Араратские горы и системные факторы, способствующие зарождению основных мотивов общеиндоевропейской мифологии
Проф. Григорий Ваганян Սկզբից էր Բանը" ("В начале было Бан") и "Սկիզբէն էր Խօսքը" ("В начале было слово")
Текст статьи
Наскальные рисунки и изображения(к происхождению архетипов универсальной изобразительной культуры, артефактов Хеттии, Старой Армении и Ирана)
(использованы наскальные рисунки из базы "Каредаран" - банка наскальных изображений Армении, www.iatp.am)
а б
А - Фрагмент наскального искусства из Араратских гор (регион Вана, Tirisin)
Б - Фрагмент наскального искусства из Армении
в
В - Фрагмент наскального искусства из Италии (Валькамоникa),
Capodiponte (Valle Camonica), Pizzo Badile Camuno (m. 2435)
а б в
А - Рельеф с изображением матери (богоматери) с ребенком и с коровой (Хеттия), Б и В - Богородица на троне с Младенцем Христом (церковь Св. Креста, Ван)
Когнитивные сюжеты армянских наскальных рисунков
А - Архетип крещения в колыбели. Младенец в форме малого креста в колыбели у матери (идеограмма женской вульвы, символ рожающей двуглавой мать горы Масис). Мать показывает дитя Небесному Отцу, большому крылатому кресту. Над колыбелью виден символ луны. Два глаза смотрят на героя (по Н. Марру “солнце и луна” – это глаза согласно яфетологии). Справа от матери изображена Небеснаякорова с молочными железами, ниже ее лира и звездочка. Выше - изображены птица (орел) и небесная змея. Б – Праздник рождения. Отец держит горделиво в правой руке руке Сына, рядом мать ссимволом рождения. Идеограмма птицы на небесах и коза – символы покровительства небес, жизни и плодородия. В Истории Армении М. Хоренаци приводится рассказ о рождении богоматерью на вершине горы Масис трех героев, которые идут в различные стороны света
Рельефные изображения мотивов из общеиндоевропейских мифов
А - Дева Мария, младенец Иисус и Архангел Гавриил и изображения орлов, которые в клювах держут “кольцо” союза (церковь Св. Креста, Ван, остров Ахтамар). Б - Дева Мария, младенец Иисус и Архангел Гавриил (церковь Св. Креста, Ван). В - Богиня Афродита из греческой мифологии (Венера - римской) с младенцем (Анатолия), http://www.pbase.com/dosseman/aphrodisiasmuseum
а б
А - Архетипы крестов и свастик из армянских наскальных рисунков. Б - Свастики на рельефных изображениях орнаментов в христианских церквях Армении
Свастические формы орнаментики и кресты в кругах. Цахац Кар, церковь Св. Карапета,
Армения (1041г.)
Армения (1041г.)
Архаичная символика на церкви
Св. Зоравор 17в., Армения
|
Растительный мотив со свастикой на церкви Св. Зоравор 17в., Армения
|
а б
А – Хеттский символ - два крылатых ангела удерживают восьмиконечную звезду в круге (диске)солнца и полумесяц (прототип шумерского и аккадского священного символа). Б - "Перед рассветом Ангелы поднимают божество «Солнце» (Ваагна) – громовержца и спасителя, драконоборца (скрылатым равноконечным крестом в солнечном диске) с ложа, одевают в огненные одежды, оправляют ложе. Солнце омывает лицо, и струи воды брызжат в четыре стороны, горы и поля покрываются росой" (из армянского ванского мифа по С. Арутюняну). Фрагмент символики церквиСв. Креста на острове Ахтамар, озеро или море Ван
А – Хеттский символ - два крылатых ангела удерживают восьмиконечную звезду в круге (диске)солнца и полумесяц (прототип шумерского и аккадского священного символа). Б - "Перед рассветом Ангелы поднимают божество «Солнце» (Ваагна) – громовержца и спасителя, драконоборца (скрылатым равноконечным крестом в солнечном диске) с ложа, одевают в огненные одежды, оправляют ложе. Солнце омывает лицо, и струи воды брызжат в четыре стороны, горы и поля покрываются росой" (из армянского ванского мифа по С. Арутюняну). Фрагмент символики церквиСв. Креста на острове Ахтамар, озеро или море Ван
а б в
А - Вид на церковь Св. Креста (Ван), Б - изображение Перкунаса, В - хеттский рельеф с божеством громовержцем и с богиней плодородия, вод
Хеттские артефакты с божеством громовержцем
а б в
А - Хетткий бог на быке, Б - божество грома с древом жизни (Хеттия)
В – Урартское (Ванское) крылатое небесное божество (Ваагн - Шивини) на быке с древом жизни и с солнечным диском на голове, http://firstlegend.info/thetreeoflife.html
а б
А – Хеттское божество на стеле с диском солнца в руке и с крылатым солнечным диском над головой. Б - Архаичная стела (Ваагнакар) из Ервандашата (у города Багаран, см. также Багаван) с архаичным рельефным изображением первочеловека, олицетворением Бога - громовержца Ваагна, который держит крылатый солнечный диск. Над диском огромная птица, которая охраняет диск солнца и символизирует небеса, Армения
Багаран (арм. Բագարան, дословно “обиталище богов”) - исторический город в областиАйрарат Великой Армении, одна из 13 столиц Армении. Располагался на правом берегу реки Ахурян у её впадения в Аракс. Согласно Мовсесу Хоренаци, Багаран был построен последним представителемЕрвандуни - Ервандом (Оронтом) IV в начале II века до н. э. Крупнейший религиозный и культурный центр Ервандийской Армении. Во второй половине IX века на короткое время становится столицей цартства Багратидов. В Багаране находится могила основателя династииБагратидов - Ашота I.
Сакральная символика крылатого солнечного диска (Урарту,
Ванское царство, Араратские горы).
А - Изображение крылатого диска над древом жизни с крылатыми ангелами – хранителями. Крышкакаменной шкатулки, Кармир - Блур,
музей “Эребуни” 7 в. до н.э., Армения.
В - артефакт с изображением стелы - древа жизни с быком и крылатым диском
с солнечным божеством (щит с головы коня, Урарту)
а б
А - Наскальный рельеф с изображением божества на олене, Хеттия.
Б - вишапакар с изображением головы дракона, извергающего огонь
с бычьей головы, Армения
а б в г
Различные каменные стелы и обелиски (А - Хеттия, Б – Урарту, В - Армения),
а также вишапакар с крылатым крестом и человеком (Г - Армения)
а б в г
А – крылатая богиня Иштар, Хеттия, Б – возможно богиня Астхик (дочь Анаит). Артефакт из Талина, Армения (S. Der Nersessian, Cambridge, Ma., 1945). В – крылатая богиня Иштар из Аратты с диском солнца в руках. Г – небесная Астхик, возлюбленная Ваагна, богиня плодородия, вод, спускается с гор (армянский наскальный рисунок)
а б в
Противостояние сил (А и Б – рельеф, Хеттия, В – наскальный рисунок, Армения)
а б
Стрелец (лучник). А – рельеф, Хеттия. Б - наскальный рисунок, Армения
а б в
Лучник. А и Б – рельеф, Хеттия. В – Лучник с небесным символом и птицей,
наскальный рисунок, Армения
а б
Рельефные изображения оленей. А – рельеф, Хеттия. Б - наскальный рисунок, Армения
а бв г
Скорпионы. А – Анатолия. Б и В - наскальные рисунки Армении,
Г – Har Karkom (Э. Анати)
а б в
Крылатые божества, небесный лев, возможно сфинкс (А и Б – рельеф, Хеттия).
Крылатое божество (В – наскальный рисунок, Армения)
Столицей Армении в 928-931 гг. становится Карс. В 931 году армянский царь Ашот IIIпереносит столицу в Ани. После этого, в X-XI веках Карс остаётся столицей армянского Ванандского или Карсского царства (арм. Կարս), которым управляет младшая ветвь армянской царской династииБагратидов. Ванандское царство - армянское феодальное государство в области Вананд со столицей в городе Карс западнее ширакского царства, существовавшее в 963-1064 годах.
а б
А и Б - рельефы с изображением крылатого льва и сценыбитвы со львом, Церковь Св. Креста, Ван
Солнечные, свастические и крестовые символы на архаичных хеттских штандартах
Солнечные, свастические и крестовые символы, Армении
Рыбы вишапы из Гегардсих гор Армении
Рельеф с изображением рыбы (кита) и полурыбы - крылатого полульва на
церкви Св. Креста, Ван
а б в
А – два козла у древа жизни, Хеттия. Б и А - соответственно ангел, святой, два ягненкаа и пара медведей у древа жизни, церковь Св. Креста, Ван, остров Ахтамар
Животные мотивы на рельефах церкви Св. Креста, Ван
а б в
А – Хеттия, Б - церковь Св. Креста, Ван, В - Самсон убивает филистимлянина
и три святых пророка
Церковь Св. Креста, Ахтамар, озеро Ван
а б
Лучник на охоте на медведя. А – Хеттия, Б - Св. Креста, Ахтамар, озеро Ван
Лучники на колеснице, Хеттия
а б
А - Борьба героев с драконом – змеей, Хеттия, Б - Св. Креста, Ахтамар, озеро Ван
Рельеф с изображением сцен сражений. Святой Георгий борется с драконом, намек на священный обряд первичного убийства, церковь Св. Креста, Ахтамар, озеро Ван
http://www.harkarkom.com/Har
Mount Sinai, Mountain of Gоd
Emmanuel Anati
|
Наскальный рисунок,
Армения
|
Har Karkom, Emmanuel Anati
|
Наскальный рисунок, Армения
|
Har Karkom, Emmanuel Anati
|
Наскальный рисунок,
Karaundj, Sisian
|
Har Karkom, Emmanuel Anati
|
Наскальный рисунок,
Armenia, S. Shahinyan
|
Сражение со львом, рельефы, Хеттия
а б в
А – Хеттия, Б и В - Пророк Даниил и львы, церковь Св. Креста, озеро Ван
а б
Всадники сражаются с львами.
А – рельеф, Хеттия, Б – рельеф на средневековой церкви Танаат, Армения
а б в
Покоренные львы. А и Б – рельефы, Хеттия,
В - “Lion capta”, наскальный рисунок, Армения
а б в
Божество на троне.
А - Хеттия, Б- Урарту. В - Иисус на троне (церковь Св. Креста Ван)
а б
в
Ленты со сценами из повседневной жизни с животными и растениями.
А – Хеттия. Б и В –церковь Св. Креста Ван. Б - над лентой Евангелист Марк
Богазкале (Нисантепе Bogazkale Nishantash) – скала бога. Данная скала с идеограммами называется «ншанкаш» Nishantash (stone with writing) is the name for this writing in Luwian
Багаван – название древней столицы Армении, означает «святилище», дом (аван) богов от корневого слова «Баг» (бог, божество), “ншан” букв. знак, “каш” – прочерченный, выцарапанный
Nishantash (stone with writing) is the name for this writing in Luwian (extinct Indo-European language primarily of the southern part of ancient Anatolia. It was closely related to Hittite, Palaic, and Lydianand was a forerunner of the Lycian language), on an smoothed rock, 8,5 meters widee and 11 lines in all it probably describes, in only partly deciphered words, the deeds of the last Hittite king to reign over Hattusha, Subbiluliuma II. The writing is at the foot of a Nishantepe (hill with writing) that used to hold some buildings, now gone.
Крылатый солнечный диск с божеством в руке правителя, рельеф из Хеттии
а б в
А - Древо жизни с головы небесного божества с двумя львами, Хеттия. Б - Кресткамень с изображением божества с древом жизни – крестом из монастырского комплекса Шахмуради (XII-XIIIвв.), Армения. В - кресткамень из Ервандашата, Армения
А - Древо жизни с головы небесного божества с двумя львами, Хеттия. Б - Кресткамень с изображением божества с древом жизни – крестом из монастырского комплекса Шахмуради (XII-XIIIвв.), Армения. В - кресткамень из Ервандашата, Армения
Изображения креста в диске над ладьей, серпом луны на средневековых армянских церквях
а б в
А и Б – Орел, крылатое божество, защитник крылатого солнечного диска (рельеф, Хеттия). В - крылатое божество - птица сражается со змеей – драконом, защищая солнце, наскальный рисунок, Армения
а б в
А - Орел и змеи. Артефакт из Ирана (Jiroft). Б –орел из храма Звартноц (Армения),
В – орел, наскальный рисунок Армения
А - Уникальная космическая структура (небесная, космическая анатомия) – первочеловека, Ваагна. Герой на полусогнутых коленях символизирует картину мира, миротворение, мироздание в тройном аспекте, выражая идею Космического древа. Наскальный рисунок, Гегамские горы, Армения. Прорисовка бога Шивини с урартского пояса (Б), Кармир-Блур, ИМА, Армении. Рождение Ваагна на рельефе храма в Эрзруме, Турция. Бесстрашный, могучий, сильный юноша под небесной аркой выходит на свет из клуба дыма и огня - стилизованного образа морского растения – тростника (В).Печать (Г) из Кармир Блура с изображением коленопреклонного героя (Урарту)
а б
А - Анатолия, Чатал-Хююк. Б - наскальный рисунок, Армения
а б
Наскальные рисунки громовержца из области Ван (А) и из современной Армении (Б)
а б
Изображения кораблей с экипажем, гибнущими в воде людьми и с морскими животными. А- Хеттия, Б – церковь Св. Креста, Ван
Изображения драконов/змей и символа солнца/древа жизни.
Демон со змеями соответственно из Хеттии. Чаша с демоном и змеями из Ирана/ Jiroft и наскальный рисунок со змеями из Армении
а б
Изображения различных птиц.
А - Хеттия. Б - церковь Св. Креста, Ван, Ахтамар
Царь Саул видит битва между Давидом и Голиафом. Символ победы.
Церковь Св. Креста, Ван, Ахтамар
Божества, ствящие на львах. Между ними древо жизни. Ступенчатые пирамиды и стилизованные растительные мотивы/древа жизни с небесными крылатыми стражами/в форме птиц, Урарту (Ванское царство)
а б в
А и Б – Анатолия. В - Караундж (Армения)
А text in Philistine Karatepe sept, http://www.pbase.com/dosseman/karatepe&page=2
Наскальное идеограммное письмо, Хеттия
НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ
(Арагац, Ухтасар, Аждаак, Гегамские горы, Армения)
(фотографии из www.azhdahak.com и других открытых источников Интернет)
(фотографии из www.azhdahak.com и других открытых источников Интернет)
а б в г
Небесные ангелы, сеятели и оплодотворители – архетипы земледелия. Наскальные рисунки, Армения (а, б, г). Наскальный рисунок мужчины с мужским знаком и женщины (в), Гобустан (Азербайджан). Символ земледелия с небесной птицей (г), Армения
Praying figures superimposed to Neolithic maps, Copper Age ploughs, Bronze Age daggers at Foppe di Nadro Park (photo A. Arcà)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий