среда, 5 сентября 2012 г.

                          Армянские королевы







Королева... Ныне это слово, это понятие мы употребляем чаще в отношении лиц женского пола, достигших наивысших вершин в своей профессиональной деятельности, нежели тех, кто, унаследовав корону от своих предшественников, правит своим королевством, а ежели сегодняшним языком — своим государством.




И сегодня, в День женского праздника, мы будем говорить не о королевах в разных видах спорта или о самых сильных фигурах на шахматной доске, а о настоящих королевах, армянских королевах — женах королей, самых сильных фигурах в своих королевствах.
И в своем повествовании мы будем ссылаться, в основном, на книгу писателя Айка Хачатряна («Армянские королевы», Ереван, «Амарас», 1998). С благодарностью.
В этой книге приводятся имена 150 королев. Но надо уточнить, что, будучи женами армянских королей, далеко не все они по национальности были армянками. Уточним, что автор книги охватывает период чуть ли не со времен первого армянского короля, правившего несколько тысячелетий до нашей эры, и... до последнего, правившего в Киликии в 1375 году.
Напомним, кто были по национальности жены наших предков-королей. (Известно, что многие короли в те времена имели по несколько жен и наследниками могли стать рожденные только от одной из них, скажем так, главной, первой жены, именуемой королевой, - то есть наследовать престол и называться королем.)
Итак, из 150 признанных королев только 103 были по национальности армянки, 10 — француженки, 9 — гречанки, 8 — парфенянки, 6 — римлянки, 6 — персиянки, 4 — грузинки, 2 — аланки (осетинки), 1 — ассирийка и 1 — монголка.




Таков этнический состав наших, армянских королев до XIV века.
Перечислить имена всех, тем более с краткими справками о них — газетная публикация не позволяет.
Мы остановимся на биографиях некоторых из них, которые, по нашему мнению, могут заинтересовать читателя, понимающего, что многое в этих историях рождено на основе не только конкретных фактов, но и на преданиях, легендах, а порою и на фантазии романтического автора.




Имя первой армянской королевы — СОСЕМ. По признанию автора книги, это имя королеве (то есть жене первого армянского короля Арама) он дал предположительно, поскольку история не сохранила ее настоящее имя.

ЭПИГЕ — так звали жену короля Арамэ, правившего в 860—840 гг. до нашей эры. Точно неизвестно, сколько жен было у этого короля, но до нас дошла история образования этого необычного для армянок имени. История такова.




Король Арамэ женится на дочери одного из богатых князей Вана. Ее звали ЛАСМА. И вот однажды вызывает король ее к себе и говорит:
— Послушай, королева, я с детских лет ненавижу и борюсь с королем Ассирии, которого зовут Саламансар. Он мой противник, я с ним воюю даже во сне. Когда я слышу его имя, меня бросает в дрожь. Меня раздражает даже то, что твое имя состоит из букв, которые входят в слово «Саламансар» — имя ненавистного мне короля. Твое имя постоянно напоминает мне его. Давай выбросим, забудем твое имя Ласма. Мои мудрецы выбрали для тебя новое имя — Эпиге. В этом слове нет ни одной буквы, входящей в имя ассирийского короля Саламансара.
Так и появилось имя другой армянской королевы — Эпиге.
Мы в этой заметке не имеем возможности перечислять имена всех 150 армянских королев, некоторые из которых непривычны для нашего языка. Это: Анаит, Аркана, Араранса, Ашхен, Наира, Таририа, Багена, Сусарату, Русаина, Ураниа, Циранэ, Асарадониа, Сатеник, Тигрануи, Забел, Заруи, Эрато и т.д.
Интересно, как часто мы встречаем в именах армянских королев слоги «ар» и «ра» таких близких и родных нам слов «Армения», «Арарат».




Остановимся на имени армянской королевы КЛЕОПАТРА. Когда Тигран Великий Второй женился на Клеопатре — дочери короля Понтеи Мирдата Шестого Евпатера — ей было 16 лет. Тем не менее эта злосчастная женщина сыграла горькую судьбоносную роль не только в жизни самого короля Тиграна Великого, но и во взаимоотношениях Армении со своими соседними странами. А шел тогда 94 год до нашей эры. И вот в чем была разгадка этой истории. «Клеопатра» в переводе с греческого языка означает «слава отца». И человек, носящий это имя, обязан был оправдать смысл этого слова. Так Клеопатра в течение всей своей жизни содействовала величию имени не своего мужа — армянина, а напротив, величию славы своего отца — то есть короля Понтеи — Мирдата Шестого.
Королева Клеопатра родила от Тиграна Великого троих сыновей, и все они, как и мать, предали своего отца, свою родину, нанеся непоправимую рану и королю, и армянскому королевству. В конце концов Клеопатра оставила Армению и сбежала к своему отцу в Понтею.
Перечислим еще несколько имен армянских королев уже новой эры. Это: Электра, Багратуи, Мая, Зенобиа, Капитола, Сандухт, Сируник, Назеник, Сильва, Ашхен, Парануем, Олимпиа и т.д.
МАРГАРИТА — жена последнего армянского киликийского короля Левона Лусиняна, царствовавшего в 1374—1375 гг., но всего семь месяцев. Королева Маргарита была француженка.
В 1375 году мамлюки нападают на Киликию и берут в плен короля Левона Лусиняна со всей его семьей. С этого же времени больше не было в Киликии ни королей-армян, ни королев-армянок.
Но армянские женщины и в последующие века играли заметную роль не только в жизни своего народа, своей страны, но и вне ее.
Разве не королевой можно назвать армянку Анну, взятую в жены князем Ярославом Святославовичем (XI век)? Она родила ему двух сыновей: Бориса и Глеба, естественно, и с армянской кровью.
Разве не королевой можно назвать одну из пяти жен Ивана Грозного, которая была армянкой?
Хочется закончить эту заметку строками поэта Александра Сергеевича Пушкина, посвященными еще одной армянке из знаменитого армянского рода Абамеликов-Лазаревых — княжне Анне Давыдовне Баратынской (1814—1888):
Когда-то, помню, с умилением,
Я смел вас нянчить
с восхищением:
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели: с благоговением
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь,
И вашей славою, и вами,
Как нянька старая, горжусь.
...Правда, существует и такое мнение: королевой можно стать, даже не будучи женой короля.












Роберт Баблоян


Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...