщение Ричарда Эллисона из Британского геоло-
гического совета, 17 сентября 1993 года.
10. "Традиционное мнение эволюционистов и геологов
сводится к тому, что горообразование является медленным
процессом, проявляющимся в малых изменениях, и, ло-
скольку этот процесс носит постепенный характер, спон-
танные крупномасштабные подъемы невозможны. Однако,
в случае Тиауанако, изменение уровня явно произошло при
существующем городе, что не могло быть результатом мед-
ленного процесса..."
Глава 10
11. Кроме того, д-р Джон Мейсон из Британской аст-
рономической Ассоциации в телефонном интервью 7 ок-
тября 1993 года определил наклонение эклиптики следую-
щим образом: "Земля вращается вокруг оси, которая прохо-
дит через ее центр и Северный и Южный полюса. Эта ось
наклонена к плоскости околосолнечной орбиты Земли. Этот
угол и называется наклонением эклиптики. Современное
значение этого угла составляет 23,44 <1".
12. В работе Познански также много ссылок по поводу
токсодона.
Глава 12
13. "Развитая сеть каналов и гидросооружений, в на-
стоящее время пересохших, но соединяющихся с бывшим
дном озера, является еще одним доказательством того, что в
тот период озеро простиралось до Тиауанако".
14. Например, на блоках мостовой возле Нилометра на
Слоновом острове в Ассуане. Я признателен американское
кинематографисту Роберту Гарднеру, указавшему мне на
это сходство.
15. Согласно Броумену: "Одомашнивание растений на
Альтиплано требовало одновременного развития техники де-
токсикации. Большинство растений, постоянно использо-
вавшихся в древнем Тиауанако, в непереработанном состоя-
нии содержит значительное количество токсинов. Напри-
мер, сорта картофеля, которые наиболее морозоустойчивы и
лучше всего растут на больших высотах, имеют наивысшее
содержание гликоалкаловда соланина. Кроме того, они со-
держат ингибитор, блокирующий действие целого ряда пи-
щеварительных ферментов, необходимых для расщепления
протеинов, что особенно неудачно на больших высотах, где
парциальное давление кислорода и без того ухудшает хи-
мию расщепления протеинов..."
Техника детоксикации, разработанная в Тиауанако с
целью сделать эти сорта картофеля съедобными, одновре-
менно повышает сохранность продукта. Фактически каждое
из этих качеств является побочным продуктом другого.
"Крестьяне Альтиплано, - объясняет Броумен, - в течение
тысяч лет производили сушеный картофель, или "чуно",
при помощи последовательного замораживания, выщелачи-
вания и сушки на солнце. Первоначальное объяснение пе-
рехода к такому процессу сводилось к тому, что в результа-
те его получается пищевой продукт длительного хранения
(шесть лет и более). Но теперь мы можем разглядеть там и
иную логику. Выщелачивание и сушка на солнце необходи-
мы для того, чтобы удалить основную часть соланина и
избыток нитратов, а последующее приготовление пищи из
этих продуктов разрушает ингибиторы пищеварительных
ферментов. Таким образом, сушка с замораживанием опре-
деляется не только желанием иметь надежный запас пищи;
важно еще, что эта технология позволяет использовать этот
картофель в пишу без риска.
В других растениях, давно культивируемых в районе
Титикаки, также высока концентрация токсинов, что тре-
бует различных способов детоксикации, чтобы сделать воз-
можным их употребление в пищу человеком. "Ока" содер-
жит значительное количество оксалатов; в хиноа и канихуа
высокое содержание синильной кислоты и сапонина; ама-
рант накапливает нитраты и содержит много оксалатов; тар-
ви содержит ядовитый алкалоид лупинин; бобы содержат
различное количество цитогенетического гликозида фазео-
лунатина; и т.д. В некоторых случаях детоксикация одно-
временно приводит к повышению сохранности конечного
продукта, чем умножается положительный эффект от при-
менения технологии. Там, где этого дополнительного эф-
фекта не возникает, как, например, в случае с хиноа, ама-
рантом и тарви, растения и так обычно неплохо хранятся.
Удовлетворительного объяснения тому, как разрабатывался
этот процесс детоксикации, пока не существует...
16. Сердцем системы являлись земляные платформы
примерно в метр высотой, 10-100 метров длиной и 3-10
метров шириной. Эти гряды разделены каналами такого же
размера и образованы выбранной оттуда почвой. Платфор-
мы периодически удобряли илом и богатыми азотом водо-
рослями, которые вычерпывали со дна каналов во времена
сухого сезона. Даже теперь... отложения из старых каналов
намного богаче питательными веществами, чем почва окру-
жающей равнины.
Но система из платформ и каналов - это не просто
способ повышения плодородия почвы. Она создает микро-
климат, благодаря которому на высокогорье удлиняется пе-
риод роста растений и повышается устойчивость сельскохо-
зяйственных культур к неблагоприятным условиям. Напри-
мер, во время частых засух каналы служат источником вла-
ги, а поднятые платформы спасают от затопления при столь
же частых наводнениях. К тому же вода в каналах играет
роль теплового аккумулятора, поглощающего днем солнеч-
ное тепло и отдающего его холодными ночами, что создает
вокруг растений одеяло из сравнительно теплого воздуха.
17. Аймарский язык строгий и простой; его синтаксис
не знает исключений, а потому может быть выражен в ком-
пактной форме чем-то вроде алгебраической записи, кото-
рую понимают компьютеры. Строгость его правил дала не-
которым историкам повод предположить, что он не развил-
ся подобно другим языкам, а был с самого начала сконстру-
ирован.
Глхм 14
18. Не просто "очевидно связанных", но связанных спе-
цифическим образом. Вотана, например, часто называли
внуком Кецалькоатля. Ицаману и Кукулькана - индейцы,
пересказывавшие свои легенды испанским летописцам вскоре
после завоевания, иногда путали.
19. Согласно летописцу XVI века Бернарду де Саагуну:
"Кецалькоатль был великим цивилизатором, который при-
был в Мексику во главе группы иностранцев. Он принес в
страну искусство и особо поощрял земледелие. В его време-
на початки кукурузы были так велики, что мужчина не мог
нести больше одного; хлопок рос разных цветов, так что его
можно было не красить. Он строил просторные и красивые
дома и проповедовал религию, поощрявшую мир".
Глава 17
20. "Каменная скульптура ольмеков отличалась высо-
кой естественной пластичностью, но ее предшественников
не уцелело, как-будто эта способность передавать природ-
ные и абстрактные образы была собственным изобретением
этой ранней цивилизации". "Предольмекская фаза остается
тайной... не известно, ни в какое время, ни где культура
ольмеков сформировалась".
Глава 19
21. Многие заклинания имеют прямое отношение к звез-
дному возрождению фараона, например: "Я звезда, что ос-
вещает небо" и т.д.
22. "Двойной Гребень отправляется в преисподнюю в
каноэ, которым управляли близнецы-перевозчики", боги,
которые занимали важное место в мифологии майя. 'При
этом усопшего властителя сопровождают и другие персона-
жи: игуана, обезьяна, попугай и собака". О мифологичес-
кой роли собак мы еще услышим в Части V этой книги.
23. В Древнем Египте собака олицетворяла Упуата, "от-
крывателя путей", птица (ястреб) - Гора, а обезьяна -
Тота. *
Глава 23
24. Стеккини в приложении к "Тайнам Великой пира-
миды". Периметр Великой пирамиды точно равняется по-
ловине дуговой минуты.
Глава 24
25. Отрывки из "Книги Бытия", главы 6, 7 и 8:
"И увидел Господь, что велико развращение Человеков
на земле и что все мысли и помышления сердца их были
зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал чело-
века на земле, и восскорбел в сердце Своем... И сказал
Господь Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое;
ибо земля наполнилась от них злодеяниями... И вот, Я
наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть,
в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на
земле, лишится жизни".
Спасая только Ноя с семьей (которого он научил, как
построить спасательное судно длиной 137 метров, шириной
23 и высотой 14 метров) и повелев еврейскому патриарху
собрать "каждой твари по паре", Господь ниспослал на зем-
лю потоп:
"В тот самый день вошел в ковчег Ной и Сим, Хам и
Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сыновь-
ев его с ними. Они, и все звери по роду их, и всякий скот
по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду
их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые. И
вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой
есть дух жизни. И вошедшие мужеский и женский пол
всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Гос-
подь за ним.
И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и
умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над
землею. Вода же усиливалась и весьма умножалась на зем-
ле; и ковчег плавал на поверхности вод. И усилилась вода
на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы,
какие есть под всем небом... Все, что имело дыхание духа
жизни в ноздрях своих на суше, умерло... Остался только
Ной и что было с ним в ковчеге".
В назначенное время, "в седьмом месяце, в семнадца-
тый день месяца, остановился ковчег на горах Араратских.
Вода постепенно убывала до десятого месяца".
"По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им
окно ковчега. И выпустил ворона, который, вылетев, отле-
тал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом вы-
пустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица
земли. Но голубь не нашел себе места покоя для ног своих
и возвратился к нему в ковчег; ибо вода была еще на повер-
хности всей земли... И помедлил еще семь дней других; и
опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к
нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во
рту у него; и Ной узнал, что вода сошла с земли... И вышел
Ной... и устроил жертвенник Господу; и взял из всякого
скота чистого, и всех птиц чистых, и принес во всесожже-
ние на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоуха-
ние..."
26. В этом варианте персонаж Мичабо именуется Мессу.
27. Андре был видным немецким географом и антропо-
логом. Его монография по преданиям об оледенении назва-
на Дж. Дж. Фрезером (...) "эталоном просветительства и
здравого смысла, доносимого с предельной ясностью и вы-
разительностью".
Глава 25
28: Персидский "Бундахиш" рассказывает, что планеты
бегали по небу и перепутали все в космосе.
Глава 27
29. Исследователь Врангель наблюдал на островах Мед-
вежьих почву, которая содержала только .песок, лед и такое
количество костей мамонта, будто остров в основном из
них и состоит. На материке в Сибири ему приходилось
видеть/тундру, в которой было больше мамонтовых бивней,
чем кустарника.
30. Главный переход от ледниковых к послеледнико-
вым условиям произошел около 11000 лет назад. При этом
изменение температуры было резким и внезапным. "После-
днее оледенение, продолжавшееся 100 тысяч лет, судя по
соотношению изотопов кислорода в кернах, добытых глу-
боководным бурением в Атлантике и экваториальной части
Тихого океана, окончилось внезапно около 12 тысяч лет
тому назад. Очень быстрое таяние льдов привело к быстро-
му повышению уровня моря... Подробное исследование ис-
копаемых находок свидетельствует о быстром распростра-
нении в это время растительных и животных видов, осо-
бенно на ранее покрытых льдом территориях. Судя по ис-
копаемой пыльце и останкам мелких животных, на Амери-
канском континенте в это время вслед за быстрыми клима-
тическими изменениями происходит массовое вымирание".
31. "Относительное изменение характеризуется изме-
нением относительного содержания холодноводных и теп-
ловодных простейших фораминифер, составляющих значи-
тельную часть планктона; абсолютное изменение можно
оценить по соотношению изотопов кислорода в фауне".
32. Читатель может вспомнить, что до этого времени на
Новосибирских островах преобладали необъяснимо теплые
условия; стоит обратить внимание и на то, что на многих
других островах Северного Ледовитого океана также дли-
тельное время наблюдалось влияние обширного оледенения
в других местах. Так, останки деревьев березы и ольхи,
обнаруженные в торфяниках Баффиновой Земли, свидетель-
ствуют о сравнительно теплом климате как минимум на
протяжении периода от 30000 до 17000 лет назад. Известно
также, что на протяжении ледникового периода значитель-
ная часть Гренландии оставалась загадочным образом сво-
бодной ото льда.
33. В Северной Америке, где оледенение достигло мак-
симального размера 17000-16500 лет назад, геологи сделали.
следующие открытия:
- листья, иголки и плоды деревьев, которые были рас-
пространены 15300 лет назад на территории Массачусета;
- болото, которое сформировалось на ледниковом ма-
териале в Нью-Джерси по меньшей мере 16280 лет назад,
сразу после того, как прекратилось наступление льдов;
- в Огайо найден послеледниковый образец, возраст
которого примерно 14000 лет. Судя по нему, здесь был
еловый лес, на формирование которого, по самым умерен-
ным оценкам, требовалось несколько тысяч лет. Что же это
означает? Не ясно ли, что ледовый щит, толщина которого
в Огайо превышала милю, исчез в графстве Делавэр этого
штата буквально за несколько столетий?
Аналогичным образом, на территории России, в Ир-
кутской области, полное освобождение ото льда и развитие
послеледниковой жизни произошли 14500 лет назад. В Литве
обнаружено болото, сформировавшееся 15600 лет назад. Обе
эти даты наводят на размышления. Болото, конечно, может
сформироваться гораздо быстрее, чем лес. Но прежде дол-
жен исчезнуть лед. И не забудем, что льда было порядочно.
Глав> 30
34. Читатель помнит из главы 25, как уцелел Иггдра-
силь, мировое дерево, и как прародители будущего челове-
чества сумели укрыться внутри его ствола, пока новая зем-
ля не явилась из-под обломков старой. Можно ли считать
Простым совпадением то, что в точности такую же тактику
спасения от всемирного потопа избрали герои некоторых
североамериканских мифов? Подобные связи и переходы
исключительно часты в мифах на темы прецессии и гло-
бальных катастроф.
35. В некоторых мифах о Бакабах говорится, что "их
малейшее шевеление вызывает колебания земли и даже зем-
летрясение".
36. В японском мифе персонаж, аналогичный Самсону,
носит имя Сусаноо.
37. Ср. в несколько искаженном виде в "Пополь-Вух"
рассказ о Близнецах и их 400 спутниках (см. главу 19).
Сипкана, сын Вукуб-Какикса, увидел, что 400 молодых лю-
дей волокут огромное бревно, которое они хотели исполь-
зовать в качестве столба в своем доме. Сипкана без усилий
подносит дерево к яме, выкопанной для столба. Молодые
люди попытались убить Сипкану, столкнув его в яму, но
он увернулся и убил их всех до одного, обрушив дом на их
головы.
38. В преданиях маори Самсон фигурирует под именем
Вакату.
39. Отметим, что, подобно Самсону, Орион был слеп -
единственный слепой персонаж в звездной мифологии.
40. "Известно, что древние египтяне отождествляли со-
звездие Ориона с Осирисом".
41. Именуемый также Вепуат.
42. Хотя мельница нигде не фигурирует как таковая,
на многих египетских барельефах изображаются два глав-
ных персонажа мифа об Осирисе (Гор и Сет), вместе враща-
ющие гигантское сверло, другой классический символ пре-
цессии.
Глава 31
43. Это выражение принадлежит Джейн Селлерс, кото-
рая также обнаружила прецессионные вычисления, скры-
тые в мифе об Осирисе.
Глава 32
44. Подробности мифов о потопе см. в главе 24. Анало-
гичная конвергенция между внешне не связанными мифа-
ми имеет место и применительно к прецессии равноден-,.
ствий. Мельницы, персонажи, которые владеют и пользу-
ются ими, а затем ломают, братья, племянники и дяди, тема
отмщения, тема инцеста, собаки, порхающие из истории в
историю, и точные числа, необходимые, чтобы рассчитать
прецессионное движение - все они возникают повсюду,
посреди разных культур и эпох, без усилий путешествуя в
потоке времени.
Глава 34
45. Вершины не удается достигнуть потому, что спи-
ральная насыпь и леса перекроются и займут все свободное
место задолго до вершины.
46. "Раздражает количество имен, написанных повсюду
разными придурками, - пишет Гюстав Флобер в своих
"Письмах из Египта". - Наверху Великой Пирамиды чер-
ными буквами обозначен некий Бюффар, изготовитель обоев,
ул. Сен-Мартен, 79".
47. Шампольон - это, конечно, тот самый, кто рас-
шифровал Розетский .Камень.
Глава 35
48. Обычно считается, что он использовался для выхо-
да рабочих, оставшихся в пирамиде над пробкой в восходя-
щем проходе.
49. Поскольку, проходя порядка сотни метров в мас-
сивной кладке, он соединяет два узких коридора/Такое не
может получиться случайно.
Глава 36
50. Именно в этой камере Вайс обнаружил следы "под-
селения" постороннего покойника (кости и деревянная
крышка гроба), о котором говорилось в главе 35. Найден-
ный им же базальтовый гроб (утерянный затем в море)
предположительно связан с этим же захоронением и вряд
ли старше, чем XXVI династия.
Глава 37
51. Например, в изолированной Долине царей в Луксо-
ре, Верхний Египет.
52. Или, чтобы быть точным, 51° 50'- 38".
53. Доклад Рудольфа Гантенбринка в Британском <му-
зее о съемках в шахтах при помощи телеуправляемого робо-
та Упуат, 22 ноября 1993 года.
Глава 38
54. По сравнению с приведенными в тексте данными
Петри, Стеккини дает несколько более точные значения
внутренних и наружных размеров пирамиды.
Глава 39
55. Подробнее обсуждение "Первого Времени" см. в
Части VII.
56. Обсуждается в Части VII; сравнение культа возрож-
дения Осириса и верований древних майя о возрождении
см. в Части III.
57. Подобно трем пирамидам Гизы, Погребальные хра-
мы Хафры и Менкаура сходны с Храмом долины отсут-
ствием украшений и использованием мегалитов по 200 тонн
и более.
58. По крайней мере, один египтолог-ортодокс. Селим
Хассан, признал, что окончательное решение вопроса - впе-
реди. После двадцати лет раскопок в Гизе он написал: "Если
не считать искалеченной строки на гранитной стеле Тутмо-
са IV, которая ничего не доказывает, нет ни одного древне-
го письменного свидетельства, которое бы связывало Сфин-
кса с Хафрой. Так что, каким бы правильным он не казал-
ся, этот аргумент следует считать лишь косвенным, пока
когда-нибудь счастливое движение лопаты не вытащит на
свет божий надежное свидетельство происхождения этой
статуи.
Глава 40
59. Джон Уэст и Роберт Бьювэл работали изолирован-
но, не зная об открытиях друг друга, пока я их не по-
знакомил.
Глав* 41
60. Саккара, Египет: археологи обнаружили обелиск из
зеленого известняка, самый старый в мире из полностью
сохранившихся обелисков, посвященный Инги, жене фара-
она Пепи I,. правившего Египтом почти 4300 лет назад;
после смерти ее почитали как богиню.
61. В других редакциях Шу и Тефнут были выплюну-
ты Ра-Атумом.
62. Иногда приводится число 3126.
63. Бьювэл предполагает, что Бенбен был, возможно,
метеоритом специфической формы: "Судя по описаниям,
этот метеорит должен был иметь массу от 'иести до пятнад-
цати тонн... его огненный полет был, вид IMO, весьма вну-
шительным и пугающим зрелищем".
64. "Судя по "Текстам пирамид", жрецы Гелиополя
очень много заимствовали из религиозных верований доди-
настических египтян..."
65. "Тексты Пирамид"... включают в себя очень древ-
ние материалы... Там много мифологических и других ал-
люзий, смысл которых неясен для современного переводчи-
ка..."
Глава 42
66. "Атум сделал то, что обещал Царю; он связывает
для него веревочную лестницу".
67. В "Текстах пирамид" столько всего таинственного,
что уже не удивляешься появлению самого что ни на есть
квалифицированного Открывателя Путей. "Врата небес от-
крыты для тебя, звездное небо распахнуто для тебя, к тебе
нисходит и идет рядом с тобой шакал Верхнего Египта в
облике Анубиса". (...) Здесь, как и в других контекстах,
функции собакоподобной фигуры состоят в том, чтобы быть
проводником в бездне понятной лишь посвященным ин-
формации, зачастую связанной с математикой и астроно-
мией.
68. Подробности см. в Части V.
69. "Нельзя поверить, чтобы высший слой жрецов не
располагал тайным знанием, которое они тщательнейшим
образом оберегают. Любая жреческая каста... обладала гно-
зисом, превосходством знания, которое она никогда не из-
лагала в письменной форме... Поэтому абсурдно надеяться
найти в египетских папирусах описания секретов, из кото-
рых складывалось эзотерическое знание жрецов".
70. Установленный археологами горизонт календаря сле-
дует на самом деле отнести еще дальше в результате после-
днего открытия, когда в одной из могил в Верхнем Египте,
относящейся к эпохе I династии, была обнаружена надпись:
"Глашатай Нового Года". Глава 43
71. Очень важно иметь в виду это обстоятельство, ког-
да идет речь о таком предмете, как египтология, где так
много памятников прошлого было утрачено в результате
разграбления, разрушительного воздействия времени, а так-
же деятельности археологов и кладоискателей. Кроме этого,
огромное количество поселений древних египтян вообще не
исследовалось, а много других покоится вне нашей досягае-
мости под тысячелетними наносами дельты Нила (или, ска-
жем, под пригородами Каира), и даже в таких хорошо изу-
ченных местах, как некрополь в Гизе, существуют участки
(например, скала под Сфинксом), которые еще ждут, когда
их раскопают.
72. Абсолютно не существует свидетельства того, что
древние египтяне когда-либо путали годы с месяцами или
называли их одинаково.
73. Подобно майя (см. Часть III), древние египтяне ис-
пользовали в административных целях гражданский кален-
дарный год (приблизительный год), который состоял точно
из 365 дней. Древнеегипетский гражданский календарный
год привязывался к году Сотис таким образом, чтобы у них
дни и месяцы совпадали один раз в 1461 календарный год.
74. В первом веке нашей эры аналогичное предание
было записано римским ученым Помпонием Мела: "Егип-
тяне очень гордятся тем, что они - самый древний народ в
мире. В их летописям можно прочитать, что за время их
существования ход звезд четырежды менял свое направле-
ние, а Солнце дважды садилось в той части неба, где теперь
встает".
75. Для ясности представим эту информацию в виде
таблицы:
Весеннее равноденствие Восход В оппозиции
(на западе)
во время
восхода
V век до н.э. (эпоха Геродота) Овен Весы
13000 лет до Геродота - Весы Овен
26000 лет до Геродота Овен Весы
39000 лет до Геродота Весы Овен
Глава 44
76. "Верили, что боги правили Египтом после того, как
впервые сделали его идеальным".
77. Если принимать в расчет узурпацию власти Сетом,
то до Тота включительно мы имеем дело с семью святыми
фараонами: Ра, Шу, Геб, Осирис, Сет, Гор, Тот.
78. Тот (под греческим именем Гермеса) "одарен нео-
бычной способностью продумывать вещи, способные улуч-
шать общественную жизнь людей".
79. Интересно, что во время цивилизаторской миссии
Осириса сопровождали два "открывателя пути": "Анубис и
Маседо, причем Анубис. в собачьей шкуре, а Маседо - с
волчьей мордой..."
Глава 45
80. Прислано мне по телефаксу 27 декабря 1993 года.
81. Каирский музей, галерея 54, настенное изображе-
ние судов периода Бадариана, ок. 4500 года до н.э.
