В Эдессе раздавалось пение менестрелей, прерываемое рыцарскими поединками на ристалище. В заевфратских владениях армянского князя Тороса пышно праздновали свадьбу княжны Арты и одного из предводителей Первого крестового похода Балдуина Буйонского. Спустя два года гордая армянка стала первой королевой Иерусалима. Но даже высокий титул не гарантировал ей счастья — Арте, отданной на заклание большой политики, пришлось пройти через тяжелые испытания.
«Мольбами и увещеваниями [папа] побуждал восстановить силу веры, мужественно подняться на одоление дьявольских козней и попытаться надлежащим образом вернуть Святой Церкви ее почетное положение, жестоко ущемленное нечестивцами...»Фульхерий Шартрский «Иерусалимская история», XIIв.В ноябре 1095г. во Францию прибыл Папа Римский Урбан II. На Клермонском соборе он объявил о намерении оказать помощь восточным братьям-христианам, изнывающим под мусульманским игом. Рыцари, вняв призыву, дали обет отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Тем более что победа на Востоке прочила им не только вечную награду на небесах, но и ощутимые земные выгоды. Расплодившаяся рыцарская голытьба из уст в уста передавала слова папы, что Иерусалим — это центр земли, край невероятно плодородный, одним словом, второй рай.
Смерть Тороса. Миниатюра
Первый поход против неверных начался под стенами Константинополя, куда подошли четыре крестоносные армии. Одну из них — большое феодальное ополчение из Лотарингии и с правобережья Рейна — возглавляли правитель Нижней Лотарингии герцог Готфрид IV Буйонский (Godefroi de Bouillon) и его братья Евстафий и Балдуин. Осенью 1097 года Балдуин Буйонский отделился на подходе к Тавру от основных сил крестоносцев и с боями вступил в Киликию. Здесь он внял своему советнику, армянину Баграту (Панкрасу), и решил продолжить наступление на восток. Именно огромное желание приобрести земли и было для Балдуина, не имевшего владений на родине, главным стимулом для участия в Священной войне. И даже когда, покорив Антиохию — один из наиболее значительных городов Восточного Средиземноморья, — крестоносцы встали «на стезю Святого Гроба» (так называли тогда путь паломников в Иерусалим), Балдуин остался за Евфратом. Он решил установить свое господство на территории, разделенной между армянскими феодалами. Тогда-то рыцаря и призвал на помощь князь Эдессы Торос. Он послал епископа города и двенадцать старейшин просить Балдуина спуститься в Эдессу и защитить город от набегов турок. Лотарингец помог армянскому князю, который в знак благодарности усыновил его. Женитьба же на девушке из армянского княжеского рода (первая супруга крестоносца скончалась за месяц до свадьбы в Эдессе) была тонким дипломатическим ходом тщеславного рыцаря. Ведь в его планы входило возглавить графство Эдесское, а большинство жителей этих земель, ставших одним из четырех фьефов (земельных угодий) европейцев на Востоке, были армяне. Интересно, что ни одна армянская рукопись не упоминает об этом союзе — сведения содержатся лишь во французских источниках. При этом нигде в них не указано имя невесты — Арта. Его стали использовать после того, как неведомо откуда в 1733 году оно всплыло в труде Себастьяна Паули (Codice diplomatico del sacro militare ordine Gerosolimitano oggi di Malta. 1733, Sebastiano Pauli). Кстати, для того, чтобы жениться на армянской княжне, крестоносцу пришлось… отрастить бороду. На христианском Востоке ухоженная борода всегда считалась признаком мужества и солидности. По свидетельству историка Гевонда Алишана, обнаружившего этот факт в латинских источниках, такое условие выдвинул отец невесты. Заодно он обещал будущему зятю 60 000 золотых, 17 000 из которых выплатил в день венчания. Интересно, что, когда через год Балдуин промотал эти деньги, он прибег к шантажу — пригрозил сбрить бороду. Тесть, дабы сберечь честь дочери, выдал ненасытному родственнику еще 33 000 золотых.
Правитель Нижней Лотарингии герцог Готфрид IV Буйонский
«Поддерживайте Церковь и порядки ее и следите, чтобы десятина Господу со всех обрабатываемых земель регулярно вносилась, а не продавалась или утаивалась».Фульхерий Шартрский «Иерусалимская история», XIIв.Балдуин Буйонский стал полновластным хозяином Эдессы в марте 1098-го, когда в результате заговора жителей города Торос был убит. А еще через два года лотарингец взошел на престол Иерусалимского королевства. Передав бразды правления графством своему дальнему родственнику Балдуину де Буржу, супруг Арты отправился в Святой город. Ему предстояло вступить в наследственные права после смерти Готфрида, провозглашенного летом 1099г. некоронованным правителем королевства Иерусалимского. В пятницу 15 июля 1099г., спустя три года после начала похода, крестоносцы взяли штурмом Иерусалим. По свидетельству французского историка XII века Гийома архиепископа Тирского (Guillaume de Туr), они вступили туда с толпой всадников и пеших воинов и, не щадя никого, перекололи всех мечами и залили город кровью. «Произошло же это по справедливому указанию Господню, чтобы те, кто осквернял святыню своими суеверными обрядами и сделал ее чужой верному народу, собственной кровью очистили ее и искупили свое преступление смертью». Восемью днями позже Готфрид Буйонский принял титул «Защитника Гроба Господня» (Advocatus Sancti Sepulchri). Готфрид тогда предпочел именоваться бароном — он отказался короноваться в городе, где Христос был увенчан терновым венцом. Балдуин Буйонский был не столь щепетилен, и в ноябре 1100 года его короновали в базилике Рождества в Вифлееме.
Отречение Арты. Миниатюра, Французская национальная библиотека
Кстати, его законная супруга Арта не присутствовала на церемонии — первая королева Иерусалима находилась тогда в Яффе, одном из главных палестинских портов (именно сюда приходили корабли с паломниками, направляющимися в Иерусалим). Арта оставалась в Яффе еще как минимум 2 года. Здесь она узнала о бедственном положении франков во время первой битвы при Рамле (1101г.). Эта крепость на дороге из Иерусалима в Аскалон служила форпостом египтян, периодически атакующих королевство. И хотя ценою больших потерь крестоносцам тогда все-таки удалось одержать победу над арабами, вторую битву — 1102 года — войска Балдуина I проиграли. До Арты даже дошли слухи о смерти супруга, которые оказались несколько преувеличенными.
«Как тот, кто сам попирает мир, сможет умиротворить [других]? А ежели у кого грязные руки, как он сможет очистить прочих от скверны?»Фульхерий Шартрский «Иерусалимская история», XIIв.Отношения королевской четы складывались напряженно — где-то между 1102 и 1108гг. Балдуин I развелся со своей армянской женой. По мнению историков, этому могли быть две причины: жажда пополнить казну богатым приданым очередной жертвы или загубленная репутация королевы.
Портрет Балдуина I. Версаль, залы крестоносцев
Однажды судно, на борту которого находилась Арта, ветром отнесло к острову, «населенному варварами». После того как королева вырвалась из их рук, Балдуин не только отдалил ее от королевского ложа, но и поместил в монастырь блаженной Анны к северу от Храма Господня. Он заподозрил, что добродетель королевы была поругана. Впрочем, Арта не долго пробыла в католической обители. С высочайшего соизволения царственного супруга она переехала к родственникам в Константинополь, где, по официальной версии, «вела дурной образ жизни». С другой стороны, у английского историка той эпохи Уильяма из Мальмсбери есть любопытная фраза, позволившая историкам выдвинуть гипотезу о… гомосексуальной ориентации короля: оказывается, Балдуин I Иерусалимский «до ужаса боялся объятий жены». Однако это не помешало ему в 1113г. жениться в третий раз. Впрочем, отношения Балдуина с богатой и влиятельной графиней Аделаидой Сицилийской — вдовой нормандского графа Рожера I и матерью Рожера II — окрестили адюльтером. Дело в том, что развод Балдуина и Арты не имел юридической силы: «пока смерть не разлучит их», законной женой короля будет считаться армянка. Кроме того, франкских баронов никак не устраивала перспектива оказаться под сицилийским протекторатом — один из пунктов брачного контракта гласил, что, если от союза не родится наследник, Иерусалимское королевство перейдет к сыну Аделаиды. В 1117г. серьезно больной Балдуин уступил требованию своих подданных и, изгнав Аделаиду Сицилийскую, примирился с Артой. Через год он скончался, не оставив наследников. И хотя его супруга и первая королева Иерусалима — Арта, дочь Тороса, — так и не вернулась в Святой город, армянское присутствие на иерусалимском престоле не прервалось. Арту на троне сменила еще одна армянка — Морфа — дочь Габриела, могущественного князя города Мелитены (Передняя Азия).
СправкаИстория Армянского Иерусалима и отношений армян с крестоносцами собрана по крупицам Гевондом Алишаном, Левоном Тер-Петросяном, Жераром Дедеяном, Майклом Стоуном, Клод-Арменом Мутафяном, Геворгом Хиндляном и другими учеными. Армяне в Святом городе появились очень давно — древность общины подтверждают мозаики с армянскими надписями, с большой вероятностью датируемые V веком. Они были обнаружены в конце XIX века в северной (рядом с Дамасскими воротами) и восточной (на горе Олив) частях города. Кстати, это древнейшие из известных на сегодняшний день армянских надписей. Там же была найдена и греческая надпись, указывающая на существование армянского монастыря, сегодня она хранится во Франции — в Лувре.
Согласно Анастасу Вардапету (начало VIII века) и другим армянским источникам, на Святой земле насчитывалось 77 армянских церквей, а в латинском тексте De casis Dei vel Monasteris указан существовавший в Иерусалиме в 808 году монастырь Святого Иоанна, которым управляли шестеро представителей армянского духовенства. О жизни иерусалимских армян в IX веке свидетельствуют и несколько рукописей 880 года некоего Иоанна-врача с описанием жития святого Дионисия Ареопагита (Denys l’Are´opagite).
Как и много веков назад, Армянский квартал Иерусалима сегодня занимает четвертую часть Старого города — на юго-западной части холма Сион. К югу от Ворот Давида сохранилось обширное армянское кладбище с монастырем Святого Спасителя (S. Sauveur). Как в 1320 году утверждал итальянец Марино Санудо (Marino Sanudo), в 1335-м — армянин Жак де Верон, а в конце XIV века — двое русских путешественников, поблизости от Трапезной Тайной Вечери стоял дом армянина Кайафы. С Раннего Средневековья на Святой земле в храме Святых Яковов располагается Иерусалимский армянский патриархат, права которого в Святом городе в течение многих веков документально подтверждались всеми мировыми властителями.
Согласно Анастасу Вардапету (начало VIII века) и другим армянским источникам, на Святой земле насчитывалось 77 армянских церквей, а в латинском тексте De casis Dei vel Monasteris указан существовавший в Иерусалиме в 808 году монастырь Святого Иоанна, которым управляли шестеро представителей армянского духовенства. О жизни иерусалимских армян в IX веке свидетельствуют и несколько рукописей 880 года некоего Иоанна-врача с описанием жития святого Дионисия Ареопагита (Denys l’Are´opagite).
Как и много веков назад, Армянский квартал Иерусалима сегодня занимает четвертую часть Старого города — на юго-западной части холма Сион. К югу от Ворот Давида сохранилось обширное армянское кладбище с монастырем Святого Спасителя (S. Sauveur). Как в 1320 году утверждал итальянец Марино Санудо (Marino Sanudo), в 1335-м — армянин Жак де Верон, а в конце XIV века — двое русских путешественников, поблизости от Трапезной Тайной Вечери стоял дом армянина Кайафы. С Раннего Средневековья на Святой земле в храме Святых Яковов располагается Иерусалимский армянский патриархат, права которого в Святом городе в течение многих веков документально подтверждались всеми мировыми властителями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий