пятница, 15 сентября 2017 г.

БЖНИ — НЕПРИСТУПНАЯ ОБИТЕЛЬ БОГОВ — АРМЕНИЯ

«Неприступная обитель Богов» именно так летописцы называли крепость Бжни. Впервые крепость упоминается в хрониках XI века.
Село Бжни впервые упоминается в V веке в книге «История Армении» Лазаря Парпеци. Начиная с X века, во время правления князей Пахлавуни политическое значение Бжни увеличилось.
С XI века Бжни упоминается в летописях уже, как крепостной город. В это время Бжни был престолом Васак-Голума Пахлавуни, который отстроил крепость, и в 1020 г. успешно отразил нападение кочевых племен на Бжни.
Что, в общем, неудивительно. Сама природа позаботилась о неприступности этого места. Даже просто добежать с оружием до вершины, не сбив дыхание и сохранив боеспособность, уже представляло сложную задачу для нападавших.
После строительства крепости к этому добавилась необходимость штурма отвесных стен, с которых на осаждавших сыпались тяжелые камни, и лилась горячая смола.
Обойти крепость Бжни со стороны тоже было делом непростым. Рельеф местности не очень способствовал успешному штурму. Тем не менее, в 1072 году Бжни попал во владения турков-сельджуков, и подвергся разрушениям.
В 1201 году армянские войска освободили Бжни, и он перешел под управление Закаридов, а после стал престолом Авага Закаряна. В 1386 году Бжни подвергся набегам орд Тамерлана.
Французский путешественник Шарден приехал в Бжни в 1673 году. Он написал, что его потрясли руины, а в особенности грандиозные масштабы крепости Бжни и суровая природа вокруг.
В 1700 году французский натуралист Питтон де Турнефор упоминает церковь Бжни, руины крепостной стены и других построек. В 1929 году были раскопаны гробницы позднего железного века.
Найденные предметы хранятся в Армянском Государственном Историческом Музее. И сейчас руины старого поселения Бжни угадываются в рельефе на правом высоком берегу реки Раздан.
«Неприступная обитель Богов» неоднократно подвергалась осадам и штурмам, но возрождалась, как птица Феникс вновь и вновь. Помимо силы духа защитников, имелся и еще один немаловажный фактор.
Три длинных подземных хода, вырубленных в скалах неимоверными усилиями, соединяли крепость Бжни с соседними селениями. Оттуда поставлялись продукты и оружие.
Настоящая подземная дорога вела в неприступный каменный храм святой Богородицы с толстенными стенами и узкими окнами-бойницами. Здесь защитники крепости получали духовную поддержку.
Храм святой Богородицы был из числа тех четырёх церквей, которые поддерживали выборы армянского Католикоса. Поистине крепость Бжни была неприступной твердыней, защитой тела и опорой духа армянского народа.
До сего дня сохранились только западная и северная стороны крепости с башнями и фрагментами секретных проходов.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...