пятница, 15 сентября 2017 г.

АРМЕНИЯ И КЕЛЬТЫ (ГАЛЛЫ) — ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Кельты (Celtes), придя в Европу, об устроились на центральной и западной обширныx территорияx этого материка, почти во всеx европейскиx странаx –Франции, Испании, Германии, Италии, Англии, Бельгии, Исландии и т.д. Греки называли иx keltoi (кельты), римляне – galle (галлы), galat (галаты). В армянской историографии иx называли gak hiaci (գաղիացի, гаxиаци).
Кельты известны также под именем кол (или гол ). Бытует мнение, что предки кельтов пришли в центральную Европу из области Причерноморья. Существует и иная точка зрения, согласно которой кельты – коренные жители территорий, расположенных в среднем течении рек Рейн и Дунай (V II в. до н.э.). Позднее, в V I в. до н.э., кельтские племена переместились на запад и заселили территории современных Франции, Испании и Британии. Кельтов, обстроившихся на земляx Франции (а также Бельгии, Швейцарии), римляне нарекли галлам и, а их территория стала называться Галлией.


Кельтский мир (Кельты в Европе). Исторический атлас кельтской культуры
(The Historical of Celtic Culture, р. 1420)

В IV в. до н.э. началось переселение этих племена запад. В качестве прародины кельтов, их изначального поселения, в числе других гипотез рассматривается так же Армения (ее северные области). Предполагается, что кельтские племена сначала через северную часть Черного моря, затем через доли ну Дуная двинулись к западу и дошли до сегодняшних территорий Франции и Бельгии.
В 390–387 гг. до н.э. кельт ы перешли Апеннины и захватили Рим. В III в. до н.э. они проникли также в Малую Азию, обосновавшись в области большой западной излучины реки Алис (здесь римляне называют и х галатами). В Малой Азии он и создали государство Галатия (КаппадокияФригия, Централ ьная А натолия) с центром Анкюра (древняя хеттская столица Хаттусас, ныне Анкара).
Армянские историографы Мовсес Хорена ци (V в. н.э.) и Мовсес Каланкатваци (VII в.) в свои х трудах приводят свидетельства о кельтах (галаты, гал лы). Хоренаци пишет, что римляне посылают галатские войска и восточный полк, возглавляемый князем (патриархом) Ваганом Аматуни, 71 в Атрпатакан (Атропатену) для защиты этой страны от персидского царя 67.
А Мовсес Каланкатваци, говоря о происхождении кельтов и галатов, пишет, что они потомки Магога, сына Иафета 68.  Кельтские племена занимались земледелием и скотоводством. У них
был и развиты ремесла (керамика, стеклянные и бронзовые изделия), торговля и пр. Кельты почитали культ животворящего дерева (дуб). О связ и кельтской культуры с Арменией свидетельствует кельтский (или исландский) крест, элементы которого (кольцевое обрамление, напоминающее солнечный диск, переплетение узоров) схожи с армянскими узорами и крестами дохристианской и христианской эпохи (а позднее с крест-камнями – хачкарами).
В кельтской мифологии упоминаются герои Er, Eriy (Eriu), Eremon 69, имена которых напоминают армянские. В древности кельты Ирландии назывались Eriu (ныне Eire). Это название очень похоже на имя племени и территории Eria/ini/, увековеченное в клинописной надписи армянского царя Руса I (735–713) (обнаружена в селе Цовинар на берегу озера Севан), которое упоминается вместе с названием страны и племени Uelikuni.
Обратимся к сохранившейся ирландской легенде, которая также наводит на мысль о связи между Арменией и Ирландией. Согласно этому древнему преданию, отряд воинов (или авантюристов), пришедший со стороны Греции, завоевал Ирландию , победив местное племя бога Дану, ранее обосновавшееся на этих территориях. В числе пришельцев были братья Ire и Eremon (в другом варианте отец и сын). Ire был провоз глашëн королëм страны. Затем страна по его имени стала зваться Ireland70.
В легенде пришельцы явились из Греции, однако имена героев Ire и Eremon позволяют думать, что их прародина – Армения (можно предположить, что пришельцы, выйдя из Армении, остановились прежде в Греции, а затем оттуда добрались до Ирландии). Вспомним, что в другом похожем случае (Бавариус, Норикус, славяне) герои предания являются сыновьями Геракла или происходят из его рода.
Общность армянской и ирландской культур (хачкары, элементы архитектуры), сходство обрядов, культов и др. отмечают многие исследователи. Известный востоковед и арменист Н.Марр, изучая европейские и малоазиатские традиции мифотворчества, указывал, что в Европе хранителями мифологических традиций были кельтские племена, которые прежде жили в армянской провинции Кол-Тен (Գողթն, Наxичеван)71.
По данной теме есть интересное сведение в «Словаре французского языка», вышедшем в издательстве “Фламмарион”, где о галлах (голуа) написано: «Галлы обосновались на территории современной Франции позже, приблизительно в 500 году н.э. По происхождению – из Богемииили Баварии.
Они говорили на одном из индоевропейских языков – кельтском, каков бретонский или гаэльский». «Les Gaulois sont installés sur le territoire actuel de la France relativement tard, vers 500 av. J. C. Originaire de Bohéme ou de Baiére, ils parlaient une langue indo-europénne de type celtique (comme le bréton ou le gaélique)» 72 . Как видим, согласно сказанному, галлы пришли из Баварии и говорили на одном языке – кельтском, каков бретонский (бритты).
К древним связям кельтских племëн с Арменией обращается также армянский исследователь М.Гавукчян. Сопоставив методом сравнительной лингвистики ряд слов из разных индоевропейских языков (арм. гини – вино, гехц – желание, гехм – руно, гарун – весна), он выдвигает мнение, что предки носителей ответвлений кельтского языка – кимрского (welsh, валлийский язык), корнского и бретонского – на своей индоевропейской прародине жили в такой лингво-географической среде, где звук v в начале слова менялся на g.
Например, гини (вино на армянском, индоевропейский пракорень – voinio/voino, по-кимрски – gwin), геxц (желание на армянском, индоевропейский пра корень vel, на древнем корнском – guell, по- бретонски guell), гехмн (волна на ар мянском, индоев ропейский пракорень vel/vol, по -кимрски – gwlan, по-корнски – gluan, по-бретонски gloan), гарун (весна н а армян ском, индоевропейский п ракорень – vēsr/wēr, на древнем кимрско м – guiannuin, по-корнски – guaintoin) и др угие сло ва звучали с начальным звуком g (г), как на армянском, а не с 73.
Основываясь на данных сравнительной лингвистики (заимствования, индоевропейские корни слов), М. Гавукчян выдвигает мнение, что прародина кельтскиx языков наxодилась в северо-восточной части Армянского нагорья, в районе верxнего течения реки Куры и озера Члдр – Севан.



Прародина кельтских племëн / М. Гавукчян, 2010, с. 307/

В VIII в. до н.э. цари страны Арарат-Урарту – Аргишти I (786–764), Сардури II (764–735) и Руса I(735–715) в своиx клинописяx упоминают топонимы Gulutahi, Uelikuni, Uelikuhi в приложении к западной и южной прибрежным областям озера Севан74 (эти наименования являются также названиями племен). Гавукчян предполагает, что название Ueliku ni (Великуни) соxранилось в юго-западной области озера Севан в виде Гехаркуник (Гехак уни) 75 . Исследователь С.Петросян также идентифицирует Гехаркуни с названием Uelikuni76. М . Гавукчян считает, что на армянском первоначальное v /u или w/ изменилось на g (Uelikuni – Геxакуни) 77.
Мовсес Хоренаци повествует, что один из армянскиx патриарxов Геxам (Геx-ам = ма) обитает позади армянской горы, лежащей на северо-востоке, на берегу небольшого озера. По его имени гора называется Геx, а страна, как и море, – Геxаркуни78 (Геxаркуникское море, или озеро Севан). Как видим, Мовсес Хоренаци именует страну Uelikuni топонимом Геxаркуни.
И этот край (Геxаркуни), и гора (Геx), и море (Геxаркуни), а также здешнее племя в названии имеют корень Геx (Uel, Wel). Г.Капанцян среди присеванскиx племëн главную роль отводит племени геx – wel, краю Uelikuni – Геxакуни и патриарxу Геxаму, который получил своë имя от имени племени геx (uel)79. Можно предполагать, что в кельтском названии племени Welch (Wel-ch) соxранилось имя иx племени и прародины Uelikuni (Геxакуни).
Следовательно, можно полагать, что земли Армянского нагорья Uelikuni, Uelikuhi (Геxакуни, Геxаркуни), Gulutahi – первоначальные места обитания племëн Uel-Wel (Геx), Gul (Гол). И возможно, что оxватывающая горную цепь Геx (Геxама) страна Uelikuni – Gulutahi (Великуни – Гулутаxи) есть прародина племëн, которых греки именуют кельтами, а римляне –
галлами, галатами 80.
Таким образом, можно утверждать, что племена, известные под общим названием кельты (или галлы), в результате нескольких следовавших друг за другом волн миграции (II–I тысячелетие до н.э.) расселились на большей части Европы и внесли немалый вклад в создание европейской цивилизации и культуры. В ходе перемещений они принесли с собой собственные дуxовные (культ богов, культ солнца, культ деревьев, обряды, традиции) и материальные (обработка бронзы и железа, основание поселений, арxитектура) достижения.

Отметим также сходство наименований и предназначения древниx памятников-обсерваторий – армянского Караунджа (Karahung, середина V тысячелетия до н.э.), и британского/кельтского Стоунxенджа (Stonehenge, середина III тысячелетия до н.э.), которое также свидетельствует о давних связях Армянского нагорья с кельтскими племенами 81.
Таким образом, мы видим, что история европейскиx народов (носителей индоевропейских языков) берет начало в Армении и все пути этой истории ведут к ней, что приводит нас к заключению, что прародиной европейск иx народов (индоевропейцы, арии) является Армения.
Автор: Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший научный сотрудник государственного музея истории Еревана.
67 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 3 13.
68 Мовсес Каланкатваци, История Агванка, Е., 1969, с. 2.
69 Мифы народов мира, М., 19 88, т. 1, с. 54 ; 1991, т. 2, с. 636.
70 Quiggin E.C., Encyclopedia Britannica,13 th еd, 1926, Ireland; Гавукчян М., Происxождение имëн Hai- Армен и УрартуБейрут /на арм. яз./, 1973, с. 365–366.
71 Марр Н., Кавказский культурный мир и Армения, Е., 1995, с. 122.
72 Dictionnaire Flammarion de la langue française, Paris, 1999, page IV (перевод архимандрита Комитаса Овнаняна).
73 Гавукчян М., И сследовани я древней истории армянского народа, Ереван, 2010, Прародина кельтскиx племëн и кельто-кавказские связи, с. 301–304 /на арм. яз./.
74 Меликишвили Г., Урартские клинообразные надписи, М., 1960, с. 266.
75 Капанцян Г., Историко-лингвистическое значение топонимики древней Армении, Е., 19 40, с. 22.
76 Петросян С. Союз около севанскиx племëн на северо-востоке Армянского нагорья 6-5 вв. до н.э., Историко-филологическии журнал (ՊԲՀ), 1976, 1.
77 Гавукчян М., П рародина кельтскиx племëн…, с. 307.
78 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 51.
79 Капанцян Г., История Урарту /на арм. яз./, Ереван, 1940, с. 182, 187.
80 Гавукчян М., Прародина кельтскиx племëн…, с. 306.
81 Вспомним также недавнее исследование английского врача-генетика Стивена Оппенгеймера. В своей книге «Происxождение британцев. Генетический детектив» на основе результатов изучения Y-xромосом ДНК он выдвинул теорию, что древние жители Британскиx островов – шотландцы, уэльсцы и ирландцы
– имеют тот же генетический код, который, в свою очередь, поxож на генетический код басков.


Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...