Как известно самые древние сведения об армянах Хоренаци заимствоал у Мар Аба Катина. Возможно, Map Аба Катина почерпнул сведения об армянах и эпо¬нимах их — Араманеак, Арамаис, Арам, Хайк и т.д. — из книги Берососа, а также из устных преданий. Во всяком случае у М.Хоренаци читаем: "Именем которого (т.е. Арама) и нашу страну назы¬вают все народы, как греки - аrmen, а персы и сирийцы - armenik -k'" (Хоренци М., кн. 1, гл. 12). Хоренаци долго говорит об Араме, приписывает ему многочисленные подвиги, которые он совершал во имя своего народа и родины.
Но известно, что Арама считают своим родоначальником и арамейцы, исчезнувший вроде бы народ. Из этого имени Арам выводятся этнические аrama -"арамейцы", что, конечно, явно персонифицировано. На арамейском языке общались жители Ближнего Востока и Месопотамии. На этом же языке, как известно, записано несколько книг Библии (из Ветхого Завета - Даниэля, Неемии, Эзры и ряд книг Нового завета).
Может быть Беросос или Мар Аба Катина под армянами разумел арамейцев и передал их историю М.Хоренаци? Ведь в определенные исторические эпохи армян не различали от арамейцев даже сами армяне, хотя арамейцы семиты, а армяне именуют себя индоевропейским народом.
Так чью же историю мы продолжаем – армян, первые упоминания о которых относятся к 24-23 веку до н.э. (см. помещенную здесь же статью «Армения в 3-ем тысячелетии» о времени самого древнего упоминания страны Армана (Арману) в текстах аккадского царя Нарам Сина и его отца Саргона) или арамейцев, чье появление в истории датируется 12 веком до н.э. и связано с Арамом?
Изложим более подробно факты, заимствованные нами из книги Н.Мкртчяна «Семитские языки и армянский», Ереван, 2005.
Очень много внимания Хоренаци уделяет Араму, прославляя его имя и называя армян сынами Арама. Но арамейцы семиты. Сам Гайк также пришел из Вавилона. В современной литературе под именем Арам обычно подразумеваются арамейские племена, которые сыграли немаловажную роль в формировании армянского народа и его языка.
Не случайно, что Арам, любимый эпический герой М.Хоренаци, в эпических рассказах гусанов выступает не только в роли вождя армянского народа, но и эпонима. Поэтому эпитет « арамазнеан» (= из рода Арама) становится равнозначным эпитету «айказнеан» (= из рода Айка). Давая определение армянскому этносу, М.Хоренаци употребляет оба эти эпитеты.
Арам одновременно обобщенный образ арамейцев в эпических рассказах гусанов. Немаловажен и тот факт, на который указывает Н. Мкртчян ( с.66), что все без исключения персонажи эпических сказаний (древнейших и средневекового эпоса «Давид Сасунский») носят семитские имена, или их имена включают семитские компоненты.
У историка Корюна армянский народ называется «асканазеан», т.е. из рода Асканаза. Специалистами установлено, что имя Асканаз - отклик киммерийских нашествий, когда в Армении появились племена Ашкенази, обосновавшиеся затем в Армянском Нагорье.(Н.М., с.68) Получается что все современные ашкенази также могут считаться армянами. Или считались армянами в то время.
Судя по клинописным источникам, арамейские племена (aramaia) распространяются по северной Месопотамии и Армянскому нагорью в се¬редине XIV века до н.э. Одно из арамейских племен - ахламу - прочно оседает в районе к югу от Алалаха. Ахламейские племена вместе с племе¬нами суту и яури вступают в союз для борьбы против ассирийского царя Арикденлу (1307-1296). Эти же племена в конце XIV века до н.э. обитали на юго-западных границах Армянского нагорья, в Кадмухи. Из анналов Ашшурвелкалы - в одном из городов страны Шубре в районе Сасунских гор. Видимо, появление семитских топонимов в Бассейне рек Евфрат -Арацани и Тигр начинается именно с этого времени, хотя появление семитских топонимов в данном ареале Армянского нагорья могло произойти и раньше, еще при аккадских факториях. В начале XII века до н.э. с политической арены сходит хеттское государство, а также начинается падение ассирийского государства. Занимаемый арамеями ареал как бы остается вне их надзора: между Ассирией и Каргамисом Образуется политический вакуум. По текстам Тиглатпаласара I (1115-1077) и преемников, а также по вавилонским текстам XII века, можно предполагать, что арамеи (aramia) прочно окружили Ассирию с трех сторон. Их проникновение происходит не военной силой, а мирной инфильтрацией. Они жили в степях Сирии, на юго-западе от среднего течения Евфрата.
В последующих веках уже упоминают арамеев, имеющих свою страну, с детерминативом KUR "страна" или beyt "дом". Например, Ашшурдан II (в 934-932) упоминает KUR Aramu, Ашшурвелкала - KUR Агате, а урартский царь Сардури (755-730) - Arime.
Топонимы, гидронимы, названия местностей - неопровержимые дока-зательства живущих в этих краях народов, которые по признаку дали окружающему миру имена на своем языке.
Постепенно разговорный арамейский (сирийский) начинает вытес¬нить из быта аккадский язык и становится главным средством общения также в южных и юго-западных районах Армянского нагорья. Как отме¬чают специалисты, к началу I тысячелетия до н.э. арамеи почти полностью поглотили более старое хурритское население Сирии и Северной Месопо¬тамии. Особенно интенсивно этот процесс развивается после падения Ас¬сирийского царства в 616-605пг. до н.э. и Вавилонского царства в 539-538гг. до н.э. "Ассирийцы и семитизированныс суварейцы постепенно сливаются в один народ", - пишет В.В.Струве (История Древнего Вос¬тока, 301-302). Иными словами, армяне арамеизировались, а арамейцы арменизировались. Но тогда армяне могли бы иметь и другой язык и другую страну. Известно, арамеоязычных или арменоязычных стран было много и назывались они по-разному.
В БИБЛИИ страна арамейцев (т.е. Арама) простиралась от арабских пустынь до Таврских гор на севере. Бывшая территория государства Митанни именуется в БИБЛИИ Aram Naharaim, при этом имеется в виду стра¬на у среднего течения реки Евфрат. (Кстати, возможный перевод с армянского «Арам первый занял это место»). См. первый выпуск нашего портала.
"В течение VI-VII BB. ДО Н.Э. ассирийские цари, завоевавшие всю Переднюю Азию, вели политику насильственной перетасовки покоренных народов с целью заново заселить разоренные их предшественниками районы Месопотамии и западные склоны Иранских гор, а также затруд¬нить взаимопонимание своих подданных и тем воспрепятствовать мятежам. Результатом явилось широкое распространение арамейского в качестве второго разговорного языка (lingua franca) по всей Передней Азии. Уже с конца VIII - начала VII BB. ДО Н.Э. староарамейскпй стал применяться в са¬мих ассирийских канцеляриях"(Дьяконов, ЯДПА). Началом армяно-ара¬мейских контактов Г.Джаукян считает VI B. ДО Н.Э., ЧТО ОШИБОЧНО. Ведь мощный поток арамейских племен давно поглотил местное население - хурритов, хеттов, армян, которые общались на разговорном арамейском языке. С этой поры арамейский стал письменным языком (Джаукян Г., ПАЯ, 476).
Арамеизация Месопотамии и прилегающих к ней стран продолжа¬лась быстрыми темпами, особенно после падения Ассирии. Но так как на этих территориях не выло сильного единого арамейского государства, в последующие годы арамейский язык не имел статуса государственного официального языка и постепенно был вытеснен местными территориаль¬ными койнэ (ПОДОБНО сиро-арабскому). Арамейское влияние распространилось и на Армению. Канцелярские и придворные переписки велись на арамейском языке. В Армении найдено более 10 надписей на арамейском языке.
Употребление "государственного арамейского" в качестве офици¬ального (или канцелярского) языка Месопотамии, Закавказья (Армения, Грузия) в Малой Азии продолжается несколько веков. В эпоху Ахеменидов (VI-IVBB. ДО Н.Э.) арамейский язык служит официальным языком Персидского государства (империи), особенно в его западной части и в Малой Азии, на Кавказе и на Среднем Востоке.
Арамеи и прочие арамеизированные народности продвигаются на север по долинам Евфрата - Тигра (Пуратту - Идиглат), по долине Арацани (Арсания). По соседству с армянами они живут очень долго.
При таких тесных контактах в течение нескольких столетий арамеизмы проникали в БЫТ армян, помимо канцелярско-административных терминов в армянский язык проникли также самые обыкновенные слова повседневной жизни, вытесняя из употребления армянские эквиваленты. Не удивительно, что слияние арамеоязычного населения с армянами при¬вело к образованию в лексике армян мощного арамейского пласта.
Сближение армян и арамейцев достигло такой степени, что между ними стираются всякие барьеры. Арамеи сливаются с армянами. Армяне стали называть себя либо "арамазнеан" - "из рода Ара¬ма, из поколения Арама", либо "айказнеан" - "из рода Айка". Это указывает на то, что арамеизация армян носила не только язы¬ковый, но и этнический характер. Часто подчеркивается происхождение армян из рода Айка и Арама по всякому поводу. Ученик Вкайасера, Киракос, в памятнике перевода "Толкования Златоуста" (XII век) говорит: "Так как сирийский язык искаженный, не соответствует нашему языку - арамейскому и айкскому ..." ("Толкова¬ние Златоуста", с. 965).
Н.Адонц, обсуждая историю образования армянского народа, под¬черкивает важность географического расположения Армении, спо-собствовавшего ассимиляции множества племен и рас: "Находясь на пе¬репутье великих народных движений, она (Армения) удерживала и впи¬тывала в свою почву много расовых течений и племенных струй" (Адонц И., АЭЮ, с. 392).
Касаясь вопроса ОБ этнических пластах Армении древнего перио¬да, Н.Адонц подчеркивает скудность дошедших до нас материалов, что не лает возможности сделать окончательные заключения по этому поводу: "Раскапывать этнические пласты до первых заселений Армении пока нет возможности. Ограничиваясь доступным нам полем исторического зре¬ния, находим, что армянская национальность сформировалась из разных не только племенных, но и расовых элементов ', - заключает он (курсив наш - Н.М.) (Адонц Н„ АЭЮ, 293).
В то же время, специалисты установили, что и антропологический тип шумеров –также арменоид, круглочерепный, с большим крупным вогнутым носом и средним сложением тела. Хурритский тип также полностью соответствует армянам. (Н. Мкртчян, с.35).
В армянском сохранились шумерские слова, которые являются результатом прямых контактов, имевших место в 3-4 тысячелетии до н.э. до аккадского влияния.
Население Армянского нагорья и по этническому составу, и по языку в этот период не могло еще быть однородным, как утверждает Страбон. Ссылаясь на Страбона, Н.Адонц заключает: "От равнин Месопо¬тамии до Черного моря, таким образом, расстилалась когда-то родствен¬ная зона (курсив наш - Н.М.), согласно свидетельству Страбона о том, что в древности имя сирийцев простиралось до Вавилонии, вплоть до Евксинского моря" (Страбон, IV I, 737-1027; Адонц Н., АЭЮ, 396).
На этом же основании Н.Адонц называет "сирийский или семит¬ский мир - арамейским'. Видимо, для этого имеются некоторые основа¬ния, но трудно согласиться с тем, что все население Армении стало гово¬рить по-арамейски. При этом он не сомневается, что население Армении до прихода киммеров и скифов было семитским, т.е. арамейским, или го¬ворило по-арамейски и стало индоевропейским позднее (т.е. стало гово¬рить на армянском языке позже).
При отсутствии достоверных данных для доказательства своей тео¬рии Н.Адонц все надежды связывает с армянским языком, подчеркивая важную, неоценимую роль анализа армянского языка: "Правдивость того и другого положения (фригийского или арамейского происхождения ар¬мян - Н.М.) может БЫТЬ доказана лишь анализом армянского языка, этого замечательного по сложности памятника" (Адонц Н., АЭЮ, 397).
Известно, что на юге Армении, при Тукульти-Нинуртс II (889-884) арамеи образовали ряд мелких государств, носивших традиционное назва¬ние Ханигальват (т.е, Митанни) (Дьяконов И., ПАН, 138-139). Эти госу¬дарства назывались Арам, их было много: Арам Нахараим, Арам Дамаск¬ский, Арам Сова, Арам Бет-рехов и т.д. Это время совпадает с гос¬подством Урарту (Биайнилп), что не могло препятствовать распростра¬нению арамейского влияния на всю территорию Армянского нагорья. По¬этому сообщение Страбона "о выработке единого языка при Зариадре и Артаксне" (Страбон, XI, 528-743) мы должны принять с некоторыми ого¬ворками. Возможно, что он и другие историки не располагали надежными сведениями, иначе Геродот не принял бы армян за выходцев из Фригии, а Страбон не включил бы их в семитский мир, вслед за Посейдоном: "Ведь армянский, сирийский и арабский народы обнаруживают большое племен¬ное родство по языку, образу жизни и по чертам лица, особенно же в тех местах, где они живут по соседству. Известно, что Месопотамия состоит из этих трех народностей (курсив наш ~ Н.М.), и здесь-то нагляднее вы¬ступает их сходство. Если из-за климатических условий имеется некото¬рая разница, в особенности между северянами и южанами, а также ими и теми, кто живет посередине них, то общие черты все-таки преобладают. Ассирийцы и арианы также БЛИЗКИ К названным народам и друг к другу. Кажется, что и названия этих народов сходны между собой: кого мы называем сирийцами, они у самих сирийцев называются армянами и арамеями: на это имя похоже имя армян, арабов и арамеев" (Стравон, I, I, 53 = Теи. 41), (ср. с. 81 араб. в 784-1094, см. также с. 81). Иногда под термином "арабы" понимали жителей пограничных с Сирией и Месопотамией стран, не отличавшихся по именам собственным от синхронных арамейских имен. В Вавилонских текстах ахеменидского периода арабы упомянуты арамейскими именами. На этом основании существует мнение, что в действительности "арабы" раннего периода - арамеи или арабы, говоря¬щие по-арамейски.
В современной Сирии наряду с армянами-униатами есть армяне, которые называют себя сурьяни. Они принадлежат как и собственно сурьяни (арамеи-христиане) к сирийской ортодоксальной Церкви (яковитской). То есть в современном армянстве есть субэтнос, на примере которого можно проследить непосредственно родство армян и арамеев (арамеев-христиан, сирийцев).
И действительно, присутствие в Армении семитов, в том числе и арамеев, оставило свои следы в армянском языке в виде многочисленных семитских слов и топонимов (ОБ ЭТОМ СМ. "Семитские топонимы"). Г.Капанцян считает, что формирование армянского языка и армян¬ского народа происходило под сильным семитским влиянием. К такому заключению приводит его анализ топонимов доурартской Армении и ана¬лиз собственных имен арменизированных правителей: например, по его мнению, имя царя ХШв. до н.э. страны Яруватга (= Яруванда - Н.М.) -семитского происхождения (Капанцян Г., ИЛР, 2, 187, прим. 2).
Согласно Г.Капанцяну, этнический состав долины Арацани до рав¬нины Муша также мог быть семитского происхождения (ИЛР, 2, 98-99). Топонимы Армянского нагорья также подтверждают этот факт (см. Топо¬нимы).
В то же время подчеркивается важная роль армянского языка не только при изучении этногенеза армянского народа, но и истории соседних народов: "Ведь армянский язык с его огромным накоплением из раз¬ных этноязыковых источников, как живое детище культурного субстрата аборигенов древнего Ближнего Востока, его азианического мира, таит в себе сотни и тысячи таких лексических этимологий и влияний..." (Капанцян Г., ИЛР, 2, 304).
Иными словами, армянский язык, как и армянская нация находятся на стыке трех и более языковых и расовых семей, как минимум, семитской, индоевропейской, кавказской.
Но известно, что Арама считают своим родоначальником и арамейцы, исчезнувший вроде бы народ. Из этого имени Арам выводятся этнические аrama -"арамейцы", что, конечно, явно персонифицировано. На арамейском языке общались жители Ближнего Востока и Месопотамии. На этом же языке, как известно, записано несколько книг Библии (из Ветхого Завета - Даниэля, Неемии, Эзры и ряд книг Нового завета).
Может быть Беросос или Мар Аба Катина под армянами разумел арамейцев и передал их историю М.Хоренаци? Ведь в определенные исторические эпохи армян не различали от арамейцев даже сами армяне, хотя арамейцы семиты, а армяне именуют себя индоевропейским народом.
Так чью же историю мы продолжаем – армян, первые упоминания о которых относятся к 24-23 веку до н.э. (см. помещенную здесь же статью «Армения в 3-ем тысячелетии» о времени самого древнего упоминания страны Армана (Арману) в текстах аккадского царя Нарам Сина и его отца Саргона) или арамейцев, чье появление в истории датируется 12 веком до н.э. и связано с Арамом?
Изложим более подробно факты, заимствованные нами из книги Н.Мкртчяна «Семитские языки и армянский», Ереван, 2005.
Очень много внимания Хоренаци уделяет Араму, прославляя его имя и называя армян сынами Арама. Но арамейцы семиты. Сам Гайк также пришел из Вавилона. В современной литературе под именем Арам обычно подразумеваются арамейские племена, которые сыграли немаловажную роль в формировании армянского народа и его языка.
Не случайно, что Арам, любимый эпический герой М.Хоренаци, в эпических рассказах гусанов выступает не только в роли вождя армянского народа, но и эпонима. Поэтому эпитет « арамазнеан» (= из рода Арама) становится равнозначным эпитету «айказнеан» (= из рода Айка). Давая определение армянскому этносу, М.Хоренаци употребляет оба эти эпитеты.
Арам одновременно обобщенный образ арамейцев в эпических рассказах гусанов. Немаловажен и тот факт, на который указывает Н. Мкртчян ( с.66), что все без исключения персонажи эпических сказаний (древнейших и средневекового эпоса «Давид Сасунский») носят семитские имена, или их имена включают семитские компоненты.
У историка Корюна армянский народ называется «асканазеан», т.е. из рода Асканаза. Специалистами установлено, что имя Асканаз - отклик киммерийских нашествий, когда в Армении появились племена Ашкенази, обосновавшиеся затем в Армянском Нагорье.(Н.М., с.68) Получается что все современные ашкенази также могут считаться армянами. Или считались армянами в то время.
Судя по клинописным источникам, арамейские племена (aramaia) распространяются по северной Месопотамии и Армянскому нагорью в се¬редине XIV века до н.э. Одно из арамейских племен - ахламу - прочно оседает в районе к югу от Алалаха. Ахламейские племена вместе с племе¬нами суту и яури вступают в союз для борьбы против ассирийского царя Арикденлу (1307-1296). Эти же племена в конце XIV века до н.э. обитали на юго-западных границах Армянского нагорья, в Кадмухи. Из анналов Ашшурвелкалы - в одном из городов страны Шубре в районе Сасунских гор. Видимо, появление семитских топонимов в Бассейне рек Евфрат -Арацани и Тигр начинается именно с этого времени, хотя появление семитских топонимов в данном ареале Армянского нагорья могло произойти и раньше, еще при аккадских факториях. В начале XII века до н.э. с политической арены сходит хеттское государство, а также начинается падение ассирийского государства. Занимаемый арамеями ареал как бы остается вне их надзора: между Ассирией и Каргамисом Образуется политический вакуум. По текстам Тиглатпаласара I (1115-1077) и преемников, а также по вавилонским текстам XII века, можно предполагать, что арамеи (aramia) прочно окружили Ассирию с трех сторон. Их проникновение происходит не военной силой, а мирной инфильтрацией. Они жили в степях Сирии, на юго-западе от среднего течения Евфрата.
В последующих веках уже упоминают арамеев, имеющих свою страну, с детерминативом KUR "страна" или beyt "дом". Например, Ашшурдан II (в 934-932) упоминает KUR Aramu, Ашшурвелкала - KUR Агате, а урартский царь Сардури (755-730) - Arime.
Топонимы, гидронимы, названия местностей - неопровержимые дока-зательства живущих в этих краях народов, которые по признаку дали окружающему миру имена на своем языке.
Постепенно разговорный арамейский (сирийский) начинает вытес¬нить из быта аккадский язык и становится главным средством общения также в южных и юго-западных районах Армянского нагорья. Как отме¬чают специалисты, к началу I тысячелетия до н.э. арамеи почти полностью поглотили более старое хурритское население Сирии и Северной Месопо¬тамии. Особенно интенсивно этот процесс развивается после падения Ас¬сирийского царства в 616-605пг. до н.э. и Вавилонского царства в 539-538гг. до н.э. "Ассирийцы и семитизированныс суварейцы постепенно сливаются в один народ", - пишет В.В.Струве (История Древнего Вос¬тока, 301-302). Иными словами, армяне арамеизировались, а арамейцы арменизировались. Но тогда армяне могли бы иметь и другой язык и другую страну. Известно, арамеоязычных или арменоязычных стран было много и назывались они по-разному.
В БИБЛИИ страна арамейцев (т.е. Арама) простиралась от арабских пустынь до Таврских гор на севере. Бывшая территория государства Митанни именуется в БИБЛИИ Aram Naharaim, при этом имеется в виду стра¬на у среднего течения реки Евфрат. (Кстати, возможный перевод с армянского «Арам первый занял это место»). См. первый выпуск нашего портала.
"В течение VI-VII BB. ДО Н.Э. ассирийские цари, завоевавшие всю Переднюю Азию, вели политику насильственной перетасовки покоренных народов с целью заново заселить разоренные их предшественниками районы Месопотамии и западные склоны Иранских гор, а также затруд¬нить взаимопонимание своих подданных и тем воспрепятствовать мятежам. Результатом явилось широкое распространение арамейского в качестве второго разговорного языка (lingua franca) по всей Передней Азии. Уже с конца VIII - начала VII BB. ДО Н.Э. староарамейскпй стал применяться в са¬мих ассирийских канцеляриях"(Дьяконов, ЯДПА). Началом армяно-ара¬мейских контактов Г.Джаукян считает VI B. ДО Н.Э., ЧТО ОШИБОЧНО. Ведь мощный поток арамейских племен давно поглотил местное население - хурритов, хеттов, армян, которые общались на разговорном арамейском языке. С этой поры арамейский стал письменным языком (Джаукян Г., ПАЯ, 476).
Арамеизация Месопотамии и прилегающих к ней стран продолжа¬лась быстрыми темпами, особенно после падения Ассирии. Но так как на этих территориях не выло сильного единого арамейского государства, в последующие годы арамейский язык не имел статуса государственного официального языка и постепенно был вытеснен местными территориаль¬ными койнэ (ПОДОБНО сиро-арабскому). Арамейское влияние распространилось и на Армению. Канцелярские и придворные переписки велись на арамейском языке. В Армении найдено более 10 надписей на арамейском языке.
Употребление "государственного арамейского" в качестве офици¬ального (или канцелярского) языка Месопотамии, Закавказья (Армения, Грузия) в Малой Азии продолжается несколько веков. В эпоху Ахеменидов (VI-IVBB. ДО Н.Э.) арамейский язык служит официальным языком Персидского государства (империи), особенно в его западной части и в Малой Азии, на Кавказе и на Среднем Востоке.
Арамеи и прочие арамеизированные народности продвигаются на север по долинам Евфрата - Тигра (Пуратту - Идиглат), по долине Арацани (Арсания). По соседству с армянами они живут очень долго.
При таких тесных контактах в течение нескольких столетий арамеизмы проникали в БЫТ армян, помимо канцелярско-административных терминов в армянский язык проникли также самые обыкновенные слова повседневной жизни, вытесняя из употребления армянские эквиваленты. Не удивительно, что слияние арамеоязычного населения с армянами при¬вело к образованию в лексике армян мощного арамейского пласта.
Сближение армян и арамейцев достигло такой степени, что между ними стираются всякие барьеры. Арамеи сливаются с армянами. Армяне стали называть себя либо "арамазнеан" - "из рода Ара¬ма, из поколения Арама", либо "айказнеан" - "из рода Айка". Это указывает на то, что арамеизация армян носила не только язы¬ковый, но и этнический характер. Часто подчеркивается происхождение армян из рода Айка и Арама по всякому поводу. Ученик Вкайасера, Киракос, в памятнике перевода "Толкования Златоуста" (XII век) говорит: "Так как сирийский язык искаженный, не соответствует нашему языку - арамейскому и айкскому ..." ("Толкова¬ние Златоуста", с. 965).
Н.Адонц, обсуждая историю образования армянского народа, под¬черкивает важность географического расположения Армении, спо-собствовавшего ассимиляции множества племен и рас: "Находясь на пе¬репутье великих народных движений, она (Армения) удерживала и впи¬тывала в свою почву много расовых течений и племенных струй" (Адонц И., АЭЮ, с. 392).
Касаясь вопроса ОБ этнических пластах Армении древнего перио¬да, Н.Адонц подчеркивает скудность дошедших до нас материалов, что не лает возможности сделать окончательные заключения по этому поводу: "Раскапывать этнические пласты до первых заселений Армении пока нет возможности. Ограничиваясь доступным нам полем исторического зре¬ния, находим, что армянская национальность сформировалась из разных не только племенных, но и расовых элементов ', - заключает он (курсив наш - Н.М.) (Адонц Н„ АЭЮ, 293).
В то же время, специалисты установили, что и антропологический тип шумеров –также арменоид, круглочерепный, с большим крупным вогнутым носом и средним сложением тела. Хурритский тип также полностью соответствует армянам. (Н. Мкртчян, с.35).
В армянском сохранились шумерские слова, которые являются результатом прямых контактов, имевших место в 3-4 тысячелетии до н.э. до аккадского влияния.
Население Армянского нагорья и по этническому составу, и по языку в этот период не могло еще быть однородным, как утверждает Страбон. Ссылаясь на Страбона, Н.Адонц заключает: "От равнин Месопо¬тамии до Черного моря, таким образом, расстилалась когда-то родствен¬ная зона (курсив наш - Н.М.), согласно свидетельству Страбона о том, что в древности имя сирийцев простиралось до Вавилонии, вплоть до Евксинского моря" (Страбон, IV I, 737-1027; Адонц Н., АЭЮ, 396).
На этом же основании Н.Адонц называет "сирийский или семит¬ский мир - арамейским'. Видимо, для этого имеются некоторые основа¬ния, но трудно согласиться с тем, что все население Армении стало гово¬рить по-арамейски. При этом он не сомневается, что население Армении до прихода киммеров и скифов было семитским, т.е. арамейским, или го¬ворило по-арамейски и стало индоевропейским позднее (т.е. стало гово¬рить на армянском языке позже).
При отсутствии достоверных данных для доказательства своей тео¬рии Н.Адонц все надежды связывает с армянским языком, подчеркивая важную, неоценимую роль анализа армянского языка: "Правдивость того и другого положения (фригийского или арамейского происхождения ар¬мян - Н.М.) может БЫТЬ доказана лишь анализом армянского языка, этого замечательного по сложности памятника" (Адонц Н., АЭЮ, 397).
Известно, что на юге Армении, при Тукульти-Нинуртс II (889-884) арамеи образовали ряд мелких государств, носивших традиционное назва¬ние Ханигальват (т.е, Митанни) (Дьяконов И., ПАН, 138-139). Эти госу¬дарства назывались Арам, их было много: Арам Нахараим, Арам Дамаск¬ский, Арам Сова, Арам Бет-рехов и т.д. Это время совпадает с гос¬подством Урарту (Биайнилп), что не могло препятствовать распростра¬нению арамейского влияния на всю территорию Армянского нагорья. По¬этому сообщение Страбона "о выработке единого языка при Зариадре и Артаксне" (Страбон, XI, 528-743) мы должны принять с некоторыми ого¬ворками. Возможно, что он и другие историки не располагали надежными сведениями, иначе Геродот не принял бы армян за выходцев из Фригии, а Страбон не включил бы их в семитский мир, вслед за Посейдоном: "Ведь армянский, сирийский и арабский народы обнаруживают большое племен¬ное родство по языку, образу жизни и по чертам лица, особенно же в тех местах, где они живут по соседству. Известно, что Месопотамия состоит из этих трех народностей (курсив наш ~ Н.М.), и здесь-то нагляднее вы¬ступает их сходство. Если из-за климатических условий имеется некото¬рая разница, в особенности между северянами и южанами, а также ими и теми, кто живет посередине них, то общие черты все-таки преобладают. Ассирийцы и арианы также БЛИЗКИ К названным народам и друг к другу. Кажется, что и названия этих народов сходны между собой: кого мы называем сирийцами, они у самих сирийцев называются армянами и арамеями: на это имя похоже имя армян, арабов и арамеев" (Стравон, I, I, 53 = Теи. 41), (ср. с. 81 араб. в 784-1094, см. также с. 81). Иногда под термином "арабы" понимали жителей пограничных с Сирией и Месопотамией стран, не отличавшихся по именам собственным от синхронных арамейских имен. В Вавилонских текстах ахеменидского периода арабы упомянуты арамейскими именами. На этом основании существует мнение, что в действительности "арабы" раннего периода - арамеи или арабы, говоря¬щие по-арамейски.
В современной Сирии наряду с армянами-униатами есть армяне, которые называют себя сурьяни. Они принадлежат как и собственно сурьяни (арамеи-христиане) к сирийской ортодоксальной Церкви (яковитской). То есть в современном армянстве есть субэтнос, на примере которого можно проследить непосредственно родство армян и арамеев (арамеев-христиан, сирийцев).
И действительно, присутствие в Армении семитов, в том числе и арамеев, оставило свои следы в армянском языке в виде многочисленных семитских слов и топонимов (ОБ ЭТОМ СМ. "Семитские топонимы"). Г.Капанцян считает, что формирование армянского языка и армян¬ского народа происходило под сильным семитским влиянием. К такому заключению приводит его анализ топонимов доурартской Армении и ана¬лиз собственных имен арменизированных правителей: например, по его мнению, имя царя ХШв. до н.э. страны Яруватга (= Яруванда - Н.М.) -семитского происхождения (Капанцян Г., ИЛР, 2, 187, прим. 2).
Согласно Г.Капанцяну, этнический состав долины Арацани до рав¬нины Муша также мог быть семитского происхождения (ИЛР, 2, 98-99). Топонимы Армянского нагорья также подтверждают этот факт (см. Топо¬нимы).
В то же время подчеркивается важная роль армянского языка не только при изучении этногенеза армянского народа, но и истории соседних народов: "Ведь армянский язык с его огромным накоплением из раз¬ных этноязыковых источников, как живое детище культурного субстрата аборигенов древнего Ближнего Востока, его азианического мира, таит в себе сотни и тысячи таких лексических этимологий и влияний..." (Капанцян Г., ИЛР, 2, 304).
Иными словами, армянский язык, как и армянская нация находятся на стыке трех и более языковых и расовых семей, как минимум, семитской, индоевропейской, кавказской.
Комментариев нет:
Отправить комментарий