воскресенье, 17 июня 2012 г.

Свет, рассвет или Էգ (այգ) - Эг/айг - Eg/ajg



Если сын Vae/Ваге/Vahe Ваагн/Vahagn предок армян, то самоназвание “ай/hay” должно быть такжесвязано с именем первочеловека. На наш взгляд, от обьединения “he”, “ha” и ”aj/ay/ai/ай” - “ajr” возникло имя “hayr” (“айр”, букв. отец), “hay” (“ай”, букв. армянин, сын Отца), “майр” (букв. мать), а также “вайр” (букв. местность), “айат” (букв. двор), “айг” (букв. рассвет), “айги” (букв. сад), айреник (букв. отечество), Айк (основатель, армянской страны в Араратских горах), Айастан (букв. дом бога отца армян), Айрарат/Арарат - обетованная местность, земля, священные двуглавые горы. Ваагн – основатель грамоты и письменности, науки и астрономии. Его невеста Астхик (букв. звездочка, утренняя звезда, символ плодородия и любви, прототип Венеры). Аван (букв. область, район), современная столица Армении Ереван, древняя столица Армении – Ервандашат. Первая буква армянского алфавита “айб”, “дыхание жизни” – “эг/айг и айри” – ЭЯ.

С именем Ваагн/Vahagn связано возникновение понятий Бог и богиня (Ва/Ба/Бо, аг/ог), Бaг/Бог и городовБагдад и Багаран (арм. Բագարան, дословно “обиталище бога”). Возможно, что и город Багдад был построен Ваагном или одном из его потомков. Багаран столица античной Армении. Второй свой расцветБагаран переживает во второй половине IX века, когда он на короткое время становится столицей царства армянских Багратидов. Сады, особенно виноградники города, славились на всю страну. Герои армянского эпоса двойники Санасар и Багдасар являются персонифицированными героями, олицетворяющими две вершины гор (“сарер”, Сис и Масис) Араратских (ср. с Синай, Санаин, Багарат, Багаван, Валаршапат илиВагаршапат (Эчмиадзин) и др.

Знатный иудейский вельможа Шамба Багават, освобожденный из Вавилонского плена армянским царем Грачья (из рода Айка, потомка Ваагна, букв. “огненные глаза”), меняет свое имя и фамилие, обретая первородное Смбат (Сам - “ес эм”, сэм, бат - пат) Багратуни (Бог – Ар и Ар-ар-ат, а также “уни” букв. имеет). Позднее он основывает династию венценалагателей Армении (М. Хоренаци). На наш взгляд, Шамба Багават (напомним, что “ШМ”, “СМ” – означает “Солнце”, “Баг” – бог, “ават”, букв. вера) переводится как солнечное чадо, верующее в бога (не в идола, а в бога). В Багаране рядом с Ервандашатом находится могила основателя династии Багратидов - Ашота I. В Ервандашате обнаружена стела с рельефным изображением, идентифицированное авторами как архаичный образ Ваагна. Недалеко от Ервандашата и Багарана находился город Ани – великолепная столица духовной и культурной жизни, науки и искусства средневековой Армении.Три столицы и все они вокруг “обиталища богов”, около Араратских гор?
Ваге (Творец, Созидатель, Всевершитель) после Миротворения и рождения первочеловекаблагословляет Ваагна на создание Райского сада, Древа (“тцар”, ср. с царь) жизни (“кенац” ср. с “кен” или “кянк” и “ац” букв. хлеб), Древа добра (“бари”) и зла (“чари”). Рождение потомков Ваагна соответствует христианской традиции рождения потомков Адама – библейского первочеловека и Евы. Извержение вулкана, землетрясение, падение кометы, освобождение вод и т.д. отражены в Библии в мотивах о потопе, смешении языков, народов, добра и зла. Ноев ковчег как символ новой жизни пристает к Араратским горам. Потомок Ваагна Айк из Вавилона возвращается на землю Отца и защищает народ и Отчизну от врага, ассирийского владыки Бела.
Рождение Христа спасителя и возрождение веры в единого бога, становление христианства завершается принятием Арменией христианства в качестве государственной религии (первой страны в мире). В 21 веке восстанавливается независимое армянское государство.
Первый закон божий был дан на горе Масис/Арарат, второй закон - в Иерусалиме (см. ‘’Песнь воскресения” Г. Нарекаци), а третий - вновь будет дан в Араратских горах.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...