воскресенье, 24 сентября 2017 г.

О НАЙДЕННОМ ТОРГОВОМ АРМЯНСКОМ СУДНЕ XVII ВЕКА


В декабре 2007 года профессор Индианского университета Чарльз Беккер по телеканалу BBC заявил, что у берегов Доминиканской республики в Карибском море найдены останки корабля XVII века. Он предположил, что это брошенное скандально известным капитаном XVII века Уильямом Киддом торговое судно «Quedagh Merchant».
Почти с самого начала работы экспедиции Индианского университета к ней присоединились граждане Швейцарии Павел Галумян и Изабель Агад-Галумян. С борта их судна «ANAHIT», плавающего под армянским флагом, велись все морские исследования экспедиции Индианского университета, а в 2008 году с него же велись съемки научно-исследовательского фильма «National Geographic» о найденном корабле.
В ближайшее время в Ереване должен состояться международный семинар ученых из стран, причастных к этой истории. О работе экспедиции и о «Quedagh Merchant», достойной авантюрного романа, наше интервью с Павлом Галумяном.
— Павел, расскажите, с чего для вас началась эта история?
— В этой истории очень много интересных для нас совпадений. Все началось с того, что в 2006 году мы решили организовать морскую экспедицию по островам Карибского моря, собираясь отправиться в плавание на яхте под армянским флагом.
Мы вступили в клуб «Айас» и предложили членам клуба принять участие в нашей экспедиции. В это время мы случайно услышали, что какой-то армянский торговый корабль, захваченный в XVII веке английским капером капитаном Киддом, находится где-то у берегов Канады.
Мы заинтересовались этой историей, стали собирать информацию, и первые же исследования выявили две очень важные вещи. Во-первых, захват корабля с вытекающими отсюда последствиями является очень важным эпизодом мировой истории.
Во-вторых, останки корабля находятся у берегов Доминиканской республики в Карибском море. Об этом сохранилось свидетельство голландского капитана XVII века, который видел горящий именно в этом месте «Quedagh Merchant».
Но, несмотря на такое четкое указание места, где нужно было искать корабль, шансы найти его в огромном море были ничтожны.
Тем не менее мы решили попробовать. Все уже было готово к началу экспедиции, когда за два дня до нашего отплытия из Аннаполиса в Карибское море профессор Индианского университета Чарльз Беккер по каналу BBC объявил о находке корабля.
Сначала я испытал страшное разочарование. Наверное, так чувствует себя собака, которой пообещали кость, в существовании которой она не была до конца уверена. Но это длилось всего лишь час, после чего я успокоился и понял все преимущества того, что этим делом занимается очень серьезная профессиональная команда.
Надо сказать, что Индианский университет — единственное учреждение в Америке, которое имеет морскую археологию. Кроме того, проявленный к этой истории интерес таких каналов, как CNN, BBC, «National Geographic», мог помочь нашим поискам.
Мы с Изабель почти сразу же присоединились к первой экспедиции Индианского университета. Наша яхта, экипированная для подводных исследований, с самого начала непосредственно участвовала в работе экспедиции, во время которой с морского дна была поднята одна из пушек подожженного корабля.
— Вы сказали, что нахождение корабля является важным фактом мировой истории. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
— Начну с того, что захват «Quedagh Merchant» капитаном Киддом стоил тому жизни. Судебный процесс длился целых два года — с 1699 по 1701 год. Вокруг него был огромный ажиотаж в Англии.
В результате Кидд был объявлен пиратом и приговорен к смерти. На самом деле, капитан Кидд не был пиратом, он являлся приватиром и находился на службе у английской короны. За его спиной стояли очень влиятельные в Англии люди. А его лицензия была подписана самим королем Уильямом.
— Почему же тогда он был приговорен к смерти?
— Для того, чтобы разобраться в перипетиях этой сложной ситуации, нужно вернуться на 300 лет назад и погрузиться в запутанную историю торговых отношений Запада и Востока, в историю, в которой немаловажную роль играли армянские купцы Новой Джульфы.
Это был город-спутник, расположенный под боком столицы Персидской империи Исфагана. Содружество армянских купцов Новой Джульфы, состоящее из десятка независимых семей, имело огромную торговую сеть, которая распространялась как на Запад, так и на Восток.
На Востоке не было ни одной точки, где у них не находилось своих представителей. В течение 17-го века эта сеть все время расширялась. Надо сказать, что в тот период торговля между Западом и Востоком велась двумя путями.
Один из них — морской, некогда открытый португальцами, где шла очень серьезная конкуренция между европейскими компаниями — Восточно-индийской голландской компанией, Восточно-индийской английской компанией, Французской королевской восточно-индийской компанией и португальцами.
Второй торговый путь шел через Среднеземноморские порты. Это был караванный путь и находился он в основном в руках армян Новой Джульфы. Для европейцев было очень заманчиво заключить договор с армянами, чтобы воспользоваться их обширной торговой сетью. Было понятно, что та европейская компания, которая сумеет найти контакт с армянами, выиграет всю торговую войну на Востоке.
— Почему европейцы нуждались в армянах в качестве посредников, а не могли напрямую торговать со странами Востока?
— К этому было несколько предпосылок. Во-первых, через территорию исторической Армении проходили созданные веками караванные пути, которые сами по себе являлись целой индустрией.
Создание новых торговых путей было исключительно сложной задачей. Кроме того, для многих европейцев въезд в некоторые мусульманские страны Востока был запрещен из-за миссионерской деятельности, которую они вели. Армяне же, хоть и были христианами, но по своей религии не были агрессивными, поэтому исламские страны Востока относились к ним терпимо.
С другой стороны, армяне все-таки были христианами, поэтому были своими и для европейцев. Таким образом, они стали промежуточным звеном в торговле между Западом и Востоком.
Являясь очень существенным звеном в этой торговле, они заключали торговые договоры с европейскими компаниями и даже странами на уровне высшей власти. В 1688 году английской компании «East India Company» наконец-то удалось достичь соглашения с армянами.
Это был не просто торговый договор, а долгосрочный проект, в результате которого армяне получали огромные преимущества. Они практически приравнивались к англичанам.
До сих пор трудно поверить, что англичане предоставили иностранцам такие преимущества. Например, они имели право напрямую торговать между Индией и Англией, что было прерогативой «East India Company», и платить при этом те же налоги.
— А что взамен получали англичане?
— Взамен армяне должны были закрыть торговый путь через Средиземноморье, в результате чего англичане становились монополистами в торговле между Востоком и Западом.
Другое дело, что армяне так до конца и не выполнили это условие договора, поскольку это могло закончиться катастрофой для многих европейских стран, которые вели торговлю только караванным путем. Тем не менее договор работал по всем направлениям и был крайне выгодным как армянам, так и англичанам.
— Давайте перейдем к истории найденного «Quedagh Merchant». Кому принадлежал этот корабль до того, как был захвачен капитаном Киддом?
— «Quedagh Merchant» являлся торговым судном и принадлежал Ага Пери Калантару, сыну Паноса Калантара, который был главой одной из влиятельнейших армянских семей Новой Джульфы.
Под договором между «East India Company» и армянами Новой Джульфы стояла подпись именно Паноса Калантара. «Quedagh Merchant» имел на своем борту французский паспорт и служил армянским перевозкам.
В те времена национальность корабля определяли по флагу, по находящимся на нем документам и по принадлежности груза. Учитывая все эти факторы, можно сказать, что «Quedagh Merchant» принадлежал армянам.
Судя по документам, на корабле было порядка семи-восьми армян. Это были хозяева груза и их торговые агенты, которые руководили перевозками. Команда в основном состояла из мавров, хотя среди них было и несколько европейцев.
Капитан судна был англичанином. В 1698 году у берегов Индии на «Quedagh Merchant» напал английский приватир капитан Кидд. Армяне, чтобы откупиться от него и спасти корабль, предложили ему по одной версии 20 000, а по другой – 30 000 тысяч рупий, но капитан Кидд отказался, заявив, что это мизерная сумма по сравнению с теми богатствами, которые есть на корабле.
На самом деле, увидев, сколько на корабле богатств, Кидд понял, что может на этом закончить свою экспедицию и вернуться в Англию. Кроме того, его собственный корабль «Adventure Galley» еле держался на плаву, и он вынужден был, высадив всю команду «Quedagh Merchant» вместе с армянскими купцами на берег, перебраться со своей командой на их корабль.
Свою Галлеру Кидд потопил у берегов Мадагаскара. Позже, пообщавшись несколько дней с капитаном-англичанином «Quedagh Merchant» Джоном Райтом, который рассказал, кому принадлежал захваченный корабль и об альянсе армян с Восточно-индийской компанией, Кидд понял, в какую историю влип и что по возвращении в Англию у него могут быть очень серьезные проблемы с «East India Company».
Был момент, когда Кидд решил вернуть корабль армянским купцам. Как он признался позднее на суде, он даже предложил это команде, но убедить пиратский экипаж сдать корабль со всеми его несметными богатствами назад было нереально.
В данной ситуации Кидду оставалось только надеяться на своих влиятельных английских покровителей. У него на руках был еще один козырь, прибавлявший ему уверенности, – французский паспорт «Quedagh Merchant». Имея его на руках, Кидд мог доказать, что, раз корабль принадлежит неприятелю, а Англия в то время находилась в состоянии войны с Францией, то в нападении на него нет ничего незаконного.
— И как дальше разворачивались события?
— Первое, что сделали армянские купцы, когда их высадили на берег, — побывали на приеме у индийского императора, после чего отправили петицию английскому правительству, в которой жаловались, что английские поданные безнаказанно грабят их корабли у берегов Индии.
Со своей стороны, персидский шах обратился к английскому королю с просьбой осудить пирата, допустившего неправомочные действия в отношении его поданных. Кроме того, император Индии, у которого были свои коммерческие интересы с Ага Пери Калантаром, в качестве компенсации наложил огромную контрибуцию на «East India Company».
В этой ситуации «East India Company», которая всегда очень болезненно следила за своей репутацией, должна была доказать, что она в состоянии защитить интересы своих союзников в Англии. Все это привело к тому, что еще до того, как Уильям Кидд вошел в Карибское море, он был объявлен пиратом и находился в розыске.
Капитан Кидд не мог дальше продолжать плавание на «Quedagh Merchant», поскольку его поймали бы английские военные корабли. Добравшись до острова Испаньола, он спрятал корабль в устье реки Рио-Дульче, а сам на небольшой шхуне отправился в Нью-Йорк. Часть команды отправилась с ним, а часть осталась на корабле.
В Нью-Йорке он вместе с членами экипажа был тут же схвачен и отправлен в Лондон. Узнав о том, что Кидд схвачен, оставшаяся на Испаньоле команда, как это было принято у пиратов, подожгла и бросила «Quedagh Merchant», который течением вынесло к маленькому острову Каталина недалеко от Испаньолы, где он и затонул.
Что касается судебного процесса над капитаном Киддом, то, как я уже говорил, вокруг этого дела разразился огромный скандал. Слушания длились два года, после чего Кидд был объявлен пиратом и приговорен к смерти.
23 мая 1701 года капитан Уильям Кидд был демонстративно повешен, перед смертью он так и не признал своей вины и заявил, что является самым безвинным человеком из всех когда-либо приговоренных к смерти.
На самом деле было понятно, что приговор капитану Кидду был вынесен еще до начала суда. Встав на пути «East India Company», он был обречен. И самое интересное, что пропало главное доказательство «невиновности» Кидда, которым он апеллировал на суде, — бесследно исчез французский паспорт «Quedagh Merchant».
Спустя двести лет он был найден где-то в архивах адмиралтейства. Наличие французского паспорта корабля гарантировало бы Кидду оправдание. Ясно, что паспорт пропал не просто так, его припрятали, чтобы можно было спокойно осудить Кидда.
«East India Company» в очередной раз показала, кто является хозяином на Востоке и что, давая гарантии и обещания армянам, она способна в собственном государстве защищать интересы союзников. Капитан Кидд был принесен в жертву интересам компании и стал заложником в сложной политической борьбе.
До сих пор проводится очень много исследований, насколько справедливо судили капитана Кидда. И хотя на самом деле действия его были пиратскими, по английским законам его скорее всего оправдали бы.
В связи с находкой останков «Quedagh Merchant» шотландский парламент собирается обратиться в Лондонский суд с просьбой пересмотреть дело капитана Кидда. К их обращению планирует присоединиться американский штат Нью-Йорк.
Полагаю, что армянское правительство также заинтересовано в пересмотре дела, поскольку была допущена несправедливость по отношению к армянским купцам – большая часть найденного у Кидда состояния перешло к английскому правительству, и королева Англии подарила эти деньги Гринвичскому госпиталю для моряков-инвалидов. На сегодняшний день это около десяти миллионов долларов.

Комментариев нет:

Армяне и евреи

В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения Первого Храма, то ест...