Эа/Энки и Шивини
Шивини, на наш взгляд, является семитизированным пережитком имени Ваагн (Vahagn), где “ши” -“солнце” (по общесемитски “Солнце” – ШМС, по-еврейски – ШМШ), а ”вини” - приход Вана (ср. с Ани, Наири и т.д. “вани”, вини (вино) и “гини”). Шивини следует понимать буквально как “восход солнца”(Шивини = Ваагн, ср. “аравот” - утро или “аршалуйс” – рассвет). В любой из версий Шивини - божество рассвета и восходящего солнца.
Проанализируем описание древнеармянского (Ванского) обряда поклонения солнцу: “Рассвет, привет, о, рассвет, привет, Рассвету солнечному пошлем привет” (Էգ (այգ), բարեւ, ա՜յ էգ, բարեւ). Рассвет на армянском “Էգ (այգ)”, “о, рассвет” - “ա՜յ էգ”. Поразительно, но “ա՜յ էգ” (“ай эг”), “էգն/эгн” (ср. “aj eg” с Vaheaj) фонетически это Vah – eaj/Vahagn, почти то же, что и “Эа/Энки” (“Эа” в аккадской и вавилонской мифологии, аккадски “Хайя” или “Айя”). “Эа” часто заменяется на “Эйа” или “Айа”, “Ea/Enki”. “Эа” (ср. с арм. “эутюн” - сущность) называют даже творцом людей и богом искусств и культуры (см. Оаннес). В армянском “айги” (այգի– “сад”, место, где растет Древо жизни, ср. с Райским садом) - результат деяний Ваагна, восхода солнца и рассвета, “ай эг” (“о, рассвет”). До или от шумерского “Эа/Энки” остается всего лишь шаг.
Энки (шумерское: dEN.KI(G)) бог в шумерской мифологии, позже Еа в аккадско/вавилонской мифологии. Его сакральное число 40. Он первоначально бог - покровитель города Эриду, но позже согласно традиционной точке зрения влияние его культа распространилось по всей Месопотамии и достигло хеттов и хурритов. Точное значение его имени неясна: общий перевод "властелин земли": шумерская “ан” переводится как название соответствующее понятию "владыка" (без учета возможной корреляции армянского “ан”, ср. “ан ов э” – кто тот?); “ки” означает "земля" (ср. Киев); но есть теории, которые в это имя “ки” вкладывают другое происхождение, возможно, “Kig” или “кур”, означающий "холм" (ср. с соответствующим определением данным Н. Марром). Некоторые исследователи считают, что имя “Еа” якобы имеет хурритское происхождение, другие утверждают, что это имя, возможно, семитского происхождения и может быть выведено из западно-семитского корня *HYY, что означает "жизнь" (связывают с весной и с падающими водами - дождями). В шумерском E-A означает "дом на воде". Было высказано предположение, что это было первоначально названием храма Бога в Эриду (более подробно см. в статье из википедии).
Результаты сравнительных исследований авторов убедительно свидетельствуют, что мотивы Энки были сформированы под воздействием древних мотивов общеиндоевропейских мифов (связанных со священной Араратской горой, с древом жизни и садом, морем, водами и плодородием (ср. “ай эг” и “айги”), с мотивами Ваэ/Ваге, Ваагна и Астхик), которые или трансформировались, или были просто заимствованы. Они вкачестве Еа и Инанну вошли в аккадскую и вавилонскую мифологии (по мужской иерархии в сущности (ср. с арм. “эутюн”) Ваэ/Ван/Ваагн – Энки/Эа, а по женской Ан/Анаит/Астхик – Инанна/Иштар).
Учитывая, что “Эа/Энки” является отцом Мардука (ср. арм. “мард” - человек), что римское имя Энки является Вулкан (бог вулканической активности), что Эа, в сущности, Творец мира, богов и людей, создатель скота, зерна, чудесных растений на острове Тильмун (аналог острова Ахтамар на озере Ван), а также, что Эя покровитель и создатель города Эриду (Эреду – Eridu, ср. с “Эребуни/ Ереван/Ван”), что основной храм Enki называется “E-abzu”, означающий "abzu temple" (также E-en-gur-a, дом вод "house of the subterranean waters" – “дом подземных вод” (напомним, что на шумерском E-A означает “дом воды” ("the house of water", камыши Энки/тростник Ваагна – водные растения), приходим в целом к обобщению и к констатации того, что: “Эа/Энки”(Отец Мардука) является аналогом Отца Ваагна (первочеловека), а именно Ваэ/Vahe. Если прочесть слева направо Эа получим Аэ, Энки – Икнэ (ср. с арм. “инкне” букв. “он и есть”).
Более подробно о связях качеств Вана (Ваге/Ваагна) с Enki, с мотивами змеи, древа жизни, божественных универсальных свойств спасителя и божества вулканической активностью и т. д. можно ознакомиться на сайте по адресам: http://firstlegend.info/thetreeoflife.html, ww.iatp.am.
С учетом вышеизложенного авторами выдвинута и обоснована гипотеза о том, что основные мотивы древнеармянских мифов, сохранившиеся в легендах и народных песнях, в частности, в песне о рождении Ваагна и в обряде поклонения восходу солнца из Вана легли в основу мотивов общеиндоевропейской мифологии, мифологии Шумера/Аккада и стали прототипами главных египетских и семитских божеств.Об этом убедительно свидетельствуют результаты искусствоведческого, художественного, изобразительно-символического когнитивного и эпистемологического сравнительного анализа различных артефактов, обнаруженных в Урарту, в Шумере/Аккаде, в Египте, в Персии, в Ассирии и в Араратских горах (Ваганян Г., Ваганян В., 2009, 2010) и их обобщения, многовекторного и многостороннего представления научной общественности в различных международных конгрессах, симпозиумах и конференциях во Франции, Италии, в России и Индии (1995-2010).
Комментариев нет:
Отправить комментарий