четверг, 2 августа 2012 г.

              МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОРОД


Я шел к северному концу Улицы мертвых. Впереди
высичась пирамида Луны, сохранившая по милости рестав-
раторов первоначальную форму четырехступенчатого зик-
курата. Пирамида Солнца тоже некогда была четырехсту-
пенчатой, но по капризу Бартреса ей подарили еще и пятую
ступень - между третьей и четвертой.

Была, правда, у пирамиды Солнца одна первоначальная
особенность, которую Бартресу не удалось исказить: под-
земный переход из природной пещеры под западным фаса-
дом. Случайно обнаруженный в 1971 году, этот проход был
тщательно обследован. Имея чуть больше двух метров в
высоту, он тянется примерно на 100 метров в восточном
направлении, пока не достигает точки, близкой к геометри-
ческому центру пирамиды. Здесь он выходит во вторую,
более просторную пещеру, которая была искусственно рас-
ширена так, что приобрела очертания четырехлистника. "Ли-
стья" - камеры, каждая около 28 метров в окружности, а в
них - разнообразные изделия, в том числе диски из сланца
с прекрасной гравировкой и отлично отполированные зер-
кала. Имелась также сложная дренажная система из соеди-
ненных друг с другом трубчатых каменных сегментов.

Последнее обстоятельство казалось особенно загадоч-

ным, так как в пирамиде не был обнаружен источник воды.
Но обследование шлюзовых устройств показало, что вода в
древности была, причем, возможно, в больших количествах.
Это заставило вспомнить о воде, которая некогда текла по
Улице мертвых, о шлюзах и плотинах, которые я ранее
видел к северу от Цитадели, и о гипотезе Шлеммера, посвя-
щенной отражательным бассейнам и прогнозированию зем-
летрясений.

И действительно, чем больше я об этом думал, тем яс-
нее становилось, что вода была доминирующим мотивом в
Теотиуакане. Хотя утром я и не обратил на это особенного
внимания, но храм Кецалькоатля был украшен не только
изображениями пернатого змея, но и несомненной симво-
ликой воды: волнистым орнаментом, напоминающим, есте-
ственно, волны, и большим количеством прекрасно выре-
занньк морских раковин. Подходя к   широкой площадке у
основания пирамиды Луны, я представил себе ее заполнен-
ной водой до уровня трех метров. Ввд бьш бы великолеп-
ный, безмятежный...

Кстати, пирамида Акапана в далеком Тиауанако тоже
была окружена водой - преобладающий мотив - совсем
как здесь, в Теотиуакане.

Я стал взбираться на пирамиду Луны. Она примерно
вдвое меньше пирамиды Солнца: по оценкам, на ее пост-
ройку пошло около миллиона тонн камней и грунта - по
сравнению с двумя с половиной миллионами тонн пирами-
ды Солнца. Иными словами, общая масса обоих монумен-
тов достигает трех с половиной миллионов тонн. Маловеро-
ятно, чтобы с таким количеством материала работало мень-
ше 15000 человек; но даже с таким количеством рабочей
силы для завершения этой грандиозной работы потребова-
лось бы не менее тридцати лет.

А рабочая сила, похоже, была под рукой: в материалах
проекта составления карт Теотиуакана содержатся оценки,
по которым в лучшие времена население города достигало
200 тысяч человек - больше, чем в Риме времен Цезаря.
Было также установлено, что видимые сегодня основные
монументы занимали лишь малую часть общей площади
Теотиуакана. Максимальная площадь, которую город ког-
да-либо занимал, превышала 30 квадратных километров. В
это время в его состав входило около 50 тысяч индивиду-
альных домов в двух тысячах жилищных поселков, 600 бо-
лее мелких пирамид и храмов и 500 "фабричных" районов,
которые специализировались на изготовлении керамики,
статуэток, огранке камней, обработке раковин, базальта,
сланца, производстве щебня.

На вершине пирамиды Луны я остановился и не спеша
огляделся. Внизу передо мной в полого спускавшейся к
югу долине раскинулся весь Теотиуакан - геометрический
город, спроектированный и построенный безвестными зод-
чими в доисторические времена. С востока над прямой как
стрела Улицей мертвых высилась пирамида Солнца, вечная
"распечатка" математического послания, программа которо-
го была заложена в нее много веков назад, послания, кото-
рое должно было привлечь наше внимание к форме Земли.
Можно подумать, что цивилизация, которая построила Тео-
тиуакан, сознательно решила закодировать сложную инфор-
мацию при помощи долговечных памятников, используя
при этом язык математики.

Почему - язык математики?

Может быть, потому что, какие бы радикальные изме-
нения и преобразования не претерпевала человеческая ци-
вилизация, радиус круга, умноженный на 2я, всегда даст
длину окружности. Иными словами, язык математики мог
быть выбран из практических соображений: в отличие от
словесного языка, такой код может быть всегда расшифро-
ван даже людьми неродственной культуры, которые будут
жить через тысячи лет.

Не в первый раз мне стало не по себе от того, что забыт
целый эпизод из истории человечества. Глядя на математи-
ческий город богов с вершины пирамиды Луны, я подумал,
что мы были поражены какой-то ужасной амнезией и что
темный период, легкомысленно окрещенный "доисторичес-
ким", вполне может скрывать невообразимую информацию
о нашем прошлом.

Что такое предыстория, в конце концов, если не забы-
тое время, о котором не сохранилось свидетельств? Что та-
кое предыстория, если не эпоха непроницаемого мрака, че-
рез которую прошли наши предки, но о которой у нас не
сохранилось воспоминаний? Именно из этой эпохи мрака
нам был адресован Теотиуакан со всеми своими загадками,
за которыми стоит математический код в форме астрономи-
ческих и геодезических линий. И из той же эпохи пришли
скульптуры ольмеков, невообразимо точный календарь, ко-
торый майя заимствовали у своих предшественников, непо-
стижимые "геоглифы" Наска, загадочный город в Андах
Тиауанако... и столько других чудес, о происхождении ко-
торых мы ничего не знаем.

Похоже, что мы внезапно пробудились от долгого и
беспокойного сна, перед глазами день, а нас все беспокоят
неясные, но навязчивые отзвуки наших снов...

ЧАСТЬ IV
ТАЙНА МИФОВ
ЛЮДИ, ПОТЕРЯВШИЕ ПАМЯТЬ
ГЛАВА 24
ОТЗВУКИ НАШИХ СНОВ


В ряде мифов, которые достались нам в наследство от
древних времен, мы, похоже, сберегли искаженную, но звуч-
ную память об ужасающей глобальной катастрофе.

Откуда идут эти мифы?

Почему пришедшие от несвязанных друг с другом куль-
тур они даже текстуально так похожи? Почему в них фигу-
рирует одинаковая символика? И почему в них нередко
фигурируют тот же набор персонажей и сюжетные ходы?
Если это действительно память, то Почему же не сохрани-
лось записей о планетарной катастрофе, с которой они свя-
заны?

Возможно ли, чтобы сами мифы были историческими
записями? Возможно ли, чтобы эти чарующие и бессмерт-
ные истории, сочиненные анонимными гениями, служили
средством записи такой информации и пересылки ее в бу-
дущее из доисторических времен?

И КОВЧЕГ ПОПЛЫЛ ПО ЛОНУ ВОД


Жил-бьш когда-то в древнем Шумере правитель, кото-
рый стремился к вечной жизни. Звали его Гильгамеш. Мы
знаем о его подвигах, потому что уцелели мифы и предания
Месопотамии, записанные клинописью на глиняных и по-
том обожженных табличках. Многие тысячи этих табличек,
некоторые из них восходят к началу III тысячелетия до н.э.,

были извлечены из песков современного Ирака. Они несут
уникальную картину исчезнувшей культуры и напоминают
нам, что даже в те дни седой древности человеческие суще-
ства хранили память о временах еще более далеких, време-
нах, от которых их отделял великий и ужасный потоп:

"Я расскажу миру о деяниях Гильгамеша. Это
был человек, которому все вещи были ведомы;

это был царь, который знал страны мира. Он
был мудр, он владел тайнами и знал секреты,
он донес до нас рассказ о днях до наводнения.
Он прошел долгий путь, устал и был измож-
ден работой; вернувшись, он отдохнул и высек
всю историю на камне ".

Историю, которую принес Гильгамеш из странствий,
рассказал ему некто Ут-напишти, царь, правивший за тыся-
чи лет до этого, который пережил Великий Потоп и был
вознагражден бессмертием за то, что сберег семена челове-
чества и всех живых существ.

Это было давным-давно, говорил Ут-напишти, когда
боги обитали на Земле: Ану, властелин Неба, Энлиль, тот,
кто претворяет в жизнь божественные решения, Иштар, бо-
гиня войны и плотской любви, и Эа, властелин вод, есте-
ственный друг и покровитель Человека.

"В те дни мир процветал, люди размножа-
лись, мир ревел как дикий бык, и Великий Бог
был разбужен шумом. Энлиль услышал шум и
сказал собравшимся богам: "Шум, производи-
мый человечеством, невыносим, из-за этого
галдежа невозможно спать". И боги решили
истребить человечество ".

Однако Эа пожалел Ут-напишти. Он обратился к нему
сквозь тростниковую стену царского дома, предупредил о
грозящей катастрофе и посоветовал построить лодку, в ко-
торой он мог бы спастись вместе со своей семьей:

"Разрушь свой дом и построй лодку, брось дела
и спасай жизнь, презри богатства мира и спа-
си свою душу... Разрушь свой дом, говорю я
тебе, и построй лодку, размеры которой, дли-
на и ширина, чтобы были в согласии. Возьми в
лодку семена всех живых существ".

Ут-напишти построил лодку, как было велено, причем
как раз вовремя. "Я погрузил в нее все, что имел, - сказал
он,  - семена всех живых существ".

"Я посадил в лодку всех родных и знакомых,
скот и диких зверей, и всяких ремесленников...
Я уложился в срок. С первыми лучами зари из-
за горизонта пришла черная туча; изнутри ее,
где находился властелин бурь Адад, доносился
гром... Все было объято отчаянием, когда бог
бурь обратил дневной свет во тьму, когда он
разбил землю, как чашку...
В первый же день буря свирепо дула и принес-
ла наводнение... Никто не мог видеть своего
соседа. Нельзя было понять, где люди, где небо.
Даже боги испугались наводнения и удалились.
Они поднялись на небо к Ану и припали к зем-
ле на краю. Они съежились как собаки, а Иш-
тар плакала и голосила: "Неужели я подарила
жизнь своим детям-людям только для того,
чтобы насытить их телами море, как-
будто они рыбы?"

Далее, продолжал Ут-напишти:

"Шесть дней и ночей дул ветер, ливень, буря и
наводнение владели миром, буря и наводнение
неистовствовали вместе, как сражающиеся
толпы. Когда наступило утро седьмого дня,
ненастье стихло, море успокоилось, потоп пре-
кратился. Я посмотрел на лицо мира - везде
тишина. Поверхность моря стала ровной как
крыша. Все человечество обратилось в глину...
Я открыл люк, и свет пал на мое лицо. Тогда
я низко склонился, сел и зарыдал, и слезы сте-
кали по моему лицу, ибо со всех сторон меня
окружала вода, и ничего, кроме воды... На
расстоянии в четырнадцать лиг раньше была
гора, там лодка села на мель; на горе Нисир
лодка крепко застряла, так крепко, что не
могла шевельнуться... Наутро седьмого дня я
выпустил голубку. Она улетела, но, не найдя,
куда сесть, вернулась. Тогда я выпустил лас-
точку, она улетела, но, не найдя куда сесть,

вернулась. Я выпустил ворона, он увидел, что
вода отступила, покормился, покаркал и не
вернулся ".

Ут-напишти понял, что теперь можно высаживаться:

"Я произвел возлияние на вершине горы... Я
сложил в кучу дерево и тростник, кедр и
мирт... Как только боги ощутили сладкий аро-
мат, они слетелись как мухи на жертву..."

Этот текст - далеко не единственный, дошедший до
нас из древней земли Шумер. На других табличках - неко-
торым по 5000 лет, другим меньше 3000 - фигура Ноя-Ут-
напишти именуется поочередно Зиусудрой, Ксисутросом или
Атрахасисом. Но он всегда легко узнаваем: это тот же пат-
риарх, которого предупреждает тот же милосердный бог;

каждый раз он выплывает из вселенского потопа в ковчеге,
который треплет ураган; и опять его потомки заселяют мир.

Очевидно, что месопотамский миф о наводнении во
многом перекликается со знаменитой библейской историей
о Ное и потопе ". Ученые ведут нескончаемый спор о при-
роде этого сходства. Но что действительно существенно, так
это то, что при всем разнообразии вариантов предания по-
томству всегда передается главное, а именно: была глобаль-
ная катастрофа, которая почти полностью уничтожила че-
ловечество.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...