Киликийские Армянские Государства В 1187—1375 гг.
Киликийское государство достигло наивысшего расцвета при Левоне II, Хетуме I и Левоне III.Левон II начал править страной еще с 1185 года, когда его брат Рубен II был взят в плен. После смерти Рубена II, в 1187 г. Левон наследовал престол de jure; с 1198 г. он принял царский титул.
Правление Левона II (1187—1219) совпало со временем третьего похода крестоносцев под предводительством Фридриха I Барбароссы. Его современником была Другая крупная фигура этой эпохи Саладин.
В указанный период на севере и северо-западе Киликии в Малой Азии существовали латинские империи (Никийская в 1204—1260 гг.; Трапезунтская в 1204— 1462 гг.; в 1204—1228 гг. латиняне заняли даже византийский императорский престол) и Иконийский (или Румский) султанат в 1075—1307 гг., в пределах которого в 1229—1299 годах возник Османский султанат, зародыш будущей Османской империи.
Восточнее Киликии возникли следующие государства: а) латинские государства—Иерусалимское царство в 1099 — 1237 гг.; Антиохийское княжество в 1098-1288 гг. (в его состав с 1200 г. входило Триполисское княжество, возникшее в 1109 г. ); в 1289 г. монголы захватили это княжество, а в 1291 г. латиняне были изгнаны также из Палестины; б) мусульманские государства -Алеппский и Дамасский эмираты в 1085—1260 гг.; в) Западное ильханство монголов, возникшее примерно с середины XIII в., с царствования внука Чингис-хана— Хулагу-хана (1249—1265) и просуществовавшее почти до середины XIV века, когда начинается его распад, особенно после походов Тамерлана.
Южнее Киликии, на острове Кипр, в 1186 году возникает латинское княжество Лузиньянов, просуществовавшее в 1192—1489 годах в форме царства; в 1489 г. оно становится владением Венецианской республики, а в 1571 году попадает в руки турок. Другим южным соседом армянского государства был Египетский султанат.
С первых же дней своего правления Левон II столкнулся с султанами Иконии, Дамаска и Алеппо. Чтобы в дальнейшем не быть застигнутым врасплох, он построил ряд крепостей на границах, где содержались постоянные гарнизоны. Киликия в этот период была одним из экономически и политически сильнейших на Ближнем Востоке государств, имела торговые связи с итальянскими городами и странами Востока, развитое земледелие, ремесла и судоходство. Поэтому крестоносцы считали целесообразным поддерживать с Киликией дружественные отношения. Предводитель третьего крестового похода Фридрих I Барбаросса (1152—1190), решив превратить Киликийское княжество в царство в составе священной Римской империи, предложил Левону II союз и царскую корону. После смерти Фридриха папа согласился отправить Левону II корону, поставив при этом некоторые условия об унии. Левон II убедил армянское духовенство принять эти условия «для виду». В 1196 г. он был признан королем византийским императором Алексеем III, который прислал ему корону. Спустя два года корону прислал также Генрих I. В январе 1198 г. Левон II был торжественно коронован в городе Тарсе как царь Армении. Вначале Левон II называл себя «царем Армении милостью бога и римского императора» (Dei et Romani imperii gratia, rex Armeniae) и «рабом» (servus) папы, но вскоре, как только все соседи признали его, стал называть себя царем Армении лишь «милостью бога» (Dei gratia rex). Вассалитет Левона II имел чисто формальное значение, так как ни германский император, ни папа реально никакого влияния на дела Киликии иметь не могли; к тому же Левон снискал большое уважение в глазах соседей как политически самостоятельный царь.
Как правильно отмечает акад. А. Иоаннисян, формально обещая признать власть римского папы и предоставить ряд привилегий крестоносцам, Левон II старался защитить Киликию как от исламского Востока, так и от христианской Византии, укрепить армянскую государственность и церковь.
Неотступной идеей Левона II было то, что армянскому государству следует стать под покровительство какой-нибудь европейской державы, заручиться её реальной поддержкой. И поскольку по всей Западной Европе государи зависели от воли римских пап, то Левон II признал над собой верховенство папы, чтобы этим путём получить помощь у германских императоров и других «власть имущих». Он пришёл к такому выводу, будучи убеждённым в том, что священная Римская империя сильнее, чем враждебно настроенная к Киликии Византийская империя.
Вассальный статус армянского царя в отношении римского папы и германского императора выразился юридически в том, что при коронации Левона II его инвеститура была совершена именем папы и германского императора, причём возложение короны на царя было произведено кардиналом—представителем папы. Вместе с тем, его помазание было осуществлено не кардиналом, а католикосом всех армян—Апиратом и не по латинскому обряду, а по правилам армянской церкви. При этом Левон II был провозглашен «царем всех армян».
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий