среда, 22 августа 2012 г.

                       ФАКТЫ ФРАНКФОРТА


Позднее, чтобы добиться большего престижа и влияния
в качестве профессора доклассической древности Лондонс-
кого университета, Франкфорт посвятил несколько поле-
вых сезонов повторной расчистке и тщательным раскопкам
Осириона между 1925 и 1930 годами. В ходе этой работы он
сделал несколько открытий, которые, по его мнению, по-
зволяли определить дату сооружения здания:

1. Гранитный "ласточкин хвост" над .южной стороной
главного входа в центральный зал, на котором изображен
картуш Сети I.

2. Аналогичный "ласточкин хвост" на восточной стене
центрального зала.

3. Рисунки астрономического содержания и надписи от
имени Сети I, вырезанные на потолке северной поперечной
камеры.

4. Остатки подобных изображений в южной попереч-
ной камере.

5. Остракон (черепок), найденный во входном проходе,
на котором имеется надпись "Сети служит Осирису".

Читатель помнит об истории с драматическим измене-
нием мнения научной общественности по поводу возраста
Сфинкса и Храма долины (вследствие обнаружения несколь-
ких статуи и одного картуша, которые предположительно
имели какое-то отношение к Хафре). Находки Франкфорта
в Абидосе вызвали аналогичный "разворот кругом" в воп-
росе о древности Осириона. В 1914 году это было "самое
древнее каменное здание в Египте". В 1933 году оно "пере-
летело" во времена правления Сети I (около 1300 года до
н.э.) и превратилось в кенотаф (пустую гробницу) после-
днего.

Не прошло и десяти лет как все монографии стали в
один голос приписывать Осирион фараону Сети I - как-
будто этот факт имел материальное подтверждение. На са-
мом же деле речь идет об истолковании Франкфортом об-
наруженных им свидетельств.

Факты же таковы, что действительно были обнаружены
надписи и украшения, оставленные Сети - в здании, кото-
рое, за исключением указанного, полностью анонимно. Одно
из возможных объяснений, и именно его придерживается
Франкфорт, сводится к тому, что здание построено Сети.
Но возможно и другое объяснение, что эти бледные, и скуд-
ные украшения, картуши и надписи, найденные Франк-
фортом, могли быть выполнены в Осирионе в процессе ре-
монта и реставрации, предпринятых в эпоху Сети, а само
здание к этому времени было уже преклонного возраста,
как и предполагали Нэвилл и ряд других специалистов.

В чем достоинства того и другого из этих двух взаимо-
исключающих предположений, в соответствии с которыми
Осирион является: а) старейшим зданием в Египте или б) срав-
нительно поздним сооружением эпохи Нового Царства?

Предположение (б), что Осирион является кенотафом
Сети I - единственная версия, которую признают египто-
логи. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается,
что оно основано на косвенном свидетельстве, каковым яв-
ляются картуши и надписи, которые сами по себе ничего не
доказывают. Собственно, частично это свидетельство про-
тиворечит гипотезе Франкфорта. Надпись на черепке "Сети
служит Осирису" звучит не столько как хвала делу рук
первостроителя, сколько дань уважения тому, кто обновил,
может быть, добавив что-то, древнее сооружение, связанное
с богом Первого Времени Осирисом. И еще одно обстоя-
тельство упускалось из виду. Южная и северная попереч-
ные камеры, где имеются украшения и надписи Сети I,

находятся вне шестиметровых стен, которые несокрушимо
стоят на страже мощной мегалитической, лишенной укра-
шений центральной части здания. Это, кстати, вызвало се-
рьезные подозрения у Нэвилла (которые Франкфорт пред-
почел игнорировать), что эти две камеры "не являются со-
временниками остального здания", а были пристроены на-
много позднее, во время правления Сети I, "возможно, ког-
да он строил свой собственный храм".

Короче говоря, все, что связано с предположением (б),
базируется на том, как Франкфорт интерпретирует (не обя-
зательно верно, но назойливо) обнаруженные им декора-
тивные элементы.

Предположение же (а), что сердцевина Осириона была
построена за тысячи лет до эпохи Сети, основывается на
характере ее архитектуры. Как отмечал Нэвилл, сходство
Осириона с Храмом долины в Гизе "показывает, что они
принадлежат к одной эпохе, когда здания строились из ог-
ромных камней". Подобным образом до конца своих дней
Маргарет Мюррей оставалась убежденной, что Осирион вооб-
ще не был кенотафом, а уж что не был кенотафом Сети - и
подавно. Она писала:

"Он был сооружен для праздничных мистерий
Осириса, и в этом смысле уникален среди всех
уцелевших зданий в Египте. Совершенно ясно,
что он относится к очень ранней эпохе -
огромные блоки, из которых он построен, ха-
рактерны для стиля Старого Царства; о том
же говорит простота архитектурных реше-
ний. Украшения были добавлены Сети I, ко-
торый таким образом утвердил свою причас-
тность к сооружению. Но, зная, сколь часто
фараоны присваивали себе работы предше-
ственников, помещая на них свое имя, не сле-
дует придавать этому особого значения. О
возрасте здания в Египте говорит не имя царя,
а стиль здания, тип кладки, характер обра-
ботки камня".

Франкфорту следовало бы внимательнее отнестись к
этому предостережению, поскольку, как он смущенно пи-
сал о своем "кенотафе", "следует признать, что неизвестно
ни одного подобного здания, относящегося к эпохе XIX
династии".

Правильнее было бы говорить не только о XIX динас-
тии. За исключением Храма долины и других циклопичес-
ких сооружений на плато Гизы, не известно ни одного зда-
ния, хотя бы отдаленно напоминающего Осирион, ни в ка-
кой другой эпохе долгой истории Египта. Горстка предпо-
ложительно построенных в эпоху Старого Царства соору-
жений, воздвигнутых из гигантских мегалитов, относится к
особой категории. Они гораздо больше напоминают друг
друга, чем какой-либо известный архитектурный стиль; да
и вообще их подлинность под вопросом.

Не судьба ли это всех зданий, построенных в доистори-
ческие времена, а не возведенных историческими фараона-
ми? Какой смысл в том, что Сфинкс, Храм долины, а те-
перь еще Осирион связывают достаточно спорным образом
с именами конкретных фараонов (Хафры и Сети I) без сви-детельств, которые бы ясно и недвусмысленно доказывали,
что эти фараоны действительно возвели эти сооружения?
Не указывают ли факты, которые пытаются использовать в
качестве свидетельств, скорее о желании владык-реставра-
торов "примазаться" к славным древним памятникам, чем о
действительном авторстве? Но тогда мы опять возвращаем-
ся к вопросу об подлинных авторах: кто и в какую эпоху?


МОРСКОЙ ПОХОД ЧЕРЕЗ ПЕСКИ И ВРЕМЯ


Здесь, в Абидосе, меня ждала еще одна загадка. Она
была погребена в пустыне, примерно в километре к северо-
западу от Осириона, среди песков, горбящихся от холмов, и
курганов древних кладбищ.

На этих кладбищах, многие из которых восходили к
раннединастическим и даже додинастическим временам, тра-
диционно правили бал боги-шакалы Анубис и Упуат. От-
крыватели пути, стражи духов мертвых, они, как мне было
известно, на протяжении всей древнеегипетской истории
играли центральную роль в мистериях Осириса, которые
каждый год разыгрывались в Абидосе.

Мне показалось даже, что в каком-то смысле они до
сих пор продолжают хранить тайны. Потому что чем же
является Осирион, если не большой, неразгаданной тайной,
которая заслуживает гораздо более внимательного изуче-
ния, чем то, которому ее подвергли ученые, чье ремесло -
вникать в такие проблемы? И чем еще являются погребен-
ные в пустыне двенадцать морских кораблей с высоко заг-


нутыми носами, если не тайной, которая буквально во весь
голос вопиет, требуя разгадки?

Именно для того, чтобы увидеть место погребения этих
судов, я пересекал сейчас кладбища, охраняемые богами-
шакалами. 21 декабря 1991 года лондонская "Гардиан" пи-
сала:

"В 13 километрах от Нила обнаружен захо-
роненным царский флот из судов, которым
5000 лет. Американские и египетские архео-
логи нашли в Абидосе 12 больших деревянных
лодок... Специалисты утверждают, что эти
лодки, длина которых 15-18 метров, имеют
возраст около 5000 лет, что делает их самы-
ми старыми царскими судами в Египте и од-
ними из самых старых судов в мире... По мне-
нию специалистов, эти суда, открытые в сен-
тябре, предназначались, возможно, для риту-
ала погребения, чтобы на них могли путеше-
ствовать души фараонов. "Мы никогда не
надеялись найти такой флот, особенно так
далеко от Нила", - сказал Дэвид 0'Коннор,
руководитель экспедиции и хранитель египетс-
кого отдела Пенсильванского университета... "

Лодки покоились в тени огромного сооружения из не-
обожженного кирпича, которое" по некоторым предполо-
жениям, должно было служить храмом-усыпальницей фа-
раона II династии по имени Хасехемви, который правил
Египтом в XXVII веке до н.э. Однако 0'Коннор был уве-
рен, что они были связаны не столько с Хасехемви, сколько
с расположенным поблизости (и почти разрушенным) "по-
гребальным комплексом, построенным для фараона Джера
(начало I династии). Маловероятно, чтобы эти лодочные
захоронения возникли раньше, возможно, что они на самом
деле были построены для Джера, но это пока остается недо-
казанным".

Внезапно сильный порыв ветра пронесся по пустыне,
поднимая песок. Мне пришлось на некоторое время ук-
рыться под защитой нависающих стен, построенных Хасе-
хемви, рядом с тем местом, где археологи Пенсильванского
университета по понятным соображениям безопасности за-
рыли двенадцать таинственных лодок, на которые они на-
ткнулись в 1991 году. Они надеялись продолжить раскопки

в 1992 году, но возникли разные препятствия, и теперь, в
1993 году, раскопки все еще откладывались.

В процессе моих исследований 0'Коннор прислал мне
официальный доклад о сезоне 1991 года 80, где упоминает-
ся, что некоторые лодки достигали в длину 22 метров. Он
отмечал также, что сложенные из кирпича могилы-эллин-
ги, в которых лодки помещались, сами имели форму лодок;

возвышаясь над уровнем окружающей пустыни в начале
династической эпохи, будучи новыми, они должны были
выглядеть грандиозно:

"Некогда каждое захоронение было снаружи
оштукатурено и побелено, так что должно
было создаваться впечатление, что в пусты-
не, сверкая под ярким египетским солнцем,
стоят на якоре двенадцать (или больше) ог-
ромных лодок. К идее постановки их на якорь
относились достаточно серьезно, потому что
вблизи "носа" или "кормы" нескольких захоро-
нений были положены небольшие булыжники
неправильной формы. Они не могли там ока-
заться ни случайно, ни по каким-то есте-
ственным причинам; ясно, что их положили
туда сознательно, а не просто так. И очень
похоже, что они должны были играть роль
"якорей".

О лодках из Абидоса можно было сразу же смело ска-
зать то же, что о морском 42-метровом корабле, чье захоро-
нение было найдено рядом с Великой пирамидой в Гизе:

они достаточно совершенны, чтобы бороться с самыми силь-
ными волнами и самой плохой погодой в открытом море.
По словам Черила Халдейна, специалиста по морской архе-
ологии из Техасского университета "Эй-энд-ам", они де-
монстрируют "высокую степень технического совершенства
в сочетании с изяществом". Как и лодка у Великой пира-
миды (но как минимум на 500 лет раньше), флот из Абидо-
са показывает, что с самого начала трехтысячелетней исто-
рии Египта на его территории жили люди, которые могли
опираться на большой опыт и давние традиции мореход-
ства. Более того, мне известно, что в древнейшей настенной
росписи, обнаруженной в долине Нила и датируемой при-
мерно 4500 годом до н.э. (примерно за полторы тысячи лет

до захоронения флота в Абидосе), можно встретить изоб-
раженные на плаву длинные, изящные суда с высоким носом 81.

Не могла ли нация опытных мореходов древности всту-
пить в взаимодействие с туземными обитателями долины
Нила в какой-то неопределенный период до того, как око-
ло 3000 года до н.э. началась официальная история? Не
может ли это объяснить странный, парадоксальный, но стой-
кий интерес египтян к кораблям в пустыне? Кстати, в "Тек-
стах пирамид" есть намеки на некие весьма совершенные
суда, одно из которых якобы имело свыше 600 метров в
длину к.

Высказывая эти предположения, я не ставлю под со-
мнение то, что в Древнем Египте существовала религиозная
символика, в рамках которой, как постоянно указывают
ученые, корабли понимались как средство перевозки душ
фараонов. Тем не менее этот символизм не решает пробле-
мы, связанной с высоким техническим уровнем захоронен-
ных судов; такая отработанная и совершенная конструкция
говорит о длительном периоде совершенствования. Не сле-
дует ли рассмотреть возможность - пусть даже с тем, чтобы
затем отвергнуть - того, что суда из Гизы и Абидоса явля-
ются частью культурного наследия и не влюбленных в свою
землю землепашцев из речной долины, вроде исконных оби-
тателей Древнего Египта, а нации отважных мореплавате-
лей?

Такие мореплаватели вполне могли быть штурманами,
которые способны прокладывать курс по звездам и обла-
дать умением вычерчивать точные карты морей и океанов,
которые они пересекали.

Может быть, они были также архитекторами и камен-
щиками, любимым приемом которых было использование
огромных многоугольных блоков, как в Храме долины и
Осирионе?
И может быть, они были каким-то образом связаны с
легендарными богами Первого Времени, которые, по преда-
нию, принесли в Египет не только цивилизацию, астроно-
мию и архитектуру, не только математику и письменность,
но и множество других ценных навыков и умений, среди
которых далеко не последнее место занимает сельское хо-
зяйство.

Существует свидетельство удивительно раннего перио-
да сельскохозяйственного прогресса и экспериментов в до-
лине Нила, совпадающее по времени с концом последнего
ледникового периода в Северном полушарии. Особенности

этого египетского "Большого скачка" позволяют предполо-
жить, что корни его - в притоке новых идей из какого-то
неизвестного источника.

ГЛАВА 46
ОДИННАДЦАТОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
ДО НОВОЙ ЭРЫ ____


Если бы не развитая мифология об Осирисе и если бы
этого бога-цивилизатора, просветителя и законотворца не
помнили добром за внедрение земледелия в долине Нила в
далекую и легендарную эпоху Первого Времени, то, может
быть, не было бы так интересно узнать, что некогда, между
13000 и 10000 годами до н.э., Египет пережил период так
называемого "преждевременного сельскохозяйственного раз-
вития" - возможно, первой "зеленой революции" в мире,
уверенно установленной историками.

Как мы видели в предыдущих главах, источники типа
Палермского камня, Манефона и Туринского папируса со-
держат различную и временами противоречивую хроноло-
гию. Тем не менее все эти хронологии сходятся в древней-
шей дате Первого Времени Осириса - золотом веке, когда,
согласно повериям, боги правили Египтом. Кроме того, все
источники с удивительным единодушием придают особую
важность одиннадцатому тысячелетию до новой эры ", пре-
цессионному Веку Льва, когда происходило окончательное
и бурное таяние ледовых шапок Северного полушария.

Может быть, это совпадение, но данные, полученные,
начиная с 70-х годов этого века, геологами, археологами и
специалистами по доисторическим эпохам, такими как, на-
пример, Майкл Хофман, Фекри Хасан и профессор Фред
Вендорф, подтверждают, что XI тысячелетие до н.э. дей-
ствительно играло важную роль в предыстории Египта, в
течение которого мощные и разрушительные наводнения не
раз прокатывались вниз по долине Нила. Фекри Хасан выс-
казал предположение, что именно эта затянувшаяся серия
стихийных бедствий, которые достигли своего крещендо
около 10500 года до н.э. и периодически повторялись до
9000 года до н.э., повинна в прекращении древнего сельс-
кохозяйственного эксперимента.

Как бы то ни было, этот эксперимент действительно
прекратился (по какой причине - разговор особый), и к
нему не пытались вернуться в течение, по крайней мере,
5000 лет.

БУРНЫЙ СТАРТ


Есть что-то таинственное в египетской так называемой
"палеолитической сельскохозяйственной революции". Ниже
приводятся некоторые ключевые факты из той немного-
численной информации о "большом скачке", который та-
ким необъяснимым образом произошел в конце последнего
ледникового периода; материалы заимствованы из моногра-
фий Хофмана "Египет до фараонов" и Вендорфа "Предыс-
тория долины Нила".

1. "Вскоре после 13000 года до н.э. среди находок па-
леолитических орудий появляются каменные жернова и сер-
пы с характерным блеском режущей кромки (след взаимо-
действия кромки со стеблями, содержащими кремнезем)...
Ясно, что жернова использовались для приготовления рас-
тительной пищи".

2. Во многих поселениях по берегам рек в то же самое
время рыба перешла из разряда главных продуктов питания
во второстепенные, если судить по отсутствию находок ры-
бьих костей. "Падение роли рыболовства как источника
пропитания прямо связано с появлением нового пищевого
продукта - молотого зерна. Образцы пыльцы дают основа-
ние предполагать, что соответствующим злаком был ячмень;

существенно важно, что эта пыльца появляется в заметных
количествах непосредственно перед тем, как в этом районе
возникают первые оседлые поселения..."

3. "Столь же впечатляющим, как подъем древнего зем-
леделия в долине Нила в эпоху позднего палеолита, являет-
ся его резкое падение. Никто не знает точно, почему, но
вскоре после 10500 года до н.э. ранние лезвия серпов и
жернова исчезают; их место по всему Египту занимают ка-
менные орудия охотников, рыболовов и собирателей верх-
него палеолита".

Как ни скудны эти свидетельства, но они дают ясно
понять: Египет испытал золотой век земледелия, который
- начался около 13000 года до н.э. и резко прервался около
середины XI тысячелетия до н.э. Бурный старт процессу
дало культивирование ячменя в долине Нила; вслед за этим
появляется ряд первых поселений земледельцев. Последние

обладали простыми, но весьма эффективными сельскохо-
зяйственными орудиями и приспособлениями. Однако пос-
ле XI тысячелетия до н.э. наступает длительный рецидив
примитивного образа жизни.

Воображение вольно свободно парить над этими дан-
ными в поисках объяснения - но любое объяснение может
опираться лишь на догадки. Однако, по-видимому, ника-
кое объяснение не может базироваться/на предположении,
что "зеленая революция" в палеолитическом Египте яви-
лась результатом местной инициативы. Напротив, больше
всего это смахивает на трансплантацию. Трансплантат вне-
запно появляется, но и столь же внезапно может быть от-
торгнут при изменении условий - точь-в-точь, как, види-
мо, было отторгнуто оседлое земледелие в Древнем Егип-
те после мощных нильских наводнений в XI тысячелетии
до н.э.

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА


Что тогда была за погода?

Мы отмечали в предыдущих главах, что Сахара, срав-
нительно молодая пустыня, была зеленой саванной до Х ты-
сячелетия до н.э.; эта саванна, оживляемая озерами и киша-
щая дичью, занимала большую часть Верхнего Египта. Даль-
ше к северу шла болотистая дельта Нила, но и среди болот
встречались большие острова плодородных земель. В целом
климат был значительно более прохладным, облачным и
дождливым, чем в наше время. Как начались дожди за 2-3
тысячи лет до 10500 года до н.э., так и продолжались при-
мерно тысячу лет после него. Затем, как-будто отмечая точ-
ку экологического перелома, пришли наводнения. Когда
они кончились, пришло время прогрессирующей засухи.
Засушливый период длился примерно до 7000 года до н.э.,
когда вновь начался период дождей - на протяжении тыся-
чи лет шли сильные дожди. За ним последовали 3000 лет
умеренных осадков, идеальных для земледелия. "На неко-
торое время пустыня расцвела, и люди стали осваивать пус-
тыню, которая в наше время не способна кормить столь же
плотное население".

Увы, к моменту зарождения династического Египта около
3000 года до н.э. климат снова развернулся на 180 °, и
начался новый засушливый период, продолжающийся до
наших дней.

Итак, вот что представляла собой, в общих чертах, сце-


на окружающей среды, на которой разыгрывались мисте-
рии египетской цивилизации: дожди и наводнения с 13000
по 9500 годы до н.э., сухой период до 7000 года до н.э.;

снова дожди, хотя постепенно редеющие, примерно до 3000
года до н.э.; вслед за этим вновь продолжающийся до сих
пор сухой период.

Перед нами значительный промежуток времени, но если
искать в нем Первое Время - золотой век богов, то мысли
естественным образом обращаются к таинственной эпохе
давних сельскохозяйственных экспериментов, которая про-
глядывает среди дождей и наводнений между 13000 и 10500
годами до н.э.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...