ЧАСТЬ VI
ПРИГЛАШЕНИЕ В ГИЗУ ЕГИПЕТ
I
ГЛАВА
33 КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ
Гиза, Египет, 16 марта 1993 года,
3 часа 30 минут утра
Мы прошли по пустому холлу нашей гостиницы и сели
в белый "фиат", ожидавший нас на проезжей части. За ру-
лем сидел худой и нервный египтянин Али, в задачу кото-
рого входило провести нас через охрану к Великой пирами-
де и вывести обратно еще до рассвета. А нервничал Ади
потому, что, если что-то пойдет не так, нас с Сантой могут
выслать из Египта, а его упечь на полгода в тюрьму.
Разумеется, предполагалось, что все пройдет нормаль-
но. Вот почему Али и был с нами. За день до этого мы
передали ему 150 долларов США, которые он обменял на
египетские фунты и раздал охранникам. Они в обмен на
это согласились в течение двух часов не замечать нашего
присутствия.
Мы остановились в километре от Пирамиды и остаток
пути прошли пешком, вокруг крутой дамбы, которая нави-
сает над поселком Назлет-эль-Самаан и ведет к северной
стороне монумента, молча приблизились к зоне, освещен-
ной прожекторами охраны. Мы были одновременно воз-
буждены и полны мрачных предчувствий. Али вовсе не был
уверен, что взятка сработает.
. Некоторое время мы постояли в тени, глядя на чудо-
вищную громаду Пирамиды, уходящую над нами во тьму.
Потом в поле нашего зрения около северо-восточного угла,
метрах в пятидесяти от нас, появился наряд из трех чело-
век, вооруженных дробовиками и завернувшихся в одеяла,
потому что ночь была прохладной. Сделав знак, чтобы мы
оставались на месте, Али шагнул в освещенное простран-
ство и двинулся к охране. Он поговорил с ними несколько
минут, горячо споря, после чего махнул нам, чтобы мы
подошли.
"Есть проблема, - объяснил он. - Один из них, капи-
тан (тут он показал на маленького, небритого, раздражен-
ного субъекта) настаивает, чтобы мы доплатили еще трид-
цать долларов, а то сделка не выгорит. Что делать будем?"
Я покопался в бумажнике, отсчитал тридцать долларов и
вручил их Али. Тот сложил их и передал капитану. С видом
оскорбленного достоинства тот сунул их в карман рубашки,
после чего мы все обменялись рукопожатиями.
"0'кей, - сказал Али, - пошли".
НЕОБЪЯСНИМАЯ ТОЧНОСТЬ
В то время как охрана продолжала свой обход в запад-
ном направлении вдоль северной стороны Великой пирами-
ды мы обошли северо-восточный угол и пошли вдоль вос-
точной стороны основания.
Я уже давно приучил себя ориентироваться по сторо-
нам монументальных сооружений. Северная сторона обра-
щена почти идеально на север, восточная - на восток и так
далее. Средняя погрешность составляет около двух угловых
минут (для южной стороны - менее двух минут) - исклю-
чительная точность для любого сооружения любой эпохи и
поистине невероятное, почти сверхъестественное достиже-
ние для Египта времен предполагаемой постройки пирами-
ды (около 4500 лет тому назад).
Погрешность в три угловых минуты соответствует от-
носительной ошибке, равной всего-навсего 0,015%. По мне-
нию инженеров-строителей, с которыми я обсуждал это со-
оружение, необходимость такой точности понять невозмож-
но. С их точки зрения, как профессионалов-практиков, зат-
раты, трудности и дополнительные потери времени не мо-
гут быть оправданы конечным результатом. Скажем, если
бы даже основание монумента было перекошено на два-три
градуса (ошибка порядка процента), эту разницу невоору-
женный глаз просто не смог бы заметить. С другой сторо-
ны, дополнительные трудности, которые приходится пре-
одолевать, чтобы снизить погрешность с трех градусов до
трех минут, огромны.
Отсюда следует, что у древних строителей, возводив-
ших пирамиду на заре человеческой цивилизации, должны
были быть очень веские мотивы, побуждавшие обеспечить
такую точную ориентацию по сторонам света. Более того,
поскольку они этой цели достигли, значит, они обладали
достаточной квалификацией, знаниями, компетенцией и
первоклассным геодезическим и монтажным оборудовани-
ем. Это впечатление подтверждают и многие другие пара-
метры сооружения. Так, например, стороны его основания
имеют почти одну и ту же длину, демонстрируя погреш-
ность существенно меньшую, чем требуется от современных
строителей при возведении административного здания сред-
них размеров. Но здесь-то мы имеем дело не с офисом. Это
Великая египетская пирамида, одно из грандиозных и древ-
нейших сооружений человека. Длина северной стороны у
основания 230,1 метра; западной и восточной - 230,2 мет-
ра; южной - 230,3 метра. Это означает, что разница между
самой длинной и самой короткой сторонами составляет около
20 сантиметров, то есть меньше 0,1 %.
Подведем промежуточный итог. Никакая известная тех-
ническая цель в данном случае не оправдывает огромных
усилий, тщательности и мастерства, необходимых для ее
достижения. На сегодня у специалистов нет убедительного
разъяснения, каким именно образом строителям пирамиды
удавалось неизменно добиваться такой высокой точности.
Но еще больше меня волновал вопрос: почему они по-
ставили перед собой задачу достижения такой точности?
Допусти они погрешность в 1-2% вместо 0,1%, их задача
неимоверно упростилась бы без, казалось бы, заметной по-
тери качества. Почему же они так не поступили? Зачем им
дополнительные трудности? Почему в предположительно
"примитивном" каменном монументе, построенном свыше
4500 лет назад, мы встречаемся со странным, всепоглощаю-
щим стремлением соответствовать стандартам точности вре-
мен машинной цивилизации?
ЧЕРНАЯ ДЫРА В ИСТОРИИ
Мы планировали взобраться на Великую пирамиду. С
1983 года это было строжайше запрещено египетским пра-
вительством после того, как с нее свалились несколько без-
рассудно храбрых туристов. Я понимал, что мы тоже доста-
точно безрассудны (особенно в своей попытке лезть но-
чью), и меня, конечно, смущало, что мы собираемся нару-
шить, в общем-то, разумный запрет. Но в конце концов
мой повышенный-интерес к пирамиде и желание узнать о
ней все, что только возможно, одержали верх над здравым
смыслом.
И вот теперь, расставшись с нарядом охраны на северо-
восточном углу монумента, мы тайком продолжали свой
путь вдоль восточной стороны к юго-восточному углу.
Между вывороченных и разбитых каменных плит, ко-
торыми было замощено пространство между Великой пира-
мидой и стоящими к востоку от нее тремя "младшими сес-
трами", лежали густые тени. Рядом чернели три глубокие и
узкие ямы, которые напоминали огромные могилы. При
раскопках археологи обнаружили их пустыми. Они имеют
такую форму, как-будто в них собирались поместить обте-
каемые корпуса лодок с высоким носом.
Примерно посередине восточной стороны пирамиды мы
встретили другой наряд. На этот раз он состоял из двух
часовых, одному из которых было лет восемьдесят. Его то-
варищ, прыщавый подросток, сообщил нам, что денег, ко-
торые заплатил Али, недостаточно, и, чтобы следовать даль-
ше, мы должны отстегнуть еще пятьдесят египетских фун-
тов. Деньги я держал наготове и немедленно отдал их пар-
ню. К этому моменту меня уже не беспокоило, во что обой-
дется это мероприятие. Мне хотелось только взобраться,
спуститься и исчезнуть до рассвета, пока нас не арестовали.
В общем, до юго-восточного угла мы добрались около
четверти пятого.
Очень немногие современные здания, даже из тех до-
мов, в которых мы живем, имеют по краям "правильные"
прямые углы, по 90°; обычно угол "уходит" на градус-дру-
гой. Как мне стало известно, древние строители Великой
пирамиды нашли способ уменьшить эту погрешность до
"почти ничего". Так, юго-восточный угол немного не дотя-
гивает до прямого и составляет 89° 56 27". Размер северо-
восточного угла 90° 3'2 ", юго-западного 89° 56 27", а вот
северо-запацному не хватает двух секунд (89° 59 58").
Это, разумеется, точность выдающаяся. И как почти
все, связанное с Великой пирамидой, с большим трудом
поддается объяснению. Столь точная строительная техника
(ее точность - на уровне лучших современных образцов)
могла сформироваться лишь после тысяч лет развития и
экспериментов. Однако в Египте не существует никаких
следов такого эволюционного процесса. Великая пирамида
и ее соседки по Гизе явились как бы из черной дыры в
истории архитектуры, такой глубокой и широкой, что ни ее
дна, ни сторон не видно.
КОРАБЛИ В ПУСТЫНЕ
Али пока не объяснил нам, почему необходимо совер-
шить кругосветное путешествие вокруг пирамиды, прежде
чем забраться на нее, мы двинулись в западном направле-
нии вдоль южной стороны монумента. Здесь снова нам встре-
тились две ямы в форме лодок. Одна из них, хоть и не
вскрытая, была уже к этому моменту обследована при по-
мощи камер с волоконной оптикой, в результате чего стало
известно, что там находится морское судно с высоким но-
сом, имеющее длину свыше 30 метров. Другую яму раско-
пали в 50-х годах. Ее содержимое (еще большее морское
судно длиной 43 метра) поместили в так называемый "Му-
зей лодок", уродливое модернистское сооружение на под-
порках, поставленное* у южной стороны пирамиды.
Сделанное из кедра, это прекрасное судно до сих пор
находится в музее в идеальном состоянии через 4500 лет
после постройки. При водоизмещении около 40 тонн, оно
имеет конструкцию, которая очень и очень наводит на раз-
мышления. Говоря словами одного специалиста, оно обла-
дает "всеми характеристиками судна для плавания по морю;
его нос и корма загнуты вверх, причем выше, чем у кораб-
лей викингов, чтобы спорить с волнами в бурном море, а не
с рябью на поверхности Нила".
По мнению другого авторитетного эксперта, тщатель-
ное выполнение и продуманная конструкция этой лодки
из-под пирамиды позволяют считать ее "судном с намного
лучшими мореходными качествами, чем все, что могло быть
в распоряжении Колумба". Более того, специалисты при-
шли к мнению, что такая конструкция могла быть "создана
только корабелами народа с долгими и прочными традици-
ями плавания в открытом море".
Кто были эти неизвестные корабелы, жившие в самом
начале трехтысячелетней истории Египта? Не накопили же
они свои "долгие и прочные традиции плавания в откры-
том море", распахивая свои поля в окруженной со всех
сторон землей долине Нила. Где же и когда они оттачивали
свое мореходное искусство?
И была еще одна загадка. Я знал, что древние египтяне
были большими мастерами по части изготовления масштаб-
ных моделей и макетов, символиризующих всякого рода
предметы. И поэтому мне трудно было понять, зачем им
понадобилось строить и потом закапывать такое сложное и
большое судно, если, как утверждают египтологи, его един-
ственной функцией была доставка души погибшего фарао-
на на небеса. Для этого вполне хватило бы гораздо меньше-
го суденышка, причем одного, а не нескольких. Поэтому
логика подсказывает, что, наверное, все эти крупные ко-
рабли предназначались для чего-то другого, а если и имели
некое символическое значение, то совсем другое и неожи-
данное...
Когда мы добрели примерно до середины южной сто-
роны Великой пирамиды, то, наконец, поняли, зачем нам
устроили эту продолжительную прогулку. Цель состояла в
том, чтобы избавлять нас от скромных денежных сумм на
каждой из ключевых точек. Поначалу итог составлял 30
долларов США на северной стороне и 50 египетских фун-
тов на восточной. Потом я раскошелился еще на 50 фунтов
для следующего наряда, чьи услуги, как предполагалось,
Али уже оплатил днем раньше.
"Али, - прошипел я, - когда же мы полезем на пира-
миду?"
"Сейчас, мистер Грэм, - отвечал проводник, уверенно
шагая вперед. И добавил, показывая рукой вдаль: - Вос-
хождение - на юго-западном углу..."
ГЛАВА 34
ДВОРЕЦ ВЕЧНОСТИ
Вы когда-нибудь взбирались на пирамиду, причем но-
чью, опасаясь ареста, чтобы ваши нервы лопались от напря-
жения?
Довольно тяжелое это дело, особенно если имеется в
виду Великая пирамида. Хотя она и лишилась в наше время
самой вершины высотой 10 метров, до венчающей ее пло-
щадки от уровня земли все еще больше 137 метров. И со-
стоит она из 203 горизонтальных рядов каменной кладки,
то есть средняя высота ряда составляет примерно 68-69 сан-
тиметров.
Когда мы начали восхождение, я понял, что средние
цифры - это еще не все. Ряды оказались разной высоты;
некоторые еле доходили до колена, зато другие были почти
по фудь и представгтяли довольно серьезное препятствие. К
тому же горизонтальные уступы между соседними рядами
довольно узкие, иногда чуть шире моей ступни, а многие
из известняковых блоков, которые снизу выглядят так со-
лидно, при непосредственном контакте трескаются и кро-
шатся.
Рядов через 30 мы с Сантой стали осознавать, на что
решились. Мышцы болят, колени и пальцы все в синяках и
не гнутся - а ведь мы преодолели пока всего одну седьмую
часть пути, и перед нами еще более 170 рядов. А тут еще
этот увеличивающийся обрыв за спиной. Заглянув через
неровный край юго-западного ребра, я был ошеломлен, уви-
дев, как высоко мы уже забрались; голова у меня сразу
закружилась, и я отчетливо представил себе, как легко от-
сюда полететь, кувыркаясь как клоун, подскакивая на сты-
ках и ломая шею.
Али позволил нам постоять несколько секунд, чтобы
отдышаться, а потом дал сигнал поднажать и полез выше.
Он быстро исчез в темноте.
Мы с Сантой последовали за ним, хотя и не так уве-
ренно.
ВРЕМЯ И ДВИЖЕНИЕ
Преодолеть 35-й ряд кладки оказалось нелегко, посколь-
ку он бь1л сложен из особенно крупньк блоков, намного
больших, чем все предыдущие (за исключением первого
ряда); вес каждого - тонн 10-15. Это противоречило инже-
нерной логике и здравому смыслу, согласно которым следо-
вало бы постепенно уменьшать размер и вес блоков, кото-
рые приходится затаскивать наверх по мере роста пирами-
ды. Ряды с первого по восемнадцатый, высота которых рав-
номерно уменьшалась со ]41 сантиметра на уровне земли до
58 сантиметров в семнадцатом ряду, этому принципу под-
чинялись. Затем неожиданно в 19 ряду высота блока под-
скакивает до 91 сантиметра. Одновременно остальные раз-
меры блоков тоже увеличиваются, и их вес растет с относи-
тельно транспортабельной величины 2-6 тонн в первых 18
рядах до гораздо менее удобных в обращении 10-15 тонн.
Эти, прямо скажем, не маленькие монолиты вырубали из
известняка целиком и поднимали в воздух на 30-метровую
высоту, прежде чем точно уложить на место.
Чтобы эффективно работать, строители пирамвд долж-
ны были обладать стальными нервами, ловкостью горных
козлов, силой львов и уверенностью тренированных верхо-
лазов. Холодный утренний ветер свистел в ушах и грозил
отправить в полет, а я пытался представить, каково было
им, опасно балансируя на этой (и на большей тоже) высоте,
поднимать, поворачивать и сажать точно на место идущие
бесконечным потоком неуклюжие известняковые блоки,
самый маленький из которых весил не меньше двух совре-
менных "семейных" автомобилей.
Сколько уходило времени на постройку пирамиды?
Сколько народу там работало? Египтологи сходятся во мне-
нии, что 20 лет и 100 тысяч человек. Считается также, что
строительство шло не круглый год, а было ограничено (из-
за возможности привлечения рабочей силы) тремя месяца-
ми в году, когда в сельскохозяйственных работах был вы-
нужденный перерыв из-за разлива Нила.
Продолжая карабкаться, я напомнил себе о последстви-
ях сказанного выше. Строителям приходилось беспокоить-
ся не только о десятках тысяч блоков весом по 15 тонн и
больше. Год за годом нужно было обеспечивать доставку на
строительную площадку миллионов блоков "среднего раз-
мера" весом, скажем, по 2,5 тонны. По заслуживающей до-
верия оценке, Великая пирамиды состоит из 2,3 миллиона
блоков. Считая, что каменщики работают по 10 часов в
день, 365 дней в году, легко подсчитать, что пришлось бы
монтировать по 31 блоку в час (примерно по две минуты на
блок), чтобы построить пирамиду за 20 лет. Если же строи-
тельные работы ограничиваются тремя месяцами в году, то
проблемы усугубляются, приходится монтировать 4 блока в
минуту, около 240 каждый час.
Такая программа, разумеется, кошмар для прорабов.
Представьте, хотя бы, какая согласованность должна быть
между каменотесами и каменщиками, чтобы обеспечить не-
обходимый поток материала на стройплощадке. Вообразите
только, что будет, если всего один блок в 2,5 тонны свалит-
ся, допустим, со 175 ряда.
Трудности физического и организационного характера
кажутся почти непреодолимыми, но есть еще и проблема
соблюдения геометрии пирамиды, которая должна быть сло-
жена таким образом, чтобы вершина оказалась точно над
центром основания. Даже незначительная ошибка в угле
наклона одной из боковых граней у основания приведет к
значительному расхождению ребер у вершины. Поэтому
нужно выдерживать исключительную точность при кладке
каждого ряда в десятках метров над землей, работая с ка-
менными блоками угрожающего веса.
НАКЛОННАЯ ГЛУПОСТЬ
Как же производилась эта работа?Сегодня существует более тридцати конкурирующих и
противоречащих друг другу гипотез, пытающихся ответитьна этот вопрос. Большинство академических египтологов
утверждает, что в той или иной форме должны были ис-
пользоваться наклонные плоскости.
Таково было, например, мнение профессора И.Э.С. Эд-
вардса, бывшего хранителя египетских древностей Британс-
кого музея, который категорически утверждал: "В распоря-
жении древних египтян был только один способ подъема
груза большого веса, а именно использование насыпей из
кирпичей и грунта, которые шли наклонно с уровня земли
до необходимой высоты".
Джон Бэйз, профессор египтологии Оксфордского уни-
верситета, соглашался с логикой Эдвардса и продолжала "По
мере того как росла высота пирамиды, росли длина насыпи
и ширина ее основания, чтобы сохранялся нужный уклон
(примерно 1:10) и чтобы насыпь не развалилась. Не исклю-
чено, что использовалось несколько насыпей, подходящих
к пирамиде с разных сторон".
Чтобы проложить к вершине Великой пирамиды на-
клонную плоскость с уклоном 1:10 потребовалась бы на-
сыпь длиной 1460 метров, объем которой втрое превышал
бы объем пирамиды (порядка 8 миллионов кубометров про-
тив 2,6 миллиона). При большей крутизне стала бы невоз-
можной транспортировка тяжеловесных грузов обычными
средствами. При меньшей крутизне насыпь стала бы еще
более абсурдно и непропорционально громоздкой.
Проблема усугубляется тем, что полуторакилометровую
насыпь, достигающую высоты 150 метров, нельзя постро-
ить из "кирпичей и грунта", как предлагают Эдварде и
другие египтологи. Как доказали современные строители и
архитекторы, такие насыпи стали бы оседать под собствен-
ным весом, если только не сложить их из таких же извест-
няковых блоков, что и пирамиду.
Из-за очевидной бессмысленности такого подхода (по-
мимо всего прочего, куда делись 8 миллионов кубометров
дополнительных блоков после окончания строительства?)
другие египтологи предположили возможность использова-
ния спиральной насыпи из саманного кирпича, которую
вели бы вокруг пирамиды вплотную к ее .боковым граням.
При этом потребовалось бы заведомо меньше материала, но
довести ее до вершины тоже не удалось бы 45. К тому же
углы с резким поворотом были бы опасным, а возможно, и
непреодолимым препятствием для людей, которые попыта-
лись бы тащить там большие каменные блоки. Не говоря
уже о том, что они бы стали осыпаться при непрерывной
эксплуатации. Но самое, пожалуй, проблематичное, это то,
что такая насыпь окутала бы пирамиду со всех сторон и нс
позволила бы архитекторам контролировать точность клад-
ки в процессе возведения.
Но ведь строители пирамиды проверяли точность клад-
ки и выполнили ее точно, потому что вершина оказалась
точно над центром основания, все углы имеют заданную
величину, ребра и каждый блок на месте, каждый ряд уло-
жен горизонтально, а симметрия и ориентация по сторонам
света идеальны. К тому же как-будто для того, чтобы дока-
зать, что технические трудности им нипочем, древние стро-
ители пошли дальше, учинив математические игры с гео-
метрическими размерами монумента, продемонстрировав нам,
например, свою способность точно увязать высоту с пери-
метром основания пирамиды при помощи трансцедентного
числа "пи" (см. главу 23). Кроме того, по неизвестной причи-
не им пришла в голову фантазия поставить Великую пи-
рамиду почти точно на тридцатую параллель (широта 29" 58 51").
Как заметил некогда бывший королевский астроном Шот-
ландии, это "заметное отклонение от 30°", но не обязатель-
но ошибка:
"Потому что, если бы проектировщик хотел,
чтобы люди, стоящие у подножия Великой
пирамиды, видели небесный полюс перед собой
поднятым на 30 °, причем не мысленным взо-
ром, а своими собственными глазами, ему при-
шлось бы учитывать атмосферную рефракцию.
А для этого пришлось бы возвести пирамиду
на широте не 30 °, а 29 °, 58 ' 22 "".
Сравнивая эту величину с реальным положением
29° 58 51", видим, что ошибка не превышает половины
угловой минуты, что предполагает наличие изыскательс-
кого и геодезического мастерства очень высокого уровня.
В состоянии повышенного благоговения мы полезли
дальше и миновали 44-й и 45-й ряды огромного и загадоч-
ного сооружения. На уровне 46 ряда мы услышали, что с
площади внизу кто-то сердито обращается к нам по-арабс-
ки; обернувшись, мы увидели человека в чалме и развеваю-
щемся халате. Несмотря на расстояние, он снял ружье с
плеча и приготовился прицелиться в наc.
Комментариев нет:
Отправить комментарий