| | Как-то в детстве мне попалась книга "Дерево дружбы". Переводы стихов кавказских поэтов. И я открываю первую попавшуюся страницу в середине и вижу замечательное стихотворение, которое мгновенно запомнила:
Я читаю стихи Сарьяну, А под небом лежат снега. Беломраморную поляну Свет лиловый тронул слегка.
Горы желтые гостеприимны Открывается Арарат... Всюду лето. Один лишь зимний Краткий день. И ему я рад. /кажется М. Лисянский/
И там много еще красивых стихотворений, например "Армения, я шел издалека, Я чту твои дары, твои щедроты.." Они завораживали, они прекрасны, хоть я и не увлекалась никогда Кавказом. Мое впечатление - какая-то громкая тишина, величие.. Так и вспоминаю с детства. Но что заинтересовало - кто такой Сарьян? Позже узнала, что это художник, а сегодня нашла листок, на котором некоторые цитаты из этого "дерева дружбы". Так что - о Сарьяне. Я не поклонница подобного стиля, отнюдь. Но решила узнать о нем поподробнее и заодно рассказать здесь.
Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески продолживший традиции символизма.
Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне - в составе Ростова-на-Дону) 28 февраля 1880. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок объединений "Голубая роза", "Мир искусства", "Союз русских художников", "Четыре искусства".
В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926-1928 - Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване.
Примкнул к символизму еще в студенческие годы. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию "Сказки и сны". Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой, создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии. На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме. Впечатления Средиземноморья и Востока слагаются - отчасти под воздействием французского фовизма - в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные с конкретной натурой, однако мастер сохраняет верность поэтике легенды и притчи.
После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: "сны о Востоке" превращаются в "сны об Армении". Своеобразным манифестом этого обращения к Закавказью как главному источнику вдохновения стали эскизы занавеса для Драматического театра в Ереване и композиционно связанное с ними красочное панно "Армения" - с величавой и в то же время символически-условной панорамой гор, залитых ярким солнцем.
В 1926-1928 годах Сарьян жил в Париже, где пользовался большим успехом, и в этот период испытал очевидное влияние французского импрессионизма. В 1930-е годы писал, в основном, портреты и яркие, праздничные по колориту натюрморты.
В 1940-60 годах Сарьян пережил новое увлечение пейзажем. Художник работал также в области книжной графики и театрально-декоративного искусства.
В поздние годы мастер (удостоенный в 1965 звания Героя Социалистического Труда) сохранил живую энергию художественного поиска: он как бы вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е годы цикл "сказочных" пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами (музей Сарьяна). Будучи человеком-легендой, олицетворяющим "серебряный век", он неизменно притягивал к себе молодежь.
В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника «Из моей жизни» . В ноябре 1967 года в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Персональные выставки художника состоялись в Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР.
В 1971-1972 годах Сарьян создал серию рисунков фломастером. В них очевиден возврат художника к гармоничной мелодике и пластике раннего акварельного цикла «Сказки и сны». Но рисунки эти отличаются неким медитативным погружением в образы армянской природы, жившие в сердце и памяти художника. Последний из рисунков датирован Мастером 04 - 04 - 72, то есть за месяц до его смерти... Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.
Портрет Г. С. Улановой
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий