К одному из древнейших и недостаточно изученных народов мира относится армянский народ. История Армении, уходящая своими корнями в глубину тысячелетий, всегда привлекала к себе внимание. Но в России научно-популярная литература по арменоведению, рассчитанная на широкий круг читателей, представлена недостаточно широко. К сожалению, практически не переиздаются работы учёных, занимавшихся данной областью исторической науки. Это труды академика Н.Марра, Б.Пиотровского, В.Минорского, В.Брюсова и многих других. Крайне сложно найти русскоговорящему читателю произведения таких учёных как Г.Э.Смитт, Д.Дерри, П.Шнобель, Э.Хутен, М.Ч.Джейкман, барон Опенгайм, Л.С. де Кампа и других (концепция гипердиффузионизма в древней истории). Книжными редкостями для россиян являются и уникальные труды таких древних армянских учёных и историков как Д.Анахт, Агафангел, З.Глак, Егише, Ф.Бузанд, М.Хоренаци, Корюн, К.Парпеци. Средневековые армянские авторы, такие как И.Мамиконян, Гевонд, Ф.Арцруни, О.Драсханакертци, С.Таронеци (Асо(h)ик — древ. арм.), С.Анеци, А.Ластивертци, М.Урхаеци, Смбат Гунстабль, Этум, К.Гандзакеци, С.Орбелян, Ф.Мецопеци, З.Сарковаг, А.Даврижеци и многие другие, тоже практически неизвестны русскоязычным любителям истории (кроме узкого круга специалистов). А ведь это колоссальный пласт в мировой культуре, представляющий огромный интерес для профессионалов и любителей истории. Итак, прикосновение к истокам древней Армении. Ни одна страна не имела столько названий как Армения. В преданиях и эпосах народов с разных континентов, в языческих, античных, православных, католических и мусульманских источниках есть, заслуживающие внимания, сведения по этому вопросу. Армяне сами себя называют народом «(h)ай», «(h)айками» (а по Мовсесу Хоренаци еще и«торгмийцами» от имени Торгома — потомка Ноя, четвёртое поколение от сына его Иафета). А свою страну, они, соответственно, определяют как — «Хайк» или «Хайастан». Шумерские источники позволяют говорить о существовании очень древнего армянского государства «Аратта» (V-IV тыс. до н.э.). Хетты называли эту страну «Хайса», ассирийцы - «Страна Урарти, а ванские армяне — «Биайна». В некоторых других шумерских и ассирийских источниках Армения упоминается как страна «Наири, страна 50 рек» (другое название переводится как «Страна Ручьёв»). Древние персы говорили об этих землях «Куги Ну» («Страна Ноя»), «Армина» или«Армийнийя». Грузинские источники сообщают о ней как о стране «Сомехи»,или «Самхети», аккадские - говорят об «Армани», «Урарайя» и «Урасту».Эламские – о «Хармиугиара», позднее «Армини» или «Армани». Во многих источниках армян называют «библейским народом». В Ветхом Завете предки армян описаны как самые первые люди Земли — это «народ Амалек», а другое название этого пранарода звучит как «шасу-яхве». (1) О чём и сообщает еврейская книга «Парашат Захор». Народ Амалек и в пророчестве Билеама тоже назван «первым из всех народов» (Числа, 24:20). Упоминает о древних армянах и ветхозаветный иудейский пророк Иеримия. Он советует евреям, оказавшимся в сложной политической ситуации, обратиться за военной помощью именно к армянам (у пророка указаны три армянских царства«Айрарат», «Азкеназ» (2) и «Мини» /библейское название Малой Армении/; Иеримия, глава 52, стих 27). В египетских, а позднее уже в арабских, источниках предки армян озвучены как древний «народ аму». У римлян Армения это — Севастия, а сам армянский народ — севасты. Есть и другое название Севастии —Самария (добрая самарянка давшая Христу напиться воды). Конечно,существует общепринятая версия этой территориальной единицы, но имеют место быть ещё апокрифы, а также и многочисленные переписки с древних текстов мазаретами, так, практически и неисследованные. Греки же, трансформировали персидскую транскрипцию обозначения армянских земель «Армина» на свой лад. И древние земли «(h)айк» стали иметь обозначение, которое мы знаем и используем в настоящее время — это «Армения» (существующее с 450 г. до н.э.). Армения, занимая обширнейшую и богатую во всех отношениях, территорию, вызывала зависть у соседей, вследствие чего, она постоянно подвергалась нападениям многочисленных врагов. В разнообразных исторических источниках фигурируют следующие названия территориальных единиц Армении в разные временные периоды: Великая Армения, Малая Армения, а также Высокогорная, Восточная, Западная, Внутренняя, Сатрапова Армения. Армения — Первая, Вторая, Третья, Четвёртая, спорная Адиабена, (3) Коммагена, Софена («Цопк»-древ.арм.), Осроэна, Киликия. Обширная территория Армении простиралась по обе стороны реки Евфрат. К западу лежала — Малая Армения («Малый (h)айк» — древ. арм.), а к востоку Великая Армения («Великий (h)айк» — древ .арм.). Малая Армения - древняя область (известная как «Хайса»), находилась в верховьях реки Евфрат. М.А. потеряла независимость и входила в Хеттское царство, но ко II веку это уже самостоятельное государство (столица Ани-Камах). Расположена была между 38 и 34 градусами восточной долготы и 36 и 41 градусами северной широты. В конце I века М.А. вошла в состав Армении Великой. М.А. включала в себя следующие территориальные единицы:1) Армянская Каппадокия, Гамирк (Мажак);2) Первая Армения (Мараш);3) Вторая Армения (Комана);4) Третья Армения (Амасия). Великая Армения - древнее армянское царство (IV в. до н.э. — 387г., столица Армавир, Арташат). Позднее, уже сатрапия династии Ахеменидов. С конца IV – начала — III в.в до н.э. — это суверенное армянское государство. На рубеже III-II веков до н.э. В.А. находилась под властью Селевкидов. С 189 года В.А. снова суверенное государство (расцвет I в. до н.э., время правления Тиграна II). В конце I века В.А. окрепла настолько, что присоединила к себе Армению Малую. В.А. вела борьбу за свою независимость с Римом, Персией, Византией. Воевала с туркменскими племенами «Ак-Коюнлу» («Белые Бараны») и «Кара-Коюнлу» («Чёрные Бараны»), племенами кочевников-огузов (предки турок), аланов (предки осетин) и т.д.. Но, здесь уместно будет добавить, что нападения на Армению носили не только грабительский характер. Очень часто они имели и религиозную подоплёку. После принятия армянами христианства, персы принуждали армян перейти в маздеизм. Другой кровавый прецедент случился в 311 году, когда император-язычник Максимилиан объявил армянам войну за массовый переход в христианство.А. мужественно отражала нападения хазар, турок-сельджуков, монголо-татар, арабов. В XV веке по приказу «одноглазого хромого эмира» армянские земли (вместе с Грузией и Кавказской Албанией /Агван/) подверглись тотальному разграблению и поголовному вырезанию. Эти опустошительные нашествия эмир Ленк-и-Темур творил в наказание за очередной отказ армян (а также грузин и агван) перейти в ислам. Расположена была В.А. между 88 и 50 градусами восточной долготы и 36 и 42 градусами северной широты. Включала в себя следующие территориальные единицы:1) Высокая Армения или Высокий Хайк (Ани-Камах, /с к. I в./ и Арзрум);2) Четвёртая Армения (Аршаматат);3) Агдзник (Тигранакерта);4) Тайк (Бог-Берд);5) Гугарк (Артаган);6) Кочхис (Джиган);7) Вирк (Тпхис, древнейшее название Тбилиси);8) Айрарат (Армавир);9) Туруберан (Гайкашен).Эта провинция («ноханг» — древ. арм.) имела немалую территорию и включала в себя следующие области:а) Парс-Армения (Салмаст);б) Матиан (Изирту);в) Гандзак (Гандзак);г) Варарт (Тареж);д) Гилан (Гайламан);е) Махракан (Грант);ё) Шанчан (Шанчан);ж) Патижагар (Патижагар).10) Корчайк (Махкер);11) Мокк (Апаранк);12) Васпуракан (Ван);13) Арцах (Тигранокерта), позднее Карабах (Шуши) (4)14) Агванк (Капагак, /Партав/);15) Утик (Фарнес);16) Пайтакаран (Бакуракерта);17) Атрпатакан;18) Сюник (Бага-Берд, /Капан/).Из Великой Армении брали начало реки Евфрат, Тигр, Аракс, Кура. На её территории находились озёра Ван, Капутан (Урмия), Севан, Татта. Но существует ещё одно древнее название Армении – «страна Арам»,т.е. Арамея (4-ая Книга Царствий). В Ветхом Завете так называлась эта страна, в которую входила Сирия, Месопотамия, Синай и проживающие там народы. «В свою очередь, сама страна Арам подразделялась на следующие территориальные части:1) Арам Нагараим (т.н. Остров, между Тигром и Евфратом);2) Арам Дамесек (Палестина);3) Арам Совба (окрестности Дамаска и Амафа);4) Арам беф Рехов (север Галилеи);5) Арам Мааха;6) Арам Гесур. Арамеяне распространились по стране, выйдя из Кира; некоторые под этим названием понимают область реки Куры (Кавказ)». Далее «Православный Богословскiй энциклопедическiй словарь» сообщает, интересные сведения, о том, что в Арамее жили арамеяне и «…арамеяне считаются предками армянъ. Страна назыв. Арамъ (гл. гор. Дамаскъ), завоёвана Ассирiянами и считалась ассирийской провинцiей; была покорена Алекс. Вел., послъ его смерти обратилось в Сирiйское царство; въ 64 г. подчинена Риму». Марсден упоминает, что «…потомки А.Македонского царствовали в Великой Армении». А до эпохи Македонского, бразды правления принадлежали выдающемуся древнему, армянскому, царскому роду Ервандуни. Эта фамилия увековечила себя и сохранилась в названиях, построенных династией Ервандов, городов: Ервандакерт, Ервандасат, Ервандаван. Соответственно, армянский язык, по праву, считается одним из древнейших языков планеты.. (4) Некоторые учёные считают, что древние армяне говорили на арамейском языке, (5) на котором впоследствии стали говорить другие народы. Православный энциклопедический словарь тоже сообщает, что арамейский язык, на котором говорили предки армян, дал жизнь многим языкам. Например, из арамейского языка «…образовался сирiйский яз., на которомъ существуетъ богатая литература (IV-VII в.в. расцветъ). Въ XIII в. сирийский яз. подавленный арабскимъ, изчез). Из арам. яз. произошёлъ и халдейский. Послъ Вавилонскаго плъна халдейскiй (арамейскiй яз.) распространился по Палестинъ; на нём (на арамейском;прим.С.Н.) говорили Iисус Христосъ и апостолы. Языкъ этот дошёлъ въ отрывкахъ и сильно смешанъ съ еврейскимъ». С XIX века в арменоведении в сложилось мнение, которое существует до сих пор, что с глубокой древности, в результате длительного племенного взаимопроникновения, сгруппировались близкие по звучанию наречия: «муш», «арме» и «хайса». А примерно, во II веке до н.э. и возник общий язык, благодря царю Арташесу I (?-168 г.. до н.э.; время правления с 189 г. до н.э.). Он поднял восстание и возглавил освободительное движение против засилья Селевкидов. Арташес провозгласил независимость Армении и создал страну, которую античные источники называли «Армения Страбона». Всё население объединённой Армении стало, по его приказу, говорить на едином государственном языке. Сам армянский язык делится на три поэтапно-временных вида:1) грабар (древнейший);2) средне-армянский;3) ашхарабар (светский). В свою очередь, последний имеет два основных диалекта («барбара» — арм.): западный («аревмта(h)аерен»-арм.) и восточный («аревела(h)аерен» — арм.). Всего же, в армянском языке, более 80-ти диалектов. Например, армяне Дона говорят на крымском диалекте («(h)ай-хрим» — древ. арм.), в который в период средневековья влились тюркские словообразования. «Армянский акцент» (периода Потопа) имеют разнообразные источники — древние предания, рукописи и другие предметы материальной и духовной культуры разных народов. Об этом говорит также этимология и древняя топономика некоторых архаичных географических названий, показывающая их строго определённую библейскую направленность. Они указывают на многие исторические события и важные периоды из жизни патриарха Ноя, (напрямую связанные с историей Армении и армян; прим. С.Н.). В том числе, рассказывают они и о остановке «Ноева Ковчега» на горе Арарат («Варас Барис», «Масис» — древ. арм.). Армянское название горы в переводе означает «Святая» или «Высокая земля». Многие архаичные библейские названия местностей тоже имеют древнеармянскую этимологию. Например, Эривань (Эрибуни, Ереван) переводится как «явление». То есть, явление долгожданной земли Ною, Нахичевань означает «приют». Аккори переводится как «насаждение лозы». Ведь в местности Аккори (оно разрушено землетрясением в 1840 г.) Ной посадил виноградную лозу.Маранд - это «место матери», где Ной похоронил свою жену и где находится её гробница. Арриойтон - «при ногах Ноя», место погребения самого патриарха Ноя и т.д.. А если переместиться от библейского ареала, в удалённые, от Армении, регионы Земли, то и там можно услышать армянские корни в названиях местностей, культовых сооружений и др.. Например: горы «Карпаты» – в переводе с древнеармянского языка означает «Каменная Стена», а в Австралии автохтонные племена поклоняются камню «Айрес-Рок», привезённому с родины их прародителя. А ведь слово «Айрес» в переводе с архаичного грабара означает «прародительский»! Но и это ещё не всё, Птолемей («География Малой Азии») описывал древнеармянские города, среди них были города Зуиван, Залисса и др.. Так вот, на территории Месоамерики майянская аристократия (правящая верхушка, народ «пилли») построила культовые центры. Они имеют называние Зуивана, Ксалисско и др.. К правящему белокожему народу «пилли» относились только представители высшей знати. По древнему преданию майя, путешественники, приплывшие издалека, научили их многому, в том числе строить пирамиды. Как тут не вспомнить Б.Мойшезона и его статью «Арменоиды аристократия древности»! В России это город Хабаровск, названный в честь Хабарова. Корень слова «Хабар», в перводе с грабара, означает «известие, весть»! Список рассеяния арменоидной расы по миру можно продолжать долго … Следует добавить, что Армения — это страна, с древнейшим предысторическим прошлым. Она внесла огромный вклад в общемировую культуру. О чём свидетельствуют величественные руины (намеренно не реставрируемые) на территории современной Турции (анийские развалины). В Азербайджане катакомбные усыпальницы, храмы и хачкары Нахичевана. В Киргизии — это затопленный монастырь Сурб-Лазар (на дне о. Иссык-Куль), а в Туркмении (окрестности Ашхабада, Старая Нисса) это Митридатокерта — целый город-некрополь, успальница армянских царей династии Аршакидов, Айртамский каменный фриз (Кушанское царство). На территории самой Армении — пещеры Вайоц-Дзора (V тыс. л. до н.э.), древнейший комплекс-обсерватория Кара-ундхенж, (более поздний комплекс находится в Англии — это Стоун-хендж). Первый в мире «плавильный железный комплекс» и обсерватория в Мецаморе, (6) языческий храм в Гарни, цитадель Тейшебаини, средневековые университеты (Гладзор, Татев и мн.др.). Уникальная средневековая гостиница («иджеван» — древ. арм.; «караван-сарай» — тюрк.; перевал Сюник). Один из четырёх городов Тиграна Великого в Нагорном Карабахе. (7) На границе Сирии и Турции подземный город (город Нигде) и т.д., список огромен. На долю армянского народа выпало немало невзгод, особенно после принятия Арменией христианства. «Страна много раз переходила из рукъ въ руки, народъ былъ нъсколько разъ разсеянъ , а въ настоящее время ею владъютъ, поделивъ между собою, Россiя, Турцiя и Персiя. Армения — первое христианское государство». По многочисленным преданиям и разным древним историческим источникам видно, что «… Xристiанство возникло тамъ, по преданiю, ещё во время земной жизни Iисуса Христа. (8) До IV въка оно постепенно развивалось, а съ IV века уже опредълилось: начали строиться церкви, основаны были епископiи, вводились церковные обряды (бракъ, погребенiе) основывались прiюты, монастыри, убъжища, созывались соборы…». (9) Христианский автор II века Тертуллиан (по другим источникам Тер-Туллиан), сообщает, что повсеместно была прочитана проповедь к народу в день Святой Троицы. Среди прочих стран, где читалась эта проповедь, прямо была указана и Армения (по источникам того периода она находилась между Месопотамией и Каппадокией, вместо Иудеи). О чём писал и такой столп раннего христианства как Блаженный Августин. Оба отца Африканской Церкви свидетельствовали о том, что христианство имело прочные позиции в Армении уже в апостольский век. Иудея же, впоследствии, была вписана вместо Армении в общепринятый текст Библии (неединожды «заботливо» отредактированный мазаретами). О т.н. редакции библейских текстов мазаретами сообщают и старинные мусульманские источники. Второе принятие Арменией христианства на государственном уровне произошло уже в 301 году (по другим источникам в 291 г.). Главную роль в этом знаковом, для армянского народа, событии, сыграл персидский вельможа из древнего армянского рода Сурен-Пахлави. Это равноапостольный святой — Григорий Просветитель («Лусаворич»-древ.арм.), этнический армянин, армянская ветвь династии Аршакидов. Следует заметить, что несколько ранее описываемых событий, в Персии христианство тоже имело весьма сильные позиции, а многие этнические армяне, проживающие в персидских приделах, были христианами. Раннехристианские хроники сообщают, что после дворцового переворота, новый царь Персии Арташир I, по совету своего визиря Амбарцума даже склонялся к тому, чтобы принять таинство крещения. В Армении было переведено более 600 греческих и сирийских сочинений (многие из которых были уничтожены и дошли до нас только в армянских переводах), богослужебных книг и пр… Комментарии:(1) Васильев А. «Шасу новоегипетских источников и ранняя история Израиля. Древний Восток и античный мир». Немировский . Haigh A. «On the Shasu-peope» //ZAS 14/1876 p. 52-57. Торосян А. «Загадка Моисея», ст., пер. с древ.греч.. «Еврейское слово», № 40 (313)5767/2006 от 25, с.10-31, ст. Фадеевой Н. «Авраам Галанти – учёный и политик».(2) Про армянское царство «Азкеназ» у А.Галанти написано, что его жители это «народ живущий неподалёку от горы Арарат в Армении (Бытие, 10:3; Паралипомемнон, 1:6)». Там же.(3) «Армянские корни и происхождение» княжества Адиабены оспаривается некоторыми историками, но, заслуживающие внимания, еврейские источники, в лице учёного, историка, политического и религиозного деятеля (ярого друга и поклонника младотурецкой революции) Авраама Галанти, подтверждают этот факт. Вот уж, поистине, «пути Господни неисповедимы». В его работе «Несколько страниц истории евреев Армении» написано: «Местная царская династия Адиабен вместе с частью подданных приняла иудаизм, как это сделали впоследствии хазары. Столицей этого княжества был Арбиль … ПРИНЯВШИЕ ИУДАИЗМ, ЖИТЕЛИ АРМЯНСКОГО КНЯЖЕСТВА, были единственными, кто попытался помочь евреям во время нашествия римлян на Иудею. Далее Галанти писал: «Связи с Иудеей поддерживало небольшое княжество Адиабен. Правитель Адиабен Изат (36-60 г.г. до н.э.) и его мать Елена («Е(h)инэ»-древ.арм..; прим. С.Н.), принявшие иудаизм … также Монобаз II … Сыновья Изата в Иерусалиме изучали древнееврейский язык и религиозные законы». Елена «пожертвовала в иерусалимский храм золотой подсвечник». А также, она щедро помогла голодным жителям города Иерусалима. Из Александрии и Кипра велела привезти на свои средства зерно и сухофрукты. «Её сын Изат … пожертвовал значительную сумму денег … отправил свои ценные вещи брат Изата — Монобаз. Правители Адиабена пытались помочь евреям и в дни их отчаяннного сопротивления римлянам. Иосиф Флавий приводит список наиболее отличившихся в сражении (армянских; прим. С.Н.) воинов Монобаза …». Далее Галанти замечает, что «историк Моиз де Иворен писал, что потомки племени Аматуни, состоявшего в родстве с армянской династией Багратуни, утверждают, будто их далёкими предками были царь Давид и Вирсавия … они претендовали на родство с Девой Марией». Там же.(4) Во времена железного века в Армении был создан армянский иероглифический алфавит («еркатагир»-древ.арм.; дословно «железные буквы»). Он упростил «гормоздкую систему пиктоидеографического и силлабического (слогового) иероглифического письма». О древности, родстве и распростанении архаичного армянского языка по миру говорит его сходство не только с языком басков, но и с и языками финно-угорской группы (территория соврем. Западной Турции), а также с языком народа майя (Мезоамерика; общее использование моносиллабических и гомофонных речевых формирований, которые при одинаковом произношении имеют разные значения). О чём ещё в ХIХ в. написал впервые И. Доннелли, ссылаясь на источник Птолемея («География Малой Азии»). О присутствии арменоидной расы на Канарах писал и Э.Хутен (Гарвард), а также учёный антрополог М.У. Джекман («Происхождение и история майя»), Т.Хеердал и мн.др.. С.Н.. Айвазян С. «История России. Армянский след», М., «Крон-Пресс», 1997, с.171-178.(5) Об этом говорят и результаты археологических раскопок, проведённых на территории Армении. В районе озера Севан были найдены межевые знаки, которыми разграничивались общинные и частновладельческие земли. Это — «арамейские надписи, относящиеся к периоду правления царя Арташеса I (189-160 г.г. до н.э.)». О чём сообщает экспозиция Государственного Исторического Музея Армении. «Путеводитель Государственного Исторического Музея Армении», Академия Наук Арм. ССР, Ерев., 1963, с.15.(6) Развитие горного дела, как такового, имеет своё начало в горах Армении. З.Косидовский пишет: «Где-то в Армянских горах жило племя Кизвадан, которое в ХIV в. до н.э. научилось выплавлять железо … Оно нашло способ дешёвого изготовления железа, да ещё в большом колличестве». Археологический заповедник Мецамор (III-IV тыс. до н.э.) раскрыл ещё не все свои тайны.К юго-западу от озера Айгерлич, учёными архео/экспедиции АН Арм. ССР был вскрыт один из холмов местности Мецамор. Холмы, сложенные из древнейших туфобрекчий и туфов третичного периода, представляли оригинальный и уникальный, в своём роде, памятник древне-плавильной архитектуры. Взорам археологов предстало городище-крепость со рвом, обсерватория бронзового века (всего 5 культ.слоёв, н.III-н.I в.в. до н.э.) центр горно-металлургического производства. Были вскрыты 23 плавильные печи, а всего их свыше 200. Среди них был чан-мешалка (на 30 куб.м.) для смеси из кости и глины, ускоряющей процесс плавки и штабеля брикетов этой смеси. Сохранилось множество предметов мат. культуры из бронзы (разные сплавы медно-мышъяко-олов.и медно-свинц-цин.): сосуды, украшения, ножи, мед. сереб. монеты и мн.др.. А также, чистые металлы; медь, золото, свинец и нерж. гематит. пластины. «Железный век» преобразовал Армению в страну, которая могла влиять (культурно и военно-политически) на многие страны. О чём свидетельствуют античные источники — Гомер, Эсхил, Еврипид, Фрол. А также сообщают средневековые и современные авторы — Ж. Морган, Дикшит, Ф. Энгельс, Фрэнкфорт, З. Косидовский, Б., Немировский А., Мошезон, Г. Смит, и мн. мн. др.. Дульян А. Асланян А. «Знакомьтесь, Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.107-108. Косидовский З. «Библейские сказания. Сказания евангелистов», с. 167. «Когда солнце было богом», Новосиб., «Наука», 1991, с. 321-329. Айвазян С. «История России. Армянский след», М., «Кронпресс», 1991, с. 50-65.(7) Уникальная архео/экспедиция была организована Арцахским институтом Археологии и Этнографии Армении в 2005 г.. Американская пресса окрестила эти раскопки «Карабахская Троя». В ходе самых крупных раскопок дохристианского периода на территории Карабаха (I в. до н.э.), армянские археологи обнаружили древнюю столицу Тиграна Великого. Увидели свет многочисленные уникальные предметы материальной культуры древних армян – цитадель, часть крепостной стены, керамика, агатовая гемма. Христианский период представлен весьма широко: однонефная базилика, 10 хачкаров, глиняный диск, кресты и карасы (V-VIII в.в.), на которые нанесены надписи, относящиеся к древнему армянскому алфавиту «болорагир еркатагир». Упадок начался после татаро-монгольской экспансии с XIII в.. Что позволяет сказать об этих землях как исконно армянских. Раскопки успешно проводятся под руководством Гамлета Петросяна — доктора исторических наук и зав. кафедрой культурологии ЕГУ Армении. Регнум.рф/news/fd-abroad/karabax/cultura/1563399.html(8) Первый раз армяне приняли христианство на государственном уровне в отдельно взятой стране — Осроэне, ещё при жизни Иисуса Христа. Царь Осроэны Абгар V Укам («Абгар сын Аршама, именовался «аваг (h)айр»; по М.Хоренаци), состоял в переписке со Спасителем. Абгар, получив чудесную помощь от изображения св. лика Христа в излечении от болезни, принял святое крещение. Вслед за ним последовали его подданные. Эта икона называется «Спас Нерукотворный» (другое название чудотворной иконы «Абгаров Образ»). Она венчала главные городские ворота в столице Осроэны Эдессе. В настоящее время сия икона находится в городе Генуя, в храме во имя св. Варфоломея Армянского, построенного в 1308 г. двумя монахами-базиликанцами, пришедшими из Киликийской Армении. О чём сообщают разные источники. Игумен Роман (Загребнев) «Учусь проповедовать», с. 136-139. Кочарян Г. «Драгоценный дар царя Осроэны», www sobesednikarmenii/ru/…161 34.(9) Но, «Въ концъ VI въка произошли споры между греческой и армянской Церквами …что повело даже къ разделенiю внутри армянской Церкви. Впоследствiи, вмъшательство римской церкви не только не дало грекамъ и армянамъ притти къ какому либо религiозному соглашенiю, но и наложило на это время смуты и сомненiй свою печать, такъ, что въ настоящее время, до 100.000 армянъ и вовсе отпало отъ армянской Церкви и подпали подъ влiянiе римской, а есть даже уклоненiе и въ протестанствo» (в данной сноске сохранена орфография и пунктуация источника того времени, прим. С.Н.). «Полный Православный Богословскiй Энциклопедическiй Словрь», т.I, с. 224. Источники:1. Абегян М. «История древнеармянской литературы», с. 479-480, на арм..2. «Авгарь, Едесскiй владътель» /«Христианские чтения», 1834 г./.3. Айвазян С. «История России. Армянский след», с.186.4. Акопян Э. «Арменоведение в России /Вопросы филологии/», Ак. Наук Арм. ССР, Ер., 1988, 10-15.5. БСЭ «Аризона-Аяччо» с. 56-61, 226-227.6. Библия, Бытие, 7:8,ХI,27,28,31,43; Иезикиль, 27:14, 38:6; Премудр. 10:4.Там же, Ветхий Завет, Книга пророка Иеримии, глава 51, стих 27.7. Википедия; www googl ru/senrh; журнал «BMC Biology».Геродот, кн.V, с.52.8. Даврижеци А. «Книга историй», пер. с арм. Ханларян Л., М., 1973, с. 528-529.9. Драсханакертци И. «История Армении», «Советакан Грох», Ерев., 1986, с.43-50, 53-54,240-241,243.10. Дульян А. Асланян А. «Знакомьтесь, Армения», Ерев., «Айстан», 1972, с.107-108.11. Дьяконов И. «Предыстория армянского народа», Ерев., с. 175-189.12. Евсевий Кесарийский «Церковная История», гл. 9,8,2.13. Еремян С. «Квопросу об этногенезе армян», Ерев., «Вопросы истории», № 7, 1952, с.105.14. Игумен Роман (Загребнев) «Учусь проповедовать», с. 136-139.15. «Искусство стран Востока», с.39-40.16. Киракос «Предисловие», 1, Ed. Dularier «Recherehes sur La chronologie», 3, enne XXX, XXXII, XXXIII, XXXV.17. Климишин И. «Календарь и хронология», Наука, М., 1985г., с.158-159.18. Косидовский З. «Когда солнце было богом», Наука, Новосиб. 1991г., с.321-329.19. Любимов Л. «Среди сокровищ Эрмитажа», с. 29-30.Манандян Я. «Краткий обзор истории армянского народа, 1944, с.66.20. Марсден Ф. «Перекрёсток. Путешествие среди армян», с.163.21. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир «Земля потомков патриарха Тюрка», с.29-30.22. Нестор-летописец «Повесть временных лет», с. 8-9,22-27.23. Орманян М. «Армянская Церковь», гл.II,IX.24. «Полный Православный Богословскiй энциклопедическiй словарь», т.I, с.21,22,48,216, 224-225,253-254.25. «Путеводитель ГИ музея Армении», с.15.26. Себеос «История императора Иракла», О.1., О.2.Страбон «География», ХI,14,15.27. «Сказанiя о Нерукотворномъ Образъ Спасителя Катанского» /»Христианские чтения», 1834г./.Тревер «Очерки по истории культуры Армении», Л., с.134.28. Флавий И. «Иудейские древности», ХХ, гл. II.29. Хоренаци М. «История Армении Великой», с. 33-82, рукопись № 122.Он же, «История Армении», ИФЖ, Ерев., 1973, II, с.46-47 на арм. яз..Он же, кн. I, гл. 9, кн. II, гл. 81.30. K.Humann, O.Puchstein «Reisen in Kleinasien undNordsyrien», Berlin,1890.31. Шахтуни О. «Описание Эчмиадзина и пяти областей Арарата, в 2-х частях», 1, 285.32. Щербаков В., Ларге, «Всё об Атлантиде», М., 1990г., с.36-39,53,81,131,132.См. также труды И. Донелли, Зиглинга В., Зега Э.Т. Хеердала («Экспедиция на «Ра» и др.), М. Стингла, М. Стирлинга, и др..
Наталья Соболь, историк-арменовед
Комментариев нет:
Отправить комментарий