БОГИ, ПОЛУБОГИ И ДУХИ МЕРТВЫХ
нам придется обратиться к источникам, где сохранились
фрагменты его труда. Среди них одним из важнейших яв-
ляется армянский вариант Хроники Евсевия Кесарийского.
Он содержит выдержки "из Египетской истории Манефо-
на, который скомпоновал ее в трех томах. Они посвящены
богам, полубогам, духам мертвых и смертным царям, что
правили Египтом..." Непосредственно цитируя Манефона,
Евсевий разворачивает список богов, в котором мы сразу
встречаемся со знакомой девятиглавой Эннеадой Гелиопо-
ля: Ра, Осирис, Исида, Гор, Сет и т.д.:
"Они были первыми, кому принадлежала власть
в Египте. Впоследствии царская власть пере-
ходила не прерываясь от одного к другому... в
течение 13900 лет... После богов 1255 лет
правили полубоги; после них в течение 1817
лет царствовала другая линия. Затем следу-
ющие тридцать царей правили 1790 лет, а
потом десять - 350. Затем последовало прав-
ление духов мертвых... которое продолжалось
5813 лет... "
В сумме все эти периоды составляют 24925 лет, что
переносит нас в прошлое далеко за библейскую дату сотво-
рения мира (пятое тысячелетие до Рождества Христова).
Поскольку это ставило под вопрос библейскую хроноло-
гию, у лояльного христианина Евсевия возникли естествен-
ные затруднения. Но, после некоторого раздумья, на него
снизошло решение этой проблемы: "Думаю, что имелся в
виду лунный год, то есть состоящий из 30 дней; то, что мы
теперь называем месяцем, у египтян именовалось годом..."
Разумеется, не было такого у древних египтян 72. Зато
легким мановением руки Евсевий и иже с ним ухитрились
спрессовать огромную додинастическую эпоху Манефона
продолжительностью почти в 25 тысяч лет до скромного
отрезка в две тысячи лет, который прекрасно вписывается
между Адамом и Потопом, где, согласно ортодоксальной
библейской хронологии, вмещаются 2242 года.
Другую технику борьбы с создающей дискомфорт хро-
нологией Манефона продемонстрировал монах Григорий
Синцеллус (около 800 года н.э.). Сей комментатор, полага-
ясь полностью на обличительные выпады, решает проблему
следующим образом: "Манефон, верховный жрец прокля-
тых храмов Египта, рассказывает нам о богах, которые ни-
когда не существовали. Они, говорит он, правили 11895
лет..."
Во фрагментах всплывают и другие странные и проти-
воречивые числа. В частности, согласно Манефону, как не-
однократно утверждают, полная продолжительность циви-
лизации Египта от эпохи богов до конца XXX (и после-
дней) династии смертных правителей измеряется огромным
числом - 36525 лет. Несомненно, что здесь каким-то обра-
зом завязаны 365,25 календаря Сотис (промежуток между
двумя последовательными предсолнечными восходами Си-
риуса - см. предыдущую главу). Кроме того, скорее созна-
тельно, чем случайно, это число составляет 25 циклов по
1460 лет и 25 циклов по 1461 календарному году (посколь-
ку у древних египтян гражданский календарь базировался
на "приблизительном годе" продолжительностью ' ровно в
365 дней) ".
Что же все это означает (если означает вообще)? Труд-
но сказать наверняка. Во всяком случае, из всей этой не-
разберихи чисел и интерпретаций ясно, по крайней мере,
одно обстоятельство. Независимо от того, чему нас учили о
поступательном движении истории, Манефон пытается ска-
зать нам, что цивилизованные существа (будь то боги или
люди) населяли Египет задолго до прихода I династии око-
ло 3100 года до н.э.
ДИОДОР СИЛИЦИЙСКИЙ И ГЕРОДОТ
В своем утверждении Манефон находит сильную под-
держку у античных авторов.
В I веке до н.э. Египет посетил греческий историк Ди-
одор Сицилийский. Он был справедливо охарактеризован
одним из его современных переводчиков, Олдфазером, как
"некритичный компилятор, который пользуется хорошими
источниками и честно их воспроизводит". В переводе на
нормальный язык это означает, что Диодор не пытался до-
полнить собранный им материал своими предрассудками и
предубеждениями. Поэтому он представляет для нас особую
ценность, тем более что среди его информаторов были еги-
петские жрецы, которых он расспрашивал о таинственном
прошлом их страны. Вот что они ему поведали:
"Сначала в течение чуть меньше 18000 лет
Египтом правили боги и герои, причем после-
дние из богов-правителей был Гор, сын Иси-
ды... Смертные же царствовали в этой стра-
не, как они утверждают, немногим менее 5000
лет... "
Давайте отнесемся к этим числам "некритически" и по-
смотрим, что получится. Диодор писал в I веке до н.э.:
"Если мы отступим назад на 5000 лет, в течение которых,
предположительно, правили смертные цари, мы окажемся
вблизи 5100 года до н.э. Если же мы двинемся еще дальше,
к началу эры "богов и героев", то окажется, что мы прибы-
ли в 23100 год до н.э., когда мир еще находился в цепких
объятиях последнего ледникового периода".
Задолго до Диодора Египет посещал другой и более про-
славленный греческий историк - великий Геродот, кото-
рый жил в V веке до н.э. Он тоже, судя по всему, общался
со жрецами и тоже сумел воспринять предания, которые
свидетельствовали о наличии некогда, в глубокой древнос-
ти, в долине Нила высокоразвитой цивилизации. Сводку
этих преданий об огромном доисторическом периоде еги-
петской цивилизации Геродот приводит во II томе своей
"Истории". В том же документе он без комментариев при-
водит следующую цитату из того, что рассказывали жрецы
Гелиополя:
"За это время, - говорили они, - было че-
тыре случая, когда Солнце всходило не на по-
ложенном месте: дважды вставало там, где
теперь садится, и дважды садилось там, где
теперь встает" 74.
О чем здесь идет речь?
Согласно французскому математику Шваллеру де Лю-
бичу, Геродот здесь пытается передать нам (может быть,
неосознанно) в завуалированном виде информацию о неко-
ем периоде времени, точнее, о такой продолжительности
времени, которая требуется, чтобы восход Солнца в день
весеннего равноденствия совершил прецессию на фоне звезд
в полтора полных зодиакальных цикла.
Как мы уже видели, равноденственное Солнце прово-
дит около 2160 лет в каждом из двенадцати зодиакальных
созвездий. Таким образом, полный цикл прецессии равно-
денствий занимает почти 26 тысяч лет (12 х 2160). Отсюда
следует, что дтя полутора циклов требуется примерно 39 ты-
сяч лет (18 х 2160).
Во времена Геродота Солнце вставало на востоке в день
весеннего равноденствия точно на фоне созвездия Овна; в
этот момент созвездие Весов находилось "в оппозиции",
располагаясь точно в том месте, где Солнце будет садиться
через двенадцать часов. Если же мы переведем часы прецес-
сии на полцикла назад (на шесть "часов" зодиака, или при-
мерно на 13 тысяч лет), то увидим обратную комбинацию:
весеннее Солнце восходит на востоке в Весах, а Овен нахо-
дится в оппозиции, на западе. Еще 13 тысяч лет назад, и
ситуация снова повторится: весеннее солнцестояние снова
будет вставать в Овне, а Весы будут "в оппозиции".
Это получается уже за 26 тысяч лет до Геродота.
Если мы отступим еще на 13 тысяч лет, еще на полови-
ну прецессионного цикла, к 39-тысячному году до Геродо-
та, то весенний восход вернется в Весы (при Овне "в оппо-
зиции").
Дальше ход рассуждений такой: 39 тысяч лет - это
такой промежуток времени, в течение которого Солнце
"дважды всходило там, где теперь садится", то есть в Весах
во времена Геродота (и снова за 13 тысяч и 39 тысяч лет до
него), и "дважды садилось там, где теперь встает", в Овне
во времена Геродота (то есть опять же за 13 тысяч и 39 тысяч
лет до него)7S. Если предположения Шваллера верны (а есть
основания так считать), то это означает, что жрецы-собе-
седники греческого историка имели доступ к точным дан-
ным о прецессионном движении Солнца, относящимся к
эпохе как минимум за 39 тысяч лет до них.
ТУРИНСКИЙ ПАПИРУС И ПАЛЕРМСКИЙ КАМЕНЬ
Цифра в 39 тысяч лет удивительно близко сходится со
свидетельством Туринского папируса'(одного из двух уце-
левших списков древнеегипетских царей, восходящих к до-
историческим временам, предшествовавших I династии).
Находившийся первоначально в коллекции короля Сар-
динии, хрупкий и крошащийся трехтысячелетний папирус
был отправлен к месту нынешнего пребывания в Туринс-
ком музее в коробке, без надлежащей упаковки. Как не-
трудно догадаться любому школьнику, он прибыл разло-
манным на бесчетное количество кусков. Ученым пришлось
потратить несколько лет, чтобы сложить кусочки и осмыс-
лить то, что уцелело, и они честно потрудились. Но, увы,
оказалось невозможным восстановить больше половины
драгоценного текста. >
Что бы мы смогли узнать о Первом Времени, если бы
удалось сберечь Туринский папирус?
Даже уцелевшие фрагменты интригуют. В одном из спис-
ков, например, мы читаем имена десяти Нетеру, причем
каждое имя вписано в картуш (удлиненную рамку) пример-
но таким же образом, как впоследствии это делалось с име-
нами исторических царей Египта. Была также указана про-
должительность правления каждого из них, но большая часть
этих чисел погибла при повреждении документа.
В другом столбце приведен список смертных царей, ко-
торые правили в Верхнем и Нижнем Египте после богов, но
до предполагаемого объединения царства под властью Ме-
неса, первого фараона I династии, в 3100 году до н.э. Из
уцелевших фрагментов можно установить, что в документе
упоминались девять "династий" додинастических фараонов,
в том числе "Почтенные из Мемфиса", "Почтенные с Севе-
ра" и, наконец, Шемсу-Гор (то есть Спутники, или После-
дователи, Гора), которые правили вплоть до Менеса. После-
дние две строки столбца, где, похоже, подбивается сумма,
выглядят особенно интригующе, а именно..." Почтенные
Шемсу-Гор - 13420 лет; правления до Шемсу-Гор - 23200
лет; итого - 36620 лет".
Другой список царей, где фигурируют додинастичес-
кие времена, - это Палермский камень; он, правда, не
забирается так далеко в прошлое, как Туринский папирус.
Самая ранняя запись в нем относится к правлению 120 царей,
которым принадлежала власть в Верхнем и Нижнем Египте
в последний додинастический период - несколько веков,
непосредственно предшествовавших объединению страны в
3100 году до н.э. Однако вновь мы не имеем представле-
ния, сколько же еще информации, относящейся, возможно,
к гораздо более далеким периодам, могло быть записано на
этой загадочной глыбе черного базальта, потому что она
тоже не смогла дойти до нас в целости. С 1887 года самый
большой из кусков хранится в музее города Палермо в Си-
цилии; второй кусок демонстрируется в Каирском музее в
Египте; третий, самый маленький осколок, хранится в Кол-
лекции Петри в Лондонском университете. По мнению ар-
хеологов, эти куски отколоты от центральной части моно-
лита, первоначальные размеры которого составляли около
двух метров в длину и 60 сантиметров в высоту (камень
стоял на длинной стороне). Как отмечал один авторитетный
специалист:
"Вполне возможно - даже вероятно - что
уцелели и многие другие куски этого бесценно-
го памятника. Если бы мы только знали, где
искать! В нынешнем виде наше воображение
только разжигается знанием того, что на
камне было записано имя каждого царя древ-
него периода вместе с продолжительностью
его правления и главными событиями, ознаме-
новавшими его пребывание на троне. Причем
эта информация была собрана во времена
V династии, всего через 700 лет после объеди-
нения, так что возможность ошибок, по всей
вероятности, очень невелика... "
Покойный профессор Уолтер Эмери, которому принад-
лежат эти слова, был по вполне понятным причинам осо-
бенно озабочен отсутствием таких необходимых подробнос-
тей, касающихся древнего периода, 3200-2900 годы до н.э.,
предмета его собственных научных интересов. Однако ог-
ромный интерес представляла бы информация и о более
ранних эпохах, особенно о Зеп-Тепи - золотом веке богов.
Чем глубже мы проникаем в мифы и воспоминания о
далеком прошлом Египта, чем ближе мы подходим к ска-
зочному Первому Времени, тем все более странный ланд-
шафт нас окружает, в чем у нас сейчас будет возможность
убедиться.
ГЛАВА 44
БОГИ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ
Согласно теологии Гелиополя, в начале Первого Време-
ни в Египте появились девять первых богов: Ра, Шу, Теф-
нут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нептис и Сет. Среди детей
этих богов были такие хорошо известные фигуры, как Гор
и Анубис. Кроме того, почитались и другие пантеоны бо-
гов, особенно в Мемфисе и Гермополе, где существовали
важные и очень древние культы, Птаха и Тота. Все эти
божества Первого Времени были в некотором смысле бога-
ми творения, поскольку своей божественной волей они при-
давали форму окружающему хаосу. Именно из этого хаоса
они создали и заселили священную землю Египта 76, где в
течение многих тысяч лет они правили людьми, будучи
фараонами.
Что представлял собой "хаос"?
Жрецы Гелиополя, которые говорили с греческим ис-
ториком Диодором Сицилийским в I веке до н.э., выдви-
нули предположение, наводящее на размышления, что
"хаос" - это наводнение, которое Диодор отождествлял со
всеразрушительным потопом Девкалиона - греческого Ноя:
"В общем, они говорят, что если во время
потопа, который приключился во времена Дев-
калиона, и погибло большинство живых су-
ществ, то наиболее вероятно, что среди уце-
левших были обитатели южного Египта... Если
же, как настаивают некоторые, уничтоже-
ние живых существ было полным и Земля за-
тем стала порождать новые формы живот-
ных, то все равно начаться этот процесс дол-
жен был именно в этой стране... "
За что такое предпочтение Египту? Диодору сказали,
что это каким-то образом связано с его географическим
положением, с большим количеством солнечного тепла, па-
дающего на южные районы, и с интенсивным выпадением
атмосферных осадков, которое, согласно мифам, усилилось
после всемирного потопа: "Потому что, когда влага от обиль-
ных дождей, выпадавших и в других землях, встретилась
здесь с сильным теплом, которое преобладает в Египте...
воздух стал вполне благоприятным для первого поколения
всех живущих..."
Любопытно, кстати, что Египет действительно имеет
специфическое географическое положение: как хорошо из-
вестно, параллель и меридиан, которые пересекаются около
Великой пирамиды (300° северной широты и 310° восточ-
ной долготы), проходят, по пустынным местам гораздо боль-
шей протяженности, чем другие. Любопытно также, что в
конце последнего ледникового периода, когда в Северной
Европе таяли миллионы квадратных километров ледников,
когда поднимающиеся моря затапливали прибрежные райо-
ны по всему земному шару и когда огромное дополнитель-
ное количество влаги, попадавшее в атмосферу в результате
испарения, проливалось дождями, Египет на несколько ты-
сяч лет оказался в выгодном положении вследствие исклю-
чительно влажного и способствующего плодородию клима-
та. Нетрудно представить себе, что такой климат мог дей-
ствительно запомниться как "благоприятный для первого
поколения всех живущих".
Но возникают следующие вопросы. Чью информацию
о прошлом мы получаем от Диодора? Является ли довольно
точное описание благоприятного климата Египта в конце
последнего ледникового периода совпадением, или до нас
дошло исключительно древнее предание, несущее память,
возможно, о Первом Времени?
ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЗМЕИ
Считалось, что Ра был первым царем Первого Времени,
и древние мифы говорят, что, пока он был молод и энерги-
чен, его правление было мирным. Но годы брали свое, и в
конце своего правления он выглядел старым, морщинис-
тым, ковыляющим человеком с дрожащим ртом, из которо-
го все время капала слюна.
Шу унаследовал у Ра земную власть, но его правление
было омрачено заговорами и конфликтами. Хотя он и побе-
дил своих врагов, в конце он был так разбит болезнью, что
против него восстали даже ближайшие последователи: "Ус-
тав от правления, Шу отрекся в пользу своего сына Геба и
нашел себе убежище в небесах после ужасной бури, которая
длилась девять дней..."
Геб, третий божественный фараон, законно унаследо-
вал трон от Шу. Его правление также было омрачено, при-
чем, описывая происшедшее, некоторые мифы впадают в то
же трудноразрешимое противоречие, что и "Тексты пира-
мид", когда пытаются описать сложный научно-техничес-
кий образ при помощи заведомо нетехнического словаря.
Так, например, одно особенно потрясающее предание рас-
сказывает о "золотом ящике", в который Ра сложил ряд.
предметов, а именно: свой "скипетр" (или посох), прядь
своих волос и свой "уриус" (золотая кобра в угрожающей
позе, которую он носил на своем царском головном уборе).
Этот ящик, сильный и опасный талисман, вместе со
своим странным содержимым был спрятан в крепости "на
восточной границе" Египта в течение многих лет после воз-
несения Ра на небо. Когда Геб пришел к власти, он прика-
зал принести ящик и открыть его в своем присутствии. Не
успели открыть ящик, как из него вырвалось пламя (на-
званное в тексте "дыханием божественной змеи"), которое
убило на месте всех товарищей Геба и смертельно обожгло
самого богоцаря.
На языке вертится вопрос, не встречаемся ли мы здесь
с искаженным описанием несчастного случая в результате
неисправности устройства, созданного человеком, какого-
то чудовищного прибора, разработанного учеными пропав-
шей цивилизации. Такое подозрение усиливается, если мы
вспомним, что это не единственный золотой ящик в древ-
нем мире, который вел себя подобно смертельно опасной и
непредсказуемой машине. У него легко заметить целый ряд
общих особенностей с таинственным ковчегом завета евре-
ев, ларцом, который также убивал невинных людей каки-
ми-то яростными разрядами, который также был "снаружи
покрыт золотом", и про него говорили, что в нем были не
только две таблички (скрижали) с десятью заповедями, но
и "золотой горшок с манной, и посох Аарона".
Подробный разбор смысла всех этих роковых и пре-
красных ларцов (и других "высокотехнологичных" изде-
лий, описанных в древних преданиях) выходит за пределы
этой книги. Для наших целей здесь достаточно отметить,
что специфическая атмосфера опасной и околотехнической
мудрости окружает многих богов Эннеады Гелиополя.
Так, от Исиды (жены и сестры Осириса и матери Гора)
сильно попахивает научной лабораторией. Согласно папи-
русу Честера Битти, который хранится в Британском музее,
она была "умной женщиной... более мудрой, чем бесчис-
ленные боги... Не было на небе или земле чего-нибудь, о
чем бы она не знала". Прославленная умелым использова-
нием колдовства и магии, Исида особенно запомнилась древ-
ним египтянам своим "сильным языком", то есть заклина-
ниями, "которые она умела произносить правильно и без
остановки, и в совершенстве владела искусством как при-
каза, так и заветного Слова". Короче говоря, люди верили,
что одним своим голосом Исида была способна изменять
окружающую реальность и попирать законы физики.
Такие же способности, только, пожалуй, в еще боль-
шей степени люди приписывали богу мудрости Тоту, кото-
рый, хотя и не входил в девятку Гелиополя, но в Туринс-
ком папирусе и других древних документах именуется шес-
тым (иногда седьмым) божественным фараоном Египта 77.
Часто изображаемый на стенах храмов и гробниц в виде
ибиса или человека с головой ибиса, Тот пользовался почи-
танием как некая регулирующая сила, ответственная за все
священные расчеты и толкования, как властелин и умно-
житель времени, изобретатель алфавита и покровитель ма-
гии. Его имя особо связывали с астрономией, математикой,
геодезией и геометрией; о нем говорили: "Тот, кто сведущ в
небесах, считает звезды и измеряет землю". Его также счи-
тали божеством, которое "понимает тайны всего, что скры-
то под небесным сводом", и которое может ниспослать муд-
рость на избранных. Говорили, что он записал свои знания
в тайных книгах и спрятал в разных местах на Земле, в
надежде, что их станут искать будущие поколения, но най-
дут "только достойные" - которые используют свои от-
крытия на пользу человечества.
В общем, ясно, что Тот сочетает в себе древнего учено-
го, благодетеля и цивилизатора78. В этом смысле он близко
напоминает своего предшественника Осириса, почитаемого
бога из "Текстов пирамид" и четвертого божественного фа-
раона Египта, "чье имя Сах (Орион), чья нога длинна, а
шаг широк, кто правит Землей Юга..."
ОСИРИС И ВЛАДЫКИ ВЕЧНОСТИ
Именуемого в текстах порой "неб-тем", или "всеоб-
щим господином", Осириса описывают как человека и од-
новременно сверхчеловека, страдающего и в то же время
повелевающего. Более того, он выражает свою двойствен-
ную сущность, управляя небесами (в качестве созвездия
Ориона) и Землей (в качестве царя людей). Подобно Вира-
коче в Андах и Кецалькоатлю в Центральной Америке, он
действует хитроумно и таинственно. Подобно им, он очень
высокого роста и всегда изображается с волнистой боже-
ственной бородой. И, наконец, подобно им, располагая
сверхъестественными возможностями, он, где только мож-
но, избегает использования силы.
Из главы 16 мы узнали, что, согласно поверию, Ке-
цалькоатль, бог-царь мексиканцев, отбыл из Центральной
Америки морем, отплыв на плоту из змей. Поэтому трудно
избежать ощущения, что это уже было, когда мы читаем в
египетской "Книге мертвых", что жилище Осириса "поко-
илось на воде", а его стены были сделаны из "живых змей".
Во всяком случае, сходство, конвергенция символики, объе-
диняющее этих двух богов и два взаимно удаленных регио-
на, потрясающее.
Существуют и другие очевидные параллели.
Основную канву истории Осириса мы проследили в
предыдущих главах, и нет необходимости к ней возвра-
щаться. Читатель наверняка не забыл, что этого бога (опять
же, совсем как Кецалькоатля и Виракочу) помнили в пер-
вую очередь как благодетеля человечества, просветителя и
великого вождя-цивилизатора. К его заслугам относились,
в частности, ликвидация людоедства и приобщение египтян
к земледелию - в особенности возделыванию пшеницы и
ячменя: он также обучил их изготовлению сельскохозяй-
ственных орудий. Поскольку у него был особый интерес к
хорошим винам (мифы не сообщают, где он приобрел этот
вкус), он специально "обучил человечество виноградарству
и виноделию, в том числе сбору гроздей и хранению вина..."
В дополнение к здоровому образу жизни, который Осирис
преподал своим египетским подданным, он помог им осво-
бодиться "от жалких и варварских обычаев", даровав им
свод законов и культ богов.
Приведя все в порядок, он передал управление цар-
ством Исиде, на долгие годы покинул Египет и отправился
в путешествие по миру с единственным намерением, как
сообщили Диодору Сицилийскому,
"...посетить все населенные земли и научить
род людской возделыванию виноградной лозы,
пшеницы и ячменя; поскольку он надеялся, что
если он побудит людей расстаться с дикос-
тью и приобщиться к благородному образу
жизни, то тем самым он приобретет бес-
смертную славу за свои великие благодеяния... "
Сначала Осирис направился в Эфиопию, где обучил
встреченных им примитивных охотников-собирателей зем-
леделию. Кроме того, он организовал ряд крупномасштаб-
ных строительных и гидротехнических работ: "Он построил
каналы с шлюзовыми затворами и регуляторами... он под-
нял берега рек и принял меры, чтобы Нил не выходил из
берегов..." Позднее он направился в Аравию, а затем - в
Индию, где основал много городов. Во Фракии он убил
царя-варвара за то, что тот отказался принять предписан-
ную ему систему правления. Это, вообще-то, было не в
характере Осириса, поскольку, как хорошо запомнили егип-
тяне, он никогда
"...не принуждал людей силой выполнять свои
указания; путем же мягкого убеждения и взы-
вая к их здравому смыслу ему удавалось побу-
дить их выполнить то, что он проповедовал.
Многие из его мудрых советов были положены
на музыку в виде гимнов и песен и исполнялись
в сопровождении музыкальных инструментов ".
Снова трудно избежать параллелей с Кецалькоатлем и
Виракочей. Во времена тьмы и хаоса, которые, вполне воз-
можно, связаны с потопом, некий бородатый бог (или чело-
век) материализуется в Египте (или Боливии, или Мекси-
ке). Он владеет разнообразными практическими и научны-
ми знаниями и навыками, характерными для зрелой и вы-
сокоразвитой цивилизации, которые бескорыстно исполь-
зует на благо человечества. Он инстинктивно мягок, но при
необходимости способен проявить твердость. Его характе-
ризует очень высокая целеустремленность, и, организовав
свою штаб-квартиру в Гелиополе (или Тиауанако, или Тео-
тиуакане), он вместе с группой избранных сторонников при-
нимается за установление порядка и реставрацию утрачен-
ного равновесия в мире 79.
Оставим на некоторое время в стороне вопрос, имеем
ли мы дело с богами или людьми, продуктом примитивного
воображения или существами из плоти и крови; обратим
пока внимание на то, что мифы всегда говорят о группе
цивилизаторов: и у Виракочи, и у Кецалькоатля, и у Оси-
риса есть "спутники". Иногда внутри этой группы возни-
кают жестокие внутренние конфликты, возможно, борьба
за власть; очевидными примерами являются битвы между
Сетом и Гором, между Тескатлипокой и Кецалькоатлем.
Причем, независимо от того, где развертываются мифичес-
кие события - в Центральной Америке, Андах или Египте -
исход всегда один и тот же: возникает заговор против ци-
вилизатора, и его или изгоняют, или убивают.
Мифы говорят, что Кецалькоатль и Виракоча не вер-
нулись (хотя, как мы видели, их возвращения в Америку
продолжали ожидать еще во времена испанского завоева-
ния). Что касается Осириса, то он возвратился. Хотя он и
пал жертвой Сета вскоре после завершения своей всемир-
ной миссии с целью заставить людей "отказаться от дикос-
ти", он затем обрел вечную жизнь, вознесясь в созвездие
Ориона уже в качестве всемогущего бога мертвых. Впослед-
ствии, будучи верховным судьей загробного мира и подавая
бессмертный пример ответственного и великодушного цар-
ствования, он доминировал в религии (и культуре) Древне-
го Египта на протяжении всей его истории.
БЕЗМЯТЕЖНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Кто может предиоложить, каких высот достигли бы ци-
вилизаторы в Андах и Мексике в условиях подобной пре-
емственности. Египет в этом смысле уникален. Хотя "Тек-
сты пирамид" и другие древние источники упоминают пе-
риод разрухи и попытку узурпации власти Сетом (и его
семьюдесятью двумя "прецессионными" заговорщиками),
они описывают также переход к правлению Гора, Тота и
последующих божественных фараонов как сравнительно
спокойный и неизбежный.
В дальнейшем, в течение тысячелетий, этот переход ими-
тировался смертными царями Египта. С начала и до конца
они видели в себе прямых наследников и живое воплоще-
ние Гора, сына Осириса. Поколение сменялось поколением,
но всякий раз считалось, что усопший фараон возрождается
на небесах как "Осирис", а каждый наследник престола
становится "Гором".
Эта простая, отработанная и устойчивая схема полнос-
тью сложилась уже в самом начале I династии - около 3100
года до н.э. Ученые это признают; большинство признает
также, что здесь мы имеем дело с высокоразвитой и изощ-
ренной религией. Странно, но очень немногие египтологи и
археологи задаются вопросом, где и когда эта религия сфор-
мировалась.
Не правда ли, не слишком логично считать, что такая
законченная система социальных и метафизических идей,
как культ Осириса, могла вдруг возникнуть в полностью
сложившемся виде в 3100 году? Или даже сформироваться
в течение 300 лет (как иногда допускают египтологи)? Для
формирования подобной системы требуется гораздо боль-
ший промежуток времени, скорее тысячи лет, чем сотни.
Там, где древние египтяне непосредственно говорят о своем
прошлом, утверждается, что цивилизация досталась им в
наследство от "богов", которые были "первыми, кто правил
в Египте".
Документальные свидетельства не полностью согласу-
ются друг с другом, одни приписывают египетской циви-
лизации гораздо больший возраст, чем другие. Все они, од-
нако, ясно и твердо обращают наше внимание на эпоху,
весьма удаленную в прошлое - от 8 тысяч до 40 тысяч лет
до начала I династии.
Археологи настаивают, что в Египте не было найдено
вещественных доказательств, которые подтверждали бы на-
личие там в указанный период развитой цивилизации. Стро-
го говоря, это не так. Как мы видели в Части VI, существу-
ет ряд предметов и сооружений, которые пока не были да-
тированы научными средствами.
Древний город Абидос хранит одну из самых удиви-
тельных загадок, также пока не датированных...
ГЛАВА 45
ДЕЛА ЛЮДЕЙ И БОГОВ
Среди бесконечного множества разрушенных древне-
египетских храмов есть один, который уникален не только
степенью сохранности (у него даже уцелела кровля, что осо-
бенно редко), но и превосходным качеством буквально гек-
таров изумительных барельефов, которые украшают его
возвышающиеся стены. Это - расположенный в Абидосе, в
13 километрах от современного русла Нила, храм Сети I,
монарха из знаменитой XIX династии, правившего с 1306
по 1290 год до н. э.
Сети в основном известен как отец знаменитого Рамзе-
са II (1290-1244 года до н.э.), фараона библейского Исхода.
Но он и сам по праву может считаться крупной историчес-
кой фигурой: много воевал за пределами Египта, много сил
отдавал сооружению нескольких прекрасных зданий и тща-
тельной и добросовестной реставрации многих старых пост-
роек. Его храм в Абидосе, который задним числом назвали
"Домом миллионов Лет", был посвящен Осирису, "владыке
вечности", о котором в "Текстах пирамид" сказано так:
"Ты ушел, но ты вернешься, ты уснул, но ты
проснешься, умер ты, но будешь жить... От-
правься к водному пути, поплыви вверх по те-
чению... Соверши путешествие вокруг Абидо-
са в облике духа, дарованном тебе богами".
КОРОНА АТЕФА
Было восемь часов, яркого, чистого утра, когда я ныр-
нул в мрачную тишину храма Сети I. Его стены были час-
тично подсвечены снизу маломощными электрическими лам-
пами; единственным источником света, кроме этого, бьиш
предусмотренные архитекторами фараона немногочисленные
окна в каменной кладке, через которые внутрь здания про-
никали, подобно божественному сиянию, столбы солнечно-
го света. Пробираясь среди пылинок, танцующих в этих
лучах, сквозь тяжелую неподвижность воздуха, заполняю-
щего зал Гипостиль с огромными, поддерживающими кры-
шу колоннами, легко вообразить, что здесь до сих пор при-
сутствует дух Осириса. На самом деле, воображением здесь
не ограничиваешся; Осирис присутствует здесь физически -
в потрясающей симфонии барельефов, украшающих стены,
хранящих на протяжении веков образ царя-цивилизатора,
бога мертвых, сидящего на троне в обществе своей прекрас-
ной и таинственной сестры Исиды.
На Осирисе можно увидеть самые разнообразные и при-
чудливые короны, которые я внимательно разглядывал, пе-
реходя от барельефа к барельефу. Короны, похожие на изоб-
раженные здесь, всегда были важной частью гардероба фа-
раонов Древнего Египта, по крайней мере, по свидетельству
изображающих их барельефов. Как это ни странно, но за
все годы интенсивных раскопок археологам не удалось най-
ти ни одной царской короны или хотя бы кусочка ее, не
говоря уже о спиральном церемониальном головном уборе,
в каких изображались боги Первого Времени.
Особый интерес представляла собой корона Атефа. В ее
состав входил уриус, царский символ в виде змеи; в Мекси-
ке эту роль играло изображение гремучей змеи, в Египте -
кобра, готовая к нападению. Центральная часть этого хит-
роумного приспособления бьша узнаваема; это бьш хеджет,
белый боевой шлем из Верхнего Египта, имеющий форму
кегли и тоже известный только по барельефам. С боков
этого шлема поднимались две тонкие металлические плас-
тины, а впереди красовалось устройство из двух волнистых
лопастей, которое ученые обычно описывают как пару ба-
раньих рогов.
На нескольких барельефах в храме Сети I Осирис изобра-
жен именно в короне Атефа. На глаз ее высота около
60 сантиметров. Согласно древнеегипетской "Книге мерт-
вых", ее подарил ему Ра: "Но в первый же день, как Оси-
рис надел ее, у него стала мучительно болеть голова, и,
когда Ра вернулся вечером, он нашел Осириса с головой,
воспаленной и распухшей от горячей короны. Ра пришлось
даже выпустить гной и кровь".
Все это сообщается спокойно, буднично, но, если вду-
маться, что это должна быть за корона, которая выделяет
столько тепла, что от этого кожа начинает кровоточить и
покрывается гнойными язвами?
СЕМНАДЦАТЬ СТОЛЕТИЙ ЦАРЕЙ
Я двинулся дальше, в темноту, и, в конце концов, отыс-
кал дорогу к Галерее царей. Она начиналась с восточного
края зала Гипостиль примерно в шестидесяти метрах от входа
в храм.
Проходя Галерею, ты проходишь сквозь время. На сте-
не слева - список 120 богов Древнего Египта вместе с
названиями их главных святилищ. Справа, на площади при-
мерно 3 на 2 метра - имена 76 фараонов, занимавших пре-
стол до Сети I; иероглифы каждого имени вырезаны внутри
овального картуша.
Это табло, отсвечивающее золотом, известно под назва-
нием "Абидосский список царей". Оно спланировано для
чтения слева направо и разделено на пять вертикальных
столбцов и три горизонтальных ряда. В общей сложности
оно перекрывает ни много ни мало почти 1700 лет, начинаясь
около 3000 года до н.э. правлением Менеса, первого царя I
династии, и кончая собственным правлением Сети около
1300 года до н. э. С левого края стоят две изящно выпол-
ненные фигуры глубокого рельефа: Сети и его юный сын,
будущий Рамзес II.
ГИПОГЕЙ
Принадлежа к тому же классу исторических докумен-
тов, что и Туринский папирус и Палермский камень, спи-
сок красноречиво говорит о неразрывности традиционных
преданий. Неотъемлемой частью этой традиции была па-
мять (или вера?) о Первом Времени, когда, давным-давно,
боги правили Египтом. Главным среди этих богов был Оси-
рис, и поэтому совершенно естественно, что из Галереи ца-
рей можно было попасть во второй коридор, ведущий на
заднюю сторону храма, где было расположено чудесное зда-
ние, которое связывалось с именем Осириса уже в самых
первых письменных памятниках Египта. Греческий географ
Страбон, посетивший Абидос в I веке до н.э., так описывал
Осирион: "Замечательное сооружение из массивного кам-
ня... содержащее расположенный на большой глубине ис-
точник, для спуска к которому приходится пользоваться
наклонными галереями, сложенными из монолитов исклю-
чительного размера и мастерства обработки. К этому месту
из большой реки ведет канал..."
Через несколько сот лет после визита Страбона, когда
религию Древнего Египта вытеснил новый культ - хрис-
тианство, речной ил и пески пустыни стали наступать на
Осирион, закрывая его метр за метром, столетие за столети-
ем, пока его вертикальные монолиты и мощные перемычки
окон не оказались погребены. В таком виде все и остава-
лось, недоступное для нашего зрения и знания, вплоть до
начала XX столетия, когда археологи Флиндерс Петри и
Маргарет Мюррей начали здесь раскопки. Во время полево-
го сезона 1903 года они раскопали часть зала и проход,
расположенные в пустыне примерно в 60 метрах к юго-
западу от храма Сети I и построенные явно в архитектур-
ном стиле XIX династии. Между этой находкой и задней
стеной храма ("как в бутерброде") они обнаружили безус-
ловные признаки "крупного сооружения, скрытого под зем-
лей". Как писала Маргарет Мюррей: "Профессор Петри ре-
шил, что этот гипогей - то самое место, которое упоминает
Страбон, как его называют. Колодец Страбона". Предполо-
жение Петри и Мюррей было, как оказалось, абсолютно
Правильным, но из-за недостатка средств их гипотезу не
удавалось проверить до полевого сезона 1912-1913 годов.
Именно тогда под руководством профессора Нэвилла из
Исследовательского фонда Египта была расчищена попе-
речная камера, в конце которой с северо-восточной сторо-
ны был обнаружен большой дверной проем, сложенный из
циклопических блоков из гранита и песчаника.
На следующий сезон, 1913-1914 годов, Нэвилл и его
команда вернулись в сопровождении 600 местных помощ-
ников и тщательно расчистили все огромное подземное со-
оружение. Нэвилл писал:
"Мы обнаружили гигантскую конструкцию
длиной около 30 метров и шириной около 20
метров, сложенную из самых крупных в Егип-
те камней. Во всех четырех стенах сооруже-
ния имеются ниши в рост человека, общим
числом 17, лишенные каких-либо украшений.
Здание разделено на три нефа, причем сред-
ний шире крайних; границей служат два ряда
мощных монолитных колонн из гранита, под-
держивающих столь же массивные архитравы".
Нэвилл измерил один из каменных блоков в углу се-
верного нефа и с изумлением констатировал, что его длина
составляет около восьми метров. Столь же удивительным
оказалось и то, что в нишах наружных стен не оказалось
пола; по мере того как археологи шли вглубь, песок и земля
становились все более влажными:
"Ниши соединяются узким выступом шири-
ной 60-90 сантиметров, выступ есть и на
противоположной стороне нефа; пола нет
вовсе, и, углубившись метра на три с полови-
ной, мы встретились с просачивающейся во-
дой. Пола нет и в большом дверном проеме.
По-видимому, когда перед храмом плескалась
вода, к нишам можно было подплыть на боль-
шой лодке".
САМОЕ ДРЕВНЕЕ КАМЕННОЕ ЗДАНИЕ В ЕГИПТЕ
Вода, вода, кругом вода - таков, наверное, был лейт-
мотив Осириона. Теперь он находится на дне огромного
кратера, который вырыла в 1914 году экспедиция Нэвилла.
Уровень его основания метров на 15 ниже пола храма Сети
I, то есть примерно вровень с уровнем воды в Ниле. К нему
спускается лестница современной постройки, изгибаясь в
юго-восточном направлении. Спустившись по ней, я про-
шел под мощными блоками, перекрывающими ворота, опи-
санные Нэвиллом и Страбоном, и по узкому деревянному
мостику (тоже современному) попал на широкий цоколь из
песчаника.
Этот цоколь длиной 24 и шириной 12 метров сложен
из-крупных блоков и со всех сторон окружен водой. На его
продольной оси вырублены два бассейна (один прямоуголь-
ный, другой квадратный). С обоих концов устроены лест-
ницы, ведущие на глубину около трех с половиной метров
ниже уровня воды. На цоколь опираются две мощные ко-
лоннады, о которых Нэвилл упоминает в своем отчете. Каж-
дый ряд содержит пять массивных монолитов из розового
гранита; поперечное сечение каждой колоннады - квадрат
со стороной два с половиной метра, высота - три с полови-
ной, вес в среднем порядка 100 тонн. Верхние торцы ко-
лонн перекрыты гранитными перемычками, и есть основа-
ния считать, что некогда все здание было перекрыто еще
более мощными монолитами.
Чтобы лучше понять устройство Осириона, я попытал-
ся мысленно подняться над ним и посмотреть сверху. Это
облегчается отсутствием крыши, так что общая планировка
становится более понятной.. Помогало и то, что, просачива-
ясь из грунта, вода заполнила все бассейны, ниши и каналы
почти до краев цоколя, как, видимо, и планировали авторы
проекта.
Так вот, если посмотреть сверху, то сразу становится
ясно, что цоколь образует прямоугольный остров, окружен-
ный по периметру водяным рвом примерно трехметровой
ширины. Наружной границей рва служит мощная прямоу-
гольная стена толщиной не менее шести метров, сложенная
из очень крупных блоков из красного песчаника, поверх-
ность взаимного контакта которых имеет вид сложной ло-
маной. В толще этих стен - 17 ниш, о которых упоминает-
ся в отчете Нэвилла: шесть с восточной стороны, шесть с
западной, две с юга и три с севера. За тремя северными
нишами находится длинная поперечная камера, стены и кры-
ша которой сложены из известняка. Аналогичная камера,
тоже из известняка, находится к югу от больших ворот;
крыша ее не уцелела. И, наконец, снаружи все сооружение
окружено внешней стеной из известняка; таким образом,
все вместе выглядит как система спрятанных друг в друга
прямоугольников, то есть, идя снаружи внутрь, - стена,
стена, ров, цоколь.
Другой существенной и в высшей степени необычной
чертой Осириона является то, что его даже не пытались
как-то специально сориентировать по сторонам света. Вме-
сто этого, подобно Дороге мертвых в мексиканском Теоти-
уакане, он нацелен на северо-восток. Поскольку древнееги-
петская цивилизация и могла, и успешно осуществляла точ-
ную ориентацию своих сооружений, это обстоятельство по-
казалось мне не случайным. Тем более что возведенный на
15 метров выше Храм Сети I ориентирован в точности по
той же оси. Возникает вопрос: какое из этих зданий стар-
ше? Ориентирован ли Осирион по храму, или наоборот?
Вокруг этого вопроса было в свое время много ожесточен-
ных дискуссий, теперь давно позабытых. В ходе этих дис-
куссий, которые очень напоминали споры вокруг Сфинкса
и Храма долины в Гизе, крупные археологи первоначально
доказывали, что Осирион - сооружение глубокой древнос-
ти. Эту точку зрения выражал, например, профессор Нэ-
вилл в лондонской "Таймс" от 17 марта 1914 года:
"В связи с этим памятником возникает не-
сколько важных вопросов. Что касается его
датировки, то его большое сходство с хра-
мом Сфинкса {так в то время называли Храм
долины] показывает, что они принадлежат к
одной эпохе, когда строили из огромных кам-
ней без орнамента. Это характерно для
древнейшей архитектуры Египта. Я бы даже'
сказал, что мы можем назвать его древней-
шим каменным зданием в Египте".
По словам Нэвилла, "грандиозная и суровая простота"
центрального зала монумента с его замечательными гранит-
ными монолитами и "мощь древних, которые смогли доста-
вить издалека и передвигать такие гигантские блоки", вну-
шали ему трепет. Он высказал предположение о первона-
чальном назначении Осириона: "Очевидно, это огромное
сооружение было большим резервуаром для запаса нильс-
кой воды во время половодья... Любопытно, что то, что мы
можем считать началом архитектуры, не является ни хра-
мом, ни гробницей, а просто гигантским бассейном, водо-
проводным сооружением..."
Действительно любопытно и вполне заслуживает даль-
нейшего исследования; именно этим Нэвилл собирался за-
няться в следующем сезоне. К сожалению, вмешалась пер-
вая мировая война, и несколько лет в Египте нельзя было
заниматься археологией. В результате только в 1925 году
Египетский Исследовательский фонд смог послать другую
экспедицию, но ее возглавил уже не Нэвилл, а молодой
египтолог Генри Франкфорт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий