вторник, 19 июня 2012 г.

            Понтийские Армяне





"Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам. Да, это так, но до скончания веков армяне не должны простить туркам. Даже если это кровожадное племя, ограбившее и убившее половину нашего безоружного народа, в один прекрасный день превратится в горсть бесславного пепла, даже этот пепел надо призвать к суду, даже если это будет в Судный день".
Гарегин НЖДЕ



В последнее время в арменоведении и в армянской публицистике сильно возрос интерес к амшенским армянам и хемшилам, которым были посвящен ряд публикаций и две конференции, что объясняется целым рядом факторов и всячески должно приветствоваться.
При этом как бы в тени остался вопрос другой части армян Понта - история и культура городских армян, сформировавшихся в этой исторической области, армян Трабзона, Гюмюшхане, Гиресуна, Орду и т. д.
История армянского Трапезунда-Трабизона-Трабзона прослеживается, по крайней мере, со II в. до н.э., когда его территория оказалась под влиянием и властью Малой Армении, затем армяно-греко-каппадокийского Понтийского царства. В средние века целый ряд армянских феодалов - Рштуни, Фоки, Гаврасы, Тарониты, были правителями Трапезунда. Некоторые из них сохранили свое положение и во времена Трапезундской империи (1204-1461 гг.), когда Трапезунд достигает своего расцвета и именуется современниками "Царицей Востока". После захвата Трапезунда османами в 1461 г. армянское население города начинает сокращаться, а многие их памятники разрушаются и уничтожаются. В конце XVIII в. еще один удар по армянству Трабзона нанесли т. н. "деребейские войны", погромы мелких мусульманских владетелей.
В середине XIX в. армянское население Трабзона составляло 4 тысячи душ и делилось на ортодоксов и католиков. Армяне-католики Трабзона, берущие начало со времен экспансии в Понт генуэзцев и венецианцев в XIII-XIV вв., представляли собой наиболее просвещенную и зажиточную часть, именно к ним относились известные трабзонские кланы Маримянов, Мармарянов, Бжишкян-Хекимянов, Нуриханянов и др. Центром армяно-григориан был древний монастырь Каймакли Сурп Аменапркич.
Во второй половине XIX в. в Трабзон и другие города Понта стали переселяться армяне из близлежащих районов Амасии, Шабин-Карахисара, Карина, Ерзнка, Хоторджура и т.д., вскоре превысившие численность местных понтийских армян. Близости тех и других способствовали распространение в Понте урбанизированной культуры европейского типа, общий экономический подъём региона, трабзонский диалект, близкий к полисскому (константинопольскому) литературному языку и т. д. В начале ХХ в. армянский Трабзон стал видным культурным центром западных армян, где действовали национальные школы, театр, издавались газеты… Во время Геноцида с 1915 по 1923 гг. армянство Трабзона и их культурные ценности были уничтожены. Выжившие покинули Понт вместе с амшенцами после героического сопротивления турецким варварам и рассеялись по различным странам.
Миграция, малочисленность и неоднородность армян Трабзона, которые в истории получили наименование "понтаци", т. е. понтийские, или "трабизонци", сыграли отрицательную роль для сохранения их самобытности. Понтийские армяне-горожане почти нигде не образовали спаянных и действенных землячеств. Тем не менее, этот осколок западно-армянского мира и исконные насельники Понта внесли свой непреходящий вклад в армянскую культуру. Среди них известные фамилии Бжшкяна, Фетваджяна, Махохяна, Мутафяна, Сюрмеляна, Кеворкяна, Малхаса, Котикяна, Америгяна, Шемса и многих других.
В армянской диаспоре и в Армении были изданы десятки работ, в которых, так или иначе, освещаются вопросы истории понтийских армян, в том числе и энциклопедический труд О.Овакимяна "История понтийских армян". Но вопросы связанные с традиционной культурой трабзонских армян, с их бытом, языком, занятиями, искусством, семейными историями не получили должной разработки в них. А ведь армянский Трабизон славился не только своим прошлым, но и бытовой архитектурой и обликом, особой кухней из рыбных блюд и сладостей. Далеко за пределами Понта пользовались спросом изделия из крученой проволоки трабзонских ювелиров, ткани и махровые полотенца армянских ремесленников, зилджяновские металлические произведения, давшие начало знаменитой по сегодняшний день фирме по изготовлению музыкальных тарелок. Восхищение вызывали трабзонские красавицы в своих оригинальных "депелугах" и шалях, и многое другое. Осколки этих знаний и документов ещё сохраняются в общих и личных архивах и памяти потомков армян Понта. Поэтому мы снова призываем обратить внимание на эти вопросы и откликнуться всех тех, кто хочет помочь в исследованиях культурологии понтийских армян и их общин. Здесь важными являются любые сведения о родословиях, воспоминаниях, фольклоре, языке, этнографии и т. д.
В Краснодарском крае и в Абхазии также проживает немало потомков армян Трабзона, Орду, Гюмюшхане, особенно, в городах Сухум, Сочи, Краснодар, Новороссийск, куда выходцы из Понта переселялись с середины XIX в. и внесли немалый вклад в развитие этих городов.
Армянский Понт дал нашей культуре три самобытных явления, амшенцев, хемшилов и понтийцев или трабизонцев. И каждое из них достойно остаться в нашей памяти во всем своем многообразии, тем самым, обогащая армянскую культуру непреходящими величинами.

Михаил КУЗУБ, к.ф.н.
научный сотрудник Центра «Амшен»

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...