пятница, 20 июля 2012 г.

"ЗЕМЛЯ ЭДЕМА" - Рубен Атоян

                    


«Если мы правильно понимаем Священное Писание, Рай находится именно в Армении. И она заплатила так же дорого, как и потомки Адама, за счастье первого человека, созданного из ее земли... В Армении настал конец Потопа и спустился голубь. Но почти с самого исчезновения Рая начинаются несчастья этой страны». Байрон Представления о Рае По поводу библейского Рая издавна велись бескомпромиссные споры. Вот что писал о различных трактовках Рая знаменитый российский ученый, специалист по поздней античности и раннему христианству Сергей Аверинцев: «Что касается мифологизирующей, наглядно опредмечивающей разработки образов Рая в христианской литературной, иконографической и фольклорной традиции, то она идет по трем линиям: Рай как сад; Рай как город; Рай как небеса. Для каждой линии исходной точкой служат библейские или околобиблейские тексты: для первой — ветхозаветное описание Эдема (Быт. 2,8 – 3,24); для второй — новозаветное описание Небесного Иерусалима (Апок. 21,2 – 22,5); для третьей — апокрифические описания надстроенных один над другим и населенных ангелами небесных ярусов (начиная с «Книг Еноха Праведного»). Каждая линия имеет свое отношение к человеческой истории: Эдем — невинное начало пути человечества; Небесный Иерусалим — эсхатологический конец этого пути…» В нашей статье мы коснемся только представлений о земном Рае в Эдеме. Эти представления в свою очередь различны. Часть мыслителей и богословов трактовали понятие такого Рая чисто аллегорически, считая Эдем не определенной территорией, а состоянием духовного благолепия, райские реки — метафорами главных человеческих добродетелей. Вот, например, как выглядит описание Рая у Филона Александрийского: «Бог насадил сад в Эдеме; это значит, что он вселил в человеческий род земные свойства. Древо жизни есть та специ­фическая добродетель, которую люди называют добром. Реки, которые вытекают из Эдема, суть также общие добродетели; Фисон значит благоразумие (…), название Гихон означает грудь и символизирует храбрость и выражает Эфиопию или унижение. Тигр есть сдержанность; название связано с тигром, ибо он решительно противостоит желаниям. Евфрат означает плодородие и символизирует правосудие». Другие считали Рай особым местом, которое Господь после грехопадения Адама и Евы навсегда закрыл для их потомков, по крайней мере, на период земной жизни человека. «Чтобы оставаться недоступным для людей, Рай должен был быть обнесен каким-то непреодолимым барьером. Некоторые предполагали, что это препятствие имеет форму гигантской стены, другие представляли его себе в виде огненного кольца, третьи — как пояс из гор и пустынь» (Дж. К. Райт. «Географические представления в эпоху Крестовых походов», 1925). Немало было и тех, кто верил и в существование Рая на земле, и в доступность того места, где он некогда находился. В попытках локализации Рая они опирались на следующие строки книги Бытия. «...2,8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. 2,9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 2,10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 2,11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. 2,12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 2,13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. 2,14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат...» Приведем соответствующий отрывок в армянском переводе: 2,8 ?? ?????? ??????? ??????? ????? ??? ???????, ?? ?? ?????? ??? ?????; 2,9 ?? ??????? ??? ??? ??????? ?????? ???????? ??? ??????? ? ??????? ?? ????? ? ???????? ?? ????? ????? ? ??? ??????? ?? ????? ??????? ?????????? ?????? ?? ????; 2,10 ?? ??? ?????? ??????? ???????? ???????. ?? ???? ?????? ? ???? ?????; 2,11 ????? ?????? ??????. ?? ? ?? ???? ???????? ?????? ???????? ??? ??? ????? ?. 2,12 ?? ???? ?????? ??????? ?????. ?? ??? ? ??????? ?? ??? ??????? 2,13 ?? ????? ?????? ???????? ?????? ?? ???? ???????? ?????? ??????????: 2,14 ?? ???? ?????? ?????? ?? ? ?? ????? ???????? ??????????: ?? ???? ?????? ???????: Впервые древний армянский перевод Ветхого Завета, считавшийся во все времена одним из лучших переводов, был издан в 1666-1668 годах в Амстердаме усилиями Воскана Ереванци и Матевоса Цареци. В 1805 году в Венеции вышло первое научно подготовленное под руководством вардапета-мхитариста Ованнеса Зограбяна издание Ветхого Завета на основе одной из киликийских рукописных Библий 1319 года, сверенное с девятью другими армянскими манускриптами.Понятия «рай», «райский сад» существовали во многих древних культурах за тысячи лет до нашей эры. Сад Эдемский, на иврите «Ган Эден», греками назывался «??????????» (сад). В греческий и армянский (partez) языки это слово попало из древнеиранского «paridaeza» (отовсюду огороженное место); из греческого оно перешло в латинский (paradisus), из латинского — во все западноевропейские языки. В армянском переводе Библии используется выражение «drakhtn edem». Если Рай существовал, то где находился? Различными и противоречивыми были ответы на этот вопрос, уже в раннем средневековье возникло много версий. Кроме традиционного «Востока» – Малая Азия, Армянское нагорье, Индия, Китай – местами возможного его нахождения считались также удаленные и недоступные области: «западные и южные» океаны, тропические острова. Позднее появились «варианты» Рая в Африке и Америке. Некоторые помещали его даже у Северного полюса, другие — на крайнем юге, в «земле огня». Как пример красочных и одновременно путаных представлений о Рае, где смешаны реальные указания Библии, обрывки легенд и фантазия автора, можно привести описание сэра Джона де Мандевиля, который в 1322 году отправился в путешествие на Восток, затянувшееся более чем на тридцать лет: «О Рае я не могу говорить с точностью — я там не был. Он очень далеко, и я не решился отправиться туда, я не был достоин этого. Но охотно расскажу вам, что я слыхал от мудрых там. Земной Рай, как они говорят, есть высочайшая точка Земли, такая высокая, что почти касается Луны, совершающей свои круги по небу. И она так высока, что ее не достигли воды потопа времен Ноя, покрывшие весь мир вверху и внизу, за исключением Рая. Этот Рай обнесен стеной, и людям неизвестно, из чего она сделана, так как эта стена вся покрыта мхом. И даже кажется, что она сделана не из натурального камня. Эта стена тянется с юга на север, и в ней есть лишь один проход, скрываемый пылающим пламенем, так что ни один смертный не может туда проникнуть. А в самой высокой точке этого Рая, в самой его середине, есть колодец, извергающий четыре реки, текущие по разным землям. Первая из них называется Фисон, или Ганг, и она течет по Индии, или Емлаку, где много драгоценных камней, много железного дерева, алоэ и много золотого песка. А другая река называется Нил, или Гихон, и течет она по Эфиопии, а затем по Египту. Еще одна называется Тигр и течет по Ассирии и Великой Армении. И другая еще называется Евфрат и течет по Мидии, Армении и Персии. Люди сказали, что самая пресная в мире вода в верхних и нижних землях порождается райским колодцем, и даже все воды появляются из этого колодца». В спорах о местонахождении Рая важный вопрос заключался в определении райских рек, имели ли они один общий исток или же из Эдема вытекали четыре отдельные реки. Не меньше разногласий возникало по поводу фактических размеров, топографии, флоры и фауны Рая. Фантазия живописцев в основном изображала Рай в виде цветущего пышного тропического леса, где с Адамом и Евой мирно соседствуют дикие животные и птицы. Следуя описанию Библии, исследователи пытались идентифицировать райские реки. Из указанных четырех рек на карте сохранилось только одно название — Евфрат. Другая райская река — Тигр, древнееврейское название которого Хиддекель, так же как и Евфрат, берет начало на Армянском нагорье (кстати, в знаменитом Зограбовском издании Ветхого Завета Хиддекель так и назван — Тигром). Главным предметом спора стали две другие реки — Фисон и Гихон. По мнению некоторых ученых, и не только средневековых, Гихон это Нил, который «обтекает землю Куш». Кушитами считались темнокожие жители Эфиопии, что «поддерживало» эту версию (в уже упомянутом венецианском издании Армянской Библии 1805 года, которое стало основой для множества последующих изданий, выражение «земля Куш» переведено как «страна Эфиопия»). Реку Фисон отождествляли с Индом или Гангом, и даже с Дунаем. Но в этом случае географам было трудно представить, каким образом все эти реки, истоки которых, как известно, расположены далеко друг от друга, за исключением истоков Евфрата и Тигра, могли на самом деле питаться из одного источника. Географическая картина Рая становилась неопределенной, представление о нем снова переходило в область аллегории. Есть и более логичный подход к истолкованию названий двух неизвестных райских рек. Если искать конкретное местонахождение Рая, для точной «географической засечки» волей-неволей придется искать истоки еще двух рек недалеко от истоков Тигра и Евфрата на Армянском нагорье. Локализация Рая европейцами на Армянском нагорьеАлессандро Скафи, исследовавший различные варианты географического представления Рая, отдельную главу своей объемной книги «Картографирование Рая» (Alessandro Scafi «Mapping Paradise», 2006) назвал «Возвращение к источникам: Рай в Армении». Сама книга представляет собой современный научный анализ трудов средневековых теологов и космографов, посвященных географическим представлениям о Рае. В начале главы, посвященной Армении, автор отмечает: «Как только внимание ученых сместилось к северу(прежде Рай чаще размещали в междуречье Евфрата и Тигра, южнее Армянского нагорья. — Р.А.), наиболее проблематичные Гихон и Фисон достаточно уверенно могли быть идентифицированы среди местных рек. Некоторые из тех, кто указывал на Армению, хотели избежать отхода от идеи Кальвина о сохранении изначальной сети рек и предпочитали придерживаться представлений о единственной реке. Другие предпочли бы вернуться к менее сложной традиционной идее четырех рек, проистекающих из одного источника, но, так как не было найдено свидетельств существования подобного источника, им пришлось согласиться с предположением Лютера о том, что он был смыт Потопом». Уже в XVI столетии были сделаны предположения о возможном расположении Рая в Армении. В 1544 году Фаусто да Лонгиано при переводе «Космографии» Энея Сильвия Пикколомини отмечал, что «армянские реки Аракс и Кура могут быть идентифицированы с Фисоном и Гихоном». В XVII веке исследователи намного увереннее связывали Эдем с Арменией. Небольшой трактат вопросу местонахождения Рая в верховьях рек Тигр и Евфрат посвятил викарий из Йоркшира Мармадьюк Карвер. Описывая богатства этой местности, «драгоценные камни и золотые прииски, множество разных видов деревьев, приносящих редкие и вкусные плоды, целебные травы, цветущие на плодородной земле», Карвер замечает, что следы Эдема сохранились в названиях региона, которые можно найти у античных авторов — Плиния, Страбона и Птолемея. Клавдий Птолемей употребляет составное слово «Баграндавене», в котором Карвер обращает внимание на элемент «Адена», т.е. Эдем. Более того, Плиний называет верховье Тигра «Nymphaeum». В этом термине Карвер видит латинский эквивалент библейского слова «Рай». Карвер, который не был ни географом, ни картографом, тем не менее, составил карту-схему под названием «Typos sive tabula chorographica paradisi terrestris, Hedenis regionis, fluviorum, ac locorum circumiacentium» («Образец или топографическая карта земного рая, региона Эдема, рек и окружающей местности»), основанную на карте Армении Клавдия Птолемея («Третья карта Азии», посвященная Великой Армении, была восстановлена в 1482 году Леонардом Гольмом по описанию Птолемея. — Р.А.) Хотя в описаниях Страбона и Птолемея Евфрат и Тигр имеют разные истоки, Карвер внес некоторые изменения и отдал предпочтение другим античным авторам, таким как Саллюстий, Лукан, Боэций и Исидор, которые предполагали общий исток у обеих рек. Карта Карвера иллюстрирует его выводы. Единственная райская река берет свое начало в Великой Армении, питает своими водами Эдемский сад, а затем разветвляется на четыре русла. Несмотря на Потоп, реки сохранили свое изначальное течение и библейские названия. Алессандро Скафи так описывает схематическую карту Карвера: «…Как показывает карта Карвера, реки Евфрат и Тигр текут одним водным потоком перед раздвоением русла на запад и восток. Протекая по территории Месопотамии, Сирии и Вавилонии, Евфрат затем опять сливается с Тигром. Ответвляясь от Евфрата на восток, Тигр пробивается через Гордианские горы. Вступая в Ассирию, Тигр делится, образуя новый приток — Гихон. В своем тексте Карвер рассказывает читателям о том, что река Гихон протекает через территорию, соответствующую библейскому Кушу. Около города Апамея происходит второе деление Тигра с образованием притока Хиддекель, который течет через восточную Ассирию. После деления Тигр, уже под названием Фисон, соединяется с Евфратом и несет свои воды дальше, в направлении земли Хавила, которая обозначена на карте западнее Сузианы. Такое размещение рек позволило Карверу с обоснованной точностью указать местонахождение Эдемского сада: «Что касается Пределов Эдема, на мой взгляд, ни одному человеку в наши дни не под силу точно определить размеры этой области по описанию пророка Моисея. Тем не менее, сообщив, что исток Реки находился в Эдеме, он убедил нас, что эта область соответствовала стране, расположенной между горой Масиус и Антитавром, которую светские географы именуют Софеной, или, по крайней мере, составляла ее часть». По заключению Карвера, сад Эдема находится между истоком и первым ответвлением единой райской реки.Спустя шестьдесят лет после Карвера поиски Райского сада продолжил французский аббат Августин Кальме (1672-1757), чьи аргументы в защиту местонахождения Рая в Армении отличаются от доводов Карвера. «Вместо существующей единой реки Кальме предпочел старое и относительно простое понятие о четырех существовавших реках, которые первоначально исходили из одного источника, впоследствии уничтоженного Всемирным потопом и другими стихийными бедствиями. (…) Поскольку Тигр и Евфрат начинаются в Армении, нет смысла искать Рай в Месопотамии, и в древних источниках нет фактов, подтверждающих, что земля Хавила находилась около Персидского залива». Карта земного Рая Августина Кальме («Carte du paradis terrestre», из его труда «Commentaire litteral sur livres de L’Antien et du Nouvean Teastament», Париж, 1724-1726), указывающая на земли, населенные потомками Ноя, была напечатана в качестве дополнения к карте Старого Света. «Кальме перенес Эдем из Месопотамии в Армению, отказавшись от идей Кальвина о том, что направление течения рек после Всемирного потопа осталось прежним. С его точки зрения, Потоп и другие природные катаклизмы нанесли единственному источнику Рая на земле непоправимый ущерб, но четыре реки в Армении все же остались нетронутыми и протекали неподалеку друг от друга. Карта показывает, что четыре первоначальные реки текли в направлении четырех сторон света от места, где находится утраченный источник: Фисон тек на север, Тигр — на юг, Гихон — на восток, Евфрат — на запад», – поясняет содержание карты Алессандро Скафи. Всемирный потоп лишил Рай первозданной красоты, но, тем не менее, его местоположение осталось прежним. Во времена Кальме уже было известно, что истоки Тигра и Евфрата находятся не так далеко друг от друга. Истоки двух других рек Рая Кальме также размещал в Армении: реке Фисон соответствовала река Фасис, которая впадала в Черное море, а реке Гихон — река Аракс, впадавшая в Каспийское море. В подтверждение своей версии о соответствии Фасиса библейскому Фисону Кальме ссылается на извилистость русла в обоих случаях. Библейская река Фисон описывалась как «огибающая землю Хавила», а река Фасис так сильно извивалась, что еще в древности людям пришлось построить через нее большое количество мостов. На своей схематической «Карте Рая на земле» (Carte du paradis terrestre, 1724) Кальме показывает как речные изгибы, так и мосты. Устье Фисона, богатого золотом, находится в Колхиде, о которой упоминает Кальме. Колхиду древние описывали как «богатую золотом» страну, где древнегреческий герой Ясон искал Золотое руно. «Кальме также указал на древнееврейское толкование названия «Гихон», которое, по его мнению, свидетельствовало о стремительном характере реки и идеально подходило бурному Араксу», – добавляет Алессандро Скафи. Из трудов космографа Атанаса Киршери (1601-1680) наиболее интересна книга под названием «Ноев ковчег», изданная в 1675 году в Амстердаме, состоящая из трех частей: «До Потопа», «Потоп» и «После Потопа». Автор дает рисунки и чертежи, среди которых приведен план расположения земного Рая. Приведенное Киршери схематичное изображение не могло быть привлечено для географических исследований. Тем не менее оно наглядно изображает представление о Рае в средние века. Мы видим Райский сад в форме квадрата, с высокими стенами и четырьмя воротами, выходящими в разные стороны света. Ворота охраняют вооруженные ангелы, мечи херувимов имеют необычные волнообразные лезвия. В центре сада из живописного источника вытекают реки, чуть ниже нарисованы Древо жизни, Адам, Ева и Змей. На рисунке показано много животных: львы, слоны, змеи, парнокопытные, птицы. Все они находятся за пределами Рая, но в непосредственной близости от него. Кроме Адама и Евы, есть и другие изображения людей. Если считать, что рисунок ориентирован на север, то к западу от Рая показан город, чуть выше — семья с младенцем (возможно, автор изобразил рождение Иисуса). На северо-запад от сада Эдема нарисованы вспаханные поля, пасутся стада, показаны костры или, возможно, капища язычников. Анализируя рисунки, можно сделать вывод, что на плане, кроме Рая, нашли отражение также другие Ветхозаветные сюжеты. Картина Рая полностью соответствует его древнееврейскому описанию. Киршери расположил Рай на равнинной местности, перспектива картины представлена горными пейзажами. Южнее Рая находится Персидский залив, в который впадают две реки: Фисон – справа, Гихон – слева. Евфрат и Тигр берут начало из того же единого источника в центре Райского сада, но текут на север, впадая в небольшие озера. Это более чем странно, так как другие географические объекты указаны на своих правильных местах. На юго-западе от Персидского залива дано Красное море, к востоку – Персия. В непосредственной близости от Рая подписаны: у правого верхнего угла – Армения с горой Арарат и Ковчегом на ее вершине, у левого верхнего угла — Ассирия, южнее Рая — земля Куш. Только название «Армения» дважды повторяется на плане, подписи даны близко друг от друга, значит, вероятность ошибки исключена. Что хотел этим отметить автор? Возможно, выделить Великую Армению как одно из крупных государств региона или отметить особую роль Армении в изображенных сюжетах. Идеи Карвера и Кальме вызывали интерес у европейских путешественников и миссионеров. Как выглядит сейчас Земля Эдема? Где находятся истоки райских рек? Однако вплоть до падения Османской империи путешествие по ее армянским вилайетам оставалось крайне трудным и опасным из-за неприязни властей к европейцам, разбоев на дорогах и произвола курдских племенных вождей. Одним из первых смелых путешественников Нового времени был французский ботаник Жозеф Питтон де Турнефор (1656-1708). Путешествуя по Армении в начале XVIII века, он сообщает в письме к своему патрону: «…Толкователи Книги Бытия, даже наиболее просвещенные в Писании, не считают необходимым описывать местоположение Рая и искать Реку, которая разделяется на четыре ветви, так как Великий Потоп значительно изменил их, но полагают достаточным указать на истоки рек, упомянутых Моисеем, т.е. на истоки Евфрата, Тигра, Фисона и Гихона. Не вызывает никаких сомнений то, что Рай должен находиться между Эрзрумом и Тифлисом, если допустить, что Фасис (Фазис) — это Фисон, а Аракс — это Гихон. (…) Что же касается Палестины, где, как некоторые пытаются нас уверить, располагается Рай, то сдается мне напрасно отождествлять райские реки с Иорданом, который представляет собой не более чем речушку или ручеек. Кроме того, сторона эта слишком пустынна и камениста. Наши ученые мужи могут думать все, что им заблагорассудится, но еще никогда не приходилось мне видеть более прекрасный край, чем Страна Трех Церквей (Учкилиса, в переводе «Три церкви», — тюркское наименование Эчмиадзина. – Р.А.), и я убежден, что Адам и Ева были созданы именно здесь». К XIX веку у многих европейских авторов не вызывало никаких сомнений, что Рай находится на Армянском нагорье. Авторитетные религиозные энциклопедии, например, Мак Клинтона и Стронга помещали Эдем именно в Армении. В Викторианском словаре название реки Аракс давали как Gihon-Aras. Описывая свое пребывание в Армении в 1876 году, лорд Брайс также акцентирует внимание читателей на образах Эдема: «…Вечер был безоблачно ясным. Наши взоры приковывали Арарат на юге и сумрачные таинственные горы далеко на западе, в направлении на Карс. Было что-то невыразимо торжественное в зрелище огромной безлюдной равнины, которая лежала вокруг под лучами умирающего света — долины, где армянская традиция помещает Эдемский сад. Можно по справедливости считать, что над ней висит проклятие огненного меча (автор имеет в виду меч охраняющего Рай херувима. — Р.А.) — ведь мало мест на свете видели столько разрушений и массовых убийств, как долина Аракса. Здесь пролегал маршрут восточных завоевателей и грабителей со времен сасанидских царей Шахпура и Хосрова Ануширвана до сарацин, турецких, монгольских и персидских захватчиков, чьи полчища разливались вплоть до плодородных берегов Понта Эвксинского. Здесь римляне бились с парфянами, здесь Альп-Арслан низвергнул средневековое Армянское царство, здесь вплоть до наших дней турки, персы и русские ведут между собой почти непрерывную борьбу. От Карса до Джульфы не найти куска земли, который не был бы полит кровью, не найти деревни, которую многократно не обращали бы в руины. Однако после бури терпеливый крестьянин возвращается обратно, снова проводит воду по древним оросительным каналам, покрывающим своей сетью всю долину. Эти кары, которые обрушивались на человечество, он вспоминает только в смутных преданиях, где имена Нимрода и Семирамиды смешаны с именами Тамерлана и Надир-шаха…» Первым из европейцев точное описание Армянского нагорья дал Генри Линч (ирландский путешественник, посетивший Армению в конце XIX века. — Р.А.). В предисловии к английскому изданию своей книги он пишет: «Одним из побуждений посетить Армению было любопытство: что таится там, за тем широким полукругом гор, который окаймляет равнину Месопотамии? Источники великих рек, по которым я совершил свое путешествие к югу, озеро размеров внутреннего моря, гора Ковчега, легендарная колыбель человечества, его «Рай»!» Тема Рая у европейских путешественников и миссионеров Нового времени В XIX веке, по мере своего ослабления, Османская империя уже не могла открыто противостоять европейским державам. Властям приходилось идти на некоторые реформы, сотрудничать с державами, пытаясь использовать противоречия между ними. Положение вещей в «армянских вилайетах» по сути не менялось, но открывались иностранные консульства, миссионерские школы, соответственно европейцы стали больше писать о настоящем и прошлом Армении. Соседство библейских рек и беседы с местными жителями различных регионов напоминали об Эдеме. «Южнее Эрзрума находится легендарное место Эдемского сада. Ртутный столбик часто опускается здесь до 15-20 градусов ниже нуля, это заставило меня предположить, что Адам и Ева должны были нуждаться в более теплой одежде, чем фиговые листки, но легенда, тем не менее, имела свое очарование, и мое воображение оживилось. Когда один из моих нью-йоркских друзей, армянин по национальности, заверил меня, что эта область славится своими яблоками, я почувствовал, что в легенде есть доля истины, и мечта проехать верхом через Эдемский сад была очень привлекательной». (Хэпуорт «По Армении верхом», 1898) «Эрзрумские армяне, любящие родину, очевидно, не удовлетворены теми историческими ассоциациями, которые она вызывает. Похоже, они хотят поместить в ее границы Эдемский сад. Хотя с вершины близлежащей горы Тортум можно видеть три реки, включая Евфрат, упомянутый Моисеем при описании местонахождения Рая, нужно еще обнаружить четвертую, чтобы подтвердить притязания этой местности быть первым домом рода человеческого. Во всяком случае, здешняя флора вполне соответствует Эдему, за приятные оттенки и редкую красоту форм ее цветы заслуживают называться райскими». (Анонимный автор «Земля Арарата», Лондон, 1893) Американский миссионер Пакмели пишет: «Эрзрум расположен возле источника одного из рукавов Евфрата, который в первой и последней книге Библии назван «великой рекой» (Бытие 15:18, Откр. 9:14). Три другие реки имеют истоки в этой же местности: Чорох течет на север к Черному морю, Аракс — на восток к Каспийскому, Тигр — на юго-восток, где впадает вместе с Евфратом в воды Персидского залива. Многие предполагают, что именно об этих реках идет речь в книге Бытия. Если это так, Эрзрум должен располагаться поблизости от того места, где находился Эдемский сад». («Дом и труд возле рек Эдема», 1888) Миссионеры Смит и Дуайт, члены американского Совета миссий, как и многие путешественники, обращали внимание на суровость природы, на тяжкий труд, каким добывает свой хлеб армянский крестьянин. Они отождествляли Армению не столько с Садом Эдема, сколько с тем миром земных трудов, куда были изгнаны Создателем из Рая первые мужчина и женщина: «…Долина р. Аракс намного уже, чем долина р. Кура. У нас было сравнительно мало возможностей судить об ее сравнительной плодородности, поскольку наш путь редко приводил нас к наносным отложениям, которые граничат с рекой. Из того, что мы видели, чрезвычайной плодородие участков возле двух или трех боковых притоков, которые пересекали наш путь, приводило к мысли, что его едва ли можно увеличить. В любом случае, ничто не могло быть произведено без постоянного орошения при помощи воды, проводимой по искусственным каналам иногда на большие расстояния. Везде, где невозможно было подвести канал, не только не выращивался урожай, но даже, казалось, трава с трудом росла, и неприглядные сорняки солончаков, покрытые шипами, только усиливали впечатление бесплодия. Если действительно, как представляют некоторые, именно здесь нам следовало искать Эдем, то, конечно, ни в какой части Земли первобытное проклятие так не ощутимо, как в настоящем Раю Адама. Нигде до такой степени не соответствует правде то, что человек «в поте лица своего ест хлеб», нигде «тернии и волчцы» не произрастают в таком количестве. Окрестные горы не покрыты деревьями, как в Карабахе, не одеты зеленеющими пастбищами, как в Эрзруме, они не являют взгляду ничего, кроме неприступных пропастей из камней и земли, без единой травинки. Однако их разнообразные цвета почти всех оттенков радуги, от белого до огненно-красного, свидетельствуют, несмотря на безнадежную бедность растительности, о возможном богатстве минералами. На общем пейзаже долины и гор не видно ни единого деревца, за исключением непосредственных окрестностей деревень, где дома из глины часто полускрыты в листве фруктовых деревьев». («Армения, включая путешествие через Малую Азию в Грузию и Персию с посещением несториан и халдеев Урмии и Салмаста», 1834) «… Глядя на унылые пейзажи Харберда, где совсем нет деревьев, где дома, стены и улицы выглядят одинаково, будто вылепленные из одной и той же глины, мы с тоской вспоминаем город Марсован, утопающий в тени деревьев. От этой унылой картины в душу закрадывается тоска. Но мы поднимаемся на плоскую крышу конака (по-турецки «большой дом». – Р.А.), смотрим вдаль, на юг. Равнина, расположенная на тысячу футов ниже уровнем, простирается на шестьдесят миль с востока на запад, вся испещренная точками городков и деревень, окруженная волшебными горными хребтами с увенчанными снегом вершинами. В их объятьях уснуло прекраснейшее озеро, похожее на Галилейское море. Приток Евфрата изогнул свою сияющую руку вокруг изумительной смеси изумруда и агата, сердолика и оникса. Деревни осенены золотым светом солнца. Невооруженным глазом их легко можно насчитать двадцать пять, а с помощью бинокля — целых пятьдесят. Исхоженные тропы пересекают равнину во всех направлениях. Возможно, именно здесь, как говорят люди, находился «тот самый Эдемский сад». (Мария А. Уэст. «Повествование о миссиях или взгляд изнутри на жизнь и труд на земле Арарата», 1875). Важно, что представления о библейском Рае становятся для этой женщины мотивацией самоотверженной помощи армянскому народу: «Этот потерянный рай, чью землю так долго попирала нога Разрушителя, который «разрушил ограды ее так, что обрывают ее все, проходящие по пути – лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее». Этот виноградник был посажен «на востоке» «десницей Господа» в начале истории человечества. И этот давно заброшенный Сад должен быть «обретен заново» для «второго Адама» и «расцвести как роза» (…) Наш национальный день рождения свободы застал нас на этих отдаленных высотах колыбели человеческой расы, в краю Арарата, если и не в самом саду Эдема, то в стране, где, как мы полагаем, наши прародители блуждали после изгнания из Рая и обретали свой хлеб «в поте лица своего». И мы, их дети, сами обрекшие себя на изгнание, стремимся исправить тот вред, который их непослушание принесло на эти прекрасные равнины, улыбающиеся долины и суровые горы. Увы! Как густо тернии и волчцы взросли на этих старых почвах пашни Сатаны, заглушив «доброе зерно», которое так нуждается в постоянном присмотре и уходе!» Другие авторы были не так патетичны, но даже ироничные скептики признавали в армянской земле прародину человечества: «…Разве среди прекрасных садов за стенами города Ван не находится Эдемский сад? Некоторые утверждают, что это поистине так. И, конечно же, оспорить это мнение нисколько не легче, чем указать на нелепость утверждений о том, что Адам и Ева однажды сидели под тенью деревьев с манящими плодами, где-то в районе Северного полюса, где земля теперь покрыта льдами. (…) Но, допуская возможность некоторых сомнений в точном расположении древнего Сада, один момент кажется неоспоримым. Речь о том, что знаменитый потомок Адама действительно совершил плавание на своем большом корабле к вершине горы Арарат, где судно надолго причалило. И когда, в конце концов, почтенный патриарх выпустил множество своих странных пассажиров, он, должно быть, бросил взгляд на прекрасные долины, ставшие с тех пор излюбленным домом рода человеческого. Возможно, город Ван и есть то самое место, где Адам и Ева сидели под деревом и вкушали запретный плод; или, по крайней мере, где Ной и его сыновья посадили свои виноградники и пасли свои стада…» (Джон Отис Бэрроуз. «Очерк жизни мисс Элизабет Фримен Барроуз Ашер, миссионерши в Турции, жертвы Мировой войны», 1916) Вот беспристрастный, но далеко не равнодушный голос ученого-географа: «Мы, европейцы, судим о горных пейзажах на основании тех произвольно разбросанных вершин и долин, которые составляют характерную особенность наших Альп, и с волнением созерцаем с высоты какого-нибудь знаменитого перевала мало понятные для нас черты расстилающегося внизу ландшафта. Тем более сильное и глубокое впечатление производит на нас панорама, в которой возвышенности и впадины грандиозных размеров расположены так, что явно составляют части одного великого плана и выступают в прозрачной атмосфере Востока с такой же рельефностью, как вылепленная из глины модель. У наших ног расстилается ровная, как водная поверхность, равнина, которая в сравнительно недавнем геологическом периоде была дном внутреннего моря. Отсюда до противоположной ее границы около 45 верст, но города и засеянные растениями участки земли вырисовываются на ее поверхности с такой отчетливостью, как будто они нанесены на плане пером чертежника. Равнина окаймлена вулканическим горным хребтом, уже известным нам под именем системы Арарата; зубчатые, причудливые очертания этой цепи запечатлелись в нашей памяти под богатыми разнообразными эффектами освещения заходящим солнцем. Вершины ее достигают около 8.000 футов высоты над равниной, а между тем какими скромными кажутся они за шлейфом гигантского массива Арарата, который поднимается непосредственно от дна равнины! Крутые снежные бастионы северо-западного склона с этого нагорья видны в анфас, и трудно поверить, что рельефные формы этой величественной фигуры отдалены отсюда более чем на 60 верст. Мы еще не потеряли из виду ряда тополей, закрывающих монастырь, когда главные черты этого великолепнаго ландшафта уже развернулись перед нами. Несколько горных цепей и горных масс расположились кругом него амфитеатром, в котором мы, по-видимому, занимали один из средних ярусов. (…) Лицом к лицу друг против друга стояли Алагёз и Арарат. В равнине, к северу от Аракса, мы могли различить одинокий холм, обращенный к юго-западу. Он обозначал местоположение Армавира. При первом же взгляде на эту картину, которая сама по себе составляет целый мир, способный вызвать в душе изумление, путешественник видит, что она должна была служить ареной важных событий в жизни человечества. Его благочестивые предшественники, конечно, вправе были отнестись с полным доверием к древнему преданию армян о том, как первые прародители наши любили и страдали в этой равнине. Если искать местоположение библейского Рая в пределах Армении, то окажется, что эта область гораздо более отвечает нашему представлению о прекрасной первой колыбели человечества, чем местность, орошаемая Тигром и Евфратом. Она похожа на ту обетованную землю, которую Ной обрабатывал и засадил виноградниками и которая послужила вторым питомником для человеческого рода. (…) С того момента, как история прародителей человечества суживается и переходит в историю собственно Армении, мы видим, что некоторым из первых событий ее отведено место именно в этой плодородной, обширной равнине. Это место избрал для поселения Арменак, сын или внук их праотца Гайка, и сюда он спустился в сопровождении всего своего племени с гор, на которых берет начало Евфрат. Здесь были расположены самые древние их города, следы которых сохранились до сих пор, вызывая споры о том, каким именно городам они принадлежали». (Генри Линч «Армения: путешествия и исследования» 1901. Из главы «В Ани и Карс») Некоторые мнения, высказанные в интересующем нас контексте, нельзя признать вполне справедливыми. Но даже частичная правота такого автора заставляет с горечью читать его слова: «…Века азиатского гнета, перемежаемые редкими проблесками процветания в местах, которые предание связывает с Эдемским садом, изгладили всю любовь, которую армяне раньше питали к своей стране. Теперь они по собственной воле покидают ее, чтобы искать дом, где только смогут его найти. Когда первые сердечные стремления к миру и безопасности оказываются удовлетворенными, они селятся общинами, забывают свою страну и ее историю и приспосабливают свой внешний вид и свои обычаи к тем нациям, среди которых они живут». (Стэнли Лайн Пул «Народы Турции». 1878)

Рай в Армении на исторических картах
Мы уже упоминали об изображении Рая на картах. Первые карты были схематичными, их содержание основывалось на Священном Писании. Они создавались в монастырях и не были отдельными картографическими произведениями, но только поясняли содержание церковных книг. Примечательно, что «Рай на Востоке» с изображением Адама, Евы и змея, окруженный высокой стеной или горным хребтом, появляется на первых монастырских картах уже с VIII века. Средневековые монастырские карты не указывали конкретное место Эдема на Земле, а только наглядно изображали его духовно-символическое значение согласно Священному Писанию. Наиболее известная карта мира раннего средневековья содержится в рукописи «Апокалипсис» Беата (Беатуса Либенского, Beatus Liebanensis) 776 года. Карта Беата в последующие века многократно перерабатывалась, сопровождалась соответствующими пояснениями и дополнениями, а позже представлялась в качестве одной из первых карт Христианского мира. Различные варианты этой карты часто помещали в учебниках по картоведению, исторических атласах. В советском издании в пояснении к карте переводились все использованные средневековым автором названия, кроме Армении, хотя слова «Armenia regio» присутствовали на оригинале карты. Конечно, это делалось преднамеренно, чтобы советские армяне не имели представления о той значимости, какую имела их страна в раннеевропейской картине мира. (Примером такого предвзятого подхода к карте Беата служит одноименная карта из «Атласа географических открытий» 1959 года, изображенная на стр. 44 журнала) Справедливости ради отметим, что предвзятость по отношению к Армении можно встретить и у западных авторов, например у Дж. К. Райта, которому миф о подземной связи между реками, расположенными на расстоянии тысяч километров друг от друга, кажется более правдоподобным, чем идея о местонахождении Эдема в Армении: «Некоторым географам поначалу было довольно трудно представить, каким образом все эти реки, земные истоки которых, как было известно, расположены весьма далеко друг от друга, могли на самом деле питаться из одного источника. У многих космографов в связи с этим даже возникало искушение поместить рай в Армению, неподалеку от известных истоков Тигра и Евфрата. Но в целом обращения к нехитрой теории, предполагавшей существование подземных водных путей, оказалось вполне достаточно для того, чтобы решить эту проблему, а также разъяснить поверье (в любом другом случае превращавшееся в чистый абсурд) о том, что исток Нила находится далеко на востоке, по ту сторону Красного моря». (Дж. К. Райт. Географические представления в эпоху Крестовых походов, 1925)
Изображение Рая повторяется на многих известных средневековых картах, таких как Псалтырная рукописная карта мира, XII век, Эбсторфская карта (ок. 1235 г.), Герефордская карта (ок.1300 г.) и др. На всех перечисленных картах райские реки показаны условно, как вытекающие из единого источника или колодца, в центре карт по традиции размещался Иерусалим.
XVI-XVII века во многих европейских странах характеризуются бурным развитием книгоиздания и картографии. Возникают картографические мануфактуры в Германии, Нидерландах, Англии. В этот период расцвета картографии были созданы первые исторические карты. Они отдельным разделом включались в атласы, например, в атлас знаменитого фламандского картографа XVI века Авраама Ортелия, работавшего в Антверпене. В 1564-1567 годах он подготовил отдельные карты мира, Европы и Азии, а в 1570 году собрал их в первый большой сборник карт под названием «Teatrum Orbis Terrarum» («Театр Мира»). Этот объемный труд содержал 70 карт, выполненных 87 гравировщиками в едином стиле. Атлас Ортелия 1579 года впервые в истории картографии содержал три исторические карты. В атласе, изданном в 1595 году в Амстердаме, можно увидеть следующие исторические карты: «Карта стран, завоеванных Александром Македонским», «Карта паломничеств апостола Павла», «Карта Римской империи» и др. С 1601 года издания атласа мира Авраама Ортелия постоянно включали несколько исторических карт, в том числе карту центральной части Старого Света под заголовком «Geographia sacra». В сопроводительном тексте к историческим картам Ортелий пояснял, что они помогут теологам, которые хотят знать, в какой части мира вершилась священная история, найти местоположение Земного Рая. Как отмечает Алессандро Скафи, «…карта Ортелия сдержана и синкретична, как и его текст. Название Эдем, написанное поперек Верхнего Евфрата, появляется в Армении, но сам Рай не обозначен. Фактически Гихон отождествлен с Нилом — идея, отрицавшаяся Энеем Сильвием Пикколомини и более поздними исследователями времен Возрождения и несовместимая с Армянским раем. Более того, Ортелию удалось избежать ясной позиции по отношению к реке Фисон, дав ее имя трем рекам: Дунаю (идея Григория Назианзина), Хидаспису в Месопотамии (идея Никифора Каллиста) и Гангу».
На картах, созданных уже в XVII-XVIII веках, Эдем показан точнее и почти в одном и том же месте, недалеко от горы Арарат. Пьер Мулляр-Сансон — представитель династии картографов в третьем поколении, внук основоположника французской картографии Николя Сансона, создал свою «Карту Земного рая по Моисею» («Carte du paradis terrestre selon Moyse») в 1724 году. Приняв точку зрения Кальме, он поместил Рай в Армении. На ней, как и на карте Кальме, не были указаны истоки четырех рек, считавшиеся уничтоженными после Всемирного потопа. Согласно пояснениям автора карта «датируется первым годом со дня сотворения мира».
Наиболее наглядной картой с изображением Эдема является карта англичанина Эммануэля Боуэна, напечатанная около 1780 года. На карте Рай представлен на территории исторической Армении. Карта называется «A Map of the Terrestrial Paradise according to the author’s scheme» («Карта Земного Рая согласно схеме автора»). Создается впечатление, что Боуэн во многом скопировал карту Кальме, присвоив авторство себе. В центре Армении размещен Эдем с горой Арарат, точечным контуром отмечены границы Рая, охватывающие территорию между озерами Ван и Урмия. Реки, вытекающие из Рая, подписаны двойными названиями: «Фисон ныне Фасис», впадает в Черное море в месте, которое соответствует устью реки Риони. Но основное русло этой реки, берущей начало на Главном Кавказском хребте, показано неправильно. Вместо нее выделен южный приток, берущий начало в Армении. Земле Хавила, обозначенной к северу от Армении, примерно соответствует территория современной Грузии. Река «Гихон ныне Аракс» берет начало из Эдема и течет на восток, впадая в Каспийское море южнее устья Куры, которая также подписана на карте. На Араксе обозначен город Артаксата, это греческое и латинское название столицы Армении Арташата. Земля Куш указана между реками Кура и Аракс и территориально соответствует Нагорному и Долинному Карабаху. Мидия находится южнее Аракса. Достаточно точно на карте нарисованы русла Евфрата и Тигра и даны их названия. В Междуречье обозначены древние страны: Вавилония, Халдея, Ассирия. Показаны известные города древнего мира — Ур, Вавилон, Ниневия, Эдесса и др. «Карта Рая» была многократно перепечатана в разных атласах Боуэна, которые издавались с 1744 по 1780 годы.
Варианты различных карт «Земного рая» в XVII-XVIII веках в разных странах издавали также Вугонди, Бюаш, Моксон, Стокхауз и другие картографы.
Французский картограф Робер Вугонди (1688-1766), создал свою «Карту средневекового мира» в лучших европейских традициях. На ней он показал страны Среднего Востока и Южного Кавказа, выделив Армению, которая простирается от Агванка до Киликии, от реки Кура до Средиземного моря. Точно показаны контуры морей, границы государств оттенены разноцветной кантовкой. В пределах Армении подписаны гора Арарат, города Эчмиадзин, Ереван, Нахичеван, Эрзрум и Малатия, реки Евфрат и Тигр. Аракс имеет второе название Фисон, реки Гихон на карте нет. Земной рай расположен в центре Армении, северо-западнее озера Ван. Основа исторической карты Робера Вугонди довольно точна, автор явно использовал наиболее детальные материалы картографов-современников. «Малый карманный атлас» Вугонди был издан в 1762 году.
Любопытная карта Пола Райта была напечатана в Лондоне в 1782 году под названием «Новая карта Сада и земли Эдема» в качестве иллюстрации к «Полной Британской семейной Библии». Здесь отражены две версии расположения Рая с указанием ученых, придерживающихся той и другой версии. Земля Эдема показана возле устьев Тигра и Евфрата по соседству с изображением Вавилонской башни, а также в Армении, между истоками этих двух рек, недалеко от второго изображенного на карте библейского объекта – Ноева ковчега на горе Арарат.
В Париже в 1783 году вышла работа Филиппа Бюаша (1700-1773) под названием «Карта, знакомящая с жизнью святых», где показаны библейские страны и отмечены имена потомков Ноя, которые обосновались в этих странах. Эдем также находится в Армении, севернее озера Ван. В пределах Рая изображена гора Арарат с Ноевым ковчегом на вершине. Различными цветами окрашены территории государств: Армении, Мидии, Ассирии, Месопотамии, Вавилонии, Арама (Сирии), Элама (Персии), Иудеи. Подписаны также райские реки — исток «Фисона или Аракса» указан неверно, Гихон показан как левый приток Тигра. Озеро Севан размещено на карте достаточно точно, но Ван и Урмия выглядят как «сиамские близнецы», имея общее зеркало воды. Хавила находится в Мидии, Куш в Вавилонии, а Кушистан в соседнем с ней Эламе. В Вавилоне автор карты разместил башню с исходящими в разные стороны лучами, на которых подписаны имена сыновей Ноя Хам, Сим и Иафет, последнее имя с помощью лучей указывает на север, в сторону Ассирии и Армении.
Продолжение следует.

http://aniv.ru/archive/22/zemlja-edema-ruben-atojan/

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...