Слово язычество и язычник на армянском звучит “этанос, этаносутюн”, от греческого слова “этнос – народ”. То есть язычество считалось национальной верой. Староармянская или арийская вера утверждала, что единственная создающая натура – арийский народ и согласно арийской вере Создатель (Ара, Арарич, не имеет начала, он абсолютен, Арарич один) сотворил остальных богов и народов в Армении . Название страны и народа непосредственно связаны с арийской верой. Великий потоп и ковчег на горе Арарат (арар – творение, ат – место) связан с арийским родом, который является началом индоевропейцев. Именно отсюда арийцы распространились по всей земле, а те, кто остались в Араратской долине , стали называться арменами, а страна – Арменией.
В пантеоне были много богов, однако до нас дошел не весь список. Самые любимые боги, которым поклонялся арийский народ были Бог Войны Ваагн (день рождения Ваагна отмечался 21 марта, день, когда арийские народы отмечали Новый Год), Богоматерь Анаит , Богиня любви и возлюбленная Астхик и Бог солнца Митра (Арамазд ). Боги армянского пантеона сравнивались с античными богами эллинистической эпохи. Так, Арамазда сравнивали с Зевсом , Анаит с Артемидой , Ваагна с Гераклом и т.д.
Храм Гарни
Языческий храм солнца Гарни находится над ущельем реки Азат . Храм был построен приблизительно в 1 веке царем Трдатом I и посвящен Богу Солнца Митре и этому есть свидетельство – надпись на греческом языке. Трудно сказать почему Гарни уцелел после принятия христианства, однако сегодня как единственное свидетельство языческой культуры, храм строго охраняют.
Храм построен в стиле греческой архитектуры и является своеобразной копией знаменитого храма Афины. Фасад украшен 24 колоннами. Храм построен из огромных базальтовых блоков благодаря чему уцелел и дошел до наших дней. Храм стоит на подиуме, к которой ведет широкая лестница. Орнаменты и весь храм в целом свидетельствует о развитой архитектуре древней Армении.
Храм был разрушен после сильного землетрясения в 1679 году, но был полностью восстановлен в 1970. Для восстановления были использованы как разбросанные по ущелью фрагменты храма, так и заново изготовленные камни. Рядом с храмом находятся царская баня с несколькими комнатами: раздевальная, купальня с холодной и горячей водой, котельная. Пол украшен разноцветной мозаикой, на которой отображены мифические персонажи и надпись на греческом “Мы потрудились, не получив вознаграждения”.
Языческие праздники
Несмотря на то, что Армения первая приняла христианство и 97% населения христиане, языческие обряды и праздники остались в культуре. Изучая историю национальных праздников, можно найти далеко идущие корни в языческую Армению.
Поклонение огню – языческий обряд, который назывался Терендез (стопка сена перед домом). Терендез – праздник плодородия и благополучия. Люди разжигали огонь во дворе, чтобы принести в дом плодородие и благополучие. Молодые люди строили круг и парами прыгали через огонь крепко держась за руки. Считалось, что костер обретал некую силу, которая передавалась прыгающим через огонь людям. После принятия христианства праздник переименовали Терендез (тер – Господь), в дословном переводе “Господь с вами”.
Один из самых любимых праздников Вардавар также имеет языческие корни. Вардавар праздновался во славы любви бога Ваагна и богини Астхик . Название Вардавар или Вардаматн переводится как осыпать розами. Богиня Астхик дарила розы и разливала розовую воду: она сеяла любовь, а возлюбленный Ваагн защищал эту любовь. После принятия христианства Вардавар начали считать днем Преображения Христа. Однако обряд праздника все же остался от языческого Вардавара.
Комментариев нет:
Отправить комментарий