воскресенье, 24 августа 2014 г.

Чаша Грааля находится в Западной Армении

Страна духовных устремлений человечества

 

"А в храме том сосуд есть силы дивной…" О Чаше Грааля на протяжении тысячелетий сказано и написано много. Духовные сыны отправлялись на ее поиски в разные концы света.О ней слагали легенды и предания, свидетельствующие о местонахождении святыни в разных городах и странах, в замках, озерах и горных высях, но так никто и не нашел ее. И это естественно, если смысл и значение Чаши Грааля в духовности.Тем не менее само понятие "Чаша Грааля – Святой Грааль" всегда пытались наполнить и другим содержанием. По одной из версий, это Чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал Кровь Иисуса Христа – Царя Небесного. "Сангрил" переводится как королевская, царская кровь. В армянской церкви - Такавори ванк (Царская церковь) - хранилась табличка с надписью, сделанной рукой прокуратора Иудеи Понтия Пилата - "Иисус Христос Царь Иудейский". В монастыре Аракелоцванк хранились гвозди, коими был пригвожден Спаситель на Кресте, копье, которым был пронзен Господь. В Армении в разных церквах и монастырях в средокрестиях многих крестов (Ашота Железного и т.д.) хранятся частички Креста, на котором был распят Иисус Христос. В монастыре Ахберкванк находился сосуд, в который Иосиф Аримафейский собрал Благородную Кровь Господа. И его во многих случаях именуют Чашей Грааля. "Грааль под древним Рослином вас ждет, Сосуд и меч там охраняют вход. Украшенная мастерской рукой, Нашла она под звездами покой". Рослин – название меридиана "Линия Розы".На этом меридиане, протянувшейся с севера на юг, стоит часовня Рослин, в которой, согласно одной из версий, и находится Чаша Грааля. В ХI-XII вв. в Европе особенно остро проявился интерес к Чаше Грааля, чему способствовали слухи о христианском государстве на Востоке.Европейцам стало известно о "некоем древнем христианском государстве на Востоке,.. что там правит восточный властелин, который был связан со многими историческими лицами и конкретными фактами". Тысячи людей в рядах крестоносцев как паломники устремились на Восток, где они встретились с верой в единого Бога, терпимостью и человеколюбием. Крестоносцы и паломники рассказывали о христианском государстве на Востоке – родине всех духовных ценностей. Так распространилось и сказание о Граале, которое влилось в духовную традицию Европы. В хронике Оттона Фрейзингенского от 1145 года упоминается сирийский епископ из Габалы, который рассказывает о царстве, находящемся рядом с Персией, где весь народ исповедует христианство. Двадцать лет спустя Альберик в своей хронике от 1165 года повторяет эту историю, рассказывая об удивительных письмах, которые по содержанию напоминают письма армянского царя Абгара - первого венценосца мира, уверовавшего в Иисуса Христа еще при Его земной жизни и хранившего в городе Эдессе прижизненное Его изображение, сделанное мастерской рукой секретаря и искусного придворного живописца Анания. Это государство и Чашу Грааля искали на протяжении столетий, что называется, "всем миром". Давались разные описания искомого, назывались разные направления света, самые неожиданные страны. Согласно преданиям, где-то на Востоке среди гор обитает духовно могущественный владыка и народ - хранитель Чаши, "которая охраняет от смерти и очищает души". Но среди многочисленных повествований, поисков и догадок иногда проскальзывает луч истины. Есть такое описание страны, где хранится Чаша: "…страна находится вблизи рая, который Бог отделил от мира высокой горой, светлой и блестящей, как стекло, и которая возносится так высоко, что преодолеть ее человеку не по силам. Даже птицы не могут взлететь на такую высоту". На Западе, особенно среди рыцарей Круглого стола короля Артура, молва о Чаше Грааля воспламенила много сердец и вызвала неудержимое стремление найти ее. Рыцари странствовали по всему свету, но Святой Чаши так и не нашли. "Далеко на Востоке пребывает Грааль, скрытый его хранителями", - таков эпилог возвышенной поэмы Альбрехта фон Шарфенберга "Новый Титурель", созданной им в XIII веке. Еще Вольфрам фон Эшенбах в конце своей поэмы о Парцифале говорит, что Грааль остается скрытым для человеческого ока и по сей день; многие со всех концов света старались овладеть им в борьбе, но безуспешно, ибо достичь этого может лишь тот, кого изберет Сам Бог. В немецком рыцарском эпосе о Лоэнгрине, воскрешенном благодаря одноименной опере Рихарда Вагнера, повествуется, что Грааль хранится среди неизвестных высоких и широко раскинувшихся гор в краю святом, в далеком горнем царстве…" Правда, есть мнение, что речь идет о Гималаях. Что же заставляет снова и снова возвращаться к поискам Чаши Грааля?Желание вернуться к истокам, спасти человечество Граалем, высшее духовное озарение?Ведь все, кто обращались к этой теме, рисовали в своем воображении древнего божественного царя-священника, который правит безгрешным и счастливым народом, бессмертным благодаря чудотворной святыне, именуемой Святым Граалем. "Грааль …пришел в Европу с острова высочайших гор Азии, Гималаев, прародины человечества и всех религий, распространяя свет знания среди западных народов, и по исполнении своей миссии вновь вернулся в далекий восточный край, где, как и прежде, хранится в некоей твердыне на высоких горах..."  На Востоке сконцентрированы мощные духовные традиции и опыт. Восток по праву считается колыбелью древнейшей Мудрости, прародиной религий, прамонотеизма и великих идей, где на заре распространения Святого Писания люди проявляли безмерное благоговение и преданность Учению. Здесь же, на Востоке, в Армении, с I века хранились общечеловеческие ценности, христианские святыни, а с ними и приверженность Спасителю, Учение Которого стало водителем жизни каждого и наставником в знании. Столетие за столетием созерцание этих святынь и присутствие их в армянских храмах и монастырях способствовали очищению людей от грехов, наделению их благими качествами. Воспитывались люди со светлым спокойным характером, не вызывавшие ни порицания, ни лести, являвшиеся живым укором грешникам. Сколько их было этих великих подвижников Духа! Григор Лусаворич, Месроп Маштоц, Саак Партев, Анания Ширакаци, Ованес Одзнеци, Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали, Есаи Ничеци, Нерсес Мшеци, Иоанн Воротнеци... разве перечислишь всех тех, кого вдохновляло величие и слава веры, овеявшей их землю и предков с первых веков христианства!Дух их воспарил столь высоко, что они силой преданности Богу были способны слышать "бесплотный голос", постигать высшие истины. Их тела служили лишь обиталищем мощного Духа.И после ужасающих войн и разорения страны они силой Духа вели свой народ дальше, обучая и просвещая, поддерживая его духовные устремления и сохраняя тем самым эту страну обетованную. В 1356 году Иоганн Мондевиль дал интересное описание своего путешествия, вспоминая об идеальном христианском царстве вблизи рая.Около 1489 года Иоганн Гессе в "Итинерариусе" пишет о царстве "до самых крайних пределов земли, включая и земной рай, который находится на вершине огромной горы Эдем, настолько крутой, что взойти на нее невозможно. По вечерам, когда солнце заходит за гору, видна очень прозрачная и красивая стена рая". Обратимся к Священному Писанию: "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке… Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной – Фисон…Имя второй реки Гихон…Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат". Лишь люди с особым складом ума тонко реагируют на неслышимые и невидимые явления и быстрее воспринимают отвлеченные метафизические истины.Известно, что в 11 км от Муша, в ущелье реки Меграгет, окруженном горами Армянского Тавра, некогда стояли три знаменитых чудотворных монастыря, основанные первыми апостолами, доставившими в Армению Святые реликвии. Сосуд с Благородной Кровью Иисуса Христа, истекшей из Его межреберья и собранной Иосифом Аримафейским, снявшим Господа с Креста, апостол Фаддей поместил в монастыре Ахберк (Вандирванк, Агберек), в комплекс которого входили храмы – Спасителя, Святой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.Этот монастырь наряду с другими, хранящими христианские святыни, находился под неусыпным вниманием и покровительством Григора Лусаворича, превратившего его в культурно-религиозный центр с семинарией, скрипторием и богатой библиотекой, куда приходили паломники из разных стран мира. О значимости содержащейся в монастыре Святыни свидетельствует и тот факт, что с V века там заседал Совет епископов.Невзирая на все бедствия, выпавшие на его долю во время вражеских набегов и разорений, монастырь оставался местом паломничества христиан всего мира вплоть до трагических событий 1915 года. Западная Армения – наследница и хранительница большинства христианских реликвий - таила в себе и ту самую Сокровенную Святыню, которую искали по всему миру в разные времена. Сегодня спасение общечеловеческих ценностей и священная память о них должны находиться в центре внимания всего христианского мира. 

Мэри ЧОЛАКЯН, «Голос Армении» 

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...