Армянский язык – один из древнейших в мире. Слышали ли вы об армянской письменности и каллиграфии? Специалистов в этой сфере крайне мало, и мы с удовольствием представляем интервью с Рубеном Малаяном, талантливым художником, дизайнером, многие годы посвятившим изучению старинных армянских манускриптов, каллиграфии и подарившим ей второе дыхание.
(интервью доступно также на английском языке)
Рубен, Вы фактически, воскресили Армянскую каллиграфию. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Откуда возник интерес к исследованию Армянской каллиграфии? С какими сложностями Вы столкнулись в процессе?
Я бы хотел быть скромнее, но в Ваших словах есть истина. Всего 5 лет назад в этой сфере фактически не было сделано ничего, поэтому я с гордостью могу сказать, что проделанная мною работа сполна оправдала себя – все больше и больше людей начинают интересоваться Армянской каллиграфией.
Все началось с того, что я получил предложение от нью-йоркского издательства представить армянскую каллиграфию в сборнике “Мировая энциклопедия каллиграфии”. Прежде я занимался каллиграфией, как Вам известно, я более 20 лет проработал графическим дизайнером. Буквы всегда были важной частью визуальной коммуникации, но я никогда до этого не уделял достаточно времени рукописным буквам. Для меня это был вызов, который я с радостью принял.
На тот момент я жил в Израиле и первое, что я решил сделать – собрать как можно больше информации. К сожалению, в интернете об этом ничего не было, но я знал, что информация есть и она разбросана по различным библиотекам. Я отправился в Иерусалим, потом в Ереван и принялся за исследование.Так что да, основная проблема с армянской каллиграфией – нехватка серьёзного исследования.

Прежде всего необходимо разграничить искусство миниатюры и каллиграфию. Первая сосредоточена на украшении букв, тогда как вторая – на их форме, начертании. Эти два вида искусств значительно пересекаются в армянской культуре, но мы должны провести разделительную линию с тем, чтобы исследовать каллиграфию как отдельную дисциплину. Если мы говорим о каллиграфии на бумаге или папирусе, наиболее ранние образцы датируются 7-8 вв н.э. Надписи на камнях и того древнее. Однако, вопрос существования армянского алфавита до Маштоца все еще открыт – по логике он должен быть, однако свидетельств мы пока не обнаружили.

Трудно писать на языке, которого не знаешь или не понимаешь. Для человека, не владеющего армянским, очень легко ошибиться в письме. Не будем забывать, что только разборчивое письмо может считаться каллиграфией, а в 36 буквах классического армянского алфавита много очень похожих друг на друга букв, поэтому нужно быть аккуратнее с их формами.
Помимо этого, каллиграфия – это искусство, которое требует высокого уровня контроля и уверенности, поэтому если ты можешь красиво писать на армянском, то скорее всего будешь красиво писать и кириллицей. Это дело практики.

В классической армянской системе образования каллиграфия преподавалась как отдельная дисциплина. Это означает, что наши предки осознавали ее важность. Насколько я знаю, она все еще преподается в Иране, хотя могу и ошибаться. Однако, учебники существуют, – это факт. Я нашел около 7-8 учебников в разных городах Европы и Востока, в том числе и в Москве, и в Новом Нахичеване. Пионерами, конечно же, были Монастыри мхитаристов в Вене и Венеции. Они основали профессиональные издательства и начали публикацию книг, журналов, религиозной и светской литературы с использованием прекрасных армянских шрифтов. Конечно, до того как стать шрифтами, буквы отрисовывались вручную.

Если мы хотим сохранить и далее развивать нашу культуру, мы должны вернуть каллиграфию в школы.
Может ли армянская каллиграфия быть интересная другим народам и получить распространение, как например, китайская, или все же нам надо для начала самим освоить красоту армянского письма?
В действительности, интерес к армянской каллиграфии за пределами нашей страны и даже нашей Диаспоры, намного больше. Этим летом я читал лекции и проводил мастер-классы по армянской каллиграфии в Польше и Румынии, и могу определенно сказать, что интерес очень большой. Армянский алфавит – это загадка, и мы должны поделиться ею с миром. При этом нужно ставить очень высокую планку, здесь очень важен уровень мастерства и нет места посредственности.
А в целом, что первичнее – типографика или каллиграфия?
Профессиональные дизайнеры знают, что буква всегда зарождается на бумаге. Каллиграфия – это корень дерева типографики. Мы экспериментируем с буквами, стараемся сбалансировать их, чтобы они общались с читателем, рассказывали историю. В рукописном тексте больше свободы, в типографике – больше ограничений.

Когда ты рисуешь совершенную линию, совершенную кривую, совершенную букву, ты чувствуешь, будто покорил новую вершину. Эта постоянная работа, постоянное стремление к совершенству притягивают и окрыляют. Чем сложнее, тем интереснее. Однако, для меня самое сложное быть в правильном состоянии души, чтобы сосредоточиться, сконцентрироваться и “заглушить” все лишнее. Нужно любить каллиграфию, только тогда все получится. И даже когда ты хорош в каллиграфии, нужно продолжать практиковаться и совершенствоваться, искать новые способы начертания тех же самых форм и никогда не прекращать учиться.
На данный момент, армянская средневековая архитектура и эпиграфические надписи, а в целом, моя культура – самый большой источник вдохновения для меня.

Никогда не останавливайтесь и стремитесь к как можно большему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий