понедельник, 16 марта 2020 г.

Праотцы Кавказа: Гайос, Картлос, Бардос, Мовакан, Лек, Эрос, Кавкас, Эгрос


ЛЕОНТИ МРОВЕЛИ, грузинский историк XI века Леонти Мровели (ლეონტი მროველი) сообщает:
«У кавказских народов был единый отец по имени Таргамос, сын Таршиса, внук Иафета, сына Ноева. Среди сыновей его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого – Гайос, второго – Картлос, третьего – Бардос, четвертого – Мовакан, пятого – Лек, шестого – Эрос, седьмого – Кавкас, восьмого – Эгрос. И были эти братья героями. Но лучшим из героев тех был Гайос, ибо подобного ему ни телом, ни мощью и мужеством не было ни до потопа, ни после… Таргамос наделил Гайоса лучшей половиной своей земли. Гайос утвердился в вотчине своего отца Таргамос и овладел страной от гор Оретских на юге, до моря Гургенского на востоке и до моря Понтийского на западе, и над семью этими братьями своими был повелителем и владыкой. Все они находились во власти Гайоса» (Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. – М.: «Наука», 1979.).
Другая запись: «…у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов – у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета – сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами – Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса. 
Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока – море Гургенское, с запада – море Понтийское, юга – море Оретское и севера – гора Кавказ» (Мровели).
С Гайосом (армяне), Картлосом (грузины), Леком (лезгины, лакцы), Кавкасом (вайнахи) всё ясно, а Бардос, Мовакан и Эрос вроде бы представляют народы Кавказской Албании и Дагестана. Эгроса оспаривают грузины и абхазцы. Грузины Эгроса считают этнархом мингрелов, с чем не согласны абхазцы, мол, Мровели подразумевал также их. Древнеармянские источники егер или егерацик называли население Западной Грузии… Не стану углубляться в дискуссию, т.к. я не профессионал-историк, а всего лишь наблюдатель, а тут профессионалы тянут одеяло на себя. Бедное одеяло! Пусть победит истина, которую породят эти споры!
Согласно грузинским источникам, «моваканы – племя Кавказской Албании, родственное лезгинам, эры – древний могущественный народ, живший на сопредельных территориях современных восточной Грузии и западного Азербайджана (историческая Кахетия), леки – “грузинское название народов Дагестана в целом “ и, наконец, кавкасиане – предки не только современных чеченцев, ингушей и бацбийцев, но и других нахских племен и этнических групп, которые до нашего времени не сохранились» (Примечания Г.В. Цулая к летописи Мовели).
Слово «мовакан» сугубо армянское, образовано на основе армянского слова «мов» (մով) – «синий». Суффикс «кан» тоже армянский. «Мовакан» буквально: «Из сини». Не синяя ли гора Арарат имеется в виду? Моваканы – уроженцы Арарата? Об этом твердят чеченцы… У них даже имя о горе Арарат сохранилось – Мовсар. Не знаю, как чеченцы его комментируют, а по-армянски:
Мов сар (Մով սար) – Синяя гора.
Это Арарат. А может быть, Казбек или Эльбрус? Может быть. В этом мире всякое бывает.
Согласно Мровели, земли Армении на востоке выходили к Гургенскому (Каспийскому) морю, на западе – к Понтийскому (Чёрному) морю, на юге – к Оретскому морю, а на севере упирались в Кавказские горы.
Мне не стыдно признаться, что не знаю, какие горы и какое море Мровели называл Оретскими? В школе учителя говорили: «Не знать не стыдно. Стыдно не спрашивать». Вот я спрашиваю. Кто знает – пусть ответит. Отблагодарю. Словами или бутылками.
Топоним «Орето» я обнаружил в Италии. Есть река Орето в Сицилии. Не Средиземное ли море называл Мровели Оретским? Если так, то понятно, почему Мовсес Хоренаци говорит, что Тигран Великий восстановил древние границы Армении. Хоренаци не совсем прав. Малая Армения осталась в Понтийском царстве тестя и союзника Тиграна Митридата Евпотора VI.
Леонти Мровели совершенно ясно говорит, что армянский народ жил на Кавказе и в Передней Азии до и после Всемирного потопа и был сильнейшим во всех смыслах. Указанное грузинским летописцем место обитания армян есть Прародина индоевропейцев. Об этом говорит другой грузинский учёный, но уже из XX века – Тамаз Гамкрелидзе (Гамкрелидзе Т., Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. В двух томах. – Тбилиси, Изд-во ТГУ, 1984).
Спасибо грузинам за ценную информацию!
Леонти Мровели, фактически, говорит о Союзе Братских Торгомских Республик – СБТР – о первом союзном государстве на территории Кавказа и Малой Азии. В СБТР армяне были старшим братом, как русские в СССР. Институт «старшего брата», похоже, закрыт навсегда… Неблагодарное дело быть старшим братом… Но быть главнюком на Кавказе все хотят, кроме… армян. Грузины, естественно, удивлены, что Мровели старшим братом назвал не Картлоса, а Гайоса. Борец за сияющие высоты коммунизма Эдуард Шеварднадзе как-то в Ереване заявил: «Грузинские и армянские историки спорят, кто старше, Гайос или Картлос? Гайос и Картлос братья-близнецы!». Видите, как ловко вешал армянам лапшу батоно Эдуард? После этого один журналистик из Грузии, армянин без сорта, пишет: «Картлос и Гайос – братья близнецы». Говорю: «Мровели так не говорил». Бодро отвечает: «Сказал Первый секретарь ЦК КП Грузии!». Даже вторым поставил старшего брата. Стиль лакея. Раз сказал партайгеноссе, то тут праведному грузину из XI века нечего рот открывать…
Недовольны также… абхазцы. Один абхазский историк доказывает, что главными были абхазцы, а не армяне. Мы, армяне, не возражаем. Ради Бога! Только как переубедить Мровели?
О ТРЁХ ГРУЗИНАХ ХХ века
Скажу лишь о хороших грузинах, которые встречались мне в Тбилисском педагогическом институте им. А.С. Пушкина (ныне – имени С.С. Орбелиани), где я, простой советский учитель математики, в 80-х годах до н.э. был диссертантом. Три коротких рассказа:
О профессоре КВИЖИНАДЗЕ.
– Сдаю кандидатский минимум по философии. К экзамену, как положено, я представил председателю комиссии доктору-профессору Ревазу Евгеньевичу Кважинадзе реферат по философии математики. Я зашёл на экзамен, взял билет и пошёл готовиться. Через минуту Реваз Евгеньевич сказал:
– Ваганян, идите отвечать.
В аудитории сидело множество аспирантов и готовилось отвечать, моя очередь не подошла. Говорю:
– Я ещё не готов.
– Вы давно готовы, – сказал профессор.
Иду отвечать. Только открыл пасть, проф. Квиджинадзе отложил мой билет:
– Это для них, – профессор указал на аспирантов, – расскажите свой реферат.
Я начал свой рассказ… Четыре умнейших грузина, доктора-профессора, математики и философы, слушали меня внимательно, труднейшие вопросы задавали, я запросто отвечал, они ещё более трудные вопросы задавали, я отвечал и видел, как эти мудрые люди с любовью смотрели на меня… Задали последний вопрос:
– Вы из какого университета?
Как им объяснить, что я всего лишь учитель из одной армянской сельской школы?
Вместо меня ответил Реваз Евгеньевич:
– Он из неизвестного университета…
Они мне единогласно поставили оценку 5 (отлично).
О профессоре АВАЛИНАНИ
Мои грузинские друзья посоветовали представить мою работу «О математике с параметром времени» физику, философу науки, доктору-профессору Серги Шалвовичу Авалиани – Главреду философского журнала «Мацне» АН Грузии. Серги Шалвович изучил мой труд и ответил так: «У Вас очень своеобразная работа. Я не всё понял и вряд ли кто-либо всё поймёт. Но я её опубликую. Не исключаю, что это большое открытие. Не хочу выглядеть реакционным учёным». И опубликовал математическую работу… в философском журнале (Ваганян В.О. О математике с параметром времени //«Мацне» – Вести Академии наук Груз. ССР. Серия: философия и психология. Тбилиси, Изд-во АН Груз. ССР, 1990, № 3).
О профессоре ТАВАРТКИЛАДЗЕ
Один из лучших методистов математики Грузии Рафаэл Константинович Таварткиладзе привёл меня на консультацию на кафедру иностранных языков, где заваленный бумагами завкафедрой Х задал мне вопрос на грузинском языке. Понимать-то понимаю, а прилично разговаривать по-грузински, к большому сожалению, не могу. Я ему ответил по-русски. Профессор Х по-грузински спросил у профессора Таварткиладзе: «он не знает грузинского языка?». Рафаэл Константинович по-грузински ответил: «но умнее тех, кто знает». Я не ожидал такого ответа! Как говорится, век живи, век учись – неучем умрёшь… Профессор Х перешёл на русский язык… А я до сих пор не могу понять грузинскую душу. Очевидно, что грузины шибко гордые. Очевидно, что о себе (но не об армянах) высокого мнения. Однако у них бывают проармянские вспышки. Поведение как Мровели, так и вышеназванных трёх профессоров более, чем «проармянские вспышки»! Это Нечто внеэтнического характера. Высший пилотаж! Может быть, это также зов забытых предков? Ведь генетически грузины наиболее родственны армянам народ на Кавказе, хотя наши языки принадлежат разным семействам языков… Карамзин говорил, что в каждом русском сидит татарин. Неправильно перефразировать, что в каждом грузине сидит армянин (не надо сажать армян!).
В каждом грузине бродит армянин!
Так ближе к истине.
Короче, всем братьям из списка Мровели надо любить друг друга!
Братский привет также арийским автохтонам Кавказа – осетинам и талышам!
ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ…
Первая история о глазе. Юмор.
В советском Тбилиси гуляет осетин.
С балкона сосед грузин говорит ему:
– Ты хотел бы, чтобы у тебя не было одного глаза, лишь бы ты был грузином?
Осетин отвечает:
– Я бы хотел, чтобы у меня не было оба глаза, чтобы вас не видеть.
Затем оба шутника, грузин и осетин, посидели и выпили друг за друга баллон вина!
Вторая история о глазе. Жуть.
Я слышал странную историю о поступке жителя грузинского села Клде Ахалцихского района… Условно назовём его Гиви. В селе ходили слухи, что у Гиви плохой глаз. На кого посмотрит батоно Гиви, с ним что-нибудь плохое случится. Бедный Гиви сильно переживал за свой порок, страдал, мучился… и наконец в корне решил проблему: ножом выколол свой плохой глаз…
Я не знаю, как анализировать, как понимать, как комментировать этот чудовищный акт???
Каким гордым, каким отзывчивым, каким мужественным должен быть человек, чтобы совершить такой жестокий поступок против себя нелюбимого!!!
В очерках «ТРИ ГРУЗИНА ХХ века» и «ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» я пытался хоть частично охарактеризовать симпатичный мне грузинский народ. Удалось ли, не знаю?
Мровели блестяще описывает историческую битву Гайка с Белом (Невбровтом):
«И произошла между ними битва жестокая, подобно разбушевавшейся стихии. Пыль от ног их – словно облака густые; блеск доспехов их – словно молнии небесные; клики уст их подобны громовым раскатам, множество стрел и взметнувшихся камней – словно град жестокий и потоки крови их – словно ливни грозовые. Была великая битва меж ними, и с обеих сторон пало множество воинов…. Гайос сказал героям своим: крепите мой тыл, и я пойду на Неброта! И пошел он, сошелся с Небротом лицом к лицу, и выпустил стрелу, и поразил Неброта в покрытую медью грудь, и пронзил его насквозь. Тогда пал Неброт и бежал вспять лагерь его… А Гайос сделал себя царем над братьями своими и над прочими племенами – порубежниками своими».
Что получается? Во время этой грандиозной битвы, происшедшей примерно 4500 лет назад, все братья Гайка жили рядом и поддерживали его. Это означает, что не только Гайк, но и вся его великолепная семёрка братьев 4-5 тысяч лет назад представляли собой именитые этносы.
Дабы умалить значение армяно-вавилонскую историческую войну, с виду порядочные люди в галстуках и дипломах впихивают её в историю Армении «урартского» периода. Царь Персии Дарий I написал же на Бехистунских скалах, что Урарту – вавилонское название Армении?! Чего же прикидываетесь дурачками? Пиотровского и его коршунов можно понять (но не оправдать), когда другое название Армении называли другим государством. Им так велели партия и правительство. А вы чего повторяете их ложь? Хотите состояться за счёт осквернения Истории Армении? Для нас это не ново. Мы не таких уж вандалов видели со времён Всемирного потопа, но, как говорит правдолюб Мровели, лучшим из героев был Гайос, ибо подобного ему ни телом, ни мощью и мужеством не было ни до потопа, ни после…
Виктор Ваганян
Источник: ARMENIA.IM

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...