воскресенье, 1 октября 2017 г.

АРТЕФАКТЫ ЕГИПЕТСКОГО ЦАРЯ СКОРПИОНА ВЕДУТ В ДРЕВНЮЮ АРМЕНИЮ — В. ВАГАНЯН


Как всегда в науке и в частности, в археологии, новые идеи и факты, в данном случае, раскопки приносят новые вызовы, которые ждут отклика, новые вопросы, которые требуют ответов и новые проблемы, которые нуждаются в решениях.
Египтология пытается охватить новые данные и узнать больше об обстоятельствах, которые привели к развитию рисунчатого письма. Всеобщий интерес представляет решение вопроса: появлялись ли египетские или шумерские идеограммы и иероглифы независимо, или, в конце концов, они имели связи?
А может быть у них общий источник происхождения?А если да, то где находится этот источник? Кто и как спровоцировал распространение древних изобразительных мотивов и системы рисунчатого письма?
Возможно, что шумеры, которые торговали с Египтом, использовали египетский опыт и традиции. Но возможно, что и шумерам и египтянам они достались от более развитой в культурном отношении цивилизации?
В любом случае, найденные в Абидосе артефакты царя Скорпиона (с 1985г. было раскопано приблизительно 300 фрагментов письменного материала на глиняных табличках, которые по размерам чуть больше почтовых марок), а также артефакты из города Урфа (Эдесса) и армянские наскальные рисунки позволяют в сравнительном плане выдвинуть новые подходы, идеи и интерпретации, убедительно демонстрирующие армяно-египетские культурные связи в прединастический период, высокие художественные навыки древних жителей Араратской долины, впервые изобразивших природные катаклизмы с помощью идеограмм.
Египет, Месопотамия и ДревняяАрмения: Некоторые ученые сравнивают в культурно-экономическом аспекте Египет и Месопотамию. У них выявлен общий стиль монументальной архитектуры.
Подобны цилиндрические печати, схожи декоративные образцы, показывающие переплетение фантастических животных. Поскольку нет никакого следа египетского присутствия в Месопотамии тогда, все кажется, указывает на односторонний поток идей из Месопотамии в Египет.
Поток инноваций и знаний из Месопотамии в Египет можно и необходимо рассматривать. Однако на глиняных табличках из Нехена изображены не горы Месопотамии или Турции (Чатал Хююка), а Старой Армении — библейских Араратских.
По М. Хоренаци возвращение Айка (потомка Мгера, «отца нашего, старшего») из Вавилона(Месопотамия) на землю предков (Араратские горы) и присоединение к нему, оставшихся там местных жителей, числом небольшим, выживших на родной земле, на наш взгляд, отражают фрагменты реальных событий.
Сражение Айка со своим родичем Белом — исполином, тираном, властелином мира — имплементирует древний мотив жизни, борьбы с силами зла и тьмы, победы сил добра, доминирования света.
Бел символизирует быка, олицетворяющего силы зла, тьмы. На артефакте из Урфы, а также памятнике эпохи Ванского Цартсва (Урарту) герои стоят на быках. На палетке из Нармераизображены также головы быков.
На армянском “герезманк” — место захоронения отца человекобыков, буйволов («her ез ман»). Окончание “к” трансформирует человекобыков в камень (к) – в надгробный камень, в гробницу.
В эпосе “Сасунци Давид” младший Мгер (внук старшего Мгера, сын Давида) входит с конем в скалу с намерением оставаться там до тех пор, пока люди не станут справедливее, пока земля вновь не станет “твердой, плодовитой и честной”…
Здесь вновь проявляется идея воскресения, «духовного» возрождения природы, человечества. Мгер в эпосе покоряет Запад, что также подтверждает выводы о ранних культурных связях Старой Армении и Старой Европы (Ваганян В., 2009).
Таким образом, основным источником происхождения потока ранних идей, художественных архетипов и инноваций, рисунчатого письма, которые достигли Египта пред. династического периода и Старой Европы, является не столько Месопотамия (библейский миф о Вавилоне), сколько Древняя Армения (библейский миф об Араратских горах), которая питала, в свою очередь и Месопотанию.
Лингвистические параллели: Армяно-египетские лингвистические архетипы поражают своей архаичностью и схожестью. Например, на серехе царя Скорпиона, обнаруженный на винном кувшине из Миншат-Абу-Аммар, есть надпись, которая по некоторым источникам, читается, как «Аха» — царь первой династии, так же известный как Менес.
«Аха» или “ага” на армянском — богатый, щедрый, мудрый, благородный. Другой пример: египетское имя Хор, на армянском Гор, «Her», «Hor» на армянском «отец» или «отче».
Объединение двух имен «Мер» или «Мец» (большой, старший) и «Her» формирует новое понятие — имя героя, Мгер (mer или mets + her) = Mher. Это имя героя из армянского народного эпоса «Сасунци Давид», которое в когнитивном плане есть «отче наш» или «старший отец».
Еще более поразительны подобия слов «иероглиф» и «Иераконполь» (египетского города где в гробнице покоится прах царя Скорпиона) с армянским «иер», «her» — отец или «haer» – армяне.
Мгер завоевывает Египет (Местраим – страна Старшего, Большого солнца), а его сын Мсра Мелик, рожденный от египетской царицы становится правителем Египта. Мсра Мелик пытается покорить Армению, но погибает в сражении с братом с братом Давидом, рожденным от армянской царицы.
Гор (Хор) — бог солнца, олицетворял небо и свет. Согласно одному из мифов, Гор был богом неба, а солнце и луна — его глазами. Являлся покровителем власти фараона. Сын Осириса и Исиды.
В иконографии изображался в виде священного животного сокола, в виде человека с головой сокола или в виде солнечного диска с крыльями сокола. Ипостасей Гора и богов, родословная или иконография которых берут свое начало среди представлений о солнечном соколе — более 20. Хароерис (Гор старший, Великий Гор, на армянском – “отец отца”) — изначальный бог, ранняя ипостась Гора, от которой позднее произошли другие ипостаси.
Бог света. Изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, летящим сквозь мировое пространство. Его глаза — солнце и луна. В зависимости от направления полета божества меняются время суток и времена года. Брат Осириса и Сета, сын или муж Хатхор. Харвер («Великий Хор», на армянском – “верхний, великий отец”) — одна из древнейших ипостасей. “Хорвирап” — армянская церковь с глубоким колодцем у подножия горы Арарат.
В додинастическую эпоху жители нильского побережья чтили других солнечных богов — Хора и Вера. Хор являлся богом солнца, а Вер — богом неба и света, но поскольку Вера также как и Хора изображали солнечноглазым соколом, их образы в мифологии часто сливались. Одна из ипостасей Хора постепенно отождествилась с Вером, в результате чего по мнению египтологов возникло новое божество — Харвер. “Вер” на армянском – вверх (небо), “вар” – низ (земля).

Отрывок из книги В. Ваганян: «Уникальные наскальные изображения природных катастроф(Артефакты Египетского Царя Скорпиона вновь ведут в старую Армению)


Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...