Продолжение...
Джер
Вплоть до греческих времён к гробнице Джера совершались паломничества со всей страны. Почему? Потому что её почитали как гробницу Осириса. Ведь Сопду-Джер считался воскрешённым Осирисом. Судя по числу малых захоронений вокруг его усыпальницы, более 300 человек возжелали с его помощью уйти в загробный мир. О том, что, начиная с Джера и до конца первой династии, проводились человеческие жертвоприношения говорят не только захоронения, но и некоторые дошедшие до нас изображения.
Джера Манефон назвал Атотисом и сказал, что он правил 57 лет (в переводе Флавия) или 27 лет (по Евсевию). Разница - 30 лет. Как раз столько пробыл Нимрод в Египте после женитьбы на Исиде. Возможно, что, женившись на Семирамиде-Исиде и родив Ниния, они вместе вернулись в Египет, и какое-то время Ниний жил в Египте вместе с родителями. Так Флавий принял в рассчёт правление Джера-Сопду-Ниния с момента его появления в Египте (57 лет), а Евсевий указал только время его самостоятельного правления (27 лет).
По артефактам также известно, что Джер проводил военные действия в Нубии и Ливии. Это значит, что, как Сопду, Джер воевал против Сета в Нубии, и, как Ахилл, он воевал с ливийцами во время Троянской войны.
"Один из годов царствования Джера помечен в Каирском фрагменте Палермского камня как "год поражения северо-востока (счт, сетечиу)". Под этим термином в позднейших источниках называлась вся прилегающая к Египту Азия... в гробнице самого фараона Джера были найдены... драгоценности из бирюзы, традиционно добываемой на Синае... Некоторые же египтологи сомневаются, что на ранних этапах Египет мог организовать столь дальние экспедиции". http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/68943
Был ли Джер-Ахилл-Сопду в Синае? Вне сомнений. В недавно найденном храме, расположенном среди бирюзовых шахт около г.Серабит-эл-Хадим 1, в Синае, были обнаружены два холла. Один из них был посвящен служению Хатор как богине, доставляющей бирюзу. Другой же был посвящен Сопду как защитнику шахт от врагов. Поэтому египтологам сомневаться не следует: Сопду-Джер действительно был в Синае, где добывали бирюзу.
1 Complete Temples of Ancient Egypt, Wilkinson, Richard H. 2000 Thames and Hudson, Ltd; Dictionary of Ancient Egypt, Shaw, Ian; Nicholson, Paul1995 Harry N. Abrams, Inc., Publishers; History of Ancient Egypt, Grimal, Nicolas1988 Blackwell; Oxford History of Ancient Egypt Shaw, Ian2000 Oxford University Press
http://www.touregypt.net/featurestories/serabit.htm
В правление Джера появляется другая мистическая женщина - Сехемка, или Сешеметка (Sekhem-kha, Seshemetkahttp://en.wikipedia.org/wiki/Seshemetka). Мистическая - потому что её имя также появляется в гробницах нескольких фараонов, а именно: Дена и Анеджиба, и египтологи бросаются в предположения: чья она жена, чья дочь, сестра и пр.; другие даже считают, что Сешеметкой был мужчина. А если следовать мифологии, то Ден будет Гором, сыном Исиды, Анеджиб - Мандулисом, а Сешеметка - Нефтидой, которая в то время почти постоянно находилась при их матери Исиде.
Согласно Диодору (http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Diodorus_Siculus/2A*.html р. 418), Семирамида стала женой Нимрода в 20 лет и правила в Месопотамии всего 42 года. Эти 42 года включали года их женитьбы (30 лет правила с Нимродом) и года её правления после смерти Нимрода (12 лет).
По окончании 42 лет правления, как повествует миф, Семирамида превратилась в голубицу и улетела. Мы помним, что "улетела" она со своим сыном Нинием в Египет, где он стал Сопду - воскрешённым Осирисом. Получается, что править в Египте Ниний-Сопду-Джер стал через 12 лет после смерти Нимрода ( т.е. в 2172 г. до н.э.). Почему появился такой перерыв?
В это время, как вы помните, Исида-Семирамида была занята постройкой Вавилона, возведением первого обелиска в честь своего погибшего мужа- Нимрода, строительством различных храмов, а также завоеваниями многих народов. В Египте тогда думали, что Исида "многие годы ищет тело своего мужа Осириса". Видимо в этот период кто-то из окружения Исиды замещал её.
Таким образом, Джер-Сопду правил 27 лет с 2172 по 2145 г. до н.э. После Джера-Сопду правил Джет, который, согласно мифам, был Сетом.
Джет
О фараоне Джете почти ничего неизвестно. Его гробница , как ещё некоторые гробницы первой династии, была сожжена, а потом реконструирована. Около его гробницы - 174 захоронения.
На фото ниже -гребень с серекхом Джета, внутри которого иероглиф в виде змея.
По бокам вы видите два скипетра Сета (уас) по образу его священного животного. Это - самый ранний известный артефакт с изображением такого скипетра. Осирис-Нимрод не имел такого скипетра, возможно, потому, что Сет получил реальную власть только после его смерти. И,как уже было отмечено, Сетом стал тогда Адад 2-ой (греч.Приам). Это он потребовал единовластия. Легенды говорят, что все боги согласились принять его верховенство. Именно его скипетр стал необходимым атрибутом для каждого бога Египта.
Вверху, над соколом- символом гора, изображён крылатый солнечный диск (об этом оружии будет сказано позже в отдельной главе). Над диском - солнечный корабль Ра, на котором можно видеть самого гора Сета. Сет 1-ый (Адад), как вы помните, долгое время сопровождал Ра в его поездках через "мир теней". Имея МЕ Адада, Сет-2ой присвоил достижения предыдущего обладателя данного МЕ себе. Так делали все боги.
На рельефе храма Амона в оазисе Харга изображён Сет, побеждающий Апопа ( о чём говорится в надписи у изображения). Сет здесь - в образе Гора с двойной короной и крыльями.т.е. это уже Сет 2-ой (греч.Приам с летательным аппаратом).
Долгое время считалось, что Джет-Сет имел гробницу в Саккаре, но позднее было определено, что гробница принадлежала Сешеметке, которая якобы была знатной особой при дворе Джета ( http://www.touregypt.net/featurestories/djet.htm ). Вот только гробница Сешеметки почему-то оказалась намного больше гробницы самого Джета. Странно, неправда ли?
А ничего странного нет. Сешеметка- Нефтида 1-ая (Нисаба) , была женой Сета, потому ей и Сету поклонялись в одном храме. То, что поклонялись больше ей, чем Сету, вполне объяснимо, потому что популярность Сета уменьшалась, а популярность Нефтиды как спутницы Исиды, наоборот, усиливалась.
Время правления Джета: по Флавию - 31 год, по Евсевию - 39.
В мифе говорится, что Сет-Джет стал править сразу после рождения Гора, и, когда Гор потребовал от Сета корону отца, боги посчитали его слишком молодым. Тогда, вероятно, Сет правил не 39 лет, а всего 31 год, и Гору ко времени спора о власти было всего только 30. Почему разница в датах - 8 лет, неясно. Может те 8 лет Сет уже стал править где-то в Египте, когда официальным правителем был ещё Сопду. Возможно, что именно это обстоятельство послужило тому, что Исида убежала в Дельту, подальше от Сета, сразу как только Сопду удалился в Ассирию. Так, Джет-Сет правил до 2114 г. до н.э.
Уэнефес Следующий фараон у Манефона - Уэнефес (Uenephes). Обычно после Джета указывается правление Мернейт-Исиды, но, поскольку историки привыкли, что имена правителей-женщин в исторических документах не указываются, некоторые считают, что под именем Уэнефес Манефон указал следующего фараона: Дена-Гора. При этом не учитывается тот фактор, что Манефон изо всех сил старался"удлинить" историю Египта, вписывая последовательно правителей, которые правили в одно и то же время, добавляя даже правления официальных лиц. Исключать правление Мернейт было совсем не в его интересах.
Итак, правление Мернейт-Уэнефес продолжалось по Флавию - 23 года, по Евсевию - 42. Чтобы понять эту разницу, нужно заглянуть в правление следующего фараона. Продолжительность правления следующего фараона - Дена-Гора (Манефон назвал его Усефай, Удиму), и у Флавия, и у Ефсевия указана одна и та же - 20 лет. Практически всеми египтологами признаётся, что Мернейт была матерью Дена, и что сначала она правила как его регент. Это значит, что она была у власти в общей сложности 42 года, из них 20 последних лет правил только сын, а 23-22 года они правили вместе. Значит, правление Уэнефеса-Исиды с сыном Гором продолжалось 22-23 года ( с 2114 по 2092 гг до н.э.).
Мифы говорят, что в то время велась борьба между силами Гора и силами Сета, поэтому корона не могла полностью принадлежать Гору, и у Сета боги отняли власть. Получилось так, что всем стала править Исида-Мернейт, хотя короны на неё возложено не было.
На рельефе храма Хнума в Асуане: молодой Гор и Исида на троне.
В списке фараонов, помещённом в гробнице Дена, все фараоны отмечены серекхом, или именем Гора, а около имени Мернейт просто значится: "мать царя".
Гробницы Мернейт есть в Абидосе и в Саккаре. Вместе с ней было похоронено около 40 человек. Неизвестно только, были ли они убиты после смерти царицы или умерли естественной смертью и пожелали быть похороненными рядом с ней.
Ден
Следующий фараон - Ден-Гор, сын Исиды, который стал править самостоятельно.
Считается, что при правлении Дена экономика страны находились в расцвете. Он первым получил титул "Царь Верхнего и Нижнего Египта", и поэтому носил двойную корону.
Илл.: на печати Дена он в двойной короне.
Мифы говорят, что, после долгой войны Гора с Сетом, которая продолжалась 80 лет, Сет был полностью отстранён от правления, и Гор получил не только корону отца, но и корону Сета, т.е. стал законным правителем двух земель и остановил войну. После смерти Хор-Аха-Осириса до времени получения двух корон Деном-Гором, согласно Манефону, прошло всего: 27 лет (Джер-Сопду) + 31 (Джет-Сет) + 22 (Мернейт-Исида) = 80 лет, т.е. в точности столько, сколько сказано в мифах.
Продолжительность правления Дена, согласно Манефону - 20 лет (до 2072 г.до н.э.). Как умер Ден неизвестно. Известно только, что умер он насильственной смертью в молодом возрасте (та же история о Неоптолеме-Горе).
Мастаба Дена в Абидосе - самая большая после мастабы Джера(Сопду), и впервые в её постройке был использован красный гранит, привезённый из Асуана (города на юге Египта, граничащего с Нубией). Вокруг гробницы 136 захоронений мужчин и женщин, которые были похоронены в одно время.
Анеджиб
Следующий фараон -Анеджиб (Аджиб) -Мандулис. Так же, как Ден-Гор, он изображался в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта, что соответствует мифу о Горе Бехдетском (Мандулисе), который как и Гор- сын Исиды, был коронован двойной короной.
Илл.: Серекх Анеджиба (источник: http://xoomer.virgilio.it/francescoraf/)
Об Анеджибе-Мандулисе известно совсем мало. Манефон даёт ему 26 лет правления, Палермский камень - 10, а современные историки соглашаются с записью на Палермском камне. Его гробница - самая маленькая (16х9 м.) в Абидосе, и вся была построена из дерева вместо камня. Вокруг гробницы всего 64 захоронения. Разве это не странно, что правитель двух земель имел такую убогую гробницу и почти отсутствие каких-либо артефактов?
Однако всё сходится с информацией в мифах. После победы над Сетом Мандулис с Исидой удалились в Нубию. Туда, согласно мифу, за Исидой приехал Анхур-Мелькарт. Так, Мандулис мог править всем Египтом лет 10, а остальные 16 лет он мог править в Южном Египте и Нубии, когда Анхур правил на севере Египта.
На этой иллюстрации (http://xoomer.virgilio.it/francescoraf/hesyra/adjibsvi2.jpg )
Анеджиб-Мандулис - только в короне Юга.
Тем и объясняется убогость его "гробницы", т.е. храма, в Абидосе. Его настоящая "гробница"-храм была в Нубии.
Согласно известному египтологу Брусу Уильямсу ( Bruce Beyer Williams -http://wysinger.homestead.com/qustul.html ;http://oi.uchicago.edu/museum/special/nubia/http://www.nubianet.org/about/about_history3.html ) существуют многочисленные доказательства того, что первые фараоны Египта жили в Нубии. Когда в 1962 г. было объявлено о запуске Асуанской плотины, группа из университета Чикаго под руководством профессора Keith Seele выехала на место под названием Qustul для исследования местности до того, как оно будет затоплено. Поиски увенчались успехом. Там был найден комплекс королевских гробниц (группа А). Всего 33 гробницы, 12 из которых, наиболее крупные и богатые, были датированы додинастическим периодом Египта. Поскольку вода начинала прибывать, раскопки приходилось делать поспешно. Недостаток средств и времени не позволили по-настоящему исследовать то место, но кое-что всё же удалось найти. В гробнице L-24 был найден сосуд для возжигания курений, сделанный из нубийского камня, на котором был изображён фараон Египта в Южной короне и соколом-знаком Гора на серекхе над ним (на рис. фигуры прокрашены) . В Египте серекх использовался только первыми тремя династиями, потом использовался картуш. Это значит, что сосуд мог относиться ко времени первых трёх династий.
Некоторые даже стали предполагать, что цивилизация в Нубии началась раньше, чем в Египте, что как -то совсем не укладывается со всей остальной информацией, которую мы знаем о Египте. Но если опираться на мифы и мифические изображения на Нубийских храмах более поздней эпохи, тогда получается, что в Нубии, вполне вероятно, могли упокоиться и Маахес, и Мандулис, их жёны и дети, и, возможно, другие смертные боги Египта, Шумер и Греции.
Нубия раньше называлась землёй Куша, сына Хама (о чём в Библии - Быт.10:6). Сыны Хама - гибридная линия крови, не протестовали против богов, потому боги чувствовали себя там особенно комфортно. Как знать, может решение затопить именно ту местность было принято не без их помощи. Могилы Исиды и Осириса, как считалось многими, находились на острове Biga в Южном Египте (Диодор. Историческая библиотека кн.1, 20), который тоже был затоплен в результате строительства Асуанской плотины.(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8B ; http://lexicorient.com/e.o/philae.htm ).
Ведь, как говорят: "все концы - в воду", и пусть все думают, что боги улетели в небеса, когда их бренные тела благополучно покоились в сухой земле Нубии.
Вернёмся к фараонам. Анеджиб-Мандулис правил недолго по причине, указанной в греческих мифах. Как сын Зевса (Мелькарта) и Ио (Исиды) Эпаф, который стал царём Египта, он был убит на охоте 1.
1Геродот. История II 153; Гигин. Мифы 150
Семерхет
После Анеджиба правил Семерхет (Анхур). О нём мы уже упомянули немного выше. Манефон писал, что правление Семерхета было ознаменовано различными волнениями, и что это было вызвано скорее всего тем, что Семерхет-Анхур был узурпатором и незаконно присвоил себе власть. Анхур получил правление над северным Египтом во время правления фараона двух земель Анеджиба-Мандулиса. Это вполне могло вызвать чьё-то недовольство.
Нет никаких сведений, что Семерхет имел двойную корону. Но на этой печати Семерхета (ниже) в верхнем правом углу изображён такой же символ северного нома, как на палетке и булаве фараона севера Нармера, а также на изображении Дена (выше), где он покоряет северного неприятеля.
Это может быть доказательством того, что Семерхет- Анхур был фараоном Северного Египта.
Продолжительность его правления по Манефону - 18 лет. На Палермском камне обозначено всего 9 лет. Возможно, что на 10-м году правления Мандулиса Анхур установил своё правление на севере, т.е. 9 лет правил один Мандулис-Анеджиб (с 2072 г. до н.э.), и 9 лет они правили вместе: Анхур - на севере, Мандулис - на юге (с 2062 по 2053 гг.до н.э.). Потом вместо Мандулиса стал править сын Гора, а Анхур правил ещё 9 лет (до 2044 г.до н..э.).
Кроме числа лет правления Семеркхета-Анхура, на одном из фрагментов Палермского камня говорится, что матерью его была особа по имени Бетрест (Betrest или Batirytes) 1. Любопытно, что многие считают, что имя, выгравированное на недавно найденной в Абидосе стеле, принадлежит именно ей. Имя состоит из иероглифа овцы, который читается как "Ба", и знаков "с" и "т". Египтологи считают, что это имя принадлежит королеве Бетрест, потому что рядом сохранился знак Гора, который был частью титула королевы 2. А почему бы не читать имя так, как оно написано, т.е. "Баст"? Баст, как известно, была богиней-кошкой, которая являлась одной из ипостасей Инанны. А Анхур (Семеркхет- Мелькарт) был сыном Астарты-Инанны.
1J.H. Breasted, Records of Ancient Egypt, VOL 1.
2 G.T.Martin: An Early Dynastic Stela from Abydos: private or royal?, In: S. Quirke: Discovering Egypt from the Neva, The Egyptological Legacy of Oleg D Berlev, Berlin 2003, 79-84; http://en.wikipedia.org/wiki/Betrest
Каа
Последний фараон первой династии -Каа. Это - бог Сокар, который был приёмным сыном Мелькарта.
На этой стеле изображён фараон в короне Южного Египта и Гор. Вверху - серекх фараона Каа. Очевидно, что здесь изображён сам Каа-Сокар и Анеджиб-Мандулис в облике Гора.
Гробница Каа в Абидосе имеет 26 захоронений вокруг. Он- последний фараон, кто использовал этот обычай жертвоприношений людей. В гробнице был найден список царей до его правления, очевидно сделанный после его смерти. В нём числились: Нармер (Тот), Хор-Аха (Осирис), Джер (Сопду), Джет (Сет), Ден (Гор), Анеджиб (Мандулис), Семерхет (Анхур) и Каа (Сокар). Царица Мернейт (Исида) по какой-то причине не была включена в список.
Египтологи предполагают, что Каа стёр серекх Семеркхета-Анхура с различных артефактов, оставив серекх Анеджиба-Мандулиса. Очевидно, что Сокар не мог простить Анхуру разделение Египта.
Согласно Манефону, Каа- Сокар правил 26 лет (с 2053 по 2027 гг до н.э). Поскольку правление Семеркхета (Анхура) на севере закончилось (в 2044 г до н.э) на 17 лет ранее окончания правления Каа (Сокара) на юге, это значит, что следующий фараон должен был править как минимум 17 лет на севере после смерти Семерхета-Анхура, и мог получить корону юга только после смерти фараона юга Каа-Сокара.
Подведём итоги по первой династии Египта: от начала правления Менеса-Нимрода до окончания правления Каа-Сокара.
60 лет Менеса-Осириса + 12 лет отсутствия Исиды в Египте+ 27 лет Джера-Сопду + 31 Джета-Сета + 22 Мернейт-Исиды + 20 Джера-Гора + 10 Анеджиба-Мандулиса + 9 Анеджиба-Мандулиса и Семеркхета-Анхура + 26 Каа-Сокара = 217 лет Первой династии (до 2027 г.до н.э).
Вторая династия
Установить в точности, какими богами были фараоны следующих династий, уже не представляется возможным. Однако мы продолжим изучение их деяний до 3-ей династии с целью восстановления хронологии. Это нам нужно, чтобы воочию убедиться, что событие, произошедшее во время третьей династии, произошло именно в то время, какое было указано в Библии, и именно так, как оно было описано в Библии.
Хотепсехемуи
Первым фараоном второй династии был Хотепсехемуи (Туту). Манефон назвал его Боэтосом и определил продолжительность его правления в 38 лет. Считается, что три первых фараона второй династии правили из Мемфиса (на севере Египта). Однако найденная печать с серекхом Хотепсехемуи в гробнице Каа (на юге) даёт право египтологам предположить, что Хотепсехемуи был родственником Каа и занял его трон мирным путём. Всё верно, Каа (Сокар) и Хотепсехемуи (Туту) были братьями.
Сначала Хотепсехемуи 17 лет правил только на севере, и Каа (Сокар) правил в то время на юге (до 2027 г до н.э.). После смерти Каа Хотепсехемуи правил на юге и севере страны в течение 21 года (до 2006 г.до н.э).
Гор в двух коронах на серекхе Хотепсехемуи
Источник: http://xoomer.virgilio.it/francescoraf/
Известно, что Хотепсехемуи построил храм богу Гор-Ахти недалеко от г.Буто. Бог Гор-Ахти, или Хоракти, это - Ра-Хоракти. Заняв трон после Мелькарта, который после Троянской войны стал Ра-Хоракти, Туту стал солнечным богом и построил храм себе самому. К тому времени МЕ Атума (Уту) и Хепри (сына Уту) также оказались уже у Туту, поэтому во сне Тутмосу он явился как Хореммакхет-Хепри-Ра-Атум.
Гробница Хотепсехемуи находится в Саккаре, в нескольких километрах от Гизы, где был построен великий сфинкс, который, был его символическим образом.
Ранеб
Следующий фараон - Ранеб, или Небра (у Манефона он назван Каихосом, который правил 39 лет), приходился родственником Хотепсехемуи. Серекхи их обоих очень часто были записаны вместе и рядом с фигурой богини Бубастиса -Баст (кем уже была Исида). Ранеб был богом Аписом-Сераписом, сыном Мандулиса и Исиды. Он воспитывался вместе с Хотепсехемуи-Туту.
На печати: оба фараона имеют короны 2-х земель, рядом с ними - богиня Баст.
Любопытно, что оба: Хотепсехемуи и Ранеб, (никто до них или после) на печатях показаны летающими-
Илл.: слева- Хотепсекхауи, справа - Ранеб.
Такие египтологи как Battiscombe Gunn and Iorwerth Eiddon Stephen Edwards считают, что фараон Нубнефер (Nubnefer) и Ранеб - одно лицо.
Манефон говорит, что Ранеб установил культ священного быка Аписа. В царском списке из Абидоса, относящемся к Новому царству, он отождествляется с фараоном по имени Какау, картуш которого может быть переведён как "бык Аписа".
Плутарх поясняет, что Апис был сыном быка Мневиса 1-Эпафа. Эпафом, рождённым от Ио (Исиды) и Зевса (Мелькарта - Гора старшего), был Мандулис. И Ранеб-Апис был его сыном.
Многие учёные однако основание культа Аписа приписывают фараону Дену (Гору). И это вполне оправданно, ведь Гор был первым сыном коровы Ио (Исиды). Можно предположить, что культы Аписа и Мневиса начались одновременно в правление Гора. Аписом стал Гор, а Мневисом - Мандулис. Гор умер слишком рано, и поклонение ему как Апису заглохло. Тогда Аписом стал сын Мандулиса и Исиды - Ранеб.
1 Плутарх.Об Исиде и Осирисе 33
Ранеб правил 39 лет Северным и Южным Египтом (до 1967 г.до н.э.). Помимо многочисленных находок с его серекхом в северном Египте, гранитная стела с его именем также была найдена на юге Египта, в Абидосе (http://www.ancientegyptonline.co.uk/Raneb.html). Так же на юге, на востоке от Гермонтиса, его серекх был найден выгравированным на камне (http://aregy.blogspot.com/2009/10/early-dynastic-period.html ).
С окончанием правления Ранеба завершился и золотой век богов Египта. В его руках сосредоточились МЕ многих богов. Как Серапис он стал главным богом Египта, его влияние простиралось даже на близлежащие страны. Согласно Библейской хронологии, в правление Ранеба (в 1972 г.до н.э, или на 34-ом году его правления) в Северный Египет вошёл Авраам с Сарой. Фараон возжелал Сару, и за это Бог наказал его. Никакой исторической информации, о том, что произошло в то время, до нас не дошло.
Нинечер
Ранеба сменил фараон Нинечер (у Манефона он -Бинофрис), который правил 47 лет. Нинечер возможно был близким родственником Ранеба, или даже его сыном. Гранитная статуэтка жреца по имени Хетепдиеф на правом плече имеет надписи имён Хотепсехемуи, Ранеба и Нинечера. Вероятно, жрец обслуживал усыпальницы троих фараонов. Это даёт повод считать, что передача власти между ними произошла мирным путём.
Имя Нинечера было найдено на надписях в различных мастабах в Саккаре, Гизе (Северный Египет) и Абидосе (Южный Египет).
Правление Нинечера ознаменовалось экономической или политической нестабильностью
(http://www.ancientegyptonline.co.uk/Nynetjer.html). Некоторые египтологи убеждены, что из-за неспокойствия в стране Нинечер вынужден был разделить Египет между двумя его наследниками в надежде, что в двух отдельных царствах легче будет навести порядок 1 .
1 Nicolas Grimal: A History of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, Weinheim 1994, page 55.
Francesco Tiradritti & Anna Maria Donadoni Roveri: Kemet: Alle Sorgenti Del Tempo. Electa, Milano 1998, page 80-85.
Сенед
После Нинечера ( с 1920 г.до н.э.) на юге правил фараон, которого Манефон назвал Сетенесом. Он правил там 41 год (до 1879). Сетенес, скорее всего, был Сенедом.
Надпись имени Сенеда была обнаружена на бронзовой статуетке более позднего периода, представляющей коленопреклонённого фараона в белой короне Южного Египта (Dietrich Wildung: Die Rolle дgyptischer Kцnige im Bewusstsein ihrer Nachwelt. Part I (MЭnchener дgytologische Studien 17). Deutscher Kunstverlag, MЭnchen/Berlin 1969, page 45).
Остальные фараоны второй династии
(жёлтым отмечено правление фараона на юге и севере одновременно)
В то время, как Сетенес-Сенед правил на юге, на севере 17 лет правил Тлас, кем, вероятно, был фараон северного Египта Венег. Сетенес и Тлас были братьями, сыновьями Нинечера. После Тласа-Венега 17 лет правил Хаирес. Им, возможно, был Неферкаре, который тоже оставил память о себе только в Северном Египте. После Неферкаре правил Неферхерес, кем, согласно Саккарскому царскому списку, был Неферкасокар. Он правил 25 лет на севере, и пережил Сенеда на 18 лет. На юге после смерти Сенеда его сменил Сет-Перибсен. Его Манефон назвал Сесотрисом и определил для него правление в 48 лет.
На серекхе, где было вписано царское имя Сета-Перибсена, вместо обычного символа Гора (сокола) - символичное животное Сета. Возможно, что он был родственником Сета второго (Приама).
18 лет Сет-Перибсен правил на юге, пока на севере правил Неферкасокар (Неферхерес). После ухода от власти Неферкасокара Сет-Перибсен (Сесотрис) сменил своё имя на Секхемиб-Перенмаат и правил ещё 30 лет (до 1831 г.до.н.э.).
Большинство историков считают, что Сет-Перибсен правил только на юге, потому надпись в его гробнице в Абидосе ставит многих в тупик. Там сказано: "золотой (Сет) объединил два королевства для своего сына, царя Нижнего и Верхнего Египта, Перибсена" 1.
Гробница Секхемиб-Перенмаата не была найдена. Надписи с именем Секхемиб-Перенмаата были найдены как в Абидосе (на юге), так и в Саккаре (на севере). Потому многие сходятся во мнении, что имена: Сет-Перибсен и Секхемиб-Перенмаат, принадлежали одной персоне.
Последние исследования показывают, что именно Секхемиб был прямым предшественником последнего фараона второй династии - Хасехемуи http://en.wikipedia.org/wiki/Sekhemib-Perenmaat .
1 Francesco Tiradritti & Anna Maria Donadoni Roveri: Kemet: Alle Sorgenti Del Tempo. Electa, Milano 1998, ISBN 8843560425, page 84-85. Peter Kaplony: Die Rollsiegel des Alten Reichs II: Katalog der Rollsiegel, Part II. Fondation Иgyptologique Reine Elisabeth, BrЭssel 1981, page 13; tav. 1).
Хасехемуи
Хасехемуи был фараоном двух земель (севера и юга). Манефон назвал его Хенерисом и отвёл на его правление 30 лет (до 1801 г.до н.э.). Согласно надписям на Палермском камне (http://www.touregypt.net/featurestories/earlydyn1.htm), Хасехемуи был сыном Нинечера, родившимся на 15-ом году его правления (т.е. в 1952 г.до н.э.).
На илл. - на статуетке, найденной около Нехена, Хасехемуи в преклонном возрасте.
Это значит, что Хасехемуи умер в возрасте 151 года, что вполне сходится с данными Библии. Приблизительно в тот же год, когда родился Хасехемуи, у Авраама родился Исаак. Исаака Бог благославил долголетием, и он прожил 180 лет (Быт.35:28). Измаил, рождённый около 15 лет ранее Исаака и Хасехемуи, жил до 137 лет. Поэтому время правлений фараонов от Нинечера до Хасехемуи не может быть намного дольше того, к которому мы пришли.
Третья династия
Первым фараоном 3-ей династии Манефон назвал Нечерофеса и определил ему 28 лет правления. Поскольку ни одному из возможных правителей начала 3-ей династии, историки не дают столь долгого правления, можно предположить, что он правил под несколькими именами и в последние годы правления Хасехемуи он правил вместе с ним. Нечерофесом считается либо фараон Санахт, либо Небка, либо кто-то, о ком пока ничего неизвестно. Санахту приписывают 19 лет правления. Пока оставим вычисления и обратимся к следующему фараону.
После Нечерофеса начинает править фараон Джосер (по Манефону- Тосорфрос, 29 лет правления), и теперь начинается что-то необычайно интересное.
Официальная встреча Библии и Истории
В правление Джосера произошло событие, описанное не только в древне- египетских документах, но и в Библии.
Сначала коротко о том, что говорит Библия о нём. Книга "Бытие" (гл.36-42) повествует о том, что сыновья Иакова, позавидовав тому, что отец любит младшего Иосифа больше всех, сказали отцу, что Иосифа разодрали волки, а на самом деле они продали Иосифа купцам, отправлявшимся с караваном в Египет. По прибытии в Египет Иосиф был продан в рабство начальнику телохранителей фараона. Поскольку Иосиф отличался необыкновенным умом, трудолюбием и честностью, царедворец через какое-то время отдал в руки Иосифа ведение всем своим хозяйством, и хозяйство его стало процветать. Однако жена царедворца воспылала похотью к статному Иосифу и стала уговаривать его спать с ней. Иосиф всегда отвергал её домогательства, но однажды он зашёл в дом по делам, когда никого из домашних, кроме похотливой хозяйки, не было. Она схватила Иосифа за одежды и потащила его в кровать, но Иосиф изловчился и вырвался, оставив в её руках свою одежду. Она закричала, и объявила собравшимся на её крик, что Иосиф домогался её, но она закричала, и он, испугавшись, забыл о своей одежде в её комнате. Царедворец поверил жене и заключил Иосифа в царскую темницу.
В темнице Иосиф снискал доверие начальника темницы, и тот передал в его руки надзор за всеми узниками. Там Иосиф познакомился с виночерпием и пекарем фараона, которые чем-то прогневили владыку и были наказаны. Однажды обоим заключённым приснились вещие сны, и Иосиф правильно растолковал им значение их снов. Позже самому фараону дважды приснился один и тот же странный сон, и он хотел узнать, что этот сон означает. Тогда виночерпий, который в то время уже был помилован и служил при дворе, сказал фараону, что знает человека, умеющего разгадывать сны. Так Иосиф был представлен фараону. Фараону приснились 7 тучных коров, резвящихся на поле, а потом вышли 7 худых коров и съели тучных. Иосиф объяснил, что сон, действительно, вещий и означает он следующее: ожидается 7 благоприятных лет, после которых будут 7 лет голода, и, если не запастись урожаем для голодных лет, страну постигнет страшное бедствие. Иосиф предложил, что нужно построить закрома и поставить надзирателей, чтобы складировать в них урожай.
Фараону очень понравилась рассудительность и мудрость Иосифа, и он поставил его распорядителем над всей землёю Египта и нарёк его египетским именем. Все правление над страной было передано в руки Иосифа, он стал вторым после самого фараона. Иосиф собрал так много зерна, что даже пересчитать его количество было невозможно. Когда через 7 лет начался голод даже в окружающих землях, Иосиф стал продавать хлеб. Так Иосиф помог людям спастись от голодной смерти и обогатил фараона.
А теперь назад - к истории. Одним из самых известных артефактов фараона Джосера является так называемая стела голода, найденная на острове Сехель близ Асуана (древний город Элефантина). На ней изображён Джосер, просящий богов : Хнума, Сатис и Анукис, остановить 7-летний голод. Кроме того, там также сказано о 7 годах изобилия.
Да. В его правление был не просто голод, но голод, который длился 7 лет. На стеле написано, что надпись на ней является копией документа, написанного фараоном Джосером на 18-ом году его правления. Данная копия была воспроизведена более чем через 1000 лет после описанных в ней событий.
Стела повествует о том, как фараон Джосер был очень обеспокоен семилетним голодом в Египте, вызванным маловодьем Нила. Со своей проблемой он обратился к своему управляющему Имхотепу, сыну Пта, и тот дал совет, как остановить голод. Управляющим фараона Джосера, который остановил голод, был Иосиф. И в этом у вас ещё будет повод убедиться. Однако совет, данный Имхотепом, отличен от совета Иосифа. И дальнейшее исследование надписи на стеле даёт понять, почему.
В надписи указано, что причиной голода был гнев бога Хнума за то, что люди перестали почитать его должным образом. Имхотеп посоветовал фараону идти в Элефантину в храм Хнума и просить бога о милости. В храме Джосеру явился сам бог и пообещал ему благославить страну изобилием и поднимать Нил ежегодно, если люди будут чтить его, как чтили в древние времена. Когда Джосер возобновил подношения Хнуму, восстановил его храм и священнодействие, Хнум разрешил богу Нила Хапи выпустить воды Нила из первого порога и восстановить плодородие земли. В тексте Хнум оказался выше бога Шу, Геба, Нут, Осириса, Гора и Исиды. В послед-ней части текста приведён перечень пошлин и сборов, которые по-зволялось взимать жрецам храма Хнума с торговцев, фермеров, рыбаков, охотников, ремесленников, рудокопов и остальных, с каждого - десятую часть дохода. Тех же, кто нарушал данный указ, следовало подвергнуть избиению.
Стела, без всяких сомнений, была поставлена жрецами храма Хнума. Она давала им власть и богатство. Потому история об обращении Джозера к Хнуму была явно их выдумкой. Подобная надпись существовала и на острове Филы, где говорилось, что Джосер сделал такое же приношение и по тому же поводу, но богине Исиде (http://www.wyattnewsletters.com/joseph/joseph03.htm )
В 1926 году при раскопках ступенчатой пирамиды в Саккаре были найдены фрагменты статуи фараона Джосера. На ее пьедестале вместе с именем фараона Джосера было выгравировано следующее: "Имхотеп - хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз". Советнику Имхотепу приписывается постройка пирамиды Джосера, первой пирамиды в мировой истории. Журнал "National Geographic" в январе 1995 г. писал: "Имхотеп, архитектор, который ...(построил) гробницу фараона Джосера полностью из камня. Известный как скульптор, священник и лекарь, Имхотер считается выдающимся гением Древнего царства.... На гранитном валуне...около Асуана, скульптор, который жил позднее, высек в иероглифах историю о том, как Имхотеп спас его страну от голода. ... Даже в 1200 г.до н.э., через 1400 лет после смерти Имхотепа... египтяне строили культовые храмы в его честь...".http://www.arkdiscovery.com/joseph.htm
Сходство Имхотепа с Иосифом несомненно. Как и история Иосифа, история Имхотепа - уникальна и почти во всём сходна. Он - слуга фараона, добился такой популярности, что его почитали как бога долгое время спустя после его смерти.
Для фараонов было обычной практикой назначать родственников на ответственные посты сразу по восшествии на престол, однако Имхотеп, так же как Иосиф, не был родственником фараона, и стал его советником не в начале правления Джосера, а позднее. На более ранних памятниках Джосера не было никаких упоминаний об Имхотепе, хотя упоминались многие должностые лица, служившие при Джосере.
Фараон Джосер был самым известным фараоном 3-ей династии, укрепившим и увеличившим богатство страны (не смотря на 7-летний голод). Библия говорит, что Иосиф купил для фараона всю землю египетскую, сделав рабами фараона весь Египет (Быт.47:20,21).
Имхотеп был священником Гелиополя. Об Иосифе сказано только, что ещё до голода он женился на дочери жреца Гелиополя (Быт.41:45).
Имхотеп был врачём. Об Иосифе, хотя на прямую не говорится, что он был врачом, однако даётся вполне прозрачный намёк на то, что он мог быть врачём: "И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля". (Бытие 50:2). Если врачи были под руководством Иосифа, это может означать, что Иосиф был главным врачём.
Библия говорит (Пс.104:17,22), что Иосиф "наставлял вельмож по душе своей и старейшин учил мудрости". Об Имхотепе известно, что, благодаря его мудрости, его называли сыном бога Пта.
До нас дошёл сборник мудрых изречений "Инструкции Пта-Хотепа" - манускрипт, датируемый пятой династией. Мог сын Пта - Им-Хотеп получить имя Пта-Хотеп? Кое-что в этом сборнике подтверждает наши догадки.
Манускрипт заканчивается прощальными наставлениями автора, Пта-Хотепа, где он пишет, что он прожил 110 лет, потому что честно служил царю. (http://www.kenseamedia.com/encyclopedia/ppp/ptah_hotep_48.htm). Библия говорит, что Иосиф умер в возрасте 110 лет (Быт.50:26).
Египтологи считают ступенчатую пирамиду в Саккаре, построенную Имхотепом, гробницей Джосера.
(Википедия, фото Hajor)
Однако не могут ответить, почему вдруг Джосер оставил практику постройки небольших храмов-мастаб из глины и дерева и возвёл огромную пирамиду, да ещё из блоков известняка, который нужно было привозить из других мест. Библия говорит, что Иосиф строил не гробницы, а кладовые для зерна. И известняк хорошо подходил для того, чтобы уберечь зерно от грызунов.
Историки признают, что во время Джосера произошло перемещение власти на север, т.е. фараон правил с севера страны. В Бытии рассказывается, что сыновья Иакова пришли в Египет за зерном с земли Ханаанской, т.е. на север Египта, и Иосиф был там. Оттуда он "продавал хлеб всему народу земли" (42:6). Почему оттуда? Потому что там, в Саккаре, было построено самое большое зернохранилище - ступенчатая пирамида Джосера.
Гробницы обычно строились под землёй, в тайных местах. Цари хоронились с различными дорогими предметами, которые могли быть приманкой для воров. Потому конструкция высокой пирамиды для погребения фараона была совершенно необоснованной. Хотя позже пирамида стала считаться погребальным комплексом Джосера (мумии Джосера найдено не было), строилась она с другой целью, а именно: для хранения зерна. И вся архитектура комплекса подтверждает это.
Взято отсюда: http://www.arkdiscovery.com/joseph.htm . Там же - больше фотографий
В комплексе есть 11 отделений-ёмкостей, и одно из них имеет очень сложную лестницу, доходящую до самого основания. Все отделения связаны подземным туннелем друг с другом и с единым Центральным отделением, откуда и брали зерно. Когда отделения были заполнены зерном, сверху они были запечатаны куполом, изготовленным из дерева и камня. На полу этих отделений было найдено зерно. Египтологи объяснили это тем, что зерно было частью приношения для мёрвого фараона и его семьи, чтобы они могли есть его в загробной жизни. Кроме того, что никаких тел в пирамиде не было найдено, обратите внимание на размер представленных на фото ёмкостей.... Похоже, семейство фараона было ЧРЕЗВЫЧАЙНО прожорливым.
Гробница Имхотепа не была найдена. Потому что, согласно Библии, гроб Иосифа был вынесен из Египта во время великого Исхода (Исх.13:19).
В довершении ко всему, в сентябре 2009 г. сетевой журнал WorldNetDaily опубликовал сообщение, что в музее Египта среди куч неразобранных артефактов были найдены монеты, датируемые третьей династией. На монетах выгравировано имя "Иосиф" и рядом его другое имя, как начальника царской казны - "Саба Сабани". (http://www.wnd.com/?pageId=111091 такжеhttp://www.israelnationalnews.com/news/news.aspx/133601 ).
И факт о 7-летнем голоде и характер Имхотепа настолько сходны с инфомацией, переданной в Библии, что сомневаться в том, что речь идёт об одном и том же событии и человеке, просто не приходится. А теперь посмотрим, насколько всё совпадает по времени.
Слияние времён
Согласно Библейской хронологии, 7-летний голод в Египте завершился в 1755 г.до.н.э. В асуанской надписи утверждается, что 7-летний голод завершился через 18 лет правления Джосера (здесь- как об этом говорится в мифе - гл.7 http://www.aldokkan.com/ebooks/egypt12.txt).Тогда, исходя из хронологии Библии, начало правления Джосера приходится на 1773 г. до.н.э.. Возможна ли дата 1773 год как начало правления Джосера, согласно нашим подсчётам?
Как было показано выше, фараон Хасехемуи правил до 1801 г.до н.э.. Нечерофес (Санахт, Небка), согласно Манефону, правил 28 лет, т.е. до .1773 г., когда власть перешла к Джосеру.
Как видите, вычисление дат со времени Потопа проходит довольно гладко, если руководствоваться только работой Манефона (единственным полным трудом), данными мифов, Библией и трудами античных историков. Египтологи, пользуясь сомнительным методом радиоактивного углерода, разнородными сомнительными источниками и своим воображением, пришли к выводу, что дата начала правления Джосера колеблется от 2691 до 2611 до н.э. (данные взяты из Википедии), что почти на 1000 лет ранее даты, базирующейся на библейской хронологии.
Подведём итоги по Египту
2346-45 - Потоп продолжался год;
2244 - Прервано строительство Вавилонской башни (Нимроду около 60 лет); разделение народов по языкам при рождении Фалека (Быт.10:25,11:16), начало разделения земли на континенты; 2244 - Нимрод вошёл в Египет и стал богом Анджети и царём Менесом; 2236 - Нимрод вышел из Египта и стал покорителем земель - Нином;
2234 - родилась Семирамида (4-ое поколение, жившее по 250 лет).
2214 - Нимрод женился на Семирамиде-Исиде. Родился Ниний (Ахилл). 2212 - Нимрод стал Осирисом - Хор-Аха. 2184 - Нимрод- Нин- Осирис- Хор-Аха погиб от руки Сета 2-го в возрасте приблизительно 124 лет.
2172 - Исида возвращается в Египет (ей - 62), и править начинает Ниний-Сопду-Джер-Ахилл (ему - 41). 2145 - рождается Гор-Неоптолем. (7-ое поколение после Потопа, которое жило до 170 лет). Сопду в это время 68 лет, Исиде - 89. Начало правления Сета - Джета-Адада 2-го;
Где-то ок. 2140 г. у Исиды рождается Мандулис. 2114 - Гору - 31 год, и он добился от богов признания царствования Сета-Джета незаконным, однако и Гору корона ещё не дана. Он правит вместе с матерью - Исидой-Мернейт; Рождаются Каа, Хотепсехемуи, Ранеб (Каа, Хотепсехемуи -сыновья Гора-Неоптолема и Нефтиды,т.е. внуки Исиды; Ранеб-Апис - сын Исиды-Ио и Мандулиса-Мневиса). 2092 - Гор-Ден получает корону и правит единовластно; 2072 - Гор-Ден убит, ему было 73 года; Начало правления Мандулиса-Анеджиба-Эпафа-быка Мневиса. Мандулису ок.71 года, он убивает Сета (Приама).
2062 - Мандулис-Анеджиб правит только на юге, на севере начинает править Анхур-Семерхет-Мелькарт и Исида. Мандулису - около 90. Исиде уже 172 года. Она могла дожить до 230-250, потому в 172 Исида ещё не была старой.
2053 - на юге начинает править Каа-Сокар. Он правил 26 лет. 2044 - на севере после смерти Семерхета-Мелькарта начинает править Хотепсехемуи (Туту) 1.
2027 - конец правления Каа и 1 династии. Хотепсехемуи становится фараоном двух земель.
2006 - Начало правления сына Мандулиса Ранеба-быка Аписа. 1972 - Авраам (ему было 76 лет) вошёл в Египет по причине неурожая и голода в Палестине (Быт.12:10).
1967 - Конец правления Ранеба.
Начало правления Нинечера.
1952 - Родился будущий фараон Хасехемуи.
1920 - Конец правления Нинечера.
На юге начинает править Сетенес-Сенед.
На севере начинает править Тлас-Венег. 1903 - На севере вместо Венега начинает править Хаирес-Неферкаре.
1886 - На севере вместо Неферкаре начинает править Неферхерес- Неферкасокар. 1879 - На юге вместо Сенеда начинает править Сесотрис- Сет-Перибсен. 1861 - Сет-Перибсен начинает править также на севере вместо Неферкасокара и меняет имя на Сенхемиб-Перенмаат. 1831 - Начало правления Хасехемуи.
1801 - Начало правления Санахта. 1773 - Конец правления Санахта. Начало правления Джосера.
1769-1762 - Семь лет изобилия в Египте;
1762-1755 - Семилетний голод в Египте;
1760 - На второй год голода Иаков со всей семьёй вошёл в Египет и поселился в земле Гесем (Быт.45:10), в дельте Нила;
1755 - 18-ый год правления Джосера, когда 7-летний голод кончился.
1744 - конец правления Джосера. 1689 - Иосиф-Имхотеп умер в возрасте 110 лет, пережив нескольких фараонов; Далее историю мы рассматривали. А библейские даты следующие:
1628 -рождение Моисея, евреи в рабстве; 1548 - исход из Египта. Моисею 80 лет;
1508 - вход в Палестину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий