вторник, 23 октября 2012 г.

Яйцо змей, происхождение земли

   



Яйцо змеи, происхождение земли или все таки Большой космический взрыв. Давайте попробуем, начнем с Яйца.
Магическое значение яйца связано с тем, что из них рождаются живые существа.
Яйцо якобы — символ зарождения жизни. Эта точка зрения как будто находит себе лингвистическое подтверждение: ‘яйцо‘ сходно с ‘мужчина‘ и ‘женщина‘, было связано с идеей зарождения жизни. Но есть поверья и обряды, не укладывающиеся в эту концепцию. На Русипасхальному яйцу приписывалось свойство помогать при тушении пожара и при поиске кладов, явно в связи с тем, что змей преисподней считался владыкой огня и хранителем кладов, ведь он был хозяином земли и всего, что в ней находилось.
Предания Египта, Месопотамии, Индии, Греции, Карелии, Китая, Полинезии сохранили древний миф о сотворении мира: согласно этому сказанию, мир произошел от яйца змей, снесенного змеем, который обитал в первозданном океане. Яйцо змеи раскололось пополам, одна его половина стала землей, другая половина, небом, а также сказание про яйцо снесённое птицей и расколотое вылупившейся из него змеем.
Мотив противолежащих полуовалов:
2- Микены, 2 тыс. до х. э.;
3- Дания, 2 тыс. до х. э.
В древности идеи могли распространяться лишь одним способом путем устной их передачи; поэтому распространялись они медленно, и если этот миф о творении мира оказался известным в столь отдаленных друг от друга частях мира, то следует полагать, что возник он очень давно, в древнейшие времена культуры человечества, еще в палеолите.
Известная сказка о золотом яичке, снесенном курицей и разбитом мышкой, представляет собой дошедший до нашего времени пережиток мифа. И персонаж сказки, разбивший яйцо, не случайно, либо мышь, как и змея, существо обитающее в земле. Древние греки считали, что мыши состоят в родстве со змея. Но змей, создавший мир, это бог преисподней. Поэтому в мифологических представлениях народов мышь является историческим животным. Персидские маги почитали мышей как животных, связанных с божеством. Бог преисподней со временем превратился в дьявола, поэтому в ряде легенд и поверий мышь считается существом нечистым, созданием дьявола, выступает как олицетворение сатаны .
Поскольку бог преисподней был богом грозы, мыши связывался с грозой, как и существам, которые считались находившимися связях с этим божеством.
Выражение ‘гора родила мышь‘ связано с представлением о том, что гора является обиталищем бога подземного мира.
В древней мифологии разных народов змей горы образ представителя земли, земной толщи, в горах которой находится воображаемая подземная преисподняя. Поэтому один из атрибутов языческого празднества, посвященного духа произрастания, яйцо змеи, символ змея, земли, считавшегося, совместно с богиней растительности, всего живого в мире. Церковь была вынуждена примириться с этим и со многими другими языческим обычаем, ритуаломосвящения пасхальных яиц.
В русских сказках отмечается связь змея с яйцом змеи. Существовало поверье, что петух может снести яйцо, из которого родится огненный змей.
По греческому мифу, змей Тифон родился из яйца, а в дельфийском храме находилсяяйцевидный гроб, который считался гробом Тифона.
В Югославии первое окрещенное на Пасху яйцо называлось ‘сторож дома‘, а сторожем дома в Европе, Передней Азии и на Кавказе считался змей.
Друиды изготовляли магический клубок из тел змей, ‘яйцо змей‘.
В старину у евреев был обычай, когда ребенка впервые приводили в школу, ему надо съесть яйцо, для изощрения ума и укрепления памяти, ведь бог преисподней считался покровителем учения, знания, ремесел и наук, а потом водили в класс.
Индоевропейское название яйца связано с одним из имен бога ‘нижнего мира‘, старо германское ‘ужас‘ соответствует английскому ‘яйцо‘, а в нынешнее время в Англии непослушных детей пугают ‘ограми‘. Огры это, очевидно, то же, что русское огонь, древнеиндийский Агни, древнегреческий Океапоз, океан входил в состав стихии бога ‘нижнего мира‘.
В мифе о происхождении мира из яйца змей, где он выступает как творец мира. Кроме того, змей считался патроном плодородия, поэтому яйцо и стало символом плодородия. У славян для обеспечения урожая разбрасывали на поле скорлупу яиц, съеденных на Пасху, иликатали яйцо по земле перед началом пахоты. Осетины и русские клали яйцо в зерно, предназначенное для посева, закапывали яйцо в засеянное поле.
При археологических раскопках поселений культуры Триполье-Кукутень были найдены женские статуэтки, вылепленные из глины с примесью зерна и брошенные в огонь.
Смысл этого магического действа, очевидно, заключался в том, что связь богини неба и бога земли, воплощавшегося в огне, должна дать жизнь ‘духу хлеба‘, привести к произрастанию злаков. Контакт зерна с огнем или с яйцом семантически означал одно и то же, ибо огонь и яйцо были атрибутами бога земли.
Люди верили, что пасхальное яйцо обладает магическим свойством влиять на урожай, наувеличение приплода домашних животных, на деторождение.
Змей, по верованиям, восходящим к древнейшим временам, был олицетворением мужской оплодотворяющей силы, в связи с этим представлением женщины, чтобы быть привлекательными для мужчин, в пасхальные дни умывались водой, в которую было положенокрасное яйцо. Греки верили, что яйца змей возбуждают половое чувство.
В Древней Греции яйцо было атрибутом и свадебных, и погребальных обрядов, потому что бог преисподней, как и его супруга, Великая богиня, считался источником и жизни, и смерти.
В России и в Западной Европе при погребении умершего клали крашеные яйца в могилу, ведь мертвый отправлялся к владыке загробного мира.
И в древней Сардинии, и у древних евреев поминальная трапеза должна была состоять из яиц, теперь у евреев давнее символическое значение яйца забыто, но сохранились связанные с ним ассоциации, которые трактуются так: мол, яйцо катится как колесо судьбы и этим напоминает нам, что мы все умрем.
Рисованные пасхальные яйца.
Рудименты представления о семантической связи яйца змеи, пройдя через тысячелетия от древнейших времен истории человеческой культуры до нашего времени, фиксируются не только в обрядах и поверьях, но и в народном изобразительном искусстве. На пасхальных рисованных яйцах нередко бывает изображен змей.
Яйцо разделено пополам изображением змея и диаметральной линией. При этом на одной половине яйца показан символ богини неба, диск с лучами, а на другой половине, символ бога земли, полумесяц. Или по одну сторону змея показан символ богини неба, диск с точками по периметру, по другую сторону, символ бога земли, полумесяц.
Вероятно, загадочные глиняные шары, найденные при раскопках Трои, изображают космическое яйцо на одной половине показано, по-видимому, звездное небо, на другой, земля с растительностью.
Полуовалы, лопасти и треугольники со штрихами:
1- Франция, 3 тыс. до х. э.;
2- Украина, 2 тыс. до х. э.;
3- Франция, палеолит;
4- Северное Причерноморье, 2 тыс. до х. э.;
5,9- доколумбова Америка;
6- Карелия, 3-2 тыс. до х. э.;
7- Элам, около 3000 год до х. э.;
8- Малая Азия, 1 век до х. э.
На первый взгляд, здесь изображен восход солнца: видимая часть светила представленаполу диском с лучами, а невидимая обозначена, в соответствии с приемом принятым в современном черчении, пунктиром. Однако нет данных о том, чтобы в эпоху неолита существовал прием изображения невидимой части предмета посредством пунктирных линий. Более вероятно, что этот рисунок имеет иное содержание, он иллюстрирует представление о двух половинах вселенной.




Ф-образный знак:
1- Троя, 3 тыс. до х. э.;
2-14- Украина, Бессарабия, Румыния, 4-3 тыс до х. э.;
15- Элам, 3 тыс. до х. э.;
16- Иран, 3 тыс. до х. э.;
17,18- Крит. 2 тыс. до х. э.;
19- Армения, 2 тыс. до х. э.;
20- хеттский иероглиф «божество»;
21- Сибирь, 1 тыс. до х. э.;
22- Украина, 2 тыс. до х. э.;
23- Франция, 3 тыс. до х. э.
Мотив разделенного яйца в многообразных вариантах представлен в орнаментике культуры Триполье-Кукутень. На керамике культуры Триполье-Кукутень встречается изображение двойного яйца, пересеченного змеем.
В орнаментике Древнего Крита был популярен мотив двух половинок розеток илиполуовалов. Его семантику можно трактовать по-разному, в том числе как разделенное яйцо, оно разделено змеем. В неолитической символике змеи часто был представлен 5-образным начертанием, поэтому две половинок розетки бывают разделены знаком Яйцо, форма которого преобразовалась в круг, могло быть разделено и знаком растения, семантически связанным с образом божества земли. Наконец, поскольку змей представлял не только землю, но и воду, диск яйца мог быть пересечен знаком воды.
Композиция в виде диска пересеченного символом змея, продолжала играть роль священной эмблемы в эпоху бронзы. У хеттов она служила иероглифом понятия ‘божество‘, сохранял значение священного знака и в 1 тыс. до х. э.
Этот символ, как и знак в виде разделенного надвое прямоугольника, тоже возникший в неолите, были в эпоху бронзы распространены от Западной и Восточной Европы до Ирана.


пятница, 19 октября 2012 г.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯО ДИНАСТИЯХ И ЦАРЯХ АРМЕНИИ








Айказуни (Айказян, Айкиды) - первая династия патриархов, вождей и царей Армении (2492 или 2107 до н. э. - 331 г. н.э.).

Айк Наапет - 11 августа 2492 г. до н.э. (по традиционному армянскому летоисчислению) или в 2107 г. до н.э. (по "Хронологической Таблице" Микаела Чамчяна) патриарх армян Айк разбил в сражении Дюцазнамарт юго-восточнее озера Ван (среднее течение реки Айоц-дзор) войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству. Айк построил крепость Айкаберд (южнее города Ван) и Айкашен в гаваре Арк наанга Тауруберан. От Айка Наапета происходит династия первых патриархов и царей древней Армении, а также многие древнеармянские аристократические род
Арменак Айказуни (2026 г. до н.э.) - После смерти Айка ему наследовал его сын Арменак Айказуни. Он прослыл в народе собирателем земель армянских. Благодаря его политике границы армянонаселенных земель значительно расширились.
Арам Объединитель Айказуни (1824 г. до н.э.) - собрал в единое государственное образование армянские племена от Каспия на востоке до реки Галис на западе, от Армянской Месопотамии на юге до Кавказского хребта на севере. Некоторые древние историки связывают название страны Армения с именем Арама.
Ваагн (520 г. до н.э.) - сын Тиграна, был незаурядной личностью, обладал необычайными мужеством и силой. В армянском эпосе, народных песнях воспеваются его подвиги. Армяне сравнивают его с греческим Геркулесом.
Арташесян (Арташесиды) - армянская царская династия (189 г. до н.э. - 62 г. н.э.). Основана Арташесом I Великим.
Арташес I Великий (? - ок. 160 г. до н. э.) - царь Великой Армении с 189. После поражения Селевкидов в битве с римлянами при Магнесии в 190 до н. э. возглавил восстание армян против Селевкидов, провозгласил независимость Великой Армении и явился основателем династии Арташесидов. Арташес I значительно укрепил и расширил свои владения, подчинив почти всё Армянское нагорье. Успешные войны обогатили Арташеса I и армянскую знать. При Арташесе I столица из Армавира была перенесена во вновь построенный им г. Арташат. Арташес I провёл реформу, укрепившую частную собственность на землю
Тигран II Великий, царь Великой Армении в 95 - 56 до н. э. В первые годы правления присоединил к своему царству Цопк (Софену), Атрпатакан (Атропатену), западную часть Мидии. Цари Албании Кавказской и Иберии признали себя зависимыми от Тиграна II. Он заключил военный и политический союз и породнился с понтийским царём Митридатом VI, после чего присоединил сирийские владения Селевкидов, а г. Антиохия на р. Оронт стал одной из столиц Армении (другие столицы: основанный Тиграном II Тигранакерт и Арташат). В 69 до н. э. войска Тиграна II были разбиты под Тигранакертом римским полководцем Лукуллом. В 66 Тигран II получил титул "друга и союзника римского народа". Владения Тиграна II были ограничены собственно армянскими землями - территорией царства Великой Армении.
Артавазд II (? - 31 до н. э.), царь Великой Армении в 56-34 до н. э., сын Тиграна II Великого. Боролся за ликвидацию зависимости от Рима. Поражение римлян в битве с парфянами при Каррах в 53 до н. э. и парфяно-армянский союз укрепили независимость Великой Армении; Артавазд II вновь присоединил к ней захваченные ранее Римом Софену и Малую Армению. Позднее, с ослаблением Парфии, был вынужден признать зависимость от Рима. В 37 до н. э. Артавазд II отказался участвовать в походе на Парфию, в 34 вторгшиеся в Армению римляне обманом захватили Артавазда II и его семью, увезли в Египет и через 3 года казнили. Артавазд II известен как писатель-драматург и историк.
Аршакуни (Аршакиды) - армянская царская династия (62 - 428), родственная Аршакидам парфянским. Основана Трдатом I (правил с 62 г., официально с 66 по 80гг.). При Хосрове I Великом (217-238 гг.) власть Аршакуни стала наследственной. Аршакуни боролись против феодальной раздробленности, а также за независимость Армении, но безуспешно. После раздела Великой Армении (387 г.) между Ираном и Римом Аршакуни стали их вассалами. В 428 г. династия Аршакуни пала.
Багратуни (Багратиды, Багратионы) - древний армянский аристократический род, возводящий свою родословную к патриарху Айку Наапету. Первые сведения о Багратидах относятся к I веку до нашей эры. При арабах, в VIII-IX веках, Багратиды постепенно овладели большей частью Армении. Ядром их владений стал Ширак. Багратиды приобрели должность "князя князей" Армении и возглавили борьбу с арабами за независимость Армении. В 886 году Ашот I Багратид стал царём. Царская династия в 886-1045 гг. В 961 году столицей их царства стал г. Ани. Царская династия Багратидов достигла высшего расцвета во 2-й половине X - начале XI веков при Ашоте III, Смбате II и Гагике I. В 1045 году после захвата Армении Византией правление Багратидов в Армении прекратилось. Однако другая ветвь Багратидов успешно правила в Грузии вплоть до ее включения в состав России. Наиболее известны: Ашот I, Смбат I, Ашот II Железный, Ашот III Милостивый, Гагик I.
Ашот I Багратуни - армянский царь (886-891). Основатель династии Багратидов. Видный военный деятель и дальновидный политик, Ашот I возглавил борьбу за независимость и объединение Армении. Он подчинил себе крупных феодалов Армении. В 880-х гг. разбил арабские войска. Соперничавшие между собой арабский халиф и византийский император послали в 886 Ашоту I каждый по короне, т. е. признали независимость Армении.
Ашот II Еркат (Железный) Багратуни - армянский царь (914-928). Вёл упорную борьбу против арабов, пытавшихся ликвидировать независимость Армении. В 921 разбил арабскую армию на берегу оз. Севан и очистил от арабов большую часть Армении. За упорство и стойкость в борьбе с арабами был прозван Железным. В 922 халиф вынужден был признать Ашота II властителем Армении; халиф присвоил Ашоту Железному наследственный титул "шахиншаха армянского и грузинского".
Ашот III Милостивый Багратуни - армянский царь (953-977). Как и его предшественники, проводил политику усиления централизованной власти и объединения страны, для чего создал сильную постоянную армию. В 961 Ашот III перенес свою резиденцию из Карса в Ани, который стал столицей всей Армении и сыграл видную роль в ее объединении. При Ашоте III велись крупные строительные работы, быстро росла столица Ани
Гагик I Багратуни (? - 1020) - царь армянского Анийского царства (990-1020). Объединил армянские земли. Проводил политику централизации страны. Подавил выступления армянского Ташир-Дзорагетского царства. При нем столица Ани - крупный торгово-ремесленный и культурный центр.
Арцруни (Арцруниды) - армянская царская династия (908-1021). Первоначально, Арцруни - влиятельный армянский княжеский род, известный с IV века нашей эры. Родовые владения Арцрунидов находились в округе Великий Албак с центром Хадамакертом (современный г. Башкале на территории исторической Армении). В конце VII века Арцруниды приобрели владения княжеского рода Рштуни на южном и восточном побережьях Ванского озера; политическим центром Арцрунидов стал г. Ван. В дальнейшем Арцруниды подчинили всю область Васпуракан. В IX веке Арцруниды соперничали с армянскими Багратидами. При Гагике Арцруни (908-943 гг.) владение было провозглашено царством, просуществовавшим до 1021 года. Нашествие сельджуков и наступление войск Византии вынудили Сенекерима Арцруни передать своё царство Византии. Арцруниды получили земли в Малой Армении с центром в г. Себастии (современный г. Сивас в Турции). На родине потомки Арцрунидов жили в районе г. Вана (ныне на территории западной Армении - в Турции), где их наследственной привилегией сделалась должность Ахтамарского католикоса.
Рубенян (Рубениды) - династия армянских королей в Киликийском армянском королевстве (1080-1375). Основателем династии был приближенный анийского царя Гагика II - Рубен I. Наиболее видные представители Рубенянов: Левон I (правил в 1129- 1141), Млех (1169-1175), Рубен II (1175-1187), Левон II (1187-1219), Хетум I (1226-1270), Левон III (1271-1289), Левон V (1320-1341). В 1375 последний царь из династии Рубенян - Левон VI - был пленен мамлюками и отправлен в Египет.

Источники:

Большая советская энциклопедия, 3-е издание. Москва, БСЭ,1974.

http://kavkaz.memo.ru/encyclopediatext/encyclopedia/id/497598.htmlhttp://www.edic.ru
http://e-world.com.ru http://www.academic.ru














пятница, 12 октября 2012 г.

Об ариях, происхождении армян ......

Об ариях, происхождении армян и прочем





Сыновья ваг-арша – бурого медведя Հավլունի թուրը, Հավլունի թուրը, Անձեռակերտ է Հավլունի թուրը:

Об ариях, происхождении армян и прочем

Начиная с 1990-х годов прошлого века у нас стало появляться множество публикаций и даже книг, касающихся ариев, их происхождения, происхождения нашего народа от ариев, нашей исключительности и т.п.

Такая попытка, помнится, в Германии уже была, годах в тридцатых прошлого века; что из этого вышло – известно всем без напоминаний.


Эти публикации, однако, остались без ответа: профессионалы, очевидно, полагали ниже своего достоинства ввязываться в спор с дилетантами - какой смысл учить недоросля азбуке, если у того женитьба на уме.

Дилетанты же, не встречая отпора, решили, что им не отвечают, потому что они правы. Не претендуя на истину в конечной инстанции, поскольку в этом вопросе много неясного, возьму на себя смелость изложить эту историю так, как она сложилась трудами ученых разных стран за последние двести с лишним лет. Излагаемая трактовка событий и фактов, конечно же, не единственно существующая, но достаточное количество сторонников позволяет говорить о ней как о наиболее серьезной и научно убедительной.


Популярность изложения, естественно, налагает свои ограничения на подачу и интерпретацию материала, фактов и комментариев.


А дело было так


В конце 18-ого, начале 19-ого века, когда в Европе в научный оборот стали входить – переводиться и исследоваться – тексты на санскрите – литературном языке Древней Индии (5 век до р.Хр.) европейские, в частности, германские, ученые обратили внимание на то, что в этих текстах встречается достаточно большое количество слов, почти одинаковых по значению и звучанию со словами европейских языков, в том числе, того же немецкого.


Один-два примера можно было бы объяснить случайным совпадением (так, в армянском, фарси и в языке американских индейцев-семинолов «азат» – свободный), но когда набралось не десять, не двадцать, а намного больше слов, и оказалось, что эти слова так же или сходно звучат и в древнеперсидском, и в ряде других европейских языков, живых и мертвых, стало ясно, что совпадения ни при чем и речь должна идти о языковом родстве, т.е. развитии этих языков из одного корня-праязыка.

Поскольку начало положили немцы, они назвали этот праязык индогерманским, т.е. общим для индийских и германских языков. Но если был язык, значит было и племя или племена, говорившие на этом языке, и они, конечно же, где-то должны были жить. Племена эти по вполне понятной причине назвали индогерманскими, а ареалом (территорией их обитания) определили нынешнюю Германию.

Часто встречающееся в санскритских и авестийских (древнеперсидских) текстах слово арья, ария натолкнуло на мысль, что это – самоназвание индогерманских племен, т.е. что они – арии. Со временем, когда выяснилось, что родство этими языками не ограничивается, а включает намного больше языков, причем они (а стало быть, и народы) находятся в разных родственных отношениях друг с другом, их стали называть индоевропейскими, т.е. такими, на которых говорят от Индии до Европы, за очень небольшим исключением.

Принадлежность армянского к индоевропейской языковой семье была окончательно доказана к концу 19-ого века.


Увеличение ареала привело к необходимости пересмотра места прародины индоевропейцев – она постепенно спускалась все ниже к югу, пока, наконец, не локализовалась на западе Азии, в горной стране, которая известна сейчас как Армянское нагорье, и, возможно, примыкающем к нему западе Иранского нагорья.


Тогда они, естественно, так не назывались, они вообще не имели названия.


Это достаточно распространенная точка зрения, обоснованная советскими учеными В. Ивановым и Т. Гамкрелидзе, имеющая, конечно же, как сторонников, так и противников.


Что же произошло, с индоевропейцами, или ариями?


Что мы знаем о них?


Где наше место среди них?


Данные сравнительно-исторического языкознания, этимологии, истории, фольклористики, мифологии – сказок и эпических сказаний, легенд, этногенетики, этнографии, археологии дают следующую картину.


8 000 – 10 000 лет назад в горной стране на западе Азии – ее потом по имени живущего здесь народа назовут Армянским нагорьем – в конце малого ледникового периода, вслед за отступающим в горы ледником, кормясь возле его тающей кромки, обитали племена, говорившие на настолько близких наречиях, что они понимали друг друга без труда.


Эти наречия мы сейчас назвали бы диалектами одного языка.


Страна была горная, общение было затруднено и, как следствие, диалектов было много.


Эти первобытные племена жили в основном, собирательством, за счет вершков и корешков, собирали же их, понятно, женщины, а точнее – девочки. Несмотря на то, что мяса (живого) вокруг было много, в руки оно давалось очень неохотно, и, пробегав целый день за оленем или козлом, мужчины зачастую возвращались в пещеры к огн‏ю, где хлопотали женщины, с пустыми руками и голодным желудком, который набивали этими самыми вершками и корешками.


Отсюда и первоначальное значение слова дочерь (нем. тохтер, арм. дустр, перс. духт «собирающая (зелень)».


Племена эти осознавали свое родство друг с другом, знали опасность близкородственных браков, на которые у них был наложен жесткий запрет и жен брали из соседних племен, что поддерживало единство языка и чувство общности происхождения.


Называли они себя арья, арии, что означало просто-напросто человек, люди; практика, обычная для первобытных племен.


В армянском языке сохранилось слово айр в этом именно значении. Все же остальные неарийские племена были ч-ари, не-арии, т.е. потенциальные враги, поскольку положиться можно было только на своих.


Со временем, уже в армянском языке, слово приняло значение «плохие», «недобрые», «злые».


При встрече с иноплеменниками, неариями, дело до драки и смертоубийства доходило редко, люди тогда ценили жизнь, а в драке можно было и проиграть, поэтому сначала в ход шли угрозы и демонстрация силы и превосходства (явление, обычное во всем живом мире).





Арий становился в боевую позу, бил себя в грудь (так и сейчас делают, и не только люди) и кричал: «Да ты знаешь, с кем имеешь дело!? Я – арий, ты уже одного имени моего должен бояться, я тебя в порошок сотру».





И слово арии(й), арья в том же армянском, персидском, индийских языках стало означать еще и храбрый, бесстрашный, мужественный, благородный.


Арии, как видим, скромностью не страдали.


Добрый бог древних индийцев Арьяман – он тоже просто арийский, т.е. свой человек, которому можно доверять, на которого можно положиться. Название нашего народа ар-мен, ар-ман, самоназвание осетин – ал-ан означает то же самое.





Мы единственный из арийских народов, оставшийся на своей прародине; естественно, что мы, а также ир-анцы и ал(р)-аны – два территориально самых близких к Армянскому нагорью арийских народа, сохранили самоназвание предков – имя племени. Наше же родовое имя - haj, есть самоназвание одного из арийских – арменских племен; не исключено, что жило это племя в Hajoc дзоре (Армянском ушелье), недалеко от Вана. Более убедительной нам представляется версия о названии, возникшем от реального предка – героя. – Voskanapat.info).





Однако одними речами храбрым не станешь – жизнь была тяжелая, опасная, вокруг было полно хищников – ариям, при всем хвастовстве, было одиноко и страшно перед природой, которой было до лампочки их арийство; им был нужен покровитель из этой самой природы, сильный, который защитил бы при опасности.





На эту роль больше всего годился медведь – самый сильный, бесстрашный зверь, которого они знали; зверь, который не боялся никого и был вместе с тем достаточно миролюбивым; для людей, в отличие от того же волка, сравнительно безопасным, с которым можно было даже жить в одной пещере, под его защитой. И медведь стал тотемом, мифическим прародителем ариев.





Кстати, в аналогичной ситуации живущие в пустынях Средней Азии кочевники-овцеводы сделали своим тотемом серого волка – бозгурта, безжалостного истребителя овечьих стад и сами стали похожими на него, так же, как арии – на медведя.





Слово медведь до сих пор единственное из названий животных, используемое арийскими народами как собственное имя: Ваг-арш-ак – это бур-ый (ваг-бур один и тот же корень) медведь (-ак – ласкательный суффикс), соответственноАрш-ак, Арт-ак, Арс-ен, Гарс-ия, Очо-а, – это все тот же медведь у разных народов и в разных языках. Женское имя Урс-ула, очень распространенное у германских народов – это просто-напросто медведица.





Не случайно король – главный герой кельтского эпоса носит имя Арт-ур – медведь, герой латышского эпоса Лачплесис рожден от медведя, а герой скандинавского эпоса носит имя Беовульф (пчелиный волк – медведь). Лучшие воины скандинавских викингов, прославленные своим бесстрашием, назывались бер-серк-ами, одетыми в медвежьи шкуры – медведями.


Арт-ем – это тоже медведь, а Арт-емида, как уже легко догадаться, - дочь Медведя. Малоазийского происхождения, у древних греков она покровительствовала охоте, дикой природе, ее часто сопровождал медведь. Называя ребенка медведем, арии считали, что он переходит под покровительство медведя-тотема, приобретает его силу и бесстрашие.





Это почтительное отношение к медведю сохранилось до сих пор: у русских он – генерал Топтыгин, Михаил Иванович, т.е. благородный, дворянин (в царской России Ивановичами, Васильевичами писались только дворяне, все остальные были - Иванов, Васильев; Достоевский подписывался Федор Михайлов сын Достоевский).





Если охотник-армянин убивал медведя, то разыгрывался целый спектакль: сидя у туши зверя, он оправдывался, мол, ты сам виноват, я бы тебя не тронул, но ты корову задрал, пасеку разорил, детей перепугал, я же не со зла, не просто так, у меня выхода не было. Обычай этот существовал до середины прошлого века: вспомните великолепный рассказ «Медведь» Гранта Матевосяна.





Любимой игрушкой арийских детей, до появления желтых крокодилов и ритуальных погремушек племени мбомбо-чвамбе, был мишка: давая ребенку в руки игрушечного медведя, родители поручали его тотему своих предков (конечно, не осознавая уже этого), отдавали под его покровительство и защиту.





В музее Ехегнадзора демонстрируется один такой мишка, вылепленный из глины тысячу с лишним лет назад.





Так и жили арии под покровительством и попечительством медведя, в голодное время не брезгуя и объедками с его стола, если бы... Трудно сказать однозначно, что было причиной: высокогорье ли с его более жестким по сравнению с равнинами ультрафиолетовым облучением; радиоактивное излучение, идущее из глубин земли, в которой шли активные тектонические процессы; обилие редких и радиоактивных элементов, обычное для живых гор; родниковая вода с большим их содержанием – скорее всего все вместе – мутации у ариев шли быстрее и их было больше, чем у людей с равнин.

В один прекрасный день, длившийся не одно столетие, арии одомашнили коня, приручили волка, превратив его в волкодава и сделали шаг из каменного века в век металла. История первых двух действий великолепно описана Р. Киплингом в сказке про кота, который гулял сам по себе. Армянский гампр, сохранившийся до наших дней и признанный аборигенной породой – прямой потомок тех первых собак. Он и сейчас в одиночку схватывается с волком и обычно выходит победителем; он не слуга человеку, а его друг и равноправный партнер, самое ценное животное в доме: именно таково отношение к гампру в Армении, и надо сказать, что гампр отлично осознает свое положение и никогда не злоупотребляет им.

Раскопанный в Мецаморе горнометаллургический и астрономический комплекс - древнейший в Европе. Меца-мор – большая марь, большое болото: первоначально металл добывали не из руды, а отковывали из болотистых отложений – это так называемое кричное, болотное железо; слово марь - болото сохранилось в русском; арм. мори, русск. мор-ошка – болотная ягода, из этого же ряда слово «море».

Арии ошалели от своей неслыханной удачи. Кузнец был сразу причислен ими к разряду если не богов, то небожителей; считалось, что дым, идущий из вершины вулкана – свидетельство того, что кузнец разжег свой горн. Кузнецов считали представителями потустороннего мира, водящимися с нечистой силой (нечистой она стала после принятия христианства, а до того была самая что ни на есть божественная) – таков кузнец Вакула у Н.В. Гоголя. От звукоподражания удару молотом по крице – дрб! – родилось слово, означающее сначала «удар», затем «работа», «труд», «сила». Место работы – дрб-а – стало дарбноц «кузница» (арм.), дарбница – «мастерская» в латышском. Был и такой латышский пролетарский поэт Иван Тарба. Когда мы говорим: Դրբս չես տեսել – речь идет о силе: ты не знаешь моей силы. Դրբով (Дрбов) – сильный, могучий.

Арии довольно хорошо разбирались в звездном небе, составили его карты, выделили созвездия, определили зодиак, создали мегалитические обсерватории, одна из которых – Караундж, недалеко от Сисиана, сохранилась до наших дней.

Видя постоянно перед глазами солнечный круг, совершающий свое вечное движение по небосводу, они стали использовать его стилизованное изображение как знак вечности – это знаменитая свастика, одна из разновидностей которой приобрела печальные ассоциации после ее использования немецким Третьим рейхом. Нацисты считали, что основали вечное государство – Тысячелетний Рейх, символом его, естественно, и должна была быть свастика – знак вечности.

Изображения свастики в огромном множестве встречаются в Гегамских горах Армении, она выложена над главными воротами Ани – столицы средневекового армянского царства Багратидов над изображением их герба – льва, почти за тысячу лет до Третьего Рейха. У индоиранских народов, у нас, армян – это часть постоянно встречающегося и любимого орнамента. Отказывать в праве на существование Знаку Вечности ариев – Свастике, то же, что отрицать крест из-за зверств, творимых когда-то испанцами в Новом Свете или Зеленое Знамя Пророка – из-за того лишь, что и турки – мусульмане.

Жили арии в довольно больших поселениях, занимавших иногда несколько гектаров, большими семьями Ընտանիք-ами. Одно из их поселений – Шенгавит, находится в пределах городской черты Еревана, на берегу реки Раздан. На Нагорье сохранилось огромное количество их построек из огромных, в несколько тонн, каменных глыб, сложенных без раствора. Мы, их обмельчавшие потомки, что давно уже надеемся не на свою силу, а на лебедку, называем эти постройки циклопическими. Самого разного типа и назначения, о котором мы можем только делать догадки, за пределами Нагорья они практически не встречаются.

Арии сильно выросли в собственных глазах и глазах иноплеменников. Вооруженные металлическим оружием, сначала медным, затем бронзовым, а напоследок – и железным, на огромных конях, в сопровождении не менее огромных волкодавов теперь они с легкостью настигали ту добычу, которая раньше убегала от них. Они уходили все дальше и дальше от своих жилищ, возвращаясь с богатой добычей, с легкостья покоряя и ассимилируя неарийские племена, еще живущие в каменном веке. Это откликнулось в эпосе «Давид Сасунци»: Давид вооружен мечом-«молнией» - сверка‏ющим, т.е. выкованным из металла, из меди, его противник Мсра Мелик – палицей, дубинкой, которая не что иное, как большая толстая суковатая палка. Прямой обоюдоострый меч навсегда остался любимым оружием всех арийских народов. Типичное оружие позднескифских погребений – длинные прямые железные мечи. Кривая сабля – оружие кочевника; арии воевали мечами и зачастую обожествляли их. Мечи давались герою божественными силами (меч короля Артура, Меч-молния Давида Сасунци). Аммиан Марцеллин, древнеримский историк, пишет об аланах, что они не знают других богов, кроме Марса, которому поклоняются в образе обнаженного меча, воткнутого в землю. Меч, как и конь, часто имел собственное имя.

Остальные племена, незнакомые с конями, видя арийских всадников на конях, принимали их за единое существо – так появился мифический кентавр, это помогло затем испанцам завоевать Америку. Появились излишки еды, стала возможной и быстро развивалась меновая торговля – бартер по-нынешнему.

Арии вязали плоты из бычьих бурдюков, сплавлялись на них по Тигру и Евфрату до Междуречья, продавали и обменивали там свои товары и возвращались домой, в горы, на конях, которых брали с собой.

Иногда в такие экспедиции они брали и домочадцев, если поступали на службу к вавилонским правителям. Вероятно, одним из таких отрядов был и отряд одного из арийских племен под командованием вождя hАйка, который по какой-то причине рассорившись с вавилонянами, вернулся со своим племенем на родину. Вавилонский правитель Бэл решил примерно наказать его (дабы другим неповадно было) и пришел со своим войском на нагорье. Дальнейшие события описаны М. Хоренаци. Сам этот случай настолько запомнился ариям, что стал тем кристаллом, вокруг которого сформировался армянский народ – это племя стали называть себя по имени своего вождя hАйка hаями (что, в общем, было естественно), хотя для всех других продолжал оставаться ар-менами.

Удивленные видом невиданных животных, вавилоняне так и прозвали коней – горные ослы (ослов они разводили сами, коней видели только у ариев). Слава арийских коней, разводимых на Армянском нагорье, шла по всему свету до большевизации, когда порода знаменитых карабахских скакунов была тихо уничтожена турками. В Древнем мире не было равной армянской коннице – айрудзи–кентаврам. Дань с Армении брали конями, армянские кони были самым дорогим – царским – подарком.


Тот же Марцеллин пишет об аланах: «Они гонят перед собой стада крупного и мелкого скота и пасут их; но главный предмет их забот – кони».


В арийских эпосах конь играет первостепенную роль. Некоторые кони, как например, конь Куркик-Джалали, кони Святогора-богатыря, Ильи Муромца сопровождают и верно служат нескольким поколениям героев. Он, как и сами герои, неземного, одного с ними, происхождения. Санасар и Багдасар были зачаты от моря; Куркик-Джалали тоже происходит из морских коней, божественно происхождение и Конька-Горбунка. В нартском эпосе конь Урузмана, Арфан, пользуется не меньшей известностью, чем сами герои. Во многих сказаниях арийских народов конь наделен человеческой речью и выступает как друг и советчик своего хозяина.





Как жили арии?
С переходом к металлу матриархат кончался: главным кормильцем, добытчиком в семье становился мужчина, к нему и переходила власть. Если раньше родство шло только по материнской линии, то теперь уже родственниками считались и по отцу. В «Давиде Сасунци», этой арийской энциклопедии, как раз описана пограничная ситуация: Давид и Мсра Мелик непримиримые враги – они хоть и единокровные, но не единоутробные братья – у них разные матери. В то же время Давид не может отказать матери Мсра Мелика Исмил Хатун потому, что она его молочная мать, кормилица. Можно сказать, что в столкновении Давида с Мсра Меликом описано противостояние матриархата и патриархата и победа последнего.

Мы не знаем, и, возможно, никогда и не узнаем, были ли арии одним из аборигенных племен Нагорья или они пришли сюда откуда-то из других краев. Но что были они высокими, светловолосыми, голубоглазыми – факт. В нартском эпосе герои голубоглазые, светловолосые. В том же «Давиде Сасунском» образцом женской красоты считается Дехцун Чухцам – «красавица с льющимся золотом кос». Жители горного Сасуна в большинстве своем как раз такие – практически не смешавшись с инородцами, они сохранили во многом облик предков.

Традиционный зачин русских народных волшебных сказок локализует их действие в стране предков:

«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе»

Пройдем из славян в армены: все именно так и есть: Черное море, затем леса северного Причерноморья и Кавказа (тогда эта местность действительно была покрыта лесами), затем высокие горы Кавказа и, наконец, Нагорье: близко к небу. Будем читать Ершова, «Сказку о Коньке-Горбунке» дальше (с небольшими вариациями она повторяется у всех индоевропейских народов):

«...жил старинушка в селе.
Было у него три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак»

Вспомним теперь француза Ш. Перро:

«В деревне умер мельник.
Похоронив отца,
Наследство поделили
Три брата-молодца.
Взял самый старший мельницу,
Второй ослу был рад,
А кот достался младшему...»
В армянских сказках, правда, другой зачин: жили-были; указывать – где, нет нужды, поскольку тут и жили, но у царя все те же три сына с той же умственной градацией и той же судьбой. У соседнего царя дочка на выданье; три брата-молодца едут добывать (умыкать) невесту. На своих жениться нельзя – на кровнородственные браки наложен запрет; причем, парадоксально, но у двух старших жены уже есть. Старший поехал на белом коне, прыгнул до половины башни, в которой невеста с яблоком, не достал; средний поехал на черном коне, прыгнул на три четверти башни, не достал, а кони здоровые; младший, вовсе дурак, поехал на красном коне, прыгнул, достал. Досталась девушка в жены младшему.

Сохранение добытой (нередко ценой крови) информации и передача ее следующим поколениям есть абсолютно необходимое условие существования всякого живого существа, тем паче человека: выжить можно, только если у тебя есть знания и опыт предыдущих поколений, когда начинаешь не с нуля, а с того рубежа, на котором остановился твой отец. Понятно, что всякое искажение информации опасно и крайне вредно, следовательно, ее надо кодировать таким образом, чтобы свести искажения к минимуму. Это особенно важно, если информация не фиксируется на носителях (стене пещеры, пергаменте, бумаге), а передается устным путем. Надо просто знать код.

Наши предки информацию кодировали в танцах, в сказках, которые бесконечно рассказывали и пересказывали детям, добиваясь того, что их выучивали наизусть; поэтому, несмотря на различия в деталях, в главном они идентичны. Так что рассказывают нам сказки?

Арийское общество переходило к патриархату: три сына у царя, о дочерях речи нет – они у другого племени. Эти три сына – три сословия племени (царя), из них потом у индийских ариев сформировалась система каст. Одно сословие – жрецы-священнослужители; они хранят мудрость племени, что накопили с годами, они и сами в солидных летах, седые, старые, поэтому и женат старший брат, и конь у него белый, и невеста ему не полагается. Второе сословие – земледельцы: эти тоже уже семейные, они землю обрабатывают (общество от простой охоты и собирательства уже перешло к земледелию), поэтому и конь черный, цвета земли, и до невесты ему доставать не подобает. Третий, младший, брат – сословие воинов; он вовсе дурак не потому, что Богом обижен, а потому, что опыта у него нету. Конь у него красный, цвета крови, которую – свою и чужую – они проливают, защищаясь и нападая. Он по должности холостой (до сих пор в армию берут ребят молодых, неженатых), ему–то и полагается невеста; тогда он, женившись, перейдет в сословие среднего брата.

Соответствующая раскодировка сказок, преданий, мифов, эпосов дает нам полнокровную картину жизни ариев: как жили, что одевали, как и с кем дружили, какие были родственные отношения, что сеяли, как думали, каких животных держали, как и во что верили, но это уже отдельный, другой разговор. Не будем отвлекаться и увлекаться.

Как я сказал, приручение коня, собаки, переход из каменного века в век металла в корне изменили ситуацию: еды стало намного больше, и, что не менее важно, стало много мяса – белковой пищи. Дети, которые раньше умирали, потому что племя не могло их прокормить, теперь оставались живы, вырастали и сами рожали детей. С другой стороны, усилилась ассимиляция неарийских племен, отстававших от ариев в развитии; число ариев быстро росло; произошел демографический взрыв. Прошло какое-то время и еды стали на всех не хватать; ситуация, хорошо нам знакомая. Арии поступили так же, как и мы теперь: отдельные роды и целые племена стали сниматься и уходить на новые места.

Так снялись племена, жившие в Басене (Западная Армения). С течением времени они дошли до края земли – запада Пиренейского полуострова, став там басками, сохранив предания о своей прародине и своем племени Гайка – баскская традиция считает их сыновьями Айтора, т.е. внука Гайка, - а также в своем имени название своего края и массу других арийских топонимов, среди них – Ар-ар-ат, Ар-акс. Вообще топонимы – названия географических объектов – необычайно устойчивы и сохраняются тысячелетиями, меняя жителей и языки. Так до сих пор в Западной Армении сохраняются армянские топонимы Арзрум, Карс, Ван, Тондрак и др. Интересно название горы Тондрак: это действующий вулкан пелейского типа, извергающий газы. Понятно, что армяне-аборигены должны были назвать его Тондыр – ак «жерло тондыра» (дышащее жаром). ‎‎

Кельтское племя англов, имя которых носят нынешние англосаксы, ушло, вероятно, из гавара Ангех (Анг(е)л) и спустя две с лишним тысячи лет построило уже в теперешней Англии Стоун-hендж, аналогичный Кара-hундж-у и названный точно так же (англ. стоун, арм. кар – камень). А в Сисиане, недалеко от памятника, до сих пор стоит село Ангех-акот. Торк Ангех армянских преданий – Тор Англ (мы бы теперь назвали его Тор Англичанин), скорее всего, племенное божество или покровитель‎ этого племени; он превратился затем в скандинавского бога Тора (Торуна). Это был бог грома и молнии, покровитель земледелия. Из нынешнего Ширака ушло племя, которое называло себя киммерийцами (по-теперешнему – гюмрийцами) по названию места, откуда они вышли – Кумайри, Киммери или Г‏юмри. Это слово сохранилось в мертвом арийском хеттском языке, и означает, как нетрудно догадаться, «степь, равнина, ровное место». Около двух с половиной тысяч лет назад они создали в северном Причерноморье Киммерийское царство и наводили страх и ужас на соседей дальних и ближних, исчезнув затем в котле народов и племен.

Арии вообще были племенами воинственными, готовыми ввязаться в драку по л‏юбому поводу. Очень скоро их имя стало внушать страх всем соседним народам и племенам. Ветхозаветные пророки Иеремия и Иезекииль считали их бичом Божьим, насланным за прегрешения: «И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи… Поднимите знамя на земле, трубите трубою‏ среди народов, вооружите против него народы, созовите против него царства Араратские, Минийские и Асканазские, поставьте вождя против него, наведите коней как страшну‏ю‏ саранчу (Иеремия, 57, 21). Вот идет народ с севера, и народ великий, и многие цари поднима‏ю‏тся от краев земли… они жестоки и немилосердны.., несутся на конях, выстроились как один человек (там же, 50, 41). Вавилон взят, Вавилон посрамлен…, ибо от севера поднялся против него народ, который сделает земл‏ю его пустыне‏ю (там же, 50, 3). Так говорит Господь: Вот идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны… и несутся на конях, выстроены как один человек… Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас (там же, 6, 22-25). А ‎это уже Иезекииль, плач о Тире: «Перс и Лидиянин и Ливиец находились в войске твоем (27, 10) Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков (Иезекииль, 27, 14). Царства Араратские, Асканазские, дом Фогарма (Торгома) - ‎это названия уже конкретно армянских государственных образований; одно из них, Араратское, известно нам как государство Урарту. Как видим, арии уже не только воевали, но и торговали, и весьма удачно. Кстати, имя Асканаз многие исследователи возводят к еврейскому ашкенази, что означает – северянин, житель северной – от Израиля – страны.

Арии доходили до Дальнего Востока (тохары), несколько веков держали в страхе и ужасе Египет (гиксосы), часть их, перевалив через Гиндукуш, вторглась в теперешнюю Индию, разгромив и уничтожив аборигенные цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа. Не растерявшие воинственный пыл и агрессивность арии, предки сегодняшних индийских и пакистанских народов, свысока относились к покоренным, считая их дикарями – обезьянами. В великом сказании Древней Индии – «Рамаяне», Рам-а /А-рам/, собирая войско против царя Цейлона (аборигенов), похитившего его жену Ситу, пользуется поддержкой царя обезьян Ханумана – это явно тоже абориген (обезьяна, дикарь – потому что неарий), но выступающий союзником Рамы (ариев). Армяне и греки (а также фракийцы) разделились позже; первые греческие племена появились на Пелопоннесе примерно в 17-ом веке до р. Хр. В последовавшем вслед за э‎тим расцвете древнегреческой цивилизации нет ничего необычного и неестественного: греки были не кочевниками, а переселенцами. Еще во время Александра Македонского греки и армяне помнили о своем общем происхождении.

Надо сказать, что арии, как и все большие семьи, уже тогда, как, впрочем, и сейчас, жили недружно, часто воевали и друг с другом: персы с греками, греки с армянами, армяне с персами. У этих народов, почти одновременно (вторая половина 1-ого тысячелетия до р. Хр.) создавших уже свои государственные образования, положение, границы, самосознания были более-менее определившимися (связи с ушедшими в Индию не было, те развивались самостоятельно, хотя первые государства создали примерно в то же время).

Основной поток переселенцев шел в Европу. Здесь, в Северном Причерноморье, бурлил и кипел, переваривая, сплавляя и выплескивая новые народы, гигантский арийский котел, в который попало и растворилось в арийской массе немало и неариев самого разного происхождения. Поскольку все помнили об общем происхождении, преград к совместной жизни, общению и слиянию не было, с легкость‏ю создавались и распадались племенные и военные союзы. Часть иранского племени аланов (предков нынешних осетин) буквально слилась с частью готов (предками германцев), образовав новый народ готаланов. Эти готаланы ушли затем на запад, перешли Пиренеи и осели на части территории нынешней Испании, дав новой родине имя своего народа – Каталония. А вот другой со‏юз – роксоланов, - оказался непрочным, они пропали во времени.

Вернемся, однако, к нам, армянам. По данным ряда наук, мы выделились из арийских племен около 4-5 тысяч лет назад. Об этом говорят данные генетики, языкознания, примерно тот же срок приводит М. Хоренаци (армянский историк 5 в.), что еще раз свидетельствует о его знаниях и добросовестности. Процесс этногенеза продолжался 1,5-2 тысячи лет, а завершился в конце 1-ого тысячелетия до р. Хр. Караhундж никак не мог быть создан армянами по той простой причине, что нас тогда не было. Были арийские племена, наши с немцами, русскими, англосаксами, греками, индийцами, персами, афганцами, и еще многими другими индоевропейскими народами общие предки, и все эти народы имеют такое же, как и мы, право на общее арийское наследие.









Раздан МАДОЯН, кандидат филологических наук Продолжение следует

Voskanapat.info

воскресенье, 7 октября 2012 г.

                               ГАРЕГИН НЖДЕ







АВТОБИОГРАФИЯ


1. К армянскому революционному движению я примкнул 17-ти лет, еще гимназистом. Затем я бросил университет, чтобы боротmся против царизма и султанизма. В 1906 г. я перебрался в Болгарию и при содействии лидеров македонского освободительного движения Бориса Сарафова и Лиапова Гурина поступил в офицерскую школу им. Дмитрия Николова в Софии. По окончании школы я вернулся на Кавказ, чтобы с гайдукским отрядом Мурада перейти в Турецкую Армению.После этого я действовал в Персии. В 1909 г. вновь вернулся на Кавказ и был арестован. Более 3 лет я провел в тюрьмах от Джульфы до Петербурга; после известного суда над 163-мя членами "Дашнакцутюн", во избежание ссылки в Сибирь я ушел в Болгарию.

2. В 1912. я собрал роту армянских добровольцев и вместе с Андраником участвовал в Балканской войне за освобождение Македонии и Фракии. В завершающий период мы,как революционеры, отказались от участия в войне между балканскими народами и расформировали армянскую роту. В ходе этой войны я получил ранение. Армянский стяг и грудь армянских воинов были украшены крестами за храбрость.

3. С началом мировой войны, получив прощение от царского правительства, я вернулся на Кавказ, чтобы участвовать в боевых действиях против Турции. В первый период войны я был заместителем командира 2-ого армянского добровольческого батальона, в последующем командовал отдельной армяно-езидской частью.

4. В 1917. с небольшим отрядом я пришел на помощь окруженному Кохбу и спас армян этого района. В тот же период я перешел в Абас Гел, вступил в контакт с езидами и вместе с их лидером Иво бегом вернулся в Тифлис, где свел его с Армянским Национальным Советом.

5. Накануне провозглашения Независимости Армении я вел бои под Аладжой, благодаря чему армянским частям, отступающим по лини Эрзрум-Сарикамиш-Карс, удалось без потерь выйти к Александрополю; я переправился через Арпачай лишь с последним отступающим армянским солдатом и только когда моим людям удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Марра.

6. В конце мая 1918 г. я руководил сражением при Каракилисе, в котором получил ранение. Я был представлен к высшей награде за храбрость. Надо признать, что без Каракилисского сражения не было бы не только сегодняшней Армении, но и живущих там сейчас армян. Трехдневная героическая битва под Каракилисой спасла от поголовного уничтожения армян Араратской долины и стала фундаментом Армянского государства.

7. В период независимости Армении осенью 1919 г. я спас 2-й армянский полк, попавший в окружение между Давалу и Веди.

8. Во второй половине 1919 г. я перешел в Сюник для оказания помощи Гохтану , осажденному войсками Эдиф бега и обреченному на голод и уничтожение. Были спасены и сам край и его армянское население.

9. С этого времени я посвятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика, отражая постоянные нападения мусаватистского Азербайджана и турецких пашей Нури и Халила.

10. В середине 1920 г., после того, как подразделения Дро оставили Зангезур и Карабах, я принял на себя руководство самообороной всего Сюника. Этот горный край, который, согласно соглашению между армянским правительством и представителем Москвы Леграном, был передан Азербайджану, абсолютно оторванный от внешнего мира, без достаточных запасов продовольствия и оружия, при отсутствии офицерских кадров и какой -либо помощи извне, в политической изоляции, после года боев на два фронта смог продиктовать свою волю советскому правительству. При Мясникяне, декларацией от июня 1921 г., Сюник был признан частью матери-родины - Армении. Благодаря обороне Сюника были спасены также армянская интеллигенция, революционные и боевые элементы армянства.

11. Моя жизнь и моя деятельность свидетельствуют о следующем;

- Я всегда приходил в моменты опасности. В мирное время я не стремился к должностям, поскольку не испытывал влечения к ним. Я всегда предпочитал руководить ополченцами, народными силами, испытывая некоторую холодность к т. н. регулярным подразделениям. Командиров я выдвигал из народа и выковал их, если так можно выразиться, по его образу и подобию. На войне я всегда оставался человеком даже по отношению к туркам и татарам - свидетельсво этому мои приказы и воззвания к подчиненным мне частям. Приписываемое мне советской властью - обычная пропагандистская клевета, рожденная стремлением любой ценой очернить противника. Я никогда не использовал помощь внешних сил и даже средства собственного государства. Я следовал обету Мамиконянов, был человеком глубокой веры и этики, потому мне приходилось испить из чаши горести. Бог и моя Родина всегда были на первом месте в моем храме веры. Армения являлась для меня святыней. Я жил и дышал ею, всегда готвый ради нее страдать, жертвовать и отдать саму жизнь. Она была священной болью, радостью, смыслом моего существования, моим бессмертием, высшим правом и обязанностью; в то же время народ страны горячо привязался и всецело верил мне. Со мной враждовали лишенные чувства святого полуинтеллигенты и военные, руководствующиеся лишь бумажными правилами. В течение всей жизни я никогда не получал жалования (лишь один раз в Америке я нарушил этот свой принцип, согласившись, чтобы мне выплачивалось еженедельное жалование. Нарушил и был справедливо наказан. С тех пор человечоская низость повсюду следует за мной как тень). Я отказалься даже от пенсии, назначенной мне инностранным государством. Имея все восможности жить в роскоши, я жил как человек из народа - почти бедно. Одной из самых больших в мире мерзостей для революционера, воина и патриота я считал бытовой материализм.

Покидая Армению, я взял с собой шкуру тигра, убитого моими солдатами на армянском берегу Аракса, - мое единственное вознаграждение. Кинжал Джамал паши - мой единственный военный трофей. Пусть будут положены со мной в могилу на мою грудь этот кинжал, не знавший поражений флаг Сюника и старый армянский словарь - единственное мое утешение в изгнании.

12. Вне Армении армянам грозит вырождение. Лишь с помощью глубокого познания и осознания национальных ценностей, добродетелей и святынь, можно бороться с этим злом, для чего я и создал движение, названное мною Цегакронутюн. Целью его было вернуть армянину чувство хозяина своей Родины, спасая его от духовной и политической бездомности и беспризорности вне родной страны. Это было патриотическое движение, лишь обновившись в котором могли объединиться все отдельные политические течения армянства. Из-за этой проповеди патриотизма меня предала раскольническая, безродная и пораженческая часть армянства.

Я прощаю всех, прошаю по двум причинам: во-первых, мое национальное исповедание не позволяет мне испытывать вражду к какому-либо армянину; во-вторых, я глубоко понимаю этих несчастных, которые еще не преодолели в себе раба и поэтому остаются бессильными и злобными.

Как у тоскующего по Родине изгнаника, у меня есть лишь одно желание - умереть в родных горах.

13. В Болгарии произошел государственный переворот, созревший благодаря военно-политической обстановке. Ожидается Красная Армия. Зная, что меня ждет, я все же решил остаться, несмотря на то, что есть возможность перебраться в Вену на самолете. Я не покидаю Болгарию, чтобы не подверглась преследованию моя организация. У меня есть еще более весомые причины остаться, известные двум моим друзьям.

Пришла Советская армия и произошло то, что я ожидал. Пользуясь нынешней неразберихой, несколько армян - не вскормленные молоком своей нации вырожденцы - уже приступили к делу. Они - по преимуществу сапожники - как полицейские агенты в сопровождении вооруженной болгарской милиции ходят по домам и ищут меня.

Навеки отвратительные рабы, которые всегда использовали иностранные силы для утоления своей бессильной злобы и уничтожения своих врагов среди соотечественников.

Не менее отвратительны, однако, и националисты, лишь по названию являющиеся таковыми. Со своей базарной моралью они опустились до скотского уровня. Знакомые, друзья, родственники - никто не откроет тебе дверь, даже если ты с крестом назаретянина на спине и в терновом венке на окровавленном челе будешь искать у них прибежища. Забыли, забыли все, что только благодаря моим усилиям их не постигла участь евреев, и четыре года они все только богатели и богатели. Те, кто еще вчера искали твоего приветствия, сегодня убегают даже от одного твоего имени, от твоей тени.

Красные ждут меня. Низок тот, кто при всех обстоятельствах предпочитает жизнь смерти. Пусть свершится неизбежное. Сегодня я связан с жизнью лишь в той степени, в которой я чувствую себя обязанным служить Армении.

Где ты, где, достойный почтения народ Армении, с сердцем властелина, чья душа всегда умеет возвышаться во время опасностей.

Диаспора, ты еще раз заставила меня пережить горечь стыда. Позор тебе!


Нжде.
Сентябрь 1944 г. София.
Архив МНБ Армении, дело 11278, т. 4.





суббота, 6 октября 2012 г.

САСНА ЦРЕР

       






Жанр: анимационный фильм
Режиссер: Арман Манарян
Xудожник-мультипликатор: Вардан Закарян
Производство: Национальный киноцентр Армении
2010 год

Мультфильм "Сасна црер" вышел на экраны
В понедельник 25 января в столичном кинотеатре "Москва" состоялась премьера долгожданного мультфильма "Сасна црер" ("Неистовые из Сасуна"), который войдет в историю как первый армянский полнометражный анимационный фильм (1час 20 минут). Это третий мультфильм известного армянского кинорежиссера Армана МАНАРЯНА, известного зрителям по игровым картинам "Тжвжик", "Карине" и другим. Его дебют в жанре анимации состоялся 25 лет назад, когда на экраны вышел м/ф "Сказка о зеркале", а в 1994г. он снял м/ф "Невежда" по мотивам сказок Вардана Айгекци.

У каждого народа есть свои любимые герои, сказания о которых известны не одному поколению детей и взрослых. Для русских это Илья Муромец и другие богатыри, для немцев – Беовульф, для испанцев – Сид…

Ну, а для нас, это, конечно же, герой народного армянского эпоса «Сасна црер» – Давид Сасунский (Сасунци Давит).

Работа над полнометражным анимационным фильмом “Сасна црер” (“Неистовые из Сасуна”) началась в 2002-ом году. А сама идея создания такого мультфильма возникла у режссера Армана Манаряна еще в девяностых.

- Работа над «Сасна црер» длилась так долго не только потому, что не хватало финансовых средств, – рассказывает директор Национального Киноцентра АрменииГеворг Геворгян. – Не было также достойных профессионалов своего дела. Мы даже подумывали послать мультфильм на студию «Союзмультфильм» в Москву, но с этим возникли определенные трудности.

В итоге анимационный фильм был практически полностью создан за счет государственных средств.

Сначала его рисовали вручную, но, после покупки необходимой техники, все было переделано по новейшим стандартам. В кинотеатре «Москва» «Сасна црер» представлен в звуковом качестве Dolby 5+1.

- Мы знаем, что в мультфильме есть некоторые проблемы со звуком, – говорит Геворгян. – Но мы очень хотели показать его в качестве Dolby, а в наших кинотеатрах это возможно только в случае с пленочными фильмами. Наш же «Сасна црер» изначально был сделан в формате DVD. Мы постарались совместить два этих фактора, потому что очень хотелось, чтобы и песни, и голоса героев в зале звучали соответственно мировым стандартам.

Кстати, о звуке. Давид говорит голосом великого армянского артиста Xорена Абрамяна. Это одна из последних работ мастера, до завершения и премьеры которой он, к сожалению, не дожил.

Сам Геворг Геворгян признает, что у мультфильма “Сасна црер” есть множество недостатков. К примеру, непонятно, на какую аудиторию рассчитан фильм, на взрослых или детей, потому что изначально создатели не ставили перед собой задачи адаптировать его к определенным запросам.

- Но сегодня, несмотря на все проблемы, я все равно считаю этот мультфильм большим прорывом. Среди огромного количества блеклых и низкопробных сериалов, “Сасна црер” и подобные работы – необходимость. В конце концов, много ли детей сегодня читает книги? А фильм посмотрят многие, познакомятся с эпосом, услышат изумительный голос Xорена Абрамяна, – считает Г. Геворгян.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...