Անհատը պարտական է իր ընթացքն արդարացնել իր ժողովրդի առջեւ, իսկ ժողովուրդը` իր պատմութեան:
Индивид обязан свои действия оправдать перед своим народом, а народ перед своей историей.
воскресенье, 17 июня 2012 г.
О ТОПОНИМЕ «КАРАБАХ»
Данная статья была написана еще в 1997 г. и удостоилась одобрения известного армянского лингвиста академика Геворга Джаукяна. В том же - 1997 году в Ереване была созвана Вторая панармянская студенческая ассамблея «Пармани», и по инициативе участвующей в ней нашей молодежи статья была распространена в армянских общинах и опубликована во многих армянских газетах и журналах диаспоры, затем - и на родине. Повторную публикацию доработанного варианта статьи считаю делом важным и уместным, ибо наши государственные деятели, а также заинтересованные армянские структуры Диаспоры по сей день не удостоили внимания этот исторический факт -возможность его представления другим народам. Будем надеяться, что он будет использован должным образом. После Великой Октябрьской революции по обоюдному согласию Ленина и турецкого правительства (1918 г.), а затем и Мустафы Кемаля (1920 г.) было создано искусственное государство, следовательно, и нация, которых условно назвали Азербайджан (арабское произношение Атрпатакана) и азербайджанцы. Современное название «Азербайджан» явно искусственное. Вообще, названного азербайджанцами народа с этнической точки зрения на земном шаре не существует и не существовало. Даже если учесть чисто персидское объяснение: этот греческий термин связывается с именем военачальника Александра Македонского, который, став правителем этой части империи, назвал ее своим именем - Атропета. В начале же ХХ века племя или народ, проживающий на территории современной Азербайджанской Республики, именовали закавказскими тюрками или закавказскими татарами, чтобы не путать с тюрками или татарами. Таким образом, это племя или народ имеет три параллельных названия, ни одно из которых - ни тюрок, ни татарин, ни, тем более - азербайджанец не принадлежит ему. Они проникли на Кавказ в последние столетия и, не имея никакой связи с данным регионом, ныне стараются путем фальсификаций и вопиющих искажений исторических фактов присвоить этническую, духовную и материальную культуру и территорию автохтонных народов. Ведь значительная часть территории современной Азербайджанской Республики принадлежала Кавказской Албании (Агванк), а входящие в ее состав около двух десятков больших и малых народов (часть - на территории РФ, Дагестанской Автономной Республики) сегодня существуют под названием «горный» или «негорный» азербайджанец. Земля и культура их предков подвергнута надругательствам «азербайджанцев». Тем же методом вот уже на протяжении 90 лет горе-ученые Азербайджанской Республики присваивают древнюю культуру Карабаха и его исконного армянского населения. Нелишне напомнить, что первый письменный памятник на языке этого народа, а, точнее, безымянного народа относится к концу 17-го и началу 18 века, а собственный алфавит был создан в первой четверти 20 века. Уже в начале 20 века топоним Карабах стал предметом политических спекуляций, ибо он случайно был схож с турецкими словами «черный» (кара, гара) и «сад» (баг). Многочисленные историографические и источниковедческие материалы свидетельствуют, что территория Карабаха имела два параллельных армянских названия: административно-территориальное - Арцах и этническое - Карабах. Подобное сочетание названий в мировой практике вполне естественно и привычно, и существенным является этническое название Карабах, которое на основе сравнительной лингвистики с математической точностью указывает на хозяина региона - коренной народ. Элементы топонима Карабах присутствуют в индоевропейских языках и особенно армянском языке, из чего само по себе следует, что коренным элементом региона должна выступать индоевропейская, а не тюркская этническая единица. Топоним Карабах впервые был упомянут арабским историком в 1319 году, за ним армянским историком Товма Мецопеци - в конце того же года, а в начале 15 века - персидским историком Газвином. Первое упоминание европейцами принадлежит русскому путешественнику 19 века Шопену (французу по происхождению). А какое название имел упомянутый регион до 14 века, то есть, до первого арабского упоминания? Как видим, в течение тысячелетий изменений в названии не происходило. Просто топоним Карабах вместе с армянским языком нес на себе печать неизбежного и совершенно естественного изменения на протяжении тысячелетий. Тем не менее, следует подчеркнуть, что языковедению известны многочисленные факты, когда отдельные слова, не имеющие связи друг с другом и принадлежащие к различным языковым группам, иногда имеют случайную внешнюю схожесть, хотя смысловой связи между ними не существует. Топоним Карабах легко этимологизируется армянским и рядом индоевропейских языков, не имея связи с каким-либо языком тюркской языковой группы. Составными частями этого сложного слова являются корни гара и баг. Начнем с корня баг. Напомним, что фонема г армянского языка соответствует фонеме л индоевропейского, хотя известно также, что в домаштоцевский период в нашем языке эта фонема вообще отсутствовала. Армянский народ состоит из нескольких этнических элементов - айасов, арменов и т.д. Помимо этих значимых армянских этнических элементов было также племя балайи (балай, баг ай). Название племени последнего оставило сотни топонимических следов почти во всех 15 провинциях территории Великого Айка. Перечислим некоторые из них - Балу, Балаовит, Бадеш, Багац Тун, Балалейон, Балац (также Багац) сар, Балул, Балук, Балакуйрук и т.д. Карабах назывался также Багк. Здесь буква к указывает на собирательность какого-нибудь племени или народа и занимаемую им территорию (к примеру, вирк на армянском означает грузины, а Вирк - Грузия, точно так же агванк (агванцы) и Агванк - Албания, абхазк (абхазы) и Абхазк - Абхазия и т.д.), а в родительном падеже древнеармянского (грабар) языка - страна Багац (соответственно, страна Вирац или Врац (Грузия), страна Агванк и т.д.) - с той же корневой частью. Примечательно, что общность между городом Балу и племенным названием Бала впервые заметил Джон Гарстон еще в 1923 году, а в 1947 г. Григор Гапанцян в своей работе «Айаса - колыбель армян» поверхностно затрагивает эту тему. К сожалению, арменоведение более не возвращалось к ней. Более того, некоторые армянские ученые считают, что следует стереть чужеродное название Карабах и придерживаться только названия Арцах. В армянском языке сохранились тысячи слов с корнями бал и баг, которые не имеют ничего общего с понятием «сад». А другая часть топонима Карабах - гара (кара), в качестве корневого слова сохранилась в ряде индоевропейских языков - албанском, персидском, латышском, литовском, латинском, и посредством последнего - в некоторых романских. В древнегреческом языке он означает глава, главный, руководитель, что и распространилось в некоторых славянских языках, как, например, болгарском, словенском (это очевидно даже в названии раннефеодального словенского государства Каратания - 7 в. - начало 11 в., когда турки еще не проникли в регион). В Каратании корень кара четко имеет значение и племени, и народа, а корень тан (ия) - индоевропейское ведо, дон, из которого следует греческое танаис - в смысле река, вода (а также древнейшее название реки Дон). То есть, Каратания означает народ рек или народ страны рек, из чего и следует их самоназвание - каратанийцы или каратанцы). В этом смысле составная часть слова - кара - особенно значима в древнеармянском - грабаре, древнеалбанском, древнеперсидском языках, и созвучна со словенским, что в разных словосочетаниях означает войско, военный отряд, армия, род, племя, народ или какую-то человеческую общность. В армянском языке кара встречается в первых же письменных источниках 5-го века, например, в первом переводе Евангелия, где есть следующая фраза об Иоанне Крестителе: «О могущий святой Карапет...». Здесь Карапет означает глава племени, а в религиозном смысле - архипастырь. Можно привести многочисленные примеры словосложения, например, нахакарапет (предвестник), карапетел - означает руководить паствой, племенем, народом или войском. Cледовательно, Карабах означает - гара (кара) - племя или народ, а баг (бал) - аи - единица армянского этноса, то есть, племя или народ балаи. Затем следует более лаконичная словослагательная форма - страна Багк - Багери - «Ба-ла-и» или занятая ими территория. Словосочетание, составленное вышеупомянутыми корнями слов, которое стало топонимом, не ново и в этой географической среде появилось тысячелетия назад, когда ни турок, ни татар не существовало. Обусловленные этнослагательным процессом вышеупомянутые проявления явно демонстрируют также широко распространенные среди карабахцев фамилии Балаян, Балян (также Багян), Балабанян, Карабалян (также Карабагян), Гарабагцян, Караян, Гараян, Карян и т.д. Анания Ширакаци в своем труде «Ашхарацуйц» («География»), датируемом 7 веком, территорию Карабаха упоминает как Багк, Багасакан, Баласакан, страна Багац. До этого те же топонимические термины использовал историк 5 века Мовсес Хоренаци в своей «Армянской истории». Еще ранее греко-римский историк 2 века Клавдий Птолемей в 5-й книге своей «Географии» именовал Карабах Карабаллой. «Азербайджанцам» предстояло появиться, по меньшей мере, спустя 1,5 тысячелетия после этого упоминания. Карабах - Арцах, как отмечалось, являлся провинцией Великого Айка, простиравшегося в высоких горах и прилегающих долинах. За все время своего существования еще никому не удавалось поставить карабахцев на колени и сломить их свободолюбивый дух. Постоянно с оружием в руках они защищали свою жизнь и достоинство. Чужеземные завоеватели, смирившись с собственным поражением, дали Карабаху независимый или полунезависимый статус, с привилегией собирать налог, чеканить монету, носить оружие и иметь войско, чего были лишены почти все другие области и провинции Армении. До начала 19 века в Карабахе сохранялись 5 армянских княжеств - Гюлистан, Хачен, Джраберд, Варанда и Дизак, которые вместе назывались меликствами Хамсы (по-арабски буквально означает - пять княжеств). Карабах издревле был цитаделью армянского освободительного движения. Эти движения в идеологическом и стратегическом смысле зарождались в самом Карабахе. Охваченные желанием вновь насильственно присоединить к себе Карабах, «друзья-интернационалисты» нашего народа действовали целенаправленно: они попытались подавить свободолюбивый дух карабахцев и всего армянского народа. Но карабахцев еще никто не побеждал. Не победили даже в 1920-1921 г.г. вооруженные до зубов отряды 11-й Красной армии вместе с мусаватистскими бандами, численный состав которых значительно превосходил численность населения Карабаха. В той сложной ситуации карабахцы вынуждены были сложить оружие, чтобы избежать кровопролития. 95-97 % населения Карабаха постоянно составляли армяне, а его административный центр Шуши до Первой мировой войны являлся самым крупным однородно армянонаселенным городом Закавказья. На территории Карабаха сохранилось несколько тысяч историко-культурных памятников, между тем, «азербайджанские» памятники составляют всего несколько единиц и датируются последними 100-150 г.г. Мужественные карабахцы дали множество выдающихся деятелей - ученых, искусствоведов, трех маршалов Советского Союза - Ованнеса (Ивана) Баграмяна, Арменака Худякова-Ханферянца, Амазаспа Бабаджаняна, а также Адмирала Флота СССР Ивана (Ованнеса) Исакова, несколько десятков генералов, героев Советского Союза, до 45 тысяч воинов, внесших значительный вклад в общенародную борьбу с фашизмом. Именуемый «азербайджанцем» современный народ не имел когда-либо государственности и является детищем и результатом решений, принятых «империей зла» - Советским Союзом. По праву победителя и исходя из исторической справедливости Карабах издавна является суверенным. Почему он должен выступать в роли просителя? В прошлом - примерно 100 лет назад, победив на поле боя, мы потерпели поражение на дипломатическом фронте и уступили проигравшей стороне территории. Этот трагический эпизод нашей истории не должен повториться. Неужели мы не извлекли урока из Берлинского конгресса 130-летней давности? Представить мировому сообществу правду, да притом нашу правду - задача трудная. И бороться с фальсификациями топорным методом, мягко говоря, занятие несерьезное. Используем, наконец-то, и вышеупомянутую истину, и сверхмощный фактор победы. Мы победили ценою крови бесчисленных жертв, и диктовать условия проигравшей стороне должен Карабах...
Комментариев нет:
Отправить комментарий