четверг, 12 июля 2012 г.

                         Загадки Армении.Хашлама

 

 



 Загадки Армении.Пещерный город Хндзореск



Загадки Армении. Христанство



 
altВ начале IV в., в период царствования Трдата III в Армении произошло крупное событие-принятие христианства и провозглашение его официальной религией.
Христианство, возникшее в I в. н. э. получило во II и III вв. широкое распространение на Востоке и в Римской империи в качестве идеологии эксплуатируемых и обездоленных слоев общества. Взамен жизненных бедствий и лишений оно обещало людям воздаяние и блаженство в потусторонней жизни. Почти все государства, где нашло распространение новое вероучение, враждебно относились к его последователям, жестоко преследовали их. Но, несмотря на все препятствия, христианство непрестанно развивалось и крепло.
С течением времени, однако, классовый характер христианства меняется. Складывается иерархия христианского духовенства, способного с легкостью поставить вероучение на службу господствующему классу общества в качестве тонкого и совершенного орудия обуздания эксплуатируемых масс, примирения их с тяжелой действительностью. Постигнув эту истину, государства одно за другим меняют свое отношение к христианству, вооружаются им, обращая его в официальную религию. «Тот факт,-писал Энгельс,-что уже через 250 лет оно стало государственной религией, достаточно показывает, до какой степени соответствовало и по обстоятельств;ам того времени».
Здесь так же, как и в области развития феодальных отношений, Армения шла в первых рядах, что было в большой мере обусловлено ее причастностью в предшествующие века к эллинистической культуре и идеологии.
Уже во II-III вв. христианство проникало в Армению с юга-из Сирии и с запада-из Каппадокии и Малой Армении. Христианские проповедники, приходившие оттуда в Армению, развертывали здесь свою деятельность, которая, по-видимому, к началу IV в. уже дала определенные результаты.
Трдат III (298-330) вначале жестоко преследовал христиан. Об этом повествуют истории («Жития») Григория Просветителя, Рипсиме и ее сподвижниц и другие источники.
В это время христианство в Армении получило широкое распространение и представлялось государству опасной силой. Гонения на христиан, предпринятые Трдатом III, по времени5 совпадают с подобными гонениями в Риме при императоре Диоклетиане (в 302-303 гг.) и даже, как можно понять из сообщения армянского историка V в. Агатангехоса, были взаимосвязаны. Оба монарха рассматривали христиан как разлагающий элемент, как препятствие на пути укрепления и объединения своих государств и старались устранить его. Другим примером сотрудничества между двумя государствами на этом поприще следует считать поход римского императора Максимина Дайи в 311 г. против христианских общин Малой Армении, которые, вероятно, беспокоили и Трдата. Однако политика преследования христиан уже изживала себя, и император Константин Великий своим известным Миланским эдиктом 313 г. узаконил христианство и объявил его равноправным с прочими религиями Римской империи.
Трдат же пошел еще дальше: он полностью порвал с язычеством., запретил его, принял христианство и провозгласил его официальной религией государства. Это произошла непосредственно после Миланского эдикта Константина Великого, вероятно, в 314 или 315 году, и Армения, таким образом, стала первой страной, где христианство было признано единственной и государственной религией. (Традиционно-принятой в литературе датой христианизации Армении является 301 год). О социально-классовых основах такого поворота было сказано выше.
Ход и обстоятельства христианизации Армении нам известны, в основном, из житий, почему и не вполне достоверны, хотя общая картина не вызывает сомнений. Царская власть начинает борьбу с язычеством, наносит удары по его-центрам-храмам и капищам, рассеянным по стране, и стремится искоренить язычество. Храмы сопротивляются вооруженной силой, и борьба перерастает в кровопролитную войну, в течение которой были полностью разрушены капища Арамазда, Анаит, Ваагна, Тира, Митры (Михра) и других божеств, жрецы истреблены или рассеяны, храмовые земли конфискованы. На местах языческих храмов основываются: церкви и монастыри. Эти сведения подтверждаются результатами археологических раскопок: в фундаментах ряда древнейших церковных сооружений обнаружены остатки языческих храмовых строений.
Во главе церкви в Армении стал Григорий, сыгравший, по преданию, главную роль в деле установления христианства, а ранее жестоко пострадавший от преследований. Соответственно своей роли Григорий получил прозвище «Просветитель». Он был рукоположен в городе Кесарии и, прибыв в Армению, образовал церковную иерархию.
Все эти события послужили лишь началом христианизации Армении, а дальнейший ее ход охватывает весь IV век и часть V века. Историки V в. Корюн и Фавстос рассказывают, с каким трудом искоренялось язычество, и не только в народе, но и в нахарарской среде, даже при царском дворе. Многие языческие обычаи и обряды так и не были изжиты; часть их была воспринята христианской церковью, а другая осталась бытовать в народе.
В этой борьбе церковь крепла, превращаясь в господствующую идеологическую силу. Одновременно она набиралась и экономической мощи. Еще вначале, в период разрушения языческих храмов, к церкви перешли их обширные земли вместе с жившим и трудившимся на них населением. К ним .присоединялись всё новые земли. Кроме собственно церковных владений, Трдат III передал сельскому духовенству по семь земельных участков («подымная земля») в каждой деревне и по четыре-в каждом агараке. Церковь получала в дар и много другого богатства.
Таким образом, церковь превратилась в одного из крупнейших феодалов-землевладельцев и в этой роли соперничала не только с богатейшими нахарарскими домами, но и с самим царем. Это обстоятельство определяло двойственность ее политики в борьбе между царем и нахарарством, развернувшейся в IV в. С одной стороны церковь должна была поддержать и поддерживала царя, будучи заинтересована в объединении и централизации государства; с другой стороны, как крупный феодал, она примыкала к нахарарству. Однако, .впоследствии, когда армянское государство пало, церковь взяла на себя некоторые его функции и послужила важной опорой в борьбе армянского народа за свое существование и сохранение своей культуры.
Вместе с тем следует также отметить, что насильственное установление христианства, его крайне нетерпимое отношение к другим идеологиям оказали весьма отрицательное воздействие на развитие армянской культуры. Древнеармянская дохристианская цивилизация достигла, как мы видели в предыдущих главах, высокого уровня, накопила значительные ценности духовной и материальной культуры. Христианство же порвало со многими культурными традициями древности.
О событиях периода Трдата III нам известно немногое. В трудах армянских историков V века это время в отличие от последовавших десятилетий представляется как пора мира и согласия между царем, церковью и нахарарством. Вместе с тем в большой греческой надписи из Тигранакерта, относящейся к тому же времени, говорится о восстании этого города против царя, о подавлении восстания и размещении в цитадели города-в предупреждение возможных попыток
мятежа-царского гарнизона. Эти два явления-согласие царя с нахарарством и столкновение его с городами-вовсе не противоречат друг другу. Города издревле служили надежной опорой царской власти, будучи заинтересованы в сильном централизованном государстве, предоставлявшем им известные привилегии. Феодализация нахарарства и его сепаратистские устремления неизбежно оказывались направленными также против городов. Две эти силы-нахарарство и города-в IV в. выступали как соперники. Естественно, что сближение царя с нахарарами оборачивалось против городов, грозило им сокращением или даже ликвидацией их привилегий. Именно так следует оценить, например, тот факт, что Трдат III принес в дар нахарарскому роду Камсаракан древний и крупный город Ервандашат. В предшествующие эпохи такое было немыслимо, но теперь, в период феодализации общества и приспособления государства к новым условиям, когда задабривание поднявших голову нахараров еще считалось лучшим средством сохранения государства, это оказалось возможным. Однако вместе с Трдатом III миновало и время примиренческой политики. Его сын и наследник Хосров III решительно отказался от нее и обратился к политике силы.

среда, 11 июля 2012 г.

 
Неразгаданные тайны Вавилона





Великий и таинственный Харран

Вот, уважаемый читатель, наконец, вслед за Фаррой и его семьей преодолевшей долгий и опасный путь, мы примерно в 1738 г. д.н.э прибыли в славный и великий город нашей планеты Земля Харран.

Где наших путешественников ждал гостеприимный прием в доме сына Фарры- Нахора.

И пока они, вырвавшись из-под власти вавилонского царя Самсу-илуна (букв. "Бог наш Солнце") – (царь Вавилона (ок. 1750 – 1712 гг. до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии, сын царя Хаммурапи). отдыхают и осваиваются на новом месте жительства, пришло время рассказать о городе Харране и не только о нем.

Но, в начале у автора есть важные и уместные в русле нашего повествования вопросы: "Почему Харран, о котором большинство их, нас читает наверно впервые, считается "славным и великим городом нашей планеты Земля" и "Кто и когда назвал нашу планету Землей, поскольку для тех же самых шумеро-вавилонских богов-ананнуков с планеты Нубира, она известна совсем под другим названием?"?

Давайте посмотрим на два фото. Первое наше земля с ближнего космоса




и фото с дальнего. С расстояния примерно в 6 млрд. км.




Видите разницу? Песчинка в безбрежном Млечном пути, но почему то пути Богов пересеклись на Земле, как пути послепотопных в Харране...

Возвращаясь к теме повествования, надо сказать, что современное, общепринятое теперь название нашей планеты к нам пришло из английского языка Земля – Earth.

Это название возникло от англо-саксонского слова VIII века erda, которое обозначало землю или грунт.

В древнеанглийском языке это слово преобразовалось в eorthe, а затем в среднеанглийском языке – в erthe.

Как имя планеты Earth впервые было использовано около 1400 года. В английском языке, это единственное название планеты, которое не было взято из греко-римской мифологии.

Стандартный астрономический знак Земли представляет собой крест очерченный окружностью. Этот символ использовался в различных культурах для разных целей. Другая версия символа – крест на вершине круга, стилизованная держава; использовался в качестве раннего астрономического символа планеты Земля.

Во многих культурах Земля обожествляется. Она ассоциируется с богиней, богиней-матерью, называется Мать Земля, нередко изображается как богиня плодородия.

У американских ацтеков Земля называлась Тонанцин – "наша мать".

У китайцев – это богиня Хоу-Ту, у древних греков богиню Земли звали – Гея.

В скандинавской мифологии богиня Земли Ёрд была матерью Тора и дочерью Аннара.

В древнеегипетской мифологии, в отличие от многих других культур, Земля отождествляется с мужчиной – бог Геб, а небо с женщиной – богиня Нут.

А вот у шумеров было все наоборот. Главный бог Ан (Небо) а его супруга КИ (земля) .




Сменившие ассирийцев на исторической сцене вавилонский народ, перенял и развил дальше почитания этих богов.

В силу исторических обстоятельств великим Харран стал не потому, что здесь жил прародитель иудейского народа Авраам, а потому, что это прародина трех современных нам религий; иудаизма и вышедшего их него христианства во всех его течениях, а так же мусульманства.

Именно в Харране, все прежние шумерско-вавилонские и египетские верования были перемешаны жрецами, в новый "идейный коктейль" из которого и родились три великих религии.

Но Харран это не только прародина вышеперечисленных религий, а еще и тот самый первоначальный центр, откуда распространилось по миру гонимая религиями и наукой магия и колдовство.




ИСТОРИЯ

Название Харран или Ка́рры (аккадск. Harrânu) по смыслу может означать – "развилка" "дорога", "степь", "место, выжженное солнцем".




Но, на современных картах Харран можно найти под современным турецким названием Султантепе.




Документально как город, Харран был впервые упомянутый в хеттских документах из Багазкёйя, а затем в Ветхом Завете и ассирийских царских надписях.

Справка: Хетты (греч. Χετταΐοι, самоназвание неситы) – индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где создал Хеттское царство. Хетты неоднократно упомянуты в Библии.




(это и есть самый древний грерб хеттов. Ничего не напоминает российскому читателю?

Правда в когтях у него кролик...)

В последние века своего существования хетты воевали с египтянами (приТутмосе III и Рамсесе II – XV-XIII век до н. э.) за контроль над Сирией (особенно за город Кадеш). После уничтожения Хеттского царства народами моря народ хеттов пришел в упадок. На их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена), где они дожили до прихода персов и впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками.







Борьбу за Харран, за это "место, выжженное солнцем" вели все древние цари и завоевателей.

Начиная от первых царств хурритов и заканчивая османскими и арабскими правителями позднего средневековья.

Не все знают так же, а что это за такой народ хурриты. Поэтому вот необходимая справка: Хурриты.

"Представляли собой один из важнейших народов Древнего Востока.

Принадлежали к нахско-дагестанской ветви северокавказской языковой семьи. Разговорный язык – хурритский, родственен урартскому.

Известен по памятникам 3-2-го тыс. до н. э.




По утверждению некоторых лингвистов и историков в хуррито-урартскую языковую группу также входили тибетский, кипрский, этрусский и иные вымершие древние языки.

Хурриты выделились из среды родственных племен в первой половине 3 тыс. до н. э. на территории Армянского Тавра и водораздела озера Ван (территория Турции) и Урмия (территория Ирана).




Крупнейший хурритский центр – Кумме – располагался в долине верхнего Заба.

Около середины 3 тыс. до н. э. часть хурритов (прежде всего симы) мигрировали далеко на юго-восток, в горы Загроса и за них, основав на территории Западного Ирана ряд государств (Симеси, Симурру, впоследствии эламизированное Симашки; Тукриш, Карахар и др.).

Основная же масса хурритов в начале 22 в. до н. э. расселилась в Верхней Месопотамии, где образовалось Уркешское царство (2200-1950 гг. до н. э.); столица которого – Уркеш (современный Телль-Амуда) – стала религиозным центром государства.

Ареал обитания хурритов охватывал громадные территории (в основном, горные и нагорные области) современной Турции, Сирии, Ирака, Ирана и Кавказа.

Ассимилировав при этом коренное население Верхней Месопотамии, субареев, они унаследовали их имя в месопотамских источниках.

В начале 21 в. до н. э. хурриты оказались в сфере сильного влияния шумеро-аккадской державы III династии Ура (подражая которой, хурритские владетели начали обожествлять себя), а хурриты Загроса и смежных областей были прямо подчинены царям Ура.

С падением державы Ура (исход 21 в. до н. э.) царство Уркеш усилилось и распространило свое влияние через Ассирию на восток вплоть до верховий Диялы, объединив большую часть хурритов (царь Тижадал, 2000 г. до н. э.), однако, к середине 20 в. до н. э. амореи, двигаясь с юга, практически вытеснили хурритов из Верхней Месопотамии, что привело царство Уркеш к распаду и гибели.

Одновременно хурритские князья были изгнаны из Ашшура. С этого времени среди хурритов была распространена концепция хурритского всеединства (царства Хурри), восходящая, очевидно, к эпохе великодержавия обожествленных уркешских царей.




Уцелевшие на северной окраине Верхней Месопотамии и части Кавказа хурритские княжества стали исходным плацдармом для новой волны расселения племен хурритов (1775-1675 гг. до н. э.).

Теперь они добились прочного доминирования над амореями в Верхней Месопотамии и Сирии, составили значительную часть населения восточной Малой Азии, продвинулись в Палестину и на юго-восток от Тигра (хурритская Аррапха).




Все это огромное пространство оказалось покрыто государствами и племенными объединениями, возглавлявшимися хурритскими династиями и вождями".




Вышеприведенная информация важная для понимания того, куда прибыл Фарра с сыновьями и другими домочадцами. Как видим, еще нет никаких признаков появления, ни первых иудеев, ни формирования основ будущей иудейской религии.

И именно тут Авраам как самый непримиримый борец против богов, почитаемых в шумеро-вавилонском мире, в том числе и в самом г. Харране, принял решение уйти, как бы сейчас сказали ""в свободное плавание" выделившись от своего отца. При этом с Авраамом пошла его жена и племянник Лот.

Этому способствовала политическая нестабильность в Вавилонском царстве, где шли частные воны и дальнейшая политическая централизация

Все другие члены семьи Фарры вместе с ним остались жить в Харране, где Фара очевидно, вернулся к своей прежней деятельности по изготовлению и продаже статуй шумеро-вавилонских богов и божеств.

К Аврааму и дальнейшим его путешествии в Египет и обратно, мы вернемся в следующих частях, а сейчас продолжим рассказ о Харране.

Между тем в 1700 г. до н. э. на верхнемесопотамских территориях, отторгнутых у амореев, сложилось новое государство Ханигальбат, вскоре объединившее всю Верхнюю Месопотамию и принявшее в знак своих претензий наименование Хурри.




Ожесточенная борьба Хурри-Ханигальбата с древнехеттским царством (1640-1560 гг. до н. э.), истощила силы обеих сторон, и этим воспользовалась группа населения индоарийского происхождения ("умман-манда"), обитавшая с 18 в. до н. э. на южных окраинах Армянского нагорья.

Тут уместно будет уточнить, что сам Авраам умер в 1638 году до н.э. и похоронен в г. Хевроне находящегося в 36 км. от нынешнего г. Иерусалима.

Дело Авраама продолжили его сыновья, а мы продолжим наш рассказ.

Новые завоеватели захватили власть в Хурри-Ханигальбате, установили там свою династию, и основали тем самым государство Митанни (1560-1260 гг. до н. э.) ((аккадцы называли его Ханигальбат, а египтяне – Нахарина, Нахрайна) со столицей в Вассокканне.




До сих пор неизвестно, кто был основателем царства. Шуттарна I (конец 17 в. до н.э.?) – лишь первый царь, засвидетельствованный источниками.

В конце 16 – начале 15 вв. до н. э. Митанни, при царях Суттарне I и Парраттарне, превратилось в сильнейшую военную державу Передней Азии, всехурритскую империю, простиравшуюся от Загроса и Урмии до северной Палестины и хурритской же Киццувадны (Киликия, – в древности область в Малой Азии (юг современной Центральной Турции) включительно.

Царь Парраттарна, носивший титул "царь воинов хурри", установил гегемонию в Северной Сирии вплоть до долины р. Оронт, а царь Сауссадаттар (середина XVI в. до х.э.) подчинил Ашшур и вывез оттуда ворота, окованные золотом.

В Ашшуре он держал постоянного "посла", а фактически – наместника.

Выдержав три войны с Египтом за господство над Восточным Средиземноморьем (1515, 1468-1430 и 1420-1410 гг. до н. э.), Митанни заключило с ним почетный мир (1410 г. до н. э., при царе Ардадаме), одновременно отражая с середины 15 в. до н. э. натиск новохеттской династии, а в конце 15 в. до н. э. полностью возобладав над ней при том же Ардадаме, продвинувшим свои границы в Малую Азию вплоть до Тавра.

В этот же период цари вступают с Египтом в дружбу, скрепленную династическими браками (конец 15 – начало 14 в.).

До современности дошла обширная и интересная переписка царя Душратты с фараоном на аккадском и хурритском языках.

Однако династическая смута в первой половине 14 в. до н. э., а затем ухудшение и разрыв отношений с Египтом, вопреки усилиям Тужратты (1380-1355 гг. до н. э.), последнего выдающегося правителя Митанни, известного по переписке с фараоном Аменхотепом 1118, привели его к краху; около 1340 г. до н. э. хеттский царь Суппилулиума, после долгой борьбы превратил Митанни в своего вассала, причем большая часть митаннийских владений отпала или досталась хеттам и ассирийцам.

Превратившееся с этих пор в арену хетто-ассирийской борьбы, Митанни было окончательно уничтожено Ассирией в 1260 г. до н. э.

Переселение эгейско-малоазиатских народов на восток (первая половина 12 в. до н. э.) и арамеев на север (2-я половина 11 в. до н. э.) резко сократили хурритский этнический ареал, сведя его к долине верхнего и среднего Тигра, а также верхнего Евфрата – Чороха и территории современного Нагорного Дагестана, Чечни и Ингушетии.

С этого времени хурритские племена (в том числе расселившиеся в 12-11 вв. до н. э. вдоль Тигра хабы) и государства представляли собой, прежде всего сферу ассирийской, а затем урартской экспансии.

Последнее независимое хурритское царство – Шубрия ("Хурри", остаток былого Алже, уцелевший в переселениях 12-11 вв. до н. э.) – было уничтожено ассирийцами в 673 г. до н. э.

С тех пор хурриты (известные теперь в основном под именем "маитенов", т. е. "митаннийцев") не играли самостоятельной роли в истории древнего мира.

Харран, будучи завоеван ассирийцами, продвигавшимися на запад, и, стал (при Саргоне II) неотъемлемой частью Ассирии, и не уступал по значению соперничающим с ним древним ассирийским городам, лежащим в центре страны.




Справка: Саргон I Древний (2316-2261 г. до н.э.) – основатель Аккадского царства (2316-2170 г. до н.э.) в Месопотамии.

Настоящее имя неизвестно, но после прихода к власти стал называть себя Шаррукен – акк."царь истиннен". Впоследствии его имя было трансформировано в Саргон.

По легенде он был незнатного происхождения, но, будучи любимцем богини Иштар, стал чашеносцем лугаля Киша Ур-Забабы.

Затем Саргон в результате переворота сверг Ур-Забабу и сам занял его место. Новый царь сразу же начал активную завоевательную деятельность и покорил области севернее Киша.

Затем он вступил в войну с могучим правителем всего южного Шумера Лугальзагесси и победоносно ее выиграл. В течение своего длительного правления Саргон совершал также походы на Мари, Эблу, в Элам и Северную Месопотамию.

Столицей своего царства он сделал город Аккаде. Единое централизованное государство Саргона стало крупнейшим на Древнем Востоке.

Была создана крупная ирригационная система в масштабе всей Южной Месопотамии, строились дороги и гавани, были введены общегосударственные системы мер и весов. Активно развивалась торговля в Персидском заливе, с кочевниками западных степей и горцами Элама.

При Саргоне были слиты воедино храмовые и царские земли, органы местного самоуправления завоеванных территорий полностью подчинялись царю, а старая шумерская аристократия была заменена на новую служилую знать.

Однако уже в конце правления Саргона недовольство деспотизмом его власти стало расти, вспыхивали мятежи и даже отпадали некоторые города, но созданное им царство просуществовало почти полтора столетия.

Под Харраном вавилонский царь Набополассар 25 июля 616 до н. э. победил ассирийскую армию на берегу Евфрата.

После того, как в 612 году до н.э. под ударами мидо-вавилонских войск пала Ниневия, столица Ассирии, часть ассирийцев во главе с Ашшур-убаллитом, принадлежавшим к царской семье, скрылась в Харране.

Именно там Ашшур-убаллит был провозглашен новым царем Ассирии и предпринял попытку восстановить рухнувшую державу.

В июне 609 до н. э. он вместе с фараоном Нехо безуспешно попытались отбить Харран.

С октября 539 до н. э. Харран вошёл в состав Ахеменидской империи, а с 323 до н. э. – Селевкидской.

В римские времена Харран был сценой сокрушительного поражения римского правителя Красса парфеанами и позже поражения императора Галериуса персидским королем Нарсесом.

После персидского и римского владычества город перешел в руки византийских правителей.

Император Юстиниан в VI веке восстановил стены города Харрана, однако вскоре в 639 году город был разграблен арабскими завоевателями.

Затем в XIII веке последовало монгольское нашествие. При правлении османского султана Селима (нач. XVI в.) город Харран лежал в руинах; разрушена была и средневековая крепость.

КУЛЬТУРА

На протяжении многих веков жители этих государств (хуриитты и такие пришельцы чужаки как Фарра и его дети, сумели создать весьма своеобразную и интересную культуру, сыгравшую в дальнейшем первенствующую роль в истории Передней Азии.

Хурриты или как они стали позже себя называть сабатийцы, строили большие города, окруженные кольцом могучих стен с башнями и крепостными воротами.

Суровый облик горных вершин определил строгий дух монументальных и иных сооружений, создаваемых в населенных пунктах.




Даже в скульптурных композициях, подчиненных архитектуре ощущалась власть дикой природной стихии.

Для строительства храмов и дворцов обычно использовались крупные блоки камней.

В качестве опор, несущих портик храма применялись статуи, исполнявшие роль своеобразных кариатид (колонна, опора в здании в виде женской фигуры).

Так, портик храма в Тель-Халафе поддерживался тремя тяжеловесными статуями божеств, стоящих на спинах львов и быков.

Суровость этих образов, изваянных из темно-серого камня, дополнялась могучими выступами обрамляющих портик башен, как бы сжимающих его с двух сторон. Среди памятников искусства основное место занимали керамика и глиптика, а также изделия из цветного стекла (сосуды, бусы).

Для росписей на сосудах и резьбы на печатях характерны богатство фантазии, причудливость форм, свобода композиции.




Оригинальность форм и декора керамики, отличающейся изяществом и легкостью построений, в образцах, найденных в изобилии на Иорган-тене (Нузи) и в устье Оронта в Атшане близка особенностям расписной керамики острова Крит.

Изысканный стиль резных печатей хурритского круга, изобретение катаного стекла для цветных флаконов и бус – все это выделяет художественный промыслы хурритов на фоне современных им культур как самобытные и по уровню развития наиболее высокие.




В дальнейшем ассирийская традиция унаследовала многое от них.

К позднехурритскому искусству относится замечательный золотой кубок со сценами из хурритских мифов, найденный на городище Хасанлу близ оз. Урмия (начало I тысячелетия до н.э.).



Бровко Владимир

 http://narodna.pravda.com.ua/history/4af9b1d00d5a1/

Древняя Месопотамия



Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.

Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.

В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.

В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.

"Митани (Хурри-Митани). Древнее армянское государство"

 




В 15-14 вв. до н. э. вожди (цари) и знать хурритских племён митани, живущих на юге Армянского нагорья, между озером Ван и горами Загроса, смогли сплотить и объединить вокруг себя множество хурритских племён, мелкие и средние государственные образования и создать государство Митани (Митанни, Миттани, Хурри-Митани). Митани стало первым мощным армянским государством на территории Армянского нагорья.
Воюя с сильнейшими государствами Древнего мира - Египтом, Хеттским царством, цари Митани в ходе упорной борьбы достигли успеха, создав крупнейшую державу, чьи границы простирались от восточного побережья Средиземного моря и Киликии до Ашшура, Ниневии, Аррапхи (совр. Керкук), Загроса, а на юго-востоке до Кавказского предгорья.
В Передней Азии сильное Митанийское царство занимало центральное место. Оно контролировало торговые пути, которые связывали районы Восточно-средиземноморского побережья с Месопотамией, Загросом и Понтом. Под влиянием Митани находилась территория, охватывающая устья рек Тигр и Евфрат, а также цветущие города на севере Сирии, населенные в основном хурритами.
В 19-20 вв. археологические раскопки, произведенные в Передней Азии и Армянском нагорье свидетельствовали о том, что еще в 8-4 тысячелетиях до н.э. на этих территориях возникли высокоразвитые культуры, известные как культура долины Конии, неолитская, халаф-хассунская (позже самаррская), шенгавитская или куро-аракская культура.
Северная Месопотамия, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории - родина этих культур. А у истоков создания культур стоят коренные жители Армянского нагорья - хурриты (hay-armenians).
Государства и государственные образования, созданные коренными жителями Армянского нагорья, hay-арменами, имеют давнишнюю историю. На протяжении тысячелетий племена и народы, оказавшиеся по соседству, давали разные наименования нашему народу и стране. Так например, шумеры места обитания хурритов, южные районы Армянского нагорья и Северную Месопотамию называли Субир, аккадцы - Субару, Субари, Субарту (Шубарту).
Египтяне хурритов называли h'rw (хару, хуру). Они использовали также наименования Нахрина, Нахарина, Нахарини, Maittaniu, Mittani. Аккадоязычные (вавилонские, ассирийские) письменные источники использовали наименования - Hanigalbat, Haligalbat, Hanagalbat, а хетты - Hurri (Hurla). Хурритские цари себя называли hurri, а страну - Mitanni.
Группу знаков древнейших клинописей, hu-ur одни исследователи (Г.Винклер, Э.Мейер, Э.Ваиднер, Форер, Вайсбах) читали как har, другие (Б.Грозный, А.Унгна) - как hur. При чтении, как har, исследователи связывали с арийским наименованием, а хурритский язык считали древним арийским языком. Позже, в обнаруженном в хеттской столице Хаттусы тексте, hurlili (на хеттском языке hurla - хурриты) было прочтено как hurri: тем самым harri, как вариант, отпал. Отпала и версия о том, что хурриты есть арийцы. В научном мире как наименование был принят вариант hurri.
Во второй половине 20-го века появились новые мнения о прародине арийских племён. Была выдвинута точка зрения, согласно которой прародиной арийских племён, предков индоевропейцев, является Армянское нагорье и прилегающие к нему территории. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок (раннее земледелие, гончарное ремесло, металлообработка, культ солнечного божества и его символов - креста, свастики, культ лошади, льва, орла), лингвистические исследования (в армянском языке присутствуют все звуки, свойственные языкам индоевропейской языковой семьи) и т.д. В вышеупомянутых наименованияхhurri (h-ur-ri) и harri (h-ar-ri), как оказалось, частички ar(ur) могли быть заменены на ir и er. Следовательно, и hurri, и harri своими корнями ur и ar связываются с именами бога Ар(Ара), и Армянским нагорьем(Армани, Аратта, Арарат, Армения, Аракс, Арагац..., Урарту, Урме, Урмия...).
С древнейших времён hay-armenians занимались земледелием, скотоводством, гончарным ремеслом и обработкой металлов, т.е. всем тем, что составляло основу ранней человеческой цивилизации.
В северной Месопотамии и Армянском нагорье, а также на прилегающих к ним территориях были основаны многочисленные поселения, деревни и города. Среди них митаннийская столица Вашшукани, Иерусалим, Ашшур, Ниневия, Вавилон, Алалах (совр. Атчана), Аррапха (совр. Кернук), разбогатевшие благодаря ремёслам и торговле.
Богатство и достаток привлекали внимание племён, живущих рядом с hay-armenians. С 3-2 тысячелетия до н.э. (возможно ещё раньше) начались опустошительные походы семитских племён (аккадцев, вавилонян, ассирийцев), хеттов и египетских фараонов на северную Месопотамию, Армянское нагорье и прилегающие к ним территории. В начале 2-го тысячелетия до н.э. усилились захватнические настроения соседствующих с хурритами хеттов и египтян. Чтобы противостоять двум опасным соседям, хурритам необходимо было объединиться и создать сильное государство, что и осуществили успешно хурритские (армянские) цари.
До объединения хурритских племён и образования государства Митани, хеттские тексты неоднократно свидетельствовали о военном союзе царей хурритских воинов. Во время борьбы против хеттов, митанийскому царю (имя неизвестно) удалось возглавить уже объединившихся царей хурритских воинов. Вскоре за военным союзом племён, объединенных во время внешней угрозы, последовало их экономическое и политическое объединение. Согласно письменным источникам, первым царём Митани был Шуттарна I(конец 16 века до н.э.), сын Кирты. Во времена его последователей Параттарны (начало 15 века до н.э.) иСаусадаттары (середина 15 века до н.э.) государство Митани достигло своего расцвета. При Саусадаттаре Митани стало одним из сильнейших государств Передней Азии. Усиление Митани происходило при сложнейших внешнеполитических условиях. Продолжались грабительские походы египетских фараонов на Сирию и Палестину. Тутмос I (вторая половина 16 века до н.э.), Тутмос III (вторая половина 15 века до н.э.), Аменхотеп II (конец 15 века до н.э.) и Тутмос IV, совершая частые набеги на Сирию и Палестину, доходили до берегов Евфрата. Повторые походы свидетельствовали о том, что хурриты оказывали достойное сопротивление египтянам, что, в свою очередь, привело к заключению соглашения между противниками. Согласно договору, скреплённому при Тутмосе IV, Каркемыш, Алепп и Алалах оставались под властью Митани, а южные части Палестины и Сирии отходили к Египту. Союз Египта и Митани скрепляется династическими браками. Принцессы Митани - Гилу Хепа (дочь Шуттарны II), Таду Хепа (она же Нефертити, дочь Тушратты), Тиа (дочь вельможи Нихрины - Наирии) после замужества становятся известными царицами при египетском дворе. Заключив с Египтом мирный договор, митанийское царство получило возможность спокойно развиваясь ещё больше укреплять свою мощь. С создавшимся положением не могло смириться Хеттское царство, которое имело свои претензии на расширение границ царства вплоть до берегов Средиземного моря и Сирии. Однако, столкнувшись с военной мощью хурритов, всё попытки хеттов окончились неудачей.
В 1645 г. до н.э. на хеттский престол взошёл Супилулиума I (1345-1322 гг. до н.э.), искушенный дипломат и дальновидный политик. Происшедшие при нём события оказались судьбоносными для Митани.
После царя Шуттарны II в Митани началась борьба за престол между его сыном Арташумаром и братомАртадамом. Вскоре Арташумара был убит придворным Утхием. Однако, сторонникам Арташумары удалось посадить на трон его младшего брата Тушраму. Дворцовые заговоры и интриги продолжали ослаблять государство. В конце концов, Митани распалось на две части - Хурри (бассейн реки Арацани) и Митани(бассейн реки Тигр, Агзник, Цопк).
Распад Митани - результат победы внутренних и внешних вражеских сил. Немаловажную роль при этом сыграл хеттский царь Супилулиума I.
Дальнейшие попытки хурритов возродить былую мощь государства не имели успеха. Усиливающиеся (и семитизирующиеся) Ассирия и Вавилон, в свою очередь, постоянными набегами ослабляя государство Митани, расширяли за его счёт свои границы. Против Митани объединились Вавилон, Хеттское царство, Ассирия и другие мелкие царства. Потерпев поражение в неравной борьбе, Митани оказалось поделенным на две части между ними. Однако ассирийские цари Салманасар I (1274-1245 гг. до н.э.), Тукульти-Нинурта I, Тиглат-Паласар I (1115-1077 гг. до н.э.) и другие, в своих многочисленных актах свидетельствовали о том, что хурриты часто восставали, из-за чего возникала необходимость снова и снова подавлять эти восстания.
В середине 13-го века до н.э. закончилась история древнейшего на Армянском нагорье армянского государства Митани (Хурри-Митани).
Начавшийся с начала 3-го тысячелетия до н.э. поток семитских племён на заселённую хурритами северную Месопотамию, южную Месопотамию, южные районы Армянского нагорья, районы Восточно-средиземноморского побережья - Палестину, Сирию, Иорданию, Финикию (Ливан) и другие территории, особенно усиливается после падения государства Митани. Начинается противостояние между семитизируемой Месопотамией и Армянским нагорьем (армяно-арийской территорией).
Отголосками этого противостояния являются народные предания о "Айке и Бэле", "Ара Прекрасном и Шамирам", "О царе Араме", дошедшие до нас благодаря "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци.
Упадок Митани означал конец истории государства, но не народа. На севере Армянского нагорья продолжало существовать государство Айаса(Hayasa), на юге - Алзи (Агзник). Зарождались новые государственные объединения: Шуприа (Арме-Шуприа, Сасун), Исува (Цопк), Бабхи (горные районы Армянского Тавра) и другие.
После падения Митани с исторической арены исчезает также Хеттское царство (начало 12 века до н.э.) и Египет (конец первого тысячелетия). Если эти государства исчезли, оставив только название и культуру, то Митани получило новое продолжение в лице сформированного в 9-ом веке до н.э. нового армянского государства Арарат-Урарту.


Анжела Терян
"Митани (Хурри-Митани). Древнее армянское государство."
Ереван,2006



Cсылка оригинала: http://kamavor.livejournal.com/99975.html

     Следы працивилизации в Армении



Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...