суббота, 13 ноября 2021 г.

РОЛЬ И МЕСТО АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ В «БИБЛЕЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИКЕ»





Давид Бабаян
Кандидат исторических наук


На первый взгляд, понятие «библейская геополитика» выглядит весьма странным и даже может показаться нонсенсом. Однако на самом деле, если комплексно рассмотреть основные положения религии, то здесь действительно много идентичных геополитике компонентов. В любой религии имеются элементы мягкой силы – духовная компонента, представленная идеологическими и нравственными установками, системой ценностей, мировоззрением и т.д., а также жесткой силы – материальные компоненты, представленные определенным территориальным пространством, народом или народами, живущими в его пределах и связанными как с данной территорией, так и друг с другом. Все это, согласно религиозным воззрениям, дано Богом, и в случае нарушения элементов мягкой силы отдельные личности и целые народы могут лишиться компонентов жесткой мощи, в частности территории, и наоборот. Примерами такого виртуального контекста могут служить изгнание из рая, Всемирный потоп, крушение государств и образование новых, исчезновение одних народов и возвышение других.

Конечно, в каждой религии, особенно национальной, главным действующим лицом предстает народ – создатель данной религии, и территория, которую он получил по божественному провидению. В языческих религиях на данной территории вместе с людьми зачастую живут и сами боги. Гора Олимп в Греции, например, была местом пребывания древнегреческих богов во главе с верховным богом древних эллинов – Зевсом.

Среди священных территорий особое место занимает Армянское нагорье. Еще в дохристианских верованиях армян территория нагорья считалась священным местом обитания богов. Такой подход вписывается в рамки уже указанной национальной религии. Однако мы не будем останавливаться лишь на представлениях древних армян о своей родине. Армянское нагорье занимает весьма важное место и в верованиях и религиях других народов, где эта территория предстает колыбелью человечества, фактическая первосвятость которой признается соседними народами.

В данном контексте важнейшим источником упоминания Армянского нагорья выступает Библия, где имеются две ссылки на Армянское нагорье в качестве человеческой прародины. Первое упоминание касается рая. Эдем, согласно Книге Бытия, располагался на востоке (Быт.2:8), и оттуда вытекали четыре реки, среди которых упоминаются Тигр и Евфрат (Быт.2:10-14), которые, как известно, берут начало на Армянском нагорье. Можно предположить, что двумя другими реками являются Кура и Аракс, хотя они названы Фисон и Гихон [1, pp. 320, 322, 362]. Именно здесь Бог и создал Адама и Еву, т.е. людей.

Другим важным упоминанием Армянского нагорья («горы Араратские») в Библии предстает легенда о всемирном потопе и горе Арарат. Аналогичные легенды были и у других народов Передней Азии, в частности у шумеров, для которых Армянское нагорье было священной территорией и местом обитания богов [2, 3]. Общеизвестно, что сам топоним «Нахиджеван» означает «первая остановка», т.е. место, где Ной и его семья остановились на послепотопной земле. Именно здесь, в соответствии с Библией, после потопа Ной и построил первый алтарь для жертвоприношений Богу и здесь же Всевышний заключил договор с Ноем1. Получается, что первый договора между Богом и людьми были заключен на Армянском нагорье.

Надо отметить, что имеется и весьма интересная, но малоизвестная легенда еще об одном месте, непосредственно связанном с ковчегом и обновленным миром. Согласно этой легенде, когда Ноев ковчег пристал к Арарату, то от него откололся осколок в форме большого бруска и вода принесла его на место (в Арцахе), где ныне расположена деревня Шош Аскеранского района Нагорно-Карабахской Республики. Это место назвали «Тапанакерт» и данный брусок со временем пустил корни и начал давать побеги (на арцахском диалекте армянского языка – շոշ/шош), отчего село и получило свое название.

С Армянским нагорьем был связан призыв Иеремия поднять против Вавилона (который в 586 году до н.э. уничтожил Иудейское царство и пленил евреев) соседние страны, из которых первым значатся именно царства Араратские.

Армянское нагорье имеет особое значение не только в мифологии соседних народов и стран. Оно играет важную роль и для стран, которые географически были достаточно удалены от этого региона. В данном контексте хотелось бы особо отметить весьма важные для русского народа и России эпические сказания – былины о русских богатырях. Один из центральных персонажей и главный богатырь земли Русской – Илья Муромец. Он получает благословление от легендарного богатыря Святогора, который приглашает Илью к «Святым горам да Араратским» [4, cc. 25-26].

Все вышеприведенное является лишь малой частью свидетельств о роли и месте Армянского нагорья в библейской геополитике. В данном контексте возникает необходимость ответить на два логических вопроса. Во-первых, с чем связано столь важное значение, придаваемое Армянскому нагорью, в древнейших религиозных текстах и мифах различных народов? Во-вторых, какова практическая значимость всего этого для армянского народа?

Возможные ответы на данные вопросы лежат в двух плоскостях – идеализме и материализме. Если опираться на постулаты идеализма и богословия, то надо будет безоговорочно признать верность библейских преданий о рае, потопе и т.д. Армянское нагорье в данном тексте предстает богоизбранной территорией, прародиной человечества; вместе с тем, человечество, наказываемое Богом за грехи и будучи уничтоженным, снова возрождается на Армянском нагорье.

Если же подходить с точки зрения материализма, то столь важное значение, придаваемое этому региону связано с тем, что регион Армянского нагорья был одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Так, раскопки расположенной в Арцахе (Гадрутский район Нагорно-Карабахской Республики) Азохской пещеры [5; 6, pp. 325-410; 7-9] позволяют сделать вывод, что эта территория была среди важнейших связующих звеньев в становлении таких процессов.

Особый интерес представляет и теория о том, что именно Армянское нагорье находится в центре региона исторической прародины индоевропейцев и протоиндоевропейского языка [10-16].

Армянское нагорье является также родиной многих ремесел. Целый ряд ученых считают, что именно на Армянском нагорье была изобретена технология плавки железа [17]. Армянское нагорье также было важнейшим центром зарождения земледелия [19, cc. 386-387]. Этому во многом способствовали и природные условия Армянского нагорья, и наличие здесь культурных растений. Так, на территории Армении чрезвычайно велико видовое разнообразие пшеницы: здесь выявлено более двухсот разновидностей из общего числа 650 [20, c. 68].

Армянское нагорье является и одним из древнейших районов возникновения религии. Одним из наиболее примечательных в данном контексте предстает расположенный у юго-западной оконечности Армянского нагорья храмовый комплекс Портасар. Его возраст составляет не менее 12. 000 лет и он является древнейшим на земле храмовым комплексом [21-23].

Важность Армянского нагорье также определялась географией. Одно лишь то, что такие реки, как Тигр и Евфрат, без которых невозможно было развитие и становление цивилизаций Междуречья, берут начало на Армянском нагорье. Это было достаточно, чтобы было соответствующее отношение к этому региону. Хотя, конечно, без развитой цивилизации, богатой материальной и духовной культуры, географические факторы имели бы второстепенное значение.

Естественно, что все вышеуказанные аспекты соответствующим образом запечатлелись в генетической памяти древних людей, проявлениями которых и стали мифы, сказания и легенды. Именно поэтому Армянское нагорье и предстает у разных народов в качестве рая, местом спасения человечества от мирового потопа и т.д.

Рассматривая важность Армянского нагорья в мифологии и религиях разных народов, стараясь обосновать основания для такого восприятия, необходимо попытаться выявить практическую значимость всего этого для армянского народа. Конечно, вопросы мифологии и религии на данном этапе развития человечества имеют свою специфику. Для верующих людей эти аспекты актуальны, а для их оппонентов намного более важными предстают иные факторы. Но одно предельно ясно: Армянское нагорье – Родина армянского народа является источником вдохновения, постоянно подпитывающим духовные силы армянства. Такой источник энергии создает мощную духовную мотивацию у армянского народа, позволяющую сохранять баланс сил с соседями, некоторые из которых имеют не столь уж доброжелательные, более того, враждебные цели и планы.

1 Genesis 8.21.

Источники и литература

  1. Alessandro Scafi, Mapping Paradise: A History of Heaven on Earth. – London: University of Chicago Press, 2006.
  2. Хрестоматия по истории древнего Востока. – М., 1963.
  3. Крамер С., История начинается в Шумере. – М., 1991.
  4. Былины. – М.: «Терра», 1998.
  5. Fernández Jalvo, Yolanda; Hovsepian-King // María Dolores Soria Mayor et. al., Notas para la historia reciente del Museo Nacional de Ciencias Naturales, Madrid, Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 2009.
  6. Moloney N., “Azokh Caves Excavations 2002-2006: Middle Upper Palaeolithic Transition in Nagorno-Karabagh” // María Dolores Soria Mayor et. al., Notas para la historia reciente del Museo Nacional de Ciencias Naturales, Madrid, Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 2009.
  7. Рогинский Я., Проблемы антропогенеза. – М.: Высшая школа, 1977.
  8. Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я., Природа и древний человек. – М.: «Мысль», 1981.
  9. Шрадер О., Сравнительное языковедение и первобытная история. – С-Пб., 1886.
  10. Илич-Свитич В., Проблемы индоевропейского языкознания. – М., 1964.
  11. Гамкрелидзе Т., Иванов В., Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры, том II. – Тбилиси, 1984.
  12. Renfrew, Archaeology and Language: The Puzzle of Indo-European Origins. – NY: Cambridge University, 1987.
  13. Gamkrelidze T., Ivanov V., “The Early History of Indo-European Languages”, Scientific American, March 1990.
  14. Luigi Luca Cavalli-Sforza, Genes, Peoples and Languages. – NY: North Point Press, 2000.
  15. Russell D. Gray & Quentin D. Atkinson, “Language-tree divergence times support the Anatolian Theory of Indo-European origin,” Nature, vol. 426, Nov. 26, 2003.
  16. Nicholas Wade, “Biological dig for the roots of language,” International Herald Tribune, March 18, 2004.
  17. Leslie Aitcheson, A History of Metals, Vol. I, II, Interscience. – New York, 1960.
  18. David M. Lang, Armenia: Cradle of Civilization. – London, 1970.
  19. Торосян Р., Микаелян Г, Деведжян С., Разведки древнейших памятников Армении. – М., 1970.
  20. Долуханов П., «Палеогеография и первобытные поселения Кавказа и Средней Азии в плейстоцене и голоцене», Պատմա-բանասիրական հանդես (Историко-филологический журнал), №2, 1979.
  21. Scham Sandra, The World's First Temple, Archaeology, Vol.61 N6, November/December 2008.
  22. Mann Charles, “The Birth of Religion: The World’s First Temple,” National Geographic, Vol. 219, N6, June 2011.
  23. Banning E., “So Fair a House. Göbekli Tepe and the Identification of Temples in the Pre-Pottery Neolithic of the Near East”, Current Anthropology, Vol.52, N5, October 2011.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...