Мхитар Себастаци или Мхитар Севастийский – основатель армянского католического ордена.
Родился он в 1676 году в Севастии (на территории Западной Армении) и при рождении получил имя Манук. В 15 лет он уже был саркавагом (диаконом). Стремясь к знаниям, Манук отправился в Эчмиадзин, который являлся центром армянской культуры и цивилизации.
В пути он встретил миссионера-путешественника из Европы, у кого было армянское происхождение. Рассказы последнего о западном мире глубоко поразили Манука. С тех пор он углубился в исследовании достижений Запада.
После неудачной попытки попасть в Европу через Александрию был рукоположен в Сивасе в сан священника, получил церковную ученую степень вардапета (1699). Почти полтора года бродил он по разным городам, зарабатывая на жизнь преподаванием, затем вернулся в Сивас, где посвятил себя чтению армянских, сирийских и греческих богословов.
Став последователем Армянской апостольской церкви, он принял имя Мхитар (в переводе с армянского — «утешитель»). В целях приобщения своего народа к западным знаниям и достижениям он поступил в монастырь Сурб Ншан, но вскоре осознал, что апостольская церковь не в силах утолить его жажду знаний, и он перешел в католичество.
По приглашению Венецианской республики Мхитар поселился на острове Святого Лазаря, расположенном в Венецианской лагуне, и по сей день этот остров остается центром ордена мхитаристов.
И так, Мхитар Себастаци переехал в Европу и внутри католической церкви основал всецело армянское подразделение, получившее известность как орден мхитаристов или мхитарянов.
Будучи ученым и языковедом, Мхитар Севастийский потратил десятилетия на составление первого полного армянского словаря, первый том которого вышел уже после его смерти.
Основанная им орден превратился в мировой центр армянской культуры и интеллектуальных изысканий как минимум на 100 лет (XVIII и начало XIX века). Сам Мхитар здесь прожил 30 лет, занимаясь литературными трудами и печатным делом.
Известность этого центра достигла окраин Европы и Азии, и армянские купцы из Индии жертвовали на работу центра средства, а иностранные интеллектуалы, такие как лорд Байрон приезжали туда учиться.
Мхитар стал возродителем армянского языка, литературы, филологии и в этом смысле он сформировал современный армянский менталитет, а в конечном итоге заложил идеологическую основу для будущего движения за национальное освобождение.
Источники: www.armmuseum.ru, www.britannica.com, insidethevatican.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий