суббота, 26 мая 2012 г.

ИМЯ БОГА = глава из книги ТАЙНЫ АРАРАТСКИХ ГОР


ИМЯ БОГА = глава из книги ТАЙНЫ АРАРАТСКИХ ГОР

      Шел 1452 год до н.э. Моисей, с женой и двумя сыновьями, остановился у подножия горы Хорив. Все дальнейшее повествование хорошо известно каждому христианину – оставив сыновей с главным стадом, Моисей отправился на поиски отставших животных. Услышав блеяние козы, он посмотрел вверх и увидел странное сияние – куст был охвачен пламенем, но не горел. «История о том, что произошло в этой пещерке, передавалась из поколения в поколение – это был момент, когда Бог израэлитов впервые открыл свое древнее имя человеку, которому предстояло стать великим искупителем Израиля». 
Моисей услышал голос, сказавший, что ему предстоит исполнить свое предначертание и вывести свой народ из рабства в страну молока и меда, где некогда жили Авраам, Исаак и Иаков. 
«И сказал Моисей Богу – вот я приду к сынам Израилевым и скажу им «Бог отцов наших послал меня к вам», а они скажут мне «Как Его имя»? Что сказать мне им?  Голос ответил – «Я ЕСМЬ КТО Я  ЕСМЬ» («אהיה אשר אהיה‎» произносится  «Ehyeh asher  ehyeh»).  Ты должен сказать сынам израелевым, что ЭА послал тебя. Аврааму, Исааку и Иакову я представал под именем Эль – шаддаи, я не называл им своего имени  «יהוה»!    (Исход 3.13)
       ОН сначала  назвал себя «אהיה אשר אהיה‎» («Ehyeh asher  ehyeh» – «Я ЕСТЬ Я»), затем  сократил свое  имя до  «ЭА» («Ehyeh» - переведено «Я ЕСМЬ»,  «Я СУЩИЙ»). 
                                                               Наконец  БОГ НАЗВАЛ СЕБЯ    

                                                                     יהוה
      Прежде чем изучим тайну этих четырех  букв  יהוה, в кратце коснемся одного вопроса: мы уже не раз встречались с именами «ЭЛЬ», «ИЛЬ», в частности в словосочетаниях 
«Эль-Шаддай» –  в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий»;
 Эль-Олам»      –  «Бог Вечный»;
«Эль-Рои»         –     «Бог Всевидящий»;
«Эль-Эльйон»   –    «Бог Всевышний».
   Первое имя, под которым Бог раскрывается в Ветхом Завете, «ЭЛОХИМ»!
                        «Вначале сотворил Бог (ЭЛохим) небо и землю». (Бытие 1:1)
     Слово «ЭЛОХИМ»אלהים(’ělōhîm) по форме представляет собой множественное число от существительного  אֱלוֹהַּ [’ělôah] ипереведено в Ветхом Завете как «БОГ». Но в еврейском языке окончание «хим» также важно, потому что указывает на множество, то есть три или более лиц. То есть первая строка Книги Бытия должна звучать по иному – «Вначале сотворили Богинебо и землю» или «Вначале сотворили ЭЛИ (Эль во множественном числе) небо и землю»!
      Загвоздка в том, что ни на одном древнейшем языке, в том числе и на древнееврейском, «ЭЛЬ/ИЛЬ/АЛЬ» буквально не означал «БОГ»! Наши современники стали так переводить! А слова «Шаддай», «Олам» и другие, напротив, имеют смысл и подлежат переводу. В частности «шаддай» поаккадски означает «вершины», «горы» и «Эль Шаддай» следовало бы перевести «Эль Владика Вершин» ибо «Эль/ Иль/Аль» есть семитизированноеИмя Бога Энлила!
   Электронная еврейская энциклопедия сообщает - «Библия употребляет также ряд паллиативных наименований Бога. Наиболее распространенное из них Эль — древнейшее семитское обозначение Бога. Соответствует аккадскому илу (м), ханаанейскому эль или иль и арабскому эль в качестве составной части имен собственных. Принято считать, что этот термин развился из корня ylили wl, обозначающего «быть могущественным». Эль — глава всех богов в ханаанском пантеоне и уже во времена Моисея было архаичным понятием».   
o                   Вспомним древнеханаанейского седоволосого мудрого Бога Эль, который,  «в горах на севере, далеко от Израиля, у истоков Тигра и Евфрата», вдали от мирской суеты, сидел на своем троне и  принимал важнейшие решения!

Согласно Каббалистическому учению 72 уникальные комбинации из букв иврита из14-й главы книги Исход создают 72 Имени Бога




    Тот факт, что свою легенду о сотвореннии мира древние евреи создали на основе шумерской мифологии, сегодня никто не отрицает. 
Даже  древнееврейское слово «Элохим», которым обозначается Единый Бог, возможно, происходит от аккадского слова ILU, что означает «Всевышний». Но в Шумерских и Вавилонских мифах «Всевышний» отнюдь не пребывает в одиночестве. Поэтому становится понятным, к  кому обращается бог, когда говорит: «Сотворим людей по нашему образу и подобию».
    Хотя были предложены и альтернативные объяснения. С точки зрения христиан, рассматривающих своего Бога как троицу — Отца, Сына и Святого Духа, употребление множественного числа  просто общение между всеми тремя ипостасями, их внутренняя беседа. Но нигде в Ветхом завете нет ни намека на то, что евреи признавали идею троицы.
      Реальное положение дел видимо таково: Израильские племена (колена) на раннем этапе  исповедовали многобожие  – «Бог Авраама», «Бог Исаака» и «Бог Иакова». 
Если и встречались отдельные монотеисты, то еще на протяжении долгих столетий им приходилось утверждать свои взгляды – без особого, впрочем, успеха. Но к моменту написания Библии, те, кто взялся за это трудоемкое дело, были стойкими, несгибаемыми монотеистами. Ревизию претерпели и многие изустные предания, охватывавшие период «до» известной, зафиксированной в документах истории. Но не всегда подобная процедура редактирования протекала гладко, и порой не было никакой возможности «выкинуть слово из песни».
   Слово «Элохим» настолько прижилось, что буквально срослось в сознании верующих с понятием божества вообще. Поэтому, даже когда редакторы «Жреческого кодекса» излагали строго монотеистическую версию вавилонского мифа о сотворении мира, им ничего другого не оставалось, как продолжать писать «Элохим» по отношению к единому Богу. 
«… И Он (Бог) сказал Ангелу лица: «Запиши для Моисея события с первого творения до того времени, когда Мое святилище будет устроено между ними, навсегда и навечно, и Бог откроется для очей каждого, и всякий познает, что Я Бог Израиля, и Отец всех детей Иакова, и Царь на горе Сионе, от века до века. И Сион Иерусалим будет святым». (Книга Юбилеев, 1)
    Верующие  иудеи старались не осквернять священное имя простым его произношением, и Имя Бога было табуировано, и в силу этого, широкую практику получило так называемое косвенное обращение к божественному имени. 
    Долгое время считалось, что Имя Бога в существующих сегодня рукописях отсутствует потому, что его не было в греческой Септуагинте, первом переводе Еврейских Писаний, работа над которым началась в IIIвеке до н.э. Такое мнение было основано на копиях  Септуагинты, которые содержатся в известных рукописях IVи Vвеков н.э.: Ватиканском кодексе, Синайском кодексе и Александрийском кодексе. Это особое имя Бога было передано в них греческими словами KurioV(Кириос) и QeoV(Теос) – Господь, Бог. Считалось, что безымянность Бога поддерживает идею единобожия. Эта теория была полностью опровергнута, когда был найден папирусный свиток  Септуагинты, содержащий вторую половину книги Второзаконие. Ни в одном из этих фрагментов ни разу не используются имена Кириос или Теос. 
   Для передачи Имени Бога на древнееврейском языке, на котором написана большая часть Ветхого завета, использовался так називаемый «тетраграмматон» – четырёхбуквенное сочетание квадратных еврейских букв (тетраграммаилитетраграмматон- греч. τετράς/ tetra–«четыре» + γράμματος/ gramma–«письменный знак, буква» – «из четырех букв») –  «יהוה»!                                                         
В древних Писаниях тетраграмматон  представлен около 7000 раз  и   достоверно   известны   лишь   его  четыре  буквы;  Йод – Хей – Вав – Хей. Латинскими   буквами    эта    тетраграмма    транскрибируется    как                        «ЙХВХ»  (YHWH)  или  «ИГВГ» (JHVH)!


Всего существуют четыре тетраграмматона. Первый (основной) «IHVH»  (в английской транскрипции).В Каббале:
I– Мудрость;
Н – Понимание;
V– Красота;
Н – Царство, Царица.
Записанные по вертикали, эти буквы образуют тело Адама Кадмонаאדם קדמון– прототипного человека, прообраза человеческой сущности, не впавшей в грех.
Четыре буквы первого Тетраграмматона обозначают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Если добавить к ним символ духа – букву Шин –Тетраграмматон превратится в имя «ЙеХоШУах» – Иисус, в котором Вселенная обретает свою завершённость.
Второй Тетраграмматон – это «AGLA», магическая формула, составленная из первых букв еврейской фразы «Да будет твое могущество вечным, Господи». Считается сильным охранительным заклинанием и часто гравируется на перстнях и талисманах. Это слово было выгравировано на печати царя Соломона.
Третий Тетраграмматон – это «AHIH» – произносится как «Эхиех». Этим Именем Бог назвал себя Моисею, когда говорил с ним из пылающего куста. На русский язык переводится как «Сущий».
Четвертый Тетраграмматон – «ADNI» – «Адонай», «Господь». Это слово, которое дозволено произносить вместо истинного Имени Всевышнего.                                          
 Многие из нас слышали от т.н. «свидетелей Иеговы» или читали в их журналах нечто подобное: «В Библии, только в части еврейских Писаний более семи тысяч раз записано четырехбуквенное имя Бога - Иегова. Это свидетельствует о том, что имя Бога следует знать и призывать. Древние евреи так и делали, но позже из суеверного страха, перестали произносить имя Иеговы, заменяя его, в Библии, титулами Бог и Господь. Так же поступает сегодня и христианский мир. Писание же свидетельствует: «всякий, кто призовет имя Иеговы, спасется».
На самом деле, для того чтобы понять, какая информация заложена в четырех буквах имени Бога, нужно хотя бы поверхностно ориентируясь в грамматике иврита, произвести небольшую расшифровку. Тетраграмматон «יהוה» – четырехбуквенное имя Бога, представляет собой сложное слово, своеобразную аббревиатуру, не имеющую аналогов ни в каком другом языке, кроме иврита.
היה   (хайа)      (Он) был
             הוה
   (ховэ)      (Он) есть
                יהיה
  (ихье)      (Он) будет
                                     יהוה  (Йахве)   (Он) был, есть и будет.

Яхвé или Иогвé, краткая форма – «Ях», «Иах»  ( יהוה -  йод-хей-вав-хей)  от    еврейского  глаголя  «haya – хайа» (!) – «Быть»! Теперь прочитайте наоборот слово «HAY»!

ü                   הָיָה  hāyā– быть; случаться, происходить; появляться,    возникать, становиться;
ü                   חָיָה hāyā– жить, быть живым, сохранять жизнь, растить, питать, воскрешать!
«Нес Гадоль хайя по» в переводе с иврита означает «Здесь было Великое Чудо». Эти слова каждый еврей должен твердить в дни иудейского праздника Хануки, чтобы напоминать всем и себе о том, что во время восстания хасмонеев после освобождения иерусалимского Храма светильник, у которого масла было только на один день, горел 8 дней. Это считается особым благодеянием еврейского бога и проявлением его особого расположения к евреям.
      По-настоящему мы даже не знаем, как вообще переводить это загадочное «JHVH», «YHWH»  и что это может значить на современном языке!

     Есть различные предположения, например такое: в аббревиатуре заключена фраза, соединяющая все времена глагола «быть» – настоящее, прошедшее, будущее. Тогда JHVH–это некто или нечто, кто (что) «Был,  Есть и  Будет»! 
     В арамейском языке звуки, изображаемые буквами «хэт» и «хэй», были нередко взаимозаменимы. Слово «хайа», если оно начинается с «хэт», переводится как «живет», «живой», «жил», если с «хэй» то «есть», «существующий», «был». Следует знать, что на слух разница почти неразличима, тем более она приглушается следуемымза ней гласным звуком. Именно поэтому, возможно, пятая буква греческого алфавита – «эпсилон», а латинское «э» в тетраграмматоне перевели как мягкое «h», или обычный «х»!

Ø                  Интересующий нас глагол «быть» в формебудущего времени содержит букву «вав» и звук «в» «Яаве», а в форме прошедшего времени звук «в» превращается в «й» «Айа»! Их начертание почти не отличается, однако звучание различается весьма существенно: «живой», «жил» звучит «хайа», а «есть», «существующий», «был» как «айа»!

Сегодня никто даже не знает  как сочетание «יהוה»звучит, какое истинное произношение имени библейского Бога!   Для нас же ключевым являетется первый слог היה(хайа - Он был), произношениепервого звука которого имеет решающую роль!

         В древнееврейской письменности гласные отсутствовали, а  Имя Бога позволялось произносить лишь первосвященнику,  прошедшему обряд очищения, да и то в совершенном одиночестве, в кадеш-кадашин – святая святых – специальном помещении внутри Храма, куда он имел право заходить лишь один раз в год, в праздник Йом Кипур (День Искупления). Перед этим он должен был принести в жертву тельца, а затем обрызгать его кровью ковчег. Ковчег был сделан из чистого золота. На нем восседал бог в виде облака.
         Однако уже два тысячелетия нет ни первосвященника, ни Храма – в том смысле, какой придает им Библия. Согласно одному из преданий,  запрет произношения имени Единого Бога  возник после смерти первосвященника Симона Праведного в IIIвеке до н. э.
Ø                 И, в конце концов, пройдя много столетий, загадочное сочетание «JHVH» превратилось в «Яхве» или «Иегова»!
   Уже в 3 в. до н. э. евреи избегали произнесения имени «יהוה», и оно заменялось словом «Адонай» (ивр. «אדוני‎»)  или, когда имя Адонай предшествует «יהוה»,дабы избежать  тавтологии: «’ădōnāy’ădōnāy»,словом «Элохим» (ивр. «אלהים‎») –  אֲדֹנָי  יְהֹוִה.  
     Слово «Адонай» многие переводят как «Господин» или «Владыка», но в действительности  буквально  означает «Господа мои»,«мои Хозяева» – множественное число! 
ü                        Слова «господин», «хозяин» имеет также другое написание בַּעַל (bá‘al) – Ваал! Кроме того בַּעַל (Ваал) – имя ханаанейского божества, и изредка этот эпитет прилагается к Яхве. По мнению многих исследователей, Ваал и естьПравитель Вавелонии Бел!

   В молитвах тетраграмматон заменялся также  эпитетом «Саваоф», (ивр. «צבאות‎», буквально — «Господь Воинств»).
   Кстати,   в иудаизме и в современном иврите произносятся только обращения «Адонай» и «Ашем», а другие варианты прочтения Тетраграмматона считаются недопустимыми и даже оскорбительными.
Ø                  Около 6 века после  Рождества Христа /!/ мазореты т.е. хранители предания.  для облегчения правильного чтения Священного Писания  к лишенному гласных тексту Библии  сознательно перенесли гласные звуки «о» и «а» (с естественной заменой ă на әс «Адонай» настоящие в библейском тексте буквы יהוה тетраграмму.Так родилось «гибридное»написание «  יְהֹוָה» не отражавшее никакого реального произношения Отсюда произошло употребляемое в христианской литературе имя «Jehova» (Иегова)!
    Имя Иегова (YehowaJehovah) никогда в древности не существовалои тетраграмма так не читалась. Когда масоретский текст был дополнен значками гласных звуков и к согласным «Й-Х-В-Х» были добавлены гласные от слова «Адонай» – Господь (причем по правилам еврейского языка первое «А» стало произноситься как «Э»), то, как результат некомпетентности средневековых переводчиков, возникло прочтение и написание «Й-Э-Х-О-В-А-Х» или «Иегова».   
   Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли приписанные в 6 веке гласные за собственные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков «יהוה»  произносили - Иегова. Обычно считается, что первым данную транслитерацию использовал в 1518 году исповедник Папы Льва XПётр Галатин.  Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться Иегова. 
ü                  В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение  – Jahvah(Йахва)!
    Предложение  было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберг и Рейнке. Однако прочтение, предложенное Эвальдом, получено филологическим методом, поэтому возможны два варианта: «Jahvah» или «Jahveh». 
   По-видимому, почитание Яхве было распространено не только среди древних евреев, а встречалось и у других западносемитских племен. У финикийцев он был известен под именем Йево, отвечал за морскую стихию и считался покровителем Берита (ныне Бейрут). В Угарите Яхве (Йаву) сближался с Йамму; в Библе Яхве почитался под именем Йехи (Йихави). 
   Диодор Сицилийский, Макробий, Климент Александрийский, святой Иероним и Ориген писали Jao; самаряне, Епифаний, Феодорит - Jahe; Людвиг Каппел - Javoh; Друсий - Jahve; Готтингер - Jehva; Мерсер - Jehovah; Кастеллио - Jovah; ле Клерк - Jawohили Javoh, а самаритяне сохраняют произношение Yahweили Yahwaдо настоящего времени. 
   Таким образом прочитать тетраграмму «יהוה» / YHWH/ IHVH/ JHWHможно не одним десятком способов. Но, как бы не прочитали  или, как бы не произносили имя библейского Бога, Иегово или Яхве, непредвзятое и честное исследование показывает, что Он собирательный образ шумерских, вавилонских древных Богов ануннаков, а иногда и игигов.
   В заключительной части своей книги «Божество 12-й планеты», Захария Ситчин высказывает идею, что Иегова является Богом не только людей, но и ануннаков, что он является создателем самих ануннаков, подобно тому, как ануннаки являются создателями людей.   Хорошо зная всех богов Земли, Ситчин приводит аргументы в пользу того, что Иегова – не Энки, не Энлил, не Мардук и т.д., хотя у Него имеется большее или меньшее сходство с каждым из этих богов. Значит, – делает вывод Ситчин – Иегова не принадлежит к пантеону известных земных богов. На Ану, правителя планеты Нибиру, Он тоже не очень похож. Кто же тогда Иегова? – задается вопросом Ситчин и вдруг видит ответ в самой Библии: Иегова – «Бог Элохим», т.е. Бог ануннаков, Бог Богов, Всевышний.  
    Действительно, Библия пишет, что Иегова – Бог богов, создатель человека, неба и земли. Но еще до Библии на вавилонских глиняных табличках было записано, что Богом богов, создателем человека, неба и земли является Мардук (для нас он Бел). А почти в одно время с израильтянами то же самое говорили и записали ассирийцы о своем боге Ашшуре. Для армян Отцом всех Богов был Арамазд, для китайцев – спустившийся с небес Элил. Такие же Отцы Богов существовали у всех древних народов, у всех племен планеты  со своими именами. Не исключение и евреи.
   Относительно Мардука мы имеем письменные свидетельства, рассмотренные  в предыдущих главах книги – Мардук был «официально» объявлен главным над всеми богами неба и земли, Богом богов на собрании всей руководящей верхушки ануннаков, включая Ану и Энлиля. 
    А ассирийский Ашшур на поверку оказался Энлилем, который действительно был главным среди ануннаков до назначения на эту должность Мардука. 
   Но относительно Иеговы свидетельствует только Библия. И что же она говорит?
      1)  Иегова создал человека. Мы знаем, что человека создал Энки. Значит, в этом         случае Иеговой назван Энки;
2)  Иеговапоместил человека в Эдеме.  Но, в действительности, это сделал Энлил, т.е. в этом случае  Иеговой назвали Энлиля;
      3Иегова возмущен, что змей дал человеку возможность самостоятельно размножаться. В действительности, Иеговой здесь назван Энлил, а змеем – Энки;
      4)  Иегова хотел уничтожить всех людей потопом и одновременно спас Ноя. В действительности это хотел сделать Энлил, ноЭнки помешал ему полностью уничтожить своих любимцев;
      5)  Иегова посылает Авраама с войском защищать «нечто» на Синайском полуострове от «врагов» - от другого клана. Такую команду мог дать только Мардук, сын Энки, во время войны Богов (об этом в последующих главах книги);
       6)  Аврам (пока не семит и не Авраам) уже тогда  называет своего Бога«Всевышним». Очевидно, Бог ему себя так назвал. Но именно Мардук, единственный из всех богов-ануннаков, себя так называл уже в те времена;

       7)  Иегова готовит израильтян на роль своих жрецов и священников для единоличного управления с их помощью всеми народами Земли без посредства каких-либо других богов. В древнем пантеоне Богов никто не давал таких полномочий ни одному народу.

      8)  В Библии, в Исходе 6, говорится: «Тогда Господь сказал Моисею: « Я, Господь, явившийся Аврааму, Исааку и Иакову. Не зная имени Иегова, они назвали Меня Эль-Шаддаи». Этот отрывок подтверждается библейским рассказом о предшествующей встрече с Авраамом: «Когда Аврааму было 99 лет, Господь явился ему и сказал: «Я Эль-Шаддаи [Бог Всемогущий], повинуйся Мне и живи праведно, и Я подготовлю соглашение между нами, и сделаю твой народ великим». 
     Выше было сказано, что обычно «Эль-Шаддаи»  переводится как  «Господь Всемогущий». Также было сказано, что недавно выяснилось, что корень этого слова в аккадском «shadu» означает «горы». Таким образом, Эль-Шаддаи следовало бы  переводить «Бог Гор». Помогает ли это раскрыть тайну? 
     В шумерском пантеоне действительно был один бог, известный как «Бог гор» – ИШКУР ISH.KUR–он был младшим сыном Энлиля, и его имя в буквальном переводе означало «Тот – из дальних горных стран». Он был известен также под именем Адад, или, по-еврейски, Хадад. Горные земли Ишкура – это Армянский Тавр, Араратские горы!
   Некоторые иследователи видят много совпадающих черт характера Иегове с Ишкур; 
*  как сторонник Энлиля, Ишкур сближается с образом библейского Бога – ведь он был враждебен Вавилону, Египту и Мардуку. 
* Во-вторых, Ишкур, во многих его ипостасях, всегда представлялся в качестве Бога Бурь с его знаменитыми символами молний и трезубца. 
* Как Ишкур, так и Яхве, были эмоциональны и склонны к вспышкам насилия.         Можно и дальше продолжать или детализировать этот список, но  кажется, что и сказанного достаточно, чтобы непредубежденному человеку стало ясно, что в разное время и в разных ситуациях роль Иеговы/Яхве в Библии исполняют Энки, Энлиль, Мардук, Ишкур, а иногда, возможно, и другие ануннаки.  Ветхозаветный Иегова/Яхве – это, в основном, собирательный израильтянский образ богов ануннаков!
   Может быть, здесь понимание того, что милостивый, всепрощающий Бог Нового Завета так резко отличается от сурового, гневного Бога Ветхого Завета?
Ø            Шумерский  Энлил  получил  аккадскую  форму  Эллиль, а у семитов – Эл,  Ил, Ал. 
Ø            Имя  шумерского  Творца  людей,  благоустроителя земли – Энки, получило  аккадские  аналоги:  Эйа,  Эа,  Айа!  
   Здесь уместно привести цитату из Мифологического словаря: «Образ Йахве рано слился с образом Эла (Илу)».

Для нас, в связи с  «hayah– хайа» важно, что Эл, слившись с Яхве, присвоил себе роль первопредка рода человеческого, благодетеля и благодателя, однако шумерский Энлил, являясь носителем верховной власти, к созданию людей никакого отношения не имел и к людям относился более, чем враждебно. 

Энки, брат Энлиля, – это мудрый, добрый создатель людей и их покровитель, однако он не являлся верховным богом. А в образе «Элохима» слились и верховная власть, и роль Творца - этот образ впитал в себя образы всех богов шумеро-семитского пантеона! Так, со слияния образов Бога карающего – Энлиля, и Бога дарующего, Энки /хайа, зародился «יהוה»!

ü      Мы теперь знаем, что слова «хайа» и «яхве» – это разные временные формы одного и того же глагола, переводимого на русский как «быть» или «жить». Мы знаем также, что всего одна буква, один звук, вызывает путаницу между «э», «а» и «х» – это «հ»! 
    К нашим знаниям добавим немаловажное обстоятельство – в древние времена, вплоть до создания государства Израиль, племена иудеев на иврите никогда не говорили. Народ говорил на арамейском! Ивритом владели лишь жрецы и составители священных текстов!
   На каком-то отрезке исторической памятиСоздатель и Благодетель человеческого рода 
Энки / Эа  был забыт, и неблагодарное человечество стало поклоняться Энлилю - Эллилю или Элу / Илу / Алу  (вспомним «АЛлилуйя»)!
    НО…
    Шумеры обращались к своему божеству под именем «ЭНКИ», а народы восточной    Месопотамии из семитской группы (ассирийцы и вавилоняне) называли его просто «ЭА».            
«Хетты и хурриты позднего бронзового века называли его ХАЙА.

Израильтяне, принадлежавшие к западной семитской группе тысячу лет спустя, называли этого бога ЯХ (произносилось как Йа), а также более официальным именем ЯХВЕ (произносилось как ЙАВ). Укороченный вариант имени Яхве использовался наиболее широко - он проявляется в многочисленных израильских и иудейских именах,( например Иеремия – «Йа восстает», Амасия – «Йа силен», Иосия – «Йа поддерживает», Джедедия – «возлюбленный Йа»и т.д.) и в широкоизвестных библейских выражениях, таких, как «аллилуйа» – «Йа возвеличен».

                                                                                 (Дэвид Рол  «Утраченный завет»)                                                                                  

     По хетто-хурритским предстовлениям Мир делится на три сферы: Небо, населённое богами молодого поколения («богами верха»), Земля и Подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения или древние боги. Общехурритское ядро земных богов -  Кумарби (отец богов),  Тешуб (бог грозы, шумерский Ишкур), Шавушка (иногда мужское божество) – хурритская ипостась Инана/Иштар, сестра Тешуба, богиня плодородия и любви, бог солнца Шимиге (Уту/Шамаш) и другие.
Среди древних богов подземного царства выделяются уже известные нам Алалу, Анну, Энлиль, Абаду и другие. Среди них Бог подземных вод и мудрости Хайа.
Вначале Царем Богов был Алалу, а Анну служил ему, но спустя девять лет Анну одержал победу и стал Правителем. Тогда Алалу сбежал в «подземный мир», а Кумарби стал слугой нового Правителя. Прошло девять лет, и Кумарби в свою очередь сверг Анну. Через некоторое время сторонники Анну, воглаве Тешуба объявили Кумарби войну и свергли его с трона. В «Песни об Улликумме», свергнутый Кумарби пытается отомстить и вернуть утраченную власть. Для этого, своим семенем оплодотворяет Скалу и порождает каменное антропоморфное существо - чудовищеУлликумме, призванное разрушить священный город Тешуба и низвергнуть узурпатора. По поручению Кумарби, боги несут младенца в море и кладут на плечо Убеллури - гиганта, который, стоя по пояс в море, поддерживает вселенную.  Но Улликумме рос так быстро, что скоро достиг неба. Испугавшийся Тешуб созывает богов и готовится к битве. Но и Тешуб, и другие боги были бессильны перед каменным чудовищем, которое стало угрозой  всего человечества.  Встревоженные боги собираются вместе и решают обратиться к Богу Мудрости Хайа. Тот сразу же идет к Энлилу, а затем к Убеллури и спрашивает их, знают ли они, что каменный гигант решил свергнуть Тешуба. Ответ Эллила утерян. Что касается Убеллури, то он сообщает чрезвычайно важные подробности. «Когда надо мной построили небеса и землю, я ничего не знал. Когда пришли и отделили большим ножом небеса от земли, я об этом тоже не знал. Теперь у меня немного болит плечо. Но я не знаю, кто этот бог». Тогда Хайа просит «древних богов» «открыть кладовые отцов и дедов» и принести ему старый нож, которым, в начале времен, они отделили небеса от земли. Он обрубает ноги каменному гиганту и лишает его силы, а Тешуб его низвергает.                                                
    Хетты и хуриты – древнейшие  племена Армянского нагорья, стерженьбудущего армянского этноса! 

Таким образом – шумерский Бог «ЭНКИ» (аккадский «ЭА», старовавилонский «ЭЙА»), Первенец Анну, Бог Подземных Первоночальных  Вод – Владыка АБЗУ, Бог Мудрости и Знания, Творец и Спаситель Человека, Владыка Священных МЕ, кому было поручено «очистить» светлые устья Тигра и Ефрата и из плеч которого низвергаются водные потоки Великих Рек, и есть хетто – хурритский   «ХАЙА»!







ENKI


EA



HAYA


                       




                                




   Է Ն Կ Ի    


 Հ Ա Յ Ա


  Է Ա


Է

















  В давно минувшие времена, к западу от озера Ван, была образована страна «ХАЙАССА», где «асса», означало «земля», «территория»! Здесь, в стране Энки/Хайа, Верховный и Всемогучий  Эль оказался несколько отодвинутым на второй план!
Страна армян  –  ՀԱՅՔ / ՀԱՅԱ ՍՏԱՆ  /  ХАЙА  СТАН  /  HAYA STAN
СТАН  БОГА  ТВОРЦА  ХАЙА!

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...