суббота, 26 мая 2012 г.

Армянские ковры


Армянские ковры

Армянский ковер, Около 100-110 лет, ручной работы лорийский марз.
1900 г. Армения. Конец XIX века. Ширина: 185 см Длина: 265 см 

Изображение
Статья об Армянских Коврах с сайта АрменияТур
Изображение
А Р М Я Н С К И Е К О В Р Ы 

Одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства Армении является ковроделие. Найденные при раскопках самые ранние остатки ковров датируются II - I тысячелетиями до н. э. На обнаруженном остатке ковра ХIV-IX вв. до н. э. имеются знак свастики, символы воды и змеи - изображения, которые встречаются на наскальных рисунках, статуэтках, украшениях и керамических предметах. Найденные в результате археологических раскопок на Кармир блуре и Арин берде фрагменты ковров и ковровых дорожек говорят о том, что техника исполнения, цветовая гамма, орнаментика во многом совпадают с техникой исполнения, окраской и принципами композиционного исполнения в сегодняшнем искусстве ковроделия. 

В греко-римских, персидских, арабских, византийских, болгарских источниках сохранились многочисленные свидетельства о знаменитых древних и средневековых армянских коврах и карпетах. В произведентях европейской живописи ХIV - ХХ вв нередко встречаются введенные в композицию изображения армянских ковров. 
Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов. Ими устилали полы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов, ризниц и алтарей в храмах. При изготовлении ковров использовалась шерсть, шёлк, позднее — хлопок и лен, золотые и серебряные нити. Для крашения шерсти применялись натуральные красители. Так красную краску получали корневого червя — кошенили, распространённого в Араратской долине. Из железной охры получали зеленоватую минеральную краску — хрисоколл. Растительные краски получали из шафрана, бессмертника, чернильного орешка, зелёной ореховой скорлупы. При крашении все они давали неограниченное число оттенков всех основных цветов и были чрезвычайно стойкими.

Ткачи воспроизводили узоры по памяти, что приводило к свободной импровизации Орнаменты армянских ковров очень разнообразны. В конце 13 века начинают ткать известные ковры ”дракон” или вишапагорги – одни из наиболее оригинальных и абстрактных творений в ткацком искусстве, на которых было изображение дракона, в окружении животных и растений. Позднее появляются ковры с древом жизни, в композиции которых выделяются стройные деревья. В XVII веке возникает растительно-геометрический тип ковров, центральная розетка которых украшается беспокойным и пышным растительным декором, а по свободным полям ткутся стилизованные плавающие утки, птицы со сложенными крыльями, кони. В композициях некоторых ковров важное место занимает орёл, а также крест, являющийся важнейшим элементом орнаментов армянского средневековья.
На всей территории исторической Армении (Великая Армения, Малая Армения, Каппадокия, Киликия) ковры служили выгодным товаром, вывозились в Россию и Европу - Москву и Марсель, в Голландию и Венецию. 
В начале 19 века, когда турецкому султану захотелось основать производство ковров в Константинополе, это дело было поручено именно армянам. 
Уникальные армянские ковры хранятся в музеях Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси, Парижа, Берлина, Вены, Будапешта, Стамбула, Нью-Иорка и других городов и во множестве частных коллекций. Древнейший из них ковер 1202 года, с армянской надписью, был исполнен в селе Бананц области Гандзак (ныне Кировабад). В Лондонском музее Виктории и Альберта хранится ковёр XVII века, Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрёл ковёр XVI века. Классические образцы ковров хранятся в Государственном историческом музее Армении, в этнографическом музее. 
Современные армянские ковроделы и художники и сейчас выделывают ковры ручной работы, пользующиеся большим спросом во всём мире. Армяне - один из самых древних народов мира. Их дата искусств назад к тысячам лет. Однако, армянские искусства, также, взяли их собственные национальные особенности в Средневековье из-за развития архитектуры, музыки, литературы, прекрасные и прикладные искусства (драгоценности, глиняная посуда, коврик и создание ковра). Назад к Средневековью, коврик стал выгодным товаром, который принес международную известность к армянскому делающему коврик искусству и все еще очень популярен в мировом рынке. 

Некоторые остатки ковров были обнаружены в кладбище деревни Artik, Армении, (XIV - IX B. C.). Фрагмент ковра напоминает о так называемом jejim-ковре со свастикой, отображающей в символической форме воду и змею. Именно для этого мотива иностранные ученые назвали{вызвали} армянские коврики дракона ковриков. Оба этих мотива были постоянно преобладающие во всех отраслях{отделениях} армянских средневековых искусств - архитектура, драгоценности, глиняная посуда, создание коврика, рукоделие, и т.д. В Ереване, в Karmir Bloor (VIII - VII B. C.) клубки окрашенной шерсти и различных типов шерстяных тканей были обнаружены. 

Украшения фресок, составов и гармонии красных и синих цветов ArinBerd (Ереван) были почти переданы{перемещены} созданию коврика из наших дней. 

В Karmir Bloor льняная полоса ковра был обнаружен, относясь к VII c. B. C. Ткань этой полосы ковра и армянского ковра абсолютно та же самая. Другое сокровище, обнаруженное здесь было частью сложенного ковра. Саргон II, король Ассирии (722 - 705 B. C.) при разграблении Храма Mousasir также взял разноцветный текстиль и льняную одежду. В надписи Саргона (714 B. C.) есть упоминание о 130 многокрасочных одеждах, льняных платьях и особенно о большом числе{номере} скоплений овец (до 100 тысяч) весь ограбленный из Урарту. 

Историк Эродотас (485 - 425 B. C.) сообщает нам, что "жители Кавказа окрашивал шерсть с множеством заводов{растений}, имеющих dyeing качества, и они использовали это, чтобы делать ткавшиеся ткани, закрытые{охваченные} рисунками, которые никогда не теряют их блестящий цвет ... ". Через вторую половину IV столетий персидский Король Шапах вынудил 131 тысячу армянских семейств, главным образом городских граждан, ремесленников, из Армении в Персию. В результате, экономика{экономия}, изделия кустарного промысла и искусства в нашей стране испытали тяжелую задержку, и это было только после двух столетий, что экономика{экономия} начала процветать снова. 

Арабские историки упоминают, что в 80-ых VIII столетий налоги, наложенные из Армении включали 20 ковриков. В 911, калифу дали коврик, " 60x60 kangoons" (армянская мера) в размере, на котором армянские владельцы{мастера} работали в течение десяти лет. Болгарский король Крум (A. 0. 813-814) в очаровательном армянские жители Adrianoplehad в то же самое время грабили большое число{номер} армянских ковриков. Византийский император Морик (Morick) вынудил армянское население того города из Karin (в 590). В течение господства Армянина Багратайдса (IX - XI столетий) благодаря крупномасштабным торговым отношениям при арабском доминировании и влиянии, армянские коврики были прославлены по большой территории, простирающейся от королевства Камы Болгарии к Turkmenia, от Багдада до Constantinople. Ibn-Halikal в его "Книге Путешествий" (977 - 978) дает предпочтение шелковому текстилю Dabil (Dvin) по сравнению с сделанными в Rumium (Византий). 

Неизвестный арабский географ X столетия характеризует армянские коврики словом khali. Согласно его данным, Армяне, живущие в Khoi, Berkri, Arjesh, Khlat, Нахичевани, Bitlis и других произведенных городах "khali ковры и ковры". "khalicarpet" он конечно имел в виду сложенные ковры. Посол арабского калифата lbn Тадлан свидетельствует, что через первую половину X столетия Армяне были заняты в торговле и создании ковриков в Волжском бассейне. Место{космос} основания{земли} под огромной палаткой болгарского короля Камы, которая могла поместить тысячу человек, было полностью закрыто{охвачено} армянскими ковриками. Армяне были заняты здесь не только в торговле но также и в изделиях кустарного промысла. В грузинском источнике (XI c.) мы информированы относительно "армянского tapasta" (коврик). 

Yakoot, арабский историк XIII столетий (1178 - 1229) написал: "Армяне делают огромные коврики в городе Фургона. Коврики, сделанные в Kalikali (Karin) называли 'khali' после названия{имени} города". В результате политики{полиса}, выполненной Византийскими Императорами армянские муниципалитеты наряду с городским населением были постепенно вынуждены двигаться во внутренние части Империи. Это ослабило страну и сделало Seljuks вторжение легким. Эти высылки стали массивными в течение турецкого языка - Seljuk и монгольскими - вторжения татарина. В таких условиях{состояниях}, коврик и создание ковра были выполнены только людьми, улаженными в неприступных горах. 

Г О Б Е Л Е Н

Одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства Армении, которые до наших дней остаются по-прежнему популярными является изготовление гобеленов или иначе, шпалера — одностороннего безворсового ковра с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися
Изготавливается гобелены (шпалера) из некрашеной кручёной нити (льняной, хлопчатобумажной, реже шерстяной), на специальных станках. Используемая техника передавалась из поколения в поколение, имела многочисленные секреты создания цвета и узлов. А для того, чтобы сделать только один квадратный метр гобелена мастерам требовался год упорного труда. 
Основным приемом изготовления гобелена является чередование нитей различных цветов, для передачи постепенного изменения тона или рельефности. Ткач одновременно создает и изображение и саму ткань, причем делает это по определенному эскизу. А так как невозможно выткать два совершенно одинаковых экземпляра даже по одному и тому же рисунку, то каждая гобеленовая картина является уникальной.
Некоторые древние приемы изготовления гобеленов используются до сих пор. В Армении всегда гобелен не только украшал стены каменных построек, но и позволял сохранять тепло. 
Если раньше гобелен выполнялся до конца одним мастером, то тепорь положение вещей изменилось и привело к разделению труда. Автор-живописец создавал эскиз будущего картона будущей шпалеры, специалист-картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в текстильный материал
Так известным художником Ханджяном были созданы эскизы для гобеленов на историческую тему: "Вардананк" и "Армянский Алфавит" (1981), на которых запечатлены события Армянской истории: сцены сражения с Персами 451 года, возглавляемого Варданом Мамиконяном; и создание Армянского алфавита Месропом Маштоцем в 405 году. 
В наши дни, одним из создателей объемных гобеленов, является художник Юрий Овсепян, в совершенстве овладевший техникой гобелена. В своих работах Юрий использует шерсть, полушерсть, ангору, акрил, вискозу, а также гармонично вводит деревянные детали (бусины, рамки, кольца) и натуральные камни. Вместо кисти - художник использует иглу, краски заменяет нитками. Порой в одной картине он использует около двух килограммов ниток до шестидесяти оттенков. Часто Юрий Овсепян переносит на гобелен сюжеты картин известных художников - Куинджи, Рериха, Кандинского. 
В зависимости от освещения комнаты, в которой находится гобелен, меняется его цветовая композиция, а отдельные детали по разному отбрасывают тени. Причудливая игра света очаровывает поклонников этого жанра, создавая ощущение причастности к волшебству, сказке. 


Еще одна статья, на этот раз, с сайта arminco а еще она есть здесь. Неизвестно, где настоящий источник smile.gif

А Р М Я Н С К И Е К О В Р Ы 

Одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства Армении является ковроделие. Найденные при раскопках самые ранние остатки датируются II - I тысячелетиями до н. э. На обнаруженном в склепе ХIV-IX вв. до н. э. остатке ковра имеются знак свастики, символы воды и змеи - изображения, которые встречаются на наскальных рисунках, статуэтках, украшениях и керамических предметах IV - I тыс. до н. э. и в дальнейшем сопровождают все виды армянкого искусства в его последующие периоды развития (период айасов, урартов, эллинистический, средневековый, современный) Найденные в результате археологических раскопок на Кармир блуре и Арин берде фрагменты ковров и ковровых дорожек говорят о том, что техника исполнения, цветовая гамма, орнаментика во многом совпадают с техникой исполнения, окраской и принципами композиционного исполнения в сегодняшнем искусстве ковроделия.
В греко-римских, персидских, арабских, византийских, болгарских источниках сохранились многочисленные свидетельства о знаменитых древних и средневековых армянских коврах и карпетах. В произведентях европейской живописи ХIV - ХХ вв нередко встречаются введенные в композицию изображения армянских ковров. Уникальные армянские ковры хранятся в музеях Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси, Парижа, Берлина, Вены, Будапешта, Стамбула, Нью-Иорка и других городов. Древнейший из них ковер 1,202 года, с армянской надписью, был исполнен в селе Бананц области Гандзак (ныне Кировабад). 

На всей территории исторической Армении (Великая Армения, Малая Армения, Каппадокия, Киликия) ковры служили не только выгодным товаром, но и являлись для каждой семьи предметом необходимости. Ковры были украшением приданого девушки.

В музеях Армении хранятся многочисленные армянские ковры XVII - ХХ вв. 

ГМЭА - Государственный этнографии музей Армении
ГМНИА - Государственный музей народного искусства Армении
ГМИА Государственный музей истории Армении


NewArmenia.Net, Самвел Карапетян об армянских коврах 

Армянское ковроделие имеет очень серьезную и интересную историю. Рисунки и куски от армянских ковров можно находить практически по всему миру. Есть целые академические работы посвященные армянским коврам. Ковры в жизни армян имеют особый статус. Наверное ни кому не приходило в голову почему у армян принято вешать ковры на стену. Практически в каждом доме наблюдается такое явление. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ. 
Идея и стилистика ковров теснейшим образом переплетена с армянской дохристианской верой, и наверное уходит своими корнями еще в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т.п. на своих одеяниях из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно перешло на такни. Сакральные (божественные, солярные, астральные и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах. Но все же ковры отличались особой святостью. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешанный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, деровал успех и благоденствие. В этом смысле, разумеется, что такие ковры не стелились на пол или на стол. Половики и скатерти, хотя и могли также иметь некоторые защитные и удачливые знаки, но не имели символов Бога, предков, света и т.п., посольку по таким символам ходить или есть с них было бы святотатством. Важно отметить, что ковры вешались не на всякую стенку, а на "главную", на которую в древности вешалось также оружие, а позже - портреты и фотографии предков. 
Наиболее распространенными символами ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и кресообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Тот же символ перешел в христианство в виде креста. Ковры часто изображали микрокосм с Богом в центре. 
Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла (наподобие ближневосточного "сатаны"). Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Так вот, есть отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил. Вот два изображения вишапагоргов. Обратите внимание, что сами вишапы изображены по краям, но никогда не в центре ковра-мира. Этим опять же отмечается защитная функция вишапов (защищать окраины-границы мира от внещних врагов). Важно не путать вишапов с изображениями другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра мира. Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях разных народов. Оно наблюдается как в арийских мифологиях (скажем, священный ясень Иггдрасиль у викингов, символ дуба у славян), так и в семитских (мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев). У армян-ариев мировое древо чаще всего отождествляется с платановым деревом, отличающемся белизной кроны, а потому чистотой и святостью. 
На армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов. Некоторые изображения эпизодичные, т.е. могут "рассказать" об определенных событиях, которые имели место в прошлом - сцены охоты, сражения и т.п.. Другие - лишь отдельные символы, скажем предка, оружия (меч, копье, стрела, щит). Отдельные изображения очень распространены, но их значение не совсем понятно. Скажем, изображение двуглавых существ (коней?) - это довольно часто встречающийся мотив на армянских коврах. Но что это за существа - можно только гадать: кентавры (гандхарваны). Близнецы (которые в арийских мифах всегда связаны с конями - сравните ведических Ашвинов, греческих диоскуров, армянских эпических героев). Волшебные кони (скажем, Джалали из Сасна Црер).
Стиль и технология, по которой ткали ковры, тоже отличались. Я не специалист и знаю лишь о двух видах ковров - горг и карпет. Но уверен, что было больше стилей. Также важно отметить, что для армянских ковров существуют характерные цвета. Скажем, черный, красный, желтый, белый - это очень типичные для армянских ковров цвета. А вот зеленый, коричневый и вообще любые полутона (голубой, розовый, бирюзовый, фиолетовый и т.п.) - это может быть типично для мусульманского искусства, но очень нетипично для армянской культуры, в том числе и ковров. 
К сожалению, со временем многие секреты армянских ковров были утеряны. Вся философия и искусство вышивания ковров претерпело упадок и попало под сильное арабское и мусульманское влияние. Значение символов и правила их изображения постепенно забывались, а в изображениях стали появляться соврешенно неармянские цвета и орнаменты. В результате, сегодня очень многое в современных армянских коврах мягко говоря не совсем армянское. Ситуация несколько напоминает состояние армянской народной музыки, где наряду с армянскими мотивами и словами довольно часто можно встретить мусульманские слова и мелодии. 
Некоторые правила армянских ковров я уже изложил выше (цветовая гамма, значение и порядок символов и т.п.). Но есть одно, пожалуй самое фундаментальное отличие армянских (и некоторых других исконно кавказских ковров) от арабо-тюркских: на армянских коврах практически не было конкретных изображений чего-либо, а были лишь симовлы. Все - Бог, свет, солнце, звезды, драконы, люди, растения - изображалось в символической форме. Символика подтверждает архаичность, древность армянского коврового искусства. А на исконно исламских (арабских, тюркских) коврах изображения деревьев, листьев, цветов, хлопка, фруктов - все это не отличалось особой символичностью и изображалось в более бытовом виде. 
С установлением в зоне карабахского конфликта перемирия при содействии предпринимателей из армянской диаспоры в Нагорном Карабахе стали предприниматься меры по восстановлению одного из традиционных в крае видов ремесла - ковроделия. Карабахские ковры, сотканные из натуральных нитей искусными мастерами, всегда пользовались хорошим спросом как в пределах края, так и за рубежом. 
Одним из ведущих ковродельческих предприятий Нагорного Карабаха на сегодня является ЗАО "Овани" (ранее называлось "Арцахраг), владельцем которого является американский предприниматель Овик Махсереджян (Лос-Анжелес). По словам исполнительного директора ЗАО "Овани" Олега Бахшияна, на предприятии сегодня производится около 100 видов ковров, в том числе, сувенирных - с изображением символов Нагорного Карабаха, в частности, памятника "Мы и наши горы". 
Продукция предприятия главным образом реализуется в США и Канаде. В нынешнем году объемы реализации по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое, что во многом связано также с увеличением числа туристов, прибывших в республику. На производстве занято более 40 человек. Зарплата работников с октября месяца увеличилась с 17 тысяч 34 драмов (около $34) до 19 тысяч драмов (порядка $38) за 1 кв метр. 
В дополнение скажу, что пока армяне так небрежно относятся к своему искусству ковров и обезьянничают, копируя нетипичные для нас мусульманские орнаменты, турки и азербайджанцы усиленно присваивают себе символику армянских ковров. В мире продается огромное количество ковров с чисто армянской симовликой и с этикеткой "Turkish kelim". В то время как "тюркиш келим" в оригинале должен быть похож на среднеазиатские и монголо-татарские мотивы, где нет и не может быть армянской символики. 


А вот новость по теме:

В Нагорном Карабахе активно развивается ковроделие
С установлением в зоне карабахского конфликта перемирия при содействии предпринимателей из армянской диаспоры в Нагорном Карабахе стали предприниматься меры по восстановлению одного из традиционных в крае видов ремесла - ковроделия. Карабахские ковры, сотканные из натуральных нитей искусными мастерами, всегда пользовались хорошим спросом как в пределах края, так и за рубежом. 

Одним из ведущих ковродельческих предприятий Нагорного Карабаха на сегодня является ЗАО "Овани" (ранее называлось "Арцахраг), владельцем которого является американский предприниматель Овик Махсереджян (Лос-Анжелес). По словам исполнительного директора ЗАО "Овани" Олега Бахшияна, на предприятии сегодня производится около 100 видов ковров, в том числе, сувенирных - с изображением символов Нагорного Карабаха, в частности, памятника "Мы и наши горы". 

Продукция предприятия главным образом реализуется в США и Канаде. В нынешнем году объемы реализации по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое, что во многом связано также с увеличением числа туристов, прибывших в республику. На производстве занято более 40 человек. Зарплата работников с октября месяца увеличилась с 17 тысяч 34 драмов (около $34) до 19 тысяч драмов (порядка $38) за 1 кв метр.



Турецкий ковер, начисто срисованный с армянского стиля... (как, впрочем, и все остальное у них)

Изображение

Зангезур, 19 в, 115х270 см

Изображение

Сасун, 19 в, 143x307 см

Изображение

Нахиджеван, 19 в, 120x230 см

Изображение

Дилижан, 19 в, 140x259 см

Изображение

Арцах, 19 в, 127x228 см

Изображение

Алашкерт, 19 в, 140x240 см

Изображение

Ереван, 19 в, 117x286 см

Изображение

Гугарк, 19 в, 127x 215 см

Изображение

Хой, 19 в, 125x255 см

Изображение

Вайоц Дзор, 19 в, 120x200 cм

Изображение
Gohar carpet, two line Armenian inscription of 1700, Gohar was weaver of the rug, private collection, U.S.A. Photo: Armenian Rugs Society
Изображение

Embroidered carpet, XVIIIth century, Etchmiadzin, Treasury. Photo: Gulbenkian Foundation Archives
Изображение

Artsakh (Karabagh), Nush design, Armenian inscription of 26 June 1810, The Gregorian Collection, U.S.A. Photo: Arthur Gregorian 
Изображение

Artsakh (Karabagh), cross and star design, Armenian inscription of 1815, Erevan, Museum of Folk Art. Photo: Museum of Folk Art 
Изображение

Artsakh (Karabagh), inscription of 1866, century, Erevan, Museum of Folk Art. Photo: Museum of Folk Art 
Изображение

Carpet from Vaspurakan, XIXth century, Erevan, Museum of Folk Art. Photo: Museum of Folk Art 
Изображение

Artsakh (Karabagh), lempe design carpet, ca. 1880, Armenian inscription, The Gregorian Collection, U.S.A. Photo: Arthur Gregorian 
Изображение

Painted pictorial cloth, the tortures of St. Gregory the Illuminator, XVIIIth century, Vienna, Museum of the Mekhitarist Fathers. Photo: Dickran Kouymjian
Изображение

Embroidery of lions, XIIIth century, from the excavations at Ani, Erevan, State Historical Museum. Photo: Ara Güler
Изображение

Embroidered processional banner of 1448, on one side, St. Gregory flanked by King Trdat and St. Hrip'simé, on the other Christ, Etchmiadzin, Treasury. Photo: Dickran Kouymjian 
Изображение

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Здравствуйте. Наш ковёр очень похож на первый. Можете помочь названием,происхождением или годами? С уважением, Карен Петросян.

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...