суббота, 29 декабря 2012 г.

Я читаю стихи Сарьяну...

photo (243x386, 20Kb)
Как-то в детстве мне попалась книга "Дерево дружбы". Переводы стихов кавказских поэтов. И я открываю первую попавшуюся страницу в середине и вижу замечательное стихотворение, которое мгновенно запомнила:

Я читаю стихи Сарьяну,
А под небом лежат снега.
Беломраморную поляну
Свет лиловый тронул слегка.

Горы желтые гостеприимны
Открывается Арарат...
Всюду лето. Один лишь зимний
Краткий день. И ему я рад. /кажется М. Лисянский/

И там много еще красивых стихотворений, например "Армения, я шел издалека,
Я чту твои дары, твои щедроты.." Они завораживали, они прекрасны, хоть я и не увлекалась никогда Кавказом. Мое впечатление - какая-то громкая тишина, величие.. Так и вспоминаю с детства. Но что заинтересовало - кто такой Сарьян? Позже узнала, что это художник, а сегодня нашла листок, на котором некоторые цитаты из этого "дерева дружбы".
Так что - о Сарьяне. Я не поклонница подобного стиля, отнюдь. Но решила узнать о нем поподробнее и заодно рассказать здесь.

Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески продолживший традиции символизма.

Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне - в составе Ростова-на-Дону) 28 февраля 1880. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок объединений "Голубая роза", "Мир искусства", "Союз русских художников", "Четыре искусства".

В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926-1928 - Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване.

Примкнул к символизму еще в студенческие годы. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию "Сказки и сны". Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой, создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии. На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме. Впечатления Средиземноморья и Востока слагаются - отчасти под воздействием французского фовизма - в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные с конкретной натурой, однако мастер сохраняет верность поэтике легенды и притчи.

После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: "сны о Востоке" превращаются в "сны об Армении". Своеобразным манифестом этого обращения к Закавказью как главному источнику вдохновения стали эскизы занавеса для Драматического театра в Ереване и композиционно связанное с ними красочное панно "Армения" - с величавой и в то же время символически-условной панорамой гор, залитых ярким солнцем.

В 1926-1928 годах Сарьян жил в Париже, где пользовался большим успехом, и в этот период испытал очевидное влияние французского импрессионизма. В 1930-е годы писал, в основном, портреты и яркие, праздничные по колориту натюрморты.

В 1940-60 годах Сарьян пережил новое увлечение пейзажем. Художник работал также в области книжной графики и театрально-декоративного искусства.

В поздние годы мастер (удостоенный в 1965 звания Героя Социалистического Труда) сохранил живую энергию художественного поиска: он как бы вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е годы цикл "сказочных" пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами (музей Сарьяна). Будучи человеком-легендой, олицетворяющим "серебряный век", он неизменно притягивал к себе молодежь.

В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника «Из моей жизни» .
В ноябре 1967 года в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Персональные выставки художника состоялись в Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР.

В 1971-1972 годах Сарьян создал серию рисунков фломастером. В них очевиден возврат художника к гармоничной мелодике и пластике раннего акварельного цикла «Сказки и сны». Но рисунки эти отличаются неким медитативным погружением в образы армянской природы, жившие в сердце и памяти художника. Последний из рисунков датирован Мастером 04 - 04 - 72, то есть за месяц до его смерти...
Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.


1 (500x405, 56Kb)


9 (500x361, 50Kb)


000011 (700x464, 95Kb)


11 (427x500, 53Kb)


19 (315x500, 42Kb)


20 (400x276, 26Kb)


95-10 (598x474, 95Kb)


220px-Идущая_женщина (220x291, 30Kb)


2190-1 (335x350, 39Kb)


2200 (598x474, 95Kb)


Портрет Г. С. Улановой

15287658_Portret_balerinuy_Galinuy_Ulanovoy (539x700, 69Kb)


a89f85a828c093e49b86a5cec35c27bd (540x497, 266Kb)



By_the_Sea._Sphinx (429x378, 61Kb)


saryan_150 (472x500, 40Kb)


Summer_Heat_-_Running_Dog,_1909 (458x363, 41Kb)


в ущелье ахуряна цветущие горы сказка 1905 (640x700, 49Kb)


вечсер в саду 1903 (700x502, 35Kb)


пейзаж 1904 (700x534, 37Kb)


персиянка 1910 (604x700, 23Kb)


улица полдень конст 1910 (398x700, 288Kb)


цветы калаки 1914 (572x700, 507Kb)


чары солнца 1905 (700x421, 32Kb)

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...