ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
на другом краю Земли, очень далеко от гор Арарат и Нисир.
Там, в условиях культурной и географической изоляции от
иудейско-христианского влияния, за много веков до при-
бытия испанцев, уже рассказывали о Великом Потопе. Как
помнит читатель из Части III, там верили, что этот потоп
смел все с лица Земли в конце Четвертого Солнца: "Разру-
шение явилось в виде проливного дождя и наводнений.
Горы исчезли, и люди обратились в рыб..."
Согласно мифологии ацтеков, при этом уцелели лишь
два человеческих существа: мужчина Коскостли и его жена
Шочикецаль, которые были предупреждены о катаклизме
богом. Они спаслись в большой лодке, построить которую
их надоумили, после чего причалили к вершине высокой
горы. Там они сошли на берег и завели большое количество
детей, которые были немыми до тех пор, пока голубь на
верхушке дерева не даровал им речь. Причем дети стали
говорить на языках настолько разных, что не понимали
друг друга.
Родственное центральноамериканское предание племе-
ни мечоаканесек еще ближе к истории, излагаемой в Книге
Бытия и месопотамских источниках. Согласно этому преда-
нию, бог Тескатилпока решил погубить все человечество
при помощи наводнения, оставив в живых лишь некоего
Теспи, который погрузился на просторный корабль вместе
с женой, детьми и большим количеством животных и птиц,
а также запасом злаков и семян, сохранение которых было
существенно для будущего выживания человеческого рода.
Корабль пристал к обнажившейся горной вершине после
того, как Тескатилпока повелел водам отступить. Желая
выяснить, можно ли уже высаживаться на берег, Теспи вы-
пустил грифа, который, питаясь трупами, коими земля была
сплошь усеяна, и не подумал возвращаться. Человек посы-
лал и других птиц, но обратно вернулась только колибри,
которая принесла в клюве веточку с листьями. Поняв, что
началось возрождение Земли, Теспи и его жена сошли с
ковчега, размножились и заселили своими потомками Землю.
Память об ужасном наводнении, которое приключи-
лось из-за божественного неудовольствия, сохранилась и в
Пополь-Вух. Согласно этому древнему тексту, Великий Бог
решил создать человечество вскоре после Начала Времен.
Сначала в порядке эксперимента он сделал "деревянные
фигурки, которые выглядели как люди и разговаривали
как люди". Но они впали в немилость, потому что "не
помнили своего Создателя".
"И тогда Сердце Небес учинило наводнение;
великое наводнение пало на головы деревян-
ных созданий... С неба лилась густая смола...
лик земли потемнел, и черный дождь шел днем
и ночью... Деревянные фигурки были уничто-
жены, разрушены, изломаны и убиты".
Однако погибли не все. Так же, как и ацтеки и мечоа-
канесеки, майя Юкатана и Гватемалы верили, что, подобно
Ною и его жене, "Великий Отец и Великая Мать" пережи-
ли наводнение, чтобы заново заселить Землю, став предка-
ми всех последующих поколений.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Двигаясь к югу, мы встречаемся с народом чибча из
Центральной Колумбии. Согласно их мифам, они жили вна-
чале как дикари, без законов, земледелия и религии. Но
однажды среди них появился старик иной расы. У него
была густая длинная борода, и звали его Бочика. Он научил
чибча строить хижины и жить вместе.
Вслед за ним появилась его жена, красавица по имени
Чиа; она была злая, и ей доставляло удовольствие мешать
альтруистическим действиям мужа. Поскольку она была не
в силах победить его в честной борьбе, она силой колдов-
ства вызвала огромное наводнение, в котором погибло боль-
шинство людей. Бочика ужасно рассердился и отправил Чиа
в ссылку на небо, где она превратилась в Луну, чьей зада-
чей стало светить по ночам. Он также заставил наводнение
отступить и дал возможность спуститься с гор немногим
уцелевшим людям, которые сумели там спрятаться. Впос-
ледствии он даровал им законы, научил обрабатывать зем-
лю и установил культ Солнца с периодическими праздни-
ками, жертвоприношениями и паломничествами. Затем он
передал свою власть двум вождям и провел остаток дней на
Земле в тихом аскетическом созерцании. Когда он вознесся
на небо, то стал богом.
Дальше к югу, в Эквадоре, индейское племя канаров
хранит древнюю историю о наводнении, от которого два
брата спаслись, взобравшись на высокую гору. По мере
подъема воды, гора тоже росла, так что братья сумели пере-
жить катастрофу.
Бразильские индейцы тупинамба тоже поклонялись ге-
роям-цивилизаторам или создателям. Первым из них был
Монан, что означает "древний, старый", про которого гово-
рили, что именно он был творцом человечества, но затем
погубил мир наводнением и огнем...
Перу, как мы видели в Части II, было особенно богато
легендами о потопе. Типичная история рассказывает об ин-
дейце, которого о потопе предупредила лама. Человек и
лама вместе убежали на высокую гору Вилка-Кото:
"Когда они достигли вершины горы, то увиде-
ли, что там уже спасались всевозможные
птицы и звери. Море стало подниматься и
покрыло все равнины и горы, за исключением
вершины Вилка-Кото; но даже и туда захлес-
тывали волны, так. что животным пришлось
сбиться в кучу на "пятачке"... Через пять дней
вод> пошла на убыль, и море вернулось в свои
берега. Но все люди, кроме одного, уже утону-
ли, и именно от него пошли все народы Земли".
В доколумбовом Чили арауканы сохранили предание о
том, что некогда случилось наводнение, от которого спас-
лись лишь немногие индейцы. Они бежали на высокую
гору под названием Тегтег, что означает "гремящая", или
"сверкающая", которая имела три вершины и была способ-
на плавать в воде.
На крайнем юге континента легенда народа ямана с
Огненной Земли повествует: "Потоп вызвала женщина-Луна.
Это было время великого подъема... Луна была полна нена-
висти к человеческим существам... В то время утонули все,
за исключением тех немногих, кто сумел бежать на пять
горных вершин, которые вода не покрыла".
Другое племя с Огненной Земли, пехуэнче, связывает
наводнение с длительным периодом тьмы: "Солнце и Луна
упали с неба, и мир оставался без света, пока, наконец, два
огромных кондора не отнесли Солнце и Луну обратно на
небо".
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Среди инуитов Аляски существовало предание об ужас-
ном наводнении, сопровождавшемся землетрясением, кото-
рое так быстро пронеслось по лицу Земли, что лишь немно-
гим удалось спастись в своих каноэ или спрятаться на вер-
шинах высочайших гор, окаменев от ужаса.
У луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о на-
воднении, которое затопило горы и уничтожило большую
часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на
высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружаю-
щее, под водой. Они оставались там до конца наводнения.
Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов.
Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Ве-
ликий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа с по-
мощью ворона, выдры и ондатры26.
В "Истории индейцев дакота" Линда, авторитетнейшем
труде XIX столетия, который сберег многие туземные пре-
дания, излагается миф ирокезов о том, как "море и воды
некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь челове-
ческую". Индейцы чикасо утверждали, что мир был погуб-
лен водами, "но спаслась одна семья и по паре животных
каждого вида". Сиу тоже говорили о времени, когда не
оставалось сухой земли и все люди исчезли.
ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА
Насколько широко расходятся в мифологической па-
мяти круги от Всемирного Потопа?
Чрезвычайно широко. Всего в мире таких легенд изве-
стно более пятисот. Исследовав 86 из них (20 азиатских, 3
европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Ав-
стралии и Океании), доктор Ришар Андре пришел к выво-
ду, что 62 полностью независимы от месопотамского и ев-
рейского вариантов27.
Например, учёные-иезуиты, которые были среди пер-
вых европейцев, посетивших Китай, имели возможность
изучить в императорской библиотеке объемистый труд, со-
стоявший из 4320 томов, про который говорили, что он
пришел из древнейших времен и содержит "все знания". В
эту великую книгу был включен ряд преданий, которые
говорили о последствиях того, как "люди восстали против
богов и система мироздания пришла в беспорядок": "Пла-
неты изменили свой путь. Небо сдвинулось к северу. Солн-
це, Луна и звезды стали двигаться по-новому. Земля развали-
лась на части, из ее недр хлынула вода и затопила землю".
В тропических лесах Малайзии народность чевонг ве-
риг, что время от времени их мир, который они называют
Земля-Семь, переворачивается вверх ногами, так что все
тонет и разрушается. Однако при содействии бога-творца
Тохана на плоскости, бывшей раньше на нижней стороне
Земли-Семь, появляются новые горы, долины и равнины.
Вырастают новые деревья, рождаются новые люди.
В мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном
Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в
верхнем королевстве обитали существа тен, а властелинами
нижнего мира были три великих человека: Пу Лен Сьюн,
Хун Кан и Хун Кет. Однажды тены объявили, что, прежде,
чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения де-
литься с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярос-
ти устроили наводнение, которое опустошило Землю. Три
великих человека построили плот с домиком, куда посади-
ли некоторое количество женщин и детей. Таким вот обра-
зом им и их потомкам удалось пережить потоп.
Похожее предание о глобальном потопе, от которого
два брата спаслись на плоту, существует у каренов в Бирме.
Подобный потоп является составной частью вьетнамской
мифологии; там брат с сестрой спаслись в большом дере-
вянном сундуке вместе с парами животных всех пород.
У ряда племен австралийских аборигенов, особенно тех,
что традиционно обитают вдоль северного тропического
побережья, есть поверье, что своим происхождением они
обязаны великому наводнению, которое смело ранее суще-
ствовавший ландшафт вместе с обитателями. Согласно ми-
фам о происхождении рада других племен, ответственность
за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом
которого является радуга.
Существуют японские предания, согласно которым ос-
трова Океании появились после того, как отступили волны
великого потопа. В самой Океании миф коренных жителей
Гавайских островов рассказывает, как мир был уничтожен
наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа. Самоанцы
верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли
все человечество. Его пережили лишь два человека, отплыв-
шие в море на лодке, которая потом пристала к архипелагу
Самоа.
ГРЕЦИЯ, ИНДИЯ И ЕГИПЕТ
На другом краю Земли греческая мифология тоже на-
сыщена воспоминаниями о потопе. Однако здесь, как в
Центральной Америке, наводнение рассматривается не как
изолированное явление, а как составной элемент периоди-
ческого разрушения и возрождения мира. Ацтеки и майя
использовали понятия последовательных "Солнц", или эпох
(из которых наша - пятая и последняя). Аналогичным об-
разом устные предания Древней Греции, собранные и запи-
санные Гесиодом в VIII веке до н.э., гласят, что до нынеш-
него человечества на Земле существовали четыре расы. Каждая
из них была более развитой, чем последующая. И каждая в
назначенный час была "поглощена" геологическим катак-
лизмом.
Первая и самая древняя раса человечества жила, соглас-
но этому преданию, в "Золотом веке". Эти люди "жили,
словно боги, свободными от забот, без горестей и печалей...
Вечно молодые, они наслаждались жизнью на пирах... Смерть
приходила к ним, как сон". По прошествии времени и по
команде Зевса вся эта "золотая раса" "провалилась в зем-
ные глубины". За ней последовала "серебряная раса", кото-
рую сменила "бронзовая", затем пришла раса "героев", ну а
уже потом явилась наша "железная" раса - пятый и после-
дний этап творения.
Особый интерес для нас представляет судьба "бронзо-
вой" расы. Имевшие, по описаниям мифов, "силу гигантов,
мощные руки", эти грозные люди были уничтожены Зев-
сом, царем богов, в наказание за прегрешение Прометея,
мятежного титана, подарившего человечеству огонь. Мсти-
тельное божество воспользовалось для очистки Земли все-
общим потопом.
В наиболее популярном варианте мифа Прометей опло-
дотворил земную женщину. Она родила ему сына по имени
Девкалион, который правил царством Фтия в Фессалии и
взял в жены Пирру, рыжую дочь Эпиметрия и Пандоры.
Когда Зевс принял свое роковое решение уничтожить брон-
зовую расу, Девкалион, предупрежденный Прометеем, ско-
лотил деревянный ящик, сложил туда "все необходимое" и
забрался туда сам вместе с Пиррой. Царь богов заставил
пролиться с неба сильнейшие дожди, затопившие большую
часть земли. В этом потопе погибло все человечество, за
исключением нескольких людей, бежавших на самые высо-
кие горы. "В это время горы Фессалии раскололись на час-
ти, и вся страна вплоть до Истмуса и Пелопонеса скрылась
под водной гладью".
Девкалион и Пирра плавали по этому морю в своем
ящике девять дней и ночей и в конце концов причалили к
горе Парнас. Там, когда дожди прекратились, они высади-
лись и принесли богам жертву. В ответ Зевс прислал к
Девкалиону Гермеса с разрешением попросить всего, чего
захочет. Тот пожелал людей. Зевс велел ему набрать камней
и бросать их через плечо. Камни, что бросил Девкалион,
превратились в мужчин, а те, что бросила Пирра - в жен-
щин.
Древние греки относились к Девкалиону, как евреи -
к Ною, то есть как к прародителю нации и основателю
многочисленных городов и храмов.
Аналогичная фигура была почитаема в ведической Ин-
дии более 3000 лет назад. Однажды, гласит легенда,
"некий мудрец по имени Ману совершал омо-
вение и обнаружил в своей ладони маленькую
рыбку, которая попросила сохранить ей жизнь.
Пожалев ее, он запустил рыбку в кувшин. Одна-
ко на следующий день она так выросла, что
ему пришлось отнести ее в озеро. Вскоре озе-
ро тоже оказалось маловато. "Брось меня в
море, - сказала рыба, бывшая в действитель-
ности воплощением бога Вишну, - мне будет
удобнее". Затем Вишну предупредил Ману о
грядущем потопе. Он прислал ему большой
корабль и велел погрузить в него по паре всех
живых существ и семена всех растений, а по-
том сесть туда самому".
Не успел Ману выполнить эти приказания, как океан
поднялся и затопил все; ничего не было видно, кроме бога
Вишну в его рыбьем обличье, только теперь это было ог-
ромное однорогое существо с золотой чешуей. Ману подо-
гнал свой ковчег к рогу рыбы, и Вишну буксировал его по
кипящему морю, пока не остановился у торчащей из воды
вершины "Горы Севера".
"Рыба сказала: "Я спасла тебя. Привяжи ко-
рабль к дереву, чтобы вода не унесла его, пока
ты находишься на горе. По мере того как
вода будет спадать, ты можешь спускать-
ся ". И Ману спустился вместе с водами. По-
топ смыл всех существ, и Ману остался один ".
С него, а также с животных и растений, которых он
спас от гибели, началась новая эра. Через год из воды по-
явилась женщина, объявившая себя "дочерью Ману". Они
вступили в брак и произвели на свет детей, став прародите-
лями существующего человечества.
Теперь о последнем (по порядку, но не по значению).
Древнеегипетские предания также упоминают о великом
наводнении. Например, погребальный текст, обнаруженный
в гробнице фараона Сети I, говорит об уничтожении пото-
пом грешившего человечества. Конкретные причины этой
катастрофы изложены в Главе 175 Книги мертвых, которая
приписывает богу Луны Тоту следующую речь:
"Они воевали, они погрязли в раздорах, они
причиняли зло, они возбуждали вражду, они
совершали убийства, они творили горе и угне-
тение... [Вот отчего] я собираюсь смыть все,
что ни сотворил. Земля должна омыться в
водной пучине яростью потопа и снова стать
чистой, как в первобытные времена".
Комментариев нет:
Отправить комментарий