Армения. Ереван. Наше первое впечатление от Армении – древняя крепость Эребуни в Ереване на холме Арин-Берд. Мы прилетели в Ереван ранним утром. Любое утро для нас – мрачное и готичное, в силу графика жизни. А тут еще ночной перелет, погода пасмурная…
Сонные и усталые, мы мечтали выспаться в теплой постели, а вместо этого потащились в Эребуни. И вот это состояние дало очень хорошее понимание, как трудно жили люди в древности. Ведь мы находились в оранжерейных условиях: всего лишь рюкзаки, всего лишь не выспались. И то мы ползем по стенам крепости, выпучив слипающиеся глаза, с единственным желанием прилечь с подветренной стороны. А древние строили эту крепость и жили в ней в условиях регулярных войн и просто стычек, голодали, мерзли, болели, недосыпали. Они жили в состоянии постоянного физиологического и психологического напряжения, с чрезвычайным упорством совершая ежедневный духовный и физический труд, граничащий с подвигом. Сейчас мы понимаем, что именно потому, что нам было физиологически трудно в Эребуни, нам удалось по-особому почувствовать это место.
«Эребуни́ (Ирпуни́, Ирепуни́, урартского er-bu-ú-ni, арм. Էրեբունի) — древний город государства Урарту, развалины которого расположены на холме Арин-Берд на окраине современного Еревана в Армении. Эребуни был основан царём Урарту Аргишти I в 782 году до н. э. в качестве опорного пункта для закрепления урартов в Араратской долине».
«Внешняя крепостная стена состояла из сложенного из базальтовых камней (иногда в качестве камней фундамента использовался также туф) цоколя высотой 2 метра и стены, сложенной из кирпича-сырца, высотой около 7 метров. Крепостная стена была усилена через каждые 8 метров контрфорсами пятиметровой ширины. В некоторых местах общая высота стен достигала 12 метров. Для скрепления камней и сырцового кирпича использовался глиняный раствор. Вокруг крепостных стен с внешней стороны была сделана отмостка, дополнительно укрепляющая фундамент и позволяющая охранникам делать обходы крепости».
Памятник Аргишти I из красного туфа в Ереване.
«В период правления Аргишти I Урарту находилось в зените своего могущества. Завоевания отца Аргишти I, Менуа, перерезали пути стратегических поставок железа и лошадей из Малой Азии в Ассирию, что придало Урарту важное преимущество перед соседней Ассирией. Былое могущество Ассирии в Передней Азии перешло, таким образом, к Урарту. Аргишти I, однако, не пытался завоевать Ассирию, а лишь успешно отражал её попытки вернуть себе потерянные торговые пути. Кроме этого, Аргишти I предпринял ряд успешных походов в страну Мана, которая надолго попала под урартское влияние, а также существенно продвинул границы Урарту в Закавказье. Здесь во время правления Аргишти I был основан город Аргиштихинили на месте современного Армавира и город-крепость Эребуни на холме Арин-Берд вблизи современного Еревана, первоначальное население которого составили пленные «страны Хати». Крепость Эребуни использовалась в дальнейшем урартскими войсками для походов вглубь района озера Севан.
Сила урартского оружия периода правления Аргишти I обеспечила стабильность внутри страны. Огромный объём строительства оросительных каналов, проделанный отцом Аргишти I, Менуа, и внутренняя стабильность способствовали развитию сельского хозяйства Урарту и обогащению страны. По-видимому, основная активность Аргишти I была сосредоточена в Закавказье, на территории современной Армении — именно здесь было обнаружено двенадцать из известных девятнадцати надписей Аргишти I. Возможно, в городах Аргиштихинили и Эребуни существовали резиденции Аргишти I. На территории Закавказья Аргишти I продолжил деятельность своего отца — развивал сельское хозяйство, сажал виноградники, проводил оросительные каналы».
Мы не поленились и нашли знаменитую табличку (или ее копию?) об основании крепости Эребуни. Табличка была найдена в 1950-м году, примерный перевод гласит:
«Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы».
В силу нашего скромного кругозора, нам показалось, что это клинопись – наиболее ранняя из известных систем письма. Потом почитали — да, это действительно Урартская клинопись.
Храм бога Халди и храм «Суси» — жемчужины крепости Эребуни! Такой стиль – перисти́ль был очень распространен в Древнем Риме и Греции, Египте и Персии. По своей сути, это открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Основания колонн на переднем плане – остатки персидского большого зала – ападаны.
Храм бога Халди.
«Храм бога Халди в Эребуни примечателен тем, что является самой крупной хотя бы частично сохранившейся урартской храмовой постройкой. Храм бога Халди был заложен Аргишти I, о чём свидетельствует обнаруженная в 1968 году частично сохранившаяся клинописная табличка. Храм состоял из четырёх частей: подсобной комнаты 7,2 × 7,2 м, большого зала 7,2 × 37,0 м, квадратной башни с лестницей и перистильного П-образного двора. Пол большого зала в отличие от других помещений был выложен из деревянных дощечек, напоминающих паркет. Перистильный двор храма – уникальное для урартской архитектуры сооружение, хотя типичное для архитектуры других древневосточных культур. Крышу двора поддерживали 12 колонн, под полом, вымощенным мелким булыжником, была обустроена система отвода сточных вод. Башня с лестницей отдаленно напоминала небольшой месопотамский зиккурат, весь храм был ориентирован по диагонали к сторонам света, что также согласуется с месопотамской традицией. Стены храма были расписаны настенными рисунками, преимущественно на голубом фоне. В ахеменидский период половина храма богу Халди использовалась для хозяйственных нужд, а другая половина стала частью крупной ападаны».
Архитектура храма «Суси»
«Храм «Суси» представляет собой прямоугольное помещение с внутренними размерами 5,05 × 8,08 м, внешними 10,00 × 13,45 м, площадью 40 кв. метров, и был, очевидно, предназначен лишь для небольшого числа посетителей. Храм был расположен строго по диагоналям к сторонам света, что характерно для храмов Месопотамии. В глубине помещения размещался жертвенник. Освещался храм через верхнее отверстие, которое также использовалось для отвода дыма от жертвенного костра. Внутренние стены храма были украшены настенными росписями. В храме был один дверной проём, по обеим сторонам которого остались клинописные надписи царя Аргишти I о закладке сооружения. Фундамент храма выполнен из более крупных и тщательнее вытесанных блоков, чем другие фундаменты Эребуни, что архитектурно сближает его с урартскими крепостями на северном берегу озера Ван. В связи с этим учёные предполагают, что храм, возможно, сооружался при помощи неурартского населения Эребуни (либо, более вероятно, при помощи переселенцев из страны Хати, либо при участии местного населения страны «Аза»). В ахеменидский период храм был также перестроен в персидский храм».
«Крепость (цитадель) Эребуни имела треугольную форму и занимала вершину холма Арин-Берд высотой около 65 метров. При строительстве крепости верхушка холма была искусственно выровнена. Общая площадь цитадели составляла около 8 гектаров. Фундамент крепости был сооружён из базальтовых глыб, сложенных на выровненную скалу, составляющую основу холма. Единственный подъезд к крепости располагался у её юго-восточной части, остальные склоны Арин-Берда слишком круты. Здесь и находились главные ворота крепости, в фундаменте которых в 1958 году была обнаружена надпись Аргишти I об основании Эребуни».
«Основание города Эребуни достигло своей цели: урарты успешно обосновались в Араратской долине. Первые шесть лет Эребуни оставался единственным урартским городом в Араратской долине, но в 776 году до н. э. Аргишти I основывает Аргиштихинили — ещё один крупный город недалеко от современного Армавира. Устройство Аргиштихинили демонстрирует, что этот город решал преимущественно хозяйственные, а не военные задачи. Таким образом, уже через шесть лет после основания Эребуни урарты прочно закрепились в Араратской долине и пожинали плоды своих хозяйственных деяний. Каналы, проложенные Аргишти I обеспечили землям необходимое орошение, и плодородные земли долины стали приносить богатые урожаи. В период с 782 по 735 годы до н. э. во времена царствования Аргишти I и его сына Сардури II было построено несколько крупных зернохранилищ в Эребуни. Подобное строительство в соседнем Аргиштихинили было ещё масштабней, а за Эребуни сохранялась военная власть и сила в регионе.
Безоблачный период существования Эребуни закончился с началом заката Урарту. В 735 году до н. э. Сардури II на противоположном от Эребуни западном конце страны потерпел поражение от ассирийского царя Тиглатпаласара III. Это поражение оказалось переломным в истории Урарту. Приблизительно с 735 года до н. э. Урарту постепенно утрачивало своё могущество и свои владения. Хотя армии Ассирии, вечного соперника Урарту, никогда не проникали в урартские владения в Закавказье, последующие годы противостояния с Ассирией сильно ослабили урартскую армию. С другой стороны уже со времени царствования сына Сардури II, Русы I, участились нападения киммерийцев с северо-востока урартских владений на Араратскую долину. В результате хозяйственная деятельность в Араратской долине прекратила своё спокойное и мирное развитие, и были проведены административные реформы, затормозившие развитие и изменившие статус Эребуни и соседнего Аргиштихинили.
Тем не менее, оба города продолжали существовать, по крайней мере, до падения Ассирии (609 год до н. э.) и времени правления Русы III, сына Эримены (период правления ок. 605—595 гг. до н. э.). Позиции Урарту в бывшем центре страны, в районе озера Ван, при Русе III сильно пошатнулись, и урартский административный центр вынуждено сместился в Закавказье. Эти события ненадолго вдохнули новую жизнь в Эребуни, сохранилась надписи Русы III о строительстве новых зернохранилищ в Аргиштихили и в Эребуни.
Однако вскоре, после недолгого периода возрождения, урартская армия без боя оставляет Эребуни и столицей всё слабеющего Урарту становится другой урартский город Закавказья, Тейшебаини. Археологи, проводившие раскопки, не обнаружили ни урартского культурного слоя в крепости Эребуни, ни следов пожара или других военных разрушений. С другой стороны, при раскопках Тейшебаини было обнаружено много предметов, которые ранее хранились в Эребуни. Урартская история Эребуни на этом заканчивается, а через короткое время, лишившись военной поддержки Эребуни, погибает Аргиштихинили, затем взят штурмом и сожжён Тейшебаини, и Урартское государство перестаёт существовать».
«В крепости выделяется дворцовая часть, расположенная слева от главных ворот. Дворец Эребуни находился с юго-западной стороны крепости (с видом на гору Арарат) и, вероятно, регулярно использовался царями Урарту. На территории дворцовой части находился храм «Суси», перистильный дворик, хозяйственные помещения, которые включали две винные кладовые, заполненные карасами.
Справа от главных ворот находился внутренний двор крепости размером 14×17 метров и примыкающий к нему храм бога Халди. В состав храма входила колоннада и многоуровневое помещение башенного типа, напоминающий маленький зиккурат. В остальных секциях крепости располагались зернохранилища, другие хозяйственные помещения, а также жилища военного гарнизона, охранявшего крепость. Как и в других урартских городах, в Эребуни находились несколько винных кладовых, самая крупная из которых размером 13×38 метров вмещала 100 винных карасов. Общая ёмкость винных кладовых Эребуни составляла по разным оценкам от 750 до 1750 литров.
В Ахеменидский период храм «Суси» и храм бога Халди были перестроены в персидские сооружения: «Храм Огня» и «Ападану» соответственно, названные так археологами Эребуни за схожесть с одноименными персидскими постройками в Сузах и Персеполисе».
Крыша внутреннего помещения: деревянные балки, покрытые камышом. Это уже современная реконструкция по материалам археологических раскопок. Почувствовать историю государства Урарту можно реально. Достаточно упасть в эту дыру на каменный пол с большой высоты, особенно, если сонный и невнимательный.
«По-видимому, благодаря тому, что урарты оставили Эребуни без боя, именно в этом городе лучше всего сохранились монументальные внутренние росписи стен, следы которых были обнаружены археологами почти во всех урартских городах. Первые росписи были обнаружены в первый год раскопок, в 1950 году, в храме бога Халди. После этого археологи, исследовавшие Эребуни, проделали большую работу по сохранению упавших кусков стен и штукатурки с фрагментами росписей и по их консервации. Урартская технология окрашивания сохранила до наших дней яркую гамму красок настенных росписей. Уцелевшие оригинальные фрагменты росписей хранятся в музеях Армении, в основном в Историческом музее Армении. В музее «Эребуни», на развалинах самого Эребуни и в других музеях также выставлены многочисленные копии и реконструкции этих росписей.
Как и в других урартских крепостях, в крепости Эребуни были тщательно продуманы и организованы системы водоснабжения и водоотвода. Водоснабжение крепости обеспечивал подземный самотечный водопровод из круглых каменных труб, стыкующихся друг с другом. Внешний диаметр труб составлял 40 см, внутренний 10 см, стыки между ними заделывались глиной. Источником воды для водовода вероятно являлись источники Гарнийских гор, расположенные в 7 км от Эребуни. Остатки веток древнего урартского водопровода были обнаружены при раскопках на холме Арин-Берд. Водовод был тщательно скрыт и имел также стратегическое значение, особенно на случай осады крепости.
Также тщательно был организован отвод сточных вод из крепости. Например, в большом внутреннем дворе крепости и в перистильном дворе сохранились колодцы для сбора дождевой воды с последующим водоотводом.
Вода из водовода крепости, вероятно, не использовалась в городских кварталах города, так как её не хватало. На территории города был обнаружен каменный чан, фильтрующий воду из более загрязненных источников».
«Крепость Эребуни на холме Арин-Берд с некоторой степенью условности считается «древним ядром» современного Еревана. С одной стороны крепость Эребуни была покинута урартами в VI веке до н. э., а затем занята персами в V—IV веках до н. э. и в IV веке до н. э. окончательно заброшена.
Известно также, что после завоевания Империи Ахеменидов Александром Македонским греческий центр в Армении уже находился вблизи современного Вагаршапата, в 20 километрах от Эребуни. Таким образом, нет прямой связи между Эребуни покинутым в IV веке до н. э. и Ереваном, впервые упоминаемым в 609 году нашей эры (но, возможно, существующим с III века нашей эры).
С другой стороны, возможна этимологическая связь между словами «Ереван» («Эривань») и «Эребуни» (несмотря на первоначальное чтение «Ирпуни»), которая позволяет допустить определённую связь между Эребуни и Ереваном. Кроме этого, несомненно, культурное влияние Урарту на Армению в целом и на Ереван в частности. Исследователи также видят в перестройках Эребуни эпохи Ахеменидов и в серебряных изделиях этого времени, обнаруженных в Эребуни, следы культурного влияния Урарту на Империю Ахеменидов».
«Все археологические работы в крепости Эребуни, расположенной на вершине холма, в настоящее время законсервированы. Многие объекты крепости, включая большие участки фундаментов стен, фундаментов храмов частично реставрированы. Отдельные элементы храма бога Халди и хозяйственных помещений крепости, где наилучшим образом сохранились участки кирпичной кладки, фрагментарно реставрированы и частично реконструированы, чтобы продемонстрировать посетителям принцип их устройства в урартское время».
Авторы и составители Игорь и Лариса Ширяевы, 2009 г. Использованы материалы Источника.
Электронное СМИ «Интересный мир». 05.07.2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий