понедельник, 26 февраля 2018 г.

ПОКЛОНЕНИЕ ЗЕМЛЕ СОЛИ И КАМНЮ В АРМЕНИИ


Читателю предлагается материал о предметах поклонения наших предков, а именно: земле, соли и камне. В материале рассказывается, какие верования имели наши предки и объясняются причины подобных верований.
Земля или почва- это мать все благ, которые используются людьми и представителями всего животного мира. Земле приписывают все те черты, которые имеет родительница- мать, откуда в Армении и родилась идея считать землю матерью.
Согласно древним представлениям, земля является живым существом и наделена волшебной силой.  Поэтому персидский царь Шапух 2, после того как обманом пригласил армянского царя Аршака 2 в Ктесифон, дабы убедиться в его преданности, по советам своих жриц-ведьм велел свои людям привезти из Армении два вьюка земли и сосуд с водой.
» Шапух 2 повелел посыпать половину комнаты землей и полить ее водой, а вторую половину оставил с персидской землей. И стал прогуливаться с Аршаком 2 по комнате. Гуляя по персидской земле, Аршак становился подавленным, считая себя слугой и поданным Шапуха.
Но, когда Шапух как бы невзначай направлял Аршака во вторую половину комнаты, что посыпана армянской землей, как тот становился бунтарем и с царским достоинством пренебрегал Шапухом.
Так повторялось по несколько раз: на персидской земле Аршак-покорный слуга, на армянской -бунтарь, говорящий с достоинством. Философия этого сказания заключается в силе родной земли. Каждый силен, непобедим и горд только на своей родной земле.» (из книги Айка Хачатряна «Цари Армении).
Поклонению мощи земля-река объясняется тот факт, что в древней Армении существовали колдуньи-прорицательницы (գենակող). По свидетельству христианских деятелей с помощью земли колдовали и изготавливали амулеты.

Несмотря на то, что церковные служители вели яростную борьбу против культа земли, они сами использовали его. С помощью земли, взятой с превращенных в святыню могил христианских священнослужителей, не только пытались лечить людей и животных, но и исцелять бесплодие у женщин.
Таким же древним как культ земли является поклонение камню. Причинами поклонения камню несомненно является его изобилие; пламя, появляющееся в результате разрушения горных пород от молний и других стихийных бедствий; наличие множества вулканов.
Свидетельством о каменных и огневых извержениях были высеченные в скалах человеческие и животные фигурки, изображения фантастических животных, а также использование человеком из палеолита камня в качестве инструментов, и дальнейшее использование природного каменного сырья для производства орудий и оружия в следующем тысячелетии.
Искры, высекаемые при обработке камня металлом и камнем, по мнению древних людей, свидетельствовали о живой природе камня.

Эти вызывающие страх явления, связанные с камнем, а также полезность его использования родили в людях убеждение о существовании в камне добрых и злых духов.
Древний человек поселил воображаемых им добрых и злых духов в виде человеческих и фантастических изображений в скалистых и земляных пещерах.
По мнению ученых, из этих анимистических взглядов и появилась мысль о том, что в камне находится прибежище души мертвого человека.
По мнению профессора Самуэляна, именно из этих анимистических взглядов появилась традиция ставить на месте погребения камень, а позже надгробья и каменные кресты-хачкары.
И душа предка, по убеждению древнего человека, вновь возвращается женщинам, оплодотворяя для нового поколения.
Камень наделен материнскими чертами. Именно это причина, по которой большая часть камней-памятников, покровительствующих плодовитости, изображает окаменевшую женщину.
Соль также являлась предметом культа, в связи своей важной роли в продуктах питания. След от анимистического поклонения соли остался в замечании Ованнеса Мандакуни, в котором тот укоряет людей в создании колдовских амулетов с использованием соли, угля и красного вышивки.
Согласно некоторым материалам, культ соли также был тесно связан с плодовитостью. Соль была неотделима от богини Анаит: вместе они покровительствовали матери и ребенку. Это выражалось в том, что соль хранилась в глиняных солонках, изображавших богиню Анаит.
Со всей вероятностью, древние армяне считали соль наградой от богини Анаит , чем можно объяснить рассыпание соли над новорожденным и людьми, а также традицию очищать дом с помощью соли.
АНИМИ́ЗМ — Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи, вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Оригинал публикации: armfvn

пятница, 23 февраля 2018 г.

КАРТА АРМЯНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ДО ГЕНОЦИДА 1915 ГОДА В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ


Тысячи армянских церквей были построены в течение долгой истории христианства. Они варьировались в размерах от очень малых до больших, хотя в крупных городах Европы не было гигантских сооружений, таких собор как Св. Петра в Риме или Собор Святой Софии в Константинополе.
Некоторые церкви были небольшие с одним куполом, в то время как другие были частью монастырей. Было разработано большое количество типов, обеспечивающих разнообразие внешних форм и внутренних объемов.
Архитектура церквей в Армении обычно изменялись в соответствии с местными ландшафтными условиями. Ряд уникальных церковных строений были изобретены армянскими архитекторами в рамках более эффективных в эстетическом и практическом плане построек.
Карта Армянских Церквей и Монастырей до геноцида 1915 года в Османской Турции от 

среда, 21 февраля 2018 г.

ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО КОВРОДЕЛИЯ НА АРМЯНСКОМ НАГОРЬЕ


Археологические находки на территории древнейших армянских поселений свидетельствуют о том, что искусство ковроделия на Армянском нагорье было распространено еще в IV—III тысячелетиях до н. э.
Череда исторических событий привела к тому, что существенная часть нашего культурного наследия навсегда канула в Лету.
Но есть в центре Еревана несколько уголков, где для обладателей хорошего вкуса и больших возможностей как зеницу ока берегут редчайшие антикварные экземпляры ковроделия.
Род Постоянов
На улице Абовяна, не доходя до ул. Пушкина, наверное, многие замечали вход в здание, украшенный старинными коврами и надписью Antique carpets. В магазине на втором этаже Вреж и Армен Постояны продают армянские ковры и карпеты.
«Мы покупаем и продаем практически только армянские ковры, всем им 40—50 лет», — говорит сын , Армен Постоян. По его словам, здесь есть ковры из разных уголков Армении — ТавушаСюникаАрцаха. «Многие привезены из Западной Армении, когда-то это было имущество беженцев, обосновавшихся в Ереване.
Люди часто привозят нам свои ковры, но мы и сами ездим по деревням и ищем интересные работы», — говорит он.Семья Постоян родом из города Варденис Гегаркуникского марза. «Продажей ковров занимались еще наши предки, это передалось нам по наследству.
В Ереване мы работаем уже 15 лет. Кроме этого, у нас есть еще 3 магазина: один чуть ниже, на перекрестке Абовяна—Арами, другой — на Амиряна—Закияна и еще один на улице Туманяна».
На Туманяна старинными коврами занимаются Симон и Сурен Постояны. Симон отмечает, что так называемые антикварные ковры должны быть как минимум 90-летними. «Такие ковры зачастую имеют паспорт, где отмечены год и имя заказчика, — говорит он.
— Время от времени к нам приходят ковроведы, которые спрашивают у нас совета или мы консультируемся с ними. Ткать армянский ковер — очень тонкая и трудоемкая работа, а разнообразие не имеет границ».
Вместе с тем Симон Постоян отмечает, что очень часто люди заходят в магазин не купить ковер, а чисто из любопытства. «Вот сегодня заходил один турист, все перерыл и ушел. Так тоже бывает».
«Агаксак»
На перекрестке Абовяна—Пушкина с 1998 года действует магазин сувениров «Агаксак». Работающий здесь с 2002 года Геворк рассказывает, что вначале магазин был очень маленьким, имел всего один зал.
«Со временем нам удалось увеличить магазин, а вместе с тем и ассортимент продаваемых товаров, где ковры и карпеты занимают особое место». Улица Абовяна — многолюдная, часто заглядывают посетители с предложением продать свой ковер:
«Так что необходимости в том, чтобы ходить-искать не бывает, много чего люди сами привозят. Причем очень часто они переоценивают возраст своего ковра. Например, приходит кто-то и говорит: «Это очень старый ковер, от бабушки бабушки моей бабушки». А у нас уже глаз эксперта, сразу определяем, если ковру не больше 50—60 лет.
Не верят, обходят все магазины, проверяют, наконец убеждаются, что мы были правы. А бывает так, что привозят действительно очень старую и ценную вещь, и мы даже пытаемся убедить, чтобы не продавали. Ведь это семейное сокровище, которое должно передаваться из поколения в поколение», — говорит Геворк.
Старинные ковры — это не только семейная реликвия. Изготовленные из натуральных материалов, они еще и очень полезны для здоровья. «Лучше, если ребенок сидит или играет на таком ковре, нежели на синтетическом», — заверяет Геворк и рассказывает, что раньше пастухи брали с собой в горы так называемые кеча — ковры, вытканные из прессованной и окрашенной шерсти.
В процессе прессования шерсть становилась такой плотной, что даже не впитывала воду, и для человека, живущего в горах, была очень нужной вещью, уже не говоря о защите от холода. Параллельно с историческим экскурсом Геворк показывает переметные шерстяные сумы — хурджины, сумки к приданому и мешочки, сделанные в разной технике.
Относительно расценки образцов он отмечает, что долгое время сотрудничал с ковроведом Ваграмом Татикяном: «Я многое перенял у него, и теперь могу легко определить истинную стоимость ковра в зависимости от качества текстуры, плотности, богатства узоров, состояния и т. д. В этом деле важна каждая мелочь».
Когда речь заходит о ценах, Геворк с улыбкой говорит: «Сейчас я могу назвать цену самого дешевого и самого дорогого ковра, но завтра может появиться образец куда дороже». Как показали наши поверхностные исследования, средняя стоимость самых «молодых» ковров в ереванских магазинах составляет 100—150 тысяч драмов, а самые дорогие, возраст которых превышает 100 лет, стоят 450—500 тысяч.
Армянские ковры с персидской душой
Родившийся и выросший в Иране Агад с детства интересовался и изучал ковры, и уже 11 лет продает их в сердце Еревана, по адресу: Туманяна, 38. «Ковры мы привозим из разных областей:
Зангезура, Лори, Сюника, Карабаха. Бывают образцы с самыми разными узорами: с цветами, растениями, звездами, драконами, солнцем и т.д. А покупатели в основном иностранцы, и их немного», — отмечает он.
Кроме старинных ковров и карпетов, внимание привлекают также сумки и подушки, а сам Агад очень ценит карпет, который когда-то использовали в качестве седла. «Раньше ткали много таких карпетов для лошадей, чтобы животные не мерзли и не болели».
Не просто товар
Не просто товар
В магазине «Таг», который находится на улице Абовяна, чуть ниже перекрестка Пушкина, ковры продают отец и сын Степан и Гегам Василяны. Несколько лет магазин действовал на той же улице, но чуть ниже, рядом со знаменитым фотоателье Ханояна. «А сюда мы переехали где-то 6 месяцев назад.
Сейчас, конечно, места для ковров меньше, но количество посетителей не убавилось. У нас всегда были покупатели как среди иностранцев, так и среди местных», — говорит Степан.Выставленные ковры в большинстве своем армянские, но есть также персидские и туркменские.
«Есть ковры, которые сделаны армянами, но в персидском стиле. Кстати, сами иранцы здесь ковров не покупают. Бывает, привозят новые ковры и хотят обменять на старые с доплатой, но как так может быть? А вот из этих ковров, — Степан указывает на ковры, которым век, а то и больше, — за год в лучшем случае один можно продать. Вообще, это не просто бизнес, а ковры — не просто товар. Они друзья по жизни, я их охраняю, как брата или сестру».

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ НА ИКОНОГРАФИИ АРМЯНСКОГО КОВРА


Давно подозревал, что орнаменты на армянских коврах , являются источником уникальной информации и их нужно изучать также как и наскальные рисунки. На деле оказалось, что пока я подозревал, специалисты изучающие армянские орнаменты давно уже перевели эту отрасль в информационную.
Известны работы профессора Ваганяна, плотно изучающего наскальные рисунки Армении. В его работах расшифрованы многие дилеммы и тайны древнего мира дошедшие до нас в том, что ранее назвалось наскальным искусством, а на деле оказалось кладезем древнейшей информации опираясь на которую многое сегодня становиться понятным.

К сожалению ковер не камень, и с этого носителя информация исчезает вместе к исчезновением ковра. Но и короткого времени жизни ковра хватило, для сравнения и понимания культуры древних, так как многие знаки запечатленные на коврах в виде орнаментов, совпадают с древними знаками в наскальных рисунках.
Грач Козибеёкян — эксперт армянских ковров, на своей странице в Facebook разместил изображение армянского ковра из Хндзореска на котором изображены фундаментальные законы жизни. Каждый элемент ковра имеет глубокий смысл.
Кстати говоря, азербайджанцы и турки постоянно выдают армянские ковры за свои. Может попробовать предложить им объяснить смысл древних знаков, особенно крестообразных, известных как аревхач, патеразмахач или ковровый орнаментальный христианский крест, к которому дикие кочевые племена турок не имеют никакого отношения.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...