суббота, 14 октября 2017 г.

Средневековые армянские карты


Итак, возвращаясь к прерванному разговору о картах, мы, как и обещали, познакомим читателей с несколькими экземплярами средневековых армянских карт. На профессиональном уровне историей армянской картографии занималось очень ограниченное число ученых.
В 1957 году Х.Степанян издал монографию “Армянские картографические издания за 260 лет (1695-1955)”, в которой впервые предпринял попытку систематизировать и научно описать армянские печатные карты.
За годы постсоветской независимости некоторые исследователи и коллекционеры (К.Мутафян, Р.Галичян и др.) опубликовали красочные атласы с армянскими и зарубежными древними картами. Наконец, Г.Улухогян, обнаружив в 1991 году в библиотеке Болонского университета знаменитую карту Еремии Кеомурчяна (1691 г.), посвятила ей отдельную монографию.
В одном из армянских манускриптов XIII-XIV веков, хранящемся в Матенадаране под номером 1242, помещена интересная карта. Эта анонимная карта мира на армянском языке, относящаяся к так называемому Т-О типу, является одной из древнейших обнаруженных армянских карт.

Повторюсь, нам доподлинно известно о нескольких еще более древних картах, созданных в VII веке Ананией Ширакаци, о созданном им же глобусе, но обнаружить их пока не удалось. Т-О карта армянского манускрипта относится к тому периоду, когда вся европейская картография следовала принципу создания круглых карт мира – с Иерусалимом в центре и разделенными по форме буквы Т Европой, Азией, Африкой (точнее, ее северо-восточной частью).
Перед нами – пример, иллюстрирующий тот факт, что армянские ученые и переписчики также не остались в стороне от этой не слишком научной тенденции.
Однако к тому же XIII веку относится и другая армянская карта – гораздо более прогрессивная для своего времени и высокохудожественная по отделке.
Речь идет о миниатюре, помещенной в один из армянских манускриптов 1286-го года (под номером 979 в Матенадаране). Авторство художественной отделки манускрипта и, соответственно, карты, приписывается исследователями знаменитому армянскому миниатюристу, представителю Киликийской школы Торосу Рослину.

Миниатюра называется “Переход через Красное море” и изображает тот эпизод из Библии, когда евреи под предводительством Моисея-Мовсеса перешли Красное море посуху меж расступившихся вод.
Перед нами совершенно четко для своего времени изображен Синайский полуостров с омывающими его с запада и востока Суэцким и Акабским заливамиЕвреи на миниатюре уже оказались на полуострове, а преследующее их египетское войско стоит перед сомкнувшимися водами Суэца.
Тот же сюжет изображен, к примеру, в “Христианской топографии” 1535-го года, то есть почти двумя веками позже, авторства Козьмы Индикоплова (“Переход через Чермное море”), гораздо более схематично и посредственно даже с художественной точки зрения.
Что касается художественности исполнения, то Киликийская и Ванская (Васпураканская) армянские школы миниатюр во всем мире признаны как одни из самых передовых средневековых школ.
А Торос Рослин (как и любой другой автор из Киликии), естественно, был хорошо знаком с географией Ближнего Востока и Земли Обетованной, непосредственно примыкавшей к Армянской Киликии.
Кстати, одной из первых армянских карт, изданных уже печатным способом в ВенецииКонгрегацией Армянских Мхитаристов в 18-ом веке, была именно карта Земли Обетованной, или, по-армянски, “Еркир Аветеац”.
Карта Еремии Кеомурчяна, обнаруженная в 1991 г. в Болонском университете Габриэллой Улухогян, исключительна по своей информативности и значимости для истории армянской церкви.
Она называется “Карта Армянских Католикосатов” и была создана в 1691-ом году знаменитым ученым, историком Еремией Челеби Кеомурчяном, по заказу дипломата из Болоньи, графа Лодовико Марсили.
Эпитет Челеби (знатный, аристократический) турки давали выдающимся деятелям науки и культуры. Труд Е. Кеомурчяна “Ашхарагрутюн” (“География”) до нас, к сожалению, не дошел (или пока не обнаружен).
Он содержал ценнейшие сведения об Армении, о ее географии, о ее многочисленных монастырях. Сохранились лишь предисловие и карта. Имеющая размеры 3.5 на 1.2 метра “Карта Армянских Католикосатов” отображает все церкви и монастыри на территории Исторической Армении, разделенной тогда между Османской империей и Персией.
Цветовое решение монастырей и храмов отображает их принадлежность к тому или иному Армянскому Католикосату – Эджмиацинскому, Сисскому или Ахтамарскому.
Особо значимые монастырские комплексы даны на карте как графические изображения, представляя собой как художественную ценность, так и исключительный пример так называемой “ландшафтной картографии”.
Территория, изображенная на карте, охватывает всю Историческую Армению – от Каспийского моря до Константинополя. В углу карты в виде легенды дана краткая история Армении.
Карта Еремии Кеомурчяна представляет собой исключительную ценность как для истории армянской географии и картографии, так и для общего представления о разделенной в XVII веке между Персией и Османской империей Армении, ее вере и культуре, продолжавших свое развитие, несмотря ни на что.
Она также наглядно демонстрирует то количество храмов и монастырей в Армении – стране, первой принявшей христианство, – которое турки всеми силами пытаются сократить и свести к нулю.
Уже после изобретения книгопечатания и после издания нескольких десятков армянских печатных карт и атласов, армянская картография, естественно, вновь и вновь возвращалась к изображению Армении, картированию своей исторической родины.
Изданная в 1787-ом году в Конгрегации Мхитаристов в Венеции армянская карта Османской империи весьма точна в географическом плане. Это один из первых примеров картирования на армянском языке всего региона.
Григор Бегларян

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...