Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան: Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
воскресенье, 26 марта 2017 г.
воскресенье, 5 марта 2017 г.
Геворг Назарян. Почему армяне называют друг друга "ара"?
Почему армяне называют друг друга "ара"?
ВАГРАМ АГАДЖАНЯН
СОГЛАСНО РЯДУ ИССЛЕДОВАНИЙ, КУЛЬТ АРА ИМЕЛ ОБЩЕИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ: АРЕС (ГРЕЧ.), АХУРАМАЗД (ПЕРС.), ЭРТАГ (ГЕРМ.), РАМ (ИНД.), ЯР-ЯРИЛО (СЛАВ.) И ДР.
ПО МНЕНИЮ РЯДА УЧЕНЫХ, "АР" БЫЛО СОКРАЩЕННЫМ ВАРИАНТОМ "АРА" ИЛИ АРАР(ИЧ) - ТВОРЦА. ПОКЛОНЕНИЕ АР БЫЛО ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕНО СРЕДИ ДРЕВНИХ АРМЯН, КОТОРЫЕ ПОКЛОНЯЛИСЬ ЭТОМУ БОЖЕСТВУ И ПРОСТО НАЗЫВАЛИ ЕГО ТВОРЦОМ (АРА ИЛИ АРАРИЧ).
В разговорном армянском имя "Ара” стало нарицательным синонимом слова "мужчина”, ”человек”. Армяне (мужчины) до сих пор в неформальной беседе обращаются друг к другу используя это самоназвание "ара”, по имени Бога-Создателя - Ара.
Геворг Назарян
историк, арменовед
***
История
Ара - главный армянский (арийский) бог. Ознаменовал могущество Солнца (арм.- Арев), соединял в себе черты силы природы, весны и возрождения. Культ Ара в Армянском нагорье появился в 3-м тысячелетии до нашей эры, однако наскальные рисунки Солнца и его символики в Армянском нагорье датируется с более раннего периода (5-3 тысячелетия до н. э.).
М. Гавукчян, А. Терьян и другие исследователи показывают наличие в словах "Армения", "Арарат" и "Урарту" (а также в ряде основополагающих словах) общего индоевропейского корня "ар", означающего "огонь" - Арев (Душа, позже - Солнце), Арпи (Небесное светило), Арарич (Бог-Создатель), Арарат (место Арара, то есть творения), Арян (арийский), Арта и т.д.
Государственное образование Мусасир в урартском тексте названо Ардини, что, по мнению исследователей, также связано с почитанием древнейшего протоармяно-арийского солнечного божества Арда. Согласно ряду исследований, культ Ара имел общеиндоевропейское распространение: Арес (греч.), Ахурамазд (перс.), Эртаг (герм.), Рам (инд.), Яр-Ярило (слав.) и др.
Днем Ара считалось 21 марта - день весеннего равноденствия. С именем Ара связываются также название древнеармянского 6-го месяца года "Арац", имя культового армянского царя Ара Прекрасного.
В христианские века в Армении культ бога солнца Ар также давал и дает о себе знать, в частности, в народных сказаниях, поэзии, искусстве, архитектуре средневековой и современной Армении.
С Ар-ом, Аревом (Солнцем) связано и известное предание о боге войны древней Армении - Ваагне. Во как описано его рождение в древних преданиях:
«Рождение бога Ваагна
Небеса и Земля были в муках родин,
Морей багрянец был в страданье родин,
Из воды возник алый тростник,
Из горла его дым возник,
Из горла его пламень возник,
Из того огня младенец возник,
И были его власы из огня,
Была у него брада из огня,
И, как Солнце, был прекрасен лик»...
Автор: Suren Asmaryan
пятница, 3 марта 2017 г.
четверг, 2 февраля 2017 г.
Утерянное завещание Александра Великого обнаружено в древнем армянском манускрипте
Утерянное завещание Александра Великого обнаружено в древнем армянском манускрипте
Завещание Александра Великого, возможно, обнаружено спустя две тысячи лет после его смерти в древнем армянском манускрипте, пишет Daily Mail.
Британский эксперт Дэвид Грант заявил, что он обнаружил завещание Македонского в древнем тексте. Оно раскрывает его планы относительно империи Александра Македонского. В нем также упоминаются его пожелания по поводу похорон и наследников его огромного состояния и власти.
Завещание, считавшееся утерянным, найденo в манускрипте, известном как “Роман Александра” – книге сказок о мифических подвигах Александра. Рукопись выполнена на армянском языке. Об открытии Грант написал в своей новой книге “В поисках утраченного завещания Александра Македонского”. Он считает, что последнюю волю Александра скрыл один из его самых могущественных генералов, поскольку в ней в качестве наследников были указаны сыновья полководца.
понедельник, 16 января 2017 г.
Армянский ген
Армянская нация считается одной из самых древних в мире. Она сформировалась во втором тысячелетии до нашей эры на территории Армянского нагорья. Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому (арменоидному) типу южной ветви европеоидной расы и в нынешнее время, мы часто задаемся вопросом, какой все-таки геном несет наш народ.
Согласно исследованиям ученых из Оксфордского университета, в нынешнее время ДНК может дать куда больше информации о человеческом происхождении, чем исторические и археологические находки. Благодаря методу под названием «Globetrotter», который основан на анализе фрагментов гаплотипов, ученые выпустили проект, под названием «Атлас генетического смешивания в истории человечества» (А genetic atlas of human admixture history), который способен найти и выяснить даты и факты генетических смешиваний народов независимо от территориальной принадлежности.
«Проект «Атлас генетического смешивания» основан на анализе образцов ДНК более 2000 человек из 100 групп населения Европы, Африки, Азии и Южной Америки. В ходе лабораторных исследований установлено, что армянский ген выявлен у множества народов», - было отмечено в антропологическом блоге Dienekes.
В ходе исследований, выяснилось, что армяне имеют значительное генетическое сходство с более чем 32 национальностями. Как поясняет ученый Garrett Hellanthal, генетический код армян, которому более 4000 лет, представляет собой слишком сложную модель для его описания, однако это им не помешало выявить присутствие армянского ДНК у других народов.
«Благодаря этому проекту, мы смогли разузнать о популяции наших предков с другими народами. Как выяснилось, армянский ген больше всех наблюдается у лезгин (13,8%), грузин (12,4%), итальянцев (тосканцы 11%, неополитанцы 6%, силицийцы 4%,), турок (10%), и иранцев (8%). На сегодня армяне являются единственным народом, которые не имеют генетического смешивания», - рассказывал Hellanthal.
Более того, после проведения ДНК-анализов в другом проекте «Armenian DNA Project», результаты подтвердили вероятное родство между армянами, ассирийцами, турками, курдами и евреями. Отметим, что в нынешней Турции, основной генетический состав жителей страны, в отличии от азиатского вклада (монгольского 4%), состоит из армянского, греческого и иранских ДНК. По мнению ученых, за более сотни лет проживания в центральной и восточных частях страны, нынешние 10% турков - ассимилированные армяне. Об этом еще раз подтвердил представитель руководства фонда «Армянский реестр доноров костного мозга», Севак Авакян.
«Армяне, турки и курды - генетически близкие друг другу этнические группы», -рассказывает Севак, - «В нынешнее время, подобное родство никого не удивляет, ведь многовековое проживание с соседними народами дает совсем иной результат».
Теперь мы знаем, почему у многих народах есть что-то общее с нами даже не только во внешности, но и в поступках. На сегодня, исследования армянского генома продолжаются. Ниже представлена таблица национальностей, у которых был найден армянский генетический след :
Лезгины (Северный Кавказ, Каспийское море) - 13,8%
Грузины - 12,4%
Тосканцы - (Италия) 10,7%
Турки - 10%
Иранцы - 8%
Киприоты - 7,3%
Друзы (Левант) - 6.6%
Южная Италия - 6.2%
Адыгейцы (Северный Кавказ, Черное море) - 5,9%
Сирийцы - 4,5%
Иорданцы - 4,2%
Западная Сицилия (Италия) - 4,2%
Саудовская Аравия - 4.0%
Хан, Северный Китай - 3,9%
Южная Сицилия (Италия) - 3,8%
Хазарейцы (Афганистан) - 3,7%
Узбеки - 3,4%
Египтяне - 3,4%
Бедуины - 3,2%
Евреи - 3,0%
Макрани (Пакистан) - 2,9%
Тунис - 2,6%
Палестина - 1,7%
Мьянма - 1,3%
Патан (Северный Пакистан) - 1.3%
Синди (Пакистан-Индия) - 1.1%
ОАЭ - 1,1%
Уйгурский - 0,9%
Испания - 0.8%
Бурушо (Северный Афганистан) - 0,8%
Папуа-Новая Гвинея - 0,6%
Камбоджа - 0.5%
Грузины - 12,4%
Тосканцы - (Италия) 10,7%
Турки - 10%
Иранцы - 8%
Киприоты - 7,3%
Друзы (Левант) - 6.6%
Южная Италия - 6.2%
Адыгейцы (Северный Кавказ, Черное море) - 5,9%
Сирийцы - 4,5%
Иорданцы - 4,2%
Западная Сицилия (Италия) - 4,2%
Саудовская Аравия - 4.0%
Хан, Северный Китай - 3,9%
Южная Сицилия (Италия) - 3,8%
Хазарейцы (Афганистан) - 3,7%
Узбеки - 3,4%
Египтяне - 3,4%
Бедуины - 3,2%
Евреи - 3,0%
Макрани (Пакистан) - 2,9%
Тунис - 2,6%
Палестина - 1,7%
Мьянма - 1,3%
Патан (Северный Пакистан) - 1.3%
Синди (Пакистан-Индия) - 1.1%
ОАЭ - 1,1%
Уйгурский - 0,9%
Испания - 0.8%
Бурушо (Северный Афганистан) - 0,8%
Папуа-Новая Гвинея - 0,6%
Камбоджа - 0.5%
Источник: barev.today
суббота, 10 декабря 2016 г.
С металлом в голосе
Знание во все времена было наиболее ценным капиталом человеческой цивилизации. Но как его сохранить, как передать потомкам без потерь — чтобы ничего не потерялось, не порвалось, не сгорело, не сломалось и не стерлось? Предки армян использовали самый совершенный носитель информации — язык. Он всегда с человеком, он жив, пока на нем говорит хоть один из нас.
Вслушайтесь в армянские слова, всмотритесь в буквы, которыми они записаны, и вам откроется великий секрет — информация, оставленная нам в наследство.
Что в имени твоем?
Почему предметы и явления называются именно так и никак иначе? Вас когда-либо интересовало, почему вода называется водой, а, скажем, огонь — огнем? Языковеды отыскивают сотни возможных объяснений, расшифровывают этимологию слов, находят связи между словами в разных языках мира. Нам дают массу убедительных объяснений — это слово произошло от того, а то — еще от какого-то, и т. д. Однако эта цепочка неизбежно приводит к какому-то одному основному слову или корню, смысл которого нам преподносится априори, без объяснений. И главный вопрос опять остается без ответа — почему названо именно так, а не иначе? Как тут не вспомнить Адама, чьим первым заданием в Эдемском саду было дать названия всем животным. Ответственная и тяжелая работа, если учесть, что у нашего предка не было источников первичной информации в виде книг или интернет-ресурсов. Дать имя, создать слово — задача действительно не из легких. Итак, что же есть слово, которое было в начале? Неужели оно не имело никакого смысла? Как это ни странно, но ответ на этот вопрос имеет непосредственную связь с армянским алфавитом.
Алфавит Маштоца не раз был предметом научных споров. Официально принято считать, что армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405—406 годах нашей эры. Считается, что до этого у армян не было собственной письменности — в Армении в разные эпохи использовалась клинопись, арамейское, греческое и персидское письмо. Алфавит Маштоца считается изобретением, результатом творческой работы Маштоца и его помощников. Отмечается, что основой для Маштоца послужили греческий и финикийский алфавиты — переработанные и адаптированные под фонетику армянского языка. Естественно, всеми признается гений Маштоца, проделанная им гигантская работа и преданность национальным идеалам. Все это кажется достаточно доказанным и убедительным, тем более что в качестве источников информации официальная историография обращается к Мовсесу Хоренаци и Корьюну (историк и хронограф V века). К историческим источникам мы еще вернемся, а пока — всего один факт, насколько интересный, настолько же и сенсационный. Факт, о котором официальная наука вспоминать не любит, а если и упоминает, то оставляет без комментариев.
Достоверно известно, что на территории Армении еще около 5 тыс.лет назад была освоена обработка металлов и налажено производство металлических изделий. 7 основных металлов — золото, серебро, медь, олово, железо, свинец и ртуть являлись основой основ человеческой цивилизации. Названия этих металлов существуют в армянском языке с незапамятных времен. И некоторые дошли до наших дней без особых изменений. Произнося их в обыденной речи, мы не задумываемся об их истинном смысле, для нас это всего лишь привычный набор звуков. Но если проанализировать эти слова с учетом порядка букв в армянском алфавите, то открывшаяся картина может вызвать настоящий шок.
Химия и жизнь
По-армянски золото называется «воски». Не вдаваясь в этимологию слова, в варианты возможного объяснения его смысла, проведем простой эксперимент. Напишем слово «воски» («золото») по-армянски и под каждой буквой поставим ее порядковый номер в армянском алфавите. Затем сложим эти числа.
Ո Ս Կ Ի («воски», золото)
24 + 29 + 15 + 11 = 79
Но ведь 79 — не что иное, как номер золота в таблице химических элементов!
Из школьного курса химии известно, что «заряд ядра атома совпадает с порядковым номером элемента в периодической системе и называется атомным номером элемента». То есть слово «воски» — это атомный номер золота! Простое совпадение? Но проверку нетрудно устроить и другим армянским названиям металлов (естественно, в их старой, изначальной форме написания):
Ա Ր Ճ Ի Ճ («арчич», свинец)
1 + 32 + 19 + 11 + 19 = 82
82 — номер и атомный вес свинца.
Ա Ր Ծ («арц» — старая форма слова «арцат», серебро)
1 + 32 + 14 = 47
47 — номер и атомный вес серебра.
Как видим, полученные числа совпадают с атомными номерами этих металлов! Вероятность подобных совпадений в математике стремится к нулю, вернее — это настолько же вероятно, как из нескольких тысяч случайно выбранных на свалке деталей собрать автомобиль Mercedes. Но если это не простое совпадение, то тогда — система, правило. Причем правило, в котором не должно быть исключений — оно должно распространяться как минимум на все известные в то время металлы. Проверим еще один металл, известный на заре цивилизации, — олово. Современное название олова в армянском — «анаг», но надо помнить, что слово это — заимствованное. В книге Амирдовлата Амасиаци «Ненужное для неучей» (XV век) приводится несколько наименований олова, в том числе армянское «клаэк» (ԿԼԱԷԿ). Стоит заметить, что этим словом до сих пор в Армении называют полуду, то есть то, чем лудят, паяют. И именно оно приводит нас к заветному числу.
Կ Լ Ա Է Կ («клаэк», олово)
15 + 12 + 1 + 7 + 15 = 50
50 — номер и атомный вес олова.
Рассматривая оставшиеся три металла из «великолепной семерки», мы видим ту же картину.
Ջ Ա Ն Դ Ի Կ («джандик», ртуть, современная форма — «сндик»)
27 + 1 + 22 + 4 +11 + 15 = 80
80 — номер и атомный вес ртути.
Ա Լ Գ Ա Թ («алгат», железо, современная форма — «еркат»)
1 + 12 + 3 + 1 + 9= 26
26 — номер и атомный вес железа.
Осталась медь. Современное армянское название меди — «пхиндз» — соответствия нашей гипотезе не дает. Однако есть основания утверждать, что «пхиндз» (принз) на самом деле есть такая похожая по звучанию бронза, то есть не чистая медь, а ее широко использовавшийся сплав. Чистая медь была непрактичной и не использовалась, и скорее всего со временем медью стали называть широко применявшийся медный сплав — бронзу. Точно так же, как сегодня мы называем «железными» предметы из стали и металлические предметы вообще. Так что же с медью? В архаичном армянском мы находим слово, оказавшееся таким знакомым и сохранившееся до сих пор в русском языке практически без изменений — «мед»!
Մ Ե Դ
20 + 5 + 4 = 29
29 — номер и атомный вес меди.
Складывающаяся картина просто шокирует — названия металлов в армянском языке обозначали их атомный номер! Этот удивительный факт неизбежно порождает многочисленные вопросы. С чем мы имеем дело? Откуда эта странная и потрясающая по своей логике система? Кто придумал металлам названия, ставшие формулой? И вообще — человеческих ли это рук дело? Если да, то выходит, что уровень знаний наших предков был невероятно высок. Ведь чтобы придумать слово «золото», соответствующее числу 79, надо как минимум знать, что золото — именно 79-й элемент по порядку возрастания атомных весов. Но при этом знать, что золото — 79-й по порядку элемент, означает знать и предыдущие 78. А в их число, между прочим, входит ряд лантаноидов (химические элементы с 57-го номера по 71-й), последние из которых были открыты только в XX веке! Если же в древности не имели подобных сведений, то тогда должны были знать периодический закон и уметь определять атомный заряд золота и других металлов. Только вот каким образом? Ведь физики только в конце XIX — начале XX века «разобрались» со строением атома и научились определять заряд его ядра…
Если же допустить, что слова эти — данное свыше знание, то можно только восхищаться гениальностью и креативностью решения, ведь язык — самый надежный способ передачи и хранения знаний, информации. Можно уничтожить или потерять учебник химии и таблицу Менделеева, но очень трудно забыть слова родного языка. Невероятно, но тысячи лет назад, чтобы знать основы химии, достаточно было говорить по-армянски и помнить 36 букв армянского алфавита! И если такой, казалось бы, фантастический подход возможен применительно к химии, то почему не допустить, что в армянских названиях небесных тел зашифрованы познания в астрономии, а в названиях стихий — законы физики...
Познать и понять
Маленький камешек, покатившийся с вершины, способен вызвать лавину. Небольшой факт способен перевернуть давно устоявшиеся, обросшие приверженцами и последователями научные гипотезы. Следующий вывод, который напрашивается, многих может просто огорошить. Дело в том, что наша гипотеза основывается на очередности букв армянского алфавита, созданного, согласно официальной версии, Месропом Маштоцем в 405—406 гг. н. э. Но ведь создание алфавита — не создание армянского языка. И слова «воски», «арц», «арчич» и другие названия металлов появились в армянском языке не после Маштоца! Понятно, что упоминаются эти слова в письменных источниках именно с V века. Но это не означает, что до того их не было. Что же получается — существовала связь армянских слов с номерами букв в алфавите, который появился позже самих слов? Не мог же Маштоц «подгонять» создаваемый алфавит под эти слова... А если даже допустить, что «подгонял», значит, знал о существующей закономерности. То есть, к примеру, буква, отображающая звук «S» могла бы теоретически иметь и другое графическое обозначение, но то, что она должна быть 29-м номером, это аксиома. Равно как и то, что «K» — 15-я по счету, а «R» — 32-я и т.д. В любом случае получается, что в армянском алфавите существующая очередность букв, равно как и их количество — это не результат вольного творчества, а стройная система, подчиняющаяся определенным законам, и созданная задолго до Маштоца. Между прочим, это единственное объяснение строго определенному порядку букв в алфавите — поменяйте две буквы местами и слова потеряют свой тайный смысл! Тот факт, что великий Месроп вернул эти письмена к жизни в начале V века, еще не значит, что он создал их из ничего. Армянский алфавит — строгая система, связывающая слова и их написание логикой и смыслом.
Еще одна «мелочь» — средневековые источники упоминают некие забытые «даниэловы» письмена из 24 букв, которые сначала пытались адаптировать к армянскому языку. В некоторых гипотезах о происхождении армянского алфавита утверждается, что месроповские буквы появились именно на их основе и были всего лишь их «дополненной» версией. Но, как мы уже увидели, количество и очередность букв жестко связаны со словами, и в армянских названиях металлов, между прочим, есть буквы под номерами 29 и 32. Если наше предположение верно, то букв не могло быть ни 24, как в греческом или «даниэловых» письменах, ни 26, как у этрусков или в эфиопском письме, ни 22, как у финикийцев. Их должно было быть именно 36 — это строгая математическая система. Маштоцу необходимо было восстановить эту систему, а не просто придумать какие-то абстрактные символы. В самом деле, любой человек за считанные минуты может придумать два десятка символов и связать их с соответствующими звуками. Хороший художник за день нарисует с десяток всяких «алфавитов». Зачем же было Маштоцу годами сидеть в крупнейших библиотеках древнего мира, встречаться с учеными и переписчиками? Что он искал? Что просил у Бога в своих беспрестанных молитвах?
Еще одна интересная деталь — задачка на логику. Представьте, что вам поручено создать алфавит для своего родного языка, и это вопрос национальной важности, алфавит станет спасением национальной культуры. И вот после многих лет поисков и странствий, в результате тяжелого и кропотливого труда вы создаете прекрасный алфавит. Наверняка вы запишете что-нибудь новыми письменами. Но что же станет первой фразой? Вряд ли что-то случайное или неважное. Напишете свое имя? Имя близкого человека? Бога? А может, это будет фраза, наилучшим образом отражающая то, что вы только что совершили? Известно, что Маштоц создавал алфавит с целью перевода на армянский Библии, дабы проповедование христианства в стране велось на родном языке. Источники донесли до нас первую фразу, переведенную на армянский и записанную новыми буквами. Как ни странно, это была фраза не из Евангелия, а из Ветхого завета, никакого отношения к христианству не имеющая — «Познать мудрость и наставления, понять изречения разума» («Книга притчей Соломоновых»). Это фраза — отражение сути труда Маштоца. Месроп познал и понял. Он нашел и восстановил алфавитную систему. Как? Этот вопрос, наверное, останется открытым, но одно смелое предположение можно сделать уже сегодня. Оно касается внешнего вида армянских букв.
По камню, как по снегу
Исследователи петроглифов Армянского нагорья давно заметили, что эти рисунки, на которых изображены животные, люди и различные сюжеты, содержат также прототипы букв армянского алфавита. А теперь внимательно прочтем «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци, тот фрагмент, где он описывает озарение Маштоца: «...И видит он не сон ночной и не видение наяву, но в бьющемся своем сердце открывшуюся очам души десницу, пишущую на камне. Камень же, подобно снегу, сохранял следы начертаний. И не только показалось это ему, но и во всех подробностях отложилось в уме Месропа, словно в каком-то сосуде...». Те, кто видел очертания армянских букв в армянских петроглифах, согласятся, что точнее и красивее сказать нельзя — по камню, как по снегу. Несомненно, что эти наскальные изображения были известны и во времена Маштоца, и он имел возможность их наблюдать воочию. Ему оставалось лишь обработать и систематизировать эту доисторическую графику согласно найденной 36-знаковой системе.
Сегодня мы говорим по-армянски, но не представляем себе ценность произносимых слов, не осознаем, какой секрет они в себе скрывают. Или во всяком случае — скрывали. Нам дано было знание — в виде слов, посредством алфавита. Возможно, весь словарный состав древнеармянского языка был ни чем иным, как базой данных, содержащей все необходимые для жизни и развития человека сведения. Но самый главный вопрос все же остается без ответа: кто дал нам эти знания? И почему именно нам?Ашот Железный
Сын и наследник мученически погибшего Смбата Багратуни, «царь царей» Ашот Железный (арм. Աշոտ Բ Երկաթ. Ашот Еркат) (914-928 гг.) очистил страну от мусульманских мародеров и восстановил покой и порядок. Первым делом Ашот отомстил за своего отца Смбата, вероломно убитого арабами. Вот, что пишет об этом Ованнес Драсханакертци: «...Обратив взор к богу, коего в душе имел руководителем, он напал на исмаильтянские войска, что сидели в гаваре Багреванд, и предал их мечу, а с их главного начальника, захваченного в плен, велел содрать кожу и повесить в виде бурдюка на стене крепости на лицезрение и во устрашение многим».
Царю Ашоту Железному досталась разоренная страна, а малочисленная дружина, с которой он носился по стране и наводил порядок, скорее напоминала банду разбойников. И, тем не менее, он очень скоро заставил считаться с собой. С легкостью выбив арабов из Тифлиса, Ашот Железный заключил очень выгодный договор с Константинополем, по которому Константин VII Багрянородный дал ему греческие войска и при их помощи нанес арабам ряд крупных поражений и очистил от них подвластные ему территории. В одной из самых важных битв, которая состоялась в 924 году у озера Севан (Севанская битва), Ашот Еркат наголову разбил Юсуфа – саджидского эмира.
В этой битве войсками Юсуфа в Армении командовал Бешир, который, пытаясь воспользоваться временными неурядицами армянского царя со своими подданными, тот укрепился на Севанском острове, с многочисленной армией вышел из Двина и осадил Ашота Железного. Надеясь на подавляющее превосходство своих сил, Бешир начал переговоры о сдаче армян. Армянский царь дал формальное согласие и этим под конец притупил бдительность вражеских войск. На следующий день, ранним утром, разместив на лодках 70 своих лучших лучников, армянских царь с своим основным флотом взял курс в сторону лагеря Бешира. Увидев приближающихся армян, вражеские воины практически без всякого оружия собрались на берегу, собираясь любоваться зрелищем сдачи Багратидского владыки. Подойдя достаточно близко к берегу, армянские лучники взяли под интенсивный огонь вражеские ряды. Тут же началась паника, которая исключила возможность всякого организованного сопротивления. Армия Бешира обоатилась в бегство. Пользуясь успехом, лучники, вместе с остальной частью королевской охраны, а так же ополчения из соседних сел перешли уже в рукопашную и окончательно разгромили противника. Армяне преследовали остатки вражеской армии вплоть до окрестностей Двина.
Севанская битва явилась поворотным пунктом в истории освободительной войны. После этого сражения армянские отряды под командованием Ашота Ерката, его брата Абаса и князя Геворга Марзпетуни очистили центральные и северные области страны от чужеземных захватчиков. Халиф и атропатенские эмиры были вынуждены смириться с этим. Арабский халиф послал Ашоту II корону и признал его «шахин-шахом» «царём царей». Таким образом, армянское государство существенно укрепилось.
Подвиги Ашота II Багратуни не остались без внимания историков. Вот, что писали о доблестном армянском царе ученые мужи того времени:
«Сей Ашот, взяв железный ломик с двух сторон, своей неимоверной силой гнул ее в кольцо. Твердая суть железо отступало против его силы»,- говорил Константин Парфорегенный.
Степанос Таронеци говорил: «Сей Ашот был назван Железным за свою отчаянную храбрость».А Ованнес Драсханакертци, участник и очевидец событий, сравнивал войны Ашота с троянской войной.
Позже армянский писатель Мурацан создает великолепный роман «Геворг Марзпетуни», где повествует о борьбе армян во главе с Ашотом Еркатом с инородными захватчиками.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Армяне и евреи
В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...
-
ИМЯ БОГА = глава из книги ТАЙНЫ АРАРАТСКИХ ГОР Шел 1452 год до н.э. Моисей, с женой и двумя сыновьями, остановился у под...