82. "О Утренняя Звезда, Гор из ада... Ты, имеющий
душу и появляющийся впереди своей лодки длиной 770 куби-
тов (385 метров)... Возьми меня с собой в хижину на своей
лодке".
Глава 46
83. Еще пример Диодор Сицилийский (I век до н.э.)
пересказывает то, что услышал от египетских жрецов: "Число
лет, прошедших от Осириса и Исвды, как они говорят, до
правления Александра, который основал этот город, нося-
щий его имя в Египте [IV век до н.э.], превышает 10 ты-
сяч..."
Глава 47
84. Относительно срока пребывания Сфинкса в песке,
Уэст приводит следующую таблицу:
Всего, лет Из них в песке, лет
Хефрен - Тутмос IV 1300 1000
Тутмос IV - Птолемей 1100 800
Птолемей - Христианство 600 О
Христианство - наст. время 1700 1500
Хефрен - наст. время 4700 3300
85. "Аннотация нашего сообщения была передана в Гео-
логическое общество Америки, и нас пригласили предста-
вить наше сообщение в виде плаката на съезде ГОА в Сан-
Диего - сборе геологической элиты. Около нашего стенда
толпились заинтригованные геологи со всего света. Десятки
специалистов в областях, близких к нашему исследованию,.
предлагали свою помощь и советы. Ознакомившись с мате-
риалом, многие геологи просто смеялись, изумленные [по-
добно Шоху], как это в течение двух веков исследований
ни один геолог или египтолог не обратил внимания на во-
дяной характер эрозии Сфинкса". 275 геологов поддержали
открытие Щоха.
86. В числе геологов были Фарук Эль-Баз, Рот и Раф-
фан.
87. В числе аномалий Уэст особо отметил чаши, выре-
занные из диорита и других твердых камней, описанных в.
Части VI.
88. "Проанализировав свои рисунки, схемы и измере-
ния, я пришел к окончательному решению, которое совпа-
дает с моей первоначальной реакцией: эти два произведе-
ния изображают разных индивидуумов. Пропорции вида
анфас и особенно углы и лицевые выступы профиля убеж-
дают меня, что Сфинкс - не Хафра. Если древние египтяне
имели квалификацию, достаточную для копирования изоб-
ражения, то эти два портрета не могут изображать одно
лицо". ...О взглядах Шоха на переработку головы Сфинкса
см. AAAS 1992.
Глава 48
89. ...Значительная часть материала этой главы заим-
ствована из работы Питера Томпкинса и профессора Ливио
Катулло Стеккини.
90. Принято, например, Эдвардсом, Петри, Бейнсом,
Малеком и т.д.
91. К богу Амону-Ра обращались с гимном: "Боги лю-
бят запах твой, когда идешь ты из Пунта, ты, старший из
богов, что происходят из Божественной Земли (Та-Нете-
ру)". Многие ученые считают, что Пунт находился на Со-
малийском побережье Восточной Африки, где до сих пор
выращивают деревья, дающие ладан и мирр ("пищу бо-
гов").
Глава 49
92. Его книга была международным бестселлером после
выхода в 1994 году. Египтологи встретили ее выводы в
штыки и отказались обсуждать, однако многие видные аст-
рономы сочли выводы Бьювзла крупнейшим достижением.
93. "Египтяне... верили, что они - божественная нация
и что ими правили цари, которые сами являлись воплоще-
нием богов; самые первые цари, как они утверждали, были
настоящими богами, которые тем не менее не гнушались
жить на Земле, путешествовать по ней и вращаться среди
людей".
94. Погребальный храм был раскопан фон Зиглином в
1910 году; он сложен из блоков разного размера весом "от
100 до 300 тонн".
95. Подобно тому, как любой великий христианский
храм, каким бы современным он ни был (например, готи-
ческий собор XX века Ноб-Хилл в Сан-Франциско), выра-
жает мышление, символику и иконографию иудейско-хри-
стианского "культа", возраст которого не менее 4000 лет,
так и вполне можно представить культ, существовавший в
Египте 8000 лет, связав эпохи 10450 и 2450 годов до н.э.
Постройка пирамид в то время, подобно постройке собора в
наши дни, приводит к появлению сооружений, выражаю-
щих очень старые идеи. Существуют многочисленные сви-
детельства древнеегипетских преданий, которые рассказы-
вают о том, каким образом обеспечивалась сохранность древ-
них идей. Например, "Царь Неферхетеп [XIII династия] был
верным почитателем Осириса и, услышав о разрушении его
храма [в Абидосе) и о том, что требуется новая статуя этого
бога, он отправился в храм Ра-Атума в Гелиополе и ознако-
мился с книгами в тамошней библиотеке, чтобы узнать, как
сделать статую Осириса, которая была бы подобна той, что
существовала в начале мира..." Кроме того, в период Птоле-
меев и более поздние периоды египетской истории продол-
жалось возведение храмов в соответствии с древними "тех-
ническими условиями": "Все планы. Обязательно увязыва-
лись со священной книгой; так, храм Эдфу был заново
отстроен при Птолемеях согласно книге оснований, состав-
ленной Имхотепом, которая сошла с неба к северу от Мем-
фиса. Храм Дендеры соответствовал плану, запечатленному
в древних рукописях, восходящих к спутникам Гора".
96. Около 3000 года до н.э.
Глава 51
97. Пятнадцать минерализованных пней, являющихся
предположительно остатком значительно большего леса,
имеют диаметр от девяти до восемнадцати сантиметров. Де-
ревца принадлежали к хорошо известному вицу семенных
папоротников Glossopteris (присутствующих в значитель-
ной части каменных углей южного полушария]. В отличие
от настоящих папоротников, семенные размножались семе-
-нами, а не спорами, часто имели древовидную форму и в
настоящее время вымерли... Вокруг пней у горы Ахернар
коллеги Тейлор обнаружили отпечатки опавших листьев
глоссоптериса в форме язычка.
Лиственные деревья являются индикатором теплого кли-
мата, о том же свидетельствует отсутствие "морозных ко-
лец". Когда Тейлор исследовала годовые кольца в образцах,
взятых из найденных ею пней, она не обнаружила там ни
клеток, поврежденных льдом, ни зазоров между клетками,
возникающих, когда рост деревьев прерывается морозом.
Это означает, что в те времена морозов в Антарктиде не
было. .
"На нашей памяти Антарктида всегда была холодной, -
говорит Тейлор. - Только изучая ископаемую флору, мы
можем оценить потенциал, который она представляет для
растительных сообществ. Этот ископаемый лес, росший на
широте 85 °, дает некоторое представление о том, чем грозит
катастрофическое изменение климата".
Особо отметим, что непосредственной причиной гибе-
ли указанных деревьев было наводнение или грязевый по-
ток -' еще одна вещь, невозможная в сегодняшней Антарк-
тиде.
98. В Антарктиде ежегодно нарастает двадцать милли-
ардов тонн льда.
Главя 52
99. Техника датирования скальных пород при помощи
хлора-Зб была разработана профессором Давидом Боуэном
с факультета наук о земле Уэльского университета. В лон-
донской "Тайме" от 1 декабря 1994 года Боуэн писал:
"Одним из способов разрешить противоречия, связан-
ные с возрастом Сфинкса и пирамид, является датировка
при помощи хлора-36, которая позволяет оценить время,
прошедшее с того момента, когда камень впервые оказался
в контакте с атмосферой. В случае Сфинкса и пирамид это
соответствует моменту, когда порода была обнажена в каме-
ноломне..."
В 1994 году Боуэн провел предварительные измерения
со знаменитыми "синими камнями" из Стоунхенджа в Ан-
глии, которые до тех пор датировались 2250 годом до н.э.
Измерения показали, что эти 123 четырехтонных мегалита
могли быть вырублены во время последнего ледникового
периода - где-то около 12000 года до н.э. См. "Тайме" от 5
декабря 1994 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий