воскресенье, 17 июня 2012 г.

                                                                       Джуга


Аргам Айвазян. Джуга
http://www.armenianhouse.org/aivazyan-a/jugha/resume.html#2
Книга на армянском, но есть фрагменты и на русском, и на английском. Также есть прекрасный иллюстративный материал
РЕЗЮМЕ
Цитата
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Город Джуга исторического уезда Ернджак (ныне территория близ села Джуги, Джульфинского района Нах. АССР) непрерывно существовал со дня своего основания вплоть до 1848 г. Это поселение, известное еще в раннем средневековье своим многочисленным населением, в X-XIII веках еще более растет, а в XV-XVII веках становится крупным торговым центром Армении с развитой культурной городской жизнью. Многонаселенный и процветающий город Джуга в средние века подвергается многочисленным поджогам и разрушениям. В 1605 году город был основательно разрушен Шах-Аббасом, а все население было принудительно переправлено на территорию Персии, где джугинцы и основывают город Новая Джуга.
Город Джуга был расположен на берегу р. Аракс, состоял более чем из 10 кварталов, 2-4 тысяч домов (15—20 тыс. жит.) с чисто армянским населением. Особую пышность городу придавали 7 его церквей, другие памятники светского и духовного характера, многочисленные дворцовые апартаменты.
В ХV в., наряду со многими ремеслами, особого процветания достигает торговля. Караваны джугинских купцов в течение веков проходили по всем торговым центрам Востока и Запада.
[էջ 46]
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖУГИ
К сожалению, история Джуги и ее культуры еще не изучена досконально. Основными источниками изучения ее прошлого и памятников являются краткие описания в трудах А. Седракяна и Г. Алишана, изданных в конце XIX в., статья А. Вруйра «Джуга» и работа С. Тер-Аветисяна.
ПАМЯТНИКИ
В истории Армении Джуга известна историческими и архитектурными памятниками, множеством великолепных хачкаров и другими памятниками, которые дошли до нас в основном полуразрушенными либо разрушенными до основания.
МОНАСТЫРЬ АМЕНАПРКИЧ находится на возвышенности, расположенной на краю «Ущелья Ветров». Первоначальная постройка церкви была осуществлена в 9-10 веках, затем в 1271 г. она была восстановлена пароном Ваграмом.
Комплекс Аменапркича состоит из маленькой центрально-купольной церкви, притвора, трапезной, одноэтажных и двухэтажных производственных и подсобных помещений, окруженных крепостной стеной, ныне находящихся в полуразрушенном состоянии.
ПЕЩЕРЫ. В «Ущелье Ветров» и в окружающих город скалах существовало множество каменоломен и пещер, из которых наиболее примечательны пещеры «Чгнавор» и «Крекачатун». Датируемые II-I тыс. до н. э., эти пещеры в глубокой древности, а затем и в средневековье использовались как поселения и укрытия.
ГОРОДСКАЯ БАНЯ была построена в 16 в.; состояла из нескольких помещений со сводчатыми перекрытиями. Этот памятник основательно разрушен. Традиция приписывает постройку этого памятника городскому голове Ходже Хачику.
ГЛАВНЫЙ КАРАВАНАТУН. Развалины этого памятника находятся на берегу р. Аракс. Он имеет арочную прямоугольную форму, был построен из гладкотесанных и полуобработанных камней и занимал довольно обширную территорию. Внутри, вдоль стен, были построены многочисленные большие и малые комнаты, предназначенные для путешественников и товара.
[էջ 47]
МОСТ. Развалины красивого и величественного моста Джуги и по сей день выделяются на берегу р. Аракс. Этот четырехарочный каменный мост был построен на пути, имевшем важное государственное и торговое значение.
Мост был построен с большим мастерством из тесаных камней на известковом растворе. Арочный пролет достигал 37 м в длину при ширине 3 м. Построенный в раннем средневековье, знаменитый мост Джуги просуществовал до конца 16 в.
КРЕПОСТЬ ДЖУГИ, ИЛИ ДАРВАЗРИ находится в восточной части города на возвышенности, тянущейся к Горной цепи, близ реки Аракс. Построена в 10-12 веках в неприступном месте. В настоящеее время ее башни, крепостные стены, а также другие смежные постройки в большинстве своем разрушены.
ЦЕРКОВЬ ПОМБОЛОЗИ, или ТАВАРАЦИ (ПАСТУШЬЯ). Эта центрально-купольная церковь небольших размеров с одним входом была восстановлена в 16 в.. Внутри имеет крестообразный, а снаружи— квадратный план. Построена из полуобработанных гладкотесанных камней; благодаря своему расположению, она как бы слилась воедино с окружающими горами.
ЦЕРКОВЬ с. АСТВАЦАЦИН (св. БОГОРОДИЦЫ) расположена в восточной части Джуги, непосредственно у окружающей город крепостной стены. Церковь представляет собой прямоугольное в плане сооружение с восточной абсидой и двумя приделами. Памятник был сооружен в 12—13 вв. и реставрирован в конце 16 в. Церковь с. Аствацацин со всех сторон окружена довольно крепкой и высокой стеной, что создает впечатление небольшой крепости.
РУИНЫ СЕЛА ДАШТ расположены на полтора км. восточнее Джуги, на берегу р. Аракс. В 1605 г. население этого села также принудительно переселили в Персию. В свое время село Дашт утопало в зелени и розах и называлось «вардут» («Розовая роща»). Во время земляных работ в 1881 г. здесь были обнаружены развалины церкви Дашт и др. сооружений.
КЛАДБИЩЕ. Это кладбище—ценный комплекс памятников, сохранившихся в Джуге,—является полуразрушенным лесом хачкаров. Путешественник Александр Родес после переселения народа Джуги, в 1648 г., в своих воспоминаниях писал, что на этом кладбище стояло 10 тыс. хорошо сохранившихся хачкаров. После ряда разрушений, в 1904 г.,здесь было около 5 тыс.
[էջ 48]
хачкаров, а ныне сохранилось лишь около 3-х тысяч. Хачкары кладбища Джуги самого раннего периода относятся к 9—15 векам. Следующая группа, в которую входят памятники переходного, или среднего периода, относится к 15—16 в.в.. И, наконец, самая яркая группа, которая охватывает период с середины 16 в. до 1604 г., относится к эпохе наивысшего расцвета искусства хачкаров Джуги и является неповторимой в армянской резьбе по камню.
Мастера. Каменотесы из Джуги, творчески продолжив традиции армянского искусства обработки камня и миниатюры, внесли свои творческие находки и создали собственный стиль, который послужил основой создания новой школы, а также новым этапом в искусстве хачкаров.
СКРИПТОРИИ ДЖУГИ
В истории армянской культуры и искусства город Джуга известен также как знаменитый центр письменной культуры. Судя по рукописям, здесь начиная с 12-13 веков и до 1883 г., в церквях Аменапркич, св. Саркиса, сурб Аствацацин и др. размножались и создавались миниатюры различных рукописей.
Особого внимания достойны рукописи писцов Саркиса (1286 г.), священника Хачатура (1325 г.), художницы Мариам (1456 г.), Акопа Джугаеци, Хачатура Хизанеци (16—17 вв.) и др. писцов.

Иллюстрации: 1-35 , 36-72, 73-107, Список иллюстраций



(для журнала Նորաշեն ) Книга, заменившая памятники
Краткое описание книги С.В. Тер-Аветисяна «Город Джуга» и сопутствующие мысли

Книга «Город Джуга» историка и археолога С. В. Тер-Аветисяна была опубликована на русском языке в Тбилиси, в 1937 году. Подзаголовок книги – «Материалы по истории торговых сношений джульфинских купцов XV-XVII вв.». Книга в обложке, объем 244 страницы (нумерация начата с пятой страницы, которая пронумерована как первая); напечатана на низкокачественной, сероватой, с желтоватыми оттенками бумаге. Тираж – всего лишь одна тысяча экземпляров. Титульный лист на двух языках (грузинском и русском) и оформлен весьма просто. Оригиналы надписей с памятников Джуги, а так же цитаты из армянских источников, приведены в книге на армянском языке. Ниже них всегда следует русский перевод. В книге 52 иллюстрации (географическая схема на сфальцованном листе, фотографии, рисунки). Полиграфическое исполнение иллюстраций низкое, но от этого их ценность для читателя не уменьшается. Так, к примеру, на рис. №1 воспроизведен план города Джуги в масштабе 1 сантиметр–100 метров. План, датированный 1928 годом (и соответственно, отражающий топографию городища на этот год) – не условная картографическая схема, а панорамный рисунок, выполненный с определенной высоты. Прочие иллюстрации – это фотографии различных видов Джуги, окружающей природы, сохранившихся церквей, монастыря, хачкаров, остатков караван-сарая, моста. Большой интерес представляет фотография общего вида Джугинского средневекового кладбища с ее хачкарами (рис. 35). Не менее интересен и хачкар на могиле последнего градоначальника Джуги ходжа Хачика
Код
Это тот самый ходжа Хачик, который в 1603 году почетно принял у себя дома иранского шаха Абаса I. Потомки Хачика были градоначальниками уже Новой Джуги На обороте титульного листа указывается: книга напечатана по распоряжению Грузинского филиала Академии наук, а ответственный редактор – С. Джанашиа. В короткой заметке « От редакции», помещенной после титульного листа, сказано, что книга была сдана в производство еще в начале 1936 года. Затем в текст набранной и сверстанной книги вновь сформированная редакция внесла « с согласия автора, необходимые изменения». И даже после этих изменений, по мнению редакции, требуется более тщательная подготовка книги (внешнее оформление, точность некоторых формулировок и обобщений). Однако, редакция, принимая в расчет, заключающийся в книге богатый фактический материал, собранный автором, решила без дальнейшего промедления издать книгу. Надо отметить, весьма мудрое решение.
С. Тер-Аветисян так определяет основное содержание книги: «В настоящей работе мы ограниваемся только историей города Джуги до его разорения шах-Абасом I в 1605 году» (с. 1). Оглавление книги помещено на странице. Ниже приводим весь текст «Оглавления», чтобы читатель этой статьи имел более полное представление о чем, собственно говоря, книга. «Оглавление»: « К истории города Джуги (стр. 1-2); I. Древние сведения о Джуге (3-34); II. Армянское купечество XVII века по книге Шредера (35-39); III. Возвышение Джульфы и усиление торговой связи с Венецией (40-45); IV. Положение Джульфы и Закавказья во время турко-иранских войн (46-73); V. Джульфа перед разорением и разорение ее (74-82); VI. Джульфинские купцы в Иране (83-88); VII. Джульфа и Джульфинские купцы по описанию хронографа Григора Даранахци (89-106); VIII. Остатки городища Джульфы (107-127); IX. Надгробные надписи (129-180); X. Иллюстрации (приложение) – (181-224); XI. Указатель личных имен (225-232); XII. Указатель географических названий (232-235); XIII. Указатель личных имен и географических названий к армянским текстам (236-241)».
В работе над своей книгой С. Тер-Аветисян использовал три группы источников, о чем он сообщает на страницах 1-2. Что это за источники? Во-первых, это опубликованные сведения о Джуге. Из армянских авторов: Мовсес Хоренаци, Аракел Даврижеци, Григор Даранахци (Камахеци), Августин Баджеци, Абраам Кретаци, Гевонд Алишан и другие. Из европейских путешественников и писателей сведения о Джуге оставили: Эдвардс, Дженкинсон, Лоренс Чапман, Ньюбери, Картврайт, И. Шредер, Антуан де Гувеа (Antoine de Gouvea), Гиак Текдандер, Шарден (о Новой Джуге) и другие. Вторую группу источников книги составляет новый археологический и эпиграфический материал, собранный экспедициями 1928 и 1929 годов. Эти экспедиции по исследованию города Джуги организовал Кавказский Историко-археологический институт. Руководил экспедициями С. Тер-Аветисян. Этим экспедициям, надо полагать, удалось собрать богатый материал, частично отраженный в книге. И, наконец, третья группа источников – это малоизвестные Ишатакараны (памятные записи хронографического характера) армянских рукописей из Новой Джуги, описанные С. Тер-Аветисяном еще в 1902 году. В них отражены те или иные события истории Джуги. Из этих ишатакаранов можно назвать запись Акопа-ереца (описал сожжение в 1605 году Джуги), запись Карапета-ереца (1605 г.).
Со страниц книги читатель наблюдает весь «жизненный цикл» Джуги, ее постепенное возвышение и быстрый драматический упадок и многовековое уничтожение города и ее памятников, которое продолжается, к сожалению и в наше время. До 15 века сведения о Джуге малочисленны. Тем не менее, на основании косвенных данных С. Тер-Аветисян относил Джугу к числу древнейших поселений на Араксе (с. 5). Этимология слова «Джуга» автором не выяснена. Приводятся различные формы названий города и, указывается, что, с 16 века европейские купцы, начинают называть Джугу также Джульфой. Подчеркивается, что следует различать две Джуги – Старую и Новую. Первое упоминание о Джуге содержится в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. Хоренаци называет Джугу в связи с кое-какими мероприятиями армянского царя Тиграна Первого (Книга I, глава 30). После разорения в 972 году арабами города Храм
Код
Город находился к югу от Нахичевана, на берегу Аракса. мощи Иоанна Крестителя (Сурп Карапета) были перенесены из местного монастыря в Джугу. Аракел Даврижеци в главе 43 своей «Книги историй» сообщает, что после разорения Джуги (1605 г.), некий кладоискатель обнаружил в джугинской церкви Сурп-Аствацацин, в восточной стене главного алтаря, Святые Мощи. Вместе с мощами хранился кусок пергамента со следующей надписью: « Это частицы мощей Святого Иоанна Предтечи, которую Григор Лусаворич привез в Армению и поместил в городе Храме, а во время разорения города Храма в 421 году армянского летоисчисления (972) перевезли в Джугу».
Код
Цит. по изданию: Аракел Даврижеци, Книга историй. Пер. с арм., предисл. и комментарий Л.А. Ханларян. М., 1973 г., с. 402. – «Глава 43. Рассказ о мощах святого Иоанна Предтечи, исстари хранившиеся в старой Джуге, которые были обретены в последнее время». В последней четверти 10 века, после упадка города Храма, роль экономического центра у переправы через Аракс, по-видимому, переходит к Джуге. В начале 11 века Джуга упоминается в кондаке (официальном послании) католикоса Саргиса I Севанци (992-1019 гг.), как центр отдельного церковного округа. Позднее, согласно одной памятной записи от 1330 года, после разорения монголами Ани, часть анийцев переселилась, в том числе и в Джугу (с. 10). С течением времени Джуга постепенно превращается из незначительного села в богатый цветущий город, в важный торговый центр на караванном пути между Востоком и западом. Об этом, в частности, свидетельствуют и развалины большого каменного моста через Аракс, примерно в километре от Джуги, вниз по течению (рис. 26-29 в книге). Процесс обогащения джугинцев протекает довольно-таки быстро. Если во 2-ой половине 15 века джугинцы еще не обладали достаточно большими капиталами и занимались мелкой торговлей, то уже в 1-ой половине 16 века крупные джугинские купцы (ходжа) господствуют на рынках Южного Кавказа и Ирана (с. 8, 22). Главным предметом торговли джугинцев был шелк-сырец. Кроме того, они торговали драгоценными камнями, различными кореньями, воском, хлопком, шерстью верблюжьей и ангорской и многим другим. Одним словом джугинцы экспортировали и импортировали европейские и азиатские товары, причем в крупных объемах. Товары перемещались в пространстве караванами вьючных животных (верблюды, мулы). У Шардена можно найти описание приемов торговли ново-джульфинцев. С ростом благосостояния джугинцев, рос и украшался и город. Современники описывают Джугу как красивый в архитектурном отношении город. Англичанин Ньюбери (торговец и путешественник) побывал в Джуге в 1581 году и оставил сообщение, что в городе 3 тысячи домов, жителей – 15-20 тысяч (с. 74). Другой путешественник и тоже англичанин Картврайт, проехал через Джугу в 1590 году. По его данным домов в городе 2 тысячи, жителей – 10 тысяч. Картврайт, описавший город, сообщает, что в Джуге живут армяне и грузины. Другие авторы подчеркивают мононациональный характер города, что подтверждается и археологическим материалом. Историк Григор Даранахци (1576-1643 гг.) в своей «Хронике»
Код
Ժամանակագրութիւն Գրիգոր վարդապետի Կամախեցւոյ կամ Դարանաղցւոյ։ ՄԷկ Նմանատիպ պատկերով՝ յառաջաբանով և յաւելուածներով Հրատարակեց Մեսրոպ վարդապետ Նշանեան։ Երուսաղէմ՝ 1915 Թ. уделяет значительное внимание джугинцам. Джугинских купцов он характеризует следующим словами: « До края стран неизвестных они рассеялись как пыль, из-за болезни жадности и ради накопления излишков сокровищ. Некоторые из них в странствиях проводят десять лет, другие двадцать, иногда тридцать, а другие всю свою жизнь, а собранные ими богатства съедаются врагами и делаются достоянием собак» («Город Джуга», с. 94). Порицая джугинских купцов по тем или иным поводам, Григор Даранахци, все же отмечает, что «Среди них встречаются так же хорошие, умные и богобоязливые люди, которых не отдашь за весь мира, а может быть и больше» (с. 99).
Османо-иранские войны (16-17 вв.) сказались и на джугинцах. В 1603 году иранский шах Абас I посетил Джугу, где удостоился богатому и торжественному приему. Иностранец Гиак Текдандер, путешествовавший в Иран в 1602-1603 годах, сообщает об этом следующее: « В городе Джульфа /…/, сильной крепости, населенной исключительно одними христианами-армянами, шаха приняли необыкновенно» (с. 68). Джугинцы действительно встретили Абаса и одарили по-царски. Описание этого приема можно прочесть в «Книге историй» Аракела Даврижеци (глава 3). Шах гостил три дня в доме ходжа Хачика. Через два года, осенью 1605 года, в благодарность за оказанное ему гостеприимство, шах переселил джугинцев в Исфаган, а Джугу сжег и разрушил (см. главу 5 «Книги историй» Даврижеци). Шах гостил в Джуге три дня и на выселение дал жителям три дня. Шах был весьма расчетливой личностью, он высоко оценил торговые способности джугинцев и переселил целый город в Иран, чтобы развить экономическую и хозяйственную жизнь своего отсталого в этих отношениях государства. Переселенные джугинцы основали близ Исфагана город Нор-Джуга (Новая Джуга) и со временем сосредоточив в своих руках чуть ли не всю внешнюю торговлю Ирана, разбогатели сильнее прежнего. Соответственно шахская казна наполнялась золотом, а Абас I пребывал в хорошем расположении духа. Кроме подъема иранской экономики, нор-джугинцы сыграли и немаловажную роль в культурной, церковной и политической истории армянского народа. Потомки Джугинских армян и до сего времени живут в Иране.
К 1641 году незначительное число джугинцев вернулась в разоренную (теперь уже Старую) Джугу и обосновалась в ее центральной части. Былой славы город более не достиг. В 50-х годах 19 века потомки этих людей, из-за климатических условий, перешли на 500 метров к востоку от Старой Джуги, основав здесь селение Джуга. Так что теперь надо уже различать собственно Джугу, Новую Джугу и село Джугу. В настоящее время (первое десятилетие 21 века) джугинские армян нет ни в городе Джуга, ни в ее окрестностях.
С осени 1605 года, то есть после выселения (сургуна) жителей Джуги в Иран, началось разрушение города. Казалось, люди и природа объединились в заговоре стереть Джугу с лица земли. Вначале по приказу шаха Абаса I разрушили и сожгли жилые постройки города (чтобы жители не вернулись обратно в свои дома). Потом Джуга на сотни лет превратилась в место массового кладоискателства. В поисках припрятанных в спешке выселяемыми джугинцами ценных вещей, кладоискатели перекопали весь город, из-за чего городские постройки рухнули. Не пощадили т.н. кладоискатели и захоронений. Атмосферные осадки довершали их «работу»: дожди сносили горные породы, окрестные скалы обваливались и засыпали собой части города. Кладоискатели нашли в Джуге много чего ценного, часть предметов храниться в разных музеях мира. Еще больше разрушений городу претерпел при строительстве в начале 20 века железной дороги, которая прошла широкой полосой через весь город.
Таким образом, к началу 1930-х годов некогда богатый и цветущий армянский город Джуга лежал в развалинах. По описаниям С. Тер-Аветисяна, город в те годы представлял собой следующую картину. Город (точнее то, что осталось от города) занимает южные склоны скал левого берега Аракса и простирается до реки. С запада и с востока город имеет стены (полуразрушены). Расстояние между западной и восточной стенами города примерно 1 километр. В центральной части города, близ реки, можно видеть развалины караван-сарая, к северо-востоку от него – церковь называемую местными жителями «Помполози жам». Вся территория города в развалинах и лишена архитектурного облика. На правом (иранском) берегу находятся пригороды Джуги. Здесь относительно хорошо сохранились большой караван-сарай, церковь с оградой, оросительный канал. За западной стеной города раски-нулось обширное средневековое кладбище Джуги с ее хачкарами. За восточной стеной города, на берегу Аракса, близ переправы, расположен монастырь Сурп-Аствацацин, окруженный большой каменной оградой. В этом монастыре хранились мощи Иоанна Крестителя, перевезенные в 10 веке из города Храм. В 500 метрах от города, вниз по течению реки, расположено село Джуга, основанное в 50-х годах 19 века. Еще через 500 метров в том же направлении находятся развалины большого моста. В 250 метрах от моста можно увидеть мавзолей Гулистан (памятник иранской архитектуры). В 3 километрах к северо-западу от города находится монастырь Пркич (Аменапркич).
Как уже отмечалось, Джуга особенно сильно пострадала при строительстве джульфинского участка железной дороги. Полоса под железнодорожное полотно, шириной более 45 метров прошла через южную часть средневекового кладбища и центральную часть города. Все памятники и постройки, оказавшиеся в этой полосе, были уничтожены. С. Тер-Аветисян вспоминает: « В 1903 году, я, проездом в монастырь Нахавка с иранского берега, был очевидцем того, как при проведении линии железной дороги портили эти старинные памятники. Многие памятники тысячами пошли на постройку мостов и других сооружений, а городские постройки на всем протяжении линии были снесены до основания: уцелели лишь немногие развалины на высоких отрогах скал» (с. 118). С. Тер-Аветисян приводит и свидетельства жителей села Джуга: « По словам джульфинцев, во время постройки линии жел. дороги многие техники сами занимались кладоискательством, привлекая к этому имеющихся в их распоряжении железнодорожных рабочих» (с. 119). Читая эти свидетельства прошлого, задаешь себе вопрос: кто сооружал джульфинскую железную дорогу: строители или вандалы с дипломами? Наверное, в начале 20 века часть человечества до того прогрессировало в своем развитии, что даже вандалы были заняты на строительных работах.
За западной стеной города раскинулось обширное средневековое кладбище Джуги со знаменитыми хачкарами.
Код
Хачкар (по арм. букв. – «Крест-камень», ставролит), характерный для средневековой Армении (с ~ 9 века) тип мемориального памятника. Представляет собой обработанный камень плоской, как правило, прямоугольной формы, на лицевой стороне которого помещается изображение креста и соответствующие рельефы. Хачкары устанавливаются на каменные постаменты. Некоторые из армянских хачкаров представляют собой шедевры скульптурного искусства. Надписи на хачкарах порой содержат ценные исторические сведения. По сообщению путешественника 17 века Александра Родеса, описавшего развалины Джуги, в 1648 году, здесь было до 10 (десяти) тысяч хорошо сохранившихся надгробных памятников. После проведения в начале 20 века железной дороги, в Джуге все еще оставалось, по подсчетам С. Тер-Аветисяна от 3 до 5 тысяч хачкаров. Самые старые хачкары Джуги не имеют надписей. Датированные хачкары на средневековом кладбище охватывают период с 1451 по 1605 годы. С. Тер-Аветисян пишет, что с начала 16 века композиция и орнаментировка хачкаров Джуги начинает усложняться и в 80-е годы того же века переходят в чеканные формы, носящие характер миниатюр армянских рукописей (с. 121). А к началу 17 века джугинские мастера по камню вырабатывают особый художественный тип хачкара (с.7). Некоторые из Джугинских хачкаров – шедевры армянского скульптурного искусства позднего средневековья. С. Тер-Аветисян правильно оценил значение хачкаров Джуги для науки: «Для точного учета джульфинских памятников необходимо провести полную регистрацию всех видов надгробий джульфинского кладбища, которое в настоящее время, когда от города остались жалкие остатки, являются единственным источником для определения состава джульфинского населения и его расслоения» (с. 122). Мог ли историк предположить, что выполнение этой задачи в будущем окажется невозможным. Все же экспедициям С. Тер-Аветисяна удалось кое-что сохранить для науки и не только для науки. На страницах 131-180 книги помещены около 200 надписей с хачкаров и других памятников Джуги и их дешифровкой и переводом на русский язык. Из надписей мы в частности узнаем имена камнерезов, талантливых мастеров каменных дел: Григора-казмоха, Исраела-вардапета, Айрапета-ереца…
Таково было общее состояние городища Джуги примерно 80 лет тому назад, по данным книги С. Тер-Аветисяна. А, в каком состоянии ныне пребывают памятники Джуги, в особенности – хачкары и церкви? На этот вопрос трудно дать исчерпывающего ответа, поскольку в настоящее время армянин из-за обстоятельств непреодолимой силы, не может приблизиться на достаточно близкое расстояние ко многим памятникам, созданным его предками, и исследовать их. В том числе, не может побывать и в Джуге. Армянин может видеть Ани или Арарат, но свободно вступить в их пределы – нет. Такова сегодняшняя реальность, осознать которую совсем не просто. Однако по сообщениям некоторых СМИ, недавно, в декабре 2005 года, Джугинское средневековое кладбище (т.е. хачкары) было окончательно уничтожено некоей группой людей. Для разрушения хачкаров использовалась тяжелая гусеничная строительная техника. И если действительно все так и произошло, нельзя не спросить: сто лет тому назад, множество (тысячи) хачкаров разбили, чтобы проложить железнодорожное полотно, для чего же теперь, в декабре 2005 года, довершили то злое дело? В самом деле для чего? По мнению исследователя хачкаров Алексея Орлова, хачкар не только выполняет мемориальные и символические функции, но и предназначен «…для практической аккумуляции космических энергий…».
Код
А. Орлов, Символика хачкара. Образы армянских крестных камней. – Журнал Pro Armenia. М., 1993 г., № 2, с. 50. Орлов пишет: «… тысячи хачкаров, густой сетью покрывающих территорию Армении, способны образовать единое энергетическое поле, определенным образом влияющее на запас жизненной силы нации». «Массовое уничтожение памятников подобного рода /…/ ведет не просто к утрате памятников материальной культуры, но и к уничтожению определенных запасов энергетики», – делает вывод исследователь. В Армении издавна известны хачкары типа «Аменапркич», которые, по мнению народа благоприятно воздействую на человека (исцеляют болезни, просветляют мысли…). Так что гипотеза А. Орлова о способности хачкара аккумулировать некие космические энергии, и влиять на людей, не лишена смысла. Таким образом, уничтожение средневековых хачкаров в Джуге можно рассматривать, в том числе и как попытку (тщетную!) неких людей уменьшить «запас жизненной силы» армянской нации.
Впрочем, не вдаваясь в рассмотрение "мистических" последствий уничтожения хачкаров, посмотрим на факт культурного вандализма с несколько другой стороны. Истинно верующий человек, в ком запечатлен образ Всевышнего Творца – в жизни всегда творец. Такой человек созидает, строит, создает, моделирует. Именно таким творцом был камнерез-скульптор Григор-казмох, в 16 веке изготовлявший из камня удивительные по красоте хачкары (в книге С. Тер-Аветисяна воспроизведена одна из работ Григора. Рис. № 44). А вандал, человек разрушающий творения других людей, разрушает не только конкретный хачкар того же Григора-казмоха, но и нечто большее – он перечеркивает в себе самом образ Творца, по подобию которого человек и был сотворен. Вандал, по своему произволу переводит культурные ценности из бытия в небытие. И если бы такой человек прочувствовал хотя бы одну тысячную долю ту ответственность, которую он при этом принимает на себя, возможно, онемел бы от ужаса. Но как донести эти мысли до «человека разрушающего»?! Иранский шах Абас I, в общем-то, сверхжесткая личность
Код
Аракел Даврижеци характеризует Абаса I следующими словами: «… вишап из преисподней, издревле исполненный змеиной ненависти к христианам» («Книга историй», глава 3). , но и он, разоривший Джугу, не рискнул дробить на фрагменты джугинские плоские камни с изображением Святого Креста. Вероятно, шаха сдерживал некий страх.
Разумеется, можно было рассказать историю города Джуги и без акцентирования внимания на книге С. Тер-Аветисяна. Других источников для этого предостаточно. Уделено же книге С. Тер-Аветисяна столь большое внимание в статье для того, чтобы подчеркнуть следующую мысль. Если какие-либо памятники человеческой культуры подверглись уничтожению и более не существуют в природе, тогда информация об этих памятниках, собранная в архивах и книгах, а так же эти книги заменяют их, превращаются в памятники. И таких «памятников – заменителей» у армянского народа, к сожалению, много (но «реальных» памятников культуры у этого народа еще больше и их число только увеличивается, что свидетельствует и одновременно утешает: людей-творцов среди нас больше, нежели вандалов). С. Тер-Аветисян, похоже, сохранил много ценных сведений нашей истории. Живший в Тбилиси ученый, работая над книгой «Город Джуга» вряд ли мог предположить, что со временем его книга заменит некоторые памятники Джуги.

Владимир Мхитарян


Иллюстрации: 1 - Титульный лист книги
[attachmentid=240]
2 - Хачкар воина Манука (1573 г.) Иллюстрация из книги «Город Джуга»
[attachmentid=241]
3 - Хачкары с датой 1581 и 1582 гг. Иллюстрация из книги «Город Джуга»
[attachmentid=242]
4 - Общий вид средневекового кладбища Джуги. Иллюстрация из книги «Город Джуга»
[attachmentid=243]
5 - Монастырь Пркич. Иллюстрация из книги «Город Джуга»
[attachmentid=244]



Город Джуга

Джуга: местонахождение
Исторический город Джуга находился на северном берегу реки Аракс в гаваре Ернджак, у самой границы Ирана с Нахичеваном. В соответствии с нынешним административным делением находится в Джульфинском районе Нахичеванской Автономной Республики, входящей в состав Азербайджана.

Джуга: исторический обзор
Точная дата рождения-основания Джуги неизвестна. В армянской летописях Джуга как населенный пункт впервые упоминается в истории Хоренаци. Находясь на древнейшем торговом пути, проходящем через долину реки Аракс, в последующие века Джуга, развиваясь беспрерывно, превращается в город. В средневековье Джуга приобрела уже такую громкую известность, что нередко вместо названия провинции Ернджак можно было встретить название Джуга. Так, к примеру, было в XI веке, когда по указу Сюникского царя Васака в 1019г. Джуга (уже ставшая названием всей провинции) была возвращена Сюникской епископской епархии.
В 1325г. Джуга как очаг армянской письменности упоминается в памятной записи "Обедни" писца Хачатура: "... завершено святое писание в Джуге... ". В 1407г. Джуга упоминается в связи с эпидемией: "... и пришла смерть в неурочный час на землю Джуги и Шамба... ". В 1456г. переписчик и иллюстратор Мариам создает в Джуге рукопись под названием "Книга проповедей Григора Татеваци". В 1487г. упоминается Минас из Джуги: "... он привел в порядок мое писание... ".
На рубеже XIV и XV вв. Джуга упоминается как сельское поселение в связи с пленением в Арке возвращающегося из Иерусалима на родину дьякона Карапета Джугаеци.
В декабре 1581г. английский купец Джон Ньюбери, посетив Джугу, отмечает: "... есть деревянный мост, есть и каменный, но разрушенный. И называется река, текущая пред городом, Аразом, и город расположен у подножия горы".
Бурным культурным расцветом Джуги стало начало XVII века, когда здесь было создано огромное множество рукописей. В их памятных записях Джуга упоминается как поселок городского типа. Незадолго до начала депортации Джуга славилась своей "... пышной роскошью..." и являлась "... гордостью армянской нации...".
К этому времени Джуга была застроена множеством прекрасных домов, описания которых встречаются в памятных записях, содержащих описание депортации: "... жителей Джуги изгнали из их прекрасных домов... " или "... добротно построенный город Джуга, расположенный на склоне гор, утопающий в цветах, очаровал взор".

Джуга: население
В исторической Армении насчитывалось немного городов, население которых достигало бы 50 тыс. Джуга - один из этих городов. К примеру, в 1581г. в городе насчитывалось 3 тыс. домов, т. е. около 45 тыс. жителей (из расчета 15 душ на 1 семью-род).

Джуга: монастыри и церкви
В Джуге имелось множество церквей и монастырей. В письменных источниках упоминаются пустынь Св. Ованнеса, церковь Катан, церкви Св. Богородицы и Св. Всеспасителя, Св. Геворга и др. По свидетельству английского купца Джона Ньюбери, посетившего Джугу в декабре 1581г., в городе и его окрестностях имелось семь церквей: "... в этом городе 3 тыс. домов и семь церквей... ". Такое же количество церквей зафиксировано одним из летописцев в 1610г., в связи с разрушением города: "Здесь было 7 церквей..."

Джуга: накануне гибели
Многолюдный торговый город жил оживленной культурной жизнью вплоть до 1604г. - начала депортации и разрушений. Известно, что в 1603-1604гг. в Джуге все еще создавались рукописи. В 1603г. под сводами церкви Св. Геворга было переписано Евангелие. В 1604г. "под покровительством церкви Св. Богородицы и Св. Всеспасителя было реставрировано другое Евангелие.

Джуга: депортация и разрушение
В 1604г. шах Аббас погубил "прекрасный и величественный город" Джугу. Депортацию, обернувшуюся для армянского народа величайшим бедствием того времени, с глубокой болью описал историк Аракел Даврижеци: "... шах приказал Тахмазкули беку гнать население Джуги без отдыха до самого Тавриза. И тот пришел и изгнал народ. Персидские же войска сожгли город".

Джуга: 1604-1988гг.
После событий 1604г. в разрушенном городе проживало мало армян. Из процветавшего в начале XVII века торгового города Джуга уже в середине того же века превратилась в маленькую деревушку с одноименным названием. В течение XIX-XXвв. население Джуги в целом увеличивалось, что видно из следующей таблицы:
Год Дома Муж. Жен. Население
1812 45
1817 24
1819 7
1844 51 150 138 288
1906 131 567 513 1080
1914 2710
В течение 1918-1921гг. поселок Джуга был разрушен турецкими войсками. Часть населения погибла от рук погромщиков, многие бежали. После советизации территории немногие армяне проживали в Джуге, да и те вследствие антиармянской политики, проводимой азербайджанским правительством, были вынуждены покинуть родное село.
В 1987г. в Джуге, уже полностью заселенной турками, проживала лишь одна армянка (по свидетельству побывавшего в этом году в селе искусствоведа Завена Саргсяна).

Джуга: кладбище
Во время своего путешествия в 1648г. Александр Родес, описывая кладбище Джуги, зафиксировал 10 тыс. полностью сохранившихся хачкаров.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...