суббота, 18 августа 2012 г.

                     ГОРЛЫШКО КОЛОДЦА


Такой вход, оказывается, был.

Вниз по нисходящему коридору, примерно в 60 метрах
от места, где был обнаружен перегороженный гранитом вос-
ходящий коридор, находится потайной вход в другой сек-

ретный проход, уходящий глубоко под землю, в скальное
плато Гизы. Если бы Маамун нашел этот проход, хлопот у
него заметно поубавилось бы, поскольку он дает возмож-
ность обойти перекрытый конец восходящего коридора.
Халиф бросил все силы на то, чтобы пробить обходной лаз,
и даже не попытался обследовать нижние подступы восхо-
дящего коридора, которые он использовал как отвал для
тех тонн камня, которые нарубили внутри пирамиды его
проходчики.

В то же время нисходящий коридор на всем его протя-
жении был хорошо известен в античные времена. Греко-
римский географ Страбон оставил вполне ясное описание
большой подземной камеры, в которую этот коридор вхо-
дит (180 метров под вершиной пирамиды). В этой камере
были обнаружены настенные надписи - граффито времен
римской оккупации Египта, свидетельство регулярных по-
сещений. Однако благодаря тому, что она бьыа так хитро
запрятана с самого начала, секретная дверь, ведущая к од-
ной из сторон примерно через две трети длины нисходяще-
го коридора, считая вдоль западной стены, оставалась заму-
рованной и ее не сумели найти до XIX века.

Эта дверь ведет к узкому колодцу протяженностью око-
ло 50 метров, который поднимается почти вертикально
сквозь скалу, а затем сквозь более чем два десятка рядов
известняковых блоков, образующих тело Великой пирами-
ды. Затем он соединяется с системой основных внутренних
коридоров у основания Большой галереи. Прямого свиде-
тельства о назначении этого странного архитектурного эле-
мента нет (хотя несколько ученых высказали довольно со-
мнительные предположения) "8. Ясно только, что он соору-
жен во время возведения пирамиды и не является результа-
том деятельности мародеров49. Открытым, однако, остается
вопрос, не могли ли мародеры отыскать скрытый вход в
колодец и воспользоваться им при похищении сокровищ из
камер царя и царицы.

Вероятность этого полностью исключить нельзя. Тем
не менее анализ истории вопроса делает это очень малове-
роятным.

Астроном Джон Гривз из Оксфорда входил в колодец
из Большой галереи в 1638 году. Ему удалось спуститься на
глубину примерно 18 метров. В 1765 году другой англича-
нин, Натаниэль Дэвисон, проник на глубину 46 метров, но
обнаружил, что дальше проход плотно забит смесью камней
и песка. Позднее, в 1830-х годах, капитан Дж. Б. Кавилья,

итальянский искатель приключений, достиг той же глуби-
ны и встретил то же препятствие. Однако, будучи более
предприимчивым, чем его предшественники, он нанял араб-
ских рабочих, чтобы раскопать завал, в надежде найти под
ним что-нибудь интересное. Раскопки, продолжавшиеся
несколько лет в кошмарной тесноте, кончились тем, что
было обнаружено соединение колодца с нисходящим кори-
дором.

Насколько пригоден был этот тесный колодец для транс-
портировки сокровищ Хуфу, предположительно самого ве-
ликого фараона из величественной ГУ династии?

Даже если бы он не бьш засыпан обломками и не заму-
рован на нижнем конце, через него, скорее всего, можно
было бы вынести лишь малую часть сокровищ типичной
царской гробницы. Диаметр этого колодца меньше метра, и
в нем есть несколько крайне неудобных вертикальных уча-
стков.

В конце концов, когда примерно в 820 году Маамун и
его люди пробились в камеру царя, было бы логичным,
чтобы они нашли там более крупные и тяжелые предметы,
захороненные с фараоном, вроде статуй и рак, которых было
столько в гробнице Тутанхамона, намного более поздней и
предположительно .более бедной. Но между тем в пирамиде
Хуфу не было найдено ничего, как-будто здесь и в пирами-
де Хафры грабители (впервые в истории Египта) вымели
все начисто, не оставив ни клочка материи, ни черепка
разбитой посуды, ни брошенной статуэтки, ни потерянного
украшения - только голые полы и стены и разинутые рты
пустых саркофагов.

НЕ КАК ДРУГИЕ ГРОБНИЦЫ


Было чуть больше шести утра, и восходящее солнце
окрасило вершины пирамид Хуфу и Хафры пастелью розо-
вого света. Пирамида Менкаура, будучи метров на 60 ниже
двух остальных, пребывала пока в тени. Мы с Сантой обо-
гнули ее северо-западный угол и пошли дальше, к дюнам
окружающей пустыни.

У меня не выходила из головы гипотеза об ограблении
захоронений. Насколько я мог судить, единственным аргу-
ментом в ее пользу было отсутствие сокровищ и мумий. Все
остальные факты, особенно касающиеся Великой пирами-
ды, убедительно говорили против. И дело не только в том,
что колодец - слишком неудобный маршрут выноса гро-

моздких ценностей. Другой примечательной особенностью
пирамиды Хуфу является отсутствие надписей и украшений
в системе галерей, коридоров, проходов и камер; то же са-
мое относится и к пирамидам Хафры и Менкаура.
Ни в
одном из этих монументов ни единого слова не было напи-
сано в честь фараонов, чьи тела здесь предположительно
должны были покоиться.

Это было явным исключением, поскольку все досто-
верные усыпальницы египетских монархов были украше-
ны, причем в традициях Египта было богатое украшение
захоронений фараонов, красиво расписанных сверху донизу
(как, например, в Долине царей в Луксоре) и испещренных
ритуальными заклинаниями, которые должны были помочь
покойному в его путешествии к вечной жизни (как в пира-
мидах V династии в Саккаре, в двадцати милях южнее Гизы).

С чего бы это Хуфу, Хафра и Менкаур стали поступать
по-другому? Или они строили свои пирамиды вовсе не как
гробницы, а для другой, более деликатной цели? Или, мо-
жет быть, как говорят некоторые арабские и тайные преда-
ния, пирамиды Гизы построены задолго до IV династии
архитекторами более ранней, но более развитой цивилиза-
ции?

Ни та, ни другая гипотеза не пользуются у египтологов
популярностью по причинам, которые легко понять. При-
чем, соглашаясь, что Вторая и Третья пирамиды полностью
лишены каких-либо надписей, даже просто упоминания имен
Хафры и Менкаура, ученые имели возможность ссылаться
на иероглифы "пометок в каменоломне",, нанесенные на
каменные блоки еще в каменоломнях, но обнаруженные в
Великой пирамиде, в которых упоминается имя Хуфу.


СТРАННЫЙ ЗАПАХ...


Открывателем этих пометок стал полковник Говард
Вайс. Это произошло во время разрушительных раскопок,
которые он вел в Гизе в 1837 году. Расширяя существую-
щий лаз, он пробил туннель в серию узких полостей, назы-
ваемых "камерами успокоения", которые располагаются не-
посредственно над камерой царя. Пометки были обнаруже-
ны на стенах и потолках четырех из этих камер и имели
следующее содержание:

АРТЕЛЬ МАСТЕРОВ, СКОЛЬ МОГУЧ БЕЛЫЙ ВЕНЕЦ ХНУМА
ХУФУ
ХУФУ
ХНУМ-ХУФУ
ГОД СЕМНАДЦАТЫЙ


Все это бьшо очень к месту. В самом конце сезона до-
рогостоящих, но бесплодных раскопок, когда позарез тре-
бовалось крупное археологическое открытие, чтобы оправ-
дать расходы, Вайс наткнулся на находку десятилетия -
первое неопровержимое доказательство того, что именно
Хуфу построил доселе анонимную Великую пирамиду.

Можно бьшо бы подумать, что такого рода открытие
должно было положить конец всем сомнениям о принад-
лежности и назначении загадочного сооружения. Но сомне-
ния остались, прежде всего потому, что с самого начала
вокруг открытия Вайса витал "некий запах":

1. Как ни странно, эти пометки были единственным
упоминанием имени Хуфу, найденным внутри Великой пи-
рамиды.

2. Странно, что они были найдены в самом дальнем
темном углу огромного сооружения.

3. Странно, что их вообще нашли в монументе, лишен-
ном каких бы то ни бьшо надписей.

4. Было особенно странно, что их обнаружили только в
четырех из пяти "камер успокоения". Не случайно появи-
лись подозрения, что, если бы нижнюю камеру тоже от-
крыл бы Вайс (а не Натаниеэль Дэвисон за семьдесят лет до
этого), то там тоже возникла бы надпись.

5. И последняя странность (по порядку, но не по важ-
ности): некоторые иероглифы в пометках нарисованы вверх
ногами, некоторые вообще не поддаются прочтению, а не-
которые написаны с ошибками или употреблены граммати-
чески неправильно.

Был ли Вайс виновен в подделке?

Я знаю один случай, когда против него бьшо выдвину-
то обвинение, и, хотя прямого доказательства, возможно,
не будет представлено никогда, думаю, что со стороны мас-
титых египтологов было неосмотрительно без колебаний
признать подлинность надписей.

Тем более что существует другая иероглифическая над-
пись (с которой, конечно, можно не соглашаться), согласно
которой Хуфу просто не мог построить Великую пирамиду.
Как ни странно, те же египтологи, которые с готовностью
признали пометки Вайса, столь же легко отвергли надпись
противоположного смысла, сделанную на прямоугольной сте-
ле из известняка, которая теперь стоит в Каирском музее.

Стела с описью, как ее назвали, была найдена в Гизе в

XIX веке французским археологом Огюстом Мариеттом. Ее
появление вызвало эффект разорвавшейся бомбы, потому
что из ее текста четко следовало, что и Великий Сфинкс, и
Великая пирамида (и еще некоторые сооружения на плато)
существовали задолго до того, как Хуфу сел на трон. В
надписи также Исида именовалась "Хозяйкой пирамиды",
имея в виду, что монумент был посвящен богине волшеб-
ства, а вовсе не Хуфу. И в заключение в тексте содержался
достаточно настойчивый намек на то, что пирамида Хуфу
была одним из трех вспомогательных сооружений, причем
остальные примыкали к ней с востока.

Все это, конечно, звучало аргументом против ортодок-
сальной хронологии Древнего Египта. И бросало вызов еди-
нодушному мнению, что пирамиды в Гизе строились толь-
ко как гробницы. Однако, вместо того чтобы исследовать
достоверность фактов, провозглашенных надписью на сте-
ле, египтологи предпочти их отвергать. Как сказал влия-
тельный американский ученый Джеймс Генри Брэстед, эти
утверждения имели бы чрезвычайное значение, если бы стела
бьша современницей Хуфу; однако орфографическая экс-
пертиза убедительно свидетельствует о ее более позднем
происхождении...

Брэстед имел в виду, что иероглифическое письмо, ис-
пользованное в надписи на стеле, нс относится к тому типу,
который использовался в эпоху IV династии, а принадле-
жит к более позднему периоду. Все египтологи с этим со-
гласились, и теперь принято считать, что стела была высе-
чена в эпоху XXI династии, то есть через 1500 лет после
правления Хуфу, а потому ее следует расценивать как носи-
теля исторического вымысла.

Таким образом, ссылаясь на орфографическую экспер-
тизу, академическое сообщество сочло возможным проиг-
норировать содержание надписи на стеле, не рассмотрев воз-
можности того, что она могла основываться на подлинных
источниках времен IV династии - точно так же, как Новая
английская Библия основывается на гораздо более старом
первоисточнике. И те же самые ученые без колебаний при-
знали подлинность набора сомнительных "пометок из ка-
меноломни", закрыв глаза на их орфографические и другие
особенности.

Почему такой двойной стандарт? Неужели просто пото-
му, что информация, содержавшаяся в "пометках", строго
соответствовала ортодоксальной точке зрения, согласно кото-
рой Великая пирамида бьша построена в качестве гробницы
для Хуфу, а надпись на стеле ей противоречила?

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ


К семи утра мы с Сантой забрели далеко в пустыню к
юго-западу от пирамид Гизы и удобно устроились с подвет-
ренной стороны большой дюны, так, чтобы без помех раз-
глядывать всю панораму.

Было 16 марта, и до весеннего равноденствия остава-
лось всего несколько дней. Приближался один из двух дней
в году, когда Солнце встает точно на востоке - где бы вы
ни находились. Отсчитывая дни как маятник гигантского
метронома, сегодня утром оно пересекло горизонт всего на
толщину волоса в сторону от точного направления на вос-
ток. Оно уже поднялось достаточно, чтобы разогнать над
Нилом туман, который скрывал значительную часть Каира.                                                               Хуфу, Хафра, Менкаур... Хеопс, Хефрен, Микерин.На-
зывай их, как хочешь, хоть египетскими, хоть греческими
именами, все равно очевидно, что этих трех знаменитых
фараонов из IV династии увековечили самыми прекрасны-
ми, почетными и грандиозными памятниками в мире. Ясно,
что эти фараоны были связаны с этими монументами, и не
только потому, что так говорилось в записях Геродота (у
которого наверняка были для этой записи основания), но и
потому, что надписи, упоминающие Хуфу, Хафру и Менка-
ура в небольших количествах, были найдены, но вне трех
пирамид, в разных местах некрополя Гизы. Их периодичес-
ки находили внутри и снаружи шести второстепенных пи-
рамид, три из которых находятся к востоку от Великой
пирамиды, а остальные три - к югу от пирамиды Менкаура.

Так как значительная часть этих "внешних" аргумен-
тов бьша двусмысленной и неопределенной, мне было труд-
но понять логику египтологов, которые продолжали твердо
стоять на своем: гробницы и только гробницы.

Дело в том, что ряд свидетельств можно было с успе-
хом трактовать не только неоднозначно, но и прямо проти-
воположным образом. К примеру, "тесная связь" между
тремя большими пирамидами и тремя фараонами IV динас-
тии могла, разумеется, определяться тем, что фараоны стро-
или их в качестве своих гробниц. Но могло быть и так, что
гигантские монументы стояли на плато Гизы задолго до
появления исторической цивилизации, известной под на-
званием Династического Египта. В этом случае достаточно
предположить, что, появившись на исторической арене,
Хуфу, Хафра и Менкаур построили несколько вспомога-
тельных сооружений вокруг трех старых пирамид - а им

был прямой смысл так поступить, поскольку таким обра-
зом они "примазывались" к высокому престижу безымян-
ных монументов, а в дальнейшем с большой вероятностью
могли рассчитывать на славу их строителей в глазах потомков.

Возможны и другие варианты. Но хочу подчеркнуть,
что существующие свидетельства о том, кто персонально
построил какую пирамиду, когда и с какой целью, слиш-
ком неоднозначны, чтобы оправдать догматизм ортодок-
сальной теории "гробницы и только гробницы". Если чест-
но, то, конечно, не ясно, кто построил пирамиды. И не
ясно, в какую эпоху они воздвигнуты. И совсем не ясно,
каково их назначение.

И поэтому их окружает чудесный и непроницаемый
ореол таинственности. И когда я смотрел на них со стороны
пустыни, мне чудилось, что они движутся ко мне через
пески...

ГЛАВА 36
АНОМАЛИИ


С нашего наблюдательного пункта в пустыне пейзаж
некрополя в Гизе с его тремя великими пирамидами имел
вид величественный, но несколько странный.

Ближе всех к нам была пирамида Менкаура, а пирами-
ды Хафры и Хуфу стояли за ней, смещенные к северо-
востоку. Диагонали двух больших пирамид-почти идеально
ложатся на одну прямую, проходящую через их юго-запад-
ные и северо-восточные углы. Думаю, что это не случайно.
С того места, где мы находились, было хорошо видно, что,
если продолжить эту воображаемую линию на юго-запад,
то она заведомо пройдет западнее третьей пирамиды.

Египтологи отказываются видеть в этом аномалию. Да
и с какой стати? С их точки зрения в Гизе отсутствует
какая-либо генеральная планировка. Просто есть три пира-
миды, построенные на протяжение семидесяти пяти лет в
качестве гробниц и только гробниц для трех фараонов. Ло-
гично предположить, что каждый из правителей стремился
выразить в монументе свою личность, свои особенности,
вот Менкаур и "вышел из строя".

Египтологи ошибались. И хотя я еще не знал об этом
мартовским утром 1993 года, прорыв уже состоялся; было

сделано открытие, доказывающее, что некрополь строился
по единому генеральному плану, который требовал точной
привязки трех пирамид по отношению не только друг к
другу, но и к реке Нил, протекающей в нескольких кило-
метрах к востоку от плато Гиза. Эта планировка с невероят-
ной точностью и в грандиозном масштабе моделирует не-
бесное явление - возможно, именно поэтому египтологи,
которые очень гордятся тем, что их взоры обращены ис-
ключительно на землю под ногами, и не смогли обнару-
жить этого. И, как мы увидим в последующих главах, эта
планировка в полной мере отражает озабоченность создате-
лей соблюдением точной ориентации и размеров каждого
из монументов по отдельности.


СТРАННЫМ ОБРАЗОМ ПОДАВЛЯЕТ...


Гиза, Египет, 16 марта 1993 года, 8 утра

При высоте чуть больше 60 метров (и со стороной ос-
нования 108 м) Третья пирамида вдвое ниже, чем Великая,
и еще в большей пропорции уступает ей по массе. Тем не
менее она величественна и по-своему ошеломляет. Когда
мы шагнули из залитой солнцем пустыни в ее огромную
геометрическую тень, я вспомнил, что сказал о ней иракс-
кий писатель Абдул Латиф, когда посетил ее в XII веке:

"Она кажется малой по сравнению с двумя
другими; но вблизи, когда не видно тех, она
странным образом подавляет, и ее созерцание
неизбежно связано с болезненным ощущением... "

Нижние 16 рядов монумента все еще покрыты первона-
чальной облицовкой блоками, высеченными из красного
гранита (по словам Абдулы Латифа, "столь твердого, что
железо оставляет на нем след очень медленно и с большим
трудом"). Некоторые блоки очень велики; они зачастую
имеют сложную форму, но при этом идеально пригнаны,
чем очень напоминают циклопическую кладку-мозаику в
Куско, Мачу-Пикчу и в других местах в Перу.

Как и положено, вход в третью пирамиду располагает-
ся с северной стороны, достаточно высоко над землей. От-
сюда нисходящий под углом 26 ° 2 ' коридор прямо, как
стрела, уходит в темноту точно на юг. Он имеет прямоу-
гольное сечение и так низок, что для того, чтобы войти в

него, приходится
складываться по-
чти пополам.
Там, где он про-
ходит сквозь
кладку, его пото-
лок и стены сло-
жены из хорошо
пригнанных гра-
нитных блоков.
На некоторое рас-
стояние эта обли-
цовка продолжа-
ется и ниже уров-
ня земли.

Примерно
через двадцать
метров от входа
коридор выров-
нялся и соеди-
нился с прохо-
дом, где можно
было стоять во
весь рост. В свою
очередь, этот
проход ведет в не-
большую предка-
меру с резными
панелями и ка-
навками в стенах, предназначенными, по-видимому, для
опускной решетки. В конце камеры нам снова пришлось
скрючиться, чтобы войти в следующий коридор. Так, со-
гнувшись, мы прошли в южном направлении метров-две-
надцать, прежде чем попали в первую из трех основных
погребальных камер-усыпальниц, если тЪлько они были усы-
пальницами.

Эти мрачные, беззвучные комнаты высечены в скале.
Та, в которой мы стояли, в плане имела форму прямоу-
гольника, вытянутого с востока на запад. Она имеет размеры
9 метров в длину, 4,5 - в ширину и столько же-в высоту,
плоский потолок и довольно сложное внутреннее устрой-
ство. В ее западной стене - большое отверстие неправиль-
ной формы, ведущее в темное, похожее на пещеру; про-
странство. Кроме того, есть отверстие и в полу, через кото-




рое можно попасть в туннель с наклоном на запад, ведущий
на еще большую глубину. Мы спустились по туннелю. Он
кончался коротким горизонтальным проходом, из которого
через узкий дверной проем можно войти в небольшую пус-
тую камеру. В   ее стенах были вырублены шесть комнат,
похожих на кельи средневековью монахов: четыре с восто-
ка и две с севера. По мнению египтологов, эти комнаты
были задуманы как "склады... для хранения предметов, ко-
торые усопший монарх хотел бы иметь под рукой".

На выходе из камеры мы снова повернули направо и
опять попали в горизонтальный проход. В его конце нахо-
дилась еще одна пустая камера оригинальной конструкции,
какой больше не встретишь в египетских пирамидах50. Че-
тырех метров в длину и двух с половиной в ширину, она
ориентирована с севера на юг; ее сильно поврежденные сте-
ны и пол выложены особенно плотным гранитом шоколад-
ного цвета, который, как нам показалось, поглощает не
только свет, но и звук. Ее потолок состоит из восемнадцати
крупных блоков из того же материала, по девять с каждой
стороны, которые стыкуются на коньке. Их нижняя сторо-
на обтесана так, что потолок имеет заметно вогнутую фор-
му; в целом помещение смахивает на идеальный винный
погреб, тайно размещенный в каком-нибудь романском со-
боре.

Покинув нижние камеры, мы вернулись по наклонно-
му тоннелю в большое помещению с плоской кровлей, вы-
рубленное в скале. Пройдя через отверстие с неровными
краями в западной стене, мы обнаружили, что видим прямо
перед собой верхнюю сторону восемнадцати блоков, обра-
зующих перекрытие камеры, расположенной внизу. Отсю-
да была ясно видна конструкция конька. Но гораздо менее
ясно было, как эти блоки сюда затащили, не говоря уже о
том, как удалось их так аккуратно уложить на предназна-
ченное им место. Каждый из них весит много тонн, что
затрудняет манипуляции с ними в любых обстоятельствах.
Но здешние обстоятельства были далеко не ординарными.
Как-будто стараясь усложнить себе жизнь (а может быть,
считая такие задачи элементарными), строители пирамиды
не потрудились зарезервировать достаточно рабочего про-
странства между блоками и скалой, нависающей над ними.
Я заполз в этот зазор и обнаружил, что его величина от 60 см
на южном конце до считанньк сантиметров на северном. В
таком объеме было физически невозможно манипулировать
с этими монолитами, опуская их на место. Следовательно,

если рассуждать логически, то остается предположить, что
их поднимали с пола камеры, но как? Камера была так
мала, что там одновременно могли бы работать лишь не-
сколько человек - слишком мало, чтобы поднимать грубой
силой своих мускулов. По мнению археологов, полиспасты
еще не существовали в эпоху пирамид (но даже если они бы
и были, то для размещения полиспаста места явно не хвата-
ло). Тогда, может быть, использовали какую-нибудь неиз-
вестную систему рычагов? Или все-таки было что-то в древ-
неегипетских легендах (что недооценили ученые), которые
рассказывали о жрецах и волшебниках, без малейшего уси-
лия поднимавших в воздух каменные глыбы, бормоча зак-
линания, "слова мощи"?

Уже не в первый раз сталкиваясь с тайнами пирамид, я
понимал, что передо мной невыполнимая техническая зада-
ча, которая тем не менее была выполнена, причем на уди-
вительно высоком уровне и с потрясающей точностью. Кста-
ти, если верить египтологам, строительные работы выпол-
нялись на заре цивилизации, причем людьми, не имевши-
ми опыта крупномасштабного строительства.

В этом, разумеется, заключается удивительный куль-
турный парадокс, адекватного объяснения которому акаде-
мики-ортодоксы предложить не в силах.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...