среда, 12 сентября 2012 г.

                    ЭР и Ван (Er and One)






Проф. Ваганян Г., Ваганян В., член Союза дизайнеров Армении
и 
 Центра исследования доисторического искусства,
Валькамоника, Италия

Учили меня Отец мой и Мать...  "Айр тер – Небесный Отец (Father), "Майр тер – Богоматерь (Mother).
История ванского языка (Эрваника) неотделима от истории народа Вана (Эргеника), владеющего им.



Аннотация


            В статье рассматриваются лингвистические, коммуникационные, когнитивно – эпистемологические связи и отношения генезиса понятий Ваэ, Эр и Ван (Wan, букв. сын, первый), творца Отца  и Его сына. Эти основные понятия играли и играют значительную роль в культуре, в мифологии и религии, в развитии цивилизации. Первочеловек (Ваагн) всвятой троице сотворен по образу и подобию  небесного Отца (творца) культурного человечества. Он сотворен небесным творцом как творец культурных ценностей. По основным мотивам общеиндоевропейских мифов сын Вана Ваагн был рожден (в космических муках родин), бесстрашно боролся со злом, творил и созидал.

Ключевые слова: сотворение, первочеловек, отец, творец, идея, слово, дело.

Об архетипах мифологических мотивов (эргеника)


            Основным архетипом главного мотива общеиндоевропейских мифов является мотиврождения первочеловека (громовержца и драконоборца) и его сражения с драконом (см. сюжет из армянской песни "О рождении Ваагна" по М. Хоренаци). Именно в нем переплетаются архаичные идеи, слова и деяния, начиная от идеи сотворения мира и небесной тверди, до идеи рождения героя - первочеловека, его борьбы с драконом (вулканической природной стихией) и с освобождением им вод.
Ваагн является предком культурного человечества, Homo – еrmenikus (человека верующего в сотворение от Отца и любящего Отца), родоначальником индоевропейских народов, айев (Haj), так называемых “эрменоидов” или "уаропеидов" - "европеидов". С его именем (от Вана), его словами ("анванел" букв. именован, "ванк" букв. слог) и делами ("ванк" букв. храм) связано происхождение архетипов языковых (речевых) и мифологических мотивов, ранней изобразительной (наскальной) и орнаментальной символики, а также других культурных достижений (Ваганян В., Ваганян Г., 2009-2011):
1.   Рождение Ваагна (громовержца и драконоборца) ассоциируется с семантическим узлом идей об извержении вулканов (Араратских гор), с вулканической активностью, громом и молниями, выходом огненной лавы из кратера вулкана, ассоциируемой с кровью, с “молоком” матери земли, а также с идеей огня, пламени, дыма, пара, солнца, света, рассвета, с идеей вод, плодородия, райского сада, с идеей формирования мыслящих, сознательных предков людей (эректус, лат. "Homo erectus" (человек прямоходящий),"Homo ergaster" (человек работающий), cp. также c erection и eruption).
2.   Архетип мотива борьбы с драконом (вишапом – змеем) олицетворяет идеи борьбы первочеловека с силами зла (природной стихией) за жизнь, плодородие на Земле, рассвет и восход солнца, возрождение, за свет, торжество порядка, доминирование гармонии и любви.
3.   До разделения речи человеческой мифомотивы (истории об истории) описывались универсальными кодами, идентичным звуковым рядом праязыка, архетипами слов, сотворенных в Араратских горах, там, где был рожден, сражался и творил первочеловек. Эти слова использовали его потомки до разделения речи человеческой.
4.   После разделения речи человеческой, архаичное “Отец” (универсальное “па” или “папа”, в дальнейшем hair или her) трансформируется в русское Перун, литовское Перкунас, хеттское Перва (Пирва, Пируллия), прусское Паркунс, индейское Парьянья, скандинавское и германское П(Ф)ьерегунд, и египетское Перуа (Фараон).

На рис.1 представлена структура образования ключевых понятий Па - Отец (творец) – сын - первочеловек – семья. Отец на арм. па – hair (айр), her, ма - мать (mair), mer и дитя (erekha). На рис. 2 представлена схема трансформации архетипа слова Отец (основа, стена, гора, скала, ср. "апер" букв. брат) по алгоритму "па-пат-пет - пер" в слова (имена) Петр, Петер, Перун, Перкунас, Перва, Парьянья, П(Ф)ьерегунд, Перуа (фараон).  Ваагн - первочеловек ("one"), громовержец, основа, защитник, спаситель, герой, стена, родоначальник, вождь, главный герой (heros), Отец рода человеческого,  творец. Ваагн по существу трансформируется в архетип образа "камня, стены (букв. "пат"), а его потомок Айк от Ноя – Наапета -Апетнака (Иафета) становится основателем государства букв. "петутюн").
Вся история об истории (на арм. "патмутюн") выскоблена, "прорисована" с помощью наскальных рисунков – петроглифов (на арм. "паткерагир") – ранней формы рисунчатого письма ("пат" – стена, поверхность скалы, камня, "кер"- царапать, а "гир" – письмо).

Рис. 1. Отец – сын - первочеловек – семья

Первые изобразительные архетипы мыслительных конструкций (слов, предложений, языка, речи) описываются соответствующими первыми архетипами - визуальными образами в виде рисунчатых знаков и символов (по образу и подобию). Общеизвестно, что Перун (герой, громовержец) бросает с неба одноименные  камни. Само имя Перун происходит от индоевропейского перкуит – камень, скала. Перкуит – громовержец, каменный бог (ср. с арм. "каркут", что означает каменный кусок - град). Для сравнения приведем фрагмент текста из армянской хроники "Хайсмавурк", а также из манускрипта Шарафхан Битлиси,описывающие картину извержения вулкана на горе Немрут у озера Ван.
“В 1441 году великое предзнаменование имело место, гора, называемая Немрут, которая лежит между Битлисом и Келашем, вдруг начала рокотать как гром. Гора ниспослала ужас и оцепенение на близлежащие земли, ибо от горы откалывались куски размером с целый город. Из образовавшейся расщелины поднялось пламя, окруженное густыми клубами дыма, дыма такого ужасного, что люди заболевали, вдохнув его запах. Раскалённые красные скалы показались из ужасного пламени, камни огромного размера вылетали вверх с раскатами грома, даже в соседних провинциях люди были свидетелями этого”.

Рис. 2. Схема трансформации архетипа понятия Отец  (основа, стена, гора, скала)

“In 1441 a great sign took place, for the mountain called Nemrut, which lies between Kelath and Bitlis, suddenly began to rumble like heavy thunder. This set the whole land into terror and consternation, for one saw that the mountain was rent asunder to the breadth of a city; and from out of this cleft flames arose, shrouded in dense, whirling smoke, of so evil a stench that men fell ill by reason of the deadly smell. Red-hod stones glowed in the terrible flames, and boulders of enormous size were hurled aloft with peals of thunder. Even in other provinces men saw all this distinctly”.
“В северной части Немрута есть канал, из которого вытекает тёмная жидкость. Она напоминает жидкость, которая вытекает из мехов кузнеца, но весит она больше железа. Она бьёт струей вверх, а потом сразу оседает и стекает в каньон. Я вижу, что каждый год количество этой жидкости то увеличивается, то уменьшается. Жидкость взмывает вверх на высоту 30 зир и разбрызгивается больше чем на 100 зир. Есть несколько мест, откуда она вытекает. Если кто-то пробует потом отделить от неё часть, сталкивается с большими трудностями” (Армянская хроника "Хайсмавурк". Цитируется по изданию Felix Oswald A. Treatise on the Geology of Armenia, Iona, 1906).
“In the northern part of this location there is a canal through which flows a dark water [basaltic magma]. It resembles the dark water which flows off the blacksmith's bellows and its weight is heavier than iron. It spouts upward and quickly flows down to the gorge. According to me, each year this water increases and decreases. It jets more than 30 zira and spreads around longer than 100 zira. And there it spouts out from several points [rift zone]. Whoever has the intention to separate part of this water will face great difficulties [hard basaltic rock].
“Местное население рассказывает, что царь Немруз когда-то проводил зимы в далеких странах, а лето на горе Немруз. Для этого на вершине у него был построен замок и дворец, в котором он когда-то жил и проводил много времени. Царь прогневал Бога и был пойман. Потом Бог сделал так, чтобы эта гора, которая была высотой не меньше двух тысяч зир, обрушилась до полутора тысяч зир и утонула, из-за чего получилось озерошириной пять тысяч зир” (Шарафхан Битлиси, 1597. Şerefhan Bitlisi Şerefname, 1597. Манускрипт хранится в библиотеке Оксфордского университета под номером 312, цитируется по английскому переводу в статье A. Karakhanian, R. Djrbashian, V. Trifonov, H. Philip, S. Arakelian, A. Avagian Holocene-historical volcanism and active faults as natural risk factors for Armenia and ajacent countries // Journal of volcanology and geothermal research. - 2002 - Т. 113 - № 1-2).
“Native believe that Nemruz used to spend the winters around and the summers on this mountain. For this purpose, he had a castle and a palace built on the summit. He used to live and spend lots of time there. He fell victim to God's wrath and got caught. Consequently, the god let this mountain, the height of which was not less than 2000 zira collapse and sink 1500 zira. This sinking created a lake of 5000 zira wide”.
Таким образом, в индоевропейском языковом семействе естественные, природные качества камня, скалы, стены, горы имплементируются в такие фундаментальные идеи, слова и понятия, как, например, стена (ср. “стена плача”), защитник, отцовство, герой, вождь, громовержец и драконоборец. В христианстве эту парадигму замечаем в имени Христос (как угловой камень). Системообразующее Эр (ар, ер), как идея, слово и дело, сыграло огромную роль в качестве архетипа в генезисе протоармянского языка и речи (Эр - Эрех – Эре –Эребуни, а также Эр - Шумер).
Под Эр (эре) подразумевается нечто ("бан") являющееся, выводящееся, увеличивающееся в размерах (ср. с "erection" и "eruption"). Крепость урартская Эребуни (Ереван) - город, который Ваагн построил буквально на  камне, на окаменевшей лаве ("бун" букв. гнездо, дом, ср. с названиями древних городов Эрех и Эриду, а также с русским “город” от “гор” и “род” – построенный, рожденный, родившийся у горы, ср. порода, народ). В эпосе "Сасна Црер" младший Мгер (внук Мец Мгера) запирается в скалу Ворон Утес до наступления своего времени. Наступит это время, скала откроется, и он вновь выйдет на свет.
Не нового ли "извержения вулкана" ожидает Мгер со своим конем у озера Ван, в скале за "Дверью Мгера"? Мгер – потомок Ваагна. Он “хачапашт” (крестопоклонник), на его плече и на шлеме символ – "патеразма хач". Это символ мужественности, геройства, ратной победы. Это изображение свастики ("керахач" - правовращающийся крылатый крест, встречается во многих наскальных рисунках Армении). "Патеразм" - букв. битва (сражение, война), "хач" – крест, “размик” - букв. воин. Слово "патер" состоит из частей "пат" и "тер", которые при дополнении “разм”  формируют слово "патеразм", как символ Отца, символ победы над врагом - драконом. Символом громовержца Ваагна был также трезубец (Ваганян В., Ваганян Г., 2010, 2011).
На рис. 3 представлена схема трансформации Эр (ар, ер). Основной ключ, раскрывающий вектор имплементации архаичных слов Пат и Эр (патер, букв. стены), закодирован в слове "патер(азма)". Оно связано с архаичной идеей борьбы за свободу, рассвета, рождения первочеловека в муках небес, земли, моря и тростника, освободителя, спасителя, бесстрашного огнеокого юноши, принявшего вызов сил зла. "Размадашт" (поле битвы) героя – вулканические Араратские горы, Арарат, Арагац, Аждаак у озера Севан, Немрут у озера Ван. Исконно архаичное протоармянское и древнеармянское "патер" переходит в русское Петр, в имена героев различных мотивов общеиндоевропейских мифов и даже в греческое петроглиф. Древние славяне (ср. "вян-ван" и аван”) имели доисторические связи с Ваагном и с концепцией мировоззрения Ван, с соответствующими артефактами, языковыми, изобразительными и мифологическими архетипами (Попов Б.И., Айвазян С.М., Петухов, Тюняев и др.).
Египетское слово фараон (ср. с арм. "փարք" ("парк" - букв. "слава") иллюстрируют межкультурную коммуникацию и связи Старой Армении с додинастическим Египтом (Ваганян В., Ваганян Г., 2009, 2010).


Рис. 3. Схема трансформации "Эр". Эрванд имя царя (потомка Ваагна), основателя античной столицы Армении Ервандашат (Эруандашат)

Имя Еги(пет) образовано из двух ключевых древнеармянских слов ("еги" или "ег(х)" (էգ) – взойди (в песнях, в первую очередь, обращение к солнцу) и "пет" – отец). "Взойди, встань отец", как обращение, олицетворяет страну восходящего солнца. Египетский царь Скорпион – чужеземец, носитель культуры Араратских гор, объединитель двух частей страны, земледелец, строитель ирригационных каналов. В его могиле обнаружены таблички с изображениями, напоминающими мотивы из армянских наскальных рисунков со стилизированными изображениями извержений вулканов, где птицы сражаются со змеями/драконами (Ваганян Г. и Ваганян В. 2008-2010). Сравните “пет” также со словами птица и “птух” (букв. плод), пттви” (букв. вращайся, иди кругом), пять.
В могиле царя Скорпиона также обнаружены артефакты, которые свидетельствуют о древних знаниях и технологиях приготовления вина. Недавно в одной из пещерных поселений Армении (Арени) были обнаружены винодельческие артефакты, которые на 1000 лет древнее египетских. Армянские слова сад ("айги"), вино ("гини") и “гителик” (знание), "гиж" (букв. безумный) в определенной степени также родственны. Древние жители Араратских гор сажали виноградники. Ваагн в саду (в райском) в Араратских горах впервые посадил древо жизни и древо познания добра и зла.
Шумер (Сумер). Верховный бог Угарита Эй (Эр). Эр (Ар) трансформируется в египетское Ра. В слове г(ер)ой имеется частица "эр" (ер), ср. с именем Г(ер)акл. Египетское "пта" – солнце, дарующее жизнь (олицетворяет деяния Отца, Творца). В арм. "птух" букв. плод (ср. птица, птенец, пташка, петух, пятница, день пятый в процессе сотворения).

Ван, Зрван и Ермунганд


            Вавилонский историк, маг, мудрец (Бероса Сивиллы) согласно истории М. Хоренаци писал о сыновьях Ксисустры (Ноя) - Зрване, Титане и Иапетосте до разделения речи человеческой и до строения башни. В именах Зр(ван), а также Иапетосте имплементированы "Ван" и "Пет". М. Хоренаци считает, что эти сыновья - библейские Сим, Хам и Иафет. Сим (Зрван), а Иафет – Иапетосте. Зрван  - грубый, дикий, необтесанный, кричащий (от армянского корня "зр") из Вана. Один из младших сыновей Сима (Тарбан) после потопа и расселения остается жить в Араратских горах, недалеко от озера Ван, у Тарона, в долине реки Мел (М. Хоренаци).
Айк (от Иафета) после строительства вавилонской башни со всем своим семейством переселяется на землю предков (Араратские горы) и там возрождает культурные традиции Отцов (Иафета, Ноя, Ваагна). Айк в смертельной битве побеждает кровожадного, властолюбивого, единовластного Бэла (титанида от Хама), который вторгся в наследственные земли праотцев Айка с намерением разрушить все и вся. После победы Айкхоронит последнего с почестями на горе Немрут (Немруз у озера Ван, там, где когда-то был похоронен Ваагном другой, более архаичный символ зла – дракон). Айк - защитник армянского духа, очага, дома, основатель и строитель государственности. После разделения речи человеческой (веры, религии и мировоззрения) потомки Сима и Хама, став идолопоклонниками, отошли от архаичной, отцовской веры. Ваагн, предок Айка, у горы Немрут побеждает дракона/вишапа у той же вулканической горы. Исторические факты переплетаются с мифами, и мифы становятся историей, повторяются мотивы. Мотивы о змее/драконе и Эр хранят скандинавы в рассказах о змее Ермунганде (см. также труд Попова Б.И.,  главу "Скандинавия и Ванское царство", где автор высказывает идею о связях древних скандинавцев и ванцев, а также ванцев и славян). В христианстве мотив борьбы с драконом сохранился в сюжете о Георгии.

 Патер и Матер


            Патер – по лат. отец, по-английски father, по-немецки faterотчизна  - fatherland. "Паткер" по-армянски букв. "образ". Для погребения Сары Аврам покупает у сыновей хеттовых пещеру Махпета ("mah" (մահ) – на арм. "смерть") так называемую “стену смерти” (ср. со “стеной плача”). В арм. "Пркич" (փրկիչ) – спаситель, защитник (ср. с фараон), избавитель, освободитель (ср. с Ваагном и Христом). Матри (др. инд. "Matr", мать) в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы.
            Матер Матута (Mater, Matuta) – в римской мифологии богиня женщины (ср. с арм. "ма" и "тер", "па" и "тер"). Она отражает идею утренней зари (ср. с арм. Астхик и с Марута). Марутская богородица из эпоса Сасна Црер (Сасунци Давид) – святая дева, богоматерь (идентична библейской Марии). Храм Маруты, воздвигнутый Мгером, является "домом божественной, солнечной субстанции Пта".
Матер(ия) – матриархат, материализм (ср. "патерия" – патриархат, патериализм). "Пат"- стена (камень), "пайт"- дерево, следовательно, происхождение древа жизни в Араратских горах имеет логическое объяснение. Твердь небесная была отделена от хаоса, затем от тверди небесной - твердь земная и вода (море). Сын Творца после победы над драконом посадил в садах в Араратских горах дерево (древо) жизни, а также древо познания добра и зла. Эти архаичные идеи  отражены в мотивах армянской песни "О рождении Ваагна". Ваагн, познавший зло, сотворил добро, вновь осветил мир, освободил “солнце и луну”, воды, спас землю от засухи, от тьмы. Ваагн – источник, творец архаичного мировоззрения, идеологии монотеистического, патериалистического характера, основоположник концепции модели “мирового древа”, ср. "цар" букв. дерево.  
            Память о Ване, Ваагне, Айке, Араме, Мгере, Давиде и Христе, отделивших добро от зла, действующих по заветам отцов, имплементирована не только во фрагментах песен, мифов и легенд, но закодирована в армянском языке, в словах и предложениях, требующих дальнейшей декодировки и интерпретации (Г. Погосян 2002, 2006, Г. Ваганян, В. Ваганян, 2006).

Эр, Ван и Караван


Эр символизирует особую связь между Богом (Творцом), Его идеей и мыслью, а также словом ("Бан"), действием (делом, сотворением, ср. с греч. ereption (erection) и человеком ("армянин", тур. “эрмени” букв.  "человек", "воин"). В религии известно имя Егова. Это имя может быть истолковано как Его и Ва(агн) либо Ва(н) - сын, то есть Его сыном (Егова – учение о сыне). Частица Эр есть в имени столицы Армении (Эрмении) – Эреван (Эребуни).Эр лежит в основе эра (лат. аэра), в хронологии – начальный момент летоисчисления.
            В караване второй корень ван, который на курдском означает люди. Н. Марр писал, что “ван” - это сын. В "Каменной летописи цивилизации" (2006) автором отмечено, чтокараван – это  группы людей, которые занимаются перевозкой камня ("кар") из доисторической Армении. Согласно еврейской электронной энциклопедии слово "ван"происходит от корня, значащего строитьВан, согласно армянской мифологии, - это такжебог строитель, создатель.

Евангелие


            Евангелие (греч. evangelion, лат. evangelium) на греческом – "благая весть". На наш взгляд, это слово имеет протоармянское происхождение и  связано с сыном небесного Вана(с его земным сыном Ваагном от матери Ан), в которых описана история о божественной природе первочеловека, о его рождении, жизни, геройских поступках, о творимых им чудесах, о его любви к Астхик, о смерти и воскрешении, о вознесении. Еван может бытьрассмотрено как союз Ев и Ан (Ан как часть от Вана – олицетворяет женское начало, материнство, ср. с Евой – женским началом, ребром Адама, ср. с армянским адаманд”, букв. бриллиант, обработанный драгоценный камень). Библейская версия Евангелия – это, возможно, отредактированная версия переведенных с различных языков, измененных фрагментов первоисточника. Иначе, например,  как объяснить, что в ней есть сведения о царе Беле (Нимроде), но нет ничего об Айке, его противнике. Есть информация об Адаме иАвраме, об Яхве, но нет ничего о Ване и Ваагне, о громовержце и драконоборце. Таких фактов можно привести множество.
Евангелие ("Э Ван гел" или “аветаран”) можно перевести как "гел" (hel), букв. выходи (родись, появись), “Э” – сущность, “Ван” - божественный сын, первочеловек, что соответствует традиционному толкованию Евангелия, поскольку рождение сына - это, безусловно, "благая весть", а не абстрактная, безличная. Евангелие – это учение о том, как обрести бессмертие, как вознестись на небеса, как обрести ключи к небу. Более того, в словеЕвангелие имплементирована также связь Вана с Ваагном (небесным отцом и земным сыном), а также некая субстанция – вестник, в лице носителя небесной вести Ангела (“Ван +гел”), небесного посланца от Ан (богоматери) с благой вестью.
Слово "ванк" (букв. храм или слог) может быть разложено на три части "ван" "ан" и "к" (от "кар" - камень, ср. Ай и Айк). Ванк может быть интерпретировано как угловой камень ("анкюнакар"), ср. "анкюн" (букв. угол, ср. "анг(к)х" - египетский тип креста). Ванк, на наш взгляд, это храм, построенный Ваагном в честь Вана. Аналогично это относится к слогу (ванк) – как языковому, речевому выражению идей, мыслей, историй, учения Отца.
            В армянском языке существуют архаичные корни: Երկնէր  (родин), երկին (Небеса)երկիր (Земля), ծիրանի (пурпурное, багряное), ելանէր (“ел”, букв. возник, выходящий),պատանեկիկ (младенец, юноша).արեգակ (солнце)Էգ или այգ (рассвет),“арев” букв. солнце,“терев” букв. лист, այգի (сад), “берк” букв. урожай, “твец” ср. Творец, букв. дал или дающий (созидающий), “ве(э)ц” букв. число шесть, “тур” (дай), “ар” (возьми), “тар”(забери, отнеси) "тар" (буква), "отар" (чужой), "аватар" (буква веры), "аватарим" (верный), "аватал" (верить).

Эрэц


Слово "Эрэц" священное для евреев - иудеев, народов Израи(е)ля (вышедшими или прогнанными из рая)Оно является синонимом обетованной Земли, но не той Земли, на которой они живут, а Земле, где жили когда-то их предки (одного из младших сыновей Зрвана Тарбана, недалеко от озера Ван), которые оттуда были когда-то изгнаны Отцом, где жили предки и потомки Иафета и Айка. Однако, израильтяне, а также народы Иудеи должны знать, что первыми строителями, созидателями на обетованной Земле (не в Палестине, а в Араратских горах) были общие предки, потомки Ваагна - эрмены(протоармяне, потомки первочеловека, защитники, воины-строители), прямые и верные наследники Ваагна по духу, вере и плоти.  
Эр-эц ("эц" или "ац" – исконно армянское слово, означающее делать, строить, родить, "ацел" букв. нести яйцо). Другое исконно архаично армянское, сакральное слово "ац" (hats) букв. хлеб олицетворяет одну из сущностей творения, "получение из земли" хлеба, создание пищи. "Кайц" букв. искра, молния, является оружием Ваагна (громовержца). "Вец" букв. шесть. Именно в шестой день недели ("шабат" букв, суббота) Творец создает животных и человека (первочеловека) в соответствии с хронологией библейского сотворения. В день шестой был сотворен Ваагн, а не хомоэргастер или хомоэректус (человек стоящий или говорящий).
 "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по образу подобного Нашему, и да владычествуют они…". И от смешения человека по образу Нашему (и) по образу подобного Нашему с диким, человекоподобным (что по данным антропологов возможно так и происходило, за счет спаривания дикого с более культурным и кровосмешения) вполне могли появиться предки современных людей, в том числе, индоевропейских, а также семито-хамитских народов. Об этом свидетельствуют некоторые культурные памятники: рельефные изображения цивилизованного человека (в царской одежде с короной) и менее культурного, но не менее сильного человека (голого с дубиной в руках) у мавзолея царя Антиоха (Ервандита) из Коммагены на горе Немрут (у святилища Ваагна, недалеко от пантеона богов, построенным знатным армянским родом Ервандитов). На рисунках 4 и 5 на памятнике изображения царей – властителей культурного и дикого народов, которые стоят друг против друга в рукопожатии, заключили своеобразный мирный "договор о дружбе и сотрудничестве".
           

Рис. 4. Союз культурного и дикого человека.
У святилища Ваагна, Коммагена www.galenfrysinger.com/mount_nemrut.htm

Рис. 5. У святилища Ваагна, Коммагена www.galenfrysinger.com/mount_nemrut.htm

Рис. 6. Царская монета с изображением восьмиконечной звезды, Гандзасар, Армения

О диком человеке говорится также в шумерских текстах о Гильгамеше. Об этом свидетельствуют сотни изображений дикого и более культурного человека в наскальных рисунках Араратских гор.

Анатолия

Анатолия (тур. Anadol, от греч. Anatole, букв. - восток) основная часть Турции, расположенной на полуострове Малая Азия. Ана (греч. “ana” – вновь, аналог Евы, арм. “ев-а” букв. снова, Ан – богоматерь (прототип Анаит), супруга Вана, мать Ваагна). Жители Вана считали, что солнце встает и заходит в озеро Ван. Озеро Ван армяне считали морем. Возможно, оно после извержения вулканов было действительно морем.
Ergon (греч. букв. работа). В средние века Анатолия была порабощению турецкими ордами и племенами и фактически очищена от потомков индоевропейских народов: греков, франков, армян, византийцев и других местных народов, а их культура и ценности в основном присвоены.

Вместо выводов


Понятие о Божественном Логосе восходит к периоду создания песни "О рождении Ваагна", доисторического времени, когда уже было слово “Бан” (и мысль, и дело, и слово, Н. Марр), которое древнегреческими философами школы Платона введено в суть понятияБожественного Логоса.
            Армянские Бан и Ван – уникальные языковые архетипы, выражающие идеи творения, перехода, транзакции мысли, идеи в слово, в дело, в процесс сотворения, рождения и смерти. Идеи земного сына, спасителя, бесстрашного борца, Ваагна-освободителя, бессмертны как рассвет и солнце.
После природных катаклизм, извержения вулканов, выхода лав в Араратских горахпервая культурная цивилизация (города Эреван (Эребуни), Ван и др., созданные первочеловеком) была уничтожена, города разрушены землетрясениями и лавами, наступили хаос и тьма, оставшееся в живых население рассеялось по четырем сторонам света, а библейский Эрех (Урук, ср. Аратта, Уарартуа и Арарат), возможно, становится первымгородом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена ("пат"), что свидетельствовало о том, что Эрех стал городом, а не просто поселением. В этом городе жило 3 - 4 народа, говорящих на разных языках. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии. Однако, на этом история цивилизации не закончилась...

Литература

1. Artak Movsisyan Aratta: Land of the Sacred Law. - Yerevan, 2001.
2. Cohen, Sol (1973)."Enmerkar and the Lord of Aratta". 55–61 Ph.D. dissertation, University of Pennsylvania. Проверено 15 марта 2008.
3. David Rohl Legend: The Genesis of Civilisation, Century Publishing, 1998 ISBN 0-7126-8017-9
4. Gamkrelidze T.V., Ivanov V.V. Indo-European and the Indo-Europeans. Berlin; N.Y., 1995.
5. Gordon, Edmund I. (1967). "The Meaning of the Ideogram dKASKAL.KUR = "Underground Water-Course" and its Significance for Bronze Age Historical Geography". Journal of Cuneiform Studies 21: 72, note 9.
6. Hansman, John F. (1978). "The Question of Aratta". Journal of Near Eastern Studies 37 (4): 331–336. DOI:10.1086/372671.
7. Hansman, John F. (1985). "Anshan in the Elamite and Archaemenian Periods". The Cambridge History of Iran 2. Cambridge University Press. 25–35. ISBN 0521200911.
8. Herrmann, Georgina (1968). "Lapis Lazuli: The Early Phase of its Trade". Iraq 30: 36, 54.
9. Jeremy Black Reading Sumerian Poetry. — Cornell University Press. — ISBN 0801433398
10. Jong, Albert de. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. (Religions in the Graeco-Roman world. Vol. 133). Leiden etc. Brill, 1997. 496 p. (в прим.: de Jong 1997)
11. Majidzadeh, Yousef (1976). "The Land of Aratta". Journal of Near Eastern Studies 35 (2):DOI:10.1086/372470. 105–114.
12. Mallowan, Max (1985). "Cyrus the Great". The Cambridge History of Iran 2. ISBN 0521200911.
13. Petroglyphs of Central Asia.Price N.S. (ed.). The Archaeology of Shamanism. L., 2001b.
14. Potts, Daniel T. (2004). "Exit Aratta: Southeastern Iran and the Land of Marhashi". Name-ye Iran-e Bastan 4/1: 1–11.
15. Rozwadowski A. The Petroglyphs of Central Asia from the Viewpoint of the Indo-Iranian Hypothesis // Indo-European Studies Bulletin. 2001a.Vol. 9. No. 2. P. 9.19.
16. Samuel Noah Kramer Enmerkar and the Lord of Aratta: A Sumerian Epic Tale of Iraq and Iran. - University Museum, University of Pennsylvania.
17. Vahanyan G. Rock Art in the Frame of the Cultural Heritage of Humankind. XXII Valcamonica Symposium Edited by Prof. E. Anati, Darfo Boario Terme (BS), 18 - 24 May, 2007, Italy.
18. Vahanyan G. Volcanic eruptions from Mountains of Ararat till Alps, Indo-European myths, Rock art and iconography. Convegno internazionale, L’ARTE RUPESTRE DELLE ALPI,Capo di Ponte - Valcamonica, Italy, 21-24 ottobre 2010.
19. Vahanyan G., Bleyan V., Qocharyan L., Vahanyan V. Rock Аrts of Armenian Highland.Тhe international conference World of Rock Art. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (RAS). Edited by Prof. E. Devlet, Moscow, 2005.
20. Vahanyan G., Petrosyan S. Karedaran - The Database of Armenian Rock Art (Tracce #12, Online Bulletin by Footsteps of Man), 1991, Italy.
21. Vahanyan G., Stepanyan A. Prehistoric Art in Armenia: new discoveries, new interpretations and new methods of researchXXI Valcamonica Symposium 2004 "Prehistoric and Tribal Art: New Discoveries, New Interpretations, New Research Methods", Darfo Boario Terme (BS),
September 08-14, 2004, Italy.
22. Vahanyan G., Stepanyan A. Searches for Protocivilization (Rock Arts, the Processes of Learning and Thinking). Тhe international conference World of Rock Art. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (RAS). Edited by Prof. E. Devlet, Moscow, 2005, Russia.
23. Vahanyan V. Armenian Ornamental Arts. Graphic Design. Collection of Ornaments. ArcaLer, Armenia, 2009.
24. Vahanyan V. The epistemology and the linguistic-historical comparative analysis of the Armenian and world rock art and visual artifacts. XXIII Valcamonica Symposium 2009 "Making history of prehistory, the role of rock art", 28 October - 2 November 2009, Italy.
25. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Pleistocene Rock Art as Origin of the Universal Visual Motifs of the Indo-European Myths. IFRAO Congress, 6-11 September 2010 - Symposium: Signs, symbols, myth, ideology. Ariège - Pyrénées, France.
26. Vahanyan V., Vahanyan G. Intercultural relations between Old Europe and Old Armenia.XXIII Valcamonica Symposium "Making history of prehistory, the role of rock art", 28 October - 2 November 2009, Italy.
27. Yousef Majidzadeh Jiroft: the Earliest Oriental Civilization.
28. Айвазян С.M. Из истории культуры древней Армении. Ереван, 1986 (2008 дополненное издание).
29. Айвазян С.М. Горно-металлургическое производство древности. Труды  АрмНИИпроцветмет, вып. 6 (15), Ереван, 1977.
30. Бойс М. Зороастрийцы. 4-е изд. СПб, 2003. 352 стр. (в примечаниях: Бойс 2003).
31. Ваганян Г., Ваганян В. Каменная летопись цивилизации. Монография. Нжар, 2006, Ереван. 
32. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. / Пер. с англ. Г. Е. Куртика. М., 1991. 384 стр. (в примечаниях: Ван-дер-Варден 1991)
33. Дюмизель Ж. Верховные боги индоевропейцев. –М., 1986.
34. Иванов В.В. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста Ва(х)агну. ИФЖ, Ереван, 1983, т. 4, с. 21-43.
35. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
36. Клейн Л.С. Воскрешение перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004.
37. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1991.
38. Марр Н. Армянская культура. (Ее корни и доисторические связи по данным языкознания). Предисл. проф. Ганаланяна О.; пер. с армянского Алексаняна Н., Ереван, Айастан, 1990.
39. Марр Н. Кавказ и памятники духовной культуры // Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1995, с. 43.
40. Мартиросян А., Исраелян А. Наскальные изображения Гегамских гор. АН Арм. ССР, Ереван, 1971.
41. Мартиросян Г. Наскальные изображения Гегамских гор. АН Арм. ССР Ереван, 1981.
42. Мартиросян Г. Наука начинается с первобытности. Советакан грох, Ереван, 1978.
43. Мосенкис Ю.Л. Общемировой праязык. История вопроса и постановка проблемы. Происхождение языка и культуры: древняя история человечества. Том 1, № 1, 2007, с. 5–13.
44. Петухов Ю.М. "История русов. Древнейшая эпоха (40 - 5 тыс. до н. э.)", 2000, Метагалактика, .
45. Погосян Г. Армянский язык в цифрах. Полиграфист (ч. 1-2), 1987.
46. Погосян Г. Армянский язык в числах, закон Грабар, как возникал язык и Библия.
Ереван, 2007.
47. Попов Б.И. "Страна Ванов", том второй "От Тянь-Вана до Ивана".
48. Терьян А. "Культ бога Ар в Армении" (на арм.), Ереван, Агванк, 1995, с. 3.
49. Тюняев А.А. “Книга Ра” и её толкование и лингвистическое обоснование.
50. Тюняев А.А. История возникновения мировой цивилизации.
51. Фрай Р. Наследие Ирана. 2-е изд. М., 2002. 464 стр. (в примечаниях: Фрай 2002)
52. Хоренаци М. История Армении (пер. с древнеарм. Саркисяна Г.), Ереван, Айастан, 1990.
53. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

Труды авторов(АркаЛер, Армения)
1. Ваэ, Ван и Ваагн - истоки Триумвирата. 25.03.2011.
2. Ванакат – обсидиан. 14.03.2011.
3. Армянский Ваагн и Египетский Гор. 02.03.2011.
4. Ваагн (от Вана и Ваэ) - архетип образа Яхве. 01.02.2011.
5. В начале было слово, и слово было Ван. 24.12.2010.
6. Евангелие от Ваэ. 17.12.2010.
7. Об архетипах символики Трезубца. 26.11.2010.
8. Мотивы небесных и земных храмов в aрмянском искусстве. 22.11.2010. 

9. О первочеловеке. От Ваагна до Вана, от Айка до Шивини. 18.10.2010. 
10. Универсальные артефакты индоевропейского мифа обнаружены в Армении. Главная идея - построить дом, зажечь очаг и посадить дерево. 18.02.2010.
11. Уникальные наскальные изображения природных катастроф (артефакты египетского царя Скорпиона вновь ведут в старую Армению). 18.11.2009.
12. О мировоззренческих и культурных связях древних армян с предками иранцев и индийцев, египтян и жителей Старой Европы (о рождении мотива борьбы Митры с быком). 19.06.2009.
13. Ранние образы рыбы, вишапа, дракона и змеи в армянском наскальном искусстве VII -V тыс. до н.э. 18.04.2009.
14. Мотивы Сокола, царя Скорпиона и “священной ящерицы” рождены в Армении в V-IV тыс. до н.э. 12.03.2009.
Приложение

О языке


             Язык – средство выражения и сообщения мыслей, стихийное возникшее в человеческом обществе развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Мышление, язык и речь взаимосвязаны. Язык определенным образом организует знания человека об объектном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании.
            Функции языка: коммуникативные, отражающие действительность, формирующие категории мысли, и шире, сознания; номинативные (дающие наименования объектов действительности, в том числе, название городов, поселений, рек и морей); эстетическую;магическую (культовую, религиозную, ритуальную); эмоционально-экспрессивную;аппелятивную (воздействующую на адресата).
            Язык, как система, имеет характер своеобразного кода, речь является  реализацией этого кода (Погосян Г.). Речь в статистическом аспекте - это текст, а в динамическом - деятельность, представляющая собой форму социальной активности. Речь обладает признаками сознательности (намеренности) и целенаправленности. Поскольку речь развертывается во времени, она обладает признаком линейности. Письмо – кодовая, знаковая система, транспозицирующая из звуковой формы в зрительную (или осязательную) воспринимаемую субстанцию. Синоним - это когда разные звуки отражают одно и то же значение), ононим - это когда одно и то же звучание передает разные значения.

Интенция (эрваника)

Пояснения слов, имен которые связаны с начальными этапами зарождения языка, речи (интенция), которые перекликаются с рассмотренными архаичными идеями сотворения, мировоззрения, добра и зла, например, "(h)aреван" букв. сосед, “аветаран”(евангелие), “аван” (город, поселение), “вардапет” (раввин), "зрра" (рев), "патарак" (служба) и др.:
            Эа (Энки, ср. сумерки) – арм. Эу, божество сущности
Эра (от лат. аега – отд. число, исходная цифра). В хронологии начальный момент истины летоисчисления
            Эрак – город на С.-З. Ирана
            Эрариед (лат. аэrarium, от aэs род пад. аeris - медь, деньги)
            Эрато, в др. греч. мифологии одна из девяти муз, покровительница лирической, прежде всего эротической (любовной) поэзии
            Эрбиль - город на С. Ирана
            Эрг (от греч. ergon - работа), единица работы и энергии. Эн(ер)гия
            Эрг – песчаная пустыня в Сев. Сахаре (месторождение нефти и природного газа).
            Эргани – город на Ю. В. Турции (добыча медной и хромовой руды), (греч. ergastikos - деятельный)
            Эрг – игиди – песч. Пустыня в Зап. Сахаре.
            Эрг – Шеш - песчаная пустыня в Сахаре
            Эрделан - область на С. З. Ирана.
            Эрджияс (Esciyas), ант. Аргеус (Argaeus), вулканический массив в Турции на Ю.В. Анатолийского плоскогорья. Выс. 3916м., последнее извержение было в I в н.э.
            Эрди (Erdi) - плато на Ю. Сахары
            Эрдэни – Дзу - первый буддийский монастырь средневековой Монголии. Основан в 1585г. в южной части Каракоруна – столице древнемонгольского государства
            Эреб - в древнегреческой мифологии  персонификация подземного мрака. Родился из Хаоса (ср. с Эребуни,  названием урартской крепости и с Ереван, столицей Армении до 1936 г. Эривань)
            Эребру (Оrebro) - город в Швеции
            Эребуни – урартская  крепость
            Эребус (Erebus) - действующий вулкан на полуострове Росса в Антарктиде, высота 3794м.
            Эрегли (Eregli) - города на юге Турции и на севере Турции
            Эрекция (от  лат. erectio) - увеличение объема, отвердение мужского полового члена в результате наполнения кровью полостей пещеристых тел
            Эретрия (Eretria) -  древнегреческий город на юго-западе побережья озера Эрбея,один из древнейших городов острова Евбея, расположен на западном берегу на реке Эврип. Город был основан минийцами; позже к ним присоединились ионийцы.
Эрех библейский (Урук, шумер. Унуг, греч. Орхоя, соврем. Варка) - город-государствошумеров в Междуречье (Южный Ирак), ср. с арм. “эреха” букв. младенец, ребенок, дитя
Эрехтион (Эрехфеон, Erechtheion) - храм Афины и Посейдона – Эрехтея на Акрополе в Афинах.
            Эрзинджан (Erzincan) - город на северо-востоке Турции
            Эрзурум (Erzurum), Эрзерум - город на северо-востоке Турции. В древности в армянский период Карин. Во время арабского халифата (Каликала).
            Эри (Erie)  - озеро в северной Америке
            Эривань, до 1936г.  - название города Ереван, столицы Армении
            Эри'да  -  в древнегреческой мифологии богиня раздора, вражды
            Эридан (лат. Eridanus) -  созвездие южного полушария неба
            Эриду (Эреду, также Эридуг, Урудуг) - один из древнейших городов Шумера (6-5 тыс. до н. э.) центр раннеземледелия, т.н. культуры Эреду. Культовый центр бога вод и мудрости
            Эринии - в древнегреческой мифологии подземная богиня кровной мести
            Эритема (от греч. erythema - краснота) – арм. “Կարմիր” букв. красный (кар и мир), покраснение ножа, греч. erythрos – красный
            Эритрея - провинция Эфиопии
            Эркер (нем. Erker) фонарь в архитектуре, остекленный выступ в стене здания
            Эрланген (Erlangen) - город в Германии
            Эрлитоу - останки большого поселения эпохи бронзы у одноименной деревни в Китае
Эркинк (арм. букв. небеса). Air – воздух (англ.)
            Эрлы (анг., ед. число earl, от др. английского eorl – человек, воин) - родословная знать в Англии (ср. с тур. эрмени букв. человек, армянин, воин)
            Эрозия (от лат. erosio – разъедание, от erodo – разъедаю) - процесс разрушения горных пород и почв водными потоками
            Эро'н (Europe) - Европа
            Эрос - в древнегреческой мифологии бог любви (эрот), олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на земле
            Эр – рияд - столица Саудовской Аравии.
            Эрудиция (от латинского eruditio – образование, просвещенность, ученость, начитанность)
            Эрупции (от лат. eruptio) – внезапное появление то же, что солнечные вспышки, извержения вулканов.

Вавилония - так называлась у древних писателей южная часть Месопотамии, т. е. область, простирающаяся от пункта, где Тигр и Евфрат наиболее близко сходятся между собой (33° северной широты), до Персидского залива. Впоследствии название это, с расширением (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). Евфрат, река в Азии - (греч. и лат. Euphrates; еврейск. Прат; армянск. Ефрат, также Арацани; арабск. Фрат или Фурат; древнеперсидск. Ифрату, т. е. весьма широкий) величайшая река ближней Азии и в соединении с Тигром составляющая ее главнейшую речную систему (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). Река Ефрат, как и Тигр, берет начало с Араратских гор в Армении.
Вагр – тигр
Вайри – дикий
Вардапет – раввин, учитель
Вардзия – пещерный комплекс в Джавахеттии
Варпет – мастер "огня"
Ви  - сильный, могучий, смертельный, огненный, ср. с вишап (дракон), викинг (король драконов), википедия (виртуальная энциклопедия), викиликс, Виктор и Виктория.Военные корабли, на которых викинги совершали свои набеги на сушу и сражались с другими на море, назывались "драккарами", то есть драконами. У скандинавов эпохи викингов были представления о змее Ермунганд (означает "Великий посох" - "вертикальная матрица мира", ассоциируется с Мировым деревом. У саксов "столб идол", символизирующий "Мировое дерево" называется "Ирминсуль", имя родственное имени змея). Ермунганд главный противник Тора, который был богом громовником, подающим людям, вдобавок плодородие. Они в последней битве убивают друг друга.
Вир, Вирван или Вирапаван (Ворван) – название известной пещеры Азох (неспелый виноград) в Арцахе (Карабахе)  - стоянка ашельской культуры. Переводится с местного армянского диалекта как "опаленный солнцем". Существует и другое объяснение пещеры, как "обители в яме", - один из древнейших центров одомашнивания животных (ср. "айван" букв. осел, "вандак", букв. клетка) и растений (ср. виноград).
Виравор – раненный ("верк(г)" букв. рана, ср. изверг, извержение вулкана, лава, "верч" букв. конец)

Аратта

Аратта – страна, расположенная в Араратских горах (охватывающая озеро Ван и другие области государства Урарту), упоминаемая в шумерской мифологии, связанная с именами Энмеркара и Лугальбанды, двух ранних (полулегендарных) царей Урука, также упоминающихся в Списке царей Шумера. Аратта в шумерской литературе описывается следующим образом: это сказочно богатое место, где много золота, серебра, лазурита и других ценных материалов, а также много ремесленников, умеющих их обрабатывать; Аратта находится далеко (от Урука), до неё трудно добраться; это дом богини Инанны (Анаит, Астхик, Иштар), которая позднее вместо Аратты начинает “благоволить” Уруку; Аратту завоевал Энмеркар из Урука.  В шумерском списке царей Эриду назван городом первых царей.
Истории Инанныбогини Урука, повествуют, как она отправилась в Эриду, чтобы заполучить дары цивилизации. Вначале Энки, бог Эриду, попытался вернуть эти источники своей власти, но позднее охотно признал, что теперь Урук - центр земли. Это, мифическое описание перемещения центра власти на север. Богами Урука (шумер. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка были Ан и Инанна (ср. с древнеармянскими Ан (Ана) – Анаит и Астхик, соответственно матери и супруги Ваагна, жены и дочери Вана). Вавилонские тексты говорят о создании Эриду богом Мардуком (ср. с созданием города Вана первочеловеком Ваагном) в качестве первого города (Ваганян В., Ваганян Г., 2010, 2011), “святой город, жилище их (других богов) восторга (удовольствий)”. До Урука из Араратских гор можно было достичь на речных кораблях по Ефрату.
Эрех - был одним из древнейших городов Вавилонии; в Библии упоминается в числе городов Нимрода (Бытия, X, 10); в клинописных текстах называется Урук и упоминается с древнейших времен. Эрех (Быт.10:10) - один из четырех городов в земле Сеннаар (местности в Междуречье), составлявших вначале царство Нимрода, сына Хуша, внука Хама. Другие города сего царства были: Вавилон, Аккад и Халне (Библейская энциклопедия Брокгауза, см.Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора, а также Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Нимрода,пытавшего установить единовластие, покорить Араратскую страну, был убит Айком, внуком Иафета у озера Ван и захоронен на одноименной горе Нимрут.
Ану - (санскр.) Атом, титул Брамы, который, как сказано, является атомом так же, как и беспредельной вселенной. Намек на пантеистическую природу этого бога, а также (Халд.) - одно из высших вавилонских божеств. Царь Ангелов и Духов, Владыка города.

Немрут-Даг
Немрут-Даг (НемрутНемрудтур. Nemrut Dağ или Nemrut Dağıкурд. Зiyayк Nemrыdарм. Նեմրութ Սար) - гора на юго-востоке Турции в иле Адыяман (юго-восточная Турция). Высота 2150м. над уровнем моря. На вершине горы расположены: гробница (мавзолей) правителя Антиоха I Теоса Ервандида из Коммагены, построенная в 62 до н. э. и украшенная огромными каменными статуями 8-9м. высотой 7 древнеармянских божеств, сидящих на тронахсвятилище Ваагна. В 1987 году археологические памятники на вершине горы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди божеств: статуя небесных Арамазда и его жены Анаит, их детей - сына Ваагна и супруги Астхик, а также фигуры статуй львов и орлов, которые их окружают по сторонам. Традиционно считается, что данные статуи – это греческие Apollo, Zeus, Tyche (Fortuna) и Hercules, фотографии (рис. 2).



     


       

Рис. 2. Гора Немрут и разрушенные статуи богов у мавзолея царя Антиоха I Ервандида из Коммагены

  

Рис. 3. Артефакты у святилища Ваагна. Рукопожатие царя с вождем диких племен свидетельствует об установлении мира.  На головном уборе царя изображение льва

На головном уборе царя (рис. 3) изображены типичные армянские символы: пять треугольников – объединенных его властью “домов”, земель, с символами древа жизни. На одежде видны ромбовидные узоры и орнаменты в виде восьмиконечной звезды – символы Астхик, утренней зари. Они продолжают традиции урартской символики. Головной убор опоясывает венок в виде символ солнечного обода диска – олицетворяющего покровительство небесных сил.

Рис. 4. Табличка с греческой надписью. Внизу слева можно прочесть “ЕRMH”


Рис. 5. Гора Немрут и разрушенные статуи армянских богов у мавзолея Ервандида, царя Антиоха из Коммагены

В надписях Антиоха I Коммагенского (62 год до н.э.) проводятся следующие отождествления: Оромазд (Ахура-Мазда, Арамазд) = ЗевсМитра = Аполлон = Гелиос =Гермес; Артагн (ВэрэтрагнаВаагн) = Геракл = Арес (de Jong 1997, p.32; Ван-дер-Варден 1991, с.176, 198). На монетах парфянских Аршакидов Зевс соответствовал Арамазду, Аполлон - Митре, Геракл Каллиник – Вэрэтрагне (Ваагну), Ника - Аши, а Деметра - Спэнта-Армаити (Бойс 2003, с.127).
Мовсес Хоренаци со ссылкой на Беросова Сивиллу называет Зрвана древним царем, современником Титана и Япета, о котором Зрадашт, маг и царь Бактрии, сочинил, что тот был отцом богов (идеологом многобожия) (М. Хоренаци. История Армении I 6, I 9, со ссылкой на греческую книгу, пересказанную Мар Абас Катиной; de Jong 1997, p.411). Зрванув армянских текстах соответствует Крон в "Книгах Сивилл", пересказывающих Евгемера (Книги Сивилл III 110 - 155).
Плутарх, излагая доктрину учителя Пифагора Зарата в платонических терминах, указывает, что тот называл неопределённую двоицу матерью числа, а единое - отцом, и лучшими - числа, подобные монаде (Плутарх. О рождении души по "Тимею" 2, 1012е). Доктрина Зарата в передаче Ипполита противопоставляет мужское (светлое) и женское (темное) начала (Ипполит. Опровержение всех ересей I 2, 12-14 (de Jong 1997, p.335)).


Рис. 6. Аратта, озеро Ван и Аратта по Д. Ролу (David Rohl)

Удивлявший греков обычай персов скрывать естественные отправления (не мочиться, не испражняться и не плевать в присутствии других (Геродот. История I 133; Ксенофонт. Киропедия I 2, 16; VIII 8, 11; Дион Хрисостом. Речи XIII 24; Аммиан Марцеллин. Римская история XXIII 6, 79)) связан с религиозными представлениями. Согласно Плинию, маги запрещают мочиться на тень, а также, если наготу освещает солнце или луна (Плиний Старший. Естественная история XXVIII 19, 64)Видевдат содержит запрет мочиться стоя (Видевдат XVIII 40, ср. şad dar-i nasr 56.3-5).
Благодаря лингвистическим реконструкциям устанавливается общность и лексическое тождество некоторых, обожествляемых разными индоевропейскими народами, явлений: индоарийский Дьаус-питер этимологически тождественен римско-латинскому Юпитеру(ср. с  арм. "Наапет"), иллирийскому Дейпатиру, греческому Зевсу (-патеру), германскомуТиу, хеттскому Тивазу, которые восходят к индоевропейскому *deius ("светлое небо") + *pater - “отец” и указывают на то, что божество неба, будучи антропоморфизированным, почиталось в общеиндоевропейский период в качестве одного из верховных богов. К данным выводам приводят тождества: Ушас = Эос = Аврора  - “богиня утренней зари”, Парджанья = Фьоргун = Перкон – “божество дуба”  (в некоторых традициях приобретшее черты громовержца, см. Конча С.В. К реконструкции индоевропейской мифологии. “Происхождение языка и культуры: древняя история человечества”, Том 1, N2, 2007, с. 36-45). Но эти соображения не выделяют особенности для понимания индоевропейской системы воззрений. Почти все народы обожествляют в той или иной форме и степени небо, утреннюю зарю и могучие деревья.
Вяч.Вс. Иванов и В.Н. Топоров за основу реконструкции индоевропейской мифологической сюжетики приняли балтийские мифологемы о Перконе и соответствующие им следы славянских представлений о Перуне, проводя аналоги с архаичными хеттскими и индоиранскими традициями, зафиксированными на письме. Некоторые специалисты, критикуя данный подход, отмечают, что “изучение мифов незаметно переросло в мифотворчество”. Конча С.В., например, рассуждает о том, что основной индоевропейский миф перерос в мифопоэтическое осмысление грозы. Более того, ученые ставят вопрос: “почему основной?” и “почему индоевропейский?” Некоторые аргументируют  постановки вопросов тем, что в шумерских табличках 3-его тыс. до н.э. среди древнейших текстов на письме уже содержится “основной индоевропейский”.
Поэтому ряд исследователей не относятся с большим доверием к построениям В.В. Иванова – В. Н. Топорова. Как и мотив битвы громовержца, мотивы мирового дерева и т.д. они уверены, что нельзя считать сугубо только индоевропейскими. Поэтому если бы было доказано соотносимость каких-то из мифов с “индоевропейской древностью” широкий круг неиндоевропейских аналогий заставил бы, скорее об “общеевразийской”, “ностратической”, или же “общечеловеческой”, но не о специфически индоевропейском их характере (Конча С.В.).
Учитывая мнение о едином праязыке, а также результаты системотехнических исследований эпистемологии наскальных рисунков, обнаруженных в Араратских горах, а также языковых – лингвистических данных (Погосян Г., Ваганян В., Ваганян В.), можно с уверенностью констатировать, что основные изложенные выше мотивы, как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов, обязаны своим происхождением культурному опыту и традициям жителей Араратских гор.
Указанные мифы, связанные с повествованиями о богах или героях божественного происхождения, выявлены и реконструированы в армянских наскальных рисунках. Ранние архетипы протомифов были распространены посредством контактов и взаимовлияний к структурированной системе представлений народов и племен, близкородственных и/или соседствующих в далеком прошлом, но волею природных катаклизм и исторических судеб были разбросаны по отдаленнейшим странам.
Основной протомиф является явным отображением не наблюдаемого повсеместно уникального природного явления – катастрофического извержения вулканов в Араратских горах с выходом смертельной лавы – и падения кометы – катаклизмы мирового масштаба, сопровождающего грозами и наводнениями, затмением солнца и луны, смены климата, времен года и падением “манны небесной”.
Таким образом, есть основания считать основные сюжеты мифов о сотворения и рождения первочеловека, о древе жизни, о значении креста и свастики и др. По происхождению ни индоевропейские (ни эллинские или индоарийские), ни месопотамские или вавилонские, ни шумеро-аккадские, а Араратские. Почему и как данные мифы и мотивы после сложения, проникли и какими путями в столь взаимоудаленные страны как Ирландия, Греция, Индия?
Приведенные параллели, реконструированные из фрагментов армянских источников (Петросян А., Демирханян А. и др.) в совокупности с композициями наскальных рисунков и архетипами лингвистического характера о сотворении мира, рождении первочеловека и др. (Марр Н., Иванов В.В., Мартиросян Г., Ваганян Г., Ваганян В.) по мере прогрессирующей “историзации” в изображаемых в армянской мифологической традиции событий, утрачивал свою актуальность, переосмысливаясь и сохраняясь в рудиментарных отрывках истории средневекового ученого М. Хоренаци и в песнях ванских старцев, в различных версиях эпоса “Сасунци Давид”.
Однако, версию по наскальным рисункам Армении в целом следует признать сохранившейся на удивление полно (ведь речь идет об источнике 8-3 тыс. до н.э.). В них устойчиво отобразились исходные мифологемы, архетипы основных мотивов, образы основных персонажей, общий характер и отдельные подробности взаимоотношений между ними. В последних легко убедиться, сопоставляя наскальные рисунки и языковые архетипы, описанные в трудах авторов (см. прилагаемую литературу).

Вахагн, Ваагн (арм. Վահագն) - бог грозы и молнии, позднее бог войны и охоты


Ваагн-драконоборец. Также являлся богом Огня и Молнии (Kraki ev Kaytzi). Внешне был крепким молодым юношей с рыжими волосами и огненными глазами. Боролся с Вишапами (Драконами). В имени этого бога содержится тот же индоевропейский корень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IVвекa.
В эллинистическую эпоху, Ваагн отождествлялся с Гераклом. Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски - "дорога соломокрада". Ваагн (Вахагн) - бог войны, мужества и грозы. Он совокупность четырех стихий - воздуха, земли, воды и огня, древнеармянский драконоборец. В имени этого бога содержится тот же индоевропейский корень, что и в имени иранского бога Вертрагна и парфянского Вархагна. В святилище на горе Немрут в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV века.
Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выявляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона природы - из ствола огнедышащего тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Вахагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп. Основной храм Ваагна находился в Аштишате, где культ Ваагна был традиционной прерогативой княжеского рода Вахевуни (или Вахнуни/Вахуни).

Ар


Ар (арм. Ար) — главный протоармянский (арийский) бог. Ознаменовал могущество солнца (арм.- арев), соединял в себе черты силы природы, весны. Культ Ара в Армянском нагорье появился в 3-м тысячелетии до н. э. (А. Терьян), однако, наскальные рисунки солнца и его символики в Армянском нагорье датируется с еще раннего периода (5-3 тысячелетия до н. э., Г. Мартиросян, Г. Исраелян).
М. Гавукчян, К. Сукиасян, А. Терьян и др. показывают наличие в словах "Армения", "Арарат" и "Урарту" (а также в ряде основополагающих словах) общего индоевропейского корня "ар". Идею существования общеиндоевропейского корня, значащего "огонь" Арев (Душа, позже — Солнце), Арпи (небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара, то есть творения), Арян (арийский), Арта и др. поддерживают также акад. Т. Гамкрелидзе и В. Иванов (T.VGamkrelidze and V.VIvanov)Государственное образованиеМусасир в урартском тексте названо Ардини, что также, по мнению исследователей, было связано с почитанием древнейшего протоармяно-арийского солнечного божества Арда" (Тер-Саркисян А.).
Согласно ряду исследованиям, культ Ара имел общеиндоевропейское распространение: Арес (греч.), Ахурамазд (перс.), Эртаг (герм.), Рам (инд.), Яр-Ярило (слав.), и др (Г. Капанцян, "Культ Ары Прекрасного" (на арм.), Ереван, 1944, с. 84). Днем Ара считалось 21 марта - день весеннего равноденствия. С именем Ара связываются также название древнеармянского 6-го месяца года "Арац", имя культового армянского царя Ара Прекрасного. В христианские века в Армении культ бога солнца Ар также давал и дает о себе знать, в частности в народных сказаниях, поэзии, искусстве, архитектуре средневековой и современной Армении.

Пяркэнас (Перкунас, Перкун) - балтийский бог-громовержец


Пяркэнас (Перкунас, Перкун, лит. Perkūnas) - балтийский бог-громовержец, властитель воздуха, защитник справедливости. Один из главных богов литовского и, шире — балтийского пантеона. В последние языческие столетия Перкунас стал самым известным литовским богом. У латышей известен под именем Перконс (лтш. Pērkons), у древних пруссов - как Перкунс (Percuns). Согласно мифологическим сведениям, Пяркунас выступал также как бог грозы, дождя, гор (и вообще любых возвышенностей), дубов и неба. Перкунас предстает как вооружённый секирой решительный мужчина с каштановой или рыжей бородой. Он с грохотом пересекает небо на двухколесной повозке, запряженной одним или двумя козлами. Перкунас во многом напоминает Тора или Индру.
Существует мнение, что на ранних изображениях Перкунас представлен как рогатый мужчина или человек с рогатым шлемом, что является атрибутом власти. Хотя позже Пяркунас стал богом войны, для земледельцев он изначально был богом природы, отвечавшим за молнии и погоду в целом. Люди верили, что громовержец посылал дождь и тем самым возрождал плодородие земли (Жемины) и оплодотворял ее.
Первый гром во время праздника Йоре сотрясал землю, благословляя ее, а также камни и воду. Также Пяркунас выступает в роли блюстителя порядка в мире. Он преследует злые силы и порождения хаоса — тех, кто нарушает гармонию. Одним из имён Пярунаса, как предполагается, было Диверикз (Дивирикс), т. е. "бич бога". В фольклоре существует множество упоминаний о том, как Перкунас преследует бога мертвых и подземного мира Вяльнаса (лит. Velnias).  

Рис. 7. Перкунас

Баа́л (Бел)


Баа́л (первоначально Балу (общесемит. bl, букв. "хозяин", "владыка"), Ваа́л (греческая транскрипция), во множественном числе Ваали́м, Бел (ассиро-вавилонское) - переводится как "господин", "владыка") - древнее западно-семитское божество, почитавшееся в Финикии, Палестине и Сирии как бог плодородия, вод, войны, неба и прочего. В Финикии являлся богом, которому воздавался высший почёт (хотя у финикийцев верховным богом считался Эль). Его жена - богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

Шаман


В древнем Китае общее обозначение "шамана, волшебника" слово rizhe, состоящее из корня ri "солнце" и суффикса -zhe, который является эквивалентом английского суффикса - erв слове teach+er, “учитель” (Gamkrelidze T.V., Ivanov V.V., Rozwadowski A.). Однако следует учесть, что “er” – не просто суффикс, а согласно азбуке формирования логики и структуры кодов армянского языка (Г. Погосян), по происхождению яфетического (по Н. Марру), имплементирует и слово, и дело как интегральный процесс (не teach+er, аобразованный человек, который не только учит (ер), но и освещает (ер), просвещает (ер), оживляет (вдыхает) от общеиндоевропейского – протоармянского слога - слова (ключевого архаичного понятия)  “Эр” (сияние, огонь, солнце, луч, свет, пламя, а также восход, власть, сила, результирующее действие, созидание), ср. с арм. “А(э)р”, “э(е)г”, “те(э)р”, “ве(э)р”, “паткер”, “кер”, “гер”, “мер”, “сер”, “лэр” и др.). В армянском языке слово “вардапет” имплементированы функции и значения яркого восходящего солнца (“вар” и “ар”) и его “пета” – букв. хозяина, правителя, управляющего, властвующего (знающего, умеющего, мудрого) на местном, локальном земном уровне (ученика Ваагна, который сотворен (рожден) был Творцом согласно Библии для управления светом, “восходом солнца на небесах”). Вардапет – это “солнце”, употреблялось для обозначения людей, занимающихся духовными практиками, правителей и мыслителей, Учителей.
В китайском языке слово, обозначающее “солнце”, употреблялось также для обозначения людей, занимающихся духовными практиками, правителей и мыслителей. Например, китайское yandi “легендарный правитель и легендарный предок этнических китайцев” именовался солнцем, а китайского философа Конфуция его ученики называли солнцем и луной. Интересные foneti`eskie связи movno идентифицирoвать в именах yandi и wan (one или yan) – Vahagn. Ваагн также легендарный правитель и легендарный предок этнических армян (эрмени), первочеловек, громовержец и драконоборец.
Такой широкий репертуар семантических дистрибуций возможен благодаря внешней и внутренней межкультурной связи, между, как небесными телами и числами, так и правителями различных народов. Сияние солнца часто обозначается при помощи значка с шестью лучами, который позже становится указанием на число шесть. Грузины до сих пор называют армян “сомехи” (солнечные люди, люди солнца), а сами армяне – “ареворди” (чада солнца). Аналогичным образом звезды обычно воспринимаются в составе созвездий, названных именами животных, например, змеи (Rozwadowski A). Драконы/змеи – везде драконы. Роль нумерологических символов в обозначении небесного царства, общение с которым осуществлялось в измененных состояниях сознания, напоминает их функцию мостика, соединяющего числа "три" (китайское sam) и "семь" (тохарское mukt) с "коноплей" (корейское sam) и "быть пьяным" (монгольское sogtu-) (Rozwadowski A).
Однако, ученым не всегда удается охватить то или иное явление в требуемом системотехническом объеме. Например, в армянском языке сакральное число три (“эр+ек”), а также небеса и земля имеют взаимосвязанные архаичные, генетически родственные взаимосвязи: небеса (“эр+кин”); земля (“ер+кир”), и все они происходят в результате деятельности всевышнего, господина “т+эр” (ср. “тиэз+ерк”, букв. космос, а также “эр+кнел” букв. родить и “ер+ку” букв. два, “э(е)ркер”(Երկնէրбукв. в муках родин), когда из целого рождается часть (из Вана – Ан, из ребра Адама - Ева) и появляется нечто второе, похожее на первое, но в меньших размерах (плод, ребенок, младенец, детеныш - “э(е)реха”). Понедельник - первый день недели в армянском календаре называется “еркушапти”- наступление второй недели. Для сравнения отметим, что ноль (0) арм. “зэро” или “зро” (ср. с Зрван).
Рис. 8. Структура Эрваники (Эрменики) – системотехники генезиса происхождения и толкования языковых, мифологических и изобразительных (коммуникационных) архетипов культуры доисторической цивилизации

"Однако, если в большинстве яфетических языков для числа "три" использовалось слово "sam" и различные его племенные варианты, то в армянском и баскском для понятий "гора", "голова" и "небо" применялось другое яфетическое слово "ter/her", из которых возникает множественное число в баскском heru(r') и множественное число в армянском er-eq или ir-eq, в единственном (и her/hir). Я хорошо знаю, что армянское "ерек" - три, производит от индоевропейского или латинского tre. Однако, числительные созданы не индоевропейцами: они получили их от яфетидов в качестве готовых культурных условных понятий и слов " (Н. Марр).
Таким образом, шаманизм - это парадигма атавизма - явления консервации эволюции, процесса трансформации от низкой к высокой, более развитой культуре, идеологии, истории и мифологии и характерна для племен и народов, менее отсталых  в языковом, речевом, в общекультурном развитии, в развитии мышления и сознания, ведущих замкнутый образ жизни, вне межкультурной коммуникации, в тех природных условиях, которые длительное время не подвергались изменениям.


Источник: ИА REGNUM, кресткамень из монастырского комплекса Шхмуради (XII-XIII вв.), Армения, фото А. Погосяна

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...