воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Египет

Продолжение ...


Египет

Египет был разделён по ходу течения Нила на Верхний, который находился в южной части страны, и Нижний - в северной части, в дельте Нила. Поскольку данные названия не соответствуют их положению на современной карте, для избежания путаницы Верхний Египет будет называться Южным, а Нижний - Северным.
Белая конусообразная корона принадлежала правителям Южного Египта. Красная корона с завитком ростка папируса принадлежала правителям Северного Египта. Двойная корона - правителям всего Египта (хотя позже это не всегда соблюдалось).

Историки наблюдают тесную связь между первыми династиями Египта и культурой Шумер: клинописное написание иероглифов, архитектура гробниц, египетские произведения искусства с месопотамскими мотивами и наоборот, и пр. (Michael Roaf Cultural Atlas of Mesopotamia).
Например, этот ритуальный нож был найден в усыпальнице фараонов первой династии, в Абидосе. На нём явно изображён Гильгамеш и явно не в египетской одежде.
На илл.:нож из Гебел-эл-Карака, Лувр (Википедия, фото Rama.)
Ото всех древних цивилизаций Египет отличается тем, что, помимо мифов, предоставляет нам сведения о правлении первых царей. Это даёт нам прекрасную возможность "воочию" убедиться в том, что боги как раз и были первыми древними царями. Но начать наше знакомство с Египтом нам нужно опять с богов.
Итак, согласно финикийским мифам, после победы над Аном Эл-Энлил распределил сферы влияния между богами. Египет получил Набу-Гермес. Согласно греческим мифам, боги бежали из Греции в Египет от Тифона1 (Мардука2). Это значит, что прибыли они туда уже после победы над Тиамат.
1Р.Грейвс. Мифы Древней Греции, 36 Тифон http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/index.htm
2 Тифонами были: Мардук, Адад и самым главным стал Сет 2ой -Приам. Гелиоса тоже иногда называли Тифоном, хотя на греческом его имя (???????). отлично от имени Тифон (??????), потому более привычен перевод его имени как Титон
Из Греции боги могли добраться в Египет через дельту Нила, на севере Египта, а из Шумер - через реку Вади-Хаммамат (от которой сохранилось только русло), связывающую Нил с Суэцким заливом (на рис. жёлтой стрелкой показана траектория, по которой они прибыли в Египет из Шумер). Поэтому по обеим сторонам от Вади-Хаммамат, вдоль Нила, располагались наиболее значимые религиозные центры: Фивы, Абидос и Тинис.
То что боги в Египте были пришлыми, говорят следующие факты:
1. Боги пришли бородатыми, когда у египетских мужчин бороды не росли совсем. Подражая богам, фараоны вынуждены были носить искусственные бороды.
2. Один из самых важных богов - Осирис-Нимрод, появился в Египте с пастушьим посохом - вещью тогда совершенно ненужной в Египте, поскольку египтяне не разводили мелкий рогатый скот и презрительно относились к восточным варварам, занимавшимся пастушеством (Библия. Книга Бытия 46:34).
Очень немногие боги находились в Египте постоянно. Назвавшись одним именем, они позже приходили под другим, потому сведения о многих остались урывочные. Сет, Нефтида

Адад-Сет пришёл сначала в Египет со своей женой Нисабой-Астартой-Шалой. В Египте её называли Нефтидой. Она была первой Нефтидой - "Владычицей свитков", т.е. она была писарем. Нисаба, как известно, была писарем. Нефтида вторая, которая позже станет подругой Исиды-Семирамиды, будет женой другого Сета. Сет, Апоп

Богом Сетом вначале был Адад. Он помогал Энлилу поддерживать порядок, и боролся со змеем Апопом (или Апепом), желавшим свергнуть бога солнца Ра-Энлила и погрузить мир в хаос.
Змеем Апопом, вечным египетским злом, стал Нергал 1 (Муту), с которым Адад (Ваал) сражался в Угарите. Идентификация Сета как Адада-Ваала у египтологов не вызывает возражений.

На илл.: на лодке бога солнца Ра Сет воюет со змеем Апопом -силой тьмы, защищая Ра в его еженощном путешествии через подземный мир.

Символом Адада-Сета было животное, чем-то напоминающее собаку и осла.


Это же животное было на его скипетре. А позднее такой скипетр-уас стали носить все боги. Но это уже было позже, когда вместо Адада Сетом стал другой ануннак (греч.Приам). По той же причине отношение к Сету резко изменилось.
1 "Апопис- брат Гелиоса" Плутарх.Об Осирисе и Исиде.36. Однако Уту (Гелиос,Персей) не имел братьев. Апопис был его дядей Нергалом. Пта (Птах)- Татенен

1. Пта (Птах);2 Татенен.
Пта-Гибил-Гефест пришёл в Мемфис без жены, т.е. ещё до женитьбы на Аглае-Афродите-Горгоне. Там он попытался стать богом создателем Татененом. За такую наглость, как мы видели, он был наказан Энлилом-Зевсом и стал хромым. Однако быть богом подземного мира Пта ему было позволено, потому что это было его МЕ подземного мастера (Гефеста). После его смерти Инанна (Сехмет) всё-таки сделала его богом-создателем (позже об этом).
Нейт-Кадеш, Сет, Собек, Мин, Решеф

Затем в Египет (г.Танис) пришли Сет (Адад-Ваал-Тешуб) и Нейт (Инанна-Анат-Астарта) с их сыном Собеком (Мелькартом-Гераклом).

Египтологи единогласны в том, что сирийская Анат (Инанна) была египетской Нейт.
После смерти Аглаи её МЕ Афродиты было передано Инанне. И, как Афродита, Ианна под именем Кадеш пожаловала в северный Египет со своим мужем Решефом-Забабой-Аресом и своим близким другом Мином-Набу-Гермесом.

Илл.: сравните изображения Мина (слева) с гермами Гермеса (справа).
О том, что Мин был Гермесом написано у всех древне-греческих историков. Забаба-Решеф представлен здесь в короне Южного Египта. Он, вероятно, был там со своим братом и другом Нинуртой-Гераклом, который стал египетским богом Монту и тоже правил в Южном Египте.
То, что богиня войны Нейт (Инанна-Афина) и богиня любви Кадеш (Инанна-Афродита)- одно лицо, даёт понять стела с изображением Нейт под изображением Кадеш.


Атум и Юсаасет

Уту вначале пришёл в г. Гелиополь как бог солнца Атум. Великая богиня-мать, как называли египтяне сопровождавшую его богиню Юсаасет, была его матерью Нингал. В Финикии она была Танит, а Уту был её мужем Баал-Хаммоном. Оттуда она принесла с собой свой символ, который в Египте стал символом жизни анкхом.



На илл.: 1. символ Танит, найденный в Израиле (Camocon.Википедия);
2.Египетские анкхи из книги "The Wisdom of the Egyptians" by Brian Brown, 1923
Юсаасет имела своё священное древо - акацию, древо жизни, дававшее жизнь богам. В Шумере , как вы помните, она владела священным древом хулуппу (ивой).( шумер. миф о древе Хулуппу).
Нут - Геб, Тот-Сешат, Аментет
Нанайя была богиней неба Нут. Её изображали как женщину со звёздным телом, перегнувшуюсяся через лежащего Геба, и как небесную корову Хатор, и как священное дерево, кормящее усопших в их загробной жизни. Образы дерева и ночного неба достались Нанайе, когда она стала второй Юсаасет после матери Уту Нингал (ночной богини Артемиды-Селены - первой Нут).
Нанайя была также спутницей Тота писарем Сешат, как и в Шумере, где она была спутницей Набу писарем Ташметум, и как в Греции, где она была матерью Орфея-Набу писарем Каллиопой.

Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом Нанайя как богиня Аментет (на рис.слева) также была защитницей мёртвых. Люди верили, что она живёт в дереве на краю пустыни, где она встречает усопших перед вратами мира мёртвых и даёт им еду и питьё. Став Нут, Сешат и Юсаасет, она записывала на священном древе деяния фараонов, чтобы помочь их душе воскреснуть.

На илл.: Сешат с Тотом и Атумом записывают деяния фараона на древе жизни (рис. с барельефа в Гелиополе).
Нанайя также была богиней Нехбет, покровительницей фараонов Южного Египта.
Гебом, очевидно, был вначале Энлил. Поскольку его священным атрибутом был гусь как и у Амона -Энлила. Но, когда Геба стали изображать лежащим с эректированным членом под Нут, это уже, конечно, был Тот. В то время эректированный член был только его автографом, да и с Нанайей они всегда были вместе.
Монту, Амон, Мут, Хонсу

Атум (Уту) был на севере Египта, на юге страну охранял сын Энлила бог войны Монту (Нинурта-Геракл). Согласно Геродоту, первый Геракл был из числа 12 первых египетских богов1, т.е. Нинурта-Геракл был богом Монту. Позже, когда в Фивах Нинурта-Монту стал претендовать на титул бога солнца, Энлил приехал туда с богиней Уасрет (Нисабой, имеющей скипетр своего первого мужа Сета-Адада на её головном уборе), и утвердил там почитание себя, как бога солнца Амона.
Позднее с Энлилом-Амоном в Фивы приехала богиня-мать Мут-Нинлил и их сын бог луны Ях-Син. Когда Син (греч.Лаомедонт) был убит Гераклом (Нинуртой), вместо него в Египет приехал сын Сина греч. Ганнимед (предположительно, шум. Папсуккал ), который стал молодым богом луны -Хонсу.
1Геродот. История II 43.
Ра, Атум, Хепри

Когда Уту-Атум объявил себя богом- создателем, Энлил приехал и к нему. Там он установил поклонение себе как высшему божеству Ра. Тогда Уту установил культ тройного божества солнца: его сын Актий1 стал богом утреннего солнца Хепри, Ра стал богом полуденного солнца, а сам Атум - вечернего солнца. После смерти Энлила Уту стал Ра-Атумом.

На рис.:Ра-Хоракти, Атум и Хепри
1 Актий - сын Гелиоса (Уту) и Роды (Нингал), один из семи гелиадов (семи сыновей Гелиоса и Роды), который, согласно мифу, после убийства брата бежал в Египет и основал Гелиополь. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 56, 57.
Тот, Хнум

Когда Энлил стал реже приезжать в Египет, Тот-Набу в г.Гермополе основал свой культ бога-создателя. Там он объявил себя создателем всех 8-ми первичных богов, включая Амона. Амон в Гермополе считался невидимым богом, который находился невидимо везде и во всём. Энлил, возможно, никогда не приезжал в Гермополь, находящийся в центре Египта. Как только Энлил погиб, Тот-Набу стал Мином-Амоном и Мином-Амоном-Ра.
Гермополь считался городом Гермеса-Тота, но у египтян он назывался городом восьми, или "Кхнуму" (Khnumu). Как создатель 8-ми, такое имя: Кхнум или Хнум взял для себя Тот, чтобы править в самой южной части Египта и в Нубии. Позже Хнум-Набу стал также богом создателем и богом солнца Херишефом.

На иллюстр.: корона Тота и Хнума одинакова.

Пта, Секхмет, Нефертум, Маахес



На илл.:Пта, как мумия; Секхмет с головой львицы; Нефертум со цветком лотоса на голове.
Инанна- львиноголовая богиня войны Секхмет (Афина) пришла в Мемфис со своим сыном от Пта (Гибила-Гефеста) Нефертумом (шумер.Шарой, греч.Эрихтонием). Они восстановили почитание Гибила как бога- создателя. Возможно, что Гибил-Пта к этому времени был уже мёртв, поскольку изображался в мумифицированной форме.
Инанне, как богине покровительнице северного Египта Уаджет, и её сыну Нефертуму поклонялись в Буто (дельта Нила).
Секхмет-Инанна имела ещё одного сына - воинственного бога Маахеса (Махеса, Михоса). Он изображался либо с головой льва, либо как лев со цветком лотоса. С головой льва и цветком лотоса иногда изображался и Нефертум.

На рис.: Маахес и Нефертум
Потому считается, что Нефертум и Маахес были братьями. Братом Шары был сын Инанны Мелькарт, который, как было показано выше, был также богом Собеком. Значит Мелькарт мог быть Собеком и Маахесом.
Апедемак
Был ещё один львиноголовый бог - бог войны Апедемак.

Он больше был известен на юге, в Нубии. Однако его женой считалась египетская Исида, а сыном - Гор. Иногда Апедемак изображался с крыльями. Апедемаком, как мы увидим позже, был сын и муж Исиды Ниний (Ахилл). Потом его заменил Мелькарт.
Хатор

Под именем Хатор, как и под именем Астарты, могла находиться любая богиня из ануннаков: Инанна, Нанайя, Нинхурсаг, Бау, Нисаба, Нинлил и др.

На илл.: семь Хатор на стене храма в Дендере.
Серкет, Нехебкау, Хатмехит
Ишара (как и Веста в Греции) стала богиней клятв Серкет. В Египте у неё был тот же символ скорпиона, как и в Шумере.

Нингижзида явился как двуголовый змей Нехебкау. Сравните символ шумерского бога врачевания и подземного мира Нингижзиды с этой резьбой на рукоятках доисторических ритуальных ножей из Египта.
1.Символ Нингижзиды 2.Нож из Музея Питри, Лондон. 3. Зарисовка ножа с Гебел Тариф, Vandier Jacques. Manuel d'ArchИologie иgyptienne 1952, fig.366.
В египетском городе Мендесе почиталась богиня рыб Хатмехит (шум. Нанше, греч.Харибда). После её смерти Хатмехит второй стала её дочь Нинмарки, которая к тому времени, после Нисабы (Нефтиды 1), стала Нефтидой 2-ой, спутницей Исиды.
Позже Хатмехит стали поклоняться в составе триады, в которую, кроме неё, вошёл четырёх-головый бог Банебджед (Банебджедет) как её муж, а также ребёнок Гор.
Здесь мы сразу оговоримся: детей горов, как и взрослых горов, было довольно много. "Гор" - не было личным именем, скорее эпитетом, подобному эпитету "ваал" в Финикии, который означал лишь: "господин, владыка, царь". Все цари в Древнем Египте считались горами.


 Продолжение следует...

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...