Открытия древнего пещерного комплекса Areni в Армении дали феноменальные находки, такие как: открытие древнейшая в мире кожаной обуви (5500-лет), древнейшего винодельческого предприятия (6100-летняя), соломенной юбки, датируемой 3900 годом до нашей эры, следами одомашненных животных и даже хорошо сохранившимся человеческим мозгом.
В Армении есть почти все виды пещер, есть пещеры, созданные человеком, и даже пещеры с гидротермальным происхождением, которые очень редки в мире.
Эти пустоты возникают, когда лава из внутреннего ядра земли смешивается с горячими источниками, создавая пещеры. На территории Армении известны также рукотворные пещеры.
На Армянском нагорье найдены многие и часто архитектурно великолепные монастырские комплексы с ответвлениями , высеченными в камне. Армяне использовали пещеры как крепости, храмы, жилища, хранилища и сараи для животных.
Из-за минимального воздушного потока эти пещеры теплые зимой и прохладные летом. Армянские пещерные жилища были хорошо известны древним классическим писателям. Ксенофонт во время своего путешествия в Армению описывает армянское поселение следующим образом:
«Их дома были под землей, вход узкий как устье колодца, но просторно внизу; там были отдельные проходы для скота, но люди спускались по лестницам. В домах были козы, овцы, коровы и птицы. Корм для скота содержался здесь же на настенных полках в больших чашах: были пшеница, ячмень, бобовые овощи и ячменное вино ».
Жизнь в пещерах была описывается во всей истории Армении. Такие пещеры использовались в качестве жилья в Армении до 1960-х годов. Сегодня в селах Тег и Хндзореск в Сюникской области пещеры все еще используются как подвалы и коровники.
Г-н Керзон в своей Армении 1842 года (см. Тейлор Н.) дает подробный отчет о строительстве пещерных жилищ в Армении.
«Сначала выбирается место на пологом стороне холма. Затем вырывается пространство размером с предполагаемый дом. Помещение разделяется на «комнаты» для склада и членов семьи. Верх жилища закладывается большими ветвями деревьев и толстым слоем маленьких ветвей и веток сверху. Все это засыпается землей извлеченной в процессе раскопок, и покрывается слоем дерна завершая тем самым строительство крыши. Вход в жилище через дверной проем установленный на четыре-пять футов над уровнем склона ».
В своей книге «Открытия среди руин Ниневии и Вавилона : с путешествиями в Армении, Курдистане и пустыне …», опубликованной в 1859 году, сэр Остин Генри Лейард рассказывает о своих открытиях в Малой Азии и на Ближнем Востоке . В одном из отрывков своей книги Лейард рассказывает о некоторых древних армянских городах, с которыми он сталкивается в своем путешествии. Среди многих он напоминает Хелата (Ahlat):
«Высокие перпендикулярные скалы, поднимающиеся с обеих сторон, буквально как соты с входами в искусственные пещеры, древние гробницы или жилища. На высокой изолированной массе песчаника стоят стены и башни замка, остатки древнего города Хелата, отмечаемые в истории Армении, как одно из мест армянской власти. Я поднялся на руины и осмотрел раскопанные проемы в скалах в скалах. Эти помещения теперь используются и как жилища, и как конюшни, и как хлев для стад домашних животных».
Пещерный монастырь Гегард — еще одно уникальное архитектурное сооружение в Армении (провинция Котайк ), частично вырезанной в скалистой горе. Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Монастырский комплекс был основан в IV веке Григорием Просветителем на месте священного языческого источника внутри пещеры, который является одним из самых чистых водных источников Армении. Монастырь Гегард содержит множество пещерных церквей и гробниц, большинство из которых вырезано в скале.
Некоторые пещерные жилища, найденные на Армянском нагорье, отличаются характерной каменной дверью. Спелеологический центр Армении обнаружил более 160 искусственных сооружений, высеченных в скалах и пещерах, которые были заселены в районе от Талина до Аштарака и Аралера-Арагаца.
Они отличаются от других искусственных пещер в других регионах Армении каменными дверями. Пещеры с каменными дверями имеют пещерный зал, каменную дверь и секретный вход в виде туннеля с особой кладкой.
Они в основном использовались в качестве скрытых хранилищ для небольших групп людей или общин. Доступ к этим резервам имел только несколько доверенных людей. В конце туннелей были каменные двери, которые открывались внутрь.
Эти двери были основной особенностью пещер. Если был скрытый туннель, в конце всегда была каменная дверь. У каменных дверей были штифты сверху, которые вписывались в специально вырезанные отверстия в рамах.
Обе двери и рамы были хорошо отделаны. Даже сегодня эти двери можно открывать и закрывать. Неизвестно, когда эти двери были построены, но к 18 веку они больше не имели практического использования.
Древние армянские писатели писали о них как удивительные, необычные структуры, предоставленные людям мифическими гигантами. Согласно Спелеологическому центру, пещеры с такими каменными дверями часто встречаются в Арагацотнской области .
Но в этом регионе нет скальных церквей, а церкви, построенные с 5 по 16 века, не имеют каменных дверей. Таким образом, они заключают, что такие пещеры из каменными дверьми связаны с дохристианской культурой.
Across the river is Armenia. On the cliff face on the Armenian side is a rock-carved vilage. Erosion over the centuries have exposed home interiors.
Lastiver pagan Cave dweling
Lastiver pagan Cave dweling
Lastiver pagan Cave dweling
Ancient Ani cave complex
Khndzoresk cave complex
Высеченный в скале Монастырь Гегард IV век
Кронкская пещерная церковь (12-13 в) в селе Цашкаберд, Кашатагский район