Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան: Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
вторник, 23 апреля 2013 г.
суббота, 30 марта 2013 г.
Змея (Змей)
Змея (Змей)
Змей Апоп и Бог Ра
Вишну на змее Шеше
Алан ЭлбриджЗмеи - наги
Лукас ЙенскийУроборос из книги"Философский камень"
Символуробороса Змея (змей) является символом, связанным с плодородием, женским началом, землей, водой, а также, в силу своей амбивалентности, с огнем и мужским оплодотворяющим началом. Змея, сбрасывающая кожу, считается символом бессмертия. Передвигаясь, змея образует синусоиду (сигмовидную линию), а в состоянии покоя сворачивается в спираль, благодаря чему воплощает циклический ритм существования и потенциальную энергию, силу. Может выступать как олицетворение злого начала в природе, но и как космический элемент, опора мира. В древнейших цивилизациях Востока — олицетворение мудрости. Модификацией образа змеи является дракон (полу-змей, полу-птица).
В архаических культурах змея, выступая, с одной стороны, фаллическим образом, а с другой — соотносясь с женщиной, являлась символом плодородия. Будучи причастной как мужскому, так и женскому началам (соответственно — верхнему, небесному и нижнему, земному мирам), выступала символом сакрального брака земли и неба (соотносимого с творением мира), и в этом плане — сакральным сексуальным символом. В том же контексте может быть зафиксирована связь змея с дождем, оплодотворяющей землю небесной влагой.
Подобно другим пресмыкающимся, змея соотносится со стихией земли. Поскольку змеиный яд используется в качестве лекарства, змея является символом здоровья, отсюда использование образа обвившейся вокруг чаши змеи как медицинской эмблемы. Хтоническая природа змеи акцентируется в ее функции охранителя сокровищ (индийские раджи в свои подземные сокровищницы опускали кобр, чтобы избежать ограбления). В различных мифологических и фольклорных традициях змеи являются стражами источников жизни и бессмертия, а также высших духовных ценностей, символизируемых спрятанными сокровищами. Змея может олицетворять силы зла и разрушения. Подстерегающая путников в пустыне, она являет собой символ коварства. В соответствии с общей символикой пустыни как пространства духа и обители праведников, она ассоциируется с дьявольским искушением.
Гностический Уроборос, змея, кусающая свой хвост, иллюстрирует связь образа змеи с символикой круга и подчеркивает двойственность последней; подобно китайскому символу дуальности бытия, кругу ян—инь, он разделен на две половины — темную и светлую.
«Энергетический» аспект образа наиболее ярко иллюстрируется йогическим представлением о Кундалини, змее в теле человека. Кундалини, свернувшаяся кольцом и пребывающая в низу позвоночника — аналога мировой вертикали, в результате специальных практик пробуждается и устремляется вверх через чакры, пока не достигает самой верхней из них, находящейся на макушке; в этот момент человеку открывается абсолют. Возможно, эта концепция в символической форме передает идею о необходимости одухотворения материального начала.
В числе других символов, с которыми оказывается связана змея, — мировое древо. Библейское древо познания добра и зла с притаившимся возле него змеем вырастает на почве глубокой мифологической традиции и восходит к космической вертикали мирового древа, символизирующего, так же как и змей, брачное соединение земли и неба. Дерево соответствует мужскому, тогда как змея — женскому началу; в библейской мифологии они являются образами Адама и Евы, соответственно. Змеи кадукея, по причине своего симметричного расположения, являются, прежде всего, символом равновесия двух начал бытия.
Во многих религиях мира змеи выступают как воплощение божеств и объект культа. Культ змей известен у народов доколумбовой Америки. У ацтеков змей становится символом силы, мудрости, земли и времени. Змеи являлись почитаемыми животными в индуизме и буддизме, однако их значение оказывается выражено амбивалентным. В Индии змеи были связаны с морскими водами. Согласно индуистским воззрениям, космический змей Шеша поддерживает землю; извергаемый им огонь уничтожает мир в конце каждой кальпы; Шеша Ананта («бесконечный») является также символом бесконечности. Змеи (наги) считались хранителями учения Будды; в то же время зеленая змея изображается в центре колеса бытия как символ гнева, препятствующего освобождению от цепи зависимого происхождения, Головные уборы правителей индийского ареала имели форму свившейся змеи, что позволяет предположить связь этого образа с символикой власти. В митраизме змея символизирует стихию земли; в зороастризме выступает демоническим существом.
У древних финикийцев, западносемитского народа, змея считалась олицетворением бога неба Таавта и символом мироздания и изображалась кусающей свой хвост; возможно, изначально она представлялась как космический змей вроде скандинавского Мидгарда, а впоследствии превратилась в эмблему вечности, циклического развития мира (Уробороса - гностического змея, пожирающего свой хвост). Медный змей в Библии, исцелявший укушенных змеями, отражает амбивалентность символики змеи, связываемой, с одной стороны, с плодородием и возрождением, исцелением, а с другой — с разрушением и злом.
В Древнем Египте змей Апоп олицетворяет силы зла и мрака; его изображение встречается на саркофагах. В представлениях древних египтян, он выпивает из подземного Нила всю воду и противостоит богу солнца Ра, который каждую ночь борется с ним и побеждает его. В облике змеи Урей египетское прабожество Атум вернется в конце мира в хаос, из которого оно возникло; знак священной змеи Урей был символом фараона и являлся элементом головного убора правителей.
В античной мифологии змея была символом Асклепия, громадные ручные змеи жили в посвященных ему храмах и считались его воплощениями. Афина имела одним из атрибутов змею и считалась покровительницей змей, также (на ранних стадиях культа) иногда сама отождествлялась со змеей. Древние италийцы посвящали змею Юноне и считали ее символом оплодотворяющего начала,
В христианской традиции позитивный аспект символики змеи (мудрость) связывался с Христом, Однако преимущественно образ змея оказывается переосмысленным в терминах олицетворения космического зла и соотносимым с сатаной — на основе известного библейского эпизода. Также змей устойчиво связывается с женским началом и с сексуальностью. Согласно иудейской легенде, соблазнение Евы змеем представляло собой именно сексуальное совращение; в традиции аскетизма возникает формула «играл со мною древний змий», передающая сексуальное искушение.
В скандинавской мифологии возник образ мирового змея Ёрмунганда («великанский посох», или Мидгардсормр «срединный червь»); это хтоническое животное, порождение злобного бога Локи, которое «бросили в море, окружающее землю, и там он вырос такой огромный, что и теперь окружает землю, кусая свой хвост» («Младшая Эдда»), Вероятно, первоначально он воспринимался как «опора» мира (о чем свидетельствует его второе наименование).
Общим для многих традиций является мотив о борьбе орла и змея, олицетворяющих верх и низ мировой вертикали. В противовес этому, у Ницше орел и змея выступают животными Заратустры; символизируя единство двух начал бытия, которые традиционно разводились.
http://sigils.ru/symbols/zmea.html
Яйцо
Вселенское Яйцо
Древнегреческий символ
Яйцо Символ, дающий спектр представлений от конкретного яйца до мирового яйца. Рождает четыре основные стихии (земля, вода, воздух, огонь), достраивая их до пятой - эфира. Яйцо покрыто оболочками, которые становятся семью низшими мирами и семью верхними.
В Вавилоне из первояйца вышла богиня Иштар, когда оно упало в Евфрат. У древних египтян яйцо посвящалось Исиде, поэтому жрецы никогда не употребляли их в пишу. Нун, олицетворение хаоса в Древнем Египте, своим ртом снес яйцо, из которого уже родился Бог, сотворивший звезды. Египетское яйцо стоит вертикально, поддерживаемое священным Тау. Яйцо, парящее над мумией, символизирует надежду и обещание. Наверное, из комбинации этих двух символов и появился тип креста, который называется анх. Издавна идет спор: «что первичнее - яйцо или курица». Отсюда, видимо, и выражение «яйца курицу не учат». По одной из версий греческого мифа Зевс в образе Лебедя соединился с Ледой, после чего она родила яйцо, из которого появилась Елена. Скорлупу от этого яйца показывали в одном из Храмов Спарты. В греческом мире бог Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца и прячет их под землю. Из них рождается Тифон - гений зла.
Яйцо - не только символ происхождения, но и знак промежуточности. Олицетворяет мировое яйцо, образ которого выражает промежуточное состояние между хаосом и миропорядком. Похоже, что древнеиндийские мотивы имеют ту же тематику, когда яйцо возникает из семени Демиурга. Яйцо, если не относится к еде, является стереотипным знаком оболочки, за покровом которой скрывается чуждое и инородное. Яйцо упоминается в мифах о Тесее. Орфей открыл элементы овомантии (гадание по яйцу).
Яйцо обладает энергией красного цвета, которая идет вниз и все его элементы являются участниками овомантии.
В Персии известен мотив борьбы добра и зла, выраженный противопоставлением Ахурамазды и
Ангро-Майнью, которые борются за яйцо, стараясь вырвать его друг у друга.
Сияющее золотое яйцо-солнце в египетской традиции связано с гусем Великим Гоготуном - птицей, которая снесла и спасла мировое яйцо. Аурическое яйцо называется Хираньягарбха. Оно часто встречается на картинах современных художников. Это мировое яйцо, в котором развивался Брахма.
Яйца - один из главных символов пасхального праздника. В православной традиции окрашиваются в различные цвета. В русском фольклоре в яйце спрятана Кощеева смерть.
Символика яйца связывается с плодородием (это «аналог» зерна в животном мире) и бессмертием. В пасхальной обрядности у славян яйцо является главным символом, воплощающим идею бессмертия (ср. в фольклоре образ помещенной в яйцо смерти Кощея). Кроме того, яйцо предстает как космогонический символ: образ мирового (космического) яйца можно обнаружить в большинстве мифологических традиций.
У орфиков мировое яйцо, породившее на свет все существующее, соотносилось с хаосом как творческим первоначалом, В японском мифе, повествующем о сотворении мира, существовавший первобытный хаос сравнивается с яйцом, в котором содержатся семена творения. В индуистской традиции сотворение мира имело в своей основе (по одному из вариантов) раскалывание небесного яйца. В других источниках сама вселенная уподобляется яйцу. В индуистской традиции яйцо соотносится с годом, как временным образом макрокосма. В буддизме яйцо — это образ сансары; разбивание яичной скорлупы символизирует нирвану, выход за пределы бесконечного цикла перерождений. Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо. Аналогичные мотивы о происхождении неба и земли из двух половинок яйца встречаются и в других традициях (так, например, в финском эпосе «Калевала» говорится: «Из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный»). Иногда солнце описывается как произошедшее из яйца; золотое яйцо является солярным символом.
Яйцо выступает в качестве образа целостности, которая вмещает в себя все возможности развития универсума; оно сравнивается с утробой, в которой содержатся семена созидания, из которой появились все существа. Яйцо — это начало жизни, однако, помимо этого, оно символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь. В Египте иероглиф, обозначающий яйцо, является знаком-детерминативом со значением «потенциальная возможность», «семя».
http://sigils.ru/symbols/yajzo.html
воскресенье, 10 марта 2013 г.
понедельник, 4 марта 2013 г.
КТО ТАКИЕ ШУМЕРЫ И ГДЕ ИСТОКИ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?
У американского писателя Роберта Шекли есть рассказ «Лаксианский ключ». В офис к совладельцу фирмы с претенциозным названием ААА-ПОПС – Астронавтическое антиэнтропийное агентство по оздоровлению природной среды – Роберту Грегори заявляется его компаньон, химик Арнольд, предъявляет черную квадратную машину размером с годовалого слоненка и заявляет, что это – залог их блестящей будущности и безмерного богатства.
Предмет этот оказывается автономным «бесплатным производителем» вещества «тангрис», служащего пищей для обитателей планеты Мельдже. Ценой неимоверных расходов, оказавшиеся на грани краха, компаньоны тем не менее доставили «производитель» на планету Мельдже, где их встретили исключительно враждебно, ибо, как оказалось, она вся покрыта горами этого самого «тангриса», которое самим обитателям планеты уже некуда девать. А чтобы остановить «бесплатную» машину, нужен некий «Лаксианский ключ». «Убирайтесь! А если вы когда-нибудь найдете этот ключ, то прилетайте снова и назовите свою цену»,- сказали мельджиане, прежде чем выдворить с планеты непрошенных «благодетелей».
Вот так-то. А вообще-то прежде чем начать что-либо, следует сначала овладеть этим делом, научиться управлять им – найти свой «ключ» к нему. Человечество сегодня утратило ключи к дверям своего прошлого и, блуждая во тьме, пытается разгадать сложное заклинание. И, подобно герою известного анекдота, ищет потерянное в освещенном круге под фонарем, а вовсе не там, где потеряло…
В середине прошлого века устоялось мнение, что цивилизация возникла каких-то 5000 лет назад и что первыми ее создали шумеры. Но однажды историки обратились к вулканологам с просьбой определить возраст лавы, затопившей один из найденных в Америке великолепных храмов. Не ведающие об «академическом» мнении историков геологи опубликовали результаты исследования – 8000 лет! Но официальная историография еще долго продолжала утверждать, что вплоть до IV тысячелетия до н. э. человечество пребывало в первобытном состоянии.
Сегодня, когда в армянском Портасаре, переиначенном захватчиками в Гёбекли-тепе, выявлен гигантский храмовый комплекс возрастом как минимум 11,5 тыс. лет (Вачаган Ваградян, например, вообще удревняет его до 18000 лет), бесспорно свидетельствующий о высокоразвитой культуре и науке, начали поговаривать уже о 12-тысячелетней цивилизации. А это значит, что все новые и новые достижения науки еще не раз скорректируют историографию, представления которой формируются сегодня скорее в политической, нежели научной плоскости. Разве это не политика – нежелание приписывать создание Портасара исконным обитателям армянам, хотя это доказывает великое множество фактов - нужно лишь желание считаться с ними… Западная и турецкая «историографии» делают все возможное, лишь бы не говорить, что высокоразвитую древнюю культуру, следы которой обнаруживаются на территории исторической Армении, создали именно армяне. Вместо этого они пытаются ввести в научный оборот такие искусственные понятия, как «культура Восточной Анатолии», «турецкий Стоунхендж» и т. д.
Сегодня в арсенале истинной историографии появились новые научные методы, в том числе генетические, астрономические, квантовой физики, нейробиологические. Уже доказано, что самый древний язык, отделившийся от праиндоевропейского, существовал 9800 лет назад. Некоторые ученые приписывают армянскому языку менее чем восьмитысячелетнюю давность. При этом иностранные ученые в качестве исходной точки берут грабар, который фиксирует не более чем литературный письменный язык V века.
Шумерская резная стела
Обнаруженные в Армении наскальные рисунки, названные прашумерскими
Недавно благодаря Интернету мне посчастливилось послушать одну из американских лекций шумеролога Армена Давтяна «Шумерские идеограммы говорят по-армянски». На основе анализа различных шумерских надписей и петроглифов автор убедительным образом доказывает, что распространенные в Шумере идеограммы – это надписи на армянском языке. Об этом же свидетельствует как сама огласовка идеограмм, различными образами дошедшая до нас, так и наскальные рисунки, обнаруженные на территории Армении. Первым делом отмечается, что восемь тысяч лет назад уровень вод Персидского залива был гораздо выше, и вся территория Шумера находилась под водой. После того как уровень воды опустился, здесь возникла высокая цивилизация с развитой астрономией и весьма оригинальной системой письма. Научные исследования показали, что территория Шумера была заселена людьми с арменоидной формой черепа, пришедшими с севера (а это как раз Армения!), главный же их храм был посвящен божеству по имени HAY (читается также как Хай). Одним из доказательств происхождения шумеров из горных местностей считается строительство ими храмов в форме горы, а значит, там, откуда они пришли, должен был существовать культ горы, вершины. Но ведь именно в Армении вершины гор являлись священными, здесь приносили жертвы богам. Армен Давтян упоминает древнюю армянскую легенду, в которой одна гора проклинает другую: да не будет больше приноситься жертв на твоей вершине! О том, что шумеры – переселенцы из горной страны, ученые прочитали затем в самих письменных шумерских памятниках. Однако армянское происхождение шумеров приводит нынешних ученых, мягко говоря, в ужас,- они всячески сопротивляются этой идее. До сего дня предается забвению и другой факт. В той же своей лекции Армен Давтян рассказывает о том, что в ходе раскопок, которые проводились в Горисе с участием французских археологов, была обнаружена типично шумерская керамика. Первоначально французы были твердо убеждены, что эта керамика оказалась здесь благодаря древним торговцам, однако исследование находок показало, что эта керамика изготовлена из местной глины, причем во времена, когда Шумер находился еще под водой.
Что же касается шумерских идеограмм и хеттских надписей, то их сегодня не только читают на армянском, но и находят подтверждения истинности этих прочтений благодаря современным находкам в самой Армении. Так, Армен Давтян показывает, что прежде чем обрести свой схематический вид и лечь в строку, шумерские идеограммы были осмыслены и оформлены в наскальных рисунках Армении. Так, например, петроглиф изображает крупное рогатое животное – быка или тельца. А мы знаем, что в основе наскальных изображений лежит, в сущности, принцип «что вверху (на небе), то и внизу (на земле)». Бык, телец помещался и на звездном небе.
Символизирующая быка рогатая голова впоследствии приобретает изображение армянской буквы… В шумеро-английском словаре, по словам Армена Давтяна, эта идеограмма транскрибируется, т. е. озвучивается как tapar либо, не исключено, tabar, а переход p-b весьма распространен (например, Бабелон-Вавилон). Две изображенные вместе и взятые в круг головы означали группу, стадо животных, и идеограмма эта транскрибируется как nahiru. А ведь армянское слово «нахир» означает именно стадо, группу крупного рогатого скота!
Ученый отмечает, что к настоящему времени имеется 680 подобных адекватов, а это далеко выходит за рамки возможных совпадений. Так, например, в скольких языках цифра 4 (на армянском hamar – «номер») используется для передачи смысла союза «для» (на армянском – опять же hamar)? Только в английском, где вместо слова for нередко пишут просто 4.
Точно так же Варужан Нерсисян, беседуя в эфире «Айтуна» с Гамлетом Нерсисяном, показывает, что хеттские надписи также читаются на армянском – если, разумеется, ученые в своих «дешифровках» не смешивают группы соседних клинописных знаков.
А разве не достоин внимания тот факт, что 11 из 14-и глав «Зенд Авесты» звучат на армянском? Так, например, глава, призывающая человека не прибегать к оружию, звучит так: Andarz i danag mard, в переводе с армянского – «невозвратим (необратим, неисправим) человек с ножом».
Александр Варпетян, еще один гость этой же передачи, говорит, что зарубежные ученые должны понять одно: их дело намного облегчится, если они как следует овладеют армянским. Но, спрашивается, много ли на свете востоковедов, знающих и армянский тоже? Потому-то вновь и вновь ищут они потерянный ключ под фонарным столбом, то есть в рамках тех языков, которыми владеют… Ну а то, что истоки клинообразных знаков лежат в наскальных рисунках Армении (что совершенно ясно видно из представленных видеоматериалов), подтверждается все новыми и новыми современными находками, к тому же именно на территории до невозможности урезанных Армении и Арцаха.
Наука лидирующих в мире стран сегодня пытается в нужном для себя свете изложить историю человечества. А вот турки решили просто задарма присвоить себе не только армянские земли, но и все созданное армянами наследие. Они запустили «бесплатный производитель», но «лаксианского ключа» у них все равно нет. И чем дальше, тем больше запутываются они в хитросплетениях собственной лжи.
Многочисленные факты, находки, научные открытия совершенно очевидным образом свидетельствуют сегодня, что истоки мировой цивилизации лежат в горах Армении и что именно отсюда цивилизация распространилась по всему миру. Древняя восточная мудрость гласит: где все началось, там все и завершится. Это я понимаю так: человеческая цивилизация началась с прародины арийцев – Армении – и завершится, то есть извратится и погибнет, когда там исчезнет последний след исповедующего идеи священной родины и живущего богоданными законами армянина, когда вместо «лаксианского ключа» воцарятся стремление к «хорошей жизни» и суетная жажда наслаждений. И воистину: уже проистекающие на нашей планете определенные процессы, копящие горы лживого «тангриса», дают тысячи поводов для подобных кошмарных прогнозов…
Ключ, как оказывается, в наших руках, но мы, не ведая, что имеем, пытаемся услужить извращенному миру и жить согласно поговорке «где хлеб, там и живи». Когда же нашим кредо станет другое – «не хлебом единым, но словом Божьим жив человек»? Ибо если мы не осознаем, кто мы, мы даже с волшебным ключом не найдем двери, которые должны открыть.
Арменуи ТУМАНЯН, «Собеседник Армении»
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Армяне и евреи
В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...
-
ИМЯ БОГА = глава из книги ТАЙНЫ АРАРАТСКИХ ГОР Шел 1452 год до н.э. Моисей, с женой и двумя сыновьями, остановился у под...