четверг, 2 августа 2012 г.

                         ПО СЛЕДАМ ТАЙНЫ


Эти слова Тога как бы замыкают наш круг, начавший-
ся с шумерского и библейского наводнений. "Земля напол-
нилась... злодеяниями", - говорит Книга Бытия.

"И воззрел Бог на землю, - и вот, она рас-
тленна: ибо всякая плоть извратила путь свой
на земле. И сказал Бог Ною: <Конец всякой
плоти пришел пред лицо Моё; ибо земля на-
полнилась от них злодеяниями. И вот, Я ис-
треблю их с земли>".

Подобно наводнению Девкалиона, Ману и тому, кото-
рое уничтожило "Четвертое Солнце" ацтеков, библейский
потоп положил конец эре человечества. За ним последовала
новая эра, наша, заселенная потомками Ноя. Однако с са-
мого начала было ясно, что в свое время эта эра должна
прийти к катастрофическому концу. Как пелось в старой
песне: "Радуга Ною знаменьем была: хватит потопов, но
бойся огня".

Библейский источник этого пророчества гибели мира
можно найти во втором послании Петра, глава 3:

"Прежде всего знайте, что в последние дни
явятся наглые ругатели, поступающие по соб-
ственным их похотям и говорящие: "Где обе-
тование пришествия Его? Ибо с тех пор, как
стали умирать отцы, от начала творения,
все остается так же". Думающие так, не
знают, что в начале словом Божиим небеса и
земля, содержимые тем же Словом, сберега-
ются огню на день суда и погибели нечести-
вых человеков... Придет же день Господень,
как тать ночью, и тогда небеса с шумом при-
дут, стихии же, разгоревшись, разрушатся,
земля и все дела на ней сгорят ".

Библия, таким образом, предсказывает две эры нашего
мира, причем нынешняя - вторая и последняя. Однако в
других культурах фигурирует другое количество циклов тво-
рения-разрушения. В Китае, например, минувшие эры на-
зываются кис, причем считается, что с начала времен до
Конфуция их прошло десять. В конце каждого киса, "в

общем содроганий природы, море выходит из берегов, горы
выпрыгивают из земли, реки меняют свое русло, человечес-
кие существа и вообще все гибнут, а древние следы стира-
ются..."

Священные книги буддистов говорят о Семи Солнцах,
каждое из которых губят поочередно вода, огонь или ветер.
В конце Седьмого Солнца, нынешнего мирового цикла,
ожидается, что "земля вспыхнет". Предания аборигенов са-
равака и сабаха из Океании напоминают, что небо некогда
было "низким", и говорят нам, что "шесть Солнц погиб-
ли... ныне мир освещается Седьмым Солнцем". Аналогич-
ным образом, в пророческих Сивиллиных книгах говорится
о "девяти Солнцах, которые суть пять эпох", и предрекает-
ся приход еще двух эпох - Восьмого и Девятого Солнц.

По другую сторону Атлантического океана индейцы хопи
в Аризоне (дальние родственники ацтеков) насчитали три
предьщущих Солнца, каждое из которых завершалось все-
сожжением, после чего следовало постепенное возрождение
человечества. Кстати, согласно космологии ацтеков, наше-
му Солнцу предшествовало четыре. Но подобные мелкие
различия касательно точного числа разрушений и творений,
фигурирующего в той или иной мифологии, не должны
отвлекать нас от удивительной конвергенции древних пре-
даний, которая здесь вполне очевидна. По всему миру эти
предания увековечивают серии катастроф. Во многих слу-
чаях характер конкретного катаклизма затуманивается по-
этическим языком, нагромождением метафор и символов.
Довольно часто различные виды природных бедствий (два
и больше) изображаются так, будто они случились одновре-
менно (чаще всего это наводнения и землетрясения, но иног-
да пожары в сочетании с ужасающей темнотой).

Все это способствует созданию запутанной картины. Но
вот мифы хопи отличаются предельной простотой и конк-
ретностью описания. Вот что они говорят:

"Первый мир был уничтожен за человеческие
проступки всепоглощающим огнем, который
пришел сверху и снизу. Второй мир кончился,
когда земной шар свернул со своей оси и все
покрылось льдом. Третий мир закончился все-
ленским потопом. Нынешний мир - четвер-
тый. Его судьба будет зависеть от того, бу-
дут ли его обитатели вести себя в соответ-
ствии с планами Создателя".

Здесь мы выходим на след тайны. И хотя у нас нет
надежды когда-либо постигнуть планы Создателя, нужно
суметь разобраться в загадке мифов о глобальной катастрофе.

Сквозь эти мифы доносятся к нам голоса древних. Что
они пытаются сказать?

ГЛАВА 25
МАСКИ АПОКАЛИПСИСА


Подобно индейцам хопи в Северной Америке, авестий-
ские арии в доисламском Иране верили, что нашей эпохе
предшествовали три эпохи творения. Во время первой эпо-
хи люди были чисты и безгрешны, высоки ростом и явля-
лись долгожителями, но к ее концу дьявол объявил войну
святому богу Ахурамазде, результатом чего явился бурный
катаклизм. Во время второй эпохи дьявол успехов не имел.
В третьей эпохе добро и зло уравновешивали друг друга. В
четвертой эпохе (нынешней) зло как восторжествовало вна-
чале, так и продолжает с тех пор торжествовать.

Согласно пророчествам, вскоре ожидается конец чет-
вертой эпохи, но в данном случае нас интересует конец
первой. Он не связан напрямую с наводнением, но столькими
чертами схож с преданиями о всемирном потопе, что связь
здесь отчетливо просматривается.

Авестийские священные книги возвращают нас к вре-
менам рая на Земле, когда далекие предки древних персов
жили в сказочной и счастливой Арйана Вэджа, первом тво-
рении Ахурамазды, которая процветала в первую эпоху и
была мифическим местом рождения и домом арийской расы.

В те дни Арйана Вэджа отличалась мягким и способ-
ствующим плодородию климатом, где лето длилось семь
месяцев, а зима - пять. И этот сад наслаждений, урожай-
ный и богатый зверьми, где реки струились по лугам, пре-
вратился в результате нападения дьявола Ангро-Майнью в
безжизненную пустыню, где десять месяцев зима и только
два - лето:

"Первой из двух счастливых земель и стран,
которые я, Ахурамазда, создал, была Арйана
Вэджа... Но вслед за этим Ангро-Майнью,
носитель смерти, создал в противовес ей мо-

гучую змею и снег. Теперь там десять меся-
цев зимы и лишь два месяца лета, там мерз-
нет вода, мерзнет земля, мерзнут деревья...
Все кругом покрывает глубокий снег, и это
самая ужасная из напастей... "

Читатель согласится, что речь вдет о внезапном и рез-
ком изменении климата в Арйана Вэджа. Священные кни-
ги "Авесты" не оставляют в этом сомнения. Ранее там опи-
сывалась встреча небесных богов, которую организовал Аху-
рамазда, и говорилось, как на нее явился в сопровождении
всех своих чудесных смертных "справедливый Йима, дос-
тославный пастырь из Арйана Вэджа".

Именно в этот момент начинаются странные параллели
с библейскими преданиями о потопе, потому что Ахурамаз-
да пользуется этой встречей, чтобы предупредить Ииму о
том, что должно приключиться в результате происков не-
чистой силы:

"И Ахурамазда обратился к Йиме и сказал
ему: "О справедливый Йима... На материаль-
ный мир собирается пасть роковая зима, не-
сущая с собой неистовый разрушительный мо-
роз. Губительная зима, когда выпадает огром-
ное количество снега...
И погибнут все три вида животных: те, что
живут в диких лесах, те, что живут на вер-
шинах гор, и те, что живут, в глубине долин
под защитой хлевов.

А посему построй себе вар (подземное убежи-
ще] размером с пастбище. И принеси туда
представителей всякого рода зверей, великих
и малых, и скота, и людей, и собак, и птиц, и
огонь пылающий.

Сделай так, чтобы там текла вода. По бере-
гу водоема на деревья посади птиц среди веч-
нозеленой листвы. Посади там образцы всех
растений, самых красивых и благоухающих, и
плоды самые сочные. И все эти предметы и
существа уцелеют, пока они находятся в варе.
Но не вздумай поместить сюда существ урод-
ливых, бессильных, безумных, безнравственных,
лживых, злых, ревнивых, а равно людей с не-
ровными зубами и прокаженных.

Кроме масштаба этого убежища, есть только одно су-
щественное отличие вара, внушенного Йиме свыше, от ков-
чега, на постройку которого был подвигнут Ной: Ковчег -
средство пережить ужасное и разрушительное наводнение,
способное погубить все живое, погрузив мир в воду; вар -
средство пережить ужасную и разрушительную зиму, спо-
собную уничтожить все живое, покрыв землю слоем льда и
снега.

В "Бундахиш", другой зороастрийской священной кни-
ге (считается, что в нее вошел древний материал из утерян-
ной части "Авесты"), приводится дополнительная инфор-
мация об оледенении, скрывшем Арйана Вэджо. Когда Ан-
гро-Майнью наслал неистовый разрушительный мороз, он
также "напал на небо и привел его в беспорядок". "Бунда-
хиш" рассказывает, что это нападение позволило нечести-
вому завладеть "одной третью неба и закрыть его тьмой", в
То время как наползающие льды сжимали все вокруг.

НЕОПИСУЕМЫЙ ХОЛОД, ОГОНЬ,
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И РАССТРОЙСТВО НЕБЕС


Авестийские арии Ирана, про которых известно, что
они мигрировали в западную Азию с некоей далекой роди-
ны, не единственные обладатели древних преданий, в кото-
рых слышится эхо великой катастрофы. Правда, чаще всего
в других преданиях фигурирует потоп, однако знакомые
мотивы божественного предупреждения и спасения остат-
ков человечества в различных районах мира зачастую свя-
зываются и с внезапным оледенением.

Например, в Южной Америке индейцы тоба из района
Гран-Чако, находящегося на стыке современных границ Па-
рагвая, Аргентины и Чили, до сих пор повторяют миф о
приходе "Великого Холода". В этом случае предупреждение
поступает от полубожественной героической фигуры по
имени Асин:

"Асин велел человеку набрать как можно боль-
ше дров и покрыть хижину толстым слоем
тростника, потому что грядет Великий Хо-
лод. Подготовив хижину, Асин с человеком
закрылись в ней и стали ждать. Когда насту-
пил Великий Холод, пришли дрожащие люди и
стали просить у них головешку. Асин был тверд
и делился угольками только со своими друзья-

ми. Люди стали замерзать, они кричали весь
вечер. К полуночи все они умерли, молодые и
старые, мужчины, и женщины... Лед и сля-
коть держались очень долго, все огни погасли.
Мороз     был густой как кожа".

Как и в авестийских преданиях, здесь великий холод
тоже сопровождался великой тьмой. Говоря словами ста-
рейшины тоба, эти несчастья бьши ниспосланы, "потому
что, когда земля полна людей, ей приходится изменяться.
Приходится сокращать население, чтобы спасти мир... Ког-
да пришла долгая тьма, солнце исчезло и люди стали голо-
дать. Когда еда совсем кончилась, они стали есть своих
детей. И в конце концов они умерли..."

В книге майя Пополь-Вух наводнение связывается с

"сильным градом, черным дождем, туманом и
неописуемым холодом". Там говорится так-
же, что в это время было "пасмурно и сум-
рачно по всему свету... лица Солнца и Луны
были скрыты ". В других источниках майя го-
ворится, что эти странные и ужасные явле-
ния обрушились на человечество <во времена
предков. Земля потемнела... Сначала солнце
ярко светило. Потом среди бела дня стало
темно... Солнечный свет вернулся лишь через
двадцать шесть лет после наводнения>".

Читатель может вспомнить, что во многих мифах о по-
топе и катастрофе есть упоминание не только о великой
тьме, но и о других видимых изменениях неба. Жители
Огненной Земли, например, говорили, что Солнце и Луна
"упали с неба", а китайцы - что "планеты изменили свой
путь. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому".
Инки верили, что "в древности Анды раскололись, когда
небо воевало с землей". У тарахумара в северной Мексике
сохранились легенды о разрушении мира в результате того,
что изменился путь Солнца. В африканском мифе из низо-
вьев Конго говорится, что "давным-давно Солнце встрети-
ло Луну и забросало ее грязью, отчего яркость той умень-
шилась. Когда произошла эта встреча, случился великий
потоп..." Индейцы като из Калифорнии просто говорят,
что "небо упало". А в античных греко-римских мифах го-
ворится, что девкалионову наводнению непосредственно

предшествовали ужасные события на небесах. Они симво-
лически описаны в истории о том, как Фаэтон, сын Солн-
ца, попытался править колесницей своего отца:

"Огненные кони быстро почувствовали, что
вожжи держит неопытная рука. То пятясь,
то бросаясь в сторону, они сошли с обычного
пути; тогда вся земля с изумлением увидела,
как великолепное Солнце вместо того, чтобы
следовать своим вечным и величественным
путем, вдруг закувыркалось и стремглав поле-
тело вниз, подобно метеору".

Здесь не место разбирать, что могло вызвать пугающие
перемены в небесах, которые по всему свету фигурируют в
легендах о катаклизме. Сейчас нам достаточно отметить,
что в этих преданиях речь идет о том же "беспорядке в
небесах", что сопровождал роковую зиму и обледенение,
описанные в персидской "Авесте" 28. Встречаются и другие
связующие моменты. Огонь, например, часто следует за на-
воднением или предшествует ему. В истории с солнечными
приключениями Фаэтона "трава увяла; посевы выгорели;

леса занялись огнем и дымом; затем оголившаяся земля
стала трескаться и крошиться, а почерневшие скалы лопну-
ли от жара".

Вулканические явления и землетрясения также часто
упоминаются в связи с наводнением, особенно в обеих Аме-
риках. Чилийские арауканы прямо говорят, что "наводне-
ние бьшо вызвано извержениями вулканов, которые сопро-
вождались сильными землетрясениями". Мам-майя из Сан-
тьяго-Чимальтенанго, что в западных нагорьях Гватемалы,
хранят память о "потоке горящей смолы", который, как
они говорят, был одним из инструментов уничтожения мира.
А в Гран-Чако (Аргентина) индейцы матако рассказывают о
"черной туче, которая пришла с юга во время наводнения и
закрыла все небо. Сверкали молнии, гремел гром. Но кап-
ли, что падали с неба, походили не на дождь, а на огонь..."

ЧУДОВИЩЕ ГНАЛОСЬ ЗА СОЛНЦЕМ


Существует одна древняя культура, которая сохранила
в своих мифах более живые воспоминания, чем другие; она
принадлежит к так называемым тевтонским племенам Гер-
мании и Скандинавии, и ее помнят в основном по песням
норвежских скальдов и сагам. Истории, которые переска-
зывают эти песни, уходят корнями в прошлое, гораздо бо-

лее далекое, чем представляется ученым; в них знакомые
образы переплетаются со странными символическими уст-
ройствами, и аллегорический язык повествует о катаклизме
ужасной мощи:

"В далеком лесу на востоке пожилая вели-
канша произвела на свет целый выводок вол-
чат, отцом которых был Фенрир. Одно из этих
чудовищ погналось за Солнцем, чтобы им зав-
ладеть. Погоня долго была тщетной, но с
каждым сезоном волк набирался сил и, нако-
нец, сумел догнать Солнце. Его яркие лучи
погасли один за другим. Оно стало кроваво-
красного оттенка, а потом совсем исчезло.
Вслед за этим в мире наступила ужасная зима.
Со всех сторон налетали снежные бури. На
всей земле началась война. Брат убивал бра-
та, дети перестали уважать узы крови. На-
ступило время, когда люди стали не лучше
волков и жаждали уничтожить друг друга.
Еще немного, и мир свалился бы в бездну все-
общей гибели.

Тем временем волк Фенрир, которого боги за-
долго до этого старательно сажали на цепь,
порвал оковы и сбежал. Он стал отряхивать-
ся, и мир затрепетал. Ясень Иггдрасиль, слу-
живший осью земли, вывернулся вверх корня-
ми. Горы стали крошиться и трескаться от
вершины до подножия, и карлики отчаянно,
но безуспешно пытались отыскать знакомые,
но теперь исчезнувшие входы в свои подзем-
ные жилища.

Брошенные богами люди покинули свои домаш-
ние очаги, и людской род исчез с лица земли.
Да и сама земля стала терять свой облик.
Звезды стали уплывать с неба и исчезать в
зияющей пустоте. Они были как ласточки,
усталые от долгого перелета, которые пада-
ют и тонут в волнах.
Великан Сурт зажег землю; Вселенная пре-
вратилась в огромную печь. Пламя вырыва-
лось из трещин в скалах, повсюду шипел пар.
Вся живность, вся растительность были унич-
тожены. Осталась только голая земля, но она,
как и небо, вся покрылась трещинами и рассе-
линами.

И тут все реки и все моря поднялись и вышли
из берегов. Со всех сторон волны сталкива-
лись друг с другом. Они вздымались и кипели,
скрывая под собою тонущую землю...
Однаксг не все люди погибли в этой великой
катастрофе. Прародители будущего человече-
ства уцелели, спрятавшись в стволе ясеня
Иггдрасиля, чья древесина выстояла в пламе-
ни всепожирающего пожара. В этом убежи-
ще они продержались, питаясь только утрен-
ней росой.

Вот так и получилось, что из обломков ста-
рого мира родился новый. Постепенно земля
воспрянула из воды. Горы снова поднялись, и с
них журчащими потоками спала пелена воды ".

Тот новый мир, который провозглашает тевтонский миф,
это наш мир. Нет необходимости повторять, что, подобно
Пятому Солнцу ацтеков и майя, он был создан уже давно и
совсем не нов. Может ли быть простым совпадением, что
один из многих центральноамериканских мифов о потопе,
рассказывая о четвертой эпохе, четвертом Атле(Атль - вода),
усаживает чету Ноя не в ковчег, а в огромное дерево, вроде
Иггдрасиля? "Четвертый Атль закончился наводнениями.
Горы исчезли... Двое уцелели потому, что один из богов
приказал им выдолбить полость в стволе очень большого
дерева и заползти туда, когда небеса   упадут. Эта пара спря-
талась и уцелела. Их потомство вновь заселило мир".

Не странно ли, что одна и та же символика использует-
ся в древних преданиях регионов мира, так удаленных друг
от друга? Как это можно объяснить? Что это: некая всепро-
никающая волна подсознательной межкультурной телепа-
тии или результат того, что универсальные элементы этих
замечательных мифов были много веков назад сконструи-
рованы умными и действующими целенаправленно людь-
ми? Какое из этих невероятных предположений больше
похоже на правду? Или существуют другие возможные от-
веты на загадку этих мифов?

Мы в свое время вернемся к этим вопросам. А пока
какой вывод мы можем сделать относительно всех этих
апокалиптических видений огня и льда, наводнений, из-
вержений и землетрясений, которые содержат мифы? Во
всех них Присутствуют какие-то узнаваемые, знакомые реа-
лии. Может быть, это потому, что они рассказывают о на-
шем прошлом, о котором мы можем лишь догадываться, но
не можем ни ясно вспомнить его, ни совсем позабыть?

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